Нежность к ревущему зверю

75


Появление на свет такого этапного современного боевого вертолёта, как Ми-28, неразрывно связано с историей рождения его конкурента — Ка-50. Дело в том, что впервые в истории отечественного вертолётостроения при создании новой боевой машины было организовано соревнование между двумя КБ: Миля и Камова, — с тем, чтобы на конкурсной основе выбрать лучший для армии вариант. Техническое задание исполнителям от Минобороны было выдано одновременно, и почти одновременно, в 1982 году, обе машины поднялись в воздух. Представленные образцы отражали разницу в подходах к решению задачи создания нового, перспективного боевого вертолёта.

КБ им. М.Л. Миля решило пойти эволюционным путём, опираясь на опыт хорошо отработанной на Ми-24 схемы. Одновинтовая схема, тандемное расположение членов экипажа, давно принятая номенклатура средств поражения, применяемая с этого вертолёта (не путать с системой вооружения, это — другое, более объёмное понятие) уменьшала степень технического риска и повышала степень его "узнаваемости" для потенциального потребителя и заказчика (это, к сожалению, до сих пор — разные понятия).

Аэродинамически и в плане эксплуатационных свойств каждая схема вертолёта имеет свои преимущества и свои недостатки.

На Ми-28А была применена традиционная одновинтовая схема. Эта схема отработана конструктивно. В ней, за много лет эксплуатации вертолётов по всему миру, "вылизаны" все технические нюансы. Имеется огромный опыт боевого применения и статистика боевого огневого воздействия противника из всех видов оружия по несущей системе, и конструкторы хорошо представляют, что и как нужно в ней защитить, чтобы добиться нужной степени боевой устойчивости. Опыт боевого применения легендарного предшественника Ми-28, вертолёта Ми-24 по всему миру, и прежде всего — в Афганистане, дал возможность создать хорошую систему обеспечения боевой живучести на новом вертолёте. На меня большое впечатление произвёл просмотр секретного тогда (сейчас он рассекречен) фильма, где на полигоне обстреливают различные элементы конструкции вертолёта из огневых средств разных калибров. Кроме того, там конструктивно внедрены многие решения, повышающие боевую живучесть аппарата. Чего стоит, например. т.н. "система прогрессивного разрушения". Это, когда подвеска сидений, устройство шасси, крепление кабины сделано так, чтобы обеспечить выживание членов экипажа при ударе с вертикальной скоростью около 13 метров в секунду! Кроме того, двигатели, элементы трансмиссии, в том числе — главный редуктор, расположены так, что при аварии не придавливают экипаж. Это, конечно, здорово, и уже современная практика показала, что эти нововведения работают. Было уже несколько случаев, когда экипаж выживал после падения вертолёта. Правда, два раза было, что, уже после приземления, выживший лётчик, рано пытавшийся выбраться из своей кабины, убивался остатками лопастей, продолжавших вращаться какое-то время. Крайний случай — это Игорь Бутенко 2 августа 2015 г.

Тандемное расположение членов экипажа принято на боевых (ударных) вертолётах во всём мире, поскольку позволяет уменьшить потенциальную площадь поражения аппарата противником. Но! Это затрудняет взаимодействие членов экипажа в бою, особенно, когда ведётся интенсивный радиообмен в воздухе, что характерно для усложнённой боевой ситуации.

Одновинтовая схема, является более устойчивой к попаданию в режим вихревого кольца. Это такой режим, когда при отсутствии поступательной скорости лётчик, ежели вздумает перевести машину на вертикальное снижение, то, при достижении определённой скорости этого самого вертикального снижения, воздушный поток, отбрасываемый несущим винтом, начинает засасываться им сверху, и происходит потеря управляемости и повышение скорости вертикального снижения вплоть до катастрофической. Так вот, данный параметр вертикального снижения у одновинтовой схемы составляет около 4 метров в секунду. Это — в копилку данной схемы со знаком плюс. А вот минусами её является ярко выраженная нелюбовь к правому боковому ветру на взлёте–посадке со скоростью более 5 метров в секунду. Такая уж аэродинамика рулевого винта, который при этих параметрах попадает в закритические углы атаки элементов лопастей и теряет свою тягу. А далее — неуравновешенный реактивный момент от вращения несущего винта, который до этого усмирялся рулевым винтом, начинает бешено вращать машину влево, что кончается в большинстве случаев опрокидыванием вертолёта…

Кроме того, представленный вариант Ми-28А вызывал вопросы типа:

— А почему у него скорость даже ниже, чем у Ми 24?

— А почему — те же авиационные средства поражения?

— А где бомбы для применения с вертолёта?

— А где второе управление для штурмана?

— Нет, то, что маневренность выше — это хорошо! Располагаемая перегрузка больше, высоты статического и динамического потолка выше, машина "помягче" по тактильным ощущениям — это всё здорово. Но почему мы не можем это пока в эксплуатации использовать, т.к. КБ наложило запреты и ограничения в связи с тем, что не решило пока проблему нерасчётного повышения температуры масла в главном и промежуточных редукторах?

Да и комплекс вооружения работает не так, как хотелось бы.

На все эти вопросы КБ Миля, долгое время бывшее монополистом в отечественном вертолётостроении боевых "сухопутных" вертолётов, или отсылало к содержанию ТЗ, подписанному военными, или отвечало тезисом о том, что "будете воевать на том, что нам, КБ, удастся сделать".

По-другому каша варилась в КБ им. Камова. Долгое время там работали с соосной схемой вертолётов, предназначенных для использования в народном хозяйстве, а если уж для военных целей — то морского базирования, с поисково-спасательными задачами, а также противолодочной и противокорабельной борьбы. Участие в тендере на боевой сухопутный вертолёт для них было в новинку. Камовцы решили пойти ва-банк. Степень новизны их машины был запредельной. Одноместный боевой аппарат с управляемыми ракетами невиданной дальности и катапультируемым сиденьем! Поразительная маневренность, тяговооружённость — всё это должно было произвести впечатление на военных!

Применение соосной схемы сулило большие выгоды. Конструкция несущей системы, хоть и сложнее, чем одновинтовая, была достаточно хорошо к тому времени ими отработана. При этом аэродинамическая выгода применения этой схемы заключалась в том, что не затрачивается мощность двигателей на привод рулевого винта с его трансмиссией, а эти потери составляют ни много ни мало, а около 20%! Вертолёт получается более компактным. В системе вооружения камовцы применили свой главный козырь — комплекс управляемого вооружения "Вихрь" с дальностью применения авиационных управляемых ракет до 10 км. Такой дальности и сейчас нет ни у кого из наших зарубежных оппонентов. Хорошо отбалансированная пушка 30-мм калибра (такая же, как на Ми-28), расположенная "под мышкой", как на своём сленге выражаются лётчики, бьёт точнее, чем у конкурента, т. к. расположена вблизи центра масс. Уровень автоматики, по замыслу КБ, позволяет решать все боевые задачи одному члену экипажа. Так же хорошо были проработаны вопросы боевой живучести, плюс добавлена невиданная ранее на вертолётах система — система катапультирования. Кстати, её до сих пор нет ни на одном вертолёте мира, кроме Ка-50 и на Ка-52, появившемся позднее.

Соосная схема вообще не боится бокового ветра. Самая большая неприятность, которая может случится при превышении ограничений по данному параметру, — вертолёт развернётся против ветра. Как флюгер.

При возникновении вопросов в ходе испытаний фирма вела себя по принципу: "Говорите, что вам надо, а мы это сделаем!"

Сравнительные испытания обоих машин, проводимые в 80-е и начале 90-х гг. ещё не закончились, а уже становилось ясным, что по целому ряду параметров Ми-28 преимуществ не имеет, а по некоторым — отстаёт. В этих условиях генеральный конструктор КБ им. М.Л. Миля, на тот момент — Вайнберг М.В., принял решение снять Ми-28 с конкурса. Как он мне потом объяснил своё решение, применив шахматную терминологию: "Я могу позволить себе проиграть одну партию, но зато я знаю, что выиграю турнир. Мы будем выдвигать предложение о круглосуточной машине, и тогда посмотрим, кто выиграет". К сожалению, посмотреть у него не получилось…

Марк Владимирович, выдающийся конструктор, человек широчайшей инженерной эрудиции и замечательных душевных качеств умер в 1997 г.

Таким образом, на том этапе конкурс выиграл Ка-50. В 1995 г. этот вертолёт был официально принят на вооружение Российской, к тому уже времени, армии. Машинка резво крутилась на всех проходящих в ту пору авиасалонах, выписывая фигуры высшего пилотажа. Производила впечатление на зрителей. Участвовала в тендере на боевой вертолёт в Турции. Был даже построен макет версии вертолёта под названием "Эрдоган" — видимо, для того, чтобы потрафить самолюбию тогдашнего премьер-министра Турции. Правда, это не помогло. Стране-члену НАТО американцы просто не позволили закупать российский боевой вертолёт. Но участие в заграничном тендере обогатило фирму-производителя необходимым ценным опытом. И прежде всего — по части пиара. Тут генеральный конструктор фирмы Михеев С.В. вполне преуспел. Чего только стоит создание художественного фильма "Чёрная акула", после которого, с лёгкой руки конструктора, данное название прочно зафиксировалось в сознании населения, даже не посвящённого в вертолётную тематику…

Однако в массовое производство и насыщение частей армейской авиации вертолёт не пошёл. Причина этого в том, что наступили т.н. "лихие девяностые". Период жизни нашей страны, который и описывать-то нет ни желания, ни смысла. Нищета и разрушение, одним словом. Поэтому только несколько машин осело в Центре боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке для освоения этого нового сложного авиационного комплекса. Лучше всех новую машину освоил тогдашний начальник Центра генерал-майор Воробьёв Б.А. Он творил на этом вертолёте чудеса! Представлял его на всех салонах, демонстрируя такой комплекс фигур пилотажа, от которого у зрителей дух захватывало! Да и у специалистов — тоже. Но Ка-50 продолжал при этом оставаться "салонной машиной". В полной мере боевым вертолётом он мог бы стать после опыта применения в реальном вооружённом конфликте. И вскоре такой случай представился. В августе 1999 г. разразилась вторая чеченская кампания. Я предложил нашему командующему армейской авиации генерал-полковнику Павлову В.Е. использовать БЭГ в составе двух Ка-50 и одного Ка-29 ВПНЦУ в Чечне. Он это предложение одобрил, и работа закипела. Целый год понадобился для решения всех вопросов технического и организационного характера и только 26 декабря 2000г. группа оказалась в аэропорту Грозный-северный. 2 января 2001г. состоялось историческое авиационное событие. Впервые в мировой практике с вертолёта соосной схемы было совершено боевое воздействие средствами поражения по врагу! За это пилот был удостоен звания Героя России. Группа, выполнив свою программу, возвратилась в положенное время на базу. А мы стали обобщать полученный опыт и думать, что делать дальше. Дело в том, что к тому времени началось осмысление не только положительных моментов, связанных с эксплуатацией боевого вертолёта соосной схемы, но и недостатков.

Так, например, эта аэродинамическая схема хоть и имеет преимущества над одновинтовой по ограничениям по боковому ветру на взлёте и посадке, но обладает гораздо более низкими параметрами по срыву в вихревое кольцо. Граница срыва у неё начинается с двух(!) метров в секунду. По этой причине в 1984 году произошла катастрофа, в которой погиб испытатель, Е.Ларюшин. А в 1998 году на этой машине погиб начальник Центра, "Чкалов армейской авиации", как мы его называли, генерал Воробьёв Б.А. Непосредственной причиной этой катастрофы явилось соударение лопастей нижнего и верхнего винтов. Официально в заключении по расследованию записали "Попадание в режимы полёта, ранее не исследованные". Ну, а что там было на самом деле, мне лично трудно сказать…

Никто до сих пор не знает, что будет, если подвергнуть соосную несущую систему обстрелу снизу. Отвечая на этот вопрос оппонентам, генеральный конструктор Михеев С.В. заявил, что проведёт такой эксперимент. Однако, этого не сделано до сих пор… Полученный опыт позволил сделать вывод и о том, что, в принципе, один пилот сможет выполнять задачи по стационарным, заранее разведанным целям. Сможет он и вести воздушный бой, используя большую тяговооружённость Ка-50. Но вот смыкаться над полем боя с интенсивным огневым противоборством противника, искать и находить подвижные цели, осуществлять навигацию, привязку к вспомогательным ориентирам для осуществления повторного захода и при этом пилотировать вертолёт на предельно малой высоте, одновременно работая с комплексом вооружения — это представлялось затруднительным… Поэтому в докладе начальнику Генерального штаба по итогам "чеченской экспедиции", наряду с положительными моментами, было отмечено, что предлагается сосредоточить финансовые, организационные и иные усилия на создании двухместной машины. На этом докладе появилась резолюция НГШ: " Согласен".

А в это время в КБ им. М.Л. Миля вовсю шла работа над созданием всепогодной круглосуточной версии вертолёта под названием Ми-28Н. Аналогичная работа велась и в КБ им. Камова, над вертолётом Ка-52, уже двухместном. Причём, камовцы опережали конкурентов года на полтора. Они успели уже провести этап ЛТХ (лётно-технических характеристик) госиспытаний в то время, когда милевцам было ещё далеко до его окончания.

В тот период я служил в должности начальника боевой подготовки армейской авиации Управления армейской авиации под руководством генерал-полковника Павлова В.Е. С разрешения командующего, вовсю используя служебное положение, я опробовал новые, перспективные вертолёты, которые к тому времени даже ещё и не предъявлялись на госиспытания. Но о том, что они собой представляют, нам было знать необходимо. Поэтому, не доверяя техническим описаниям, а тем более — рекламным материалам, лично общался с техникой в воздухе, составляя о ней своё мнение, которое затем докладывал командующему. Это позволило избежать многих ошибок при принятии на вооружение того или иного образца, противодействовать как сторонникам, так и противникам из соответствующих противоборствующих станов обоих КБ. Много раз я убеждался, что в этом отношении довериться мнению посторонних — то же самое, что делать выбор невесты по фотографии и со слов профессиональной свахи. Врали все! Настойчиво, самозабвенно!

Так, летаю я на предоставленном мне для ознакомления милевцами Ми-28А. замечаю некую тряску на скорости около 220 км/ч, которая с увеличением скорости усиливается. После посадки мне объясняют, что, мол, торопились представить машину, и не успели свести синхронность плоскости вращения лопастей, т.е. "свести конус". Однако, этот недостаток проявлялся в дальнейшем на других машинах и "лечился" потом ещё долго.

Довелось полетать на версии вертолёта с управлением в передней кабине. Это была экзотика! Об этом вспоминают на фирме до сих пор. На наше нытьё о необходимости такого управления: мол, как пилотов-то обучать-переучивать, да и в бою вдруг командира ранят, или убьют, ещё М.В.Вайнберг отвечал, что в своё время такое ТЗ сами же военные им и выдали. Хотели, видимо, на лётном составе сэкономить. Теперь же, чтобы его сделать, надо весь вертолёт переделывать! Однако, фирма попробовала сделать такое управление путём создания ЭДСУ (электронно-дистанционной системы управления). Это — несколько проводов, исполнительных механизмов и датчиков, связанных между собой. Конечно, это очень схематично сказано. Ну вот, сажусь я в переднюю кабину и слышу тяжёлый вздох испытателя сзади. Смотрю — в кабине два джойстика. Один — на месте шаг-газа, другой — в районе правой подмышки. Педалей — нет. А вот, говорит мне испытатель, когда на режим висения перейдёте, правый джойстик ещё и вокруг оси будет вращаться. Это вместо педалей… Ну, не буду описывать, как всё работало в полёте, только систему эту я отверг, и больше мы к ней не обращались. Впоследствии, уже в 2013 году, вертолёт Ми-28УБ с полноценным двойным управлением в обеих кабинах всё-таки появится. Сделанный по импортному заказу. Значит, "если нельзя, но очень хочется, то можно"?

Представилась мне возможность полетать и на прототипе Ка-52, существовавшем на ту пору в единственном экземпляре. Машина, хотя и тоже трясучая на скоростях более 270 км/ч, показалась мне интересной именно расположением членов экипажа по схеме "side by side", то есть рядом. Как на Ми-8. Это позволяет гораздо проще понимать друг друга в бою, видеть всему экипажу весь набор дисплеев на приборной доске, а в плане обзора, если подразумевать возможности всего экипажа, то сектора получаются даже побольше. И та, и другая фирма обещала, что бортовой локатор вот-вот "засветится" и можно будет с его помощью и стрелять, и навигацию делать, и с ним всё вообще будет очень красиво! К сожалению, до сих пор "не все вопросы решены". Так же, как и обещанная буквально вскорости НСЦУ (нашлемная система целеуказания). До сих пор дальше макетных образцов дело не двинулось.

Особенно "лакировка действительности" обострилась в тот период, когда Михеевым С.В. было инициировано рассмотрение вопроса о необходимости финансирования только одного проекта боевого перспективного всепогодного круглосуточного вертолёта.

Мол, время трудное, денег в стране мало, непозволительная роскошь тянуть сразу два проекта: "лосёнок совсем маленький, на всех не хватит". Я в ту пору составлял предложения нашего Управления по финансированию ОКР и НИР в интересах армейской авиации, и, как никто, знал, что на оба ОКРа, в силу названных обстоятельств, действительно отводятся крохи. На мой вопрос: "Понимаете ли вы, что открываете ящик Пандорры с непредсказуемыми последствиями?", — Сергей Викторович, хитро сощурив глаз, ответил: "А я риска не боюсь. Кроме того, будет понятно, кто за кого…" Имелось в виду, что будет понятно, кто чей апологет. Надо сказать, что к тому времени у камовцев была определённая фора. В сейфе у тогдашнего главкома ВВС Михайлова В.С. покоился акт о проведении первого этапа госиспытаний Ка-52, тогда как у милевцев с Ми-28Н к тому времени ещё "конь не валялся" в этом отношении.

Да, акт был. Подписанный. НО! Неутверждённый главкомом. В дальнейшем он пролежит там полтора года! Это позволило милевцам ликвидировать фору и, консолидировав все силы, направить работу комиссии по рассмотрению вопроса "в нужное русло".

В итоговом докладе комиссии было написано о целесообразности финансирования проекта Ми-28Н. Соответствующий доклад по результатам работы комиссии был направлен НГШ, который наложил резолюцию:

"Согласен".

Кроме того, "подтянулись резервы", и родилось Поручение президента РФ о скорейшем принятии на вооружение Ми-28Н. Работа в этом направлении закипела с утроенной силой!

А что же Ка-52?

Через пару недель после окончания работы комиссии меня вызвали в Генштаб в некий кабинет и спросили моё мнение об обоих вертолётах. Я ответил, что, мол, работала комиссия, она сделала свои выводы. Нет, говорят, мы знаем об этом, нас интересует ваше мнение. Тут я заявляю, что комиссия работала под председательством командующего, и корпоративная этика не позволяет мне докладывать официально, но, как частное лицо, я имею возможность высказать своё независимое мнение.

И, после одобрительного кивка, рассказал всё, что по этому поводу думаю, сделав вывод о необходимости иметь оба вертолёта. Поскольку каждый из них обладает своими особенностями, которые необходимо оптимизировать для решения определённых задач. Например, Ми-28Н — машина поля боя, которая должна решать задачи огневого поражения противника на "передке", а эти задачи решаются в 70% случаев — в простых метеоусловиях днём. А вот Ка-52 следует предназначить для решения задач ночью и в СМУ, т.е специальных задач, в том числе — по теме антитеррора. Услышав мой доклад, мне второй раз кивнули головой. На стол НГШ лёг доклад из этого управления, который повторил, почти слово в слово, моё предложение, и на котором НГШ тоже написал: "Согласен". Так что теперь, слыша, как про Ка-52 дикторы ТВ или во время репортажей на МАКСе говорят "предназначен для решения задач антитеррора", я с удовольствием узнаю свою идиому, и думаю о том, что "и мы пахали…", и ещё неизвестно, чтобы было и с тем, и с другим вертолётом. Да и вообще. КБ и заводы сделали это "железо", а мы вдыхаем в него свою душу…

Потом — были испытатели и Торжок, лётчики строевых частей и техники. Они научили этих чад ходить, говорить на своём языке, резвиться, уметь постоять за себя и за других… Но всё это было уже потом…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    30 января 2016 07:35
    Да, вот он случай когда лучшее враг хорошего... Но я верю,что и Ми28 и Ка52 найдется место в небе и вдвоем они смогут составить серьезный контраргумент нашим "зарубежным партнерам"...
    1. -8
      30 января 2016 15:53
      Ка-52 это вертолет управления и целеуказания группой Ка-50, без них его делать смысла не имеет
      1. +21
        30 января 2016 19:04
        На мой взгляд из статьи можно сделать вывод, что у Миля лобби по-круче будет. wink
        И как мне показалось, Ми-28 дешевле и поэтому основной. Но Ка-52 "лучше"(сложилось впечатление, что автору больше по душе Ка) и терять такую машину армия не захотела. hi
        1. +5
          30 января 2016 20:55
          Ка-52 лучше оппонента,хотя бы даже тем что значительно манёвреннее,но у Миля как было выше сказано ЛОББИ,и именно из за него не пошёл Ка-50.(Вообще красавец).
          1. +13
            30 января 2016 23:31
            Цитата: МорякЧФ
            Ка-52 лучше оппонента,хотя бы даже тем что значительно манёвреннее,но у Миля как было выше сказано ЛОББИ,и именно из за него не пошёл Ка-50.(Вообще красавец).
            - а меня разозлило такое отношение "милевцев" к главному заказчику - к собственному Министерству Обороны: "Впоследствии, уже в 2013 году, вертолёт Ми-28УБ с полноценным двойным управлением в обеих кабинах всё-таки появится. Сделанный по импортному заказу. Значит, "если нельзя, но очень хочется, то можно"?". Для иносов хоть звезду с неба, для наших и второй "джойстик" сойдет, полноценное двойное управление для наших делать в лом, пусть гибнут, не жалко!.
            "На все эти вопросы КБ Миля, долгое время бывшее монополистом в отечественном вертолётостроении боевых "сухопутных" вертолётов, или отсылало к содержанию ТЗ, подписанному военными, или отвечало тезисом о том, что "будете воевать на том, что нам, КБ, удастся сделать" - ну вот теперь есть Камов, и если милевцы продолжат борзеть, то последствия уже в отличие от прошлых времен могут и наступить в виде отказа от их разработки. Пусть теперь стерегутся. Нет, за доллары милевцы прямо готовы горы свернуть! Я-то думал по наивности - обороноспособность собственной страны на первом плане, ну а доллары? А доллары потом! Блин, когда же избавлюсь от своей наивности?
          2. -2
            30 января 2016 23:39
            Было про то что без Ка-50 эти Ка-52 имеют гораздо меньшую боевую эффективность.
            А лобби - да, разумеется...
            1. 0
              31 января 2016 11:30
              нууу , это совсем не так! без ка 50 , а в прочем как и без ми 28н ка 52 не может реализовать весь свой потенциал
              1. -4
                31 января 2016 19:16
                Ка-50 без командирского Ка-52 не может. Ка-52 это вертолет управления звеном Ка-50. Делать одни Ка-52 это классика из серии "чем хуже тем дучше и так мы хотели почти всегда".
                1. +4
                  1 февраля 2016 11:37
                  Командирский вертолет для звена вертолетов, это американская идея позапрошлого десятилетия . Они так поступали с Апачем когда на 1 Апач с РЛС Лонгбоу, было 4 без такой РЛС. Позже все Апачи модернизировали. Ка-50 строевых нет и их серийное производство остановлено так и не начавшись. До 2020 госзаказ на 120 Ка-52 в нормальной комплектации.
            2. +2
              1 февраля 2016 19:03
              Расскажите этот бред пилотам Ми-28Н которые на Авиадарст-2015 не смогли даже попасть в тройку лучших экипажей. Весь пьедестал у экипажей Ка-52.
              Ка-52 так же может выполнять командирские функции, но при этом он остается полноценным ударным вертолетом на голову превосходящим по ВСЕМ боевым показателям Ми-28.
          3. +4
            1 февраля 2016 12:39
            Ка-50 все же не пошел из-за компоновки кабины под 1 пилота.все же количество задач только увеличивается,а ресурс пилота остается неизменным и его не хватает на всех этапах.
            Кстати читал, что толи Ка-50, то ли ка-52 самый шустрый по скороподъемности.
            Ми-28 более грубый и более универсальный что ли. Хотя я могу обшибаться.
            Но чисто внешне ка-50 - лучшее, то я видел! просто неописуемо красив!
        2. +6
          31 января 2016 14:35
          Ми-28 дешевле и поэтому основной. Но Ка-52 "лучше"

          Да это просто разные машины, совсем разные! Они дополняют друг друга и решают, совместно, широкий круг задач.
      2. 0
        31 января 2016 23:48
        у нас же только Ка-52 производят!
        Ка-50 прекратили выпускать, какое то количество ещё есть в эксплуатации
    2. +10
      31 января 2016 07:03
      Великолепная статья, чувствуется запредельное владение материалом. Побольше бы таких. Но, подобные авторы "штучный товар" и "на дороге не валяются".
  2. +27
    30 января 2016 07:44
    Большое спасибо! Очень любопытная статья. Всегда интересно узнать, как говорят, "из первых рук" о достоинствах и недостатках двух выдающихся машин.
    1. +7
      30 января 2016 11:37
      Вот ссылка на статью оружейника испытателя пушки на КА-50\МИ-28.. Познавательно и интересно..
      http://www.virtualsky.ru/index.php/bajki-inzhenera-ispytatelya/86-bajki-inzhener
      a-ispytatelya-vospitanie-pushkoj

      рс: А то что загубили КА-50 думаю что трибунал разберется..
      1. -1
        30 января 2016 15:48
        и минус кто то поставил... а Ка-50 разве не обстреливали на войне с земли?
        1. +1
          30 января 2016 19:36
          Минусует кто-то все статьи подряд, по моему даже не читая.
          1. +2
            31 января 2016 08:19
            Цитата: Orionvit
            Минусует кто-то все статьи подряд, по моему даже не читая.

            а вот эта статья( я бы даже сказал труд) как раз отличный детектор и как мы уже видим 3 контрацептива тут точно есть,что-ж ждем считаем smile
            1. -3
              31 января 2016 19:17
              Статья далеко не отличная...
      2. +2
        30 января 2016 18:32
        Цитата: макс702
        Вот ссылка на статью оружейника испытателя пушки на КА-50\МИ-28.. Познавательно и интересно..
        http://www.virtualsky.ru/index.php/bajki-inzhenera-ispytatelya/86-bajki-inzhener

        a-ispytatelya-vospitanie-pushkoj

        рс: А то что загубили КА-50 думаю что трибунал разберется..

        Спасибо за ссылку, интересно... good
  3. Jan2016
    +11
    30 января 2016 08:11
    Очень интересно. Всегда интересно узнать как принимаются решения.И если книг статей и воспоминаний о советском времени много то о настоящем мало и тем ценно, интересно написанное.
  4. +10
    30 января 2016 08:30
    Блестящая статья! Жаль, что статья перепечатана, а то попросить бы товарища генерал-лейтенанта написать что-нибудь из германо-афганского опыта!
  5. gjv
    +2
    30 января 2016 08:30
    Цитата: svp67
    и Ми28 и Ка52 найдется место в небе и вдвоем они смогут составить серьезный контраргумент нашим "зарубежным партнерам"...

    Ещё и Ми-24 работает и аргументирует вполне успешно!
    1. +2
      30 января 2016 23:35
      Цитата: gjv
      Ещё и Ми-24 работает и аргументирует вполне успешно!

      может заменят вскоре?






      1. +2
        31 января 2016 18:52
        может заменят вскоре?

        на фото всего лишь летающая лаборатория на базе ми-24 для испытания различных узлов и агрегатов перспективного высокоскоростного вертолета.
        Очень хочется верить, что сделано это потому, что фюзеляж еще не спроектирован, а не потому что все поручили Роствертолу, а он опять полез Франкенштейна лепить из МИ-24.
  6. +2
    30 января 2016 08:30
    Я не пойму, что то: Почти одинаковое вооружение и радар на обоих вертолетах. На одном плохо работает, а на другом хорошо..? как так? Апачу ничего не мешает летать и стрелять с одновинтовой схемой.
    1. -5
      30 января 2016 15:30
      Как говориться "за двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь". Когда закончится эта чехарда с разнотипьем в армии-не понятно.
      1. -1
        31 января 2016 18:54
        А Вы не пробовали думать за рамками армии?
  7. gjv
    +13
    30 января 2016 08:36
    большое впечатление произвёл просмотр секретного тогда (сейчас он рассекречен) фильма, где на полигоне обстреливают различные элементы конструкции вертолёта из огневых средств разных калибров

    1. +4
      31 января 2016 12:52
      Это же из чего яй.. у испытателей?? Титан,алмазы? Ведь в кабине сидят когда стреляют, и не горохом!!!
      Уважение!!!
      И доверие спецам кто такую броню сделал.
      1. +4
        31 января 2016 22:24
        Цитата: uragan114
        Это же из чего яй.. у испытателей??

        я так полагаю из того же стекла которое испытывают laughing request
      2. 0
        1 февраля 2016 15:04
        Цитата: uragan114
        Ведь в кабине сидят когда стреляют, и не горохом!!!

        Вот какой практический смысл в этом риске? Или это обязательное условие испытаний чтобы халтуру не гнали?
  8. +6
    30 января 2016 08:38
    Интересная статья. Спасибо! Сам живу в Арсеньеве, где Ка-52 производят. Возможно, с запуском Ка-50 в серию в девяностые все могло бы лучше сложиться, если бы в то время оба КБ и их лоббисты договорились на продолжение производства Ми-24 в Арсеньеве, на экспорт китайцам, и параллельное освоение Ка-50. А в итоге порезали стапеля для Ми-24, а Ка-50 даже предсерийную партию не достроили.
    1. 0
      30 января 2016 13:37
      Интересно, на замену "Москитам" арсеньевский "Прогресс" сегодня выпускает какие-нибудь новые крылатые ракеты?
  9. +6
    30 января 2016 08:44
    Офигенная статья! Без лишних цифр и рекламных проспектов. Читается на одном дыхании.
  10. 0
    30 января 2016 08:58
    - А где бомбы для применения с вертолета?
    А бомбы для применения с вертолета что, предусмотрены где-то, кроме Ми-24?
    1. gjv
      +9
      30 января 2016 10:46
      Цитата: Sargord A.
      А бомбы для применения с вертолета что, предусмотрены где-то, кроме Ми-24?

      На Ми-28 возможно применение контейнера КМГУ-2.
      Контейнеры малогабаритных грузов КМГУ (КМГУ-2) предназначены для боевого применения авиабомб малых калибров, не имеющих подвесных ушков, и мин. Бомбы и мины укладываются в контейнер в специальных блоках - БКФ (блоках контейнерных для фронтовой авиации). КМГУ состоит из корпуса цилиндрической формы с передним и задним обтекателями и содержит 8 блоков БКФ с авиабомбами или минами, устанавливаемых в отсеки. Отсеки закрываются створками, управляемыми пневмосистемой. Электросистема КМГУ обеспечивает тактический сброс боеприпасов поблочно серией с интервалами между блоками 0.05, 0.2, 1.0 и 1.5 с.
      На Ка-52 возможно применение ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-120, ФАБ-100; КМГУ-2, РБК-500, РБК-250, зажигательных баков ЗБ-500.
  11. +11
    30 января 2016 09:18
    Больше всего в статье поразило, что с помощью фактологии и аргументации удалось изменить уже принятое решение!!!!!!!! Очень неоднозначный факт, но тут сработал во благо!
    Автор явно имел огромный авторитет и доверие в авиационной среде! Дай Бог нам побольше таких Офицеров. Статья великолепная!!!
  12. +2
    30 января 2016 09:36
    Интересно кстати посмотреть на результаты Авиадарца. Когда и как распределялись призовые места, Ми-28 там явно не в фаворитах.
    1. gjv
      +5
      30 января 2016 10:59
      Цитата: tomket
      Интересно кстати посмотреть на результаты Авиадарца

      "Авиадартс–2015"
      Боевые вертолеты армейской авиации
      Первое место - представители авиабазы Черниговка (ВВО) на вертолете Ка-52.
      Второе место - авиабаза Джанкой ЮВО (вертолет Ка-52).
      Третье место - разделили вертолетчики торжокского авиацентра и авиабазы Кореновск (ЮВО), соответственно, на Ка-52 и Ми-35.
      1. gjv
        +2
        30 января 2016 18:36
        Небольшое дополнение. По вертолетам на "Авадартс–2015" участвовали:
        Ка-52 - 8 ед.
        Ми-24 - 2 ед.
        Ми-28Н - 2 ед.
        Ми-35М - 2 ед.
        Ми-8 - 3 ед.
  13. +4
    30 января 2016 10:46
    Молодец автор, очень грамотно все изложил. Что сказать, профессионал! Спасибо ему за чёткое изложение плюсов и минусов обеих машин. А то рекламная трескотня "очи застит".
  14. -8
    30 января 2016 10:55
    Кроме того, "подтянулись резервы", и родилось Поручение президента РФ о скорейшем принятии на вооружение Ми-28Н.

    Автор в открытую говорит, что в вопросе принятия на вооружение ударного вертолета важны не характеристики машины, а наличие "резервов", в случае с Ми-28Н таким резервом выступил Лужков (один из резервов).
    Особенно "лакировка действительности" обострилась в тот период, когда Михеевым С.В. было инициировано рассмотрение вопроса о необходимости финансирования только одного проекта боевого перспективного всепогодного круглосуточного вертолёта.

    Абсолютно верное решение. Ни одна страна в мире не разрабатывает параллельно два абсолютно одинаковых функционально боевых вертолета. Это маразм. Даже США чей военный бюджет не снится никому не может себе такого позволить.
    1. gjv
      +1
      30 января 2016 11:11
      Цитата: Mera Joota
      Даже США

      В армии США 740 AH-64E Apache.

      Конечно 14 AH-1Z Viper корпуса морской пехоты США погоды не делают, но тем не менее они есть.
      1. -2
        30 января 2016 13:55
        Цитата: gjv
        В армии США 740 AH-64E Apache.

        Цитата: gjv
        Конечно 14 AH-1Z Viper корпуса морской пехоты США погоды не делают, но тем не менее они есть.

        И при чем тут Вайпер? Вайпер машина КМП, более того это ударный вариант Венома с коим он унифицирован. Ну и самое главное. Вайпер по сравнению с Апачем слабак и стоит копейки.
        Если придираться то давайте вспомним Ка-29, наш ударник морпехов?

        Вы же прекрасно понимаете о чем речь. Что в конкурсе из двух побеждают...оба. Это и есть маразм. Американцы не закупают же параллельно с АН-64 Белловский АН-63.
    2. +1
      30 января 2016 13:18
      они разрабатывают по 2-3 вертолета каждые 10-15 лет(с прохождением испытаний), только на вооружение редко их принимают, дорогие все.
  15. go
    +7
    30 января 2016 13:02
    Когда запустят в серию ми28 с надвтулочной рлс, хорошо бы убрали обтекатель рлс с носа, а то на крысу или мики-мауса похож.

    Основная проблема обоих, точнее не их, а суо это отсутствие ракеты выстрелил и забыл, т.к. сопровождение цели над полем задача опасная. Каким бы 28 не был защищенным, пока он будет там барражировать лупить по нему будут все, так что аналог последнего хелфайера необходим.Надеюсь на то, что причина по которой кубинцы не отдают американцам потерянный хелфаер в том, что у них его уже нет, тк он улетел следующим рейсом аэрофлота.
  16. -1
    30 января 2016 13:17
    Браво, товарищ генерал-лейтенант!
  17. +4
    30 января 2016 14:31
    А в итоге воюют все те же крокодилы.
  18. 0
    30 января 2016 14:55
    Цитата: Mera Joota
    два абсолютно одинаковых функционально боевых вертолета.

    садитесь, два. Материал вами не усвоен совершенно.
  19. 0
    30 января 2016 15:52
    По функционалу. Материалы взяты http://www.russianhelicopters.aero/ru/helicopters/

    Ми-28Н «Ночной охотник» - ... предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей. Вертолет способен действовать днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

    Ка-52 «Аллигатор» предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток.

    Как бы общее описание совпадает. Характеристики тоже сходные. Видимо, вопрос в цене.
  20. +1
    30 января 2016 16:07
    Приятно читать профессионально и по существу написанный материал! Автору - большое спасибо за то, что дал основания для правильного решения касательно "Камова". Я думаю, Ми-28 и Ка работают в несколько разных нишах, и оба аппарата нужны нашей армии.
    1. -1
      30 января 2016 17:21
      Цитата: Alexez
      2 пистолета ( ПЯ, ГШ-18), 2 танка (Т-72, Т-80), 2 самолета (МиГ-29, Су-27).

      2-3 Фрегата (11356, 22350, 12441) 2 МЦАПЛ (971,945) 2 рпксн (667бдрм 941) итд итп.
  21. +4
    30 января 2016 17:03
    Цитата: doework
    Я думаю, Ми-28 и Ка работают в несколько разных нишах, и оба аппарата нужны нашей армии.

    Ниша у них одна, исходя хотя бы из того, что они участвовали в одном конкурсе. Главное - это конкуренция двух КБ, стимулирует к максимальной эффективности. Но принятие на вооружение обоих образцов - это свидетельство либо высокого уровня где нет явного преимущества при абсолютно разном подходе решения ТЗ, либо признак лобби и не принципиальности конкурсной комиссии (надеюсь, что первое). Но если посмотреть повнимательней, то просматривается определенная тенденция в дуализме принятия на вооружение: 2 пистолета ( ПЯ, ГШ-18), 2 танка (Т-72, Т-80), 2 самолета (МиГ-29, Су-27).
    Я так думаю - таким образом в условиях состояния мира и неопределенном характере "войны будущего" МО диверсифицирует риск - всегда лучше иметь запасной вариант.
  22. 0
    30 января 2016 17:22
    Цитата: Alexez
    По функционалу. Материалы взяты http://www.russianhelicopters.aero/ru/helicopters/

    Ми-28Н «Ночной охотник» - ... предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей. Вертолет способен действовать днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

    Ка-52 «Аллигатор» предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток.

    Как бы общее описание совпадает. Характеристики тоже сходные. Видимо, вопрос в цене.


    Вопрос в задачах которые сейчас стоят перед армейской авиацией и возможностях промышленности. Ми-28 возможно лучше для действий над полем боя в условиях "стандартной" войны. Но в современных реалиях у Ка-52 с его соосной схемой преимущество в боевом потолке и маневренности, плюс координация членов экипажа. Все это важно при действиях в горных условиях (Кавказ, Афганистан, Центральная Азия и тд) при выполнении ограниченных войсковых либо спецопераций в высокогорной местности. Нет у нас легкого разведывательного вертолета, как Команч у американцев и неизвестно когда появится. Плюс вы учитывайте что нынешние заводы по 20 Ка-52\Ми-28 в месяц, как было с Ми-24, выпускать просто неспособны, им бы 20 в год осилить. И не заводы в этом виновны, они планеров наклепают сколько нужно. Главная проблема в комплектующих и оборудовании, которого либо нет, либо вот вот будет, либо уже есть но сырое и в ограниченном количестве.
    1. +1
      30 января 2016 19:54
      Как раз сейчас мы и наблюдаем в Сирии проверку технологий, новых вооружений и концепции их применения. Промышленность зависит от заказа, а заказ должен соответствовать задачам, которые определяют обобщая опыт и т.д. Все будет - заводы уже работают, специалистов не хватает. Поколение выращенное на "американской мечте" на завод идти не хочет.
  23. -5
    30 января 2016 21:43
    Лётчик-испытатель Ми-28 Гурген Карапетян:

    "Первым признаком неблагополучия соосной схемы при боевом применении и маневрировании стала катастрофа Ка-50 в 85-м году, когда на испытаниях разбился ведущий летчик-испытатель фирмы "Камов", Герой Советского Союза Ларюшин. Произошло это при следующих обстоятельствах.
    На испытания приехал маршал авиации Ефимов. Сначала показывали свою машину мы, потом пилотировали свою машину "камовцы". Ка-50 начал повторять элементы, которые незадолго до этого выполнили мы, и попал в так называемое "вихревое кольцо".
    У всех вертолетов есть вероятность попасть в режим вихревого кольца. Но маховые движения лопастей в вихревом кольце на вертолётах одновинтовой схемы "Миля" не приводят к столкновению с хвостовой балкой. А у соосных же вертолётов при определенном положении органов управления неминуемо происходит схлестывание лопастей.
    Потом, при расследовании этой катастрофы, выявили очень важный момент. Оказалось, что любой вертолет проходит вихревое кольцо при совершении любого маневра с определённой скоростью. Режим вихревого кольца мы можем получить при торможении, например. Но тот же Ми-28, чтобы избежать попадания в этот режим, может тормозить с положительной или нулевой вертикальными скоростями, а вот Ка-50, даже при торможении с положительной вертикальной скоростью, попадает в вихревое кольцо с непредсказуемыми маховыми движениями."

    Т.е. соосный вертолет типа Ка-50/Ка-52 принципиально не подходит в качестве высокоманевренного летательного аппарата
    http://npbezdetnov.narod.ru/Articles/un1.pdf
    1. +3
      31 января 2016 02:33
      Цитата: Оператор
      Но маховые движения лопастей в вихревом кольце на вертолётах одновинтовой схемы "Миля" не приводят к столкновению с хвостовой балкой.

      Вообще то Ка выполнял полет с такими перегрузками, от которых Ми просто обрубил бы себе хвост.
      1. 0
        31 января 2016 21:18
        Летно-технические характеристики у Ми-28 и Ка-52 практически равны:

        Вес пустого 7890 / 7700 кг
        Вес топлива 1500 / 1487 кг
        Максимальный взлетный вес 12100 / 12200 кг
        Взлетная мощность 2х2400 / 2х2400 л.с.
        Максимальная скорость 300 / 300 км/ч
        Крейсерская скорость 265 / 260 км/ч
        Скороподъемность 13,6 / 12,0 м/с
        Максимальная эксплуатационная перегрузка 3,0 / 3,5 g
        Дальность 450 / 460 км
        Статический потолок 3600 / 4000 м
        Динамический потолок 5600 / 5500 м

        Тогда зачем платить больше за Ка-52?
        1. 0
          2 февраля 2016 15:37
          По данным AircraftCompare.com экспортные цены вертолетов составляют:
          Ми-28 от 16 до 18 млн. $
          Ка-52 от 29 до 32 млн. $
          1. 0
            2 февраля 2016 18:38
            Цена AH-64E Apache в 2014 году составила 35,5 млн. $
        2. Комментарий был удален.
  24. 0
    30 января 2016 23:12
    Можно помолиться за ми-28 и ка-50(52) всех модификаций и их пилотов?

    Пусть вас двое, да больше каждого! Если только в наличии двух типов "распил бабла", то - НЕВАЖНО, оборона важнее, нужна лишь ОДНАЖДЫ.
    Пусть обоих вас улучшают, авионику повышают, электронику повышают, "Вихрем" снабжают и стрелять научают!
    Отца своего ПУТНОГО - МИ-24 сухопутного не подведите, если сможете - а вы МОЖЕТЕ, то превзойдите!
    Супостата свойго постоянного, а-индейца(апачи)рьяного, -ИЗУЧАЙТЕ,силён он зело, конечно, НЕ ПУГАЙТЕСЬ! Ну и про прочьих "кобр" и тигров" не забывайтесь!
    Гоните мысли дурные о своём , БЕЗ ТРУДА, превосходстве! "Медные трубы дурные" сейчас в почете, но это для Родины - СКОТСТВО!!!
    ПИЛОТЫ - летайте, стреляйте из пушек, ракеты пускайте, Россия за Вас! Но главное помните ВЫ - ЭТО РУСЬ, ЗАЩИЩАЙТЕ!
  25. 0
    31 января 2016 08:43
    У Ми-28 ресурс трансмиссии выше чем у вертолетов соосной схемы, а все остальное подтянут. Нужен массовый боевой вертолет нового поколения+ модернизация Ми 24 и Ми-8 у которых похожая несущая система и винты. Ка 52 более дорогая и специализированная машина. А нам , как минимум нужно 500-600 вертолетов. В идеале создать еще транспортный вертолет с несущей системой и разнесенными двигателями как у Ми 28. Смотрел Авиадартс, кстати, Камовы из пушек перестреляли даже Су-25х, комментарий был такой, что Ка52 начинает стрелять там, где все еще только цель ищут...
    1. +1
      31 января 2016 10:37
      Да не построит сейчас один завод 400-500 вертолетов даже за 6-7 лет, будут дальше оба вертолета делать. Плюс на "Прогрессе" сейчас ажиотаж из-за большого египетского контракта на Ка-52, в Ростове на экспорт тоже часть ресурсов отнимается.
      1. 0
        1 февраля 2016 09:15
        Для этого и проводится модернизация Ми-24/35М , ставят редуктор и несущую систему от Ми-28, систему диагностики, тепловизор, унифицировали вооружение. Частично это и послужило причиной выбора Ми-28 основным ударным вертолетом армии. Агрегаты тоже надо серийно выпускать-себестоимость ниже.
    2. +2
      31 января 2016 12:04
      Я конечно понимаю - "госзаказ" , " выживание и развитие отрасли " , но производство 500-600 штук вертолётов с явными проблемами - зачем. Доведите до ума эти, а проблем куча!, боевого применения толком не было . Что касается Ка 52 - это машина будущего и её стоимость (как и стоимость его вооружения) будет снижаться, а перспективы Ми 28Н это по моему муть-туманная
      1. 0
        31 января 2016 17:11
        Время упущено, нужно налаживать выпуск и избавляться от болезней уже по ходу освоения в войсках. Хороший пример избавления от "проблем":
        "По словам Майкла Гилмора, возглавляющего Бюро испытаний и оценки в структуре американского оборонного ведомства (Operational Test and Evaluation Office), сроки начала боевых испытаний F-35 сдвигаются на год — тестирование истребителей начнется не ранее августа 2018 года. Тем не менее, более 500 воздушных судов могут сойти с конвейера до того, как завершатся испытания. Не определен и окончательный перечень модификаций базовой модели, которые запрашивают для своих нужд различные подразделения американских вооруженных сил."
        http://ria.ru/defense_safety/20160130/1367515112.html
        http://www.thefiscaltimes.com/2016/01/29/More-Bad-News-Snakebit-F-35
  26. +1
    31 января 2016 09:35
    Раз не используют в Сирии 28, то стоит предположить, что проблема с перегревом масел в редукторах так и не решена???????
  27. 0
    31 января 2016 14:43
    Появление на свет такого этапного современного боевого вертолёта, как Ми-28, неразрывно связано с историей рождения его конкурента — Ка-50. Дело в том, что впервые в истории отечественного вертолётостроения при создании новой боевой машины было организовано соревнование между двумя КБ: Миля и Камова, — с тем, чтобы на конкурсной основе выбрать лучший для армии вариант. Техническое задание исполнителям от Минобороны было выдано одновременно, и почти одновременно, в 1982 году, обе машины поднялись в воздух. Представленные образцы отражали разницу в подходах к решению задачи создания нового, перспективного боевого вертолёта.
    Интересно. Про оборону кто думает? Оба вертика хороши и нужны.Спортсмены))
  28. 0
    31 января 2016 17:24
    очень хорошая статья- все дельно! спасибо!
  29. Комментарий был удален.
  30. +3
    31 января 2016 22:14
    Интересная статья, приятно читать мнение людей, причастных к принятию важных решений.
    ИМХО, было бы разумно официально развести Ми-28Н и Ка-52 по нишам ударного и разведывательно-ударного вертолетов, по аналогии с американскими "Апач" и "Кайова Ворриор". Думаю, тогда бы все стало на свои места, и в дебатах на тему нужности/ненужности (какой из них лучше/хуже) можно было бы поставить точку.
  31. 0
    1 февраля 2016 08:25
    хорошая статья, действительно наши стрекозуньи Ка-52 и Ми-28Н это как мотопех и спецназовец, каждому свое и каждый в своем, но удручает армейская бюрократия, которая остается и все также зашкаливает сегодня, даже когда есть деньги на то и на другое...
  32. 0
    1 февраля 2016 09:06
    Спасибо автору шикарная статья
  33. 0
    1 февраля 2016 09:31
    Выскажу свое мнение диванного эксперта далекого от авиации.
    1. По массе вертолеты примерно одинаковы, а по толщине брони которую они несут!?
    2. В статье затронут момент обстрела лопастей Ка-50/Ка-52 снизу стрелковым оружием, но камовцы так и не предоставили отчет (скорее всего провели испытания, но обнародовать их не спешат)

    Вот из этих двух высказываний можно сделать выводы.
    Ми-28 хорошо бронированный вертолет переднего края, готовится на замену его предшественника Ми-24/Ми-35.
    А Ка-52 - вертолет спец операций.
    Я просто не понимаю людей, которые восхваляют Ка-52 как идеальную машину, нельзя ее на передний край посылать, если даже от огня стрелкового оружия произойдет перехлест винтов (а это еще не опровергнуто).

    P.S. Как раз об этом и написано в статье.
  34. 0
    1 февраля 2016 10:07
    статья, как раз, показывает каким "умом" раньше принимались решения по принятию на вооружение того или иного вида. А сколько сейчас придерживается таких решений?
  35. 0
    1 февраля 2016 11:10
    К сожалению, до сих пор "не все вопросы решены". Так же, как и обещанная буквально вскорости НСЦУ (нашлемная система целеуказания). До сих пор дальше макетных образцов дело не двинулось.
    Неужели все ТАК плохо? Хотя, слышал, что хвостовая РЛС у Су-34 до сих пор не работает... Более, чем похоже на правду.
  36. -5
    1 февраля 2016 13:04
    Welcome to my new face-to-face private video chat right now with a sexy beautiful model.
    Приглашаю всех любознательных мужчин в свой видеочат.

    I am here till the evening: http://minyetki.ru Если ты уже большой, кликай сюда.
  37. 0
    1 февраля 2016 13:04
    Welcome to my new face-to-face private video chat right now with a sexy beautiful model.
    Приглашаю всех любознательных мужчин в свой видеочат.

    I am here till the evening: http://minyetki.ru Если ты уже большой, кликай сюда.
  38. 0
    1 февраля 2016 13:34
    и мы пахали…)
  39. 0
    1 февраля 2016 17:54
    Огромное уважение автору, как хорошо, что у нас в армии служили и служат такие специалисты! Статья очень интересная и познавательная, не знал очень многого из этой информации, спасибо!
  40. +2
    1 февраля 2016 19:41
    Так мифы и легенды превращаются в историю. Милевцы никогда не снимали свой вертолет с конкурса. Более того после проигрыша первых сравнительных испытаний они через лобби добились проведения ещё одних. Их Ми-28 так же проиграл. Потом они протащили ещё и третьи испытания, которые завершились очередным проигрышем Ми-28. Так они протянули до 1990 года. И когда наконец то Ка-50 приняли на вооружение СССР кончился, а вместе с ним и деньги в военном бюджете.
    1. 0
      2 февраля 2016 05:54
      Мало того они через "близких" "высокосидящих" военных всячески убеждали влиятельных людей, что их вертолет всего лишь "модернизация " успешного Ми-24, а значит дешевле, а у камовской машины нет грузового отсека (в случае, подобрать сбитого товарища некуда) и всего один пилот(а если убьют - то и подобранный тоже погибнет)
      Слышать это на "симпозиуме" самому пришлось от людей работавших (время... - был 1990-й год)над 28-м.
  41. 0
    15 февраля 2016 21:59
    На самом дел у ка 52 много недостатков в конструкции,он слишком перетяжелен и не годится для непосредственного ведения боевых действии на ТВД. Предтеча ми 28Н - это хорошо проверенный ми 24,который прошел боевое крещение в Афганистане и во многих локальных конфликтов.На основе этого опыта и проектировали ми 28.Тандемная кабина дает большие преимущества на малых высотах пилотирования и дает меньшую долю мертвой зоны.
  42. 0
    18 июня 2016 16:27
    Спасибо за статью, так сказать ,из первых рук-очень интересно!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»