Каждой торпеде по снаряду

Суперкавитирующие боеприпасы – новые средства противоторпедной защиты кораблей

Современный арсенал противоторпедной защиты (ПТЗ), традиционно включавший средства гидроакустического противодействия (СГПД), в России и США был дополнен в последние годы антиторпедами. Наряду с этим на Западе обозначилось новое перспективное направление ПТЗ – активное поражение торпед суперкавитирующими боеприпасами на ближнем рубеже обороны.

Однако пока таких средств на вооружении в завершенном виде нет ни в одних ВМС и их реальная эффективность на практике не подтверждена.


Привычные антиторпеды


В сложившейся ситуации явного превосходства новых торпед над противоторпедным оружием крайне важную роль играют активные средства ПТЗ, обеспечивающие уничтожение атакующей торпеды.

Каждой торпеде по снаряду


Размещение 30-мм артустановкок на фрегате LCS явно говорит об обеспечении максимальных углов склонения (то есть решении ими задачи ПТЗ)

Впервые в мире фактические наведения антиторпед на атакующие торпеды состоялись в июле 1998 года на Феодосийском полигоне ВМФ.

В дальнейшем результаты этих успешных работ легли в основу новых средств активной ПТЗ «Ласта» и «Пакет». Комплекс «Пакет-Э/НК» с начала 2000-х годов представлялся на экспорт. «Ласта» впервые была заявлена на форуме «Армия-2015» в составе вооружения ракетной подводной лодки стратегического назначения (РПЛСН) проекта 955А.

Необходимо подчеркнуть два принципиальных момента. Первый – со времени феодосийских испытаний 1998 года техническая возможность реализации эффективного поражения торпеды антиторпедой не вызывает сомнений. И второй – технически проблемы целеуказания для антиторпед нет как минимум с момента создания гидроакустической станции «Полином-АТ» (середина 80-х годов).

Оба этих момента важны, особенно с учетом очень непростой истории антиторпед на нашем флоте – с блестящим началом работ и мучительным их продолжением на пути в производство. Подчеркну – это не было следствием якобы технических проблем, а имело сугубо организационные причины, вплоть до преднамеренного саботирования работ и попыток убрать антиторпеды из арсеналов кораблей и заменить их другими изделиями. И это притом что технически и тактически никакой замены антиторпедам в их тактической нише нет.

Сказанное не отрицает высокой сложности решения задачи активной противоторпедной защиты. Например, разработка активных средств ПТЗ – антиторпеды «Сиспайдер» фирмой «Атлас Электроник» (ФРГ) фактически завершилась неудачей. Причины этого ясны, но их рассмотрение не является темой статьи.

Наиболее успешными из западных разработок антиторпед были НИОКР ВМС США, завершившиеся в июне 2014 года впечатляющей демонстрацией реального решения задачи защиты новейшего авианосца «Джордж Буш» от торпед типа Mk48 антиторпедами «Трипвайр». Однако при всех своих прекрасных показателях по скорости, дальности и компактности «Трипвайр» несет очень малую боевую часть, а выбранная разработчиками компоновка значительно ограничивает маневренные возможности торпеды.

Непривычные снаряды


С учетом этих обстоятельств в ряде европейских стран и США активизировались работы по созданию малогабаритных суперкавитирующих снарядов, обеспечивающих как решение задач противоминной обороны, так и противоторпедную защиту надводных кораблей.

При этом в документах ВМС США последнее явно не обозначается, несмотря на то, что опубликованные фотографии кораблей с высокой вероятностью говорят об установке на них комплексов активной ПТЗ с суперкавитирующими боеприпасами.

Явным свидетельством этого является широкое внедрение на НК ВМС США артиллерийских установок, разработанных на основе сухопутной АУ M242 «Бушмастер» – Mk38, вплоть до весьма неожиданного решения о замене 57-мм артустановки на 30-мм Mk38 на новейшем ЭМ УРО «Зумвольт».

Официально данные артиллерийские установки размещаются для антитеррористических целей, однако они имеют селективное боепитание. У ВМС США на вооружении суперкавитирующие боеприпасы, а конструктивные особенности размещения (обеспечение необходимых секторов стрельбы и углов снижения) артустановок явно свидетельствуют о решении ими в числе прочих и задачи ПТЗ.

Таким образом, сегодня можно с высокой вероятностью утверждать о появлении в ВМС США новых средств активной ПТЗ на основе малокалиберной артиллерийской установки с суперкавитирующими боеприпасами.

В отличие от нас в ряде западных стран НИОКР по тематике суперкавитации ориентировались на вопросы создания в первую очередь малокалиберных изделий и боеприпасов, обеспечивающих движение в режиме суперкавитации на большой глубине, маневрирование на траектории и возможность применения ССН.

Несмотря на то, что разработка суперкавитирующих изделий с системами самонаведения так и не вышла на уровень ОКР, на Западе сегодня достигнут большой прогресс в части создания суперкавитирующих выстрелов для стрелкового оружия и артиллерийских установок.

Из-за того, что тематика военных вопросов использования суперкавитации в значительной степени закрыта, дать на основании открытых данных цельную комплексную картину НИОКР не представляется возможным. В связи с этим целесообразно акцентировать внимание на наиболее значимых фактах и событиях.

ВМС США официально заявлено о принятии на вооружение и серийных поставках суперкавитирующих 30-мм снарядов для противоминной системы RAMICS, предназначенной для поражения с борта вертолета с лазерной системой поиска и целеуказания мин, находящихся на малой глубине.

Разработка снаряда Mk258 mod.1 осуществлялась НИЦ надводных систем ВМС США с начала 90-х годов. Специальная конструкция снаряда обеспечивает воспламенение заряда мины и выгорание его без взрыва. Вместе с тем снаряд имеет весьма ограниченный подводный участок (до 24 м), что значительно ограничивает возможность поражения целей на глубине и дистанции.

Наиболее интересные данные по тематике перспективных НИОКР по суперкавитации были впервые опубликованы фирмой DSG (Норвегия) на конференции NDIA в 2011 году. Существенной их особенностью является то, что представлены двухсредные боеприпасы, которые с высокой эффективностью могут применяться не только в воде или воздухе, но и через границу сред.

Основные задачи, решаемые двухсредными боеприпасами DSG:

-активная противоторпедная защита ближнего рубежа (менее 250 м);
-поражение автономных необитаемых аппаратов;
-уничтожение мин;
-поражение морских (надводных) объектов;
-поражение вертолетов с погруженных подводных лодок.


Уровень работ на Западе показывает реальность решения задачи ПТЗ артиллерийскими суперкавитирующими боеприпасами при условии выдачи точного целеуказания по торпеде. В пределах зоны поражения суперкавитирующих снарядов необходимая точность целеуказания может быть обеспечена различными средствами.

Пора и нам впрягаться


При этом рубежом поражения является дистанция порядка 150–200 метров, то есть ближняя зона ПТЗ. С учетом этого суперкавитирующие боеприпасы не в состоянии заменить антиторпеды (имеющие на порядок большую дальность хода), но обеспечивают значительное повышение вероятности решения задачи ПТЗ, особенно против многоторпедных залпов и в сложных условиях.

На основании изложенного можно сформулировать ряд выводов.

Малогабаритные суперкавитирующие снаряды являются перспективными боеприпасами не только для задач ПТЗ, но и ряда других. Этим направлением развития вооружения и военной техники необходимо заниматься и нам. Малогабаритная артиллерийская установка с суперкавитирующими снарядами была бы весьма уместна не только на СКР проекта 11356, не имеющих комплекса «Пакет», но и на фрегатах проекта 22350 и корветах проекта 20380.

Резкое увеличение в последние годы возможностей активной ПТЗ остро ставит вопрос совершенствования торпед в части как обеспечения выполнения специальных «антиантиторпедных» маневров вблизи цели, так и обеспечения возможности синхронизированной групповой атаки цели.
Автор: Максим Климов
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/28389


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. казак волгский 12 декабря 2015 07:18
    Интересная статья . спасибо. и разработка весьма интересная.
    1. Sirocco 12 декабря 2015 12:53
      Цитата: казак волгский
      Интересная статья . спасибо. и разработка весьма интересная.

      Еще бы интересней было, использовать эффект кавитации, против торпеды. Вопрос к ученым, можно такое сделать или нет?
      Торпеда, не доходя до судна, за счет эффекта кавитации, проваливается на несколько метров ниже.
      1. naraevskij1957 30 декабря 2015 10:51
        мне кажется размещение антиторпед в днище корабля по бортам (вопрос сколько иметь?)технологичней. А кавитация очень дорогой способ т.к. встречная "струя"должна "ополаскивать" корабль на несколько десятков метров.
  2. serega.fedotov 12 декабря 2015 09:44
    ПТЗ должна наводится грубо говоря на звук(были разработки на лазерах,но как-то все заглохли) То есть "шквал" ПТЗ способен преодолеть,а поскольку с самонаведением у него проблеммы,то торпеды теперь начнут "умнеть"и усложнятся-во первых наверняка начнут приближаться к цели на дозвуковых скоростях(проще нацеливаться)а потом"рывок"
    Во вторых против суперкавитируюших снарядов придется делать торпедам "ямку"(по аналогии с ракетной"горкой")
  3. Мой адрес 12 декабря 2015 10:10
    Смотрите последний абзац статьи. Вот именно. Остается маленькая проблема. Которую неизвестно как решить. Как попасть в современную торпеду, даже не "Шквал", с вероятностью хотя бы 80%. Ставить заградительный огонь? Так даже с наведением супергидролокаторами снарядов не напасешься.
  4. tinibar 12 декабря 2015 10:46
    Цитата: serega.fedotov
    ПТЗ должна наводится грубо говоря на звук(были разработки на лазерах,но как-то все заглохли) То есть "шквал" ПТЗ способен преодолеть,а поскольку с самонаведением у него проблеммы,то торпеды теперь начнут "умнеть"и усложнятся-во первых наверняка начнут приближаться к цели на дозвуковых скоростях(проще нацеливаться)а потом"рывок"
    Во вторых против суперкавитируюших снарядов придется делать торпедам "ямку"(по аналогии с ракетной"горкой")

    А сейчас что, торпеды на сверхзвуке приближаются? А у Шквала проблемы в первую очередь с управляемостью, а не с самонаведением...
  5. gla172 12 декабря 2015 10:50
    Новейший корабль береговой охраны США вышел из строя в открытом море

    Корабль сошел со стапелей 21 ноября 2015 года


    Москва, 12 декабря - АиФ-Москва.
    Новейший корабль береговой охраны США USS Milwaukee вышел из строя во время перехода из канадского Галифакса в порт приписки города Сан-Диего, сообщает Navy Times.

    Корабль остановился в 64 км от побережья штата Вирджиния, после чего его отбуксировали на расположенную в 75 км от места поломки базу ВМС США.

    Технические специалисты в настоящее время выясняют причины выхода из строя корабля. По предварительным данным причиной поломки стало попадание мелких металлических частиц в фильтр смазочного масла.

    Проблемы с «Милуоки» обнаружились сразу после выхода из Галифакса. Компьютерная система корабля подала сигнал о возможной поломке. Техники корабля очистили фильтр и продолжили путь, однако спустя какое то время ситуация повторилась.

    «Сообщения о поломке Milwaukee глубоко тревожны, особенно учитывая, что этот корабль был введен в строй 20 дней назад. Я уверен, что ВМС США проведут тщательное расследование причин этого сбоя», - прокомментировал инцидент председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил Джон Маккейн.
    1. gladcu2 13 декабря 2015 21:06
      gla172

      Не надо удивляется. В США у техники очень много детских болезней. С момента начала использования, будет куча всякой ерунды. Поэтому и автомобилестроение американское терпит крах. Качество отвратительное.

      Все это издержки измения моральных ценностей. И я не утрирую. В производстве каждый отвечает за свою порцию ответственности. В зонах пересечения ответственности, каждый пингует (ping-pong) свою ответственность другим. I don't care.
      Типичная эгоистическая мораль.
  6. Башибузук 12 декабря 2015 11:28
    Как всегда.
    У нас ого-го чего натворили в 1998 году в Феодосии, залюбуешься. Но - ЧТО все-таки? Пакет...
    А у них все плохо, но они упорно работают, гады. И уже даже пушки ставят.
    А мы все думаем и боремся, сами с собой.
    Значит, есть о чем копья ломать и какие перспективы выискивать?
    Что, американцы дураки, что-ли, что на 300 метрах ПТЗ остановились? Нет, не дураки.
    Это та дальность, которая позволяет исключить погрешности гидролокации по наведению артиллерийских установок. Есть еще чуток времени для создания заградительного вала.
    Правда, торпеды идущие друг за другом - ну вторая уже не ловится, а там и третья. А если еще и "ямку" начнут делать, вместо "горки" - так сразу сваливай плотики в воду.
    ...
    А мы, как обычно, пошли своим путем. Усложненным. То сначали РГБ использовали в качестве ПТЗ, а всплески от снарядов для борьбы с крылатыми ракетами.
    То теперь, антиторпеды дальней морской зоны.
    А кто этим антиторпедам ЦУ давать будет? Вертолеты ПЛО?
    ...
    Не, работать конечно надо. В конце концов, удачную разработку из-за бугра проще слямзить будет. Тем более, что наша артиллерия лучше. А вот с антиторпедами такой поворот не пройдет, их самим надо доводить до ума.
    ...
    Представляю....идет война. По морям-окиянам носятся стаи антиторпед в поисках просто торпед, Шквалы шквалят напропалую., эсминцы (которые еще уцелели) судорожно уворачиваются от обезумевших анти-и просто торпед.
    И - фонтаны воды от бешеной работы бортовых установок ПТЗ. "Шилка" пуляющая в воду.
    Феерично!
    Эпично!
  7. Fei_Wong 12 декабря 2015 12:55
    Цитата: tinibar
    А сейчас что, торпеды на сверхзвуке приближаются? А у Шквала проблемы в первую очередь с управляемостью, а не с самонаведением...

    Верно, потому что самонаведения у него нет и быть не может. Потому проблема и не стоит - за отсутствием оного.
    1. gladcu2 13 декабря 2015 21:33
      Самонаведение у шквала возможно реализовать головными ракетными корректировочными двигателями. Если есть смысл.
    2. 19001900 27 декабря 2015 18:29
      нет и не может? а как же "Барракуда"
  8. Сергей-8848 12 декабря 2015 14:43
    Почему-то кажется, что это всего лишь развод под мудрёным названием для Пентагона. Лупить обычными пушками в воду, объявляя это экспериментами по ламинарному и турбулентному поведению боеприпасов. Польза, наверное, есть, особенно для учёных. И кавитации, и "суперкавитации", добиться возможно, если шарашить снарядами в воду с определёнными параметрами (скорость, направление и т.п.). Однако даже неучтённая температура забортной воды сразу уменьшит весь восторг. Непредсказуемый Нептун ещё и качку присовокупит. Так что - почему бы не лупить на последнем рубеже обороны всем, чем угодно, по торпедам, только не объявлять это суперкавитацией. В первую Мировую от торпед отстреливались даже из ракетниц, но денег на этот метод додумались попросить только что.
    1. 19001900 27 декабря 2015 18:34
      Помнится в "разрушителях легенд" ставили эксперименты по стрельбе из разного стрелкового в воду. Если не изменяет память самым эффективным оказался мушкет а самой не эффективной антиматериальная винтовка.
  9. serverny 12 декабря 2015 14:52
    Цитата: Башибузук
    эсминцы (которые еще уцелели) судорожно уворачиваются от обезумевших анти-и просто торпед.

    И вот тут-то тема тяжелых ударных экранопланов аки птица-Феникс возрождается из пепла :)
    1. Башибузук 12 декабря 2015 18:23
      Ну....
      я бы не был так категоричен.
      К примеру, нас могут выручить многокорпусные посудины - тримараны, хорошо.
      Четыремараны...еще лучше. Пятимараны. (Ничего, что я по русски пишу? Можно и пентамараны написать, квадромараны...но как-то не по-русски, явно.)
      Смысл?
      Утопить пятимаран - нужно как минимум, 10 торпед. И то, вероятность составит 0,86. (Если рассчитывать по Зенитно-ракетным параметрам.)
      Соответственно, на тримаран обойдемся 3х2 = 6 торпед. Без гарантии утопления.
      Мы же не кровожадные, верно? Нам достаточно серьезного повреждения.
      Хиханьки это все.
      ...
      А на самом деле, я еще в иной ипостаси своей тут, горячо выступал за то, что экранопланы крайне востребованные механизмы.
      Есть области применения, где им нет альтернативы.
      И в первую очередь, это Крайний Север. Крайний.
      А не фьорды Норвегии.
      ..
      Не знаю, не был никогда на Охотском море. Но устья крупных рек тоже отличное поле деятельности для экранопланов.
      А сколько рек впадает в Охотское море, которое весьма проблематично для обычного судоходства?
      ...
      Так думаю.
      Плюс, Северный.
  10. Fei_Wong 12 декабря 2015 15:44
    Цитата: serverny
    И вот тут-то тема тяжелых ударных экранопланов аки птица-Феникс возрождается из пепла :)

    О них никто особо и не забывал. http://kret.com/ru/news/3998/

    Старшая модель А-080 будет отличаться большими габаритами. Взлетный вес данного экраноплана достигнет 100 тонн, крейсерская скорость 410-450 км/ч, дальность полета останется прежней, мореходность улучшится до 2-х метров.
  11. voyaka uh 14 декабря 2015 18:14
    Чтобы было понятно, о чем говорит автор.
    30 мм суперкавитирующе боеприпасы.
  12. voyaka uh 14 декабря 2015 18:15
    И еще нагляднее:
  13. Glad 28 декабря 2015 22:47
    Цитата: voyaka uh
    Чтобы было понятно, о чем говорит автор.
    30 мм суперкавитирующе боеприпасы.

    Прошу прощения за дремучесть, но возникает дилетантский вопрос. А нафига оно, всё это? Картечь или шрапнель разве не лучше справятся с поставленной задачей?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня