Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Молчание Монино

Молчание Монино


Возможное расширение подмосковного парка «Патриот» за счет передачи ему коллекции центрального музея ВВС в Монино стало одной из главных тем недели: споры о возможной судьбе уникальной коллекции советской авиатехники дошли до уровня Госдумы. «Лента.ру» попыталась оценить возможные варианты исхода.

Очень большой музей



Строительство военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке (расположенной — и географическое положение для нас сегодня важно — на запад от Москвы) началось летом 2014 года. Сообщалось, что в составе парка войдут музеи авиации, сухопутной техники, артиллерии, другие профильные объекты, распределенные по тематическим кластерам родов и видов Вооруженных сил. Кроме того, «Патриот» должен был стать площадкой для различных выставок и форумов, для чего на территории парка возвели конгресс-центр. Строительство обошлось, по информации СМИ более чем в 20 миллиардов рублей.

«Патриот» открылся 16 июня 2015 года, в день начала первого мероприятия — международного военно-технического форума «Армия-2015». Тогда уже было известно, что на новой площадке предполагается совместить все основные музеи военного ведомства. Позднее, 29 июля 2015 года, это подтвердилось официально — о планах объединить музеи рассказал министр обороны России Сергей Шойгу.

Молчание Монино

Экспозиция сухопутной техники в парке «Патриот»
Александр Вильф / РИА Новости


Идея переноса в «Патриот» танкового и артиллерийского музеев нашла как сторонников, так и противников, но во всяком случае не встретила однозначного отторжения: подход к экспозиции наземной техники в расположенном рядом танковом музее в Кубинке, равно как и в музее артиллерии в Санкт-Петербурге явно и давно требовал пересмотра, при этом артиллерия и бронетехника могли безболезненно выдержать транспортировку и размещение на новом месте — вопрос заключался лишь в надлежащем контроле за перемещением.

Главные возражения сводились, по сути, к самой концепции сбора нескольких музеев под одной крышей — особенно в части Питерского музея артиллерии, основанного еще при Петре I и располагающегося на кронверке Петропавловской крепости со времен Александра II, однако эти споры, так или иначе, проходили по разряду рабочих.

Очень нужный музей


Когда летом 2015 года министр обороны говорил о сосредоточении всех музеев, отдельно исключив центральный музей ВМФ, многие задались вопросом о судьбе другого «видового» собрания техники — центрального музея ВВС в Монино. Крупнейшая коллекция отечественной авиатехники 1920-1980-х годов, многие экспонаты которой сохранились в единственном экземпляре, находится на площадке расформированной в 1950-х авиационной дивизии на северо-востоке от Москвы (что также важно для понимания происходящего). Исходно музей был частью военно-воздушной академии, которой в 1968 году присвоили имя Юрия Гагарина. В 2011-12 годах, в ходе реформирования системы военного образования, академия, которую объединили с военно-воздушной инженерной академией имени Жуковского, была переведена в Воронеж, музей остался фактически сам по себе.

Экспозиция Монино пребывала, мягко говоря, не в лучшем состоянии — за исключением части относительно небольших экспонатов, хранившихся под крышей, основная масса самолетов и вертолетов стоит на открытых площадках, многие — уже десятки лет, без нормального технического обслуживания, необходимого и музейным образцам в том числе. Уменьшение финансирования в постсоветский период и «сиротский» статус после вывода объединенной академии ВВС в Воронеж положения явно не улучшили. При этом альтернативы Монино, по сути, не было — собрать вторую точно такую же коллекцию сегодня невозможно просто из-за отсутствия многих машин.

28 января 2016 года на странице музея в Facebook, которая ведется группой волонтеров, появилось сообщение: «Музей под угрозой уничтожения. К сожалению, друзья, это не просто слова. Управление культуры при Министерстве обороны решило полностью перевезти коллекцию в парк "Патриот" в Кубинке. Но совершенно понятно, что уникальные, единственные образцы техники весом более 60 тонн перевезти уже невозможно. К сожалению, имеется опыт крайне поверхностного отношения военных чинов к Истории... С очень большой вероятностью, подкрепленной неофициальными сведениями можно утверждать, что "Патриот" заберет только часть экспозиции. Остальное подлежит утилизации, т.е. уничтожению...»

Молчание Монино

Ту-22М
Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости

29 января на той же странице было опубликовано еще одно сообщение, в котором говорилось о подготовке полного закрытия музея к 1 июля и высказывались опасения за судьбу коллекции, связанные с нетранспортабельностью большей части экспонатов: значительная часть коллекции, в том числе все без исключения большие самолеты, прибыли на площадку музея своим ходом. Взлететь обратно с нее они уже не смогут, и здесь возникает самый интересный вопрос: каким образом будет обеспечена доставка техники в парк «Патриот»?

Сотрудники музея отказались от комментариев в резкой форме, но к этому моменту наличие планов как минимум частичного переноса коллекции уже было подтверждено источниками в Минобороны, а днем 1 февраля с соответствующим заявлением выступил председатель комитета по обороне Госдумы РФ Владимир Комоедов.

В этот же день корреспондент «Ленты.ру» получил разъяснение от источника в российском военном ведомстве. Приведем этот документ полностью.

«Уникальная коллекция летательных аппаратов, представленных в музее ВВС в Монино, должна стать достоянием большого количества людей. Никто не собирается в экстренном порядке перебазировать музей Монино в парк "Патриот". Если это и произойдет, то к демонтажу авиатехники будут подключены специалисты разных областей в том числе и авиапромышленность. Мощности парка "Патриот" позволяют не только комфортно разместить экспонаты монинского музея, но и значительно расширить экспозицию ВВС, а также добавлять экспонаты Воздушно-космических сил в перспективе.

Молчание Монино

Ту-16
Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости

Это невозможно сделать в Монино из за отсутствия площадей. Экспонаты в музее ВВС не вечны. Их необходимо регулярно обслуживать, обрабатывать специальными красками и смазочными материалами, что требует значительных финансовых затрат. В парке "Патриот" каждый самолет или вертолет будет находиться на специально оборудованном постаменте, а не на земле, как в музее Монино. Это позволит обеспечить лучший визуальный обзор экспоната, и каждый желающий сможет наглядно ознакомиться с его историей. Кроме того, в парке "Патриот" для посетителей проводятся различные авиашоу с участием авиационных групп высшего пилотажа, базирующихся в Кубинке. В Монино такой возможности нет.

В парке "Патриот" посетители могут в течение рабочего дня ознакомиться со всеми экспозициями видов и родов Вооруженных сил России, представленными в парке, а не только экспонатами ВВС. Кроме того, каждодневная посещаемость парка Патриот на порядок больше, чем в Монино.

Это связано в том числе с транспортной доступностью парка "Патриот", которая гораздо выше, чем в Монино. К "Патриоту" ходят электрички, автобусы, маршрутные такси, также есть удобные развязки с Минского шоссе. Парк располагает стоянкой на шесть тысяч машиномест, тогда как на парковке музея ВВС не поместится более ста автомобилей. Наконец, "Патриот" располагает удобными точками общепита, зонами отдыха, современными информационными плакатами, чего к сожалению нет в подмосковном Монино».

Позиция военного ведомства понятна, и исполнение предоставленного плана в таком виде не вызывало бы возражений, однако комментарии, полученные корреспондентом «Ленты.ру» у технических специалистов профильных структур, включая ЦАГИ, МАИ, и конструкторские бюро, сводятся к категоричному утверждению: транспортировка значительной части коллекции, в том числе всех без исключения больших самолетов (начиная от Ту-4 и крупнее), по дорогам общего пользования из Монино в Кубинку невозможна. Их разборка без разрушения в силу длительного хранения без надлежащего технического обслуживания также невозможна. «Нет проблемы разобрать самолет, даже если ему 60 лет, если он все это время летал или как минимум находился на хранении с периодическим обслуживанием, — заметил собеседник «Ленты.ру», — но разобрать машину, простоявшую без обслуживания под открытым небом 20-30-40 лет, а то и больше, можно только необратимо ее деформировав, после чего восстановление невозможно».

Молчание Монино

Ту-4
Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Отдельно следует отметить, что наиболее крупные экспонаты, такие как бомбардировщики 3-МД и М-50, вертолет В-12, исходно не предусматривают разборки до степени, позволяющей транспортировку по дорогам общего пользования, а вес конструкции исключает перевозку даже наиболее грузоподъемным вертолетом Ми-26, не говоря уже о риске необратимой деформации и разрушения хрупких машин при перевозке на внешней подвеске. Оценивая коллекцию с точки зрения возможного переноса, специалисты пришли к выводу о нетранспортабельности ряда экспонатов, и если построенная в 1970-х годах реплика первого русского бомбардировщика «Илья Муромец» физически может быть воспроизведена, то остальной список составляют машины, многие из которых больше просто неоткуда взять. Нетранспортабельными признаны: вертолет Ми-12, бомбардировщики Пе-2, Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-22М3, М-50, 3-МД, Т-4 «Сотка», транспортники Ан-8, Ан-12, Ан-22, пассажирские самолеты Ан-10, Ту-114, Ту-144 и некоторые другие машины. Часть названного можно заменить — в России на базах хранения и в эксплуатации еще остаются Ан-12 и Ан-22, нет проблемы найти Ту-22М3, однако список незаменимого куда шире.

Плохой анамнез


К сожалению, сохранение авиационной техники в России было исторически поставлено хуже, чем ее создание — будучи бесспорно одной из двух главных авиационных держав мира, по части сохранения старых самолетов Россия уступает многим и многим странам. Чаще всего в оправдание принято кивать на природные условия, однако, с учетом опыта той же Канады и Великобритании, отнюдь не отличающихся идеальным для хранения техники жарким сухим климатом, становится ясно, что природный фактор здесь вторичен. А массовая утилизация сохранившейся авиатехники довоенных времен и периода Великой Отечественной войны в 1940-50-х годах привела к тому, что утрачены целые пласты отечественной истории.

Так, не осталось ни одного из тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 — а с них начиналась советская стратегическая авиация, ни одного Пе-8, которые пройдя войну еще почти 10 лет эксплуатировались в Заполярье, пока не были сданы на слом, ни одного Ер-2, принадлежащего к числу лучших дальних бомбардировщиков Второй мировой, и этот перечень можно множить и множить.

Равнодушие государственной власти плотно смыкалось с экономическими причинами: ни в СССР, ни в постсоветской России не могло возникнуть массовое частное коллекционирование авиатехники — а именно благодаря ему спасено подавляющее большинство исторических машин на Западе. Там, где доходы западных любителей позволяли сохранять и эксплуатировать летающие машины Второй мировой и строить реплики по подлинным чертежам, возможностей отечественных энтузиастов хватало максимум на сохранение музейных экспонатов в целом виде.

Отчасти ситуация начала меняться в 2000-х годах, когда появились первые отечественные коллекционеры, а затем клубы и частные музеи, занимающиеся реставрацией старой авиатехники и созданием реплик исторических машин, однако пока это движение напоминает огонек свечи под ветром, и его будущее на фоне экономического кризиса вызывает большие опасения.

Молчание Монино

Т-4 «Сотка»
Фото: Сергей Сигачев


В новейшей истории России достаточно примеров абсолютно варварского отношения к собственному авиационному наследию. Это уничтоженный владельцами аэропорта Домодедово самолет Ту-114, который первоначально тоже планировалось «отреставрировать и перенести», это распиленный в Шереметьево с тем же бэкграундом Ил-18, это погибший в закрытом аэропорту Быково Ил-14 и многие другие гражданские и военные машины.

Что делать?


Рецепт прост. Решение о переносе самолетов должно приниматься на основании открытой экспертизы, с определением цены экспонатов, стоимости работ и оформлением страховки. Если (а это вполне вероятно), выяснится, что стоимость такой передислокации зашкаливает за все мыслимые пределы, логичным выглядит решение о сохранении музея в Монино и его развитии, что обойдется в десятки раз меньше уже потраченного на «Патриот». Основные проблемы Монино, связанные с его не слишком хорошей доступностью, отсутствием крыши над открытой экспозицией и небогатым оснащением, решаются куда дешевле, чем потенциальный перенос коллекции в Кубинку и, в отличие от проблемы «где взять второй М-50 и вторую "Сотку"», — решаются в принципе. Наличие же специализированного исторического музея ВВС в Монино никак не помешает развитию безусловно полезного «Патриота» в Кубинке: для команд реставраторов нового парка есть огромное поле работ на отстойниках летных полей десятков аэропортов, баз ВВС, авиации ВМФ, аэродромов ДОСААФ, заводских площадках и т.д., вплоть до еще не извлеченных из болот и рек машин Второй мировой, многие из которых могут быть восстановлены.

Все происходящее в Монино должно быть открыто для общества. В конечном счете речь идет о давно открытой для всех авиационной экспозиции, которая для истории отечественной науки и культуры не менее важна, чем Третьяковская галерея, севастопольские батареи и храм Покрова на Нерли.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2016/02/01/monino/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 73
  1. Михаил Крапивин 4 февраля 2016 16:33
    Ни фига себе, сколько техники! Заправляй - и в бой!
    1. амурец 4 февраля 2016 16:38
      Цитата: Михаил Крапивин
      Ни фига себе, сколько техники! Заправляй - и в бой!

      Музейная техника не воюет,а только в парадах участвует.
      1. Сергей С. 4 февраля 2016 20:41
        Цитата: амурец
        Музейная техника не воюет,а только в парадах участвует.

        Не согласен.
        Без музеев создать из мальчишек бойцов практически невозможно.
        Даже в глубинке мальчишки видя фотки таких экспонатов испытывают сильнейшее воспитательное воздействие...
        Такое же, как награды дедов и рассказы стариков.
        В отличие от домашних рассказов, Музеи объединяют нас в Общество.

        Вот только создать один большой музей - это неправильно.
        Нам в каждом городке нужны Музеи Отечественной техники и Героизма.

        И чтобы эти Музеи располагались в самом центре городов и в самых лучших зданиях.

        Хотя бы так, как в Ленинграде - Центральный Военно-Морской, Музей Артиллерии, Музей Суворова и другие... даже Паровозный музей созданный уже в Санкт-Петербурге расположен рядом с метро Балтийская в пределах старого города у Обводного канала.

        А новые Музеи за пределами города создаются в исторических местах, например, рядом с Невским пятачком поставлены вытащенные из Невы и отреставрированные танки.
      2. Михаил Крапивин 4 февраля 2016 23:19
        Цитата: амурец
        Цитата: Михаил Крапивин
        Ни фига себе, сколько техники! Заправляй - и в бой!

        Музейная техника не воюет,а только в парадах участвует.


        Не соглашусь. Жить захотим - не так раскорячимся. Для того такие музеи и нужны. Американцы тысячи своих старых самолетов в пустынях хранят. Тоже называется музеем под открытым небом, а по факту все эти самолеты можно поставить в строй, для того и хранят, как резерв на войну. Уверен, у нас та же история.
    2. МИХАН 4 февраля 2016 16:42
      Сына мечтаю свозить в такой музей, чтобы руками потрогал...Надеюсь успею!
      1. Haettenschweiler 4 февраля 2016 16:46
        Цитата: МИХАН
        Сына мечтаю свозить в такой музей, чтобы руками потрогал...Надеюсь успею!


        - А в чём проблема? В следующий отпуск берите сына, и не в Турцию с Египтами, а - в Кубинку. Парню явно будет интереснее смотреть на настоящие грозные боевые машины, чем на стада толстух, обтекающих на турецком песочке.
        1. ПравдАРМ 4 февраля 2016 16:50
          Да! Лучше потом в парк "Патриот", когда будет закончено, наверняка будет более впечатляюще!

          Думаю так:
          В Монино
          1. эти экспонаты требуют ухода и охраны = деньги из бюджета!
          2. (ГЛАВНОЕ) посещаемость музея небольшая, (в основном Монинцы) специальные экскурсии не пользуются спросом,
          а Парк "Патриот" делают общедоступным (экскурсионную линию) и повышение количества экспонатов - повышение привлекательности, посещаемости, впечатлительности посетителей! (Школьные экскурсии, напр., да и просто народ, иностранцы) - проще, выгоднее, интереснее в одну точку собрать!

          Так что не надо раздувать из мухи слона! Либерастию!
          1. avt 4 февраля 2016 17:05
            Цитата: ПравдАРМ
            2. (ГЛАВНОЕ) посещаемость музея небольшая, (в основном Монинцы) специальные экскурсии не пользуются спросом,

            Цитата: МИХАН
            Сына мечтаю свозить в такой музей, чтобы руками потрогал...Надеюсь успею!

            В Монино торопитесь , если затеют такой же ,,переезд" как на Ходынке .... request negative Жопа конкретная экспонатам будет ... Конечно площадка для музея в Монино ....ну не очень, да собственно изначально это и не музей - сбор учебных пособий для слушателей академии . Конечно хотелось бы все что там есть , видеть на доступной для массового зрителя площадке . Нл автор статьи прав ставя вопрос - КАК это сделать без потерь реально бесценных образцов техники то ??? request
            avt
            1. LiSSyara 4 февраля 2016 17:25
              Вообще то это самый крупный музей ВВС в Европе.
              И спасибо акула, что нас "козлами" обозвали.
              Я окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. И горжусь этим. Хоть и офицер наведения дальнего авиационного ракетного комплекса перехвата МиГ-31.
              1. avt 4 февраля 2016 18:30
                Цитата: LiSSyara
                И спасибо акула, что нас "козлами" обозвали.

                Фольклёра не понял .Но место под Москвой знаковое ,там кстати во время войны друг Васи Сталина обучался - Никичихин , аккурат до этого он был инспектором ВВС , а после обучения на бомбардировочный корпус его назначили и участвовал в штурме Берлина . Я помню этот музей еще со студенческих советских лет - мы туда экскурсию пробили и ,,сотки" на открытой площадки ещё не было ,но Ми -12...... fellow лично меня потряс даже больше чем аэропланы . Опять же там втихаря ШКАС на турели вертел как первоклассник laughing так понравился, что искал как крепится на турели то . laughing
                avt
          2. Altona 4 февраля 2016 17:06
            Цитата: ПравдАРМ
            Так что не надо раздувать из мухи слона! Либерастию!

            ------------------
            Читал я кстати об этой проблеме еще в начале недели...Люди сомневаются, что перевозка экспонатов будет осуществлена корректно. Сейчас можно что угодно обещать, а потом перевезти часть экспозиции, а "невпихуемое" уничтожат. Такое уже было на ВДНХ, тупо уничтожили Ту-104 и всё...
            1. ФАНТОМ-АС 4 февраля 2016 17:32
              Цитата: LiSSyara
              Вообще то это самый крупный музей ВВС в Европе.

              Цитата: Altona
              Читал я кстати об этой проблеме еще в начале недели

              Этой проблеме уже не один год, авиаторы уже рассказывали.
              Проблема там одна- коммерческий интерес.

              По сообщению АНО "Фонд содействия Музею ВВС в Монино", работающего с лета 2005 года, Минобороны издало приказ об уничтожении уникального музея советской и российской авиации в Монино его закрытием и передачей части его экспонатов в милитари-парк "Патриот" в Кубинке:

              "1. Заявлено было о закрытии Музея к 1-му июля с.г. Полном закрытии как юридического субъекта и учреждения. Т.е. надежд на то, что часть коллекции перевезут, часть оставят, и Музей будет работать – нет. НЕТ теперь такого варианта. Из этого следует:..
              2. Парк "Патриот" забирает себе наиболее легко транспортируемую часть экспозиции сразу, заявляя, что заберёт всё. Но:...
              3. Забрать и перевезти по земле такие экспонаты как: Ту-114, 3МД, Ту-95, В-12, Ми-6, особенно Ту-144, Т-4 и М-50 - НЕВОЗМОЖНО. Они элементарно не влезают в габариты дорог, мостов и развязок даже в расстыкованном состоянии. Но пообещать их перевозку можно, чтобы успокоить несведующих.
              4. Это значит, что уникальные крупнотоннажные, ПОСЛЕДНИЕ из оставшихся бортов останутся на территории закрытого, уже бывшего Музея, на НЕОХРАНЯЕМОЙ. Ради них Музей заново не откроют, бюджет не предоставят, он и в бытность был нищенский. Значит вариант только один, один и тот же, что мы с вами уже видели – УТИЛИЗАЦИЯ.

              Источник:http://delyagin.ru/news/92059-minoborony-rf-unichtozhaet-aviatc
              ionnuyu-tretjiakovku-unikalnyj-aviamuzej-v-monino.html
              1. LiSSyara 4 февраля 2016 17:41
                А вот это, про утилизацию, пипесек тачка!
                1. ФАНТОМ-АС 4 февраля 2016 17:49
                  Цитата: LiSSyara
                  А вот это, про утилизацию, пипесек тачка!


                  Вот ссылка по сбору подписей в защиту музея Монино!
                  https://vk.com/aviarestorermonino
                  1. Tusv 4 февраля 2016 18:28
                    Цитата: ФАНТОМ-АС
                    Вот ссылка по сбору подписей в защиту музея Монино!
                    https://vk.com/aviarestorermonino

                    Кто знал о Монино, как о музее ВВС России - единицы населения РФ , а Госдумовцы ваще не знали. Где была пиар акция в защиту музея авиации? Что сделали для того, чтобы туда ехали?
                    Не ну конечно Мустанг против ЛА 7 это распиаренный пепелац. Знать нужно нашу историю, чтить и лееять. На чем валили фашистов. Кожедуб на Ла 3,5,7. Покрышкин на И-16 и Аэрокобре, Клубов на Яках. Спасти и сохранить геройские машины нужно
              2. Altona 4 февраля 2016 18:44
                Цитата: ФАНТОМ-АС
                Этой проблеме уже не один год, авиаторы уже рассказывали.
                Проблема там одна- коммерческий интерес.

                --------------
                Я на сайте Делягина и читал кстати. Он постоянно эту ссылку твиттует...
                1. ФАНТОМ-АС 4 февраля 2016 18:51
                  Цитата: Altona
                  Я на сайте Делягина и читал кстати. Он постоянно эту ссылку твиттует...

                  Вот ещё
                  http://kot-or-osl.livejournal.com/1042396.html

                  http://www.aviaport.ru/conferences/42939/

                  https://www.change.org/p/правителтство-правительство-
                2. Комментарий был удален.
              3. Туркестанец 4 февраля 2016 21:45
                Забрать и перевезти по земле такие экспонаты как: Ту-114, 3МД, Ту-95, В-12, Ми-6, особенно Ту-144, Т-4 и М-50 - НЕВОЗМОЖНО/

                Ми-26 с этой задачей справится
                1. Severok 4 февраля 2016 23:05
                  Не справится. Грузоподъемности не хватит.
                2. Хулио Хуренито 4 февраля 2016 23:47
                  Вот бы когда дирижабль пригодился бы...
                  1. Scraptor 5 февраля 2016 07:59
                    это оружие агрессии... wink

                    можно попробовать на ложементе на воздушных подушках только зачем вообще трогать?
            2. Inok10 4 февраля 2016 18:24
              Цитата: Altona
              Цитата: ПравдАРМ
              Так что не надо раздувать из мухи слона! Либерастию!

              ------------------
              Читал я кстати об этой проблеме еще в начале недели...Люди сомневаются, что перевозка экспонатов будет осуществлена корректно. Сейчас можно что угодно обещать, а потом перевезти часть экспозиции, а "невпихуемое" уничтожат. Такое уже было на ВДНХ, тупо уничтожили Ту-104 и всё...

              ... здравая мысль в переезде есть и давайте спокойно разберемся .. что такое парк "Патриот" ... и конкретно центр авиапоказа в Кубинке .. начнем немного с истории ... это место базирования истребительного полка который прикрывал Москву и полка транспортников до 1991 года .. это Новый городок и Старый городок, между ними ВПП ... в Старом городке 121 авиаремонтный завод ... то есть обслуживание однозначно лучше будет чем в Монино .. места физически там хоть отбавляй .. если стоять лицом к полосе, зайдя с центрального КПП .. по левую руку лес, по правую дорога Кубинка-Санаторий Герцина, так вот лес по правую руку, это бывшие склады ГСМ и вооружения и там можно разместить 3 Монино ... резон есть на самом деле ... у меня там все детство до 1986, минимум один летний месяц, каждый год .. застал лучшие времена Нового городка .. hi
              1. Severok 4 февраля 2016 23:09
                Мысль есть, толку нет. Перевезите-ка машины Мясищева! Не сумеете. Массогабаритные показатели не дадут. Титановая "сотка". Она весит больше 100 т., как вы её перевезёте? Каким маршрутом и чем? Не сможете. В-12 - не разбираем в принципе. Габарит фюзеляжа не впишется в размеры трассы (или вы предложите разбирать надземные переходы и эстакады?)

                Выход один - делать музей Авиации России в Монино. Дешевле и борты останутся целыми.
          3. Romit 4 февраля 2016 17:16
            Представь себе стоимость: демонтаж,транспортировка,новые площадки под технику, сборка. Это большие деньги, и деньги эти пойдут из бюджета.Так лучше эти деньги направить в тоже Монино.
          4. Tusv 4 февраля 2016 17:25
            Цитата: ПравдАРМ
            1. эти экспонаты требуют ухода и охраны = деньги из бюджета!
            2. (ГЛАВНОЕ) посещаемость музея небольшая, (в основном Монинцы)

            Не понимаю, почему тебе влупили два минуса. Хоть и с американским флагом, но думаешь по русски
        2. МИХАН 4 февраля 2016 17:16
          Цитата: Haettenschweiler
          Цитата: МИХАН
          Сына мечтаю свозить в такой музей, чтобы руками потрогал...Надеюсь успею!


          - А в чём проблема? В следующий отпуск берите сына, и не в Турцию с Египтами, а - в Кубинку. Парню явно будет интереснее смотреть на настоящие грозные боевые машины, чем на стада толстух, обтекающих на турецком песочке.

          Проблема , как у многих в России! Живем от з\п, до з\п...(во времена СССР меня родители возили , по всей стране, тогда была возможность , транспорт дешевый) Вы меня , прям ножом по сердцу опять (в турцию , говорите и в египет не ездите..)))) хе хе..Не буду ( я там не был ни разу )))
          Может как мои деды и прадеды(или сыновья мои) , попутешествую как принято у нас в ИСТОРИИ! hi
          1. Haettenschweiler 4 февраля 2016 17:26
            Цитата: МИХАН
            Проблема , как у многих в России! Живем от з\п, до з\п...(во времена СССР меня родители возили , по всей стране, тогда была возможность , транспорт дешевый) Вы меня , прям ножом по сердцу опять (в турцию , говорите и в египет не ездите..)))) хе хе..Не буду ( я там не был ни разу )))
            Может как мои деды и прадеды(или сыновья мои) , попутешествую как принято у нас в ИСТОРИИ!


            - Я Вам дам ссылку на историю одного хорошего человека, и Вы, думаю, тоже увидите, что можно прекрасно отдохнуть, попутешествовать и без особенных тонн денег в кармане. В России есть, куда податься - надо только немножко подумать и проложить маршрут, а не бежать за "горящими путёвками". Это я не про Вас, не подумайте... просто раздражают толпы "аябылвегиптеэтимлетом!"

            http://www.uazbuka.ru/competition/photo2011/history/BalladOfUAZ469.html
            1. МИХАН 4 февраля 2016 17:55
              Цитата: Haettenschweiler
              Цитата: МИХАН
              Проблема , как у многих в России! Живем от з\п, до з\п...(во времена СССР меня родители возили , по всей стране, тогда была возможность , транспорт дешевый) Вы меня , прям ножом по сердцу опять (в турцию , говорите и в египет не ездите..)))) хе хе..Не буду ( я там не был ни разу )))
              Может как мои деды и прадеды(или сыновья мои) , попутешествую как принято у нас в ИСТОРИИ!


              - Я Вам дам ссылку на историю одного хорошего человека, и Вы, думаю, тоже увидите, что можно прекрасно отдохнуть, попутешествовать и без особенных тонн денег в кармане. В России есть, куда податься - надо только немножко подумать и проложить маршрут, а не бежать за "горящими путёвками". Это я не про Вас, не подумайте... просто раздражают толпы "аябылвегиптеэтимлетом!"

              http://www.uazbuka.ru/competition/photo2011/history/BalladOfUAZ469.html

              Спасибо, за Добрый коммент! Я про это и думаю..Прорвемся с сыном !Он у меня с понятиями...Я постараюсь, обещаю! hi
        3. ФАНТОМ-АС 4 февраля 2016 17:16
          Монино замечательный музей! Так сказать намоленное авиаторами место, но после "реформировния" МО на земли "Монино" поимели виды комерсы и суть дела,скорее всего, именно в этом.
          Не понимаю почему в Патриоте нельзя собрать аналогичную экспозицию? Ведь в Патриот вкачаны огромные деньжищи (опять распил?).
          Ко всему прочему, есть фанаты авиации, есть брони, есть артиллерии, а просмотреть за один день это просто невозможно.
          Я посещал по-несколько раз и Монино, и Кубинку ,и Питерский музей, глубоно убеждён , что эти исторически сложившиеся музеи НЕБХОДИМО СОХРАНИТЬ!
          ЭТО НАША ИСТОРИЯ! soldier
          1. cosmos132 4 февраля 2016 20:54
            Согласен. Лучше деньги потратить на реконструкцию того, что есть.
        4. Комментарий был удален.
        5. Хулио Хуренито 4 февраля 2016 23:52
          Год назад побывал и в Кубинке, в танковом, и в Монино.
          Небо и земля.
          В Кубинке - а было это ещё до открытия Патриота -всё вылизано,вычищено, техника в ангарах, надраенная, инфраструктура -сортир, кафе, сувенирные ларьки, курилка - всё на месте, всё работает.
          В Монино - мерзость запустения. Касса работает, один ангар открыт - и всё... Остальное под открытым небом, местами раздербаненное, местами облезлое, местами корродировавшее.
          Чувствуется отсутствие хозяйской руки. Если даже и не перевозить - всё равно, нужно что-то радикально с ним делать, иначе при таком уходе лет через 10 само развалится.
      2. Комментарий был удален.
      3. An64 4 февраля 2016 16:57
        чтобы руками потрогал...

        Если "потрогать руками", то лучше музея Задорожного не встречал.
        А так, музеев техники предостаточно. Так, что "успеть" - это не проблема.
    3. Haettenschweiler 4 февраля 2016 16:42
      Отчасти ситуация начала меняться в 2000-х годах, когда появились первые отечественные коллекционеры, а затем клубы и частные музеи, занимающиеся реставрацией старой авиатехники и созданием реплик исторических машин, однако пока это движение напоминает огонек свечи под ветром, и его будущее на фоне экономического кризиса вызывает большие опасения.


      - Ну это же не ЧМ-2018, в конце-концов, кто будет выделять бюджетные деньги на такую ф...гню, как сохранение культурного наследия, сохранение памяти о техническом прогрессе военной техники, о том, в конце-концов, на чём летали наши дедушки-бабушки-прадедушки-прабабушки? И это не Чубайс, никто не даст этим парням тонны миллионов просто так, чтобы они привели в надлежащий вид какую-то древнюю ерунду. Хотя - по своему опыту автомобилиста сужу - при наличии желания, времени и некоторой толики любви к своему делу восстановить можно любую технику, УАЗ'ы 80-х годов, например, беспрерывно бегающие по нашим тундрам и болотам до сих пор в строю - уже давно "переколхоженные", конечно, переваренные на сто раз, с новыми полами-порогами-бортами, но всё же... этим старым машинам не нужно подниматься в воздух - их не нужно приводить в совершенство. Всё, что нужно, так это привести их в нормальное (не аварийное) состояние. Найдутся ли на это небольшие (по меркам иных грандиозных (и бессмысленных совершенно) прожектов) деньги у государства чубайсов-силуановых-грефов?
      1. rehev931 4 февраля 2016 17:25
        согласен!!! никогда не поверю, что нельзя перевезти крупняки! их ведь не надо потом до летного состояния доводить! я не утверждаю, что геометрической целостности будет достаточно, но... в 21 веке все-таки живем... нужно только желание и финансирование!!! неужели построив такие шедевры не сможем частично разобрать , а потом собрать!!!
      2. rehev931 4 февраля 2016 17:25
        согласен!!! никогда не поверю, что нельзя перевезти крупняки! их ведь не надо потом до летного состояния доводить! я не утверждаю, что геометрической целостности будет достаточно, но... в 21 веке все-таки живем... нужно только желание и финансирование!!! неужели построив такие шедевры не сможем частично разобрать , а потом собрать!!!
    4. LiSSyara 4 февраля 2016 17:16
      Не до приколов!
      Мужики, кто Гагаринку оканчивал, отстоим музей!
      Половину машин при перевозе в Патриот на металл стырят!
      ВВС! Святыня!
  2. Lance 4 февраля 2016 16:41
    наиболее крупные экспонаты, такие как бомбардировщики 3-МД и М-50, вертолет В-12, исходно не предусматривают разборки до степени, позволяющей транспортировку по дорогам общего пользования, а вес конструкции исключает перевозку даже наиболее грузоподъемным вертолетом Ми-26

    Вот тут поневоле вспоминаешь про грузовые дирижабли.. good

    1. Scraptor 5 февраля 2016 12:12
      дирижаблиэтооружиеагрессии... патамушта с ними без зимников была бы легко освоена Сибирь

      как только СССР получил доступ к большим обьемам гелия в начале 70х так их вывели из состава ВС США, чтобы русскому человеку незавидно было

      ему ведь ВПП не нужна, лети себе куда хочешь
      http://enhancedwiki.altervista.org/en.php?title=LZ_127_Graf_Zeppelin
  3. Прадед Зевса 4 февраля 2016 16:41
    А может быть просто оставить технику там где она находится,а для нового музея брать из армейских складов и хранилищ,да восстановленную технику с полей боя туда добовлять?
    1. Haettenschweiler 4 февраля 2016 16:44
      Цитата: Прадед Зевса
      А может быть просто оставить технику там где она находится,а для нового музея брать из армейских складов и хранилищ,да восстановленную технику с полей боя туда добовлять?


      - Нет в хранилищах иных экспонатов, вроде того же Ту-4. Просто нет. Авиацию консервировать вообще непросто. Поэтому я вполне верю в то, что ту же Т-34-85, стоящую на постаменте, можно расконсервировать и заправить - и она поедет! - а вот в то, что можно заправить и полететь на МиГ-9 - нет.
  4. Tusv 4 февраля 2016 16:41
    объединить Кубинку и Монино? Ню, ню. А гостиницы вы построили? День на Монино и день на Кубинку
  5. lysyj bob 4 февраля 2016 16:42
    Неумная затея. Лучше бы в существующие музеи денег вложили.
    1. Tusv 4 февраля 2016 17:08
      Цитата: lysyj bob
      Неумная затея. Лучше бы в существующие музеи денег вложили.

      Почему не умная? Вокруг круглогодичного гипермаркета оружия разместить все музеи СССР. Очень даже умно. И распил и спасение уникальных уже экспонатов. Ну не отсыпишь копеечку чинуше, сгниет же вся наша история как в Тушене
    2. ФАНТОМ-АС 4 февраля 2016 17:19
      Цитата: lysyj bob
      Неумная затея. Лучше бы в существующие музеи денег вложили.

      Если вкладывать , что им пилить останется?
  6. Michael67 4 февраля 2016 16:43
    Это должна быть государственная программа. Без финансовых вливаний из бюджета ничего не сохранится. Или сохранится не на долго. Эта тем как раз к тому, о чём говорил Владимир Владимирович - тема развития патриотизма. Кроме самой техники должны быть организованы экскурсии с рассказами о героях, воевавших на этой технике. Сам музей и экспозиция должны находиться под государственной эгидой.
  7. 16112014nk 4 февраля 2016 16:46
    На ВДНХ варварски уничтожили Ту-154. Теперь там пустое место. Могли бы поставить там Буран. Так не же, задвинули его куда-то в переулок. Вот бы проверить на патриотизм на полиграфе руководятлов из ВДНХ. Да только правозащитники с оппозицией и пятой колонной вой поднимут.
    1. sgazeev 4 февраля 2016 17:13
      Цитата: 16112014nk
      На ВДНХ варварски уничтожили Ту-154. Теперь там пустое место. Могли бы поставить там Буран. Так не же, задвинули его куда-то в переулок. Вот бы проверить на патриотизм на полиграфе руководятлов из ВДНХ. Да только правозащитники с оппозицией и пятой колонной вой поднимут.

      Мыслили организовать музей авиации на Центральном аэродроме,да куда там,бабло победило,застроили весь аэродром,а технику раздербанили.Вот такие дела.Лучше собрать в одном месте.В Монино места мало,надо думать о будущих экспонатах.Перевезти не проблема,перевозят же турбины более 60 тонн,вопрос в логистике и проблема в мостах и эстакадах."Буран" перевезли же из парка Горького в ВДНХ.
  8. Romit 4 февраля 2016 16:47
    Вместо того что-бы просто привести в порядок музей, готовится грандиозный распил после которого большинство образцов техники просто исчезнет.Как я понимаю интерес представляет земля , а о национальном наследии мало кто беспокоится.
    1. sgazeev 4 февраля 2016 17:17
      Цитата: Romit
      Вместо того что-бы просто привести в порядок музей, готовится грандиозный распил после которого большинство образцов техники просто исчезнет.Как я понимаю интерес представляет земля , а о национальном наследии мало кто беспокоится.

      Вы были в Монино?Когда была Академия ВВС ещё можно было развиваться,а сейчас всё затухает.Особняки там не построишь.
  9. vadimtt 4 февраля 2016 16:49
    Музей шикарный, ходил туда еще ребенком (начало 80-х), до сих пор впечатления остались. Боюсь, что при переносе все-же многое втихую порежут. Так что всеми руками за сохранение статуса кво + реставрация музея и экспонатов + значительное улучшение транспортной инфраструктуры - 21 век уже на дворе как никак.
  10. Mavrikiy 4 февраля 2016 16:49
    Да, пусти козла в огород.
  11. su163 4 февраля 2016 16:57
    Цитата: амурец
    Цитата: Михаил Крапивин
    Ни фига себе, сколько техники! Заправляй - и в бой!

    Музейная техника не воюет,а только в парадах участвует.

    Она воюет в веках и памяти людской
  12. Alexey RA 4 февраля 2016 17:05
    В качестве примера можно вспомнить недавний переезд ЦВММ в Питере.
    Объёмных и тяжёлых экспонатов в этом музее крайне мало. Переезжал он практически в зоне прямой видимости - со Стрелки В.О. на другой берег Невы, в Новую Голландию.

    В процессе переезда:
    Разбита копия носовой фигуры клипера "Витязь" авторства того самого Клодта (страховая стоимость - 1 млн. вечнозелёных).
    Уронен с высоты 5 м истребитель Сафонова: поломаны элементы креплений стоек шасси, плоскости крыльев в местах крепления к центроплану фюзеляжа почти сложились "домиком". Имеют место сильные деформации нижней части фюзеляжа с повреждением силового набора, носовой части с мотором и других элементов самолета. Поврежден пол зала в районе падения.
    Повреждён прицел 45-мм пушки времен Великой Отечественной войны.
    И это только то, что было обнаружено сразу и по поводу чего был поднят шум.

    После переезда: директор музея получил 9 лет, директор компании-перевозчика - 3 года.
    1. свой1970 4 февраля 2016 20:18
      а говорят - не сажают
  13. Романенко 4 февраля 2016 17:06
    Невозможно Монинский музей перенести в парк "Патриот" да и не нужно, Монино, это же не просто так себе место, где стоят самолеты разных времен и размеров, и не просто музей, это история Русской авиации и конечно, для чинуш заманчивый кусок земли под строительство очередного жилмассива. Хватит, в Люберцах уничтожили Лётное поле - историческое место для авиации, теперь к Монино подбираются. Почему еще никому в голову не пришло строить что-нибудь на Манеже или Красной площади?
    1. Комментарий был удален.
  14. тим195861 4 февраля 2016 17:10
    Более-менее приемлемое решение лежит, скорее всего, где-то на стыке мнений. Например,уникальные экспонаты, возраст и состояние которых исключает вариант их перевозки, можно было бы оставить в Монино. То есть, там была бы представлена одна часть истории отечественной авиации. А всё, что поддается перебазировке - было бы представлено в Кубинке. Равно как и экспонаты, вновь поступающие в музей. Без затрат в любом случае не обойтись. Но того, что грабанули подопечные известного фигуранта из МО, хватило бы с лихвой на основные затраты. К сожалению, вся эта история попахивает шкурным интересом. Монинские земли, занятые стоянками, очень может быть, привлекли внимание нуворишей, не успевших ранее обзавестись виллами.
    1. michell 4 февраля 2016 18:29
      Цитата: тим195861
      А всё, что поддается перебазировке - было бы представлено в Кубинке.


      Не соглашусь с Вами категорически. Выше Alexey RA писал:

      Уронен с высоты 5 м истребитель Сафонова: поломаны элементы креплений стоек шасси, плоскости крыльев в местах крепления к центроплану фюзеляжа почти сложились "домиком". Имеют место сильные деформации нижней части фюзеляжа с повреждением силового набора, носовой части с мотором и других элементов самолета.


      А если при перевозке так же точно ЛА-7 Кожедуба навернут? Или "Сопвич"? Таких самолетов просто НЕТУ больше - Кожедуб ведь именно на этом самолете 13 фашистов сбил, не на каком-то другом. И "Сопвичей" - трипланов построено было, по-моему, меньше сотни всего лишь.
      Есть желание сформировать экспозицию в "Патриоте" - формируйте так, как это Монинские сотрудники делали, к примеру, восстановив до летного состояния СБ, найденный в тайге строителями БАМа. Но Монинский музей должен остаться на месте, получив статус и финансирование как национальное достояние.
    2. Комментарий был удален.
  15. Ныробский 4 февраля 2016 17:11
    Так сложилосЬ, что один переезд равен двум потопам и действительно есть угроза утратить часть экспонатов. Вопрос в разнице стоимости переноса на новое место или возведения постаментов с ангарами в Монино, наверняка будет не в пользу переноса, но скорее всего - эта разница и представляет интерес для инициативной группы. Да и кадастровая стоимость высвободившейся земли не на последнем месте.
  16. Citromon 4 февраля 2016 17:14
    Монино-отличный музей. Служил срочку там (ВЧ 77117), окна казармы на музей выходили.
  17. glasha3032 4 февраля 2016 17:14
    Возможно .надо изменить концепцию музеев-в Монино оставить всё ,как есть - историческое - (конечно дать денег на реставрацию и благоустройство ), а в Кубинке сделать музей современной авиатехники ( ведь там сейчас тоже экспонируется современная сухопутная техника .
  18. Redactor 4 февраля 2016 17:24
    да в Монино может все испортится... да и добираться до Монина труднее чем до патриота...
  19. triglav 4 февраля 2016 17:43
    Единый музей - идея хорошая. И нужная. При надлежащем уходе все экспонаты еще 100 лет простоят. Насчёт Монино. Надо всё рассчитать. если возможно самолёт частично разобрать (не сломать), то перемещать надо частями. Аккуратно. Экспозицию в Питере надо оставить по минимуму. Это уникальный музей.
    1. Scraptor 5 февраля 2016 08:05
      А единый музей за один день обойдешь? Может еще туда ПЛ приташить, и башню ГК от 30й батареи? Или наоборот?
  20. doework 4 февраля 2016 18:18
    Черт побери, почему у америкосов находится и время, и деньги, и место для музея авиационной и ракетной техники, и их экспонаты выглядят как новые ?
    Потому что русскому чиновнику все пох..., накласть он хотел на историю, и на технику, и на труд рабочих и инженеров. Ему надо отрапортовать о снижении затрат.. Мы уже "распилили" и Бураны, и ШПУ, и ракеты, и лодки,...
    Ломать - не строить!
    Не перевозить надо, а создавать в Монино: есть и площадка, и экспонаты! Дело за инфраструктурой!
    И будет шикарный туристический объект, надо только голову и руки приложить!
    А экономить надо не на музеях, а на "слугах народа".
    1. Scraptor 5 февраля 2016 08:06
      Чего, автобусы туда наверное ходят а павильоны бывают быстровозводимые и с прозрачной крышей.
  21. doework 4 февраля 2016 18:23
    Цитата: ПравдАРМ
    Так что не надо раздувать из мухи слона! Либерастию!


    Какой переезд? Вы смеетесь? Чем перевозить, МИ-26, г/п 20 тонн? По частям, в разборе?
    Смешно! Этот переезд, однозначно, убъет, самые крупные экспонаты.
  22. br21 4 февраля 2016 18:26
    Цитата: Redactor
    да и добираться до Монина труднее чем до патриота...


    Чуть больше часа от Москвы электричкой и минут 15 ходьбы.
    Есть маршрутки (м.Щелковская, кажется м.Перово)

    Трудностей не вижу.
  23. br21 4 февраля 2016 18:39
    Цитата: doework
    Цитата: ПравдАРМ
    Так что не надо раздувать из мухи слона! Либерастию!


    Какой переезд? Вы смеетесь? Чем перевозить, МИ-26, г/п 20 тонн? По частям, в разборе?
    Смешно! Этот переезд, однозначно, убъет, самые крупные экспонаты.


    Присоединяюсь к Вашему мнению!
    3МД, даже выпотрошенный тонн под 70 думаю весит. Как разбирать ему фюзеляж, не представляю. Крепеж, думаю, весь проржавел и культурно разобрать фюзеляж не выйдет. Ту-95 еще тяжелее. Как разобрать и перевезти Ан-22 и после этого его собрать в том же виде - тоже не знаю. А там такого крупногабаритного и тяжелого - очень много.

    Помнится ВВА-14 уже перебазировали, обломки до сих пор валяются за экспонатами (просто в качестве примера неудавшегося мероприятия). По мне - создавать мегакрышу над всеми экспонатами + отгородить под музей место в сторону старой взлетки. Место еще есть (если конечно не скупили все под дачи)
    1. Alexey RA 4 февраля 2016 18:43
      Цитата: br21
      Как разобрать и перевезти Ан-22 и после этого его собрать в том же виде - тоже не знаю.

      C Ан-22 как раз проще всего - вместо перевозки старого экспоната можно пригнать на новую площадку один из живых бортов из Мигалово.
  24. стас57 4 февраля 2016 18:39
    я боюсь тут патовая ситуация.
    Переезд убьет, а такое безразличие и безденежье так же убьет.
    и не известно что быстрее
  25. br21 4 февраля 2016 18:48
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: br21
    Как разобрать и перевезти Ан-22 и после этого его собрать в том же виде - тоже не знаю.

    C Ан-22 как раз проще всего - вместо перевозки старого экспоната можно пригнать на новую площадку один из живых бортов из Мигалово.


    Ну так пусть пригонят. И Ту-95 найти можно. Путь пригонят и отстанут от Монино.
    3МД - уже все покромсали. М-50 - единственный, как и Т-4. Их в металлолом? А перевезти их не выйдет.

    Я года полтора был волонтером в этом музее. Имею некоторое представление о состоянии экспонатов.
  26. salamandra2826 4 февраля 2016 20:22
    Если расчитывают на перспективный рост экспонатов , то как в будущем в Патриот будут транспортироваться широкофюзеляжные экспонаты ВТА например ? Может лучше сделать филиал Патриот ВВС например , но тогда он должен располагаться где есть действующая ВПП и с годами коллекция будет регулярно расширяться , а не будет туалет типа ходынки ..
  27. varangian 4 февраля 2016 22:03
    далеко Монино, нерентабелен музей к сожалению...так или иначе рано или поздно он закроется, поэтому идея с переносом вполне себе имеет место быть.
    1. aba 4 февраля 2016 23:41
      Так переносят не на Красную площадь. wink
      aba
  28. Stoler 4 февраля 2016 22:10
    Это мы тут думаем о судьбе Музея. what А кто-то о ГЕКТАРАХ!!! laughing
  29. aba 4 февраля 2016 22:24
    Какие экспонаты в Монино! Жаль, что помещении лишь незначительная часть
    aba
  30. aba 4 февраля 2016 22:29
    Основная экспозиция под небом
    Часто в ужасном виде, как например творение Бартини
    aba
  31. Straga 4 февраля 2016 22:49
    А вот я со своим съездил. Фотосессию устроили.
  32. Straga 4 февраля 2016 22:50
    И еще, с вашего позволения
  33. aba 4 февраля 2016 23:40
    Цитата: Straga
    А вот я со своим съездил. Фотосессию устроили.

    Да там каждый экспонат можно бесконечно щелкать - столько техники за которую гордость берет!
    aba
  34. ayuric 5 февраля 2016 06:45
    Ну вот, как всегда сначала делаем, потом думаем, Кубинку изначально нужно было в Монино делать, проблем бы не было, подстроили бы инфраструктуру, бронетехнику то проще транспортировать. А питерский музей не трогайте-а расширьте его территорию дайте денег на завершение ремонта, и всё в порядке будет.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня