Авиамузей города Котка

В часе езды от российской границы и в 15 километрах от центра Котки расположен аэродром Кюми, на территории которого местный аэроклуб организовал авиамузей.






Аэродром немного затерян в живописных финских лесах и относительно безлюден - прогулявшись по территории мы видели только двух мужиков, ковырявшихся в одном из ангаров.



Музей появился в 1992 году при поддержке ВВС Финляндии. Экспозиция состоит из десятка планеров, двух довоенных бипланов и пяти реактивных истребителей. Всё это плотно впихнуто в один большой зелёный ангар. Вход в музей свободный, время работы с 10 до 18. Хотя мы уходили уже ближе к семи, так никто и не пришёл закрывать.



Британский истребитель Gloster Gauntlet II "GT-400" (OH-XGT). Самолёты этого типа были на вооружении ВВС Великобритании с 1935 по 1943 год. В 1940 году союзники поставили Финляндии 24 таких самолёта, где они эксплуатировались как учебные до 1945 года.



Это единственный сохранившийся в мире Глостер Гонтлет. Восстановлен в 1982 году, летает.



Французский реактивный учебно-боевой самолёт Fouga CM.170 Magister (FM-43). Самолёт поступил на вооружение ВВС Франции в 1956 году, а с 1959 их стала закупать Финляндия, где они эксплуатировались до 1988 года (всего 80 штук). При этом основная часть финских Fouga Magister были построены по лицензии в Финляндии на заводе Valmet.



Музейная машина была в строю с 1962 по 1986 год. В августе 1992 года ВВС Финляндии передали уже списанный самолёт сюда на аэродром Кюми, что стало началом этого музея. Аэроклуб самолёт полностью восстановил и в данный момент он готов к полётам.



Характерное V-образное хвостовое оперение.



Кабина.



Прям-таки космические формы.





Советский истребитель МиГ-21бис (MG-116). Самый распространённый военный самолёт в истории авиации полетал и в финских ВВС. Это самая совершенная модификация типа, выпускалась с 1972 по 1985 год.

все надписи на нём почему-то остались на русском:







Эта машина эксплуатировалась с 1978 по 1997 год, после чего поступила в музей. Всего с 1978 по 1998 год в ВВС Финляндии было 26 МиГ-21бис.



Двигатель от МиГ-21бис: "Tumanskij R25-300".



Лёгкий британский истребитель Folland FO.141 Gnat Mk.1 (GN-107).



Folland Gnat был на вооружении с 1958 года в основном в ВВС Индии. В самой Британии с 1959 по 1979 год использовалась только учебно-тренировочная модификация.



С 1958 по 1972 год в ВВС Финляндии было 13 штук таких машин. Это был первый самолёт в Финляндии, полетевший на сверхзвуковой скорости. Музейная машина эксплуатировалась с 1959 по 1971 год, сейчас находится в нерабочем состоянии.



Это единственный экспонат музея, где можно запросто посидеть в кабине, подёргать все ручки и понажимать все кнопки.





Шведский сверхзвуковой истребитель Saab 35FS Draken (DK-259). Экспортировался в Данию, Австрию и Финляндию. Принят на вооружение в 1960, летал до 2005.



По спецлесенке можно забраться на самолёт и попробовать рассмотреть кабину через стекло фонаря.



Вид с фонаря.



Прилагается картинка такой машины в полёте. Выглядит круто, слов нет.



Хитрое крыло.



В Финляндии Дракены служили в ВВС с 1972 по 2000 год, всего 47 штук различных модификаций. Получается, что служили они параллельно с МиГами.



Управляемая ракета "воздух-воздух" (американская лицензионная) и основные стойки шасси.



Хвостовая опора шасси.



Эта машина 1967 года выпуска, в Финляндии оказалась в 1985. Летала до 1997 года, после чего была передана в музей.

Ещё один МиГ-21, более раритетный:



МиГ-21Ф-13 (MG-78). Первое поколение истребителя (выпускался с 1959 по 1965 год).



С управляемой ракетой "воздух-воздух" (американская скопированная) и подвесным топливным баком.



С 1963 по 1986 год на вооружении ВВС Финляндии было 22 таких самолёта.



Двигатель.





Немецкий учебно-тренировочный самолет Focke-Wulf Fw 44J Stieglitz.
Популярный довоенный учебный самолёт (первый полёт - 1932 год). Для ВВС Финляндии было закуплено 35 штук, которые эксплуатировались с 1940 по 1960 год, а затем были проданы с аукциона.



Эта машина восстановлена в 1998 году и готова к полётам.



В музее можно приобрести открытки и буклеты. Деньги класть в железную коробку.



Александр Фёдорович Можайский, родоначальник российской авиации. Родился здесь, в Котке.



Анонс ретро-авиа мероприятия с участием Hawker Hurricane и DС-3 и прочими радостями.



На улице перед входом стоит памятник в честь истребительной эскадрильи противовоздушной обороны города Котка, для которой в 1942-43 годах был построен этот аэродром.



Летали доблестные финские лётчики соответственно на Messerschmitt Bf.109. Свастика на памятнике присутствует в полном объёме ("правильная" финская, повёрнутая на 45 градусов.).



В кустах спрятался интересный двухголовый грузовик (кабелеукладчик?) на базе английского Bedford TK (1959-1986). Грузовик неживой явно давно, весь облез и под ним выросли грибы (подберёзовики!). Изнутри весь выпотрошен.



В середине стоит катушка, за которой приделана кабина от Scania-Vabis L76 (1963-1968). Кабина с мотором, внутри одно сиденье по центру и несколько рычагов в полу.



Недалеко припрятан ещё один грузовик того же назначения Thames Trader (1962-1967) производства британского подразделения Форд.



К сожалению пока мы бродили по аэродрому, ничего так и не прилетело - не улетело.



Финскую авиацию натурно представлял только одинокий надёжно привязанный планер.

Изначально, кроме музея в Котке был план посетить авиамузей Карелии, находящийся на территории аэропорта Лаппеенранты (100 км от Котки, 30 км от России). Но он работает только по будням и только летом, поэтому я в него не попал и пришлось фотографировать через забор.

Набор реактивных самолётов там тот же, что и в Котке, но есть ещё пара вертолётов.



Советский вертолёт Ми-4 (HR-2). Производился с 1952 по 1966 год. С 1962 по 1979 год три Ми-4 эксплуатировались ВВС Финляндии.



Фактически, это голый кузов в самом начале реставрации.



Saab 35S Draken (DK-213) и машина для его обслуживания на базе фургона Mercedes-Benz L319 (1955-1968).



Fouga СМ.170 Magister и Ми-8Т (HS-4). Ми-8 поступали в Финские ВВС с 1973 года, всего было закуплено у СССР 10 штук.



Эта Фуга намного более уставшая, чем в Котке.



Дракен и Folland FO.141 Gnat Mk.1 (GN-103).



Land Rover Series II (1958-1971) и хвост от МиГ-21. Всего там за ангарами прячется три МиГа.

В отличии от Котки, в Лаппеенранте настоящий аэропорт, где редко, но можно встретить что-то поинтереснее легкомоторной авиации:



Saab 340B (SE-KXJ) шведской авиакомпании NextJet.



Bombardier Q400 NextGen латвийской AirBaltic.
Первоисточник:
http://ru-aviation.livejournal.com/3408118.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти