Мягкая посадка в Океане Бурь

Мягкая посадка в Океане Бурь


3 февраля 1966 года впервые в истории мировой космонавтики советская автоматическая станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Луну. Этому достижению предшествовали почти 10 лет тяжелой работы, открытий, неудач, разочарований, находок и побед. Вот как это было.

Кто-то скажет, что «Луна-9» — это лишь один шаг в истории освоения космического пространства, и будет прав. Но таков путь познания: step by step, идти от одного достижения к другому. И каждый шаг на этом пути — огромная победа. И за каждым стоит огромный труд, а зачастую и подвиг.


Советская лунная программа родилась осенью 1957 года. Мир только узнал русское слово «спутник», и коллектив Сергея Королева — тогда еще даже не академика, а главного конструктора ОКБ-1 — искал новые пути в космос. Околоземную орбиту наши аппараты покорили, встал вопрос о следующих шагах. Было выделено два направления. Первое, это дальнейшее развитие программы автоматических станций и как новый рубеж — освоение ближайшего космического объекта Луны. Второе направление было связано с пилотируемой космонавтикой, но эта программа еще только готовилась. Официально она начнется в январе 1959 года.

Первая цель лунной программы была сформулирована скромно: «попасть в Луну». То есть создать аппарат, способный добраться до ее поверхности. Одновременно решались политические задачи — куда же в те годы без них.

Для доказательства приоритета социалистического образа жизни нужно было сделать так, чтобы никто в мире не мог усомниться, что советская станция действительно побывала на Луне. Варианты предлагались разные, от окрашивания поверхности в яркий цвет до взрыва ядерной бомбы. В итоге был принят проект академика Владимира Котельникова, основанный на радиосигналах с поверхности Луны и фотографировании обратной стороны объекта, с Земли недоступной. Котельников же предложил примерный вариант спускаемого аппарата, который в перспективе сможет передвигаться по лунной поверхности.

Мягкая посадка в Океане Бурь


Но это в будущем, а пока нужно было построить ракету, способную развить вторую космическую скорость (чтобы уйти с околоземной орбиты) и доставить объект по назначению, а также создать автоматическую лунную станцию.

На решение этих задач ушло несколько лет. Первый более или менее удачный запуск состоялся 2 января 1959 года. Правда, отправленная с Байконура станция в Луну не попала: промахнулись на 6000 километров. Но, главное, она ушла с земной орбиты, не потеряв при этом связь, и таким образом, став первым искусственным спутником Солнца. Об этом полете было официально объявлено как о выдающемся успехе (о предшествующих пяти неудачных запусках предпочитали молчать), а аппарат получил официальное название «Луна-1».

14 сентября того же года спускаемый аппарат наконец достиг поверхности Луны в районе моря Дождей. Самостоятельной двигательной установки он не имел и грохнулся о поверхность, но некоторые измерительные приборы все же смогли передать немаловажную информацию. А главное, на небесное тело был доставлен вымпел с серпом и молотом!

Уже через три дня Никита Сергеевич Хрущев с едва скрываемым удовольствием дарил копию вымпела американскому президенту Дуайту Эйзенхауэру. Кстати, этот «щелчок по носу» дал новый импульс развитию мировой космонавтики — американское правительство немедленно выделило огромные средства на разработку собственной лунной программы, а ровно 10 лет спустя нога первого человека коснулась поверхности Луны…

Ну а советским конструкторам теперь предстоял следующий шаг — разработка технологии прилунения и аппарата, способного совершить мягкую посадку. Понятно, что никто и никогда ничего подобного не делал и трудно даже представить, сколь непредсказуем и тернист был путь первопроходцев. Лишь спустя шесть долгих лет ученые и техники смогли решить поставленную перед ними задачу. Основным разработчиком оставалось ОКБ-1, контроль осуществлял заместитель Королева Константин Бушуев, а непосредственно лунной станцией занимались в секторе Глеба Максимова. Программа работ по мягкой посадке на Луну получила обозначение Е-6.

Мягкая посадка в Океане Бурь

Центральное телевидение СССР. Пресс-конференция по поводу мягкой посадки станции «Луна-9»
Фото: Виктор Будан / ТАСС


Полет к Луне и посадку предполагалось осуществить по уже частично отработанной схеме. На первом этапе ракета-носитель «Молния» с космодрома Байконур выводила аппарат вместе с разгонным блоком на околоземную орбиту. В нужный момент (примерно над Гвинейским заливом) должен был включаться разгонный блок, станции сообщалась вторая космическая скорость, и она ложилась на траекторию полета к Луне. До этого момента все было опробовано, а вот дальше начиналось неизведанное. На последнем этапе станция должна была резко затормозить и осуществить мягкую посадку на Луне. На поверхность должен был опуститься аппарат с научным оборудованием, который еще предстояло создать.

Задача стояла трудная, да еще и политика смешивала ученым карты. Так, в марте 1962 года, когда в ОКБ-1 только приступали к сборке первого опытного образца, ЦК КПСС и Совмин установили собственный точный срок начала пусков по программе — 1963 год. Партийным лидерам казалось, что так они ускоряют процесс, на самом деле, они лишь нервировали ученых и вынуждали их торопиться. А спешка в столь сложном деле, понятно, до добра не доводит.

Первый пуск проекта Е-6 был осуществлен 4 января 1963 года и закончился полной неудачей. Причиной стал отказ запуска двигателей разгонного блока «Л». Станция осталась на околоземной орбите, работать с ней было невозможно, и спустя несколько дней она сгорела в плотных слоях земной атмосферы. Уже через месяц следующая попытка — и опять неудача: ракета-носитель отклонилась от заданного курса, третья ступень вместе с неотделившейся четвертой и лунной станцией вошла в атмосферу и упала где-то в районе Гавайских островов к изумлению местных жителей. Третья попытка 1963 года состоялась в апреле. На сей раз разгонный блок включился, и ракета ушла к Луне, но…промахнулась на восемь с половиной тысяч километров. Подвела система астрокоррекции.

Забавно, что наблюдатели всего мира регулярно фиксировали в тот год появление на околоземной орбите загадочных объектов и даже догадывались, что они собой представляли. Но официально Советский Союз ничего не признавал. Лишь в 1990-е этот «секрет Полишинеля» перестал быть гостайной.

После трех подряд провалов наступил почти годовой перерыв, вызванный необходимостью разобраться в неудачах. Поднимался даже вопрос о закрытии проекта, но ученым его удалось спасти.

Следующая попытка была предпринята в марте 1964 года, как обычно, с Байконура. Все закончилось быстро — на третьей ступени не открылся главный кислородный клапан, и ракета вместе с лунной станцией упала где-то в Сибири.

Через месяц станция стартовала в пятый раз, и вновь, как и во время первого пуска, подвел разгонный блок. Уже бесполезным куском металла станция покрутилась на околоземной орбите, «зарылась» в земную атмосферу и в ней сгорела.

И вновь наступил перерыв длиною в год, и снова встал вопрос о целесообразности программы. По счастью, скорый на расправу Никита Хрущев в этот момент был отлучен от власти, и Королеву удалось спасти проект. Но неудачи на этом не прекратились.

Март 1965-го — отказ разгонного блока, ракета снова сгорает в атмосфере. Апрель — отказ третьей ступени, остатки ракеты и станции тонут в Тихом океане. 9 мая — в День Победы — ракета уходит к Луне, о чем на весь мир заявляет уполномоченный ТАСС. Через три дня станция достигла цели, но что-то не сработало в системе торможения, и аппарат разбился о поверхность. Но, хоть что-то, хоть «в Луну попали»…

Мягкая посадка в Океане Бурь

Место прилунения станции «Луна-9»
Фото: РИА Новости


Июнь — станция ушла с орбиты в штатном режиме, но отклонилась от траектории и пролетела в 160 тысячах километров от цели. Сентябрь — ракета вообще не ушла со старта. Система защиты сигнализировала о неисправности. Пришлось топливо слить, ракету со старта снять, запуск перенести на месяц. Октябрь — старт был приурочен к восьмилетию полета первого спутника — все шло хорошо, но мягкой посадки опять не случилось, станция разбилась. Декабрь — то же самое. Опять осечка на последнем этапе.

Семнадцать запусков, и лишь один можно назвать удачным. А ведь за каждым стартом и каждой осечкой стояли часы тягостных раздумий и переживаний, миллионы потраченных рублей, походы на ковер, уйма нервов…

В 1965 году по настоянию Королева лунная программа была передана из его СКБ-1 в КБ имени Лавочкина, которым руководил молодой конструктор Георгий Бабакин. Представьте, какой уровень осознания задачи был у великого Королева: он понимал, что его команда зашла в тупик, и сам настоял на передаче всех наработок конкурентам. И это сработало. Свежим взглядом удалось найти слабое звено, и первая в истории мягкая посадка состоялась. Жаль, главный идеолог полетов на Луну Сергей Павлович Королев до нее не дожил — он умер 16 января 1966 года…

А через две недели, 31 января 1966 года, с Байконура стартовала станция «Луна-9». О том, что именно ей придется сыграть историческую роль, конечно же, никто не догадывался. Тем более что в первоначальной документации ОКБ-1 эта лунная станция значилась под неоднозначным номером 13. Это уже в КБ имени Лавочкина его изменили на заводской номер «202». Но участники тех событий не раз вспоминали, как всем хотелось, чтобы именно в этот момент все прошло штатно — в память о Королеве.

«Луна-9» состояла из спускаемого аппарата (автоматической лунной станции — АЛС) массой около 100 килограммов, предназначенного для работы на поверхности Луны, отсеков с аппаратурой систем управления, системы астроориентации, радиосистем и двигательной установки для коррекции и торможения перед посадкой. Общая масса межпланетной станции после отделения от разгонной ступени ракеты-носителя составила 1583 килограмма.

В состав спускаемого аппарата (АЛС) входил герметичный приборный отсек, в котором были размещены телевизионная аппаратура, аппаратура радиосвязи, программно-временное устройство, научная аппаратура, системы энергопитания и терморегулирования. Приборный отсек был оснащен надувными амортизаторами, четырьмя откидывающимися антеннами и другим оборудованием.

На высоте 75 километров от поверхности Луны (за 48 секунд до посадки) была включена двигательная установка, которая погасила скорость снижения с 2600 метров в секунду до всего нескольких метров. Одновременно был высвобожден ленточный датчик-щуп длиной пять метров, который при соприкосновении с лунной поверхностью выдал команду на отстрел собственно лунной станции. Все сработало идеально, и АЛС аккуратно легла на грунт. Посадка была осуществлена 3 февраля 1966 года в 18:45 в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий, в точке с координатами 7 градусов 8 минут северной широты и 64 градуса 22 минуты западной долготы.

Через 4 минуты 10 секунд после посадки произошел сброс амортизационных баллонов, раскрылись лепестковые антенны, выравнивавшие станцию на лунной поверхности и начался первый в мире сеанс радиосвязи с аппаратом, находящимся на поверхности другого небесного тела. По команде с Земли была включена телевизионная камера. В период до 6 февраля было проведено семь сеансов связи со спускаемым аппаратом общей продолжительностью более восьми часов. На Землю были переданы первые в мире панорамы лунной поверхности, полученные при различных высотах Солнца над горизонтом. Это был триумф советской космонавтики и высшая награда за терпение всем, кто принимал участие в создании станции. И тем, кто не дожил до этого успеха.
Автор: Георгий Олтаржевский
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2016/02/03/luna9/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. svp67 6 февраля 2016 06:57
    Первый пуск проекта Е-6 был осуществлен 4 января 1963 года и закончился полной неудачей... Уже через месяц следующая попытка — и опять неудача... Третья попытка 1963 года состоялась в апреле. На сей раз разгонный блок включился, и ракета ушла к Луне, но…промахнулась на восемь с половиной тысяч километров....
    Да велик был СССР, три пуска к Луне за один год.
    1. макс702 6 февраля 2016 21:55
      Цитата: svp67
      Да велик был СССР, три пуска к Луне за один год

      Как то так..
  2. Житель Урала 6 февраля 2016 11:12
    Всегда интересны статьи о космосе. Сейчас как то мало об этом пишут, когда я рос - нас воспитывали на наших успехах в освоении космоса. Верится, что и дальше мы будем в этом лидерами.
    1. koosss 13 февраля 2016 02:04
      сейчас у нас то о достижениях СССР мало кто знает, не говоря уже об остальных странах
  3. kugelblitz 6 февраля 2016 13:03
    Есть любопытный момент, двигатель С5.92 использовался позже на многих КА. Таких как Марс, Венера, Луна-15-24, Вега, Фобос.
    Конретно на Луне-9 стояла КТДУ-5, которая позже использовалась для еще одного достижения - вывода первого искусственного спутника Луны, под наименованием Луна-10.



    Еще как понимаю этот двигатель получил развитие в кораблях Союз, орбитальных станциях Салют, Мир и МКС.
  4. Комитет 6 февраля 2016 13:35
    Минус статье за "перлы" вроде "степ бай степ", в России живете, господа.
  5. lilian 6 февраля 2016 14:51
    Спасибо большое, интересно.

    Я тоже в детстве увлекался космонавтикой.

    Меня сейчас удивляет, как это в СССР после неудачных пусков продолжали работать с прежним рвением. Когда случилась авария с Марс-1, взамен отправили сразу две станции, Марс-2 и Марс-3, только чтобы не отстать от американцев и первыми посадить аппарат на Марс.

    А сейчас один только Фобос-Грунт Россия отправила, случилась неполадка, и все, не стал больше нужен Фобос, деньги кончились что-ли.
    1. Dimon19661 6 февраля 2016 16:07
      Пилить больше пока нечего
  6. Игорь В 6 февраля 2016 15:10
    "5 февраля
    ...получили сообщение из Лондона о том, что одна из английских космических лабораторий приняла радиосигналы Луны-9, расшифровала их и получила снимки лунной поверхности ... После разговора с сотрудниками ОКБ-1 выяснилось, что материалы съёмок до сего времени находятся ещё в Симферополе. Получилось так, что англичане раньше нас любовались нашими снимками."
    Н.П.Каманин "Скрытый космос" книга 2
    1. kugelblitz 6 февраля 2016 18:12
      Ну дык, специально было сделано, дабы третье лицо могло лично убедится в приоритете СССР, на поприще первенства мягкой посадки.
      Как и в случае с Луной-2 wassat

      12 сентября 1959 года. СССР запускает станцию "Луна-2" с задачей попадания в Луну. Советская космическая программа была весьма закрытой и обычно не объявляла о подготовке к запуску какой-либо миссии. Для того, чтобы в мире не возникло сомнений в реальности этого запуска, было бы хорошо получить иностранное подтверждение сигнала лунника и обрыв сигнала при попадании в Луну. Связаться непосредственно с американцами не было возможности - холодная война закрывала возможность связи даже для такой мирной и научной задачи. Поэтому было принято решение использовать посредника - профессора Лавелла, директора английской обсерватории Джодрелл Бэнк. Расчет был на то, что англичане сообщат параметры полёта станции американцам, которые отследят полёт "Луны-2" своими обсерваториями. Так и произошло, уже 14 сентября, когда станция врезалась в Луну, директор НАСА Драйден рассказывал корреспондентам о слежении за "Луной-2" совместно с профессором Лавеллом, подтверждая успех СССР.
      1. Игорь В 6 февраля 2016 19:31
        Это к вопросу "о доказательствах" пребывания на луне. У нас доказательства сами появлялись. smile
  7. РПК 6 февраля 2016 21:50
    Цитата: lilian
    Спасибо большое, интересно.

    Я тоже в детстве увлекался космонавтикой.

    Меня сейчас удивляет, как это в СССР после неудачных пусков продолжали работать с прежним рвением. Когда случилась авария с Марс-1, взамен отправили сразу две станции, Марс-2 и Марс-3, только чтобы не отстать от американцев и первыми посадить аппарат на Марс.

    А сейчас один только Фобос-Грунт Россия отправила, случилась неполадка, и все, не стал больше нужен Фобос, деньги кончились что-ли.

    С Марсом ещё сложнее,долго не могли поймать гравитационную разницу,между скоростью подлёта и скоростью падения на Марс.На границе резко менялось всё,даже частота радио.Это не могли понять и гоняли к Марсу по две станции сразу,пока не врубились,что к чему.После освоения гравитационной воронки и других скачков,всё наладилось и теперь туда летают ы,потому,что деньги не зарабатывают ,а печатают.Но пусть,но они же начинают,при показах цвет менять мухлюют.Ведут себя как с..чки.Полёт человека затруднёт по двум причинам,ионизационный пояс Земли,сжигающий радиацией,полёт вне магнитного поля Земли,когда может отрубиться память,привязанная к Земле и всё та же частотная воронка на границе гравитации с Марсом.
  8. Erg 6 февраля 2016 23:16
    И интересно было бы прочитать статью от сего автора об американском "трудном" пути к их "успеху" в лунной программе. Какие запуски станций, животных, испытания посадочных модулей (без людей), пробный взлёт с Луны, стыковка на окололунной орбите... Наверняка перед их "триумфом" были проведены самые тщательные испытания, исследования и наработки. "Полёты" сатурна очень интересуют - сколько было запусков? может, проблемы возникли? Когда, наконец-то, был осуществлён первый удачный запуск, и сколько их было перед тем, как на борту оказался экипаж? Думаю, всем будет очень интересно узнать про длинный и тернистый путь к успеху наших американских партнёров. wink
    Erg
    1. kugelblitz 7 февраля 2016 09:20
      Из первых Пионеров, лунной направленности, первые три вообще не смогли закрепится даже на орбите. Планировалось, что они сделают снимки обратной стороны Луны.
      Пионер-0-2


      Следующий Пионер-3 так же не сгорел из-за неисправностей, но 4ому удалось пролететь мимо, но из-за большого расстояния не сработал фотоэлектрический датчик.


      Далее была долгая эпопея с Рейнджерами, где лишь 7ой по счету аппарат смог выполнить программу.


      Не менее драматично шла работа с мягкой посадкой, где из 7 аппаратов, два было потеряно.


      Меня тоже чрезмерная удачливость Аполлонов поражает. wassat
      1. Erg 7 февраля 2016 22:50
        Все неудачи американцев были связаны с тем, что в полётах не был задействован экипаж. Понимаете? Ну-у, как-бы всё было не по-настоящему. Не по-взрослому. Ключ к успеху был в том, что в сырые корабли надо было подсадить людей (вот, наши-то не догадались, что всё просто). И пошло, как по маслу. yes И так всё заладилось, что не прилично даже стало перед научным миром - ну, типа, "так не бывает". Но ничего - выход нашли быстро 13-й аполлон... Чтобы все увидели - в космосе всегда есть место подвигу. Вся Америка, сжав кулаки, прижавшись к экранам, переживала за своих героев, которые (а как же иначе?) показали, что они представители сверхнации, и поражения - не их путь. Слава Америке! - Героям слава! wassat
        Erg
        1. РПК 15 февраля 2016 06:31
          Героям сала! И американским то же.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня