Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Сегодня, продолжив цикл статей, поведется рассказ о становлении и развитии бронетранспортеров как вида вооружения в Советской Армии. Могущественная армия требовала бронетранспортеры, и она их получила!

С 1947 года в ОКБ Горьковского Автозавода велась разработка легкого колесного бронетранспортера «Объект 141» (будущий БТР-40). Параллельно с горьковскими инженерами над проектом гусеничного БТР трудились «москвичи» ОКБ Инженерного Комитета Советской Армии, группа конструкторов под руководством А.Ф. Кравцова.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

К-75 в Бронетанковом музее в Кубинке


Достаточно продуктивно трудились: помимо БТР-а они также разрабатывали плавающий танк, «самоходку» и бронетранспортер (еще один). Но, обо всем по порядку. К 1949 году образец опытного гусеничного бронетранспортера был изготовлен Военно-ремонтным заводом №2 ГБТУ. К изготовлению проект был допущен комиссией под руководством маршала Инженерных войск М.П. Воробьева, которая выделила преимущества и недостатки боевой машины.

В качестве базы БТР-а инженеры использовали достаточное количество ранее эксплуатируемых образцов техники: Т-70, ЯАЗ-200, М2 Half-Track. Ходовая часть представляла собой усовершенствованное танковое шасси, в движение машина приводилась с помощью двухтактного четырехцилиндрового двигателя ЯАЗ -204Б жидкостного охлаждения мощностью 140 л/с (копия американского GMC 4-71, ставившегося на М2). Трансмиссия была заимствована у ЯАЗ-200. МТО бронемашины было расположено у правого борта передней части бронемашины. Топливные баки емкостью 220 литров обеспечивали запас хода порядка 170 км. Отделение управления, где размещался боевой расчет (механик-водитель и стрелок-радист, который оперировал пулеметом СГ-43 и радиостанцией 10РТ-12), располагалось у левого борта передней части корпуса.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Десантное отделение опытного, построенного образца, расположенное в кормовой части машины, вмещало в себя 16 человек десанта, которые располагались на откидных скамьях. Спешивание/посадка пехоты осуществлялась через две кормовые двери и открытый корпус машины. В случае, если убрать сидения для десанта, К-75 превращался в транспортер груза весом до 2-х тонн. Вооружение – 7.62 мм СГ-43, устанавливающийся в гнезда, имевшиеся по всему корпусу машины; боекомплект – 1 000 патронов, снаряженные в 4 ленты по 250 патронов, и 12 гранат Ф-1. Сварной корпус бронетранспортера обшивался броневыми листами толщиной до 13 мм. Лобовая броня – 13 мм под углом в 50 градусов; бока и корма машины – 12 и 10 мм, соответственно, установленные вертикально; днище – 3 мм.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

БТР К-75 мог преодолевать стену высотой до 0.7 метров, ров- 2.25 метра

В сентябре 1950 года машина проходила заводские испытания. БТР совершил пробег порядка 2000 км, в частности, 800 км – в ночное время. Комиссия под руководством генерал-полковника П.П. Полубоярова выделила следующие преимущества машины: рациональные углы наклоны бронирования; использование узлов и агрегатов существующих образцов техники; низкий силуэт машины (1 550 мм); небольшая ширина, следовательно, и радиус разворота; возможность преодолевать водные преграды (правда, с установкой отдельного водомета); небольшой вес машины (пустой – 7 820 кг).

Также были отмечены и недостатки машины: неудовлетворительная проходимость, малая вместительность машины и недостаточная удельная мощность. К-75 не приняли на вооружение, но окончательно проект комиссия не забраковала – отправила на доработку, выразив желание видеть в машине исправления, среди которых: изменение вместимости машины до 24-х человек, увеличение скорости движения, возможность самостоятельно преодолевать водные преграды. Планировалось изготовить два опытных образца, но разработка в ОКБ ИК СА была прекращена. Единственный образец машины хранится в Бронетанковом музее в Кубинке.

БТР-40

Проектируемый еще в 1938 году полноприводный двуосный грузовик Горьковского автозавода из-за войны не был пущен в производство. Лишь 31 августа 1948 года машина, получившая название ГАЗ-63, была пущена в серию.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

ГАЗ-63

Именно этот грузовик, прошедший государственные испытания и удививший руководство Главного автотракторного управления, обладающий впечатляющей проходимостью, послужил базой для создания будущего БТР-40, до принятия на вооружение – Объект 141. Две конструктивные особенности обеспечивали машине столь рекордные показатели проходимости: равные передние и задние колеи колес; односкатные шины задних колес. Тактико-технические характеристики для бронетранспортера были заданы военными в 1947 году, т.е. за год до начала выпуска ГАЗ - 63. Полноприводный колесный бронетранспортер вместимостью до 8-ми человек десанта – вот, что требовало руководство.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Одновременно с проектированием и доработкой гражданского грузовика велась разработка бронетранспортера на базе этого же грузовика. Разработкой занималось ОКБ ГАЗ под руководством Всеволода Константиновича Рубцова. Уже к 1949 году были готовы два опытных образца, отличавшихся лишь установкой на одном из них спаркой пулеметов КПВТ и СГМБ, на другом – одного СГМБ. В остальном же образцы не отличались.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Бронетранспортер весом 5 300 кг открытого типа имел классическую компоновку: передняя часть – моторное отделение, центральная – отделение управления, кормовая – десантное отделение. Колесная база ГАЗ-63 была сокращена на 600 мм, став равной 2 700 мм. Помимо этого подвеска была усилена четырьмя, позже - восемью гидравлическими амортизаторами. Так как моторное отделение было забронировано, то конструкторам пришлось расположить агрегаты двигателя несколько иначе. Двигателем бронетранспортера являлся форсированный до 78 л/с при 3 100 об/мин четырехтактный бензиновый ГАЗ -40. Запас хода машины – 285 км. Корпус сварной, обшитый броневыми листами толщиной 7-15 мм. Передняя часть бронемашины имела самую толстую броню – 11- 15 мм, борта – 8-9 мм, корма – 7-8 мм. Изначально борта машины в нижней части имели большие углы наклона, но серийные БТР-40 имели вертикальные борта. В отделении управления располагались два члена экипажа - водитель и командир. Оба вели обзор через застекленные люки, которые в случае угрозы закрывались. Командир машины также выполнял функцию радиста, для этого имелась танковая коротковолновая радиостанция – Р-113. Выход и посадку из машины экипаж мог осуществить через дверцы в нижней части корпуса отделения управления.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

БТР-40 в "естественной среде обитания"

Десантное отделение вмещало в себя 8 человек, спешивание которые могли осуществить через кормовую двустворчатую дверь либо через борта. В десантном отделении для каждого пехотинца имелось сидение, две клипсы для крепления АК, ЗИП, аптечка и бензобак под сидением у правого борта. БТР был вооружен одним СГМБ (Станковый Горюнова Модернизированный Бронетранспортерный) с боекомплектом в 1 250 патронов, снаряженных в 5 коробок с патронными лентами. Имелся специальный кронштейн для установки ДПМ. Пехотинцы могли вести огонь из индивидуального стрелкового оружия через бойницы.

Опытный образец бронетранспортера (с одним СГМБ) отправился на государственные испытания в 1949 году. Машина показала высокие показатели проходимости, могла преодолевать брод глубиной до 0.9 м и подниматься на склон крутостью до 30 градусов. 17 апреля 1949 года Объект 141 был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-40. В 1950 году на заводе ГАЗ имени Молотова было налажено серийное производство бронемашины. Производился с 1950 по 1960 года. Бронетранспортер БТР-40, выпущенный во множестве модификаций и количестве 8 500 машин, состоял на вооружении Советской, а позже Российской армии до 1993 года, после которого был снят с вооружения.

БТР-40А

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

БТР-40А

Параллельно с разработкой бронетранспортера общевойскового в ОКБ «Бюро серийных автомобилей» (секретное название Конструкторского Бюро при заводе ГАЗ) велась разработка и специальной, для войск ПВО, модификации БТР-40. Машина отличалась от базовой установкой спарки двух 14.5 крупнокалиберных пулеметов Владимирова. Боекомплект такой зенитной установки составлял 1 200 патронов, снаряженных в 24 ленты. Вследствие изменения величины боевого отделения экипаж машины увеличился до 4-х человек (+ 2 заряжающих), перевозка десанта же стала невозможной. Вес машины увеличился с 5 300 кг до 5 600 кг. БТР-40А был принят на вооружение СА в 1951 году, в том же году пущен в производство.

БТР-40В

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

В 1956 году разработчики создали опытный БТР-40 с централизованной системой регулирования давления (путем подведения к колесам специальных трубок, которые в случае пробития колеса подкачивали воздух, оставляя давление постоянным) в шинах и с вентиляционной системой для обеспечения безопасности от химического и бактериологического оружия. По некоторым данным, машина была принята на вооружение и производилась в 1957 году, по иным данным – на вооружение не принята.

БТР-40Б

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Первым боевым крещением БТР-40 является подавление восстания в Венгрии в 1956 году. Машина была проверена боем, определились ее достоинства и недостатки. Одна важная конструктивная особенность, а именно открытый верх машины, были одновременно и достоинством, и недостатком. С одной стороны, при поражении бронетранспортера десант мог как можно быстрее эвакуироваться из машин. С другой стороны, пехотинец уязвим от атаки с высоты.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

В том же 1956 году горьковские инженеры доработали БТР-40. Машина, помимо прибавки к высоте в 130 мм, получила сварную крышу с 4-мя десантными люками, закрывающую десантное и боевое отделение.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Десантное отделение 40Б

Количество десантников сократили до 6 человек, вместо 8. Кронштейны для установки пулеметов по бортам пришлось убрать. БТР полностью лишился вооружения, взамен получив дополнительные бойницы в наклонных бортах. Принят на вооружение в 1957 году под обозначение БТР-40Б. Производился с 1957 по 1960 года.

БТР-40 ж.д.(железно-дорожный)

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Базовый БТР-40, который оснащался ребордами для передвижения по железной дороге. Машина не являлась серийной, тем не менее, подобного рода модификации могли осуществляться и осуществлялись в армейских мастерских.

БТР-112(Объект 112)

В 1949 году в городе Свердловск на Уральском заводе транспортного машиностроения был разработан бронетранспортер на основе танка, вернее, САУ – СУ-100П. Группой свердловских инженеров руководил Лев Израилевич Горлицкий, легендарный конструктор, создатель машин СУ-85/100/122.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Объект 112, Кубинка

БТР был разработан и выпущен в краткие сроки – в том же 1949 году. Машина отличалась от «донора» (СУ-100П) удлиненной базой (6 460 мм +640 мм = 7 100 мм) и прибавкой к каткам – их стало 7 вместо 6. Корпус машины сварной, открытого типа, изготовленный из броневой стали толщиной 15 мм, следовательно, бронирование – противопульное/противоосколочное. Компоновка машины практически не претерпела изменений: в передней части корпуса размещалось МТО и отделение управления. В движение БТР приводился V-образным дизельным двигателем В-105-В максимальной мощностью 400 л/с при 2 000 оборотах/минуту. Двигатель позволял машине весом в 18 200 кг разгонятся до предельных 65 км/ч. Запас хода – 300 км. Плавать Объект не умел, но преодолевал брод глубиной до метра.

Огромное десантное отделение занимало остальную часть корпуса. Экипаж – 3 человека: механик-водитель, командир машины, стрелок-радист. Десант – 25 человек, высадка и посадка которого осуществлялась через специальную кормовую дверь. Стоит отметить, что большая вместимость машины была обусловлена одной из пробных концепций в развитии бронетранспортеростроения – «взводной». То есть, каждая страна, проектирующая и производящая БТР-ы, пыталась сократить число и без того дорогих машин за счет увеличения вместимости.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

В качестве яркого примера – американский М-44 «Doughboy's Friend» вместимостью до 27 человек

Советский Объект 112 вооружался двумя пулеметами – 14.5КПВТ в башенке открытого типа с боезапасом в 500 патронов и 7.62 СГ-43, установленным на специальном кронштейне на правом борту машины и имеющим боекомплект в 500 патронов.
Единственный изготовленный образец машины не дошел даже до заводских испытаний. Объект 112 хранится в Бронетанковом музее в Кубинке.

К-78

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Судьба данного проекта была тесно связана с судьбой плавающих танков. В том же 1947-м году ОКБ ИК СА вело разработку ряда амфибийных машин (указанный К-75, транспортеры-амфибии и плавающий танк). Одновременно, с конкурентами на «место» советского бронетранспортера шла «битва не на жизнь, а на смерть» между двумя проектами плавающих танков: Объектом 740 (совместная разработка инженеров ВНИИ-100 Челябинска и Ленинграда) и К-90 (разработка все тех же инженеров под руководством А.Ф. Кравцова ОКБ ИК Советской армии). В случае «победы» в этой «гонке» плавающих танков соперник сразу же обеспечивал место в нише бронетранспортеров своему «собрату» - проекту плавающего бронетранспортера на основе танка-«победителя». Так сложилось, что победил ленинградско-челябинский Объект 740, принятый на вооружение как ПТ-76.На основе этой машины будет создан Объект 750.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Машина, разрабатывавшая на базе плавающего танка К-90 с 1949 по 1950 год, была готова в металле в 1950 году. Бронетранспортер, имеющий много общего с танком, унаследовал практически все конструктивные особенности «донора» и предыдущего проекта – К-75. Шасси бронемашины – доработанное танковое, двигатель и трансмиссия – от ЯАЗ-200. Запас хода - до 250 км. МТО занимало всю переднюю часть по правому борту. Отделение управления, в котором находился механик –водитель, располагалось слева от МТО. Позади механика было место командира-машины, оборудованное радиостанцией 10РТ-12 и СГ-43. Боекомплект составлял 1 000 патронов в четырех снаряженных лентах.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Посадка в бронетранспортер

Десантное отделение вмещало в себя 22 человека, высадка/посадка которых осуществлялась через специальную откидную дверь в корме или же через открытый верх. По бортам машины имелись два специальных кронштейна для крепления пулеметов. Десантное отделение превращалось в грузовое при складывании сидений. В этом отделении имелось все для преобразования К-78 в обычный транспортер: лебедки для закрепления артиллерии, полки для перевозки ящиков с боеприпасами. Полезная нагрузка для БТР составляла порядка 2 500 кг, при этом машина не теряла плавучести. В свою очередь, в движение по воде бронемашина приводилась двумя специальными гребными винтами, расположенными в кормовых тоннелях. Устойчивость машины на плаву обеспечивала специальный корпус, имеющий больше общего с кораблем, нежели с наземной машиной. Конструкция машины была усилена двумя силовыми шпангоутами, обеспечивавшими должную жесткость. Противопульное/противоосколочное бронирование К-78 обеспечивала броня толщиной до 15 мм. Наибольшая толщина брони в лобовой части – 15 мм, корпус – 10 мм, днище – 6 мм.

С 19 мая по 26 июня БТР начал проходить войсковые испытания. Комиссия по результатам испытаний постановила продолжить совершенствование бронемашины и исправить недостатки, присущие К-78, среди которых: неудобное размещение десанта, задымление отделение управления. Конструктивно-доработанные БТР-ы отправились на испытательные полигоны в 1952 году, уже к октябрю работы над машиной были свернуты по причине принятия на вооружение ПТ-76 и разработки Объекта 750. Единственный сохранившийся экземпляр К-78 хранится в Кубинке.

БТР-152

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

В то время, когда «горьковцы» работали над своим «Объектом 141» на базе ГАЗ-63, работы над созданием более тяжелого бронетранспортера «Объект 140» велись на Заводе имени Сталина. ОКБ ЗиС под руководством Бориса Михайловича Фиттермана проектировала свою бронемашину на базе своего же грузовика – ЗиС-151.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

ЗиС-151

Трехосная машина с огромной грузоподъёмностью в 4 тонны прекрасно подходила для создания тяжелого бронетранспортера. Разработчики, не стесненные ни в средствах, ни в желании создать удачную машину, начали работу в 1947 году. Машина, так же как и его база, имела три оси, но за исключением того, что задние колеса были односкатными, в отличие от ЗиС-151. Изначально перед конструкторами была поставлена задача: создать два унифицированных тяжелых бронетранспортера.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

ЗиС-153

Один должен был базироваться на шасси 3иС-152 (база с задними односкатными колесами), второй – на шасси ЗиС-153 (база с колесно-гусеничным движителем). Но, позже, на испытаниях колесный вариант бронетранспортера покажет лучшие показатели проходимости, нежели его соперник с колесно-гусеничным движителем, поэтому в серию пойдет только колесный БТР. Основой 8.7-тонного бронетранспортера, в отличие от большинства бронемашин «до», служила не рама, а сам бронекорпус. Именно на нем крепились все основные агрегаты машины. Корпус изготавливался из броневой стали толщиной от 4 до 13 мм, т.е. обеспечивала противопульное и противоосколочное бронирование. Лоб корпуса нес 13 мм стали, борта – 8-10 мм, корма – 9 мм, днище – 4 мм. Компоновка классическая: спереди – МТО, посередине – отделение управления и боевое отделение, сзади – десантное. Двигатель – бензиновый шестициллиндровый ЗИЛ -123В мощностью 110 л.с при 3 000 об/мин. Вкупе с 6-ти ступенчатой КПП машина могла развивать максимальной скорость в 65 км/ч. В отделении управления размещался весь экипаж: водитель и командир машины. Базовой радиостанцией машины являлась 10РТ-12. Выход из машины для экипажа осуществлялся через боковые двери. Десантное отделение на 17 человек. Десант размещался на 2-х продольных (вдоль бортов) скамьях. Спешивание/посадку десант мог осуществить через кормовую дверь либо «перемахнув» через борта корпуса. Вооружение – 7.62 мм СГМБ с боекомплектом в 1 250 патронов (5 коробов с лентами по 250 патронов, один снаряженный).
Машина отправилась на испытания в начале 1950 года, которые она прошла успешно. 24 марта 1950 года бронетранспортер Объект 140 был принят на вооружение Советской Армии под названием БТР-152.

БТР-152А

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Модификация тяжелого БТР для войск ПВО разрабатывалась в 1951 году. Отличалась от базовой машины установкой спарки 14.5 мм КПВ с боекомплектом в 1 200 патронов. В отличие от своего «младшего брата» БТР-40А не снискал такой популярности в Советской Армии, но ввиду больших размеров мог нести десант. Экипаж машины возрос до 3-х человек: водитель, командир машины, заряжающий.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Десант сократился до 6 человек. В остальном, бронетранспортер имел характеристики базовой машины. Принят на вооружение в 1952 году, производился на Заводе имени Сталина до 1955 года.

БТР-152Д

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Модификация для войск ПВО. Машина полностью идентична БТР-152А, отличалась лишь установкой счетверенной установкой ЗПТУ-4 пулеметов КПВ. Бронетранспортер, разработанный в 1952 году, не пошел в серию, и выпущен серией в 4 машины.

БТР-152В

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Попытка применить систему регулирования давления в шинах была предпринята еще в 1953 году инженерами ОКБ ЗиС под руководством главного инженера Виталия Андреевича Грачева. Опытный вариант машины был готов к 1954 году, когда в июне машина была показана в движении по болоту лично Министру Обороны СССР – Г.К. Жукову. Бронемашина, у которой регулировалось давление в шинах, с легкостью прошла это испытание, поэтому разработчики получили одобрение на производство. Первая партия в 20 машин по приказу Г.К. Жукова участвовала в учениях Белорусского военного округа, где показала прекрасные показатели проходимости. Поэтому в массовое производство машина была пущена в 1955 году на ЗиС, где и производилась до конца 1959 года.

Стоит отметить, что эта была первая в мире серийная машина с подкачкой шин. Опыт применения БТР-152В показал, что система регулирования давления в шинах есть жизненно необходимая функция для любой колесной машины.

БТР-152В1

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Машина, аналогичная модели «В», снабжённая прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах. Доработана КБ ЗиЛ под руководством В.А. Грачева в 1957 году. В серию БТР был пущен заводом имени Лихачева (1957-1959 год), позже производился на мощностях БАЗ (1960-1962) года.

БТР-152К

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

После событий в Венгрии 56-го года не только инженеры ГАЗ были вынуждены в срочном порядке работать над модификацией своего детища с закрытой крышей. В кратчайшие сроки, менее чем за 3 месяца, уже к 1957 году ЗиС выпустил партию БТР-152 с закрытым корпусом. БТР-152К получил крышу, выполненную из стали толщиной 8 мм, в которой находились 3 откидные крышки для высадки десанта. Количество перевозимого десанта уменьшилось до 13 человек. Эта модификация получила дополнительные бойницы и 4 кронштейна для крепления пулемета СГМБ у откидных люков. Машина была принята на вооружение весною 1957 года под обозначением БТР-152К. Выпуск бронетранспортера был налажен на Заводе имени Лихачева (1957-1959), позже перенесен на мощности Брянского автозавода (1960-1962).

БТР-Э152В

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Серийный БТР-152 показал себя надежной и хорошей машиной. За годы производства были устранены многие недостатки и огрехи конструкции. Но, тем не менее, военных не удовлетворяла ситуация с проходимостью машины, а также невозможность преодолевать окопы противника шириной более чем 0.9 м. Система подкачки колес, внедренная в модификации В, а позже и В1, исправляла ситуацию с проходимостью, но не с преодолением рва. Тогда в 1957 конструкторы ОКБ ЗиЛ (бывший ЗиС, переименован в «ЗиЛ» после 1956 года) под руководством В.А. Грачева (создателя модификации 152В) подошли к решению проблем более чем оригинально.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Первый Объект получил три равнорасположенных оси. Машина получила излишнюю управляемость, поэтому в построенном образце БТР-Э152В управляемыми сделали только две первые оси. Также на бронемашину устанавливался пневмоусилитель руля и специальные широкие шины (уширен обод) и систему подкачки колес (через ступицу колеса). Помимо этих конструкционных изменений база бронемашины знатно получила прибавку к длине (с 3 880 м до 4 526 мм). Общая длина сократилась на 240 мм. Сократилась также и общая вместимость десантного отсека: до 14 человек.

На испытания машина отправилась в том же, 1957 году. На полигоне в г. Бронницы БТР-Э152В проходил сравнительные испытания с такими машинами как БТР-152В, ЗиЛ-157 (грузовая машина). Бронетранспортер показал себя с лучшей стороны: преодолеваемый ров увеличился до 2.5 метров (вместо 0.9 метров), общая проходимость (особенно по заболоченным участкам) возросла вследствие более низкого давления на грунт. Однако хорошая и удачная модель оказалась не столь надежной: шарниры равных угловых скоростей среднего моста «дали слабинку» и часто ломались. Также при движении со скоростью более 40 км/ч опытный образец становился неуправляемым.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Следующий прототип имел уже в качестве ведущих и, одновременно, управляемых передний и задний мосты. Также были заменены ШРУС-ы, что вкупе с изменением управляемых мостов несколько увеличило надежность машины. Однако опытный бронетранспортер не стал сразу же надежной машиной: теперь ломались зубья главной передачи. После исправления недочетов объект вновь отправился на испытания. Теперь, помимо преодоления окопов и бездорожья, в качестве испытания «было добавлено» болото. Преодоление болотистой местности для всякой машины, тем более колесной, является практически невыполнимым заданием. Это был триумф не только разработчиков, но и БТР-Э152В. Бронетранспортер, в отличие от конкурента в лице БТР-152В, не вяз и даже не буксовал.

Развитие бронетранспортёров в России: от первых до наших дней. Часть третья.

Машина, преодолев болото, и оставив за собой колею, вернулась к старту тем же путем. В качестве факта феноменальной проходимости данного бронетранспортера можно добавить, что машина весом почти 9 тонн, «экипированная» специальными четырехслойными шинами при регулировке давления до 1 кгс/см2, оставляла на рыхлом снегу колею глубиной в 5 см.

Все данные новшества и рекордные показатели не дались даром. Бронетранспортеру с его 110-сильным 123В не под силу не только было показать прежние максимальные 65 км/ч, но и нормально работать. Крутящего момента не хватало, движок постоянно грелся. Скорость упала до 52 км/ч. В виду нехватки мощности и невозможности установки другого двигателя без полного изменения машины, трехосный бронетранспортер не был принят на вооружение Советской Армии.

В то же время, Советский Союз, в виду нарастающей угрозы НАТО, вынужден был подстраиваться под возможный европейский театр боевых действий с его множеством рек. Кроме СССР под новый театр военный действий вынуждена была подстраиваться и техника: теперь ей предъявлялось еще требование – умение самостоятельно преодолевать водные преграды. Увы, ни один из советских бронетранспортеров, в частности БТР-152 и его модификации, этому требованию не удовлетворял.

БТР-152 и его модификации стал одним из самых массовых БТР в мире и Советской армии. Машина прослужила Родине до 1993 года, после которого была снята с вооружения.
Автор: Владимир Кудиевский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. Гидрограф 5 декабря 2015 08:04
    Интересная статья. В детстве в гарнизонах много по ним лазил, тогда грозно смотрелись.
    1. алексеев 5 декабря 2015 15:27
      Цитата: Гидрограф
      , тогда грозно смотрелись.

      Они и сейчас борозды не испортят, пригодились бы в Донбассе, Сирии, заменить только силовые агрегаты на ММЗ на БТР-40 и рядный ЯМЗ-530 на 152-й, усипить экранами кое-где броню и вперёд!
      1. APASUS 5 декабря 2015 22:54
        Цитата: алексеев
        Цитата: Гидрограф
        , тогда грозно смотрелись.

        Они и сейчас борозды не испортят, пригодились бы в Донбассе, Сирии, заменить только силовые агрегаты на ММЗ на БТР-40 и рядный ЯМЗ-530 на 152-й, усипить экранами кое-где броню и вперёд!

        А КАМАЗ-43269 Выстрел разве не реинкарнация БТР-152
        1. tchoni 6 декабря 2015 11:01
          Реинкарнация, но с другой философией... Бтр152 это общевойсковой бтр, рассчитанный на войну «в поле» , а «выстрел» равно екак и подобные ему машины для дорожных войн..., более ориентированные на подвижность в условиях развитой сети дорог и защищенность эеипажа...
    2. Malkor 5 декабря 2015 16:24
      Какие прекрасные машины!
      И заметен качественный скачек к подходу в проектировании бтр-ов после ВОВ.
      1. tchoni 6 декабря 2015 11:03
        Просто, после ВОВ ммы опять готовились к войне прошлого, а не будующего...г
  2. казак волгский 5 декабря 2015 08:11
    хороший цикл статей - спасибо!!!
  3. НЕСЛУЖИВШИЙ 5 декабря 2015 08:12
    Воспоминания детства, Нашли с друзьями 120мм мину и решили посмотреть Как же она все таки взрывается.В тихом месте развели костер,вкатили туда мину,залегли в отдалении и ждем... Вдруг услышали рычание,которое было все громче и громче,потом из кустов вылезла тупая морда БТР 50 (кажется так назывался гусеничный бтр на базе ПТ 76) Из него повыскакивали наши папы со страшными лицами,похватали нас и моментально затащили за машину. Их оперативность обьясняется просто- всегда и везде есть стукачек. Зато я впервые прокатился на БТР.
  4. НЕСЛУЖИВШИЙ 5 декабря 2015 08:25
    А БТР40 по моему очень красивая машина,сейчас такие называют харизматичными.Смотришь и удивляешься,что она из 1949 года. Собраная поджарая...
    1. Nikolaevich I 5 декабря 2015 11:53
      Я вас так понимаю! Я тоже "кайфую" про виде БТР-40 .
    2. gla172 5 декабря 2015 12:59
      Согласен.
      А мне вот такая фотка попалась.
  5. Bongo 5 декабря 2015 09:38
    Поставил публикации "+"Но в этом месте автор демонстрирует незнание предмета:
    Конструкторского Бюро при заводе ГАЗ) велась разработка и специальной, для войск ПВО, модификации БТР-40. Машина отличалась от базовой установкой спарки двух 14.5 крупнокалиберных пулеметов Владимирова.

    Во первых не для войск ПВО, а для подразделений ПВО Сухопутных войск.

    Во вторых на данной фотографии не БТР-40А, а экспериментальная зенитная установка не строившаяся серийно.
    ЗСУ БТР-40А выглядела вот так:
    1. Stroke 5 декабря 2015 12:41
      Безусловно правы, я тут "накосячил". При чем, в обоих случаях: во-первых, с "подразделениями ПВО Сухопутных войск", во-вторых,вставив фото экспериментальной машины вместо серийной.
      1. амурец 5 декабря 2015 15:33
        Цитата: Stroke
        Безусловно правы, я тут "накосячил". При чем, в обоих случаях: во-первых, с "подразделениями ПВО Сухопутных войск", во-вторых,вставив фото экспериментальной машины вместо серийной.

        Сильно не переживайте,бывает.А за фото спасибо,Классные.Тем более по экспериментальным машинам я видел только чёрно-белые фото.Ещё раз спасибо.
        1. Stroke 5 декабря 2015 15:43
          Цитата: амурец
          Сильно не переживайте,бывает.А за фото спасибо,Классные.Тем более по экспериментальным машинам я видел только чёрно-белые фото.Ещё раз спасибо.

          Не особо переживаю, но спасибо за поддержку. С экспериментальными машинами, вообще, печаль-беда. Находить их-то не тяжело,"в гугле-то не забанили", но вот найти надлежащего качества изображения - это проблемно. Благо хоть в Кубинке большинство все-таки сохранились, хотя не все.
      2. Bongo 6 декабря 2015 04:08
        Цитата: Stroke
        езусловно правы, я тут "накосячил". При чем, в обоих случаях: во-первых, с "подразделениями ПВО Сухопутных войск", во-вторых,вставив фото экспериментальной машины вместо серийной.

        Владимир, ну кто без греха? У меня в публикациях тоже косяки бывают, не ошибается тот - кто ничего не делает! В любом случае, цикл статей про отечественные БТР получился очень интересным и достоин высшей оценки! good
  6. Bomber480 5 декабря 2015 09:46
    Спасибо! Хороший цикл, ждём продолжения!
  7. igordok 5 декабря 2015 09:56
    Спасибо. Достаточно много, ранее неизвестной, информации почерпнул.
  8. Служил один раз 5 декабря 2015 11:31
    А 63 все же очень красивый Газон good !
  9. Marssik 5 декабря 2015 11:34
    А где часть 1я и 2я?
    1. Stroke 5 декабря 2015 12:43
      Держите:
      Первая часть-http://topwar.ru/85108-razvitie-bronetrasporterov-v-rossii-ot-pervyh-do-na
      shih-dney.html
      Вторая часть-http://topwar.ru/86580-razvitie-bronetransporterov-v-rossii-ot-pervyh-do-n
      ashih-dney-chast-vtoraya.html
      1. Marssik 5 декабря 2015 15:00
        Спасибо вам.
  10. Лесной 5 декабря 2015 12:34
    Хорошая штука 152-ой, только движок бы ему соответствующий. А так с Тайфунами и пришли к тому, с чего начинали.
    1. амурец 5 декабря 2015 15:45
      Разработки новых двигателей только начинались.Если вы технарь,то очень интересная книга "Двигатель ЗиЛ-130.История создания и доводки"К сожалению 6-ти цилиндровый V-образный двигатель так и не дошёл до конвеера.Кстати,в ту пору топливная аппаратура для автодизелей только создавалась,а армия требовала только бензиновые двигателя
  11. амурец 5 декабря 2015 12:45
    Статья интересная, особенно фото.По гусеничным БТР очень интересно,по колёсным много интересного можно найти в книгах Е.Кочнева о военных автомобилях.Конкретно к этой статье:Е.Кочнев.Секретные автомобили Советской армии,Е.Кочнев.Автомобили Советской армии 1946-1991гг.Автору спасибо.
  12. Yak28 5 декабря 2015 16:50
    В бронетанковом музее в Кубинке, где мне удалось побывать осенью,вся техника была покрыта толстым слоем пыли из-за этого на её фоне не хотелось фоткаться,во многих ангарах протекала крыша.В зарубежных бронетанковых музеях такого позорища не видел
  13. Siberia 9444 5 декабря 2015 18:36
    Статье++++. Бтр40 класс!!! Ждём продолжения.
  14. одинокий 5 декабря 2015 18:46
    Прочитал статью.автору респект.Больше говорить нечего hi
  15. kos2cool4u 5 декабря 2015 19:07
    Третья статья тоже хороша-жду следующей. Автору респект)))
  16. moskowit 6 декабря 2015 20:40
    На БТР-40 в 1972 в апреле, на Князь-Волконке под Хабаровском ездили и вождение по автоделу сдавали... Даже фотки были, за столько лет куда то запропастились. Жаль... А машина хорошая, только ох, холодно зимой в Хабаровске с открытом верхом...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня