Проверка реальностью

Проверка реальностью


Открывающийся 16 февраля 2016 года авиасалон в Сингапуре — идеальная тестовая площадка для российского производителя, с одной стороны — конкурентная, с другой — хорошо знакомая. Эксперимент обещает быть интересным: глубокая девальвация рубля и заметно усилившаяся за последние полгода репутация дают уникальное сочетание возможностей.

Рынок «Сухого»



Около 400 истребителей семейства Су-27/30, поставленных в Юго-Восточную Азию в 1990-2010-х годах, сами по себе формируют новый облик местного рынка боевой авиации. Это основа первой линии ВВС Китая, Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнама. При этом если для Китая и Вьетнама Су-27, а затем и Су-30 были практически безальтернативными, то у остальных выбор был куда шире.

Влияние Су-27 и его вариантов трудно переоценить. Благодаря им ВВС стран региона приобрели совершенно новые возможности. Прежде всего это касается дальности действия. Боевым радиусом в полторы и более тысячи километров без дозаправки и подвесных топливных баков не может похвастаться ни один из конкурентов, включая одноклассников — F/А-18Е/F, которыми в регионе, помимо регулярно «пасущихся» в местных водах авианосцев ВМС США, вооружены австралийцы, и F-15 ВВС Японии, Южной Кореи и Сингапура.

Впрочем, к концу 2000-х российские машины начали утрачивать ранее довольно заметное ценовое преимущество. Стоимость одного Су-30МКИ для ВВС Индии с учетом всех дополнительных соглашений и услуг перевалила за 100 миллионов долларов, а это заметно дороже «Супер Хорнета». Для повышения интереса к платформе требовалось нечто новое, и на рынок вышел Су-35 — глубоко модернизированная версия истребителя, в которой используется оборудование, разработанное в рамках проекта по машине следующего (пятого) поколения. В свою очередь, девальвация рубля и эту машину, и предшествующие версии истребителей «Сухого» заметно удешевила, а практическая демонстрация боевых качеств российских самолетов в Сирии добавила недостающую строку в «послужной список».

На Су-35 уже есть покупатели. Китай возьмет 24, Индонезия — 10 истребителей с возможным дальнейшим увеличением поставок. Не исключено и продолжение «индийского сериала» с Су-30. Требование сформировать к 2020 году 52 эскадрильи в составе индийских ВВС по-прежнему в силе. После провальной истории с тендером MMRCA, когда есть сомнения в поставках даже 36 «Рафалей», на которые вроде бы подписан контракт (изначально планировалось закупить 126 машин), весьма вероятно подписание допсоглашения о поставках еще 30-40 Су-30МКИ со сборкой по лицензии в Индии.

Еще больше самолетов

Наращивание численности ВВС вообще — одна из ключевых региональных тенденций. В списке обладателей крупнейших ВВС страны Азии в последние два десятилетия практически полностью вытеснили из первой десятки европейские государства.

Проверка реальностью

Авиасалон в Сингапуре
Фото: Joseph Nair / AP


В топ-10 осталась только одна страна Евросоюза — Франция, занимающая 7-е место с 1 282 пилотируемыми летательными аппаратами военного назначения всех типов. Лидируют традиционно США с парком самолетов и вертолетов военного назначения в 13 717 единиц, на втором — Россия (3 547), на третьем — Китай (2 942). А следом — азиатские государства (и вклинившиеся в их ряды Египет с Францией).

В первой десятке государств с наиболее крупным парком именно боевых самолетов стран Евросоюза нет вообще. Первая тройка та же: США (2 785 машин), Китай (1 528) и Россия (1 432). Далее в топ-10 — только азиатские государства и примкнувший к ним Египет. Удивляться этому не приходится — военные возможности определяются экономическими, а центр мирового экономического роста достаточно давно переместился на Восток.

Понятно, что состояние европейской авиации Россию интересует лишь с точки зрения военного потенциала НАТО. Спроса на отечественные боевые машины в Европе никто не ждет, да и гражданские перспективы крайне туманны. Что же касается других частей света, то, помимо АТР, где, кроме Китая, Индонезии и Индии, не стоит исключать новых контрактов с Вьетнамом и Малайзией, наиболее перспективно выглядит Ближний Восток — в первую очередь Иран и Северная Африка. Можно отметить уже заключенный контракт на поставку МиГ-29 в Египет, но, учитывая заинтересованность этой страны в возобновлении туристического потока из России, вероятен успех в переговорах и по другим видам техники, в том числе и по гражданским самолетам.

Гражданскую авиацию Россия планирует поставлять и в страны АТР. По прогнозам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), до 2030 года в регионе предполагается сбыть не менее 150 самолетов SSJ-100 в базовой версии и версии SV (с увеличенной длиной и пассажировместимостью). Хотя, судя по всему, громких контрактов в этой сфере на Singapore Air Show-2016 не будет.

Летающие парты


Еще одна потенциальная точка роста принадлежит сектору учебных машин. Реактивный Як-130 уже пользуется спросом, а на сингапурском шоу публике продемонстрируют модель нового поршневого учебного самолета Як-152, предназначенного для первоначальной подготовки летчиков. В идеале Як-152 и 130 позволят выстраивать полный цикл подготовки пилотов практически для всех существующих машин четвертого поколения, как отечественных, так и зарубежных.

Проверка реальностью

Учебно-боевой самолет Як-130
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

В регионе первым обладателем Як-130 стал Бангладеш, получающий эти машины с 2015 года. Преимущество Як-130, особенно в странах третьего мира, — способность выполнять боевые задачи и сокращение его цены в силу уже упомянутых экономических процессов — должно поспособствовать переходу некоторых ведущихся переговоров из стадии обсуждения взаимного интереса к этапу выработки конкретных условий контракта.

***
Сингапур не обещает рекордных объемов сделок и прорывных контрактов для российского авиапрома. Прорывы и успехи традиционно большей частью «резервируются» за домашними салонами МАКС, а также индийскими и китайскими форумами. Однако сама по себе выставка в одной из самых развитых стран АТР позволяет напрямую оценить привлекательность российских вариантов на фоне основных соперников по рынку, причем там, где российские боевые самолеты уже надежно завоевали место под солнцем.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2016/02/16/singapore/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. Alex_Rarog 22 февраля 2016 07:14
    Удачи нашим в Сингапуре!
  2. waitknait 22 февраля 2016 07:25
    У Санкции и "Сирии" должны быть плюсы, вот и посмотрим что будет на деле! Конечно было бы совсем не лишним стать продавцом военной техники номер один. Как говорил В.В. нужно производить больше товаров с большей добавочной стоимостью.
    1. gergi 22 февраля 2016 09:27
      Понятно, что торговать надо. Завоевывать рынки сбыта, вытеснять конкурентов. Но как то по куркульски жалко каждую из проданных птичек. Они же нам очень сильно понадобится могут. В мире чёрте что творится.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  3. avg-mgn 22 февраля 2016 07:43
    5 мая 2015г.
    "Рособоронэкспорт" предложит Турции программы модернизации российской военной техники, поставленной в эту страну, сообщили ТАСС в компании-спецэкспортере.
    Ранее глава делегации "Рособоронэкспорта" на выставке IDEF-2015, открывшейся в Стамбуле, Анатолий Аксенов рассказал ТАСС, что Турция ранее получила бронетранспортеры БТР-80, противотанковые ракетные комплексы "Корнет-Э", вертолеты Ми-17 и другую технику

    Самыми перспективными направлениями развития российско-турецкого технологического сотрудничества в "Рособоронэкспорте" назвали совместные проекты, связанные с комплексами ПВО малой дальности, бронетехникой, тактическими цифровыми средствами связи, орбитальными космическими системами, а также различной военно-морской техникой и вооружением.
    http://vpk.name/news/131375_rosoboroneksport_hochet_rasshirit_postavki_vooruzhen

    iya_iz_...

    Деньги, это хорошо, это надо, но партнеров надо фильтровать!!! Не прошло и года - не партнер, враг,и бизнес рухнул и остерегайся теперь своих же ЗРК и пр.
    1. yuriy55 22 февраля 2016 07:50
      Цитата: avg-mgn
      5 мая 2015г.


      Число не вызвало никаких ассоциаций? Фраза должна звучать так:
      Россия в прошлом году, когда с Турцией были нормальные торговые отношения, предлагала модернизировать ранее поставленную военную технику... what
  4. avg-mgn 22 февраля 2016 07:53
    Я не о том и текст не мой. Думать надо холодной головой при заключении кантрактов, чтоб не было потом мучительно больно за.....
    1. макс702 22 февраля 2016 14:17
      Цитата: avg-mgn
      Я не о том и текст не мой. Думать надо холодной головой при заключении контрактов, чтоб не было потом мучительно больно за.....

      То показатель компетенции наших государственных мужей.. увы.. Такие вот у нас аналитики , развед отделы и прочее, конечно можно сказать что они то всю инфу и выкладки давали доля правды возможно тут есть, но вот когда всем и вся рулят ТОРГАШИ.. то да за полученные деньги будем расплачиваться кровью..
  5. мыслитель 22 февраля 2016 08:13
    Сингапур не обещает рекордных объемов сделок и прорывных контрактов для российского авиапрома.

    На закрывшемся 21 февраля 2016 года авиасалоне в Сингапуре, "Вертолеты России" подписали контракт на поставку семи вертолетов Ка-32А11ВС и двух Ми-171Е Китаю.
    http://www.rg.ru/2016/02/20/zavershilsia-aviasalon-singapur-air-show-2016.html
  6. vglazunov 22 февраля 2016 08:26
    Бизнес бизнесу, но разоружать оборонный потенциал России и вооружать партнеров это предательство. Современное вооружение в большом количестве должно быть в армии России, а потом проверенным третьим странам. Третьи страны могут снабжать ИГИЛ, такой кровавый круговорот.
    1. midivan 22 февраля 2016 20:46
      [quote=vglazunov]Бизнес бизнесу, но разоружать оборонный потенциал России и вооружать партнеров это предательство.[quote][/quote] belay то-есть вы хотите сказать что,происходит разукомплектация,и строевую технику продают за бугор?не верю sad или не правильно понял" разоружать оборонный потенциал"? [quote=vglazunov] Современное вооружение в большом количестве должно быть в армии России, а потом проверенным третьим странам.[/quote]
      а деньги то где брать? мне показалось возможно но как только заключаются контракты на продажу,то и не заставляют долго ждать и пополнения у нас,не густо конечно но все-же курочка по зернышку,а потом кучкой smile
  7. Pvi1206 22 февраля 2016 08:56
    Ну, вот и разгадка почему курс рубля так сильно просел.
    В каждой ситуации, как всегда, есть плюсы и минусы...
    Нефть и газ дешёвые, а жить на что-то надо. Россия сама обвалила курс рубля, чтобы сделать конкурентной нашу продукцию ВПК, которая пользуется спросом. То же самое касается зерна, собираемого в последние годы в большом количестве. Население перестало ездить отдыхать за рубеж, зато возросший экспорт пополняет казну страны валютой, на которую за границей можно купить нужные для нас вещи.
    Однако, страной правят коммерсанты, заботящиеся о сиюминутной прибыли, а далее хоть трава не расти.
    Наше оружие в Китае может ещё нам аукнуться...
    1. Stas157 23 февраля 2016 12:46
      Цитата: Pvi1206
      Ну, вот и разгадка почему курс рубля так сильно просел

      Цитата: Pvi1206
      Россия сама обвалила курс рубля

      В тот момент, когда рухнул рубль и чуть ли не вся гос дума "поливала" действия ЦБ и Набиулины,и даже были требования посадить, Путин вдруг заявил, что действия Набиулины были профессиональными и правильными! Вот, тогда и сразу стало ясно, что:
      Цитата: Pvi1206
      Россия сама обвалила курс рубля
  8. lotar 22 февраля 2016 10:15
    Надеяться на то,что европейский рынок особенного со старого света ждёт не дождётся наших машин глупо,это же касается североамерикаский регион.Чтобы подвинуть тамошних производителей,которые также спустя рукава на это смотреть не будут,просто ценой тамошних клиентов не завлечёшь.Нужно нечто большее,начиная от беспрецендентной компании по дескридетации производителей техники из этих регионов,из политических кругов тех лиц которые прямо или косвенно так и иначе получают материальные и иные выгоды,а также многое другое.Всегда можно найти слабые звенья,осталось только начать этот процесс,тем более,что наши противники давно этим занимаются.
  9. starper 22 февраля 2016 10:45
    В общем ,новинок нет, и видимо, не скоро будут. Печалька.
  10. Олегмог 22 февраля 2016 11:01
    В Норвегии, пачка сигарет 900рублей. Сникерс 1200рублей.
    Всё поменялось наоборот, теперь Норги потихоньку потянулись
    в Мурманскую область. Грех России не воспользоватся
    благоприятной обстановкой, для продвижения своих товаров.
  11. red_october 22 февраля 2016 20:36
    Возможно, не надо Су-35 налево и направо продавать? Индия, к примеру соревнуется с западными самолётами своими СУ-30 мки в режиме радиомолчания, насколько об этом можно судить их СМИ, Китай, скорее всего тоже максимально аккуратно будет обходиться при контактах с западными истребителями, лишний раз не засвечивая. Но Индонезия! Они же мгновенно согласятся на "совместные учения" с американцами, где 35й внимательно узучат во всех возможных режимах. Так было с Су-30ми. Надеюсь, если и будут продавать 35е , то в максимально урезанной версии
  12. беспредел 22 февраля 2016 22:48
    Есть основания предположить, что за будущие два три года, заказов на нашу технику посыпятся много, ибо наши блестяще показали себя в Сирии, СУ-35 продавать. я думаю можно ибо это переходная наша версия на 5 поколение пока Т-50, не начнет поступать в серию, пока подпишем договор, пока построим пройдет года 3 и какраз уже будут серийно производиться Т-50, а версии урезанные в любом случаи продавать будем!
  13. Andkor1962 23 февраля 2016 16:40
    Плюс статье за честное (не шапкозакидательство)освящение наших позиций в Сингапуре
  14. РПК 23 февраля 2016 17:33
    Парни из делегаций разных стран в Сингапуре,давно знают друг дружку,надо же им выпить чаю с вареньем пообщаться.Я за.
  15. ДимЯн 23 февраля 2016 21:28
    Не надо заниматься гаданием. Всё надо оценивать по итогам, особенно в денежном эквиваленте.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня