Military Review

Fortress for the head and body

31
“They dipped their heads in molten metal.” What is stuck is a helmet. That is why Savoyard has such a terrible guise. This fighter when dunking in the melt a little face poked and blew bubbles.
(Comment on the site)



To begin with, this material is ... anniversary! Exactly a year ago, my first material appeared on TOPWAR (17 February 2015 of the year), and today 250 is coming out! On the topic closest to me, that is, dedicated to the armor of knightly times. However, the topic (and most importantly the epigraph!) Was again suggested to me by the readers that they were writing their comments, and for that, thank you all very much! What to say: fun to read such comments. If it's true that five minutes of laughter prolongs life by half an hour, then I, at least, know three people who, having read the above comment, laughed so long that they probably earned themselves a few hours this way! But ... be that as it may, it’s really interesting, but how did people protect themselves from being hit by a sword, an ax, a mace? That is, what they came up with a "portable fortress" for the head, arms and legs.


The famous effect of Edward "The Black Prince" from the Canterbury Cathedral, who died in 1376. It clearly shows that even such a noble and wealthy person had a chain mail barmitsu. The armor on the torso closes the short heraldic jupon or surco.

About helmets from boar tusks, bronze helmets of the ancient Celts, Greeks and Romans, there were already articles here, and whoever wants can easily find them. There were also articles on defense armaments of the late 16th – early and mid – 17th centuries. There was material about warriors from the “Bayesky carpet” (embroidery, as we now know), but the most interesting period came later, namely after the Hundred Years War, when gunsmiths realized its experience, and ... when the war in England began and white rose.

Fortress for the head and body

Roman helmet with face mask from the Royal Museum in Toronto, Canada.


But this is also a Roman helmet - tasteless and artsy, which belonged to the horseman-officer of the sunset era of the empire. Viennese historical a museum.


Tibetan helmet with barmitsa from the plates of the XVI - XVII centuries. Very similar to other Eurasian helmets, isn't it? Metropolitan Museum, New York.

Let's start with periodization. English historians (and whoever knows this, if not them!), Such as T. Richardson, D. Nicole, E. Oakeshott and many, many others, singled out three eras in the history of knightly armaments, replacing one another in turn. The first is the “era of chain mail”, which lasted from the XI century and somewhere until the middle of the XIII century, and began in the era of Charlemagne. Then it was replaced by the “armor” of the “transitional period” - the “transitional” from chain mail to all-forged armor - the “era of chain-plate armor”.

Classics of the era - the armor of the knights of the middle of the Hundred Years War and the Battle of Visby. After that came the “great period” in the history of armor. The chronological framework is as follows: 1410 - 1500's. But then already began their sunset! And although the armor was used in the battles of the Thirty Years War and the Civil War in England, it was already “not at all”!


Classic “head-rest”: bascinet 1420 - 1430 with visor "dog muzzle". Germany. Weight 2986 Metropolitan Museum, New York.


The same bascinet with a raised visor.

By the way, where did the 1410 date come from, why not 1400? And this is why: effigies (gravestone sculptures) are known, about which, by the way, there was also a large article, and bras (there will be an article about them) - engraved tomb stones on which knights of this time are depicted. And everyone in the armor has a characteristic detail: a chain mail barmitsa, descending on the shoulders from under the helmet.


Helmet Arme, Italian 1450 - 1470 Weight 3618 Metropolitan Museum, New York.

And only on the 1410 armor of the year there is none, but there is a flat plate warlock. That is, the armor became solid forged! By the way, it was this year that the English knight John de Firless, having decided to surpass everyone, ordered the full armor, sword and dagger decorated with ... diamonds and pearls to the Burgundian blacksmiths. A luxury unprecedented is not what was at this time, but later also paid them 1727 pounds for it!

To understand this a lot or a little, let's see that later 100 for years King of England Henry VIII ordered 2000 sets of light infantry armor (cuirass and morion helmet) in Florence at 16 shillings for armor, and in a pound at that time there were 20 shillings. Of course, it is necessary to take into account inflation, but it still turns out that with the money that this same Firless paid for his armor, it was possible to buy 2150 of such kits, but he was not the king and did not have royal income!


Maximilian Armor from Nuremberg, 1520 g. Weight 26,15 kg. Metropolitan Museum, New York.

The more these armors were better than chain mail, besides holding the blow better, it was that she pressed the warrior on her shoulders, and the weight of these armor was evenly distributed throughout the body. D. Nicole refers to the medieval chronicles and emphasizes that the giants were not so worn that many knights had a fragile (!) Physique and elegant ankles, narrower than ours, but had developed muscles.


The armor of George Clifford (1558 – 1605), the third Earl of Cumberland and a favorite of Queen Elizabeth. Metropolitan Museum, New York.

Interestingly, the first armor cuirass, front and rear, consisted of two parts, connected by a belt - the top and bottom, that is, only four, and the top went under the bottom. Sometimes to arm more warriors, such cuirass was divided. One got the top, the other the bottom! And only in the XVI century. cuirass began to consist of two parts - chest and dorsal.


The German helmet and 1630 breastplate. The helmet weighs 3,65 kg, the breastplate and other parts of the armor are 18,825 kg. It is not by chance that the weight has increased for the sake of increasing the armor bullet resistance. Metropolitan Museum, New York.

The Italian armor was designed in such a way that the left half of the body was better defended, which is why the knights abandoned their shields, but the Germanic “Gothic” parts were more elongated and angular. Armor mixed became widespread: for example, in the painting of the Dutch artist Friedrich Herlin “St. George and the Dragon ”(1460) the knight is dressed in Italian armor, but he has a German helmet on his head.


"St. George and the dragon. Painting F.Herlin.

The reason for such a wide distribution of all-metal armor (they were also called "white" for the color of the polished metal) was ... the widespread use of throwing weapons. For example, it is precisely known that during the battle of Montleri in 1465, 38400 arrows were used in one day, and during the siege of Dinant that lasted one week, the Burgundians launched 27840 arrows and 1780 crossbow bolts! By the way, the decree of Henry VIII is known, forbidding his shooters to shoot at targets that are closer than 220 yards (that is, around 220 m).


The legendary battle of the knights in Azenkur 1415. Painting by Milek Dzhakubika.

At the same time, already in 1482, the Milanese had in their arsenal 1250 various firearms, including X-NUMX arquebuses with a spring wick lock. And at the time of the death of Henry VIII himself in the arsenal of the Tower 352 bows and 3000 bundles of arrows were stored, and in each bundle of 13000 arrows! But there were also enough firearms. It numbered more than 24 units, although in England itself it was not produced at that time!


Horseman from Samarkand, XIV century. Royal Arsenal in Leeds.

It is interesting that in the East the situation was approximately the same. But there the riders used a bow and therefore the helmets were always open, the back of the saddle bow was flat, and the arms were usually protected by chain mail, not by armor. However, in Europe - sunset - sunset, but it was the first half of the 16th century that became the “golden age” for European gunsmiths, as the demand for armor increased in these conditions. By the way, the fashion for the so-called "Maximilian armor" (with grooves) very quickly passed and already in 1530, the armor became smooth again, although the edges of the plates became fashionable to trim with a narrow brass border.


Grotesque German helmet, 1520 - 1530 Hermitage, St. Petersburg.

There were "grotesque helmets" with monstrous faces on the visors, although classic helmets continued to be used. In 1614, in Greenwich, for Prince Henry of Wales, armor worth 340 pounds was made. Even more expensive were the armor donated by the city of Brescia to the French king Louis XIV, but he was unlikely to ever wear them. Not to mention the fact that the wearing of full knight armor, King Henry IV, banned even in 1604 year!


Japanese helmet to ashigaru (and wealthy daimyo!) Jingasa, XVIII century. It is very similar to the English helmet - “the shaving bowl” of two world wars at once. Photo presented by the company "Antiques of Japan" (http://antikvariat-japan.ru/).

And, actually, the story of the knight’s armor ended there, and then ... then they were worn by mercenaries, not knights, and legs below the knees, and then they didn’t close their hands. The torso and head remained the most valuable, which the French cuirassier cavalry covered with metal even in 1914. But it was a ridiculous tribute to tradition, not more. Helmets and cuirasses used at the same time turned out to be the same relapse, but they didn’t become so massive at the time.
Author:
31 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. cth; fyn
    cth; fyn 17 February 2016 07: 07
    12
    . But the details of the German - "Gothic" were more elongated and angular.

    Do you practice gut?
    Everything is very interesting, but there was no sunset in the era of armor; there was a temporary crisis. Now the armor has returned in the form of body armor and ballistic helmets, they have already passed a sufficient path to become a reliable defense of a modern warrior. And the competition of the sword and shield flared up with renewed vigor.
  2. parusnik
    parusnik 17 February 2016 07: 50
    +4
    and today comes the 250th! ..Vyacheslav, happy anniversary! Creative success!
    1. kalibr
      17 February 2016 08: 10
      +4
      Thank! I didn’t even expect it myself ...
  3. Kombrig
    Kombrig 17 February 2016 07: 53
    +2
    In the photo of the Tibetan helmet, restorers obviously messed up with the weaving of plates, very often in museums I came across a similar ....
    1. kalibr
      17 February 2016 08: 15
      +2
      So after all, they often buy a bunch of parts and rotten straps, how to knit "in the original" is often not even clear.
    2. abrakadabre
      abrakadabre 17 February 2016 11: 34
      +4
      The crooked weave on that helmet may be a sign of repair. The fact is that such plate versions are assembled from woven horizontal stripes. In case of tearing or cutting of a leather strap (and such armor is gathered on narrow leather belts, and not from strings of vegetable fibers) To repair it beautifully, you need to completely untangle the entire strip. Therefore, minor repairs can be made outwardly clumsily.
      And yes, there may be a mistake museum workers in the repair.
    3. Hurray
      Hurray 19 February 2016 21: 27
      0
      You're right. The plates are woven in reverse. A helmet is similar to Oirat or Mongolian.
  4. Fox
    Fox 17 February 2016 07: 56
    +1
    I read the book: the story of Segriy and Abenserrakh "... so, it seems, it describes in detail how and what was put on the knight during the events in Grenada in the shaggy years ... cool book, only the language from the names will break))))
  5. igordok
    igordok 17 February 2016 07: 59
    +3
    But this is also a Roman helmet - tasteless and arrogant, belonging to the officer-rider during the decline of the empire. Vienna Historical Museum.

    Tasteless and artsy- This is a view from our time. Who knows how it was evaluated, this is in its native time.

    Somewhat off topic. I like the clip.
    But again, it is created from today's views on those times.
    1. kalibr
      17 February 2016 08: 13
      +6
      Probably rated not so bad if he ordered it and wore it. Well, yes, all the same, the thing is "fancy" and tasteless. Although, yes, among his "homies" may be "the very thing", as we had crimson jackets and chains in the finger. I knew a dentist, worked in the zone, walked with such a chain. "Otherwise they won't understand!"
    2. ICT
      ICT 18 February 2016 07: 02
      +1
      the original is more interesting there about tactics and about moral SPIRIT wink
  6. D-Master
    D-Master 17 February 2016 08: 26
    +2
    Just great stuff - reading is a pleasure. The author is very grateful and willing to continue his path of enlightener. The article is unambiguously archived, in favorites.
  7. Voice of the Mind
    Voice of the Mind 17 February 2016 09: 13
    12
    On mobility in armor.
    Swiss students decide to try
    1. abrakadabre
      abrakadabre 17 February 2016 11: 42
      +6
      More about mobility in armor from the Russian national team on HMB:


      More about mobility in full armor from a two-handed sword master and reconstructor Frolov. Video master class. To watch about mobility from the moment of 7 minutes 10 seconds:
      1. brn521
        brn521 17 February 2016 14: 35
        0
        Quote: Voice of the Mind
        Swiss students decide to try

        In the first frames, a full-fledged knight’s weapon, a polearm, with spikes and a striker. Which was used against such armor.
    2. kalibr
      17 February 2016 12: 09
      +4
      Wonderful shots! By the way, such fights are held every day at the Leeds Arsenal - very spectacular! There were no fools among people to lie under the hooves of horses and not be able to stand up. Of course, the fallen stunned and wounded lay. But if the person was healthy, then he rose himself and he did not need any crane!
  8. Nikolay71
    Nikolay71 17 February 2016 09: 39
    +1
    Author with a jubilee article! And about oriental armor, I would like to know more.
    1. cth; fyn
      cth; fyn 17 February 2016 10: 03
      +1
      Duc about samurai the whole cycle was.
    2. kalibr
      17 February 2016 12: 10
      +1
      Will be, two materials are already ready! Based on the book by D. Nicolas "The Army of the Great Mughals".
  9. AlexSK
    AlexSK 17 February 2016 10: 14
    +6
    ------------------
  10. abrakadabre
    abrakadabre 17 February 2016 11: 51
    +2
    Author with a jubilee article. You are doing a good and necessary thing.
  11. PSih2097
    PSih2097 17 February 2016 12: 01
    +1
    The torso and head remained the most valuable, which the French cuirassier cavalry covered with metal even in 1914. But it was an absurd tribute to tradition, no more. Helmets and cuirasses, which were used at the same time, turned out to be the same relapse, but at that time they still did not become mass equipment of armies.

    first world ...


  12. Rivares
    Rivares 17 February 2016 15: 43
    +1
    By the way, in the first photo in the article, a cross is "welded" on the breastplate over the lilies. It seems that initially it was not provided for on the shell, and then, due to considerations of Catholic political correctness, it was added ...
  13. Denimax
    Denimax 17 February 2016 20: 22
    0
    It is difficult to imagine how you can fight in these armor. And as far as this fighter is enough, there you don’t run and pull the trigger, but you have to wave your sword and in all the iron. The question arises, but did they really fight, or is it just tournament equipment, or maybe a special order for coolness. What they wrote and painted before may also not really correspond to reality, as now.
    1. cth; fyn
      cth; fyn 17 February 2016 21: 42
      +1
      Well, for starters, let's remember that a knight is an equestrian warrior, and that’s enough.
      1. abrakadabre
        abrakadabre 17 February 2016 22: 42
        0
        You can add just and the battle was not like: got up in the morning and until the evening like a propeller wave your sword without stopping. Long battles from dawn to dusk during the knightly era are a very rare occurrence. In most cases, everything was decided within an hour or two. And even during this time there was no continuous melee. And this is the most physically intense part of the battle. More than maneuvering in armor on the battlefield.
        1. voyaka uh
          voyaka uh 18 February 2016 14: 36
          +1
          Men in those dark times were accustomed to carry over
          large weights over long distances. Whether it is the armor of a knight, all "spare parts"
          and the weapons of his squire, provisions and baggage of porters.

          Recall that it was the most difficult thing that Roman soldiers carried on campaigns?
          Armor? - no. Sword? -no.
          The heaviest (and uncomfortable) legionnaire luggage was 2 hefty
          wooden stake logs, from which the picket fence for the camp was built for overnight stays and
          parking lots. And they also carried pickaxes / shovels (and all by themselves!). belay
    2. Zefr
      Zefr 23 February 2016 10: 20
      0
      I think so. The knights slowly converged, put on their helmets, greeted (or insulted) each other, took a stronger sword and began to chop. Who was the first to get tired, asked for mercy, he was taken prisoner for ransom, and the battle ended. Therefore, there was no requirement to run in armor all day.
      As for the infantry in the mass cabin, there were no Hollywood fights on the contrary. They came together closely and squeezed, trying to destroy the enemy system. If it came to cutting, then after a couple of minutes of the battle at the signal, the first row went to rest. Otherwise, there is no point in such detachment constructions. For fights you need a squad in one row.
  14. Aljavad
    Aljavad 17 February 2016 21: 50
    +1
    Happy anniversary, Vyacheslav! I wish you new articles, books and, in general, success! drinks
    To summarize: in order not to get a single minus, you need to write 250 articles on one topic! laughing
  15. Hurray
    Hurray 19 February 2016 21: 39
    0
    The rider from Samarkand is very interesting. Residents of these places are relatives of modern Tajiks. This rider does not even have a sword and boots with bent tips, which is unusual for Persians or Uzbeks. It turns out this is the rider of the Chagatai state. And time is the emir of Timur and Samarkand is its capital. That is, at least his light cavalry had steppe roots.
  16. lupus
    lupus 21 February 2016 15: 31
    0
    Physically strong and hardy people were in olden times, to carry such a burden on themselves both in the heat and in the cold.

Крепость для головы и для тела

«Макали башкой в расплавленный металл. Что прилипло, то и шлем. Потому у савойяра личина такая страшная. Это боец при макании в расплав малость рожу корчил и пузыри пускал».
(Комментарий на сайте)


Начну с того, что этот материал… юбилейный! Ровно год назад на TOPWAR (17 февраля 2015 года) появился мой первый материал, а сегодня выходит 250-ый! На тему наиболее мне близкую, то есть посвященную доспехам рыцарских времен. Однако тему (и главное эпиграф!) мне опять же подсказали читатели, что пишут свои комментарии, и за это им всем большое спасибо! Что и говорить: забавно читать такие комментарии. Если верно то, что пять минут смеха продлевают жизнь на полчаса, то я, по крайней мере, знаю трех человек, которые, прочитав вышеизложенный комментарий, смеялись так долго, что, наверное, заработали себе, таким образом, несколько часов! Но… как бы там ни было, а ведь и вправду интересно, а как люди предохраняли себя от ударов мечом, топором, булавой. То есть, какую они придумали себе «переносную крепость» для головы, рук и ног.

Крепость для головы и для тела


Знаменитая эффигия Эдуарда «Черного Принца» из Кентерберийского собора, умершего в 1376 г. На ней хорошо видно, что даже у столь знатной и состоятельной особы шлем имел кольчужную бармицу. Доспехи на торсе закрывает короткий геральдический жюпон или сюрко.

О шлемах из кабаньих клыков, бронзовых шлемах древних кельтов, греков и римлян здесь уже статьи были, и кто хочет, может их легко найти. Были на ВО и статьи о защитном вооружении конца XVI-начала и середины XVII века. Был материал о воинах с «Байеского ковра» (вышивки, как мы теперь знаем), но самый-то интересный период ведь наступил позднее, а именно – после Столетней войны, когда оружейники смогли осознать ее опыт, и… когда в Англии началась война Алой и Белой розы.

Крепость для головы и для тела

Римский шлем с лицевой маской из Королевского музея в Торонто, Канада.

Крепость для головы и для тела

А вот это тоже римский шлем – безвкусный и вычурный, принадлежавший всаднику-офицеру эпохи заката империи. Венский исторический музей.

Крепость для головы и для тела

Тибетский шлем с бармицей из пластинок XVI – XVII вв. Очень похож на другие евразийские шлемы, не так ли? Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Начнем с периодизации. Английские историки (а уж кому это знать, как не им!), такие как Т. Ричардсон, Д. Николь, Э. Окшотт и многие, многие другие, выделили в истории рыцарского вооружения три эпохи, сменявшие одна другую по очереди. Первая – «эпоха кольчуги», которая продолжалась с XI века и где-то до середины XIII века, а началась еще в эпоху Карла Великого. Затем ее сменила «броня» «переходного периода» – «переходного» от кольчуги к цельнокованым латам – «эпоха кольчужно-пластинчатых доспехов».

Классика эпохи – доспехи рыцарей середины Столетней войны и битвы при Висби. После этого наступил «великий период» в истории доспехов. Хронологические его рамки таковы: 1410 – 1500 гг. А вот дальше уже начался их закат! И хотя латы применялись еще в сражениях Тридцатилетней войны и Гражданской войны в Англии, это было уже «совсем не то»!

Крепость для головы и для тела

Классическая «крепость для головы»: бацинет 1420 – 1430 гг. с забралом «собачья морда». Германия. Вес 2986 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Крепость для головы и для тела

Этот же бацинет с поднятым забралом.

Кстати, откуда взялась дата 1410, почему не 1400? А вот почему: известны эффигии (надгробные скульптуры), о которых, кстати, здесь тоже была большая статья, и брасы (о них статья будет) – гравированные надгробные пластины, на которых изображены рыцари этого времени. И у всех в доспехах имеется характерная деталь: кольчужная бармица, спускающаяся на плечи из-под шлема.

Крепость для головы и для тела

Шлем армэ, итальянский 1450 – 1470 гг. Вес 3618 г. Meтрополитен-музей, Нью-Йорк.

И только на доспехах 1410 года ее нет, а есть латный нашейник. То есть доспехи стали цельноковаными! Кстати, именно в этом году английский рыцарь Джон де Фирлесс, решив, видимо, превзойти всех, заказал бургундским кузнецам полные доспехи, меч и кинжал, украшенные… бриллиантами и жемчугом. Роскошь невиданная не то, что в это время, но и впоследствии и заплатил им за это 1727 фунтов стерлингов!

Чтобы понять много это или мало, посмотрим, что спустя 100 лет король Англии Генрих VIII заказал во Флоренции 2000 комплектов легких пехотных доспехов (кираса и шлем морион) по цене 16 шиллингов за доспех, а в фунте в то время было 20 шиллингов. Конечно, надо принять еще во внимание инфляцию, но все равно получается, что на деньги, которые этот самый Фирлесс заплатил за свои латы, можно было купить 2150 таких комплектов, а ведь он не был королем и королевскими доходами не располагал!

Крепость для головы и для тела

«Максимилиановский доспех» из Нюрнберга, 1520 г. Вес 26,15 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Чем еще эти доспехи были лучше кольчуги, кроме того, что лучше держали удар, так это то, что та давила воину на плечи, а вес этих доспехов распределялся по телу равномерно. Д. Николь ссылается на средневековые хроники и подчеркивает, что не такие уж и великаны их носили, что многие рыцари обладали хрупким (!) телосложением и изящными лодыжками, более узкими, чем у нас, но обладали развитой мускулатурой.

Крепость для головы и для тела

Доспехи Джорджа Клиффорда (1558–1605), третьего графа Камберленда и фаворита королевы Елизаветы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Интересно, что сначала панцири кирасы, передний и задний, состояли из двух частей, соединявшихся ремнем – верхней и нижней, то есть всего из четырех, причем верхняя заходила под нижнюю. Иногда чтобы вооружить побольше воинов, такие кирасы разделяли. Один получал верхнюю часть, другой нижнюю! И лишь в XVI в. кираса стала состоять из двух частей – нагрудной и наспинной.

Крепость для головы и для тела

Германский шлем и кираса 1630 г. Шлем весит 3,65 кг, кираса и прочие детали доспеха – 18,825 кг. Это не случайно, вес увеличился ради усиления пулестойкости доспеха. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Итальянские доспехи были устроены так, что лучше защищали левую половину тела, из-за чего рыцари и отказались от щитов, а вот детали германских – «готических» были более вытянутыми и угловатыми. Большое распространение получили доспехи смешанные: например, на картине голландского художника Фридриха Херлина «Св. Георгий и дракон» (1460 г.) рыцарь одет в итальянские латы, но имеет на голове германский шлем салад.

Крепость для головы и для тела

«Св. Георгий и дракон». Картина Ф.Херлина.

Причиной столь широкого распространения цельнометаллических доспехов (их еще называли «белыми» за цвет полированного металла) было… широкое распространение метательного оружия. Например, точно известно, что во время битвы при Монтлери в 1465 году в один день было использовано 38400 стрел, а в ходе осады Динанта, продолжавшейся одну неделю, бургундцы выпустили 27840 стрел и 1780 арбалетных болтов! Кстати, известен указ Генриха VIII, запрещавший своим стрелкам стрелять по мишеням, стоящим ближе 220 ярдов (т.е. около 220 м).

Крепость для головы и для тела

Легендарная битва рыцарей при Азенкуре 1415 г. Картина Милека Джакубика.

В то же время уже в 1482 году миланцы имели в своем арсенале 1250 различных огнестрельных приспособлений, включая 352 аркебузы с пружинным фитильным замком. А на момент кончины самого Генриха VIII в арсенале Тауэра хранилось 3000 луков и к ним 13000 связок стрел, а в каждой связке по 24 стрелы! Но и огнестрельного оружия тоже хватало. Его насчитывалось более 7700 единиц, хотя в самой Англии оно в то время и не производилось!

Крепость для головы и для тела

Всадник из Самарканда, XIV в. Королевский арсенал в Лидсе.

Интересно, что и на Востоке дело обстояло примерно также. Но там всадниками применялся лук и поэтому шлемы всегда были открытыми, задняя лука седла – пологой, а руки обычно защищали кольчугой, а не латами. Однако и в Европе – закат – закатом, но именно первая половина XVI века стала «золотым веком» для европейских оружейников, так как спрос в этих условиях на доспехи повысился. Кстати, мода на так называемые «максимилиановские доспехи» (с желобками) очень быстро прошла и уже в 1530 году латы опять стали гладкими, хотя края пластин стало модным отделывать узким бордюром из латуни.

Крепость для головы и для тела

Гротесковый германский шлем, 1520 – 1530 гг. Эрмитаж, С.Петербург.

Появились «гротесковые шлемы» с чудовищными мордами на забралах, хотя классические шлемы продолжали использоваться. В 1614 году в Гринвиче для принца Уэльского Генриха были изготовлены доспехи стоимостью 340 фунтов. Еще дороже были доспехи, подаренные городом Брешиа французскому королю Людовику XIV, но вряд ли он их когда-либо надевал. Не говоря уже о том, что ношение полных рыцарских доспехов король Генрих IV запретил еще в 1604 году!

Крепость для головы и для тела

Японский шлем асигару (и состоятельных даймё!) дзингаса, XVIII в. Очень похож на английский шлем – «тазик для бритья», сразу двух мировых войн. Фото представлено компанией «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/).

И, собственно, на этом история рыцарских лат и закончилась, а дальше… дальше их носили уже наемники, а не рыцари, и ног ниже колен, а потом и рук они не закрывали. Самыми ценными оставался торс и голова, которые французская кирасирская конница прикрывала металлом даже в 1914 году. Но это была нелепая дань традиции, не больше. Каски и кирасы, использовавшиеся тогда же, оказались таким же рецидивом, но массовым снаряжением армий они в то время так все-таки и не стали.
Автор: Вячеслав Шпаковскокий


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 31
  1. cth;fyn 17 февраля 2016 07:07
    .а вот детали германских – «готических» были более вытянутыми и угловатыми.

    Квадратишь практишь гут?
    Очень все интересно, но заката эпохи доспехов не было, был временный кризис. Сейчас доспехи вернулись в виде бронежилетов и баллистических шлемов, они прошли уже достаточный путь что бы стать надежной защитой современного воина. И соревнование меча и щита вспыхнуло с новой силой.
  2. parusnik 17 февраля 2016 07:50
    а сегодня выходит 250-ый! ..Вячеслав, с юбилеем!Творческих успехов!
    1. kalibr 17 февраля 2016 08:10
      Спасибо! Даже сам не ожидал...
  3. Комбриг 17 февраля 2016 07:53
    На фото Тибетского шлема реставраторы явно накосячили с плетением пластин, очень часто сталкивался в музеях с подобным....
    1. kalibr 17 февраля 2016 08:15
      Так ведь часто покупают кучу деталей и гнилые ремешки, как связать "в оригинале" часто даже не выяснить.
    2. abrakadabre 17 февраля 2016 11:34
      Кривое плетение на том шлеме может быть следом ремонта. Дело в том, что такие пластинчатые варианты собираются из сплетенных горизонтальных полос. В случае разрыва или разрубания кожаного ремешка (а собирается такой доспех именно на узких кожаных ремнях, а не веревочках из растительных волокон) Чтобы починить красиво, надо полностью расплетать всю полосу. Поэтому мелкий ремонт может быть сделан внешне коряво.
      И да, возможна ошибка музейщиков при ремонте.
    3. Hurray 19 февраля 2016 21:27
      Вы правы. Пластины сплетены наоборот. А шлем похож на ойратский или монгольский.
  4. лис 17 февраля 2016 07:56
    книгу читал:повесть о Сегрий и Абенсеррахах"...так ,вроде.там описано подробно,как и что было надето на лыцаря при событиях в Гренаде в лохматых годах...прикольная книженция,только язык от имён сломаешь))))
  5. igordok 17 февраля 2016 07:59
    А вот это тоже римский шлем – безвкусный и вычурный, принадлежавший всаднику-офицеру эпохи заката империи. Венский исторический музей.

    Безвкусный и вычурный- это взгляд с нашего времени. Кто знает как оценивалась, это в свое родное время.

    Несколько не тему. Мне нравиться клип.
    Но опять-же, он создан из сегодняшних взглядов на те времена.
    1. kalibr 17 февраля 2016 08:13
      Наверное оценивался не так уж и плохо, если он его заказал и носил. Ну, да ведь все равно вещь "навороченная" и безвкусная. Хотя, да, среди его "корешей" может быть "самое то", как у нас малиновые пиджаки были и цепочки в палец. У меня был знакомый зубной врач, работал на зоне, ходил с такой цепью. "А то не поймут!"
    2. TIT 18 февраля 2016 07:02
      оригинал поинтересней там и про тактику и про моральный ДУХ wink
      TIT
  6. D-Master 17 февраля 2016 08:26
    Просто великолепный материал - читать сплошное наслаждение. Автору огромная благодарность и пожелание продолжать свой путь просветителя. Статью однозначно в архив, в избранное.
  7. Глас Разума 17 февраля 2016 09:13
    О подвижности в доспехах.
    Швейцарские студенты решили попробовать
    1. abrakadabre 17 февраля 2016 11:42
      Еще о подвижности в доспехах от сборной России по ИСБ:


      Еще о подвижности в полном доспехе от мастера боя на двуручных мечах и реконструктора Фролова. Видео мастер-класс. Про подвижность смотреть с момента 7 минут 10 секунд:
      1. brn521 17 февраля 2016 14:35
        Цитата: Глас Разума
        Швейцарские студенты решили попробовать

        На первых кадрах полноценное рыцарское оружие, древковое, с шипами и бойком. Которое против таких доспехов и применялось.
    2. kalibr 17 февраля 2016 12:09
      Замечательные кадры! Кстати, в Арсенале в Лидсе каждый день проходят такие поединки - очень зрелищно! Не было среди людей дураков, чтобы лежать под копытами коней и не мочь встать. Конечно, упавшие оглушенные и раненные так и лежали. Но если человек был здоров, то поднимался сам и никакой кран был ему не нужен!
  8. Николай71 17 февраля 2016 09:39
    Автора с юбилейной статьей! А про восточные доспехи хотелось бы подробнее.
    1. cth;fyn 17 февраля 2016 10:03
      Дык про самурайские целый цикл был.
    2. kalibr 17 февраля 2016 12:10
      Будет, уже готово два материала! По книге Д. Николя "Армии Великих Моголов".
  9. AlexSK 17 февраля 2016 10:14
    ------------------
  10. abrakadabre 17 февраля 2016 11:51
    Автора с юбилейной статьей. Хорошее и нужное дело делаете.
  11. PSih2097 17 февраля 2016 12:01
    Самыми ценными оставался торс и голова, которые французская кирасирская конница прикрывала металлом даже в 1914 году. Но это была нелепая дань традиции, не больше. Каски и кирасы, использовавшиеся тогда же, оказались таким же рецидивом, но массовым снаряжением армий они в то время так все-таки и не стали.

    первая мировая...


  12. Rivares 17 февраля 2016 15:43
    Кстати, на первой фото в статье на нагрудном панцире поверх лилий как бы "приварен" крест. Вроде изначально на панцире он не предусматривался, а затем из-за соображений католической политкорректности его добавили...
  13. Денимакс 17 февраля 2016 20:22
    Сложно представить, как можно сражаться в этих латах. И насколько хватит этого бойца, там ведь не бегать и курок нажимать, а придется махать мечем и во всем железе. Возникает вопрос, а действительно в них воевали, или это просто турнирное снаряжение, или может для крутости спецзаказ. То что раньше писали и рисовали может тоже не очень соответсвовать действительности, как и сейчас.
    1. cth;fyn 17 февраля 2016 21:42
      Ну для начала давайте вспомним что рыцарь это конный воин, ну и пожалуй хватит.
      1. abrakadabre 17 февраля 2016 22:42
        Можно добавить только что и бой не был похож на: встал утром в строй и до вечера как пропеллер машешь мечом без остановки. Длительные сражения от рассвета до заката в рыцарскую эпоху - очень редкое явление. В большинстве случаев все решалось в течение часа-двух. И даже за это время не было непрерывной рукопашной. А это самая физически напряженная часть боя. Поболее чем маневрирование в доспехе на поле боя.
        1. voyaka uh 18 февраля 2016 14:36
          Мужчины в те "темные времена" были приучены к переносам
          больших тяжестей на большие расстояния. Будь то латы рыцаря, все "запчасти"
          и оружие его оруженосца, провизию и поклажу носильщиков.

          Вспомним, что было самое тяжелое, что таскали римские воины в походах?
          Доспехи? - нет. Меч? -нет.
          Самое тяжелой (и неудобной) поклажей легионера были 2 здоровенных
          деревянных бревна-кола, из которых форсированно строили частокол для лагеря при ночевках и
          стоянках. И кирки/лопаты тоже с собой носили (и все сами!). belay
    2. Зефр 23 февраля 2016 10:20
      Я думаю, так. Рыцари не спеша сходились, надевали шлемы, приветствовали (или оскорбляли) друг дружку, брали покрепче меч и начинали рубиться. Кто первый уставал, просил пощады, его брали в плен на выкуп и бой заканчивался. Поэтому, требование весь день бегать в доспехах отсутствовало.
      Что касается пехоты в массовой рубке, то голливудских поединков там наоборот, не было. Сходились вплотную отрядами и давили, стараясь развалить строй противнника. Если доходило до рубки, то после пары минут боя по сигналу, первый ряд отходил отдыхать. Иначе нет смысла в таких построениях отрядов. Для поединков нужен отряд в один ряд.
  14. Альджавад 17 февраля 2016 21:50
    С юбилеем, Вячеслав! Новых Вам статей, книг и в целом - успехов! drinks
    Резюмирую: чтоб не получить ни одного минуса надо написать 250 статей на одну тему! laughing
  15. Hurray 19 февраля 2016 21:39
    Очень интересен всадник из Самарканда. Жители этих мест родственники современных таджиков. У этого всадника даже меча нет и сапоги с загнутыми кончиками, что несвойственно персам или узбекам. Получается это всадник Чагатайского государства. А время это эмира Тимура и Самарканд его столица. То есть по крайней мере его легкая кавалерия имела степные корни.
  16. lupus 21 февраля 2016 15:31
    Физически крепкие и выносливые были в старину люди,такую тяжесть таскать на себе и в жару и в холод.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня