Авиамузей города Котка

В часе езды от российской границы и в 15 километрах от центра Котки расположен аэродром Кюми, на территории которого местный аэроклуб организовал авиамузей.

Авиамузей города Котка


Авиамузей города Котка



Аэродром немного затерян в живописных финских лесах и относительно безлюден - прогулявшись по территории мы видели только двух мужиков, ковырявшихся в одном из ангаров.

Авиамузей города Котка


Музей появился в 1992 году при поддержке ВВС Финляндии. Экспозиция состоит из десятка планеров, двух довоенных бипланов и пяти реактивных истребителей. Всё это плотно впихнуто в один большой зелёный ангар. Вход в музей свободный, время работы с 10 до 18. Хотя мы уходили уже ближе к семи, так никто и не пришёл закрывать.

Авиамузей города Котка


Британский истребитель Gloster Gauntlet II "GT-400" (OH-XGT). Самолёты этого типа были на вооружении ВВС Великобритании с 1935 по 1943 год. В 1940 году союзники поставили Финляндии 24 таких самолёта, где они эксплуатировались как учебные до 1945 года.

Авиамузей города Котка


Это единственный сохранившийся в мире Глостер Гонтлет. Восстановлен в 1982 году, летает.

Авиамузей города Котка


Французский реактивный учебно-боевой самолёт Fouga CM.170 Magister (FM-43). Самолёт поступил на вооружение ВВС Франции в 1956 году, а с 1959 их стала закупать Финляндия, где они эксплуатировались до 1988 года (всего 80 штук). При этом основная часть финских Fouga Magister были построены по лицензии в Финляндии на заводе Valmet.

Авиамузей города Котка


Музейная машина была в строю с 1962 по 1986 год. В августе 1992 года ВВС Финляндии передали уже списанный самолёт сюда на аэродром Кюми, что стало началом этого музея. Аэроклуб самолёт полностью восстановил и в данный момент он готов к полётам.

Авиамузей города Котка


Характерное V-образное хвостовое оперение.

Авиамузей города Котка


Кабина.

Авиамузей города Котка


Прям-таки космические формы.

Авиамузей города Котка


Авиамузей города Котка


Советский истребитель МиГ-21бис (MG-116). Самый распространённый военный самолёт в истории авиации полетал и в финских ВВС. Это самая совершенная модификация типа, выпускалась с 1972 по 1985 год.

все надписи на нём почему-то остались на русском:

Авиамузей города Котка


Авиамузей города Котка


Авиамузей города Котка


Эта машина эксплуатировалась с 1978 по 1997 год, после чего поступила в музей. Всего с 1978 по 1998 год в ВВС Финляндии было 26 МиГ-21бис.

Авиамузей города Котка


Двигатель от МиГ-21бис: "Tumanskij R25-300".

Авиамузей города Котка


Лёгкий британский истребитель Folland FO.141 Gnat Mk.1 (GN-107).

Авиамузей города Котка


Folland Gnat был на вооружении с 1958 года в основном в ВВС Индии. В самой Британии с 1959 по 1979 год использовалась только учебно-тренировочная модификация.

Авиамузей города Котка


С 1958 по 1972 год в ВВС Финляндии было 13 штук таких машин. Это был первый самолёт в Финляндии, полетевший на сверхзвуковой скорости. Музейная машина эксплуатировалась с 1959 по 1971 год, сейчас находится в нерабочем состоянии.

Авиамузей города Котка


Это единственный экспонат музея, где можно запросто посидеть в кабине, подёргать все ручки и понажимать все кнопки.

Авиамузей города Котка


Авиамузей города Котка


Шведский сверхзвуковой истребитель Saab 35FS Draken (DK-259). Экспортировался в Данию, Австрию и Финляндию. Принят на вооружение в 1960, летал до 2005.

Авиамузей города Котка


По спецлесенке можно забраться на самолёт и попробовать рассмотреть кабину через стекло фонаря.

Авиамузей города Котка


Вид с фонаря.

Авиамузей города Котка


Прилагается картинка такой машины в полёте. Выглядит круто, слов нет.

Авиамузей города Котка


Хитрое крыло.

Авиамузей города Котка


В Финляндии Дракены служили в ВВС с 1972 по 2000 год, всего 47 штук различных модификаций. Получается, что служили они параллельно с МиГами.

Авиамузей города Котка


Управляемая ракета "воздух-воздух" (американская лицензионная) и основные стойки шасси.

Авиамузей города Котка


Хвостовая опора шасси.

Авиамузей города Котка


Эта машина 1967 года выпуска, в Финляндии оказалась в 1985. Летала до 1997 года, после чего была передана в музей.

Ещё один МиГ-21, более раритетный:

Авиамузей города Котка


МиГ-21Ф-13 (MG-78). Первое поколение истребителя (выпускался с 1959 по 1965 год).

Авиамузей города Котка


С управляемой ракетой "воздух-воздух" (американская скопированная) и подвесным топливным баком.

Авиамузей города Котка


С 1963 по 1986 год на вооружении ВВС Финляндии было 22 таких самолёта.

Авиамузей города Котка


Двигатель.

Авиамузей города Котка


Авиамузей города Котка


Немецкий учебно-тренировочный самолет Focke-Wulf Fw 44J Stieglitz.
Популярный довоенный учебный самолёт (первый полёт - 1932 год). Для ВВС Финляндии было закуплено 35 штук, которые эксплуатировались с 1940 по 1960 год, а затем были проданы с аукциона.

Авиамузей города Котка


Эта машина восстановлена в 1998 году и готова к полётам.

Авиамузей города Котка


В музее можно приобрести открытки и буклеты. Деньги класть в железную коробку.

Авиамузей города Котка


Александр Фёдорович Можайский, родоначальник российской авиации. Родился здесь, в Котке.

Авиамузей города Котка


Анонс ретро-авиа мероприятия с участием Hawker Hurricane и DС-3 и прочими радостями.

Авиамузей города Котка


На улице перед входом стоит памятник в честь истребительной эскадрильи противовоздушной обороны города Котка, для которой в 1942-43 годах был построен этот аэродром.

Авиамузей города Котка


Летали доблестные финские лётчики соответственно на Messerschmitt Bf.109. Свастика на памятнике присутствует в полном объёме ("правильная" финская, повёрнутая на 45 градусов.).

Авиамузей города Котка


В кустах спрятался интересный двухголовый грузовик (кабелеукладчик?) на базе английского Bedford TK (1959-1986). Грузовик неживой явно давно, весь облез и под ним выросли грибы (подберёзовики!). Изнутри весь выпотрошен.

Авиамузей города Котка


В середине стоит катушка, за которой приделана кабина от Scania-Vabis L76 (1963-1968). Кабина с мотором, внутри одно сиденье по центру и несколько рычагов в полу.

Авиамузей города Котка


Недалеко припрятан ещё один грузовик того же назначения Thames Trader (1962-1967) производства британского подразделения Форд.

Авиамузей города Котка


К сожалению пока мы бродили по аэродрому, ничего так и не прилетело - не улетело.

Авиамузей города Котка


Финскую авиацию натурно представлял только одинокий надёжно привязанный планер.

Изначально, кроме музея в Котке был план посетить авиамузей Карелии, находящийся на территории аэропорта Лаппеенранты (100 км от Котки, 30 км от России). Но он работает только по будням и только летом, поэтому я в него не попал и пришлось фотографировать через забор.

Набор реактивных самолётов там тот же, что и в Котке, но есть ещё пара вертолётов.

Авиамузей города Котка


Советский вертолёт Ми-4 (HR-2). Производился с 1952 по 1966 год. С 1962 по 1979 год три Ми-4 эксплуатировались ВВС Финляндии.

Авиамузей города Котка


Фактически, это голый кузов в самом начале реставрации.

Авиамузей города Котка


Saab 35S Draken (DK-213) и машина для его обслуживания на базе фургона Mercedes-Benz L319 (1955-1968).

Авиамузей города Котка


Fouga СМ.170 Magister и Ми-8Т (HS-4). Ми-8 поступали в Финские ВВС с 1973 года, всего было закуплено у СССР 10 штук.

Авиамузей города Котка


Эта Фуга намного более уставшая, чем в Котке.

Авиамузей города Котка


Дракен и Folland FO.141 Gnat Mk.1 (GN-103).

Авиамузей города Котка


Land Rover Series II (1958-1971) и хвост от МиГ-21. Всего там за ангарами прячется три МиГа.

В отличии от Котки, в Лаппеенранте настоящий аэропорт, где редко, но можно встретить что-то поинтереснее легкомоторной авиации:

Авиамузей города Котка


Saab 340B (SE-KXJ) шведской авиакомпании NextJet.

Авиамузей города Котка


Bombardier Q400 NextGen латвийской AirBaltic.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Добрый кот 24 ноября 2015 06:42
    Побольше музеев хорошим и разных!
  2. oldav 24 ноября 2015 06:51
    Кто знает, почему Финляндия покупала оружие у СССР? Это же ведь была капстрана и ни в какие блоки с СЭВ и Варшавским договором не входила. Может быть политика "сдабривания" ?
    1. inkass_98 24 ноября 2015 07:25
      В те времена они вели более разумную политику - сосед большой и сильный, выгоднее дружить. НАТО бы только испортило отношения. Поэтому бОльшая часть вооружения была или советской или на ее базе. Танки, БМП, самолеты (не все) были наши, стрелковое оружие ("Валмет") - вариации на тему АК.
    2. АВП 518 24 ноября 2015 07:49
      Цитата: oldav
      почему Финляндия покупала оружие у СССР?

      Послевоенный облик ВВС Финляндии формировался на основе парижских соглашений,а там регламентировался лишь количественный состав,да и то это касалось только истребителей,кстати несколько лет назад Финляндия вышла из этого соглашения,дескать новые времена,новые веяния.А что и у кого покупать,как говорится дело хозяйское. И продавали им экспортный вариант МиГа.
    3. sso-250659 24 ноября 2015 09:14
      Цитата: oldav
      почему Финляндия покупала оружие у СССР?

      Президент Финляндии У́рхо Ка́лева Ке́кконен был умный и грамотный мужик, 25 лет президентил и прекрасно понимал, что для Финляндии дружеские и хорошие торговые отношения с СССР гораздо выгоднее чем все эти "наты и ес". Посчитать сколько на "Вяртсиле" судов и кораблей для флота построили, так финны столько, сколько во времена Союза, никогда не зарабатывали.
    4. Scraptor 24 ноября 2015 12:13
      По условиям мирного договора 1944г она также должна иметь внеблоковый статус, и не иметь иностранных войск на своей территории.

      Один из вертолетов который самый разваленный (а то и все три), использовались их президентом как самые надежные в мире.
    5. Alex_59 24 ноября 2015 14:33
      Цитата: oldav
      Кто знает, почему Финляндия покупала оружие у СССР?

      Не только у СССР, много у кого покупала. Ее никто не обязывал выбирать именно советское. Но тут есть ряд моментов - советское во многих случаях лучше подходит для финских условий, т.к. разработано для эксплуатации в лесах, болотах и на морозах.
      А так, фины в отличае от прочих прибалтов/хохлов/грузинов отчетливо осознают что географию не переделать и соседей не поменять, так что лучше строить прагматичные выгодные отношения, а не майданы с перемогами устраивать. Правда это просветление наступило после мануальной терапии в 44-м году, до этого фины резвились даже веселей нынешних грузинов с хохлами. Но зато какой эффект! Пациент после 44-го года полностью здоров!
  3. Владимирец 24 ноября 2015 07:09
    Фотки классные и подписи хорошие, информативные, одно небольшое замечание: "Советский истребитель МиГ-21бис (MG-116). Самый распространённый военный самолёт в истории авиации". Я понимаю, что эта фраза из Вики, но навскидку Ме-109 гораздо больше произведено, не говоря уже о Ил-2.
    1. Ramses_IV 24 ноября 2015 10:26
      Автор написал про модификацию Миг-21бис. А Bf-109 было несколько модификаций - Эмиль, Густав и ещё какой-то, не помню. Если привести всё модификации миг-21, то думаю что мессеров сделали всяко меньше
      1. Владимирец 24 ноября 2015 14:20
        Цитата: Ramses_IV
        про модификацию Миг-21бис

        Выпущено чуть больше 2000шт. Только Bf-109G-6 выпущено 12000шт.
  4. Pavel_J 24 ноября 2015 08:35
    Кстати, "котка" - по-древнерусски кошка =)
  5. Wild_Grey_Wolf 24 ноября 2015 09:20
    Понравился обзор, за последнее время многое почерпнул ведь бывает так, что очень сложно выбраться куда захочешь. Saab 35FS Draken (DK-259) очень понравился, не видел такого ни разу и аэродинамика интереснейшая, может очень даже передовой для своего времени . . . Большая благодарность.
  6. Олегмог 24 ноября 2015 09:42
    Лет десять назат, в Финляндии повстречал колонну военных.
    В составе были очень много газ 66, зил 131.
    Ещё удивился нашей технике. А тут оказывается они
    и авиацию у нас покупали! Молодцы!
  7. Reptiloid 24 ноября 2015 10:27
    Спасибо за отличные фото.
  8. Limon1972 24 ноября 2015 11:51
    Спасибо за обзор. Я честно говоря думал что Котка в России wink
    1. traveller 24 ноября 2015 17:23
      оттуда американские б/у авто в рф многие годы возят, известный город.
    2. Зэ Кот 24 ноября 2015 19:38
      Цитата: Limon1972
      Спасибо за обзор. Я честно говоря думал что Котка в России wink



      Двойка Вам по географии wink
  9. traveller 24 ноября 2015 17:29
    немного подальше от границы в городе ювяскюля есть похожий авиамузей, совпадает по многим экспонатам
  10. magirus401 24 ноября 2015 17:32
    Фины в плане техники молодцы,у них там такие раритеты встречаются, причем на них работают и ездят, и нет никак надо экологии и, и всяких сборов, на границе чего только не встречал, и вазы древние и газы и вазы разнообразные, причем на российских номерах
    1. traveller 24 ноября 2015 17:38
      это точно, в тампере автомузей интересный посетите, если проезжать будете.
      Цитата: magirus401
      на границе чего только не встречал

      я как-то в стокгольме на паром до турку в очереди стою, мимо проезжают выгрузившиеся финны/шведы и тут смотрю на прицепе бэтмобиль стоит, тупанул - не сфоткал.

      а вот еще фото из ювяскюли, к предыдущей:
  11. ENOTE 25 ноября 2015 00:06
    http://www.panoramio.com/photo_explorer#view=photo&position=19&with_photo_id=720
    69460&order=date_desc&user=4158230
    http://www.panoramio.com/photo_explorer#view=photo&position=20&with_photo_id=720
    28658&order=date_desc&user=4158230
    Не совсем понял как тут вставить фотки - кидаю ссылки.
    А еще автор про самое то главное и не написал!
    Один из наиболее уважаемых организаторов этого музея в Котке - Юркки Лауканен (полковник авиации). Ему уже за 80, но он летает и немало. Например только он пилотирует этот Глостер Гаунтлет примерно раз в год на день города или на день аэроклуба.
    Лауканен начинал с авиамоделизма и далее пошел по стезе авиации - перегонял и испытывал наши МиГи и т д. Это самый уважаемый летун в Финляндии. Кстати на первом фото он крайний справа (я там тоже присутствую хе хе), а на втором в кабине.
    А жизнь на аэродроме можно сказать бьет ключом. Весь сезон постоянные полеты всего, что летает. В том числе и из фондов музея. Особенно красиво смотрятся планеры...
    Кстати, можно недорого заплатив полетать в качестве балласта на двухместном планере!
    Пишу про это ибо тут обитаю недалеко.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня