Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Может ли Турция закрыть проливы: слово морским волкам

Может ли Турция закрыть проливы: слово морским волкам


Резкое обострение российско-турецких отношений, вызванное гибелью 24 ноября 2015 года российского фронтового бомбардировщика Су-24М от ракеты турецкого истребителя, заставило мировые СМИ снова заговорить о проблеме Черноморских проливов. Не прошли мимо темы Босфора с Дарданеллами и отечественные масс-медиа.

«Турки могут закрыть для России проливы!», «Анкара проводит учения по блокированию Босфора!», «Османы заперли дорогу в Средиземное море!», «У входа в Босфор скопились российские суда, которые не пускают в проливы!» — вот лишь небольшая подборка заголовков, за последнюю неделю мелькавших на страницах отечественных газет и интернет-ресурсов.


Проблемы, подстерегающие Россию в случае запрета пользования проливами, очевидны. Прежде всего, это невозможность транспортировки из черноморских портов за рубеж важных грузов — нашего зерна, металла, удобрений, нефти, а также значительный рост плеча снабжения группировки наших ВКС в Сирии.

Над этими нюансами, равно как и над самой возможностью закрытия для нас проливов, всю последнюю неделю непрерывно ломали копья знатоки разной степени авторитетности: от профи-юристов до так называемых диванных экспертов. Федеральное агентство новостей решило обратиться с вопросами о проливах не к теоретикам, а к практикам. То есть, к морякам.

Как наш ВМФ ходит через проливы

— Можно ли кратко прокомментировать значение для РФ Черноморских проливов и порядок прохода через них наших военных кораблей?

Павел Вишняков, капитан 1-го ранга запаса, в прошлом — флагманский штурман 130-й бригады противолодочных кораблей, заместитель начальника штаба 2-й дивизии противолодочных кораблей по боевой подготовке:

— Считаю, в наше время проливы уже потеряли свое стратегическое значение. Но Черноморский флот они, конечно, по-прежнему запирают в Черном море. Ходят наши корабли через эту узкость уведомительным порядком. Порядок этот предусматривает оповещение турецких властей о проходе не менее чем за сутки. В штабе ЧФ уже давным–давно обходят это дело путем подачи ежедневного уведомления по стандартному образцу, включая в него все корабли первой линии постоянной готовности и корабли, находящиеся на боевой службе в Средиземке. В заявке указывается название и бортовой номер корабля.

— При каких обстоятельствах проливы, в соответствии с Конвенцией о режиме Черноморских проливов, могут быть закрыты для прохода российских военных кораблей и гражданских судов?

— Если говорить о торговых судах, то в соответствии со статьями 4, 5 Конвенции этот вопрос возникает, когда Турция является воюющей стороной. Коротко говоря, судам страны, воюющей с Турцией, будет запрещено проходить через проливы. Суда невоюющих стран проходят проливы только днем и по путям, определяемым в каждом отдельном случае.

Есть интересная формулировка статуса Турции как государства, «считающего себя под угрозой военной опасности» (статья 6). При объявлении этого статуса режим ужесточается следующим образом: лоцманская проводка обязательна, проход только по назначенным путям. Как это соотносится с судами страны, являющейся источником военной угрозы, Конвенцией не определено.

Ограничения, налагаемые на проход военных кораблей, также зависят от статуса Турции в войне. Так, если Турция не является воюющей стороной, то препятствий для прохода кораблей воюющих стран нет. Хотя туманные формулировки, связанные с обязательствами Турции по договорам о взаимной помощи, могут послужить основанием для ужесточения режима прохода военных кораблей.

В случае, если Турция является воюющей стороной, статья 20 Конвенции дает ей право без дополнительных объяснений и реверансов регулировать (запрещать) проход военных кораблей любых держав — черноморских или нечерноморских — по собственному усмотрению. То же право у нее возникает в случае «угрозы непосредственной военной опасности».

— Речь идет о статье 21 Конвенции. В ней сказано, что Турция может закрыть проливы в случае той самой «угрозы непосредственной военной опасности» для себя. Но если при этом корабли нашего Черноморского флота окажутся внутри проливов или в Средиземке, то турки обязаны будут дать им возможность вернуться в Черное море. Точнее, они обязаны будут это сделать, если за это проголосует Совбез ООН. Так?

— Так точно.

— Соответственно, если Штаты при этом наложат вето на результат голосования, турки с чистой совестью на статью 21 плюнут?

— Получается, так.

Можно ли закрыть проливы в обход Конвенции

— Есть ли у Турции возможность, не нарушая Конвенцию, но и не объявляя России войну, закрыть для нас проливы на достаточно продолжительное время? Например, объявив медицинский карантин или инсценировав ЧП на фарватере, последствия которого надо будет долго ликвидировать: разлив нефтепродуктов, угроза экологии и т.п.?


Иван Анисимов, в прошлом — пловец ПДСС (противодиверсионные силы и средства) и рулевой-сигнальщик атомной подводной «Щуки» проекта 671РТМК:

— Карантин, по Конвенции, не повод для запрета прохода проливами. Там по статье 3 идет просто требование принять на борт санитарных надсмотрщиков при проходе. Если же говорить о ЧП… В случае ЧП придется перекрывать проливы для всех. Или придется признать, что упомянутое ЧП опасно только для российских судов, что есть нонсенс.

Евгений Ирза, капитан 1 ранга запаса, в прошлом — командир 2-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота:

— При желании турки, конечно, могут сделать всё, что угодно. Не объявляя войны, закрыть проливы, придумать какую-то экологическую катастрофу и т.п. Но нужен правдоподобный веский повод. Если «катастрофа», то такая, чтобы была «опасна» для всех, а не только для России. Ведь что значит перекрыть фарватер? Это значит, что никто не пройдет. А как тогда быть с проходом кораблей НАТО в Черное море?.. Нет, если решат закрывать, то, скорее, с помощью юридической казуистики.

Павел Вишняков:


— Я бы разделил ответ. С одной стороны, торговые суда могут быть ограничены в проходе в случаях необходимости обязательной остановки у санитарной станции и приема на борт санитарного надсмотрщика. Легко можно представить ситуацию, когда таковых не окажется в наличии, о чем вежливо будет сообщено по 16-му каналу. В случае сомнения в чистоте санитарного патента или обоснованности санитарной декларации, время можно затянуть до бесконечности, несмотря на упоминание в тексте статьи 3 «максимально возможной быстроты» санитарного осмотра.

С другой стороны, есть несколько условий беспрепятственного прохода военных кораблей. Не будем останавливаться на ограничениях суммарного тоннажа и количества кораблей, одновременно находящихся в проливах (до девяти) — при современном состоянии ЧФ нарушить эти ограничения практически невозможно. Основным условием, выполнение которого обязательно и строго отслеживается турками, является своевременное и полное предуведомление турецких властей о проходе. Оно подается дипломатическим путем и содержит сведения о месте назначения, названиях, типе и количестве кораблей, а также дате прохода в первоначальном направлении, а если возможно — то и при возвращении. Изменение даты прохода должно быть предуведомлено не менее чем за три дня.

Дата прохода действует в течение пяти дней, то есть, объявив дату прохода 10 декабря, мы можем пройти и 11, и 12, и 13, и 14 декабря. При подходе к проливам начальник отряда без остановки уведомляет станцию о точном количестве кораблей отряда. При проходе кораблям запрещается использовать авиацию и превышать время прохода. В случаях наличия на борту чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа и оспы необходимые профилактические меры должны применяться судовыми средствами, которые исключают возможность заражения проливов.

Очевидно, что возможности турецкой стороны ограничить российской стороне транзитное судоходство и военное мореплавание с помощью положений Конвенции Монтре существенно ограничены.

А теперь о неконвенциональных ограничениях. Еще в 1982 году Турция в одностороннем порядке объявила Регламент порта Стамбул, распространив его на всю зону проливов. После возражений ряда стран турки объявили его действующим только для турецких судов и иностранных судов, заходящих в турецкие порты, расположенные в проливах.

В 90-е годы турецкое правительство неоднократно пыталось ограничить проход нефтяных танкеров через проливы, вынудив тем самым Россию и другие страны региона согласиться с транспортировкой каспийской нефти через трубопроводы, проложенные по территории Турции.

В 1994 году Турция вынесла на сессию Международной морской организации (IMO) документ «Регулирование морского судоходства в проливах Турции и районе Мраморного моря» (Регламент судоходства в проливах). Этот документ основан на требованиях международных конвенций и Регламенте порта Стамбул 1994 года. В результате широкой дискуссии он был забаллотирован. Однако это не помешало Турции с 1 июля 1994 г. в одностороннем порядке ввести новые правила регулирования судоходства в Черноморских проливах, согласно вышеупомянутому документу.

Эти правила предусматривают право турецких властей приостанавливать судоходство в проливах при проведении строительных работ, включая подводные бурения, тушение пожара, научно-исследовательскую деятельность и спортивные мероприятия, акты спасания и оказания помощи, мероприятия по предотвращению и устранению последствий загрязнения морской среды, операции по расследованию преступлений и аварий и в других подобных случаях, а также право турецких властей вводить обязательную лоцманскую проводку там, где они сочтут необходимым.

Турецкие нововведения коснулись, во-первых, кораблей длиной свыше 200 м — они должны проходить проливы в светлое время суток и обязательно с турецким лоцманом (это, как правило, танкеры или военные корабли ВМФ РФ). Во-вторых, турецкие власти имели право проводить досмотр торговых судов, прежде всего танкеров, на предмет их соответствия национальным и международным эксплуатационно-экологическим стандартам. В-третьих, были введены штрафы и другие санкции за несоблюдение этих стандартов — вплоть до отправки судна обратно, ограничения стоянки (заправки) в примыкающих портах и др. В-четвертых, для проблемных судов и грузов стоимость лоцманской проводки и портовой стоянки были повышены в несколько раз.

Кроме того, Турция в 1998 году в одностороннем порядке ввела в действие новые правила судоходства в проливах, которые предусматривают существенные ограничения транзита крупных нефтеналивных судов.

Надо сказать, данные правила отражают стремление Турции к пересмотру основополагающего понятия «международные проливы» и замены его в отношении Черноморских проливов на статус внутренних и даже внутрипортовых вод. В частности, вместо названий «пролив Босфор» и «пролив Дарданеллы» в Регламенте применены названия «пролив Стамбул» и «пролив Чанаккале».

Отметим, корабли и суда ВМФ РФ никогда не выполняли требования этих односторонних документов в части обязательной лоцманской проводки, но с требованием прохода проливов в светлое время нам пришлось вынужденно согласиться — реакция турецкой стороны на попытки его несоблюдения была чрезвычайно острой…

В октябре 2002 года властями Турции была объявлена новая инструкция о применении правил судоходства. Появились понятие «судно с опасным грузом» и необходимость оповещения о его проходе за 72 часа, а также из режима плавания было исключено правило 9 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года (плавание в узкости), целиком и полностью соответствующее театру Черноморской проливной зоны. Взамен него турецкая сторона применила правило 10(b) — плавание по системам разделения движения, рассчитанное на обстоятельства, исключающие навигационные опасности (мели, критичная близость берегов и т.п.). Кроме того, декларируется возможность ограничения движения всех судов и кораблей по причинам иным, нежели форс-мажор, — например, в связи со спортивными мероприятиями.

Резюмируя, можно сказать, что внутреннее законодательство Турции позволяет руководству страны затруднить, а в некоторых случаях и ограничить транзитное перемещение в Черноморских проливах как торговых судов России, так и ее военных кораблей. Отмена этих ограничений в каждом конкретном случае будет сопряжена с напряженной дипломатической и военно-дипломатической деятельностью, причем это может затянуться на весьма ощутимое время — до нескольких суток. Нарушение требований Конвенции Монтре будет осуждаться мировым сообществом, но и только.

— Правильно ли будет считать, что Турция упомянутыми регламентами и прочими внутренними документами вступила в противоречие с Конвенцией ООН по международному морскому праву?


— Да, вступила. Но она же ее и не подписывала.

Возможные провокации турок


— Итак, у Турции есть гипотетическая возможность, не нарушая Конвенцию Монтре, но и не объявляя войны России, затруднить для наших кораблей движение в зоне проливов. А то и вовсе эти проливы для нас закрыть. Будет ли Турция, по вашему мнению, реализовывать эту возможность в случае дальнейшего обострения российско-турецких отношений?

Иван Анисимов:


— Разумеется. Считаю, что шумиха в СМИ вокруг этого вопроса инспирирована как раз турками, чтобы прощупать реакцию общества на возможное перекрытие проливов.

Павел Вишняков:


— Считаю абсолютно реальными подобные действия Турции. Даже в обстановке начинавшегося в 90-е годы политического сближения после многих лет противостояния в Холодной войне Турция не упускала случая затруднить проход корабля ВМФ РФ, чему я неоднократно был свидетелем. Бывший главнокомандующий ВМФ Феликс Громов в 1993 году совершил официальный визит в Турцию, одной из главных целей которого были именно консультации, связанные с этими затруднениями. Когда он делился личными впечатлениями от этого мероприятия, можно было понять, что цели этих консультаций достигнуты не были.

— Не в качестве ли «ответки» за это турецкие официальные представители тогда наткнулись в кают-компании нашего корабля на портрет адмирала Ушакова, не раз бившего турок, и получили в подарок модель российского брига «Меркурий», прославившегося, опять же, в бою с турками?

— Я бы не сказал, что это была «ответка»… Скорее — стечение случайных обстоятельств. Но такое было, да.

— Насколько велика, по-вашему, в данный момент вероятность турецких провокаций против российских военных кораблей и гражданских судов, проходящих проливы? Если велика, то в чем могут выражаться эти провокации? Задержка разрешения на проход проливов, опасное маневрирование с угрозой столкновения, требование принять досмотровую партию на борт гражданского судна?..

Иван Анисимов:


— Очень велика. Всё упомянутое вами турецкие власти уже делали ранее. Или пытались делать. Причем даже не в период обострения отношений, как сейчас.

— Ну да. Помнится, 10 апреля 2003 года при проходе проливов нашим большим десантным кораблем «Цезарь Куников» путь ему перед мостом Ататюрка преградил катер турецкой береговой охраны. После чего турки потребовали от БДК застопорить ход и предъявить корабль к осмотру. То есть, османы нацелились провести обыск боевого корабля иностранного государства, что, конечно, было уже за гранью… Командир БДК капитан 2 ранга Сергей Синкин сыграл боевую тревогу. На палубе залегли с оружием наизготовку наши морпехи, а носовая 57-мм «спарка» взяла катер на прицел. После чего, не меняя курса, «Куников» пошел на таран. Тут нервы у турок не выдержали, и они сбежали, очистив фарватер. Впрочем, давайте вернемся к вопросу о возможных сейчас турецких провокациях.

Павел Вишняков:


— Разделим понятия «провокации» и «затруднения». Затруднения, как я уже сказал, будут организовываться на основе упомянутых выше норм законодательства Турции, не признанных IMO и международным сообществом. Это ожидаемо и просчитывается. Думаю, уже приняты и реализованы определенные компенсирующие действия, имеющие как технический, так и организационный характер. Например, перевод гражданских сухогрузов, осуществляющих перевозки по планам операции ВКС в Сирии, под категорию вспомогательных судов ВМФ, что, в соответствии со статьей 10 Конвенции, распространяет на них правовое положение военного корабля в части правил прохода проливной зоны. Задержка разрешения на проход — это, видимо, и нужно отнести к «затруднениям» как категории нарушений правового режима проливов, установленного Конвенцией Монтре. И именно задержка, вполне вероятно, будет реализовываться без объяснения причин как на стадии документооборота, то есть при получении формального оповещения о получении предуведомления/заявки на проход военных кораблей, так и на стадии подхода к проливам и связи с турецкой станцией.

Провокации же не имеют правовой основы, даже такой сомнительной, как Регламент порта Стамбул. Опасное маневрирование, требования остановиться, задержать движение для приема досмотровой партии в том числе, пролет вертолета, беспилотника на недопустимо малых высотах, их зависание на курсе корабля, обнаружение работы стрельбовых РЛС береговых ракетных и артиллерийских комплексов — всё это, без сомнения, возможно. Корабли ВМФ РФ неоднократно сталкивались с подобными вещами. Имеется богатый опыт, передаваемый из поколения в поколение, который позволяет заранее продумать действия в этих случаях. Этот опыт реализуется как в приказах, наставлениях, руководствах, так и в вербальной форме — при инструктажах командиров/капитанов, во время корабельных учений по плаванию в узкости, учений расчетов «ГКП-БИЦ-штурман».

Например, многочисленные рассказы офицеров еще советского ВМФ о вертолетных провокациях со стороны сил НАТО, как правило, заканчивались описанием живописной картины выстрела из ракетницы в сторону провокатора, после чего следовала довольно быстрая его ретирада. Опасное маневрирование вполне компенсируется бдительным несением сигнальной вахты и иными мероприятиями, предусмотренными статьей 155 Корабельного устава ВМФ, начинающейся со слов «Плавая в узкостях, вблизи опасностей…»

Турецкий флаг на русской мачте

— Судя по фотографиям, корабли нашего ВМФ, ранее исправно поднимавшие при проходе проливов государственный флаг страны пребывания, теперь это делать перестали. Подъем при проходе проливов турецкого флага для командира нашего корабля — это дело добровольное или же, согласно международным законам, обязательное?

Игорь Рябко, капитан 1 ранга, в прошлом — командир российского экипажа построенного в РФ для Индии авианосца «Викрамадитья»:

— Что касается флага, то это морской этикет и церемониал. Отсутствие турецкого флага на мачте наших кораблей следует читать так: «Вы никто, и звать вас никак!»

Павел Вишняков:


— Подъем флага иностранного государства военным кораблем при его нахождении в территориальных/внутренних водах этого государства не регламентируется международным морским правом, а является традицией, соблюдение которой необязательно. В случаях, когда корабль совершает официальный визит, данное обстоятельство специально оговаривается по военно-дипломатическим каналам.

По боевой готовности №1

— Понятно, что при проходе проливов на российских военных кораблях служба несется в усиленном режиме. В чем это «усиление» обычно выражается? Увеличивается количество вахты на верхней палубе? Увеличивается число сигнальщиков? На верхней палубе выставляются посты из числа морских пехотинцев? Объявляется боевая тревога? В чем?..

Игорь Рябко:

— Усиление охраны корабля — это решение каждого командира отдельно, в зависимости от угроз в конкретный период времени.

Павел Вишняков:

— Проход международных проливных зон кораблями ВМФ РФ осуществляется по боевой готовности №1 в варианте корабельного расписания «Плавание в узкости». В соответствии с этим расписанием, усиливается сигнальная вахта, выставляется впередсмотрящий, несется вахта на отдаче якорей, запускаются резервные и аварийные устройства управления кораблем. Кроме того, выставляется так называемая «вахта бдительности» — у всех люков и дверей, ведущих на верхнюю палубу из внутренних помещений, стоят вахтенные. В зависимости от характера (дружественный/недружественный) зоны могут выставляться и вооруженные вахтенные на верхней палубе, ведущие наблюдение за водной акваторией вокруг корабля. Это могут быть и морские пехотинцы при их наличии на борту, или матросы из корабельных боевых частей — как правило, БЧ-3 (минно-торпедная боевая часть). Характер тревоги — боевая или учебная — определяется командиром корабля или старшим на борту. Боевая служба является выполнением боевой задачи, поэтому объявление боевой тревоги вполне логично и обосновано.

Наш БДК и вахтенный с ПЗРК

— Вернемся к уже прославившемуся «дружбой» с турками «Куникову». Совсем недавно в интернете появились фотографии этого БДК, проходящего Босфор с находящимся на надстройке корабля членом экипажа, вооруженным ПЗРК. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу уже объявил это провокацией Москвы и чуть ли не актом агрессии со стороны России. Насколько ПЗРК на надстройке корабля укладывается в штатный режим прохода нашими военными кораблями проливов? Не нарушает ли это Конвенцию о режиме Черноморских проливов?

Иван Анисимов:

— В штатный режим это явно не укладывается. Хотя бы потому, что ранее такого на наших кораблях в проливах замечено не было. Но и прямым нарушением Конвенции Монтре вахтенный с ПЗРК тоже не является.

Павел Вишняков:

— Конвенция не упоминает подобные действия. Впрямую там есть запрещение использовать летательные аппараты с военных кораблей. Однако подобное действие (выставление вахтенного с ПЗРК) можно трактовать как нарушение общепринятых норм, определяющих правовое положение военного корабля в территориальных/внутренних водах иностранного государства, и может быть истолковано как нарушение духа Конвенции Монтре. Предполагается, что право мирного прохода, реализуемое, в частности, в предельно простом порядке следования военных кораблей РФ Черноморскими проливами (по Конвенции Монтре), исключает подъем пусковых установок ЗРК/РК, развороты артиллерийских установок, изменение угла возвышения орудий, подачу бомб на направляющие РБУ и т.д. Думаю, что появление в открытую вахтенного с ПЗРК наизготовку — недосмотр старпома. Он (вахтенный ПВО с ПЗРК) есть всегда — и не один, — но должен нести вахту в недоступном для посторонних глаз месте.

— Федеральное агентство новостей благодарит всех участников этой беседы и желает вам семь футов под килем!
Автор: Андрей Союстов
Первоисточник: http://riafan.ru/487767-mozhet-li-turciya-zakryt-prolivy-slovo-morskim-volkam


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 64
  1. DEZINTO 10 декабря 2015 18:13
    Турция аффигеет сама от закрытия пролива.....

    Хотяяя с этим президентом...он же может и вытуркнится опять.... request
    1. Уран 10 декабря 2015 18:13
      не на вижу турцию
      1. СРЦ П-15 10 декабря 2015 18:28
        Может ли Турция закрыть проливы:

        Может закрыть, но только свою пасть на Россию! am
        Последствие такого шага Турции, просчитать очень сложно, поэтому Эрдогану нужно сначала взвесить все "за" и "против".
        1. КОСМОС 10 декабря 2015 19:05
          Цитата: СРЦ П-15
          Последствие такого шага Турции, просчитать очень сложно,

          Кое что можно, в этом случае Черное море превратиться в закрытое российское море.
          Цитата: статья
          Ведь что значит перекрыть фарватер? Это значит, что никто не пройдет. А как тогда быть с проходом кораблей НАТО в Черное море?

          Цитата: DEZINTO
          Турция аффигеет сама от закрытия пролива.....

          Многие офигеють, вот только турция может не успеть...
          1. _Владислав_ 10 декабря 2015 19:16
            Цитата: КОСМОС
            Многие офигеють, вот только турция может не успеть...

            Да. Турция здесь регионально сильнее. Вынести Турцию ногами вперед обычными видами вооружения не получится. А ЯО вряд ли вообще рассматривается как вариант. По этому - это создаст конечно проблему. Я так понимаю Москву по этому и отправили на базу, вместо нее аналог Варяг теперь у Сирии.

            Варяг при любом раскладе легко возвращается к себе на базу в Приморье.
            Готовимся мы к этому, надо понимать.
            Если закроют проливы, то понятное дело МО РФ, решило что Черноморский флот должен вернуться на базу, дабы защищать вверенную акваторию. А разбираться с Турцией буду уже силами Северного, Тихоокеанского флотов - ес потребуется.
            1. severniy 10 декабря 2015 20:42
              крайние меры, но когда то мы могли заявлять и так...
              1. bif 10 декабря 2015 23:26
                Цитата: severniy
                крайние меры, но когда то мы могли заявлять и так...

                в этом-то и вопрос, смогут ли нынешние власти РФ достойно ответить в духе Громыко или осуществить какие-то контрмеры?! Или будут по линии МИД выражать "решительный протест".
                bif
                1. Gor-1974 11 декабря 2015 08:50
                  Такие дела сразу делаются, сбили самолёт тут же сбили два в замен-и всё конфликт исчерпан и не приходится вводить смешные санкции, вспоминая как год назад, грубо говоря поднывали под европейские со словами -Санкции контр продуктивны и вредят обоим сторонам конфликта.На мой взгляд кто водит санкции, как в своё время США и Европа-то не собирается претворять в жизнь открытую агрессивную политику-скорее будут ждать погоды у моря.
              2. S_last 11 декабря 2015 11:50
                не говорил он такого НИКОГДА. Человек чей девиз был "Лучше 10 лет переговоров чем один день войны" в принципе не мог делать таких заявлений.
                Это якобы заявление впервые появилось на одном из аккаунтов в лайфжорнал и лучший на него ответ есть там же...

                Это всё или гнусный буржуазный поклеп на товарища Громыко или пионэрская сказка. Если бы министр иностранных дел Советского Союза был бы действительно таким законченным идиотом, чтобы налево и направо грозить ракетами странам-членам НАТО, Советского Союза не стало бы еще в 70-х годах.
            2. Serg Koma 10 декабря 2015 21:28
              Цитата: _Владислав_
              А разбираться с Турцией буду уже силами Северного, Тихоокеанского флотов
              laughing
              Турция член НАТО. "Гибралтарский пролив"(военно-морская база Гибралтар) - это географическое понятие надеюсь Вам известно. Так что при "разборках" с Турцией, при угрозе безопасности члену НАТО,пролив для прохода ВМФ РФ тоже по всей видимости будет закрыт/заблокирован. Остается только уповать что турецкий флот сам, к ВАМ на Камчатку прибудет для "разборок", ТФ надеюсь выступит на ВАШЕЙ стороне hi
            3. Rus2012 11 декабря 2015 00:27
              Цитата: _Владислав_
              А ЯО вряд ли вообще рассматривается как вариант. По этому - это создаст конечно проблему. Я так понимаю Москву по этому и отправили на базу, вместо нее аналог Варяг теперь у Сирии.

              ТЯО рассматривается не в последнюю очередь. "Москва" с сентября 2015 находился на дежурстве там.
          2. ℳy ℒiƒℯ 10 декабря 2015 20:58
            Многие офигеють, вот только турция может не успеть...


            Никто не офигеет.
            Как всегда - решительный протест, и вперед, гонять корабли через Гибралтар.
        2. Roman 25 10 декабря 2015 19:10
          А зачем ему, что то взвешивать?
          По нормам международного права конечно не может. Но разве кто то еще не понял, что когда речь идет о России и её интересах, нормы международного права не действуют! Для примера буквально вчерашнее решение МВФ в отношении кредитования Украины (если убрать из этой многоходовки слово Россия - то будет 1000% дефолт, а если оставить то нормальное кредитоспособное государство, с небольшими трудностями и спорным кредитом...)
          Как то так am
          1. Aleksander 10 декабря 2015 20:30
            Цитата: Roman 25
            А зачем ему, что то взвешивать? По нормам международного права конечно не может.


            Вот-вот. И я об этом же-зачем рассматривать казуистику договоров и незаконность закрытия проливов Турцией? Они просто тупо закроют и все! Что, в суд подать на них? В ООН? Все дружно посмеются. Ситуация очень паскудная....
          2. Aleksander 10 декабря 2015 20:30
            Цитата: Roman 25
            А зачем ему, что то взвешивать? По нормам международного права конечно не может.


            Вот-вот. И я об этом же-зачем рассматривать казуистику договоров и незаконность закрытия проливов Турцией? Они просто тупо закроют и все! Что, в суд подать на них? В ООН? Все дружно посмеются. Ситуация очень паскудная....
      2. Wiruz 10 декабря 2015 18:34
        не на вижу турцию

        Еще одна учительница русского языка повесилась crying
        1. Александр_ 10 декабря 2015 19:19
          Да ладно.

          статья 154 (не 155)

          154. Плавая в узкостях, вблизи навигационных опасностей, ...

          По Уставу, значит, корабли плавают.
          1. Алексей_К 10 декабря 2015 22:21
            Цитата: Александр_
            По Уставу, значит, корабли плавают.

            Всё таки в русском языке корабли проходят узкости и, в то же время, корабли уходят в плавание. Другое дело - перевод официального международного документа на русский язык. Вполне возможно, что у англичан корабли плавают, а не ходят. Если в оригинале документа на английском языке написано , что корабли плавают, то и точный перевод должен быть - плавают. Иначе при переводе переводчиком с русского на английский при прохождении узкостей турки могут вас и не понять и не пропустить, пока не выразитесь в соответствии с фразеологией оригинального документа. И будет остановлено прохождение кораблей, до тех пор пока не выразитесь установленной международной фразой.
      3. vladmetro 11 декабря 2015 00:56
        Слово "ненавижу" пишется вместе.
        А если этот пост читают наши нелюбимые "братья" из Турции?
        Стыдно, учи русский язык!!!
    2. Denis Obukhov 10 декабря 2015 18:50
      А фотка то какова! шедевр турецкой медийной мысли ))))))))))))) У нас служивые оказывается в рясе smile
      1. Wiruz 10 декабря 2015 19:07
        У нас служивые оказывается в рясе

        Как в том анекдоте: "Молодой человек (хулигану), я ведь батюшка православный. Я ведь могу и кадилом ****(врезать) laughing
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
        3. Комментарий был удален.
    3. самоход 10 декабря 2015 19:26
      Цитата: DEZINTO
      Турция аффигеет сама от закрытия пролива.....

      все зависит от "+" и "-" при закрытии проливов.
      (читать потезисно smile )
      - вроде были разговоры, что правительство Ирак попросило помощь у России в борьбе с ДАИШ. логично предположить, что Россия не откажет (кто же откажется от +10500 к влиянию в регионе???).
      - турецкие силы нынче незаконно находятся в Ираке (опять же исходя из заявлений правительства Ирака). и уходить вроде как не собираются
      - из вышесказанного рано или поздно вооруженные силы РФ столкнутся с турецким (и это будет не "удар в спину", а реальное столкновение)
      - соответственно Турция будет "находиться в состоянии войны" (независимо от того с кем будет воевать - с Россией (что мало вероятно), с Ираком или Сирией
      - Россия де-факто будет союзником Ирака (если примет "приглашение" Ирака на борьбу с ДАИШ)
      - Турция вводит вариант с "угрозой непосредственной военной опасностью" (В случае, если Турция является воюющей стороной, статья 20 Конвенции дает ей право без дополнительных объяснений и реверансов регулировать (запрещать) проход военных кораблей любых держав — черноморских или нечерноморских — по собственному усмотрению. То же право у нее возникает в случае «угрозы непосредственной военной опасности»)
      т.е. варианты перекрыть проливы (пусть и чисто гипотетически) для "сирийского экспресса" есть. но...
      ...что теряет Турция в случае вышеописанного сценария?
      - поддержку НАТО (и так ходят разговоры о исключении Турции из блока). не думаю, что США пойдут на открытую конфронтацию с Россией
      - влияние в регионе (как вывод из вышесказанного тезиса, ибо сама по себе (без поддержки) Турция не сможет (сил не хватит) держать Западную Азию под контролем)
      - свою энергетическую безопасность (73% природного газа в Турцию идет из России и Ирана)

      что теряет и приобретает Россия в случае подобного развития событий - спрогнозировать сложно (ибо русские всегда были сильны в импровизации). опять-таки, все зависит от "+" и "-" принимаемых решений...
    4. Maximars 10 декабря 2015 19:58
      Уважаемые форумчане, а как физически может закрыть пролив Турция?
      1. Алексей_К 10 декабря 2015 22:28
        Цитата: Maximars
        Уважаемые форумчане, а как физически может закрыть пролив Турция?

        А как ГАИ останавливает некоторые машины на трассах? Поперёк разворачивают длинномерное судно в узком месте и будет пробка, которую потом будет очень трудно разгрести.
    5. dmi.pris 10 декабря 2015 20:51
      Чем она аффигеет?По-любому у турок будет поддержка,и всякие там ООН им не указ..Пытаются нас согнуть...посмотрим у кого горб вырастет...
      Цитата: DEZINTO
      Турция аффигеет сама от закрытия пролива.....

      Хотяяя с этим президентом...он же может и вытуркнится опять.... request
  2. МИХАЛЫЧ1 10 декабря 2015 18:14
    Громыко, наш товарищ "нет" , скромно так сказал в былые времена!Турки сразу успокоились..(аналогичная ситуация была во времена СССР)Сейчас России сложней конечно, но держимся !
    1. Vasya_Piterskiy 10 декабря 2015 18:22
      Мысли сошлись...))) Не знал, что в свое время Андрей Андреевич так осадил Турков.
    2. AlexTires 10 декабря 2015 19:35
      Эх, минули те времена когда Громыко ответил туркам, а "Москва" носила в каждой ПУ по 0,5 мегатонн...
    3. Волька 11 декабря 2015 05:53
      очень даже кстати и своевременный ответ России на провокации турков...
  3. Vasya_Piterskiy 10 декабря 2015 18:16
    Турция может для нас закрыть пролив, только мы сделаем для себя новый и он будет проходить через Стамбул.)
    1. МИХАЛЫЧ1 10 декабря 2015 18:56
      Цитата: Vasya_Piterskiy
      Турция может для нас закрыть пролив, только мы сделаем для себя новый и он будет проходить через Стамбул.)

      Стамбул был раньше Константинополем (столицей Византии)..Православие от туда пошло, но уничтожили османы все..А Россия последователи! Ну что то так , я не историк (эту тему обычно боятся подымать, но все же))) hi
      1. Wiruz 10 декабря 2015 19:01
        Вольфыч ещё не обещал что своё 80-летие будет в Константинополе отмечать? Нет? Если обещал - значит всё. Приговор Турции уже подписан laughing
        1. МИХАЛЫЧ1 10 декабря 2015 19:15
          Цитата: Wiruz
          Вольфыч ещё не обещал что своё 80-летие будет в Константинополе отмечать? Нет? Если обещал - значит всё. Приговор Турции уже подписан laughing

          Почти!... laughing Ну а если серьезно, турки "отгребут" конкретно...))))Вот с их кураторами , там все сложней...
        2. cniza 10 декабря 2015 20:39
          Цитата: Wiruz
          Вольфыч ещё не обещал что своё 80-летие будет в Константинополе отмечать? Нет? Если обещал - значит всё. Приговор Турции уже подписан laughing


          Он мужик , обещал сделает.
        3. Комментарий был удален.
        4. Serg Koma 10 декабря 2015 21:49
          Цитата: Wiruz
          80-летие будет в Константинополе отмечать

          Про сапоги в Индийском океане уже не вспоминает почему то... feel
          P.S.
          Буш Багдад твоя могила!
  4. vsoltan 10 декабря 2015 18:22
    От статьи впечатление создалось, что "морские волки" и не волки вовсе, а так, склизские тюлени… не понравилась статья, возможно, многое просто выдернуто и многие высказывания выкинуты или передернуты из общего контекста… так… импотенция какая-то получается, чего в реалии нет.. … Турция, перекрыв проливы по-любому поводу, и тем самым, а приори, признав себя воюющей стороной, рискует конретно получить по-морде… в соответствии с конвенцией или без нее… кишочка пока тонка… так что не думаю, что рискнут… Эрдоган сволочь, но не безумец… и то что решение Турции поддержит НАТо… вилами в проливах на воде писано… так, ни о чем статья… наш Флот вполне достойный… автору минус, не верю втакой настрой наших боевых морских офицеров… чушь…автор крыса сухопутная, проплаченная, …пораженец Сюстов… на Варяге ему не служить ИМХО am
    1. МИХАЛЫЧ1 10 декабря 2015 19:20
      Цитата: vsoltan
      что "морские волки" и не волки вовсе, а так, склизские тюлени… не понравилась статья,

      У нас у русских так.. hi Мы "юморим" , когда кровью пахнет и конкретным боем...А там видно будет!
    2. Удав КАА 10 декабря 2015 19:29
      Вячеслав, позвольте с вами не огласиться!
      Цитата: vsoltan
      От статьи впечатление создалось,
      положительное. Наиболее добротно и обстоятельно освещал проблему к1р запаса П.Вишняков. Коллега по кругу своей профессиональной деятельности на практике занимался этими вопросами, поэтому у меня вопросов по проблеме нет.
      Цитата: vsoltan
      автор крыса сухопутная, проплаченная, …
      Автор-то здесь при чем? Собрал человек мнения заслуженных людей по проблеме, оформил статьей, выложил на сайт... Может у остальных "непосвященных" после разъяснений Ф-1 130 БрПЛК ясность настанет, вопросы дурные задавать престанут.
      Лично я статьей удовлетворен. yes
      PS. Только не посылайте меня служить на "Варяг"! У меня выслуга 43 года: не возьмут. laughing
    3. непотопляемый 10 декабря 2015 19:46
      Цитата: vsoltan
      импотенция какая-то

      Да, дружище,теперь я знаю,как пишут диванные эксперты.Это наверное от того,что импотенция- то наверно у Вас.Крепись дружище.Купи Виагры и мысли потекут в правильном направлении.(не сердитесь,я без всякой злобы) stop hi
    4. veksha50 10 декабря 2015 22:13
      Цитата: vsoltan
      От статьи впечатление создалось, что "морские волки" и не волки вовсе, а так, склизские тюлени…



      Хм... А зачем корреспондент устроил это интервью с моряками???

      Проход через проливы - это не боевые действия, и все там сопряжено именно с дипломатическим действиями-увертюрами...

      А вот закрытие проливов - это уже политическое действие, которое может вызвать с нашей стороны боевые действия в виде войны, являющейся продолжением политики...

      Так что моряков спросили - они ответили так, как понимают эту ситуацию... Решать будут не они, а политики... И если надо, то эти же самые, как Вы их назвали "склизСкие" моряки по туркам и бахнут, если им прикажут...

      Так что зря на моряков наехали, не их это компетенция, что делать, если турки закроют тот же Босфор...
      1. vsoltan 10 декабря 2015 23:46
        vekshа50

        Ребята, задолбали… типа, я на моряков наехал? Вы коммент дочитали, минусовщики? Я наехал на автра, что тенденциозно подобрал цитаты, выдернутые из общего контекста. Мало того, отписал, что не верю в подобный пофигистический настрой нашего флота…слава Богу, довелось общаться… и публика там покруче высказывается, чем приведенное в статье шамканье. Вы читать, Господа военные, не разучились? Или только первую строку? Ну, а Непотопляемому за мелкое хамство, отдельный привет… такие действительно… не тонут… нигде… wassat
    5. леший74 10 декабря 2015 22:41
      молчал бы- всяко последний будешь когда на флот позовут:)
      1. vsoltan 11 декабря 2015 00:13
        леший74

        А меня уже не позовут… староват… а Вы все же дочитывайте коммент, и прежде чем высказаться, думайте хоть иногда… или нет такой привычки?
    6. Tusv 10 декабря 2015 22:54
      Цитата: vsoltan
      От статьи впечатление создалось, что "морские волки" и не волки вовсе, а так, склизские тюлени…

      В этой статье так то про турок намекнули:
      Вы не кто и звать ни как
      1. vsoltan 11 декабря 2015 00:11
        tusv

        Вам, сударь, посоветовал бы подучить грамматику… в комменте Вашем "не кто и звать ни как", следет писать по-иному, а именно "никто и звать никак"… если уж позволяете себе высказываться на русском сайте, извольте делать это правильно.. tongue
  5. rasputin17 10 декабря 2015 18:24
    Закрыть то не закроют ! Но ведь крови попьют еще и нервы помотают сейчас НО потом будут платить по счетам!
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. Vladimir 1964 10 декабря 2015 18:27
    Понравилась статья, коротко, грамотно и вполне доступно для восприятия. Да и сама информация в определённой степени значительно повышает понимание "темы проливов". Не всё конечно обрадовало но и оснований для уныния реально не вижу. Есть надежда то наши моряки готовы к любым действиям турок. soldier
  9. onix757 10 декабря 2015 18:27
    Легко, получат индульгенцию от штатов иииии все. Плевать они хотели на стук кулачков топанье ножками сами знаете кого smile
    1. rasputin17 10 декабря 2015 18:39
      Цитата: onix757
      Легко, получат индульгенцию от штатов иииии все. Плевать они хотели на стук кулачков топанье ножками сами знаете кого smile

      Эта индульгенция котируется только у тех кто ее дал! И еще вопрос каковы будут действия против кого она направлена! Давайте не будем торопить события а проста подождем конкретных результатов и реакции на их безумные действия! hi
  10. Из Самары 10 декабря 2015 18:31
    Не закроет никогда!
    1. Удав КАА 10 декабря 2015 19:38
      Цитата: Из Самары
      Не закроет никогда!

      Если начнутся БД -- закроют...
      Но вряд ли будут сами этому рады:ибо рядом будет прорыт параллельный Босфору канал имени Шойгу (к примеру).
      Из всего Константинополя мне лично жалко будет только Софию...Ну и тех немногих, которые не стучат в барабан войны, поддерживая Эрдогана.
      Серым волкам -- собачья смерть!
      1. Из Самары 10 декабря 2015 22:45
        Вы сами ответили что тогда будет...
  11. 222222 10 декабря 2015 18:33
    ..хулиганка ..может всё...

    "Генштаб Турции: ВВС Греции преследовали F-16 над Эгейским морем
    10 ДЕКАБРЯ 2015, 18:26

    Генштаб Турции: ВВС Греции преследовали F-16 над Эгейским морем
    Стамбульский базар. Архивное фото
    АНКАРА, 10 дек — РИА Новости, Федор Смирнов. Два истребителя F-16 ВВС Греции удерживали в качестве цели на радаре турецкий F-16 над Эгейским морем, говорится в заявлении генштаба Турции в четверг.

    «Турецкий истребитель F-16 выполнял учебный полет над нейтральными водами Эгейского моря. Во время выполнения этого задания два самолета F-16 ВВС Греции начали преследовать наш истребитель, удерживая его как цель на радиолокаторе в течение 3 минут 40 секунд. Наши пилоты продемонстрировали необходимую реакцию», — сообщает турецкий генштаб.

    Турция не признает 10-мильную воздушную зону Греции вокруг островов, что приводит к многочисленными инцидентам с преследованием ВВС Греции вторгающихся в эту зону турецких военных самолетов. По данным Генштаба ВВС Греции, в 2014 году зафиксировано 1269 нарушений воздушного пространства, среди которых 14 полетов над территорией Греции. За десять месяцев 2015 года, с января по октябрь, зафиксировано 1233 нарушения. В том числе был 31 полет над территорией Греции.""
    Источник: «РИА Новости»
  12. Sea Wolf 10 декабря 2015 18:43
    Закрытие проливов для прохода российских судов и кораблей ВМФ России однозначно будет трактоваться как состояние войны. В соответствии с этим будут предприняты все необходимые меры для разблокирования проливов. Право будет на нашей стороне. Уверен все необходимы мероприятия и планы давно уже готовы и отрепетированы.
    1. непотопляемый 10 декабря 2015 19:56
      Цитата: Sea Wolf
      . Уверен все необходимы мероприятия и планы давно уже готовы и отрепетированы.

      Вашими устами да мёд бы пить.Хорошо бы по Вашему сценарию.
  13. Горный стрелок 10 декабря 2015 18:48
    Истерия антироссийская в Турции нарастает. Что там в парламенте творилось - свидомиты отдыхают. Ощущение такое, что не турки сбили наш самолёт, а Россия высадила десант в Константинополе -ой, простите, Стамбула. Думаю, наши уже просчитали варианты действий.
  14. SmailFantom 10 декабря 2015 18:49
    с точки зрения, политики вопрос действительно сложный, и всё что описано в статье, справедливо конечно, но не даст сделать вывода о реакции турков, единственное, что можно сказать, - общественное мнение, относительно ближнего востока, на нашей стороне, после взрывов в париже уже окончательно
  15. ТВМ - 75 10 декабря 2015 18:59
    Прекрасная статья. Разумная и спокойная, без истерики и шапкозакидательства. Противник обозначен и показано, что имеются средства и способы его нейтрализации.
  16. Rostislav 10 декабря 2015 19:18
    Он (вахтенный ПВО с ПЗРК) есть всегда — и не один,

    И это правильно.
  17. Iglu40 10 декабря 2015 19:23
    Турция может закрыть проливы в случае объявления войны (с нами) и тогда - имели мы их разрешение на проход! Но справедливо и обратное: закрытие проходов - это объявление войны и тогда.... (см. п.1)
  18. Горменгаст 10 декабря 2015 19:33
    Жалко, товарищ Сталин не дожал этот вопрос после войны.
  19. Комментарий был удален.
  20. ОлегV 10 декабря 2015 19:41
    «Турки могут закрыть для России проливы!»
    врятли......

    ближайшая перспектива Босфора
  21. tinibar 10 декабря 2015 19:42
    Цитата: Уран
    не на вижу турцию

    Ненависть к врагам Родины - не самое плохое качество в человеке. Плюс...
  22. sa-ag 10 декабря 2015 19:50
    Корыто ржавое в проливе "затонуть" прекрасно может, потом скажут что штурман был гладко выбрит и слегка пьян:-)
    1. Scraptor 10 декабря 2015 20:35
      Можно еще уронить Босфорский мост, как и в проливе Большой Бельт.
  23. chunga-changa 10 декабря 2015 19:57
    Может ли Турция закрыть проливы

    До 2017 года скорее всего нет, если конечно наши гении из мида и кремля перестанут тупить и быковать, а вот в 2017-18г. - обязательно, а конвенцию отменят.
    1. Scraptor 10 декабря 2015 20:33
      Дания закроет свои и снова введет пошлину? Конвенцию сами можем отменить, она больше туркам на руку. В 90-к когда везли С-300 на Кипр - закрывали, Пляски были в парламенте покруче нынешних.
  24. hartlend 10 декабря 2015 20:51
    Сколько можно мусолить может Турция или не может. Авторы таких статей такие решения не принимают. Напоминают мне литературных критиков,которые сами писать не способны, зато учат других. В статье есть полезная информация, не относящаяся к основной теме. В общем - минус.
    hartlend
  25. ТОР2 10 декабря 2015 21:50
    Нужно всегда быть готовыми к тому,что утруждать себя международными обязательствами НАТОвцы не будут. Такое уж сейчас время. Стоит напомнить особо упёртым атлантистам, что противокорабельные мины за всю свою историю не проиграли ни одного сражения. Так что в случае чего проливы будут закрыты для всех. Для скептиков немного истории.
    Октябрь 1950 года. Армада американских кораблей, в составе которой были линкоры и авианосцы, двинулась к северокорейскому порту Воньсань для высадки десанта в составе корпуса с целью окружить северокорейскую армию. Янки наткнулись на мины, которые корейцы выставили с рыбацких джонок. Американцы начали интенсивное траление. Пять тральщиков погибли на минах, несколько тральщиков и два эсминца получили тяжелые повреждения.
    Современные мины у которых интеллекта не занимать используя течение могут сами дрейфовать до нужного квадрата, а прибыв закапываться в грунт.
    После окончания любой войны требовалось несколько лет для того, чтобы бывший район минных заграждений был недоступен для судоходства.
    Так что найдут в случае чего турки себе приключений.
    1. clidon 10 декабря 2015 22:54
      Минная атака это фактически объявление войны, которая снимает ограничения по применению аналогичного оружия и с турецкой стороны. Из за закрытия проливов никто на такое не пойдёт.
    2. spolo 11 декабря 2015 04:01
      Донные взрывы небольшой мощности 10 килотон прекрасно очистят фарватер от мин, предварительно углубив его, далее по тов.громыко.
      1. Михаил Крапивин 11 декабря 2015 09:03
        А рукотворный цунами смоет с берегов все лишнее, типа Стамбула:)
  26. Sea Wolf 10 декабря 2015 21:55
    Здесь может быть даже и не военная составляющая важнее, грузопотоки и не только России, попробуйте тормозните Баб-эль-Мандебский пролив, Гибралтар, Датские проливы, Суэц, Панаму, Киль. Здесь завязаны интересы крупнейших корпораций и крупнейших государств. Ведь нефть, которая идет из Новороссийска, идет ведь и в Штаты и в Европу и далее везде. Большое количество судов европейских река-море взад-вперед шастают. Турция думаю сама подогревает эти настроения, как пробный шар запускает. Видно по сдержанной реакции официальных органов России ответить есть чем. Да и при Советской власти этот вопрос прорабатывался неоднократно. Ну вы даете еще в эксперты военных, капитана первого ранга, обычного служаку и диверсанта. Никто ведь из даже адмиралов в отставке, в свое время, допущенных к стратегическому планированию нигде и не заикнулся об этом. Посмотрите, какая битва сейчас начинается за Северный Морской путь, я там ходил неоднократно. Сколько вложено денег и восстанавливается инфраструктура. А это ведь борьба за грузопотоки, это огромные деньги. Кто же этим туркам позволит открыть-закрыть. Нет ребята, это не калитка на даче. В свое время в 1981 году проходил практику в 22-й бригаде ПЛ, помощником флагманского штурмана эскадры, что в Либаве была. Вот одна из задач была: подойти и торпедой с ЯБП по Килю. И все, тишина.
  27. Василий В 10 декабря 2015 21:58
    Как говорил Андрей Громыко, новый проход всегда можно организовать...
  28. Виктор-М 10 декабря 2015 22:31
    Вот и всё объяснение.
  29. домохозяйка 10 декабря 2015 23:31
    Плавая в узкостях, вблизи опасностей,
    Забудь о туркостях и требуй ясностей!
    Получат туркости ох! - неприятностей,
    Дождутся в узкостях на хвост опасностей!
    Проливы нужные, но очень узкие,
    Сейчас турецкие, но будут Русские.
  30. Zomanus 11 декабря 2015 06:07
    Действовать будем по обстоятельствам.
    Начиная от подводного расширения узкостей посредством спец БЧ,
    заканчивая изменением территориальной принадлежности проливов.
  31. cergey51046 11 декабря 2015 08:57
    На предыдущую статью этой темы был комментарий, что член правительства СССР сказа, что всего две ракеты и будет три пролива, но не будет Стамбула.
  32. SeAl2014 11 декабря 2015 09:49
    Сбили наш Су-24, а на ПЗРК на палубе проходящего судна истерика. Это не недосмотр старпома. Старпом прав. Благодарность ему.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня