Military Review

As the Black Sea coast opened an account torpedo attacks

7
As the Black Sea coast opened an account torpedo attacks



26 January 1878, the Chesma and Sinop mineboats for the first time in stories sank the enemy ship using torpedoes

The honor of developing the first battle torpedoes belongs to the Englishman Robert Whitehead, they were even officially called “Whitehead mines”. But the honor of the first successful torpedo attack belongs to the Black Sea sailors, who during the Russian-Turkish war 1877 – 1878 turned the novelty into a formidable weapon.

But at first the mine war did not seem to the highest ranks of Russian fleet worthy of attention. The practical value of torpedoes was not yet known, by that time not a single fleet in the world had a real experience of their use, and classical tactics required completely different actions and other ships. But Russia did not have them on the Black Sea: the Paris Treaty of 1856, which ended the Crimean War, forbade having a navy in those waters. And although in 1871 the treatise was canceled, for six years Russia did not physically manage to recreate the Black Sea Fleet. By the beginning of the last Russo-Turkish war, it consisted of only two "popov" - unique round artillery coastal naval battleships, five steamship frigates and corvettes, and three dozen auxiliary vessels. And Turkey had 15 battleships, five screw frigates, 13 screw corvettes, eight monitors, seven armored gunboats and about eight dozen auxiliary small vessels in the Black Sea.

To combat this threat, new effective methods were needed that could hit the enemy in the literal and figurative sense of the word. And young lieutenant Stepan Makarov managed to find them: he relied on a mine war, proposing to use high-speed steamers - carriers of mine-boats. These babies could be quickly launched (the mechanism that allowed them to do it in seven minutes was also a Makarov design) and at night they could hunt Turkish vessels on open raids.

Makarov not only put forward the idea of ​​a mine war, but also clearly substantiated it by proposing a carefully developed plan, but did not accept it immediately. Only at the end of 1876, he received approval, and at the same time a restless sailor was made responsible for the implementation of his plans. December 13 Makarov was appointed commander of the steamer "Grand Duke Konstantin", hastily converted into a mine transport, and on December 26 his order was issued to enlist four steam mines and assign names to the lists of weapons. Of these four, only one boat, the Chesma, was new, built like a mine. The second, Sinop, was previously surveyed (that is, hydrographic), and two more — Navarin and Miner (later renamed Sukhum) —was traveling on other ships.


Stepan Osipovich Makarov - Russian naval leader, oceanographer, polar explorer, shipbuilder, vice-admiral. Photo: wikipedia.org

Proving the effectiveness of the idea, the commander of the mine transport "Grand Duke Constantine" from the very beginning of the war began an active attack. At first they used pole and towed mines, having achieved, although not immediately, noticeable success. And on the night of December 16, 1877, mineboats for the first time attacked the enemy with the help of “Whitehead self-propelled mines”. Shortly before that, Makarov was hardly able to get four torpedoes from among those purchased by the Marine Department in 1876 to be placed at his disposal. This is not surprising: for the purchase from Robert Whitehead of the “secret of the device of the automatic fish mine invented by him” and a batch of a hundred torpedoes, the treasury paid 9000 pounds sterling - very substantial money at that time!

These four "goldfish" Makarov and his officers used with maximum sense. According to the reports of the Russian sailors, during the first attack, they managed to damage the battleship Mahmudiye who was standing on the Batumi roadstead (the Turks first reported that they had picked up the torpedoes passing by ashore, and only two years later recognized the fact of their hitting the ship). And on the night of January 26 (in a new style) 1878, the Black Sea people torpedoes sank the Turkish steamer “Intibah” by two torpedoes, which according to the classification of that time belonged to gunboats.

Let's give the right to tell about the attack to the lieutenant Izmail Zatsarnen who headed it, the commander of the Chesma. Here is an excerpt from his report: “... Having fallen off the side of the steamer, the boats went in the indicated direction to the Batumi raid ... Going to the patrol vessel ... I gave the smallest turn and from the 40 – 30 saar. fired by Whitehead’s mine, while Lieutenant Scheshinsky (commander of Sinop. - RP) fired his mine. The two at the same time explosions to the starboard side, mine in the direction of the mainmast, and Shcheshinsky to the right, raised a tall and wide black pillar of water at half a distance, a terrible crackling sound was heard, and the steamer, tilting on the right side, completely disappeared under water in a minute, and then and the masts were not visible, and only a large circle of debris indicated the place of his death; the friendly "cheers" of the boats informed the enemy squadron about the sinking of his watch-boat ... At the beginning of 4 hours, the boats landed on board the ship "Grand Prince Constantine". During the attack, the behavior of the teams of both boats was flawless. ”

Two days later, the commander-in-chief of the Black Sea Fleet and ports, Vice Admiral Nikolai Arkas, signed Order No. 31: “Yesterday I had the good fortune to receive a telegram from His Highness Admiral General:“ The Sovereign entrusts you with his royal thanks to the commander, officers and crew of the ship ” Konstantin ", Makarova favors his aide-de-camp, Zatsarogo - the next rank (lieutenant commander - RP), and Scheshinsky with St. George cross of the 4 degree. Congratulate them on this new royal favor with me and tell them how proud I am yt Admiral General in such seafarers'. "

About their destinies should be told separately. Stepan Makarov has become one of the most famous Russian sailors, whose name even today bear ships and naval academies. He rose to the rank of vice admiral, became famous as the developer of the unsinkability theory and pioneer in the use of icebreakers, and died 13 on April 1904 of the year along with the battleship Petropavlovsk, hit by a Japanese mine.

Izmail Zatsarenny, who was born in 1850 and graduated from the Marine School in 1870, made the first voyage under the command of Makarov on the schooner "Tunguz". In 1877, he graduated from the Mine Officer Class and voluntarily went to the Black Sea to put new knowledge into practice. In less than two years, Zatsarnyi managed to earn the Order of St. George of the 4 degree, the Order of St. Vladimir of the 4 degree with swords and a bow, as well as St. George’s weapon with the inscription “For Bravery”. In 1880, Lieutenant Captain Zatsenny received the new battleship Batum in England and after two months sailing brought him to the Baltic, in the same 1883 – 1886 served as a senior officer of the armored frigate Dmitry Donskoy, and after another year - the commander of the Battleship ". In the spring of 1887, he fell ill and died in November. The mine cruiser of the Black Sea Fleet "Lieutenant Zatsarenny" was named in honor of the famous sailor, which entered service in 1909 year.

Polish nobleman Otto Sheshinsky, born on 1847, served until 1905. For the first December attack on the Batumi roadstead he was awarded the Order of St. Vladimir 4 class with swords and bow, for the sinking of the steamer "Intibah" - the Order of St. George 4 class. In 1879, the captain-lieutenant resigned from the service "due to domestic circumstances", and seven years later he returned to the sea. In 1889, he took under the command of the destroyer Libava, in 1894-m - the mine cruiser Posadnik. In 1902, Shcheshinsky was transferred from the Black Sea to the Baltic, where he commanded the 19 fleet crew for a year, then retired with the assignment of the rank of rear admiral and the right to wear his uniform and died in 1912.
Author:
Originator:
http://rusplt.ru/wins/kak-chernomortsy-otkryli-schet-torpednym-atakam-20906.html
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. svp67
    svp67 30 January 2016 07: 43
    +5
    That's how FOUR torpedoes courage and perseverance were able to change the picture of naval battle ...
  2. aszzz888
    aszzz888 30 January 2016 08: 06
    +4
    They put in the Turks for the most I do not want. And still joyful!
  3. parusnik
    parusnik 30 January 2016 08: 10
    +3
    Six months before that, the British tried to torpedo the Peruvian Huascar monitor off the coast of Chile, but failed ... but ours succeeded ...
  4. NIKNN
    NIKNN 30 January 2016 13: 06
    +3
    from a distance of 40-30 soot.


    From a distance of 85-65 meters ... this had to be approached ... good
  5. The stranger
    The stranger 30 January 2016 13: 07
    +4
    Torpedoes were gray for a long time. In the battle of Skagerak, out of 109 released, only three hit, and this was a world scandal. Europe was shaking more than from the war itself, newspapers demanded lynching both the government and the military - in those days, technology and price torpedoes were akin to current strategic missiles. It was a matter of recognizing them as a blind clone of evolution and oblivion. But during the Balkan war of 1912, during the only night torpedo attack by Bulgarian destroyers on the Turkish cruiser Hamidiye, one of the four released hit. The cruiser was barely saved, repaired for two years, after which the Turkish fleet did not go to the Black Sea at all. Again there was a flurry of discussions, this time enthusiastic. That battle actually gave life to torpedo weapons.
  6. zczczc
    zczczc 30 January 2016 15: 50
    +1
    “... Having rolled off the side of the ship, the boats went in the indicated direction to the Batumi raid ...


    As a child I read that this ship was on a raid in Poti.
    Boats went at night. And this is 4 hours of transition at least.
    Quote: svp67
    FOUR torpedoes courage and perseverance were able to change the picture of naval battle ...

    100%
    Quote: aszzz888
    They put in the Turks for the most I do not want. And still joyful!

    200%
  7. Mavrikiy
    Mavrikiy 30 January 2016 21: 29
    +2
    The inventor of the torpedo can be considered IF Aleksandrovsky. In 1865, he proposed to the Ministry of the Sea a detailed design of a self-propelled mine.
    Yes, the patent, the implementation of the idea, as always with the nimble. But the author is too categorical in their priority. Yes, we did not have a culture of patenting ideas. Radio pops and other priorities, at best, were just published.

Как черноморцы открыли счет торпедным атакам

Как черноморцы открыли счет торпедным атакам


26 января 1878 года минные катера «Чесма» и «Синоп» впервые в истории потопили вражеский пароход с помощью торпед

Честь разработки первых боевых торпед принадлежит англичанину Роберту Уайтхеду, их даже именовали официально «минами Уайтхеда». Но честь первой успешной торпедной атаки принадлежит морякам-черноморцам, во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов превративших новинку в грозное оружие.


А ведь поначалу минная война не казалась высшим чинам русского флота достойной внимания. Практическая ценность торпед еще не была известна, реального опыта их использования не имел к тому времени ни один флот в мире, а классическая тактика требовала совсем других действий и других кораблей. Но их у России на Черном море не имелось: Парижский трактат 1856 года, завершивший Крымскую войну, запрещал иметь военный флот в тех водах. И хотя в 1871 году трактат аннулировали, за шесть лет Россия физически не успевала воссоздать Черноморский флот. К началу последней Русско-турецкой войны в его составе было лишь две «поповки» — уникальные круглые артиллерийские броненосцы прибрежного плавания, пять пароходофрегатов и корветов и три десятка вспомогательных судов. А Турция имела на Черном море 15 броненосцев, пять винтовых фрегатов, 13 винтовых корветов, восемь мониторов, семь бронированных канонерских лодок и около восьми десятков вспомогательных мелких судов.

Для борьбы с этой угрозой нужны были новые эффективные методы, способные поразить противника в прямом и переносном смысле слова. И молодому лейтенанту Степану Макарову удалось их найти: он сделал ставку на минную войну, предложив использовать быстроходные пароходы — носители минных катеров. Этих малюток можно было быстро спускать на воду (механизм, позволявший делать это за семь минут, тоже был макаровской разработки) и ночью выпускать охотиться на турецкие суда, стоящие на открытых рейдах.

Макаров не просто выдвинул идею минной войны, но и внятно обосновал ее, предложив тщательно разработанный план, однако приняли его далеко не сразу. Лишь в конце 1876 года он получил одобрение, и тогда же неугомонного моряка сделали ответственным за реализацию задуманного. 13 декабря Макарова назначили командиром парохода «Великий князь Константин», спешно переделанного в минный транспорт, а 26 декабря вышел его приказ о зачислении в списки вооружения четырех паровых минных катеров и присвоении им имен. Из этой четверки только один катер — «Чесма» — был новым, построенным именно как минный. Второй — «Синоп» — прежде был промерным (то есть гидрографическим), а еще два — «Наварин» и «Минер» (позднее переименован в «Сухум») — служили разъездными на других судах.

Как черноморцы открыли счет торпедным атакам

Степан Осипович Макаров — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. Фото: wikipedia.org

Доказывая эффективность идеи, командир минного транспорта «Великий князь Константин» с самого начала войны приступил к активным атакам. Поначалу пользовались шестовыми и буксируемыми минами, достигнув, хотя и не сразу, заметных успехов. А в ночь на 16 декабря 1877 года минные катера впервые атаковали противника с помощью «самоходных мин Уайтхеда». Незадолго до этого Макарову с трудом удалось добиться, чтобы в его распоряжение передали четыре торпеды из числа купленных Морским ведомством в 1876 году. Что неудивительно: за покупку у Роберта Уайтхеда «секрета устройства изобретенной им автоматической рыбовидной мины» и партии из ста торпед казна заплатила 9000 фунтов стерлингов — весьма существенные по тем временам деньги!

Эти четыре «золотые рыбки» Макаров и его офицеры использовали с максимальным толком. Согласно донесениям русских моряков, во время первой атаки им удалось повредить стоявший на рейде Батума броненосец «Махмудие» (турки поначалу сообщили, что подобрали прошедшие мимо торпеды на берегу, и только два года спустя признали факт их попадания в корабль). А в ночь на 26 января (по новому стилю) 1878 года черноморцы двумя торпедами потопили турецкий пароход «Интибах», по классификации того времени относившийся к канонерским лодкам.

Предоставим право рассказать об атаке возглавлявшему ее лейтенанту Измаилу Зацаренному, командиру «Чесмы». Вот выдержка из его рапорта: «…Отвалив от борта парохода, катера пошли по указанному направлению на Батумский рейд… Подойдя к сторожевому судну… я дал самый малый ход и с расстояния 40–30 саж. выстрелил миною Уайтхеда, в то же время и лейтенант Щешинский (командир «Синопа». — РП) пустил свою мину. Последовавшие два одновременно взрыва в правый борт, мой по направлению грот-мачты, а Щешинского правее, подняли высокий и широкий черный столб воды в полмачты, послышался страшный треск, и пароход, накренившись на правую сторону, через минуту совершенно скрылся под водою, а затем и мачт не стало видно, и только большой круг обломков указывал место его гибели; дружное "ура" катеров известило неприятельскую эскадру о потоплении его сторожевого парохода… В начале 4 часов катера пристали к борту парохода "Великий Князь Константин". Во время атаки поведение команд обоих катеров было безукоризненно».

Два дня спустя главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Николай Аркас подписал приказ № 31: «Вчера я имел счастье получить телеграмму от его высочества генерал-адмирала следующего содержания: "Государь поручает вам передать его царское спасибо командиру, офицерам и команде парохода "Константин", Макарова жалует своим флигель-адъютантом, Зацаренного — следующим чином (капитан-лейтенанта. — РП), а Щешинского Георгиевским крестом 4-й степени. Поздравьте их от меня с этою новою царскою милостью и скажите им, как я горжусь быть генерал-адмиралом у таких моряков"».

Об их судьбах стоит рассказать отдельно. Степан Макаров стал одним из самых знаменитых российских моряков, чье имя и сегодня носят корабли и морские академии. Он дослужился до звания вице-адмирала, прославился как разработчик теории непотопляемости и пионер применения ледоколов и погиб 13 апреля 1904 года вместе с броненосцем «Петропавловск», подорвавшимся на японской мине.

Измаил Зацаренный, родившийся в 1850 году и окончивший Морское училище в 1870 году, первое плавание совершил под началом Макарова на шхуне «Тунгуз». В 1877-м он закончил Минный офицерский класс и добровольно отправился на Черное море применять новые знания на практике. За неполные два года Зацаренный успел заслужить орден Святого Георгия 4-й степени, орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, а также георгиевское оружие с надписью «За храбрость». В 1880 году капитан-лейтенант Зацаренный принял в Англии новенький миноносец «Батум» и после двухмесячного плавания привел его на Балтику, там же в 1883–1886 годах служил старшим офицером броненосного фрегата «Дмитрий Донской», а после еще год — командиром монитора «Броненосец». Весной 1887 года он заболел и в ноябре умер. В честь прославленного моряка был назван минный крейсер Черноморского флота «Лейтенант Зацаренный», вступивший в строй в 1909 году.

Польский дворянин Оттон Щешинский, родившийся в 1847-м, служил до 1905 года. За первую, декабрьскую атаку на Батумском рейде он был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, за потопление парохода «Интибах» — ордена Святого Георгия 4-й степени. В 1879 году капитан-лейтенант уволился со службы «по домашним обстоятельствам», а семь лет спустя вернулся на море. В 1889 году он принял под командование миноносец «Либава», в 1894-м — минный крейсер «Посадник». В 1902 году Щешинского перевели с Черного моря на Балтику, где он год командовал 19-м флотским экипажем, после чего вышел в отставку с присвоением звания контр-адмирала и правом ношения мундира и скончался в 1912 году.
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/wins/kak-chernomortsy-otkryli-schet-torpednym-atakam-20906.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. svp67 30 января 2016 07:43
    Вот как ЧЕТЫРЕ торпеды мужество и упорство смогли поменять рисунок морского боя...
  2. a.s.zzz888 30 января 2016 08:06
    Вставили туркам по самое не хочу. И до сих пор радостно!
  3. parusnik 30 января 2016 08:10
    За полгода до этого британцы пытались торпедировать перуанский монитор "Уаскар" у берегов Чили, но неудачно...а у наших получилось...
  4. NIKNN 30 января 2016 13:06
    с расстояния 40–30 саж.


    С расстояния 85-65 метров..., это надо приблизиться было... good
  5. Пришелец 30 января 2016 13:07
    Торпеды еще долго были сирыми. В бою у Скагерака, из 109 выпущенных попали только три, и это был мировой скандал. Европу трясло больше чем от самой войны, газеты требовали линчеват и правительства и военных - в те времена, по технологиям и цене торпеды были сродни нынешных стратегических ракет. Дело шло к признанию их слепым клоном эволюции и забытии. Но во время Балканской войны 1912-года, в ходе единственной ночной торпедной атаки болгарских миноносцев на турецкий крейсер Хамидие, одна из четырех выпущенных попала. Крейсера еле спасли, чинили два года, после этого турецкий флот вообще не выходил в Черное море. Опять был шквал обсуждений, на этот раз энтусиазированный. Тот бой и собственно дал жизнь торпедному оружию.
  6. zczczc 30 января 2016 15:50
    «…Отвалив от борта парохода, катера пошли по указанному направлению на Батумский рейд…


    В детстве читал, что этот пароход стоял на рейде в Поти.
    Катера шли ночью. А это 4 часа перехода как минимум.
    Цитата: svp67
    ЧЕТЫРЕ торпеды мужество и упорство смогли поменять рисунок морского боя...

    100%
    Цитата: a.s.zzz888
    Вставили туркам по самое не хочу. И до сих пор радостно!

    200%
  7. Mavrikiy 30 января 2016 21:29
    Изобретателем торпеды можно считать И Ф Александровского. В 1865 году он предложил морскому министерству детальный проект самодвижущейся мины.
    Да, патент, реализация идеи, как всегда у шустрых. Но автор слишком категоричен в их приоритете. Да, у нас не было культуры патентования идей. Попов с радио и другие приоритеты, в лучшем случае просто публиковались.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня