Турбинный детектив

Турбинный детектив


Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства. Импортозамещение в этой сфере стало залогом национальной безопасности — без ремонта турбин флот не сможет выполнять свои задачи во все более конфликтном мире.

Сломанная нога



22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и всего ВМФ России — фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море — в частности, обеспечивал проводку «Сирийского экспресса», а также выходил в Индийский океан для охраны судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах, отличающихся повышенной активностью пиратов.

Долго держать корабль на главной базе ни штаб флота, ни главкомат ВМФ не планировали — современный сторожевик должен был, по некоторым сведениям, снова уйти на боевую службу летом 2015 года, после межпоходного ремонта и нескольких выходов на боевую подготовку. Однако реальность заставила скорректировать планы: одна из двух форсажных турбин корабля (тип ДО 90) оказалась аварийной. Ситуация осложнялась тем, что ремонт двигателей этого типа раньше выполнял их производитель — украинская компания «Зоря-Машпроект», но после Крымского кризиса и событий в Донбассе украинское руководство разорвало военно-техническое сотрудничество с Россией.

Для части продукции удалось найти обходные варианты — так, Россия по-прежнему получает украинские вертолетные двигатели (хотя объем закупок постепенно сокращается по мере освоения собственного производства). Но если двигатели для вертолетов к обоюдному удовольствию «Вертолетов России» и украинской компании «Мотор Сич» удается закупать, маскируясь «двойным назначением» (они могут ставиться и на гражданские машины), то газотурбинные энергетические установки для боевых кораблей, равно как и услуги по их ремонту, замаскировать подобным образом невозможно. И проблема не только в «Ярославе Мудром»: невозможность ремонта украинских турбин грозила вскоре оставить Россию без большей части надводного флота. Летом 2015 года «Ярослав Мудрый» встал в ремонт на заводе «Янтарь».

Полутора годами ранее, осенью 2013 года, на том же заводе начались работы на головном сторожевике «Ястреба» — «Неустрашимом». В отличие от «Ярослава Мудрого» этот ремонт был плановым, предполагавшим большой объем работ, в том числе модернизацию ряда систем. Двигатели корабля в соответствии с планами Гособоронзаказа на 2014 год предстояло ремонтировать на Украине.

Турбинный детектив

БПК «Адмирал Чабаненко»
Фото: ТАСС

В начале декабря 2013 года на заполярном 35-м судостроительном заводе в Мурманске также встал в ремонт самый ходовой корабль ВМФ России в 2000-х и начале 2010-х годов — БПК «Адмирал Чабаненко». Его турбины тоже предполагалось отправить для ремонта производителю — украинской компании «Зоря-Машпроект».

Поиск альтернативы


Назвать разрыв сотрудничества по газовым турбинам с Украиной «тяжелым ударом» означало бы приукрасить ситуацию. До этого времени на протяжении десятков лет украинская промышленность обеспечивала нужды сначала советского, а затем российского ВМФ и в строительстве новых турбин, и в их ремонте и обслуживании. В итоге определенные типы двигателей — в частности, используемые на «Ястребах» Д090 и ДС 71 — никогда не ремонтировались в России. Организация ремонта этих двигателей даже на предприятии близкого профиля потребовала бы серьезной перестройки производственных процессов.

Проблема заключалась в характерных различиях газоперекачивающих станций и морских ГТД: разные типы топлива (газ и солярка), как следствие — принципиально разные топливные системы, наличие на морских ГТД реверса и т.д. В совокупности все эти различия не позволяли быстро перестроить для их ремонта даже предприятие, работающее с ГТД других типов (например, занимающееся ремонтом газоперекачивающих агрегатов того же украинского производства тюменское ОАО «Газтурбосервис», принадлежащее «Газпрому»).

Серьезнейшим препятствием стало и отсутствие конструкторской документации, необходимой для ремонта, инструмента и оснастки.

В итоге налаживать ремонт двигателей пришлось с нуля. В январе 2015 года в СМИ появилась информация об отправке турбин «Неустрашимого» в Самару. Ряд видных экспертов в сфере ВПК, в том числе авторитетный военный блог BMPD, предположили, что исполнителем нового заказа станет ОАО «Кузнецов» — основываясь на фразе в газете «Страж Балтики»: «Впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре».

«Кузнецов», разумеется, не авиазавод, но его главная специализация — авиационные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, в том числе для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. Реальность оказалась несколько иной: исполнителем стал не «Кузнецов», хотя самарские двигателисты и поучаствовали в этом проекте. Контрагентом в рамках импортозамещения по ремонту ГТД украинского производства еще в июне 2014 года совместным решением технического управления ВМФ и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было выбрано ОАО Промышленная группа «Новик», ставшее исполнителем ремонта ГТД названных выше типов.

Основанием для такого решения стали следующие факторы:

- «Новик» с 2008 года занимается дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ;

- имеет собственное конструкторское бюро и специалистов (включая главного конструктора), ранее работавших в турбинном КБ Ленинградского Кировского завода;

- гибкая структура частной компании позволяет «оперативную подстройку» под задачи в рамках государственно-частного партнерства.

Планы организации этих работ в России появились еще до украинских событий. Предполагалось последовательно увеличивать долю работ на отечественных предприятиях вплоть до полного переноса их на территорию РФ.

Летом 2014 года начались работы над двумя парами ГТД Д090 — одна с «Неустрашимого», где они используются в качестве форсажных, для обеспечения полного хода, и одна с «Чабаненко», на котором эти турбины используются в качестве маршевых.

Поиск места


Немалой проблемой стало отсутствие производственной площадки. Подходящий цех нашелся в ОАО «Металлист-Самара», также задействованном в производстве авиационных газовых турбин. Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, для того чтобы в дальнейшем можно было провести проверку соосности и выполнить балансировку корпуса турбины. Эти работы выполнялись уже на новой площадке «Новика», причем необходимая для изготовления оснастки техническая документация создавалась конструкторским бюро с нуля собственными силами.

Технологический процесс осваивали на турбинах «Неустрашимого», поступивших в Самару в конце лета 2014 года (сообщение в «Страже Балтики» опубликуют без малого полгода спустя), затем на завод пришли турбины «Адмирала Чабаненко», но очередность работ была прервана экстренным заказом.

«И “Неустрашимый”, и “Чабаненко” могут подождать, их ремонт — это длительный процесс, — объяснил представитель «Новика». —А "Ярослав Мудрый" исправен и может срочно выйти в море для выполнения боевых задач, ему просто нужно отремонтировать аварийный двигатель».

Турбинный детектив

Турбина фрегата «Ярослав Мудрый»
Фото: ОАО «ПГ Новик»

Экстренный заказ на аварийную Д090 «Мудрого» стал в итоге первым, выполненным для ВМФ России. Новое производство, по сути созданное с нуля, подтвердило свое право на существование: Минпромторг, проведя проверку «Новика», выдал заключение о его соответствии требованиям и лицензию на ремонт газотурбинных двигателей.

Варианты замещения


«Ярослав Мудрый» должен получить свою турбину уже в ближайшие недели и в начале 2016 года вернуться в строй. Ремонт «Неустрашимого», по планам, завершится в 2016-м, «Чабаненко» — в 2017 году. На очереди — большое количество кораблей разных классов, несущих украинские газовые турбины, от ракетных крейсеров проекта 1164 до корвета «Дагестан», не так давно эффектно отстрелявшегося крылатыми ракетами из Каспийского моря по позициям террористов в Сирии. Для сохранения численности флота в ожидании развертывания крупносерийного строительства новых кораблей ОСК и Минобороны придется решать проблему ремонта десятков турбин, причем в достаточно сжатые сроки. Реальность такого решения уже доказана — остается доказать возможность его масштабирования.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2015/12/08/engines/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. Из Самары 10 декабря 2015 06:11
    Гы... Опомнились! Да этого на Самару никто и не смотрел... Все заводы развалили... Казанью и Н.Новгородом занималися...
    1. Denis Obukhov 10 декабря 2015 18:56
      И таких "сломанных ног" у России на каждом шагу. Освоение самостоятельного ремонта газотурбинных двигателей не должен утешать нашу страну. Мы просто обязаны сами выпускать любые двигатели для ВМФ. Иначе мы никакая не морская, тем более, океанская держава.
      1. moskowit 11 декабря 2015 21:24
        Всё очень, очень правильно. Как наши аналитики из разведки не смогли просчитать ситуацию. Ведь Украина фордыбачилась с развала Союза. Почему то в США бизнес с безопасностью страны в одной упряжке, а у наших олигархов "радетелей", затмила совесть и порядочность, жажда наживы. И ладно бы нажива была бы с выстраданного бизнеса, ведь сволота жирует на народном достоянии. Неужели за столько лет нельзя было развить жизненоважные для страны производства, необходимые для безопасности государства???
    2. Altona 10 декабря 2015 19:09
      Цитата: Из Самары
      Казанью и Н.Новгородом занималися...

      --------------------
      Вчера из Нижнего приехал, лазил по промзонам...Впечатления угнетающие, как будто после атомной войны...Административные здания с выбитыми стеклами и забитыми черными досками окнами, запущенная территория, убитые цеха, советские инсталляции с отбитыми элементами, бегающие своры псин. Грустно очень...
      1. Roman 25 10 декабря 2015 19:23
        А что где то у нас по другому???
        Проидитесь по Новосибирску, Красноярску...потом напишите не нашел отличий!
        Так и живем, вернее выживаем после развала Союза. И до становления еще далеко
        Только вот на таких мелких ОАО и выживают бывшие конструкторы и инженеры. Правда завтра почувствуют вкус денег и отсутствие конкуренции, и будет всё как обычно - цена ремонта равна 2/3 цены нового двигла (каждый же хочет ездить на мерсе, а не на весте)
        1. Riv 11 декабря 2015 08:51
          Дело даже не в желании. Капитальный ремонт турбины - это и есть новая турбина. От старой остаются корпус и фланцы. Ну и вал возможно.
          Riv
      2. dmi.pris 10 декабря 2015 20:14
        Это по всей стране такое....Теперь попробуй восстанови-Это не советская экономика,сказали и сделали...Эффективных менеджеров не трожь..к банкирам-грабителям кланяться надо...Остаётся..телевизор с его говорильней про импортозамещение и всё остальное.Слушаешь и понимаешь,что это полный бред,особенно утром когда идешь на работу мимо разграбленного "Диффузиона"и "Искры",там в 80-е отечественные ПК делали.Понимаешь что в Кремле и правительстве сидит полное д..мо,которое только и может рисоваться на экране.Не импортозамещение надо,а полное уничтожение этой капсистемы,что бы там не говорили про кровь и новую гражданскую войну..
        Цитата: Altona
        Цитата: Из Самары
        Казанью и Н.Новгородом занималися...

        --------------------
        Вчера из Нижнего приехал, лазил по промзонам...Впечатления угнетающие, как будто после атомной войны...Административные здания с выбитыми стеклами и забитыми черными досками окнами, запущенная территория, убитые цеха, советские инсталляции с отбитыми элементами, бегающие своры псин. Грустно очень...
        1. drundel861 10 декабря 2015 20:55
          Цитата: dmi.pris
          Это по всей стране такое....Теперь попробуй восстанови-Это не советская экономика,сказали и сделали...Эффективных менеджеров не трожь..к банкирам-грабителям кланяться надо...Остаётся..телевизор с его говорильней про импортозамещение и всё остальное.Слушаешь и понимаешь,что это полный бред,особенно утром когда идешь на работу мимо разграбленного "Диффузиона"и "Искры",там в 80-е отечественные ПК делали.Понимаешь что в Кремле и правительстве сидит полное д..мо,которое только и может рисоваться на экране.Не импортозамещение надо,а полное уничтожение этой капсистемы,что бы там не говорили про кровь и новую гражданскую войну..
          Цитата: Altona
          Цитата: Из Самары
          Казанью и Н.Новгородом занималися...

          --------------------
          Вчера из Нижнего приехал, лазил по промзонам...Впечатления угнетающие, как будто после атомной войны...Административные здания с выбитыми стеклами и забитыми черными досками окнами, запущенная территория, убитые цеха, советские инсталляции с отбитыми элементами, бегающие своры псин. Грустно очень...

          Орск, Оренбургская область, закрыли никелевый завод, маш.завод, в Новотроицке добивают металлургический комбинат (был вторым в металлургии России, решили что не рентабелен), где металл собираются брать на ВПК? у китайцев ?!what в советское время наши КраЗы Япония закупала в огромных количествах, но не для работы а на переплавку, чувствуются что скоро по такой же схеме мы будим закупать в Китае больше грузы. Скажите без смысленно, Да!, но зато откаты попрут. stop
    3. Starover_Z 10 декабря 2015 19:36
      На очереди — большое количество кораблей разных классов, несущих украинские газовые турбины

      Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база.

      Да на такие двигатели и объёмы нужен полноценный рем.завод и немаленький !
      Вот и рабочие места, да на годы ! Надо надеяться и специалистов подтянут !
  2. igorkuzik 10 декабря 2015 06:12
    Дорогу осилит идущий! С почином!
    1. Penetrator 10 декабря 2015 19:09
      Намного легче вернуть Николаевскую область в состав России. Вместе с "Зоря-Машпроектом"
      1. летний 10 декабря 2015 20:44
        Золотые слова. Вернее, так могло быть.
        Не только Николаевскую область с «Заря – ЮТЗ» (Машпроект – КБ при заводе).
        А верфи николаевские, а вагон и маленькая тележка других бывших стратегически важных заводов? Конечно, в большинстве своем сейчас это руины. Но ведь есть даже не десятилетняя, а вековая память и традиции. Верфи Херсона, заводы Запорожья, Харькова, Днепропетровска, порты Одессы…

        Какому чумаку (нувыпонели) пришло в голову устроить маленькую провокацию в Донбассе? Что, Украина полтора года назад была в состоянии удержать регион?

        Ей нужна была "война". И предлог для нее она получила.

        А вот теперь уже не легче вернуть Новороссию. Благодаря чудакам – энтузиастам (чудак – слово богатое) типа Гиркина в роли поручика Ржевского (пришел и всё опошлил) теперь о возможных вариантах остается только цокать языком.

        Россия (Путин) действовали, как завещал С. Маршак –
        «Шаг. Остановка. Другой. Остановка. Вот до балкона добрался он ловко».
        Крым. Остановка. Донб…

        Нет, вылез как чертик из табакерки некий Гиркин и его камарилья.

        С этим казачком еще надо крепко разобраться, тем более, что он сам считает свою миссию не выполненной до конца.

        Возможно, скоро история продолжится прямо «по Маршаку» -

        Цитата - С. Я. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"

        Ищут пожарные,
        Ищет милиция,
        Ищут фотографы
        В нашей столице,
        Ищут давно,
        Но не могут найти
        Парня какого-то
        Лет пол-цати.

        Среднего роста,
        Плечистый и крепкий,
        Ходит он в белой
        Футболке и кепке,
        Знак "ДНР"
        На груди у него.
        Больше не знают
        О нем ничего.


        Хотя «героев» надо знать…

        Вышесказанное не более чем персональная точка зрения.
  3. Комментарий был удален.
  4. razzhivin 10 декабря 2015 19:09
    А я, почему то, в первую очередь о рабочих местах подумал... Квалифицированных, которых в Самаре очевидно прибыло... Может кто в курсе, с Украины едут спецы, или своих хватает?
  5. starchina пв 10 декабря 2015 19:21
    Цитата: Altona
    Цитата: Из Самары
    Казанью и Н.Новгородом занималися...

    --------------------
    Вчера из Нижнего приехал, лазил по промзонам...Впечатления угнетающие, как будто после атомной войны...Административные здания с выбитыми стеклами и забитыми черными досками окнами, запущенная территория, убитые цеха, советские инсталляции с отбитыми элементами, бегающие своры псин. Грустно очень...

    не то слово,угнетающее,да и город уже Синезаборском называют!
  6. chunga-changa 10 декабря 2015 19:21
    Ремонт турбин сейчас даже нужнее чем производство новых.
    Хуже, что эта стратегическая задача решается частником.
    Риски в будущем выше.
  7. Анисим1977 10 декабря 2015 19:22
    Правильное решение ремонтировать у себя и делать самим.
    А Николаевская область постепенно становится на 100% с/х регионом и это хорошо ,там солнце ,климат,погода - не стоит такую красотищу портить трубами разными.
    А тех кто без судостроения жить не может - всех милости просим в Россию !
  8. tinibar 10 декабря 2015 19:28
    Цитата: Denis Obukhov
    И таких "сломанных ног" у России на каждом шагу. Освоение самостоятельного ремонта газотурбинных двигателей не должен утешать нашу страну. Мы просто обязаны сами выпускать любые двигатели для ВМФ. Иначе мы никакая не морская, тем более, океанская держава.

    С флотом, мягко говоря, беда... Не подсуетились во-время с турбинами... А вы думаете во всем остальном нормально? Сам работаю на одном из оборонных предприятий Тулы, все еще считающемся благополучным. И заказы прут... Да вот только "руководство нового типа" все растаскивает на "бонусы", ведя предприятие в бездну...
  9. Iglu40 10 декабря 2015 19:48
    Во времена застоя, ближе к его концу, помнится, после получения техзадания интересовался: "из чего делать будем?"
    Из этого и делали.
    Карма у нас такая! Зато развивает гибкость мышления!
  10. плоХОЙ 10 декабря 2015 20:15
    Цитата: igorkuzik
    Дорогу осилит идущий! С почином!
    .именно..проще трындеть что "всёпропало"..наши люди после ВОВ атомную бомбу создали..и сейчас все проблемы решат со временем..верю!.. soldier
    1. dmi.pris 10 декабря 2015 21:19
      Не всёпропало,а сама система противится развитию промышленности,а те кто за это отвечает вешает лапшу на уши...Попробуйте сейчас создать что то прорывное-банкир денег не даст(ему,грабителю нужен сиюминутный результат),по чиновникам замучаешься...Да что говорить,наши люди могут,но те же "наши люди"в правительстве и Кремле не дадут сделать...
      Цитата: плоХОЙ
      Цитата: igorkuzik
      Дорогу осилит идущий! С почином!
      .именно..проще трындеть что "всёпропало"..наши люди после ВОВ атомную бомбу создали..и сейчас все проблемы решат со временем..верю!.. soldier
  11. Горный стрелок 10 декабря 2015 20:30
    Частники - справятся. И за меньшие деньги, чем госпредприятия. Увы, не эффективны госкорпорации, неразворотливы, обюрокрачены до крайности.
    А то, что сумели наладить ремонт в Самаре - удивитесь , как быстро нарастят объемы. А после - и до выпуска дойдет - не боги горшки обжигают. А ещё немного времени пройдёт - и с Николаева спецы побегут, если уже не побежали. В любом, даже очень сложном деле нужно совсем немного спецов высокого класса.
    1. flay 10 декабря 2015 21:34
      Цитата: Горный стрелок
      Частники - справятся. И за меньшие деньги, чем госпредприятия. Увы, не эффективны госкорпорации, неразворотливы, обюрокрачены до крайности.


      Увы, Вы оБшибаетесь, очень. При всей своей неповоротливости госкорпорации
      обладают БОЛЬШИМ преимуществом - УПРАВЛЯЕМОСТЬЮ.
      Частники же.. какую цену выкатят, ту и будет МО платить.
      Цитата: Горный стрелок
      А то, что сумели наладить ремонт в Самаре - удивитесь , как быстро нарастят объемы. А после - и до выпуска дойдет - не боги горшки обжигают. А ещё немного времени пройдёт - и с Николаева спецы побегут, если уже не побежали. В любом, даже очень сложном деле нужно совсем немного спецов высокого класса.

      Опять же быстро нарастить объемы можно только в ущерб качеству, не забывайте, что техдокументации нет. Соответственно нет и технологий. Пока это всё наладят...это время.
      И уж в том, что нужно немного спецов высококлассных опять сложно согласиться.
      Потому, что проще освоить абсолютно НОВЫЙ двигатель(именно в плане спецов), чем ПОДГОНЯТЬ-ВЫРАБАТЫВАТЬ технологии, под уже заданные параметры созданного двигателя. С уважением hi
      P/S/ Минуса от меня не было.
    2. ver_ 12 декабря 2015 14:47
      ....ежели зайца бить - и он спички зажигать начинает..
  12. onix757 10 декабря 2015 21:02
    Частники - справятся. И за меньшие деньги, чем госпредприятия. Увы, не эффективны госкорпорации, неразворотливы, обюрокрачены до крайности.

    Да уж , эти пожиратели бюджета, заточенные исключительно на извлечение прибыли априори/воровство не способны на инновационный качественный продукт.
  13. Горменгаст 10 декабря 2015 21:05
    Радует, что вместо мантр об абстрактном "импотозамещении" конкретные направления и конкретные исполнители указаны.
  14. vladimir_krm 10 декабря 2015 21:07
    Серьезнейшим препятствием стало и отсутствие конструкторской документации, необходимой для ремонта, инструмента и оснастки.

    Интересно. Когда наш украинский исключительно мирный завод тяжёлого станкостроения не смог по разным причинам произвести станки для России, их очень быстро запустили в производство в Рязани и Иваново. Оказалось, что в Москву обязаны были отсылать абсолютно всю - и конструкторскую, и технологическую документацию на все станки. А тут военка... или ложь, или кто-то сильно напортачил...
  15. Damm 11 декабря 2015 00:02
    Осиновый кол Горбачёву, Шимпанидзе, Ельцину и проче блин элите, мать их
  16. SevaNikolaev 11 декабря 2015 00:28
    "и выполнить балансировку корпуса турбины..." это чего такое ?
    статья напоминает рекламный ролик этой конторы Новик рога и копыта. То есть автор хочет сказать , что до текущего момента Зоря ремонтировала двигатели для трех флотов ВМФ России ? Ой ли.
    В последнее десятилетие с хвостиком Зоря сконцентрировалась на выпуске новых двигателей и не в состоянии была обеспечить ремонтом капитальным или тем более АВРом ( производство тоже имеет план и встроить в него дополнительные машины проблема ). Газпром отсюда и родил Газтурбосервис .
    По поводу документации , а почему не участвуют Рыбинские моторы , владеющие лицензией на производство двигателей Машпроекта(разроботчик ГТД)и производящии их, и морских в том числе .
    Возле ремонта всегда ошиваются мутные конторки , и кто будет на флоте подбирать за этой " художественной самодеятельностью " течи , отказы и делать регулировку ?
    А какова судьба Кронштадтского морского завода ремонтировавшего ГТД при Союзе ?
    1. vladimir_krm 11 декабря 2015 08:56
      "и выполнить балансировку корпуса турбины..." это чего такое ?

      Яростно плюсую! А я и не заметил :)))
  17. Платоныч 11 декабря 2015 03:58
    Оказывается мы можем не только водку .рать! Дай Бог ребятам удачи!
  18. Riv 11 декабря 2015 09:04
    Несмотря на предыдущие камменты в стиле "фсепропаломыфсеумрем!!!111" у меня от статьи впечатление скорее оптимистическое. В таких делах главное - начать. Турбины и в Союзе не делались на каждом углу. Ну да, такое производство было сосредоточено на Украине. Не потому, что в СССР дурачки экономикой управляли, а как раз наоборот: металл, металлообработка, приборостроение - все рядом. Экономически концентрация производства была оправдана и кто мог предположить распад Союза?

    Вообще-то если завод может сделать авиационный турбовинтовой двигатель, то он сделает любую турбину. Квалификации персонала и технических возможностей хватит. Первая машина выйдет дороже золота, но дальше при массовом выпуске себестоимость будет снижаться.

    Царское правительство не устают ругать за то, что во время Первой Мировой казна платила втридорога за военное снаряжение. Но есть нюанс: промышленники не все деньги пропивали. Большая часть все-же шла на развитие производства. Всю войну промышленность демонстрировала устойчивый рост и за 1916-й оружия наклепали столько, что хватило на всю Гражданскую, да еще и на Отечественную трехлинеек хватило. Так что наверное и царские министры были не совсем идиотами?

    Хотя положа руку на сердце: а не проще ли будет решить украинский вопрос силой, один раз и навсегда? Выйти танками к молдавской границе. В Киев вернуть Януковича (до выборов конечно). Набрать заново всю милицию и прокуратуру из донецких, натравить на нациков и ничем их не ограничивать. Поймать Петюню с компанией и провести справедливый и гуманный суд в том же Донецке... По деньгам не дешевле получится?
    Riv
  19. andrew-z 11 декабря 2015 23:20
    Цитата: Riv
    По деньгам не дешевле получится?


    Дешевле. Будешь участвовать? Готов пожертвовать своей жизнью и еще несколькими десятками тысяч жизней других солдат для этого?
  20. kig 12 декабря 2015 13:05
    А это надо нашего верховного спросить, нахрена он затеял "крымнаш" безо всякой попытки анализа последствий. И еще заодно поинтересоваться, чья была идея ставить немецкие дизеля на российские военные корабли.
    kig
  21. fitter71 29 марта 2016 02:41
    Цитата: Riv
    Хотя положа руку на сердце: а не проще ли будет решить украинский вопрос силой, один раз и навсегда? Выйти танками к молдавской границе. В Киев вернуть Януковича (до выборов конечно). Набрать заново всю милицию и прокуратуру из донецких, натравить на нациков и ничем их не ограничивать. Поймать Петюню с компанией и провести справедливый и гуманный суд в том же Донецке... По деньгам не дешевле получится?

    золотые слова. но уже к середине апреля 2014 года было поздно... к этому времени уже успели заср...ть мозги украинцам и запугать их достаточно что бы одни не высовывались, а другие смогли бы организовать тотальный террор и для своих и для чужих... одесса это ясно показала. так что - имхо - на сегодня выгоднее "помогать" им из принципа "чем хуже, тем лучше". разумеется - не подставляясь. но постоянно и по всем направлениям - пора уже учиться у американцев этому их умению долбить целенаправленно в нужном ключе.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня