Любимый ястреб дома Асадов

Любимый ястреб дома Асадов


Гражданская война в Сирии, продолжающаяся почти пять лет, еще ждет своего детального описания. Одним из самых интересных разделов будущей истории борьбы с радикальными исламистами и их союзниками, безусловно, станет анализ действий сирийских ВВС, во многом определивших ход этой войны.

Силы особого внимания



ВВС Сирии всегда считались одними из лучших в арабских странах — что неудивительно, учитывая летное прошлое Хафеза Асада, руководившего страной с 1971 по 2000 год, и его бессменного министра обороны Мустафы Тласа, с 1972 по 2002 год возглавлявшего военное ведомство. Качество арабских ВВС часто воспринимается через призму катастрофического разгрома в шестидневной войне с Израилем в 1967 году, однако в последующих конфликтах, несмотря на очевидное техническое и оперативное превосходство израильских ВВС, сирийцы выделялись на фоне соседей и лучшей подготовкой пилотов, и высоким уровнем организации.

В конце 1980-х прогресс сирийских ВВС приостановился: после распада СССР страна перестала получать военную технику на льготных условиях (а зачастую и бесплатно), а экономика Сирии не позволяла покупать новые самолеты по коммерческим ценам. Впрочем, беспокойства по этому поводу в Дамаске не проявляли: отношения с Израилем, стабилизировавшиеся до состояния худого мира, устраивающего обе стороны, позволяли не думать о возможной войне, а для наиболее вероятных внутренних конфликтов хватило бы и ранее поставленного — тем более что полученные в 1980-х годах ударные самолеты Су-24МК, Су-22М4, МиГ-23БН, истребители МиГ-23МЛ и МиГ-29 на тот момент считались вполне современными машинами.

Тем не менее в начале 2000-х годов Сирия рассматривала возможность обновления своих ВВС с помощью России — в частности, сирийские военные проявляли интерес к истребителям Су-27, но информация о поставках этих самолетов Дамаску осталась неподтвержденной. Насколько можно судить, реально возобновившееся сотрудничество в сфере авиатехники сводилось в основном к ремонту имеющихся самолетов и вертолетов. Сократились и возможности боевой подготовки, что впоследствии сказалось на потерях — при лучшей подготовке пилотов их было бы меньше.

В четвертом номере журнала Moscow Defense Brief за 2012 год была опубликована статья Михаила Барабанова Russian Interests in Syria: Myths and Reality, в которой сообщалось, что в 2007 году были подписаны два контракта: один из них предусматривал поставку 12 истребителей МиГ-29М/М2, другой — 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31Э. В начале 2012 года был подписан контракт на поставку 36 новейших учебно-боевых самолетов Як-130, оборудование которых позволяет, в частности, выполнять и задачи ударных машин, в том числе с применением высокоточного оружия. Предполагалось, что эти контракты станут первыми ласточками, и в 2010-е годы парк ВВС Сирии радикально обновится и не менее радикально сократится — как минимум за счет вывода устаревших истребителей МиГ-21 и ранних модификаций МиГ-23.

Любимый ястреб дома Асадов

Фото: Константин Мачульский / ТАСС
Истребитель МиГ-23 сирийских ВВС на авиабазе «Хама»


Реализовать эти планы, однако, не удалось: сначала финансовые проблемы Дамаска, а затем начавшиеся волнения, переросшие в гражданскую войну, сделали для сирийских ВВС куда более актуальными вопросы поддержания боеготовности имеющихся самолетов и вертолетов, независимо от их морального устаревания.

Война до последнего МиГа


Боевые действия, начавшиеся в 2011 году и охватившие большую часть территории страны в 2012-2013-м, заставили Дамаск использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, включая устаревшую технику. Десятки самолетов и вертолетов были потеряны на захваченных антиправительственными силами базах, однако в подавляющем большинстве это были выработавшие свой ресурс самолеты, числившиеся в строю лишь номинально. Практически все машины, способные летать, довольно быстро сосредоточились в центре и на западе Сирии, главным образом на авиабазах Мезе (Дамаск), Шайрат (Хомс), Аль-Тайяс (близ Пальмиры), Квейрис (в районе Алеппо), на аэродромах близ Латакии и Дейр-эз-Зора.

В ходе боевых действий использовались практически все типы самолетов, имеющиеся в распоряжении Дамаска, кроме разве что истребителей-перехватчиков МиГ-25П (в боеспособности которых к 2011 году уже были большие сомнения, а целей в этой войне для них не было точно). Сирийские ВВС несли значительные потери — по некоторыми источникам, было утрачено свыше 130 самолетов и вертолетов, однако достоверность этой оценки вызывает сомнения.

Любимый ястреб дома Асадов

Фото: Mohammed Al-khatieb / AFP / East News

Некоторые офицеры ВВС России, уже в ходе боевых действий бывавшие в командировках в Сирии в рамках военно-технического сотрудничества, анализируя некоторые случаи потерь сирийской авиатехники, прежде всего вертолетов, утверждали, что выкладываемые террористами видеоролики демонстрировали поражение одних и тех же машин, уничтожение которых фиксировалось несколькими камерами с разной дистанции и направлений, а при последующей обработке видео «продавалось» по нескольку раз. «Продавалось» в буквальном смысле: основные группировки антиправительственных сил, будь то умеренная оппозиция или радикалы, установили свою систему премий за успехи в боях, и уничтоженные самолеты и вертолеты оценивались очень высоко.

Пытаясь свести все тематические материалы воедино, можно прийти к выводу, что боевые потери ВВС Сирии, то есть машины, не вернувшиеся с боевого задания по всем причинам, от поражения ПВО противника, до аварии, а также списанные из за боевых повреждений, без учета захваченной или расстрелянной на базах техники, составляют более 40 вертолетов, подавляющее большинство которых — транспортные и многоцелевые Ми-8/Ми-17 в различных вариантах, а также две единицы боевых Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24Д) и 25-30 боевых самолетов. В это число входят около десяти МиГ-21 различных серий, шесть или семь учебно-боевых самолетов L-39, в том числе L-39ZA, адаптированных для штурмовых задач, четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН (включая один сбитый ВВС Турции 23 марта 2014 года), один истребитель МиГ-23МЛ, пять истребителей-бомбардировщиков Су-22М и три фронтовых бомбардировщика Су-24МК (включая сбитый израильскими силами ПВО 23 сентября 2014 года).

В настоящее время нет достоверных сведений о потерях вертолетов SA-342 Gazelle, которые Сирия закупала в конце 1970-1980-х годах во Франции. Возможно, их использование ввиду отсутствия запчастей из-за введенных странами Запада санкций крайне ограничено, и, скорее всего, единичные «Газели» просто не успели налетать достаточно, чтобы попасть под результативный огонь противника.

Не понесли потерь и истребители МиГ-29 — скорее всего потому, что их использование для ударных задач было довольно ограниченным, а истребители, занимающиеся патрулированием воздушного пространства и сопровождением ударных машин близ границы с Турцией, боевики просто не могли достать.

Так или иначе, общие потери достаточно велики: Сирия потеряла примерно половину имевшегося до начала войны парка вертолетов Ми-8/17 и примерно 15 процентов пригодного к полетам парка боевых самолетов.

Незамеченный подвиг


Пресса последних лет стала стесняться громких слов, однако то, что сделали ВВС Сирии (не умаляя заслуг ряда подразделений армии и ополчения), можно без преувеличения назвать подвигом. Страдая от нехватки запчастей, современных боеприпасов, топлива, на самолетах, зачастую вылетавших назначенный ресурс, с пилотами, у которых не было нужных часов налета для отработки противодействия средствам ПВО, сирийская военная авиация продолжала выполнять свои задачи. Иногда — в немыслимых условиях, как в осажденном Дейр-эз-Зоре, где истребители МиГ-21 поднимались в воздух фактически под минометным огнем, атакуя противника, окопавшегося в нескольких сотнях метров от взлетной полосы. При этом шансы остаться в живых «в случае чего» были минимальны: авиационно-спасательная служба в ВВС Сирии не слишком хорошо развита, а при попадании в руки террористов расстрел был самой легкой участью, грозившей пилоту.

Любимый ястреб дома Асадов

Фото: Дмитрий Виноградов / РИА Новости
Вертолет сирийских ВВС совершает облет в пригороде города Хама

Нехватка запчастей решалась «каннибализацией» ранее списанных машин, нехватка боеприпасов — изготовлением кустарных авиабомб, но до бесконечности так продолжаться не могло: современная авиация, даже с учетом неприхотливости и ремонтопригодности советских самолетов второго-третьего поколений, все же весьма чувствительна к поставкам необходимого оборудования, и без внешней помощи сирийские ВВС однажды перешли бы ту грань, за которой последовало бы обвальное крушение боеспособности и переход к эпизодическим вылетам единичных «оставшихся в живых».

Переход за эту грань откладывали несколько факторов. Во-первых, проблемы с оснащением и подготовкой у противника — террористические группировки, имея достаточное количество оружия, так и не получили современных переносных зенитных комплексов (видимо, спонсоры и радикалов, и умеренной оппозиции догадывались о возможных последствиях для самих себя). Основным средством ПВО боевиков оставалось стрелковое оружие и малокалиберная зенитная артиллерия с крайне ограниченным числом ПЗРК старых типов. Подготовка расчетов этой импровизированной ПВО также оставляла желать лучшего, что зачастую спасало сирийских пилотов, позволяя им компенсировать недостаток собственной подготовки многократными заходами на цель, которых не простил бы любой профессиональный расчет зенитной установки.

Вторым существенным фактором стала помощь извне, в первую очередь — из России. Начавшаяся в 2012 году и расширившаяся в следующие два года, она позволила замедлить темпы снижения боевого потенциала, а затем и остановить его. Ключевую роль сыграли поставки запчастей, позволившие поддерживать техническую готовность авиапарка, и организационная помощь в виде военных советников на месте и запущенной вновь подготовки летного, технического и командного состава ВВС в России.

В этих условиях сирийская авиация выполняла практически весь объем задач — от поддержки блокированных баз до точечных ударов. По некоторым сведениям, в марте 2014 года вылет бомбардировщика Су-24МК с полученной из России управляемой авиабомбой решил судьбу древней твердыни госпитальеров — Крак де Шевалье близ Хомса, которая в 2013 году была захвачена террористами. Высокоточный боеприпас проделал брешь в укреплениях, которой воспользовались сирийские спецназовцы, ворвавшиеся в замок и уничтожившие боевиков. Этот шаг позволил сохранить историческую крепость: обычный для сирийской армии многодневный артобстрел превратил бы ее в руины. ВВС Сирии оказались единственной силой в распоряжении Дамаска, способной эффективно поддерживать собственные войска и в обороне, и в наступлении, однако число боеготовных машин в силу потерь и физического износа неуклонно уменьшалось и заставляло задуматься о перспективах этой поддержки и войны в целом.

Главной проблемой сирийских ВВС была разведка и целеуказание. Там, где противника удавалось оперативно идентифицировать и "привязать к месту", удары с воздуха имели сокрушительный эффект, но нехватка современных разведывательных средств делала такие успехи нечастым явлением. Террористы, придерживающиеся тактики маневренной войны с активным использованием небольших мобильных подразделений, научились выходить из под ударов, и немногочисленная группировка сирийских БПЛА и самолетов-разведчиков не позволяла своевременно отслеживать их перемещения. Изменить эту ситуацию удалось только с появлением в регионе российской авиагруппы.

Война шла с переменным успехом, и, отражая атаки террористов в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других — к лету 2015 года ситуация стала критической. В этот момент, однако, уже началась подготовка российской операции, вскоре радикально изменившей обстановку.

Новые условия


Операция российских воздушно-космических сил в Сирии, начавшаяся официально 30 сентября 2015 года, позволила дать сирийским ВВС отдых — почти все современные машины были выведены на ремонт и модернизацию. По имеющейся информации, сирийские Су-24МК получили новый прицельно-навигационный комплекс СВП-24 и другое оборудование, что расширило номенклатуру используемых боеприпасов и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко повысило эффективность их действий — теперь в каждом вылете сирийские Су-24 благодаря новому оборудованию и прошедшим переподготовку летчикам могли поражать несколько целей, как и модернизированные российские бомбардировщики того же типа.

Любимый ястреб дома Асадов

Фото: Константин Мачульский / ТАСС
Подготовка истребителей МиГ-21 сирийских ВВС к вылету

По некоторым данным, модернизация коснулась и как минимум части сирийских МиГ-29, однако некоторые специалисты полагают, что под модернизацию замаскировали все же состоявшиеся поставки МиГ-29М, которые были заказаны Дамаском еще в 2000-х.

Насколько можно судить, в настоящее время именно группировка Су-24 составляет боевое ядро сирийских ВВС, и самолеты этого типа совершают до 30 вылетов в сутки. В то же время используются и самолеты других типов: истребители-бомбардировщики Су-22М4, численность которых оценивается примерно в 25-30 исправных машин, МиГ-23БН, которых насчитывается примерно столько же, истребителей МиГ-23МЛ/МЛД и МиГ-21, которых, по разным оценкам, осталось примерно по 50-60 исправных машин для каждого типа. Число вылетов старых машин сложно оценить в виду недостатка информации, но в основном они используются для поддержки войск на поле боя.

Ввод российской авиагруппы и обновление парка ударных машин сирийских ВВС позволили резко сократить использование над полем боя учебно-боевых самолетов L-39. Нагрузка на сирийскую армейскую авиацию тоже снизилась — над полем боя появились российские вертолеты Ми-24П, которые были быстро опознаны на видео даже не столько по внешним отличиям от сирийских Ми-25, сколько по почерку: полеты на сверхмалых высотах и больших скоростях с интенсивным маневрированием до этого позволяли себе очень немногие сирийские вертолетчики.

Говорить о победе в сирийской войне рано, даже несмотря на растущие объемы помощи Дамаску со стороны Москвы и Тегерана, — равно как и предполагать, чем в принципе она может закончиться. Но самое главное уже произошло: очевидно, что ни умеренной оппозиции, ни радикалам разных направлений не удалось добиться крушения сирийского государства и одержать победу над его армией. Подчиняющиеся Башару Асаду войска и отряды ополчения прекратили отступать, более того — начали зачистку от боевиков стратегически важных районов Латакии и Алеппо, выходя к границе с Турцией. Как пойдут боевые действия дальше, особенно с учетом объявленного перемирия, сказать пока сложно, но перелом уже очевиден, как и значимый вклад в этот успех сирийских ВВС.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2016/02/28/syriansky/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 30
  1. Alexez 7 марта 2016 06:31
    Хорошая статья. Когда читаешь такое впечатление, как-будто хроника Великой Отечественной.
  2. svp67 7 марта 2016 06:37
    но перелом уже очевиден, как и значимый вклад в этот успех сирийских ВВС.
    Увы, но работы им еще надолго хватит. И если сирийские ВВС худо-бедно адоптировались на борьбу с террористами, то в случае конфликта, даже с одной Турцией, уже не говоря про коалицию нескольких стран, им придется очень не сладко.
    Не понесли потерь и истребители МиГ-29 — скорее всего потому, что их использование для ударных задач было довольно ограниченным
    но зато как эффектно...
  3. Bort Radist 7 марта 2016 07:52
    Цитата: svp67
    "в случае конфликта, даже с одной Турцией, уже не говоря про коалицию нескольких стран, им придется очень не сладко."

    Как говорится - заграница им поможет. wink
  4. кудесник 7 марта 2016 08:07
    Сирийские лётчикам приобретают опыт, опыт войны. А это многого стоит, один ас может попортить крови не одному врагу.
  5. Громобой 7 марта 2016 09:21
    МиГ-21.21-ый век,а всё работает!Отдаю дань уважения сирийским лётчикам идущим в лобовую атаку на пулемёты .И хочу сказать спасибо преподавателям военных училищ,что научили их летать.В небе представители советской школы .И ученики учеников.(кто там в кабине сидел определить невозможно.То ли седовласый полковник,то ли безусый лейтенант,но одно определить можно точно---он не сворачивает)
    1. Басарев 7 марта 2016 19:40
      А я что говорил? Его модернизировать толком - и ещё столько же пролетает!
    2. midivan 8 марта 2016 14:55
      Цитата: Громобой
      То ли седовласый полковник,то ли безусый лейтенант,но одно определить можно точно---он не сворачивает)

      самое точное определение что он не ссыкун hi уважуха! я ведь правильно понял что он дождался пока закончат трассера летать и только тогда начал поворот? значит не отморозок, а холодный расчет и смелость
  6. Александр72 7 марта 2016 09:54
    После свертывания советско-египетского сотрудничества Сирия стала главным стратегическим партнером СССР на Ближнем Востоке. Этому способствовал целый ряд факторов: относительная стабильность, установившаяся в стране с приходом к власти Хафеза Асада; непримиримое отношение к Израилю, само право на существование которого сирийский лидер не признавал. Сирия пользовалась поддержкой влиятельных стран арабского мира, причем опора на щедро предоставляемые финансовые ресурсы соседей позволяла сирийцам не ограничивать себя в наращивании и модернизации армии, используя технику как советского, так и западного производства. Как и во многих ближневосточных странах, военная авиация обладала приоритетом и даже была престижна (Асад, как и президент Египта Мубарак, король Иордании Хусейн и многие члены саудовской династии Фейсалов, был военным летчиком). До половины ВВС составляла ударная авиация, представленная истребителями-бомбардировщиками и боевыми вертолетами. СССР начал поставку новых машин уже в 1974 году, причем ввиду срочности поддержка ближневосточных партнеров опережала даже перевооружение современной техникой союзников по Варшавскому договору, а то и собственную армию.
    Первые МиГ-23БН вместе с истребителями МиГ-23МС прибыли в порт Латакия в 1974 г., причем Сирия, по примеру СССР, не ограничилась одним типом истребителей-бомбардировщиков. Она получала параллельно Су-20 (а затем и Су-22М), хотя они практически не отличались по боевым возможностям. Передача сирийцам первой партии Су-20 состоялась весной 1973 г., еще до того, как эти истребители-бомбардировщики стали получать советские ВВС.
    В результате весной 1982 г. сирийские ВВС на юге страны располагали ударными машинами в составе 3-х авиабригад (формирований, близких к полку советских ВВС и насчитывавших 2 - 4 эскадрильи). 34-я истребительно-бомбардировочная авиабригада (Су-22М и МиГ-23БН) дислоцировалась на базе в Насрийя, 68-я (Су-20, Су-22М и МиГ-23БН) на базе Хомс, а смешанная 17-я (помимо 2-х эскадрилий МиГ-23БН, имела 2 эскадрильи истребителей МиГ-23МФ) на базе Сигаль.
    Экспортные МиГ-23БН и Су-22 сирийского заказа в "исполнении Б" отличались оборудованием, не имели комплекса управляемого вооружения и могли использовать только обычные авиабомбы и НАР. Соответствующее внимание было уделено освоению новой техники, причем переучиванию способствовало хорошее взаимопонимание, уважительное отношение сирийцев к нашим инструкторам (нечастое в арабских странах) и, в значительной мере, как отмечалось в их характеристиках, "...хорошо развитое мышление, решительность и высокая профессиональная направленность".
    Советские инструкторы при обучении сирийских летчиков относили их к наиболее подготовленной группе, отзываясь следующим образом:
    "Уровень профессиональной выучки достаточно высокий. Группа дисциплинированная и организованная. Чистоплотны и опрятны. В большинстве хорошо развиты физически. Вежливы, общительны, скромны, гостеприимны. Самолюбивы и обидчивы, не прощают обид. Критику воспринимают правильно, но склонны переоценивать свои силы. Эмоциональны, не всегда умеют сдерживать себя, некоторые вспыльчивы. Уровень психических функций достаточно высокий, хорошо развито логическое и аналитическое мышление. В обучении проявляют любознательность и усидчивость, но инициативу проявляют редко. С желанием изучают технику. В полете могут допускать отклонения от полетных заданий. В полете и при проверках держатся уверенно. В сложных ситуациях решительны, но напряжены. Летную нагрузку выдерживают хорошо и быстро адаптируются к смене обстановки".

    Как видим, с того времени в отношениях наших военных советников и сирийских летчиков ничего не изменилось, как и профессионализм сирийцев, который с получением боевого опыта только растет.
    Честь имею.
    1. EvilLion 8 марта 2016 16:53
      Су-20 вообще-то экспортная версия Су-17.
  7. Hauptam 7 марта 2016 11:30
    В России как класс уничтожили истребители-бомбардировщики где СУ 17М4, МиГ 27, а при определённой модернизации это сила и не дорого как СУ34.Сирия еще раз это доказала.
    1. Александр1959 7 марта 2016 11:54
      В России как класс уничтожили истребители-бомбардировщики где СУ 17М4, МиГ 27, а при определённой модернизации это сила и не дорого как СУ34.Сирия еще раз это доказала.

      В ВВС России как класс в 90-х уничтожили все однодвигательные летательные аппараты. Обоснование было одно- обеспечение безопасности полетов. Насколько соответствует действительности такое объяснение.....????? Даже если снимать с эксплуатации, то после модернизации и ремонта можно было бы продавать ряду стран, эксплуатирующих соответствующую технику.
      1. Vladislav 73 7 марта 2016 14:34
        В том то всё и дело!Однодвигательные самолёты массово сняли с вооружения,а заменить....Су-34 приняли на вооружение в 1992,а когда начались массовые поставки в войска,мы все хорошо помним.Опять же,про однодвигательные аппараты...Взять ту же Индию,с её вечными Индо-Пакистанскими конфликтами.МиГ-27 там был основным ударным самолётом.И даже адаптированным под несение тактического ядерного оружия.Летают же!А у нас-снять то сняли,да заменить забыли!
        1. user1212 7 марта 2016 19:47
          Цитата: Vladislav 73
          Взять ту же Индию,с её вечными Индо-Пакистанскими конфликтами.МиГ-27 там был основным ударным самолётом

          Ну да. Две великие авиастроительные державы, имеющие столетний опыт применения авиации. Только с них нам пример и брать. В добавок задачи нашей авиации и вышеназванных стран совпадают полностью. Ага
          1. Vladislav 73 7 марта 2016 21:59
            Цитата: user1212
            В добавок задачи нашей авиации и вышеназванных стран совпадают полностью. Ага

            Пожалуйста,назовите отличия в задачах фронтовой и ударной авиации в зависимости от страны применения!Чушь городите.Тактика может быть различна,а задача одна-поддержка сухопутных войск.Хоть Российских.Хоть Индийских.Да хоть кого.И ещё.Пример привёл успешного применения однодвигательных самолётов.В отличие от России,которая убрала одно,а взамен не поставила другое.ИМХО.
      2. Пеший 7 марта 2016 15:11
        Цитата: Александр1959
        В России как класс уничтожили истребители-бомбардировщики где СУ 17М4, МиГ 27, а при определённой модернизации это сила и не дорого как СУ34.Сирия еще раз это доказала.

        В ВВС России как класс в 90-х уничтожили все однодвигательные летательные аппараты. Обоснование было одно- обеспечение безопасности полетов. Насколько соответствует действительности такое объяснение.....????? Даже если снимать с эксплуатации, то после модернизации и ремонта можно было бы продавать ряду стран, эксплуатирующих соответствующую технику.


        Американские F-16 имеют 1 двигатель и продолжают летать.
        1. Александр1959 7 марта 2016 15:48
          Американские F-16 имеют 1 двигатель и продолжают летать.

          И не только F-16. Я как-то выкладывал здесь видео польского АРЗ, где видно, что ремонтируют поляки не только МиГ-29, но и Су-22.Т.е. страна, состоящая в НАТО, вполне нормально оценивает эксплуатацию еще советского производства однодвигательного самолета. А машина была хорошая...Я про Су-17М4
          Обоснование было одно- обеспечение безопасности полетов. Насколько соответствует действительности такое объяснение.....?????
          1. ватник 7 марта 2016 17:13
            Мне статья понравилась. Надеюсь наша страна поможет в модернизации и оснащении сирийских самолётом а в дальнейшем и передаст ВВС САР СУ-24 СУ-25 СУ-30(а может и СУ-34) МИ-24 которые сейчас есть в составе наших ВКС в этом государстве.
        2. Комментарий был удален.
        3. user1212 7 марта 2016 19:54
          Цитата: Пеший
          Американские F-16 имеют 1 двигатель и продолжают летать.

          Американцы и на самолетах времен ВМВ могут вылеты производить. Папуасы все равно не смогут сбить т.к. единственное средство ПВО это покричать вслед самолету. Ну еще камнями могут покидаться да из калаша пострелять. НСВ - предел мечтаний
        4. EvilLion 8 марта 2016 16:59
          Но аварийность у них впечатляющая по сравнению с F-15.
      3. EvilLion 8 марта 2016 16:57
        Тогда оружия растекалась масса, вряд ли можно было бы продать много старья. В условиях же снижения численности армии масса старых машин становилась просто избыточной. Удивляет, однако, быстрый приход в неподлежащее восстановлению состояние МиГ-27, которым уже в 95-ом появилась работа в Чечне.
    2. Туркестанец 7 марта 2016 22:03
      Не знаю как Миг-27 но Су-17М4 великолепный самолет Он и сейчас по ЗУБАМ может надовать.
    3. макс702 8 марта 2016 11:46
      Цитата: Hauptam
      В России как класс уничтожили истребители-бомбардировщики где СУ 17М4, МиГ 27, а при определённой модернизации это сила и не дорого как СУ34.Сирия еще раз это доказала.

      Согласен что СУ-34 дороговато, но разве ИБ типа СУ-17 и МИГ 27 не могут заменить штурмовики СУ-25? Мне скажут это разные машины! Но позвольте ,а какая разница ? Боевая нагрузка примерно одинаковая , радиус БД почти, прицельное оборудование можно поставить любое! А то что у СУ25 скорость поменьше, ну дык по тем целям и задачам низкая скорость нанесения предпочтительней, а бронирование и крепкая конструкция важней! Сдается мне вложи в СУ-25 столько же денег что вложили в МИГ-27 или СУ-17 машина получилась бы на порядок лучше ! Основной косяк СУ-25 убогое прицельное оборудование но поменять то его вполне возможно, надо только не жаться на модернизацию..
      1. EvilLion 8 марта 2016 17:02
        На Су-24 в принципе то же самое оборудование, что и на МиГ-27, а их осталось дофига и больше.
        Су-25 в плане управляемого вооружения довольно примитивная машина, МиГ-27 и Су-17М4 посерьезнее были, даже Су-25СМ в этом плане как-то не впечатляет. Логичнее сейчас довести до производства варианты Су-25Т.
        1. макс702 8 марта 2016 17:30
          Цитата: EvilLion
          Су-25 в плане управляемого вооружения довольно примитивная машина, МиГ-27 и Су-17М4 посерьезнее были, даже Су-25СМ в этом плане как-то не впечатляет. Логичнее сейчас довести до производства варианты Су-25Т.

          Дык и я о том! Поставьте на СУ-25 НОРМАЛЬНЫЙ прицельный комплекс и ничего более не надо! По цене и простоте обслуживания эта машина превосходит что МИГ-27 что СУ-17. Идиотская постановка что штурмовик должен быть "дешевым" а следовательно Прицельное оборудование можно поставить для галочки.. А так в ВВС получалась бы стройная картина сведя разносортицу на нет, СУ-35 для завоевания в воздухе, СУ-30 универсальные рабочие лошадки, СУ-34 бомбят все и вся, А СУ 25 работает на переднем крае выкавыривая особо сложные цели над полем боя.. ВСЕ! Остаются только стратеги , ВТА и специализированные самолеты.. если посчитать экономию на однотипном ряду машин то на СУ-25 можно что угодно поставить сэкономленные средства это позволят.
  8. Dekabrev 7 марта 2016 22:58
    А что? Надо было Су-27 или Су-24 сокращать?
    Слава Богу, что хоть до этого не дадумались под девизом: "два двигателя дорого - плиз нафиг"!
  9. rJIiOK 8 марта 2016 15:25
    По-моему, эта статья была месяц назад на ВО.
  10. помидоркин 9 марта 2016 01:58
    Вызывает уважение отвага и героизм сирийских лётчиков.Снимаю шляпу hi
  11. Аника-воин 9 марта 2016 16:03
    Статья вселяет оптимизм.Наше (сирийское) дело правое,победа будет за ними!
  12. Комментарий был удален.
  13. CRASH. 9 марта 2016 19:11
    МИГ29 раздолбал блиндаж.
  14. Old_Python 10 марта 2016 13:41
    Заголовок просто шикарный! hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня