Авианосец типа «Лего»

Авианосец типа «Лего»


За контракт на разработку нового авианосца для ВМС Индии соревнуются Россия, Франция, Великобритания и США, получившие предложения от ВМС Индии поучаствовать в тендере. Как сообщают некоторые СМИ, в коротком списке претендентов остались Россия и Франция, при этом Индия склоняется к российскому варианту.

Длинные руки флота


Свои первые авианосцы Индия получила от Великобритании, роль которой в создании национальных ВМС трудно переоценить. С обретением независимости влияние Королевского флота не уменьшилось: помимо традиций и некоторого количества кораблей разных типов, полученных в наследство от британцев, Индия на протяжении многих десятилетий сотрудничала с Великобританией, покупая как готовые корабли, так и разработки, воплощавшиеся на национальных верфях.

Первым индийским авианосцем стал «Викрант» (INS Vikrant), построенный в 1945 году совместными усилиями верфей «Виккерс-Армстронг» и «Харланд энд Вольф» для Королевского флота под именем «Геркулес» (HMS Hercules). Корабль так и не вошел в состав ВМС Великобритании: в 1946 году в рамках послевоенного сокращения флота он был законсервирован. В 1957-м корабль продали Индии, а в 1961-м после доработки он вошел в состав индийского флота уже как «Викрант». Относительно небольшой авианосец полным водоизмещением около 20 000 тонн нес 20-25 летательных аппаратов: палубные истребители «Хоукер Си Хок» (Hawker Sea Hawk), противолодочные самолеты «Бреге Ализэ» (Breguet Br.1050 Alizé), американские вертолеты «Си Кинг» (Sea King) и французские «Алуэтт» (Alouette). Впоследствии он был переоборудован под истребители вертикального взлета и посадки «Си Хэрриер».

В 1997 году спустя 52 года после постройки «Викрант», прослуживший ВМС Индии 36 лет, списали и поставили на вечную стоянку в качестве военно-морского музея в Мумбае.

К этому времени индийский флот уже располагал вторым авианосцем. Корабль, известный под названием «Вираат» (INS Viraat), был приобретен в Великобритании в 1986 году и прибыл в Индию в 1987-м.

Бывший «Гермес» (HMS Hermes) — легкий авианосец типа «Сентор» — был заложен на верфи «Виккерс-Армстронг» в 1944 году, спущен на воду в 1953-м и передан британскому Королевскому флоту в 1959-м. В составе Королевского флота «Гермес» отличился в Фолклендской войне 1982 года, где он был флагманским кораблем британского авианосного соединения. Более крупный, чем «Викрант» (28 700 тонн полного водоизмещения), он может нести до 30-35 летательных аппаратов, хотя обычно его авиагруппа, как и на предшественнике, составляет не более 20-25 машин.

Уже в конце 1980-х индийские адмиралы задумались о перспективе замены обоих устаревающих кораблей. Исходные планы предполагали строительство двух 28 000-тонных авианосцев: первый заменил бы к концу 1990-х «Викрант», а второй в середине 2000-х пришел бы на смену «Вираату». Эти планы не были реализованы по экономическим причинам. В 1991 году комитет по военным расходам потребовал отказаться от планов строительства больших авианосцев и рассмотреть альтернативный проект размером с итальянский легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди», известный как один из самых маленьких авианосцев в мире, со стандартным водоизмещением в 10 000 и полным — в 13 850 тонн.

Идея замены «Викранта» и «Вираата» на корабли почти вдвое меньших размеров не понравилась индийским адмиралам. Тем не менее проектирование нового авианосца, способного нести 12-15 самолетов, началось, хоть флот и смог выбить увеличение водоизмещения до 17 000 тонн. В 1997 году ВМС Индии практически удалось отвоевать прежние позиции: в качестве перспективного рассматривался проект ADS (Air Defense Ship) — 24 000-тонный корабль с авиакрылом в 20-25 машин, основанный на проекте французской компании DCNS.

Авианосец типа «Лего»

«Викрант» (R11)
Фото: indiannavy.nic.in


В этот период флот изменил свои взгляды на концепцию будущего корабля. Вместо авианосца, предназначенного для базирования самолетов короткого/вертикального взлета и посадки (схема STOVL), адмиралы планировали получить корабль, способный нести полноценные истребители. Эти авианосцы, построенные по схеме CATOBAR (катапультный взлет, посадка с помощью аэрофинишеров) или STOBAR (короткий взлет с помощью трамплина, как и на STOVL, и посадка с помощью аэрофинишеров, как на CATOBAR), не укладывались в изначально заданные лимиты по размерам. Водоизмещение проектируемого корабля увеличилось, превысив 30 тысяч тонн и в итоге остановившись на значении 37 500 тонн стандартного и свыше 40 000 — полного водоизмещения.

Вместе с тем было ясно, что реализация собственного проекта с таким трудным политическим климатом займет длительное время: заказ на первый корабль нового проекта 71, получивший имя «Викрант», был оформлен в 2004 году, закладка авианосца на верфи в Кочине состоялась в 2009-м, окончательный спуск на воду — в 2015 году, а ввод в строй, анонсированный на 2018 год, может быть перенесен еще на 1-2 года. В этих условиях руководство ВМС Индии приняло российское предложение о покупке бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» с перестройкой его в авианосец схемы STOBAR, под базирование истребителей МиГ-29К и вертолетов. Переговоры, шедшие с конца 1990-х годов, завершились в 2004-м, а в 2013 году корабль был передан заказчику под именем «Викрамадитья». Одновременно Индия получила 45 истребителей МиГ-29К, которые должны составить авиакрыло и «Викрамадитьи», и нового «Викранта».

Авианосец типа «Лего»


В конце 2000-х годов, когда Китай работал над авианосцем «Ляонин» (недостроенным для ВМФ СССР тяжелым авианесущим крейсером «Варяг») и планировал создание собственного китайского авианосца, в Индии задумались о строительстве следующего корабля. По сообщениям в прессе, он должен получить имя «Вишал» (INS Vishal).

Первый ядерный?


Официально новый индийский авианосец «Вишал» числится вторым кораблем типа «Викранта». Тем не менее обнародованные индийскими военными требования к проекту означают постройку принципиально нового корабля.

В 2010 году, объявляя о начале проектирования, начальник штаба ВМС Индии Нирмал Кумар Верма пояснил, что флот хочет получить «большой авианосец», с которого смогут действовать как истребители, так и самолеты радиолокационного дозора и тактические самолеты-заправщики.

Для реализации этих требований для «Вишала» допускается использование атомной силовой установки, его водоизмещение вырастет с 40 тысяч до 65 тысяч тонн. 40 летательных аппаратов, которые запланированы для «Викранта», превращаются в 54.

Изменяется и архитектура корабля. Трамплинный (схема STOBAR) «Викрант» превращается в катапультный (CATOBAR), оснащенный электромагнитной катапультой (EMALS). Трамплин может остаться, но рассматривается и гладкопалубный вариант.

В этом смысле «Вишал» соотносится с «Викрантом» примерно как атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск» соотносился со своими предшественниками — 1143.5 («Адмиралом Кузнецовым») и 1143.6 («Варягом»).

Подобный корабль заведомо избыточен для нужд традиционного противостояния с ВМС Пакистана. Появление в составе индийского флота крупного атомного авианосца с развитой авиагруппой — прямой вызов Пекину, давнему военно-политическому партнеру Исламабада.

Китай с начала 2000-х годов реализует так называемую «стратегию нитки жемчуга», предполагающую развертывание в Индийском океане цепочки военных баз (в том числе потенциальное использование пакистанского глубоководного порта Гвадар, переданного под китайское управление в 2013 году) и пунктов электронной разведки, которые должны при случае обеспечить китайскому флоту возможность свободного оперирования по широкой дуге от Восточной Африки до Малаккского пролива.

Повышение требований к кораблю, фактически исключающее серийное строительство только своими силами, создает ситуацию тендера для иностранных разработчиков и комплектаторов. Возникает масса вопросов о возможном разделении труда: кто будет делать атомную силовую установку, кто — авиационно-технический комплекс, кто предоставит авиагруппу, за кем закрепят право монтировать вооружение.

Выбор есть, но...


В мире не так много кораблестроительных школ, способных посоревноваться за право стать ведущим исполнителем проекта нового авианосца для Индии.

Первым делом следует отстегнуть от проекта американцев. Все, что реально может сделать в этих условиях Вашингтон, — это попытаться продавить отказ от атомной энергоустановки и под этим соусом продать Дели переоборудованный котлотурбинный авианосец типа «Китти Хок» (Kitty Hawk) — или сам CV-63 «Китти Хок», или CV-67 «Джон Ф. Кеннеди» (John F. Kennedy). Эти корабли, построенные в 1960-е годы, в данный момент выведены из состава флота для разделки на металл или переоборудования в музеи.

Вариант возможный, особенно если Индия решит сэкономить. Другой вопрос, что традиции американского ВПК почти исключают вовлечение в интеграционные консорциумы с конкурентами, особенно советско-российскими. Ситуация, при которой Индия вдруг захочет разместить МиГ-29К на корпусе «американца» (с российским авиационно-техническим комплексом или без), совершенно химерична, зато точно даст самый дешевый из всех возможных способов обзавестись тяжелым авианосцем.

А что же французы? Проект атомного корабля PA2 (так называемый «второй авианосец»), который должен был прийти на французский флот вслед за Charles de Gaulle («первым»), для параметров «Вишала» почти подходит: после очередного сокращения его водоизмещение должно составить 62 000 тонн, а на борту смогут находиться свыше 40 летательных аппаратов.

Авианосец типа «Лего»


Однако у компании DCNS есть и коммерческая альтернатива: с некоторых пор они продвигают в Бразилии так называемый DEAC (DCNS Evolved Aircraft Carrier), представляющий собой экспортный неатомный вариант на базе PA2. Корабль имеет стандартное водоизмещение в 55 000 тонн и несет до 40 летательных аппаратов.

Третий и последний участник гонки за «первым ядерным» — российское Невское проектно-конструкторское бюро, чья работа хорошо известна индийцам по «Адмиралу Горшкову» («Викрамадитье»). С Невским ПКБ имеет все шансы выступить итальянская компания Fincantieri. Традиционно хорошие отношения итальянской и российской «оборонки» дополняются тем, что именно эти две фирмы плотно участвовали в проектировании и строительстве авианосца «Викрант».

С высокой степенью вероятности можно допустить, что в соответствии с давними традициями индийских военных никто из перечисленных претендентов не получит контракта «в одно лицо». Скорее всего, будет собран многосторонний консорциум, в котором каждый из участников сыграет строго определенную роль. Как это могло бы выглядеть?

Леголенд в Кочине


Отчасти сузить круг вариантов может требование ВМС Индии об унификации авиакрыла перспективного корабля с уже имеющимися на вооружении ВВС и ВМС Индии самолетами. Этому условию среди палубных истребителей в настоящее время отвечают российские МиГ-29К, уже используемые на авианосце «Викрамадитья» и предполагаемые для достраивающегося «Викранта», и французские Rafale M, унифицированные с сухопутной модификацией этой машины, закупки которой для ВВС Индии должны начаться в ближайшее время.

Кроме того, в пользу России работает действующий совместный российско-индийский проект истребителя пятого поколения FGFA, создаваемого на основе российского ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Ведущаяся на этой же платформе разработка перспективного комплекса уже для корабельной авиации (ПАК КА) позволяет предложить этот вариант и Индии.

Итак, основными претендентами на поставку авиационно-технического комплекса и авиагруппы выглядят Россия и Франция, при этом ряд дополнительных элементов Индия вполне может заказать у тех же США: ранее источники в корпорации Northrop Grumman сообщали корреспонденту «Ленты.ру» о готовности совместить свои «летающие радары» и авиакрыло из МиГов.

Что касается строительства корпуса корабля, с учетом вышеназванных ограничений США, реальными претендентами на сотрудничество являются британцы (строящие два собственных авианосца типа Queen Elizabeth близких размеров), французы и Россия — как сама по себе, так и в сотрудничестве с Италией. Существенным ограничением для британцев является отсутствие энергетической установки требуемой для индийских условий мощности, и быстро эти разработки не появятся. Установки нужной мощности нет и у Франции.

Фактически единственной способной «успеть в срок» ГЭУ нужных параметров остается российская на основе реакторов «Ритм-200», в настоящее время строящихся для перспективных атомных ледоколов типа ЛК-60Я. Двухреакторная установка такого типа позволит получить мощность энергетической установки около 150 тысяч лошадиных сил, при этом возможно повышение мощности и самих реакторов, и установки в целом.


Таким образом «на выходе» остаются четыре наиболее реальных варианта.

1. Французский корпус с российской энергетикой, российским авиационно-техническим комплексом и российской авиагруппой.

2. Французский корпус с российской энергетикой, французским авиационно-техническим комплексом и смешанной авиагруппой.

3. Российский корпус с российской энергетикой, французским авиационно-техническим комплексом и смешанной авиагруппой.

4. Российский корпус с российской энергетикой, смешанным российско-французским авиационно-техническим комплексом и смешанной авиагруппой.

О том, кто окажется поставщиком радиоэлектронного оборудования и вооружения для нового корабля, пока можно только гадать. Список претендентов в этой сфере тоже не слишком широк, но возможности различных комбинаций намного выше.
Автор: Илья Крамник, Константин Богданов
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2016/03/10/carrier/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 20
  1. Добрый кот 12 марта 2016 07:20
    Ага, французы построят, а потом не отдадут,мало ли чего произойти может!
  2. Pvi1206 12 марта 2016 07:28
    Участие России в этом проекте желательно по многим причинам.
    По экономическим: прибыль, рабочие места.
    По технологическим: отработка новых технологий за чужой счёт, которые могут быть полезны при строительстве кораблей для собственных ВМС.
    А кооперация с иностранными партнёрами - это шанс получить доступ к их технологиям.
    1. mashine 12 марта 2016 15:09
      С языка снял:) если закажут у нас, вполне вероятно, что второй корпус пойдёт для себя.
    2. Устинов 055 055 15 марта 2016 08:37
      Только кооперация в одну сторону, а то как с Украиной получится
    3. Устинов 055 055 15 марта 2016 08:37
      Только кооперация в одну сторону, а то как с Украиной получится
  3. барбитурат 12 марта 2016 08:24
    Хорошая и объективная статья, плюс
    1. Генералиссимус 12 марта 2016 11:29
      Статья на заказ по обгаживанию STOVL мимоходом:
      Вместо авианосца, предназначенного для базирования самолетов короткого/вертикального взлета и посадки (схема STOVL), адмиралы планировали получить корабль, способный нести полноценные истребители.

      Под другой, в целом позитивной (но с потаенными моментами)
      http://topwar.ru/92088-ahillesova-pyata-chast-i.html
      статьей сейчас банда троллей испражняется на ВПП образца 1941г.
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
  4. afion 12 марта 2016 10:45
    а наши строить лет 100 будут(
    долбанный корвет то годами строят, а тут целый авик. которые и не строили с 0 никогда в РФ
    На Горшкове индусы уже обжигались с постоянно срывающимися сроками.
    1. Andy 12 марта 2016 16:55
      Обжигалисьпотому что маугли не знали сами чего хотели.асбест им не понравился-Ок.выполнили как хотел клиент...неудачно как и предупреждали.виновата Россия.она еще виновата в 1 утоплении пл 2-в выходе из строя сушек (наверно и обслуживать надо) 3-пробовали выпускать сами снаряды для т90...кривые. И сейчас мечутся то ли к умным то ли к красивым...
    2. Комментарий был удален.
  5. максим1987 12 марта 2016 10:47
    Российский корпус с российской энергетикой, французским авиационно-техническим комплексом и смешанной авиагруппой

    вроде говорили что все верфи под завязку.
    На будущей "Звезде" в Приморье-там вроде под танкеры заточено.
    Говорили вроде док в Керчи позволяет по размерам, но это в Крыму-как бы индусы под эту мульку не оборзели по цене(мол Крым под санкциями).
  6. catch22 12 марта 2016 13:47
    А вот интересно после истории с "Мистралями" кто ж будет относится к французам серьёзно,скажут штаты французам,что нельзя Индии помогать в строительстве авианосцев,так лягушатники сразу возьмут под козырёк!
  7. Вадим42 12 марта 2016 15:18
    С индусами строить тяжело, по мере продвижения строительства желания возрастают и изменяются.
  8. Олегмог 12 марта 2016 15:32
    «Адмиралу Горшкову» («Викрамадитье»). Зря отдали..!
    Сейчас ох как бы он пригодился.Видел его на заливе,
    когда он последний раз заходил в Мурманск. Грусть,
    тоска взяла....!
  9. гордый 12 марта 2016 16:09
    Индийцы как обычно в своем репертуаре-реактор Российский,корпус Английский,самолет Французский, винт Американский, а остальное-где дешевле продадут! А обслуживать его как? А главное- ГДЕ? Статье БОЛЬШОЙ ПЛЮС!!!
    1. Andy 12 марта 2016 17:02
      Настоящий цирк начнется ежели по примеру хохлов в российский реактор будут овскую топливную сборку пихать.ума хватит
    2. Комментарий был удален.
  10. ЦУС-ВВС 12 марта 2016 16:28
    даже не знаю что лучше. построить сперва себе а потом вооружать потенциальных врагов. или сперва обкатать все системы и способы создания на других а потом построить себе идеальную машину...
    1. prosto_rgb 12 марта 2016 18:41
      Цитата: ЦУС-ВВС
      потом вооружать потенциальных врагов

      Интересно каким боком в этот разряд попала Индия?
      1. ЦУС-ВВС 13 марта 2016 11:34
        не знаю как вы но я считаю что у нас только наши армия и флот в друзьях все остальные потенциальные враги!
  11. Dal arya 12 марта 2016 22:54
    Несмотря на трудности с индусами во всех наших проектах,я думаю заказ они отдадут нам.Да все это будет долго и мучительно,но это как у ежиков-и хочется и колется.
  12. doktor_alex 13 марта 2016 02:34
    Господа, позвольте поинтересоваться, где вы его строить собрались на территории РФ?
  13. Шарнхорст 13 марта 2016 11:39
    Строить не надо - продать Кузю.
    1. silver_roman 14 марта 2016 09:40
      Шутите? зачем продавать его?
      Он ооочень нужен. И даже не как оружие, а как полигон для испытаний тех же палубных ЛА. Плюс "фактор размера": на пафосе плавать возле побережья Турции в Средиземке.
      А кто в курсе, Кузя в реальных боевых условиях бывал? Учитывая его авиакрыло из су-33, то навряд ли. Сейчас поставляют МиГ-29К. Эти уже малыши могут и по земле успешно работать. Вроде как уже есть планы по его походу к Сирии.
  14. silver_roman 14 марта 2016 09:37
    Я бы лично не стал отталкиваться от логики в принятии решения индусами.
    Как показала практика, порой их решения в пользу одной техники и в ущерб другой кажутся крайне абсурдными.
    Тот же контракт на тяжелые транспортные вертолеты, где наш Ми-26 уступил Чинуку. Последний, проигрывая практически во всем, еще скорее всего как это обычно бывает в разы дороже.
    Индусы, покупая технику у разных поставщиков, диверсифицируют рынок. Так же не исключаю, что здесь замешана и политика. А вообще было бы супер нам заняться постройкой такой махины. И как можно больше оттянуть на себя. Дело не в прибыли,а в опыте постройки. Когда-то самим придется строить для себя.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня