35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.

35-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья (в некоторых документах также именовалась 35-й отд. истребительной авиаэскадрильей) входила в состав советской авиационной группы, направленной в Египет (Объединенную Арабскую Республику, ОАР, как он назывался до 1971 г.; с 1971 - Арабская Республика Египет, АРЕ) по просьбе президента этой страны Гамаля Абделя Насера в ходе так называемой Войны на истощение с Израилем.
Организационно эскадрилья была включена в состав 108-й истрибительной авиационной бригады ВВС Египта.

35-я отдельная авиаэскадрилья базировалась на аэродроме Джанаклис (Jiyanklis), 40 км южнее Александрии (30°49'32.88"N 30°11'23.18"E). В ее распоряжении имелась также взлетно-посадочная полоса Катамия (Katamia) на побережье Суэцкого залива, которая использовалась, как "аэродром подскока" для организации воздушных засад, и представляла собой участок шоссе, расширенный до 21 метра.
Эскадрилья имела задачу прикрывать ВМФ на побережье Средиземного моря и промышленные объекты северной части Египта от Порт-Саида до Мерса-Матрух и на юг до Каира.


В составе 35-й авиаэскадрильи было 30 истребителей МиГ-21МФ и МиГ-21РФ, личный состав насчитывал 42 летчика. Все самолеты несли опознавательные знаки ВВС Египта, а пилоты, пребывание которых в ОАР (АРЕ) сохранялось в тщательном секрете, были переобмундированы в египетскую униформу. Вне службы они носили гражданскую одежду и представлялись при необходимости "гражданскими специалистами".

Модификация истребителя МиГ-21МФ, разработанная для поставки на экспорт, несла 4 ракеты воздух-воздух Р-3С, встроенную 23-мм пушку ГШ-23Л, дополнительные топливные баки: 2 крыльевых по 480 л или 1 подфюзеляжный на 480 л или 800 л. Перед боем баки сбрасывались.

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


МиГ-21РФ являлся разведывательной версией МиГ-21МФ. Кстати, Египет был единственным иностранным государством, получившим от СССР этот уникальный самолет.

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Командиром эскадрильи первого состава являлся полковник Юрий Васильевич Настенко (впоследствии генерал-лейтенант ВВС). Он занимал эту должность до декабря 1970 г.

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Затем его обязанности исполнял полковник Мирошниченко Анатолий Иванович, находившийся в должности до апреля 1971 г., когда первый состав летчиков и технического персонала убыл на Родину, и из СССР прибыли "сменщики". Фотографии полковника Мирошниченко, к сожалению, найти не удалось.

Вторым составом эскадрильи (апрель 1971 - май 1972) командовал подполковник Анатолий Ласкаржевский.

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Ему принадлежит выражение, ставшее неофициальным девизом эскадрильи: "Мы - невидимая эскадрилья". Имел ли он в виду секретный характер пристутсвия в Египте советских военных, или мастерство пилотов 35-й при выполнении разведывательных полетов - остается только догадываться.

Лётчик капитан Новосельцев Виктор Сергеевич и его "боевой конь" МиГ-21МФ (бортовой № 8341). (из личного архива М.В. Новосельцевой):

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Боевые товарищи капитаны Конюшин В.И. и Новосельцев В.С. у МиГ-21МФ (бортовой № 8341) в долговременном укрытии (из личного архива М.В. Новосельцевой):

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Летчик Новосельцев В.С. с техниками и египетским солдатом-часовым (из личного архива М.В. Новосельцевой):

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Летчики 35-ф ОРАЭ в образе "руссо туристо" в Александрии (из личного архива М.В. Новосельцевой):

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Офицеры эскадрильи на отдыхе у Красного моря (из личного архива М.В. Новосельцевой):

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Группа авиатехников. Авиабаза "Джанаклиз". Египет, 1971-1972 (из личного архива Б.А. Кириллова):

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Группа по авиавооружению 35-й ОРАЭ. Авиабаза "Джанаклиз". Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова)

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Личный состав 35-й эскадрильи на экскурсии Гизе. Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова):

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


На канале рядом с авиабазой ловились хорошие сомы. Авиабаза "Джанаклиз". Египет, 1971-19720 (из личного архива В.В. Данилова):

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


В саду им. президента Насера. Ааиабаза "Джанкализ". Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова):

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Летчики 35-й ОРАЭ выполнили в Египте сотни боевых и учебно-тренировочных вылетов. Не раз приходилось встречаться с воздушным противником - самолетами ВВС Израиля.
На счету эскадрильи - самый удачный воздушный бой советских пилотов за время пребывания авиагруппы в Египте в 1970-72 гг.
Это был классический случай успешной воздушной засады, тактический прием, часто применявшийся сражавшимися в небе над Суэцом сторонами.
25 июня 1970 г. пара МиГ-21, пилотируемых капитанами Николаем Крапивиным и Николаем Сальником, используя малую высоту, скрытно подошла к группе штурмовиков «Скайхок» A-4E, шедшей на Исмаилию (по израильским данным - уже возвращавшейся с задания), и поразила один из них ракетой Р-3С.

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Первоначально двум Николаям засчитали полную воздушную победу, но впоследствии выяснилось, что подбитый штурмовик все-таки сумел дотянуть до аэродрома Рефидим и сесть "на вынужденную".
Другой вопрос, был ли он после этого восстановлен?

Однако 2 августа 1970 г., после печально знаменитого воздушного сражения между советскими и израильскими летчиками 30.07.1970, вступил в силу запрет командующего ВВС СССР маршала П.Кутахова на полеты в зоне Суэца, и встречи с израильтянами в небе практически прекратились.

За время "египетской командировки" погибли четверо летчиков 35-й ОРАЭ, по двое в первом и втором составах.

Первый состав эскадрильи:

Заместитель командира эскадрильи капитан Василенко Александр Иванович.
В Египте в составе 35 отдельной разведывательной эскадрильи проходил службу майор Василенко Александр Иванович 1937 г. р., уроженец Ростовской обл., хутор Таврия. Он окончил Ейское летное училище в 1957г., затем окончил военно-воздушную академию в Москве ( все учебные заведения, включая школу, Василенко А.И. окончил с отличием), после чего проходил военную службу на Кавказе в гарнизоне Миха-Цхакая на должности командира эскадрильи, откуда убыл в Египет в составе 35 ОРАЭ и погиб 12 февраля 1971 г. Посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен в Ростовской обл. хутор Таврия.

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Старший летчик капитан Дмитраш Борис Афанасьевич погиб при выполнении учебно-боевого вылета 16 июля 1970 года.

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Он родился 26.05.1941 в селе Чернотичи Сосницкого р-на Черниговской област Украинской ССР. Окончил Черниговское ВАУЛ в 1964 г. По окончанию учебы был направлен для прохождения службы в Вазиани (Закавказский военный округ).
Похоронен на родине - в селе Чернотичи.

Второй состав эскадрильи.
Капитан Филиппенко Николай Александрович погиб в сентябре 1971 г.

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.


Обстоятельства его гибели выяснить не удалось, однако они, скорее всего, не связаны с авиакатастрофой.
Он окончил Качинское ВВАУЛ в 1967 году.

Капитан Константин Логвиненко погиб в ходе тренировочного полета при отработке воздушного боя. Точную дату его гибели выяснить не удалось, как и найти его фото.
По неподтвержденной версии он был сыном советского аса Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Н.П.Логвиненко.

Личный состав 35-й ОРАЭ вернулся на Родину в мае-июне 1972 г., а ее самолеты были переданы ВВС АРЕ и продолжали нести службу в небе Ближнего Востоке еще много лет.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. казак волгский 16 января 2016 08:45
    разведывательная все же.......... но спасибо за статью......
  2. амурец 16 января 2016 09:38
    Всё больше и больше раскрывается сведений о секретных войнах Советского Союза.А разведчикам всегда труднее.
  3. мичман 16 января 2016 09:49
    Приятно было увидеть знакомые лица и прочитать о людях, которых в то время уважала вся страна. Об этих событиях, участником которых мне пришлось быть, я написал очерк в "ВО" "Творческая командировка". Мы тогда научились воевать, опробовали нашу боевую технику, а главное навели страх на США.
    Я занимался установкой маршрутов полета МиГ-25РБ по заданным из Москвы ППМ. Разработчиком этой аппаратуры был я. Еще до этого на самолете МиГ-21 при моем участии была отработана автоматическая посадка вплоть до касания с ВВП. И это было моей кандидатской диссертацией. В Египте я познакомился и подружился со многими будущими командующими ВВС. В последствии, уже когда меня перевели в Москву из Ленинграда (НИИ-33), мы очень плодотворно работали. Спасибо за статью. В будущем такое же будут писать и о наших ребятах из Сирии. Честь имею.
  4. ranger 16 января 2016 11:20
    Наряду с упомянутой эскадрильей, в Египте базировалась 90-я дальнеразведывательная особая разведэскадрилья (Ту-16П, Ту-16Р, Ил-38,Бе-12). В качестве основной перед ней была поставлена задача доразведки АУГ ВМС США в Средиземном море.
    Самолеты также несли опознавательные знаки ВВС Египта.
    Американские палубные штурмовики неоднократно поднимались на перехват наших разведчиков и сопровождали их, однако никаких серьезных инцидентов отмечено не было,т.к. пилоты понимали, что дюбое необдуманное действие может иметь самые серьезные последствия...
  5. Александр1959 16 января 2016 13:14
    Бежевец Александр Саввич (1929-2015)
    С 1959 года по 1988 год — на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС. В 1975—1983 годах был начальником 1-го Управления, занимавшегося испытаниями самолётов в Ахтубинске, а в 1983—1988 годах — начальником 4-го Управления, проводившего испытания военно-транспортных самолётов и вертолётов на аэродроме «Чкаловский»

    В 1970 полковник Бежевец возглавил 63 отдельный авиационный отряд, сформированный из состава разведывательного полка ВВС Московского военного округа. В 1971 63 ОАО был направлен в Египет для выполнения на МиГ-25Р и МиГ-25РБ разведывательных полетов над Синаем и Израилем

    Александр Саввич Бежевец совместно с другим ахтубинским летчиком – испытателем Николаем Ильичем Стоговым принимал самое непосредственное участие в арабо-израильской кампании. На самолете МиГ-25РБ он совершил более 40боевых вылетов (из них, как минимум два над Израилем) Неоднократно предпринимались попытки сбить его самолет истребителями противника «Фантом» и «Мираж» и зенитно-ракетными установками «Хок».
    Имея большую по тому времени скорость полета – около 3 тысяч км/час и значительный практический потолок – более 25000 метров, советский самолет-разведчик был неуязвим для противника.
  6. NIKNN 16 января 2016 13:23
    За статью спасибо! Сам на 21х летал в том числе и на МФ, поностальгировал... drinks
  7. Опора 16 января 2016 13:36
    Во люди были .... советская закалка.... кремни .... ребята, живым - глубокое мое уважение, считал бы за честь выпить с Вами и вами просто за Россию, СССР и вам, честным простым военным пахарям, остальным - вечная память, уважение, честь имею .... (хоть и был я только простым срочником) ....
  8. Серый 43 16 января 2016 13:37
    За статью спасибо автору,опечатки несколько озадачили))) это наша история и пилоты герои своего времени
  9. wanderer_ 16 января 2016 14:50
    Спасибо за статью.Тема Египта для нашей семьи знакома,отец летал на Ту-16...Хотелось бы пожелать всем мирного неба над головой,думаю сегодня это актуально.
    1. wanderer_ 16 января 2016 14:55
      Давно не был на форуме,не пойму почему флаг украинский,вроде IP российский,а флаг...да и убрать нельзя как раньше.Крым уже Россия,хоть и живу здесь уже 17 лет,никогда украинцом не был.
  10. Айдин 16 января 2016 16:36
    Цитата: wanderer_
    Давно не был на форуме,не пойму почему флаг украинский,вроде IP российский,а флаг...да и убрать нельзя как раньше.Крым уже Россия,хоть и живу здесь уже 17 лет,никогда украинцом не был.

    потому что, в статье было много украинских фамилий
    1. vladimirZ 16 января 2016 18:33
      ... в статье было много украинских фамилий

      Я служил в ОРАЭ техником самолета в Забайкалье, г. Борзя на МИГ-21РФ.
      В 1975 году при образовании из ОРАЭ, в авиа-разведывательный полк (ОРАП), к нам прислали 10 лейтенантов - выпускников из Черниговского авиационного училища летчиков. Так из этих 10 летчиков только 2 были русские, остальные "украинские фамилии".
      Училища летные "истребительные" находились на украинской территории, и туда поступали в основном украинцы.
      Да и остальной летный состав, уже в полку, у нас был в большинстве своем украинский, русских по национальности летчиков было мало. Хотя в то время мало внимания уделяли тому, кто какой национальности.
  11. Айдин 16 января 2016 16:41
    Цитата: wanderer_
    Давно не был на форуме,не пойму почему флаг украинский,вроде IP российский,а флаг...да и убрать нельзя как раньше.Крым уже Россия,хоть и живу здесь уже 17 лет,никогда украинцом не был.


    А у меня вообще флаг US, хотя тоже себя не считаю американцем...
  12. evge-malyshev 16 января 2016 17:57
    Да... Были люди в НАШЕ время... Не то, что нынешнее племя: БОГАТЫРИ!!!
  13. Scraptor 16 января 2016 20:26
    "непонятно" только зачем Скайхок который толи сбили толи нет и который толи восстановилили толи нет, записывать в "самый успешный бой"
    поэтому статье минус
  14. RONIN-HS 17 января 2016 00:28
    Добавлю в тему "свои 5 копеек".
    В конце 1971 года наш "пароход" грузился рисом в Александрии на Союз. К нам на борт пришли пару ребят, в гражданке, русские. Сказали что наши авиаторы, служат где-то под Александрией. Просили помочь, нужны были продукты (сухое молоко, сгущенка), так как арабы уже с осени начинали тихо выживать наших из АРЕ. Для этого ограничили поставки продуктов, а у пилотяг были с собой семьи (дети). Предлагали заплатить деньги, у них были приличные суммы. Ну мы тогда посоветовались с помполитом, тот сказал, что если мужики не против, то и он не будет возражать, чтобы каждый моряк взял на себя часть продуктов из судовой артелки и подарил им.
    Так и сделали. Набили им две или три больших сумки сгущенкой и пятилитровыми банками с сухим молоком. Денег не взяли. Они нас конечно же поблагодарили, но ушли расстроенные, так как не смогли заплатить. Говорили, что скорее всего их скоро уберут в Союз.
    Не помню, но какая авиачасть, они есс-но сказать не могли. Вот такой штришок к арабо-советской дружбе. hi
  15. L92140 17 января 2016 17:15
    Похоже в Египте сильно потеплело за последние годы, smile как можно находится на экскурсии к пирамидам в темных застегнутых пиджаках
    1. мичман 17 января 2016 19:42
      В январе-феврале температура воздуха в 1972 году, когда мне пришлось там быть, ночью и утром составляла порядка + 10 градусов. В ряде городов первые этажи зданий были заложены мешками с песком. Было как в прифронтовой зоне. А вообще все были в форме, но при выезде на экскурсии разрешалось одеть цивильную одежду. Честь имею.
  16. JääKorppi 20 января 2016 10:31
    В результате июльского боя 1970 мы потеряли 5 машин и сбили один Мираж, да и тот вроде дотянул до аэродрома. Хотелось бы поподробнее о боевой деятельности эскадрилий.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня