Military Review

Portugal in the First World War

12
Portugal in the First World War

100 years ago, 9 March 1916, Germany declared war on Portugal. This happened when the Portuguese, at the request of Britain, seized German ships that were in the ports of Portuguese East Africa (present-day Mozambique). On March 15, a similar “exchange of courtesies” took place at Lisbon with Vienna.

Although before Portugal formally and remained neutral, de facto the first fighting between the Germans and the Portuguese began in October 1914, when German troops invaded from the colony of South-West Africa in Portuguese Angola and took control of part of its districts. Germans also attacked Portuguese border posts in eastern Africa. They explained their claims by the fact that the Portuguese had long-standing allied agreements with the British Empire. The Portuguese fought back, but they were afraid to openly quarrel with Germany. Lisbon has transferred several thousand soldiers to Africa. This is a typical border war, which received official status only after a year and a half.

It must be said that between Germany and Portugal there have long been tensions related to border issues in the colonies. So, in 1886, Germany and Portugal agreed to draw the border between German East Africa (which included the present mainland of Tanzania) and Portuguese East Africa (now Mozambique) along the River Ruvume. But in 1892, Germany announced that Portugal had no rights in the territory north of Cape Cabo Delgado (approximately 10 km south of the mouth of the Ruvuma). In 1894, the German fleet captured Kiongu. This is a small area in the extreme north-east of Mozambique (on the border with Tanzania), on the shores of the Indian Ocean, south of the River Ruvuma, around the village-port of Kionga. German troops occupied the neighborhood Kiongi area 395 square. km

By the beginning of World War I, Portugal was one of the most underdeveloped agrarian European countries. Accordingly, its armed forces had a minimum combat potential. The country had no funds for a strong army and navy. In memory of the former powerful colonial empire, Portugal (a republic since 1910) inherited significantly reduced colonial possessions - Mozambique, Angola and Guinea-Bissau in Africa, small territories in India, Oceania, and islands in the Pacific and Indian oceans. In addition, Britain, which claims to be a world leader, trampled the finances and economy of Portugal, and began to determine its policy.

With the beginning of the war, the political forces of Portugal were divided. The Democratic Party advocated the entry of Portugal into this conflict. The most important was the argument that it was the only way to protect the colonies, which were an important source of income and the last belonging to former greatness. So, in Portugal it became known that in 1913 it almost came to the signing of a secret agreement between England and Germany on the sharing of the Portuguese overseas possessions in half by these two great powers. The war temporarily prevented the implementation of this plan, but the winner, whoever he became, could get everything. In addition to this argument, they talked about the need to embed the country in a pan-European context. They say that Portugal should not remain aloof from the general war and participation in the conflict will raise the status of the country. At the same time, the left supported the support of the Entente powers, who personify freedom, and the right - for Germany, which was identified with force and order.

The Democratic Party had strong positions, so in the end Portugal decided to go to war. At the same time, the British solved their problems. London needed to find additional contingents of "cannon fodder" for the French theater and the war in Africa. The Portuguese colonies of Angola and Mozambique very conveniently flanked the German possessions in South-West and South-East Africa. At the beginning of the war, several dozen German and Austro-Hungarian merchant ships, caught in the sea, took refuge at the mouth of the Tagus River - in a neutral port, where they hoped to avoid capture by the British squadron. However, London wanted to get these ships "with cargo, crew and all the equipment", and the British "asked" Lisbon to seize them, then to transfer to their use. So the Portuguese did, because they could not refuse England. In response, the German Empire declared war on Portugal.


Portuguese guardsmen

15 July 1916 received a formal request for the participation of Portuguese troops in the European massacre from Britain. 22 July was followed by an answer: Portugal pledged to form a Portuguese Expeditionary Corps for the front (port Exp Corpotionário Português, CEP) consisting of three infantry divisions and an independent artillery compound. The troops were partly staffed with military personnel, partly with reservists who were called up. The first commander of the corps was appointed General José Norton de Matos. He was a rather mild manpower for a military man, who genuinely loved his soldiers and cared for them, a good military administrator, but as a commander often experienced a “lack of resolve”.

7 August the Portuguese Parliament approved the country's participation in the war in accordance with the proposal of the British government. The expeditionary forces of Portugal included 55 thousand soldiers and 1000 gunners, who were sent to France in batches of 4-5 thousand people each month. In fact, only the first two divisions reached France, since then the main efforts of the Allies were directed to the transportation of American troops. In addition, significant forces were sent to the African colonies - Angola and Mozambique, where direct hostilities with the Germans also continued until the end of the war.

In December 1916, the French asked Lisbon to send gunners to build heavy artillery batteries from 20 to 30. In January, the 1917 of the year was formed by the Independent Corps of Heavy Artillery (port. Corpo de Artilharia Pesada Independente, CAPI) as part of the 25 batteries. In February 1917, the first Portuguese contingent reached the French port of Brest. From there, soldiers were loaded into trains that carried them to front-line base camps. The path to the front ended on foot march directly to the position. According to the agreement with Great Britain on the participation of Portugal on the Western Front, the troops of the Portuguese corps were integrated into the British Expeditionary Force. The Portuguese contingent became part of the 1 of the English army.

Mobilization and military training was in full swing throughout Portugal. The basis of the expeditionary corps consisted of ordinary peasants, who were torn away from their difficult labor. Initially, for many of the Portuguese military, the upcoming “trip to France” seemed almost entertainment. Portugal entered the first European war (not counting internal conflicts) since the wars of Napoleon. About the devilish meat grinder, which has already claimed hundreds of thousands of lives, only indistinct scraps of news reached the quiet and provincial Portugal. We must pay tribute to the British, though they dragged Portugal into the war, but honestly provided new allies with modern equipment and weapons. Thus, in the field camps, the Portuguese mastered such novelties as the Lewis machine guns, which the poor army of Portugal could only dream of earlier. The fighting showed that the Portuguese are brave soldiers and good machine gunners.


Portuguese troops land in Angola

Portuguese soldiers master Lewis machine guns

Landing in France

For the first time, Portuguese soldiers entered 4 on April 1917, and at the same time the first one was hit by a bullet from a German sniper. Private Antonio Gonçalves Kurado (by the way, not a peasant, but a student volunteer) became the first Portuguese killed on the French front. By the end of May, the first Portuguese brigade occupied its sector at the front. 16 June 2-I infantry brigade occupied another sector in the battlefield. July 10 The 1-Division CEP took control of their sectors and took command of British General Richard Hacking. Part of the Portuguese division's 2 began to arrive. In September, the 4 Brigade from the 2 Division arrived at the front.

In the autumn of 1917, the number of Portuguese troops on the French front reached almost 60 thousand. The Portuguese corps consisted of: two full-fledged infantry divisions, each with three brigades (in the brigade - four infantry battalions and an 75-mm mortar / mortar battery); plus parts of divisional subordination (the same in both divisions) - three artillery battalions, three machine-gun battalions, three 152-mm mortar batteries, three engineering and sapper companies, a heavy mortar battery, a cavalry squadron, a telegraph company and a car battalion. A corps battalion, an engineering battalion and rear services were located in corps subordination. The Portuguese railway battalion and artillery compound of ten heavy howitzer batteries were transferred to the British command. On November 5, the command of the Portuguese Corps reported on full acceptance of responsibility for the "Portuguese Sector" of the front - the 18-kilometer (6 km. More) than the first line of defense and three echelons of defense.


In positions

At first, the arrival at the front of the “toy army” caused a typically Prussian arrogant contempt among the opposing Portuguese forces. However, all attempts to knock down the Portuguese from positions in June and July consistently ended with the attack of the German troops were repulsed. Moreover, the Portuguese, who were still drawn into the realities of the new war, went on the attack (like the French in 1914). Therefore, the Germans, appreciating the courage and resilience of the new enemy, in August-September 1917 were already serious about him and attacked “in the strict rules of art” - with strong artillery preparation and attack troops going on the point of impact. However, the Portuguese soldiers withstood this onslaught.

In the future, the combat effectiveness of the Portuguese troops, who were involved in the "trench life" fell. The Portuguese, who grew up in a warm seaside country, had a chance to experience all the trenching life on the Western Front. By the spring of 1918, losses in the personnel of the Portuguese corps reached 18% - the vast majority of them from colds and frostbite. The soldiers did not even have the simplest skills to prevent hypothermia in the field. As a result, the morale of the Portuguese soldiers fell. There were numerous cases of disobedience to orders, when soldiers refused to leave dugouts on duty, and even entire units refused to return from a short rest under the roof to the front line. In this case, the Portuguese officers tried to cover their own. However, in spite of discouragement, the Portuguese managed to hold their positions during the March German offensive. The Portuguese have tried to show that they are not worse than the others.

By the spring revealed another problem. The Portuguese, unlike the French and the British, had nothing to rely on vacation from a position. Replacing or recruiting from Portugal did not arrive, although the 3-I infantry division was already ready there. With the entry into the US war, all the transports were engaged in transporting American troops, and the Portuguese were virtually forgotten. By April, the deplorable state of the Portuguese troops led the British command to send both divisions to the reserve. First, the 1 Division was sent to the rear. The 2 Division entered the 11 British Corps. The corps commander, General Richard Hacking, immediately personally inspected the foreign troops assigned to him and came to an insult to the Portuguese, but an objective conclusion: “These tatters are no good! They need to be changed. ” However, the German attacks forced the Allies to abandon these plans.

In April, the battle began on the river Fox. Before 1700, the German guns attacked the positions of the 11 corps. The Portuguese could only fire with 88 guns. German artillery plowed positions 2-th division. Then 8 of the German divisions went for a breakthrough. In some places, the Germans easily crossed the line of defense, in others the surviving Portuguese desperately fought back. But in general, this picture did not change. In a few hours of battle, the Portuguese division was destroyed: 327 officers and 7098 soldiers were killed, wounded and taken prisoner, which was about 35% of the total strength of the Portuguese corps. For the first time, demoralized Portuguese soldiers surrendered en masse. True, blaming the Portuguese soldiers is not worth it. This is the fault of the high command, which in time did not change the troops brought to the extreme degree of fatigue and despair.

The survivors were sent to the reserve, or integrated into the British forces. In July, the CNE 1 Division became part of the British 5 Army, commanded by William Bidwood. In August, an experienced general, Tomas Garcia Rosadu, took over the Portuguese forces. The remainder of the war the Portuguese spent in the rear. The British command applied them to civil engineering and the protection of communications.

In September, General Rosadou energetically set about re-forming the Portuguese corps in order to regain his combat capability. Of the most combat-ready units, he planned to create three infantry brigades (three battalions each). In October 1918, the first four battalions were formed. Portuguese troops took part in the final stage of the decisive “One-Day Offensive” of the troops of the Entente, which forced the German Empire to surrender. For the last time in World War I, the Portuguese fought 11 on November 1918 in Belgium, attacking the retreating German units while crossing the Scheldt River.

The war led to the appearance of heroes. Newspapers of distant Lisbon enthusiastically talked about young lieutenants, who raised the soldiers in counterattacks, captured prisoners. Ambitious and courageous young officers during this period were able to become heroes for their soldiers, to the extent that the first line of defense in the Portuguese trench lingo became known as the position of junior lieutenants. And during the Battle of Lys, Private Anibal Milyash (later called Soldado Milhões or “Soldier Standing a Million Others”), one with a machine gun, covered the retreating colleagues, which allowed them to escape from the attack and regroup. German soldiers seemed to be dealing with a whole platoon. When the ammunition ended, he left the battlefield, destroying several Germans on motorcycles along the way. After that, he wandered, losing his part, and was found only when he saved a Scottish major from the swamp, who led him to the Allied battle camp.



Anibal Millais (middle front row) among other Portuguese soldiers who were awarded for the Battle of Fox; his award is the high Portuguese Order of the Tower and the Sword (he was also honored by the French Legion of Honor)

The losses of Portugal in the war amounted to 8145 killed, 13751 wounded, 12318 captured or missing. German submarines sank 80 Portuguese ships. The profit from the war was small. The territorial acquisition of Portugal at the end of the war in 1919 was only a small piece of German East Africa - the port of Kyonga.
Author:
Articles from this series:
1916 Campaign

The strategy of the Entente and the Central Powers on 1916 year
"The French Armed Forces will bleed to death in any case - will she keep Verdun or not"
France and England were going to "fight to the last Russian soldier"
Russian soldiers in France
Brilliant victory of the Russian Caucasian army under Erzerum
Keprikeyskoe battle
Assault Erzerum
Defeat of the Turkish Army 3
Trapezund operation
Verdun meat grinder
Verdensky meat grinder. H. 2
Strategic defeat of the German army near Verdun
Naroch operation
12 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 10 March 2016 07: 18
    +8
    England said, Portugal replied: Yes!
    1. Galich Kos
      Galich Kos 10 March 2016 08: 55
      +2
      In the same way, today, small and weak, and therefore countries that do not have their own foreign policy, are taken under the hood to the detriment of their loved ones.
      1. PKK
        PKK 10 March 2016 10: 30
        +1
        Portugal has long been the litter of Britain, probably proud of it.
    2. hohol95
      hohol95 10 March 2016 23: 12
      0
      Portugal worked off debts for supplying its army during the wars with Napoleon! The British decently invested money in them and then very much regretted it! Here, apparently, they reminded of old debts!
      1. 933454818
        933454818 22 May 2016 16: 50
        0
        Napoleon declared war on Portugal because of Portugal's refusal to join the naval blockade of England. Through the Portuguese ports, the supply of food to England continued, i.e. Portugal carried out a trade agreement with England, signed back in 1309. The British sent their soldiers to help Portugal, helped build several fortresses, but the hostilities were sluggish and, as they said, the French soldiers suffered more from the tripper than from the war. Well, now the Portuguese do not They think about politics in general and are going to leave the EU, the euro zone and NATO.
    3. datur
      datur 13 March 2016 00: 50
      0
      Quote: parusnik
      England said, Portugal replied: Yes!
      --- and 2 times !!!!
  2. 89067359490
    89067359490 10 March 2016 08: 46
    +2
    With these colony endowed with resources and population, Portugal remained in the role of Cinderella of Europe. Even the Italians achieved more in their short colonial age.
  3. RUSS
    RUSS 10 March 2016 10: 04
    +3
    Thanks to the author for the article, I discovered a new page in history, and special thanks for not talking about Khrushchev laughing Do you have such a series of articles.
    1. Galich Kos
      Galich Kos 10 March 2016 10: 44
      +1
      The author is really well done. Thanks to the article, I also learned about the role of the heroic Portuguese army in the 1st World War.
  4. Robert Nevsky
    Robert Nevsky 10 March 2016 11: 01
    +1
    I did not know about the participation of Portugal in the WWI, thanks to the author for the article!
    For me, Germany’s main mistake is that she fought with Russia. And after 1918
    If she didn’t do this, she could easily take over and rule Western Europe and England.
    Unfortunately, the Germans are again preparing to fight with Russia, and this will lead to another catastrophe for them, and for Europe too ...
  5. Parsec
    Parsec 10 March 2016 12: 07
    +2
    In January 1917, the Independent Heavy Artillery Corps (port of Corpo de Artilharia Pesada Independente, CAPI) was formed with 25 batteries

    Independente in context translates to Separate. Correctly "Separate heavy artillery corps".
    1. visitork67
      visitork67 10 March 2016 19: 33
      0
      I agree. And somehow it cuts the ear. Context is a great thing. And then it can be translated as an independent, if in Svidomo style.
  6. saygon66
    saygon66 11 March 2016 00: 03
    0
    - Filled up another gap in education! Thank you No one can stay away from a big fight ...
  7. Jääkorppi
    Jääkorppi 15 March 2016 17: 38
    0
    Thank you !! An interesting page of the WWI, especially puppet Baltic regimes should think about!

Португалия в Первой мировой войне

Португалия в Первой мировой войне

100 лет назад, 9 марта 1916 года, Германия объявила войну Португалии. Это произошло, когда португальцы по требованию Британии захватили германские судна, находившиеся в портах Португальской Восточной Африки (современного Мозамбика). 15 марта аналогичный «обмен любезностями» состоялся у Лиссабона с Веной.

Хотя до этого Португалия формально и сохраняла нейтралитет, де-факто первые боевые действия между германцами и португальцами начались еще в октябре 1914 года, когда германские войска вторглись из своей колонии — Юго-Западной Африки — в португальскую Анголу и взяли под контроль часть ее районов. Германцы также совершали нападения на португальские пограничные посты на востоке Африки. Свои претензии они объясняли тем, что португальцы имели давние союзнические соглашения с Британской империей. Португальцы отбивались, но открыто ссориться с Германией до поры опасались. Лиссабон перебросил в Африку несколько тысяч солдат. Это типичная приграничная война, которая получила официальный статус лишь спустя полтора года.

Надо сказать, что между Германией и Португалией уже давно были напряженные отношения, связанные с пограничными вопросами в колониях. Так, в 1886 году Германия и Португалия договорились провести границу между Германской Восточной Африкой (в состав которой входила нынешняя материковая часть Танзании) и Португальской Восточной Африкой (нынешним Мозамбиком) по реке Рувуме. Но в 1892 году Германия объявила, что Португалия не имеет прав на территории севернее мыса Кабу-Делгаду (примерно в 10 км к югу от устья Рувумы). В 1894 году германский флот захватил Кионгу. Это небольшая территория на крайнем северо-востоке Мозамбика (на границе с Танзанией), на берегу Индийского океана, южнее реки Рувума, вокруг посёлка-порта Кионга. Германские войска оккупировали окрестности Кионги площадью 395 кв. км.


К началу Первой мировой войны Португалия была одной из наиболее слаборазвитых аграрных европейских стран. Соответственно её вооруженные силы имели минимальный боевой потенциал. Страна не имела средств на сильную армию и флот. В память о былой мощной колониальной империи Португалия (республика с 1910 года) унаследовала существенно сократившиеся колониальные владения — Мозамбик, Анголу и Гвинею-Бисау в Африке, небольшие территории в Индии, Океании, острова в Тихом и Индийском океанах. Кроме того, претендующая на мировое лидерство Британия подмяла под себя финансы и экономику Португалии, и стала определять её политику.

С началом войны политические силы Португалии разделились. Демократическая партия выступала за вступление Португалии в этот конфликт. Самым главным был аргумент, согласно которому это был единственный способ защитить колонии, которые были важным источником доходов и последней принадлежностью былого величия. Так, в Португалии стало известно, что в 1913 г. дело почти дошло до подписания тайного соглашения между Англией и Германией о разделе пополам этими двумя великими державами португальских заморских владений. Война временно предотвратила выполнение этого плана, но победитель, кто бы им ни стал, мог получить всё. Кроме этого аргумента, говорили о необходимости встроить страну в общеевропейский контекст. Мол, Португалия не должна оставаться в стороне от общей войны и участие в конфликте поднимет статус страны. При этом левые выступали за то, чтобы поддержать державы Антанты, которые олицетворяют собой свободу, а правые — за Германию, которая отождествлялась с силой и порядком.

Демократическая партия имела крепкие позиции, поэтому в итоге Португалия решилась вступить в войну. Одновременно британцы решили свои задачи. Лондону необходимо было найти дополнительные контингенты «пушечного мяса» для Французского театра и войны в Африке. Португальские колонии Ангола и Мозамбик очень удобно фланкировали германские владения в Юго-Западной и Юго-Восточной Африке. В начале войны несколько десятков германских и австро-венгерских торговых судов, застигнутых в море, укрылись в устье реки Тежу — в нейтральном порту, где они надеялись избежать захвата британской эскадрой. Однако Лондон хотел получить эти суда «с грузами, командой и всем инвентарем», и британцы «попросили» Лиссабон захватить их, чтобы затем передать в их пользование. Так португальцы и поступили, так как не могли отказать Англии. В ответ Германская империя объявила Португалии войну.

Португалия в Первой мировой войне

Португальские гвардейцы

15 июля 1916 г. поступил формальный запрос на участие португальских войск в общеевропейской бойне от Британии. 22 июля на него последовал ответ: Португалия обязалась сформировать для фронта Португальский экспедиционный корпус (порт. Corpo Expedicionário Português, CEP) в составе трех пехотных дивизий и самостоятельного артиллерийского соединения. Войска комплектовали частично кадровыми военнослужащими, частично — призванными в строй резервистами. Первым командующим корпусом был назначен генерал Жозе Нортон де Матуш. Это был довольно мягкий для кадрового военного человек, искренне любивший своих солдат и заботившийся о них, неплохой военный администратор, но как командир зачастую испытывавший «дефицит решимости».

7 августа парламент Португалии одобрил участие страны в войне в соответствии с предложением британского правительства. Экспедиционные войска Португалии включали в себя 55 тыс. солдат и 1000 артиллеристов, которые направлялись во Францию партиями по 4-5 тыс. человек каждый месяц. В действительности, только первые две дивизии достигли Франции, так как затем основные усилия союзников были направлены на транспортировку американских войск. Кроме того, значительные силы были направлены в африканские колонии — Анголу и Мозамбик, где прямые боевые действия с немцами также продолжались до конца войны.

В декабре 1916 года французы попросили Лиссабон направить артиллеристов для создания от 20 до 30 батарей тяжёлой артиллерии. В январе 1917 года был сформирован Независимый корпус тяжёлой артиллерии (порт. Corpo de Artilharia Pesada Independente, CAPI) в составе 25 батарей. В феврале 1917 г. первый португальский контингент достиг французского порта Брест. Оттуда солдат грузили в поезда, которые везли их в прифронтовые базовые лагеря. Путь к фронту завершался пешим маршем непосредственно на позиции. Согласно соглашению с Великобританией об участии Португалии на Западном фронте войска португальского корпуса интегрировались в состав Британских экспедиционных сил. Португальский контингент стал частью 1-й английской армии.

По всей Португалии кипела мобилизационная и военно-учебная работа. Основу экспедиционного корпуса составляли обычные крестьяне, которых оторвали от их непростого труда. Первоначально многим португальским военным предстоящее «путешествие во Францию» представлялось едва ли не развлечением. Португалия вступила в первую европейскую войну (не считая внутренних конфликтов) со времен войн Наполеона. О дьявольской мясорубке, которая уже унесла сотни тысяч жизней, в тихую и провинциальную Португалию долетали только неясные обрывки вестей. Надо отдать должное британцам, они хоть и втянули Португалию в войну, но честно обеспечили новых союзников современным снаряжением и вооружением. Так, в полевых лагерях португальцы осваивали такие новинки, как ручные пулеметы «Льюис», о которых бедная армия Португалии раньше могла только мечтать. Бои показали, что португальцы храбрые солдаты и хорошие пулеметчики.

Португалия в Первой мировой войне

Португальские войска высаживаются в Анголе
Португалия в Первой мировой войне

Португальские солдаты осваивают ручные пулеметы "Льюис"
Португалия в Первой мировой войне

Высадка во Франции

Впервые в бой португальские солдаты вступили 4 апреля 1917 г., и тогда же первый из них был сражен пулей германского снайпера. Рядовой Антонио Гонсалвеш Курадо (кстати, не крестьянин, а студент-доброволец) стал первым португальцем, убитым на Французском фронте. К концу мая первая португальская бригада заняла свой сектор на фронте. 16 июня 2-я пехотная бригада заняла ещё один сектор в районе боя. 10 июля 1-я дивизия CEP установила контроль в своих секторах и встала под командование британского генерала Ричарда Хэкинга. Начали прибывать части 2-й португальской дивизии. В сентябре на фронт прибыла 4-я бригада из состава 2-й дивизии.

Осенью 1917 г. численность португальских войск на Французском фронте достигла почти 60 тыс. человек. В состав Португальского корпуса входили: две полноценные пехотные дивизии, каждая по три бригады (в бригаде — четыре пехотных батальона и 75-мм мортирная/минометная батарея); плюс части дивизионного подчинения (одинаковые в обеих дивизиях) — три артиллерийских дивизиона, три пулеметных батальона, три 152-мм мортирных батареи, три инженерно-саперные роты, тяжелая мортирная батарея, кавалерийский эскадрон, телеграфная рота и автомобильный батальон. В корпусном подчинении располагались батальон мотоциклистов, инженерный батальон и службы тыла. Португальский железнодорожный батальон и артиллерийское соединение из десяти тяжелых гаубичных батарей перешли в распоряжение британского командования. 5 ноября командовании Португальского корпуса доложило о полном принятии ответственности за «Португальский сектор» фронта — 18-километровую (на 6 км. больше, чем планировалось вначале) полосу передовой и три эшелона обороны.

Португалия в Первой мировой войне

На позициях

Поначалу прибытие на фронт «игрушечной армии» вызвало у противостоявших португальцам германских войск типично прусское высокомерное презрение. Однако все попытки наскоком сбить португальцев с позиций в июне-июле стабильно заканчивались тем, что атаки германских войск были отбиты. Более того, португальцы, ещё втянувшиеся в реалии новой войны, переходили в атаки (как французы в 1914 году). Поэтому германцы, оценив храбрость и стойкость нового врага, в августе-сентябре 1917 г. уже относились к нему серьёзно и атаковали «в строгих правилах искусства» — с сильной артиллерийской подготовкой и идущими на острие удара батальонами штурмовиков. Однако португальские солдаты выдержали и этот натиск.

В дальнейшем боеспособность португальских войск, которые втянулись в «окопную жизнь» упала. Португальцам, выросшим в теплой приморской стране, довелось испытать все тяготы окопной жизни на Западном фронте. К весне 1918 г. потери в личном составе Португальского корпуса достигли 18% — подавляющее большинство из них от простудных заболеваний и обморожений. Солдаты не имели даже простейших навыков профилактики переохлаждений в полевых условиях. В результате боевой дух португальских солдат упал. Были зафиксированы многочисленные случаи неповиновения приказам, когда солдаты отказывались выходить из блиндажей на дежурство и даже целые подразделения отказывались возвращаться с кратковременного отдыха под крышей на передовую. При этом португальские офицеры старались покрывать своих. Однако, несмотря на упадок духа, португальцы сумели удержать занимаемые позиции во время мартовского немецкого наступления. Португальцы ещё старались показать, что они солдаты не хуже других.

К весне выявилась ещё одна проблема. Португальцам, в отличие от французов и англичан, было нечего рассчитывать на отпуск с позиций. Замена или пополнение из Португалии не прибывали, хотя там была уже готова 3-я пехотная дивизия. С вступлением в войну США все транспорты были заняты перевозкой американских войск, и португальцах фактически забыли. К апрелю плачевное состояние португальских войск привело к тому, что британское командование решило направить обе дивизии в резерв. Сначала в тыл отправили 1-ю дивизию. 2-я дивизия вошла в 11-го британского корпуса. Командир корпуса генерал Ричард Хакинг немедленно лично проинспектировал приданные ему иностранные войска и пришел к обидному для португальцев, но объективному выводу: «Эти оборванцы никуда не годятся! Их надо менять». Однако германские атаки заставили союзников отказаться от этих планов.

В апреле началась битва на реке Лисе. До 1700 германских орудий нанесли удар по позициям 11-го корпуса. Португальцы могли отвечать огнем только 88 орудий. Германская артиллерия перепахала позиции 2-й дивизии. Затем на прорыв пошло 8 германских дивизий. В некоторых местах немцы легко преодолели линию обороны, в других выжившие португальцы отчаянно отбивались. Но в целом это картины не меняло. За несколько часов боя португальская дивизия была уничтожена: 327 офицеров и 7098 солдат были убиты, ранены и попали в плен, что составляло около 35% общей мощи Португальского корпуса. Впервые деморализованные португальские солдаты массово сдавались в плен. Правда, обвинять португальских солдат не стоит. Это вина высшего командования, которое вовремя не сменило доведенные войной до крайней степени усталости и отчаяния войска.

Оставшиеся в живых были направлены в резерв, либо интегрированы в состав британских войск. В июле 1-я дивизия CEP вошла в состав британской 5-й армии под командованием Уильяма Бидвуда. В августе команду над португальскими войсками принял опытный генерал Томаш Гарсиа Розаду. Оставшийся период войны португальцы провели в тылу. Британское командование применяло их для инженерно-строительных работ и охраны коммуникаций.

В сентябре генерал Розаду энергично взялся за переформирование Португальского корпуса с целью вернуть ему боеспособность. Из наиболее боеспособных подразделений он планировал создать три пехотные бригады (по три батальона в каждом). В октябре 1918 г. первые четыре батальона были сформированы. Португальские войска приняли участие в завершающей стадии решающего «Стодневного наступления» войск Антанты, принудившего Германскую империю к капитуляции. В последний раз в Первой мировой войне португальцы дрались 11 ноября 1918 г. в Бельгии, атакуя отступающие германские части при переправе через реку Шельда.

Война привела к появлению героев. Газеты далекого Лиссабона с восторгом рассказывали о молодых лейтенантах, которые поднимали солдат в контратаки, захватывали пленных. Честолюбивые и отважные юные офицеры в этот период сумели стать героями и для своих солдат, вплоть до того, что первую линию обороны на португальском окопном жаргоне стали именовать «позицией младших лейтенантов». А во время битвы на Лисе рядовой Анибал Мильяиш (позже прозванный как Soldado Milhões или «солдат, стоящий миллиона других») один с помощью пулемёта прикрыл отступавших сослуживцев, что позволило им уйти от атаки и перегруппироваться. Германским солдатам показалось, что они имеют дело с целым взводом. Когда закончились патроны, он покинул поле боя, по пути уничтожив несколько немцев на мотоциклах. После этого он блуждал, потеряв свою часть, и нашёлся лишь тогда, когда спас из топи одного шотландского майора, который привёл его в боевой лагерь союзников.

Португалия в Первой мировой войне

Португалия в Первой мировой войне

Анибал Мильяиш (средний в первом ряду) среди других португальских солдат, награжденных за сражение на Лисе; его награда — высокий португальский Орден Башни и Меча (его отметили и французским Почетным легионом)

Потери Португалии в войне составили 8145 убитыми, 13751 ранеными, 12318 пленными или пропавшими без вести. Германские субмарины потопили 80 португальских кораблей. Прибыль от войны была небольшой. Территориальным приобретением Португалии по итогам войны в 1919 году стал лишь небольшой кусочек германской Восточной Африки — порт Кионга.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. parusnik 10 марта 2016 07:18
    Англия сказала-Португалия ответила:Есть!
    1. Галич Кос 10 марта 2016 08:55
      Точно так же и сегодня мелкие и слабые, а потому не имеющие своей внешней политики страны в ущерб себе любимым берут под козырёк.
      1. РПК 10 марта 2016 10:30
        Португалия давно уже подстилка у Британии,гордятся этим наверное.
    2. hohol95 10 марта 2016 23:12
      Португалия отрабатывала долги за снабжение своей армии во времена войн с Наполеоном! Англичане прилично вложили в них денег и потом очень об этом жалели!Вот видимо и напомнили о старых долгах!
      1. 933454818 22 мая 2016 16:50
        Наполеон и обьявил войну Португалии из-за отказа Португалии присоединится к морской блокаде Англии.Через португальские порты продолжалось снабжение продовольствием Англии,т.е. Португалия выполняла торговый договор с Англией подписанный еще в 1309 году.Англичане прислали на помощь Португалии своих солдат,помогли построить несколько крепостей,но военные действия проходили вяло и как говорили, французские солдаты несли потери от триппера больше чем от войны.Ну а сейчас португальцы не думают о политике вообще и собираются выходить из ЕС,зоны евро и НАТО.
    3. datur 13 марта 2016 00:50
      Цитата: parusnik
      Англия сказала-Португалия ответила:Есть!
      ---причем 2 раза!!!!
  2. 89067359490 10 марта 2016 08:46
    Имея такие обеспеченные ресурсами и населением колонии ,Португалия пребывала в роли Золушки Европы.Даже итальянцы за свой короткий колониальный век добились большего.
  3. РУСС 10 марта 2016 10:04
    Спасибо автору за статью, открыл для себя новую страницу истории, и отдельное спасибо , что не про Хрущёва laughing есть у Вас такой цикл статей.
    1. Галич Кос 10 марта 2016 10:44
      Автор действительно молодец. Благодаря статье и я узнал о роли героической португальской армии в 1-й мировой.
  4. Робертъ Невский 10 марта 2016 11:01
    Не знал о участия Португалии в ПМВ, спасибо автору за статью!
    По мне, основная ошибка Германии, что она воевала с Россией. И после 1918г.
    Если не делала этого, она легко могла завладеть и правлять Западную Европу и Англию.
    К сожалению немцы снова готовятся воевать с Россией, и это приведет до очередной катастрофы для них, и для Европы тоже ...
  5. Parsec 10 марта 2016 12:07
    В январе 1917 года был сформирован Независимый корпус тяжёлой артиллерии (порт. Corpo de Artilharia Pesada Independente, CAPI) в составе 25 батарей

    Independente в контексте переводится как Отдельный. Правильно "Отдельный тяжелый артиллерийский корпус".
    1. visitork67 10 марта 2016 19:33
      Согласен. А то как-то режет ухо. Контекст - великая вещь. А то можно перевести и как самостийный, если по-свидомитски.
  6. saygon66 11 марта 2016 00:03
    - Восполнил очередной пробел в образовании! Благодарю! Никто не может остаться в стороне от большой драки...
  7. JääKorppi 15 марта 2016 17:38
    Спасибочки!! Интересная страничка ПМВ, особенно следует задуматься марионеточным прибалтийским режимам!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня