Орешково 7 февраля 2016 года: прототип легкого учебно-тренировочного самолета СР-10

А прилетели мы в Орешково для обеспечения некоторых задач,выполнение которых сорвалось по внешним причинам. Но при этом мы смогли увидеть много интересного.



По прилету мы застали заслуженного летчика-испытателя Кабанова Юрия Михайловича в кабине СР-10. Максим Сергеевич проконсультировал его относительно настроек Garmin 530W.




Пока тут полежит видео о полетах СР-10 в этот день.



Самолет готовят к полету и показу.



Юрий Михайлович забирается в переднюю кабину уже в полном облачении.



Застегивает привязные ремни



Еще один маленький вопросик...:-))



Вторую кабину займет герой России летчик-испытатель Квочур Анатолий Николаевич.



А я отвлекаюсь на соседние самолеты. Одноклассники СР-10 из прошлого: Л-29.



Самолет готовят к запуску. На первом экземпляре установлен такой же двигатель как на Л-39: АИ-25ТЛ. Только самолет сам по себе легче...



Сторожевой пес не спускает глаз с посторонних:-)))



Тут много будет видов этого самолета с разных сторон.



Ну и просто красиво с ярким небом



Вначале запускают ВСУ от внешних аккумуляторов,а потом уже и сам двигатель?



Оба члена экипажа в кабине.



Надо как следует прикрепить себя к катапультируемому креслу.



Анатолий Николаевич Квочур



Шлем и маска вещи индивидуальные



Фонарь закрыт,двигатель запущен,внешнее питание убрано.Можно рулить.



Сдувая снег со стоянки.



Самолет не дождавшись нас на исполнительном,куда мы выдвинулись на своем самолете,взлетел. А в это время на полосе движуха.



Вдали показался СР-10,проход на малой высоте.



Ближе



Еще ближе



И вверх



Слегка коптя двигателем



Еще круг и заход на посадку



Крупнее



Еще крупнее



Над полосой



Немного просвистели,даже на земле начали немного переживать...



Есть касание...



И опустил носовую стойку



И присел...



Разворот на 180 градусов и на исполнительный



Бодро рулят к нам



Крупнее



Фото 79.



Фото 82.



И снова разворот на 180 градусов



Фото 84.



Фото 85.



Фото 86.



Фото 87.



Фото 88.



Фото 89.



Фото 90.



Фото 91.



Фото 92.



Полет закончен,все хорошо...



Фото 94.



Фото 95.



Стремянка конечно не фирменная,но функциональный аспект присущ...:-)))



Выпускают на волю



Анатолий Николаевич делится первыми впечатлениями,на этом самолете у него первый полет.



Фото 101.



Фото 102.



Фото 104.



Фото 105.



Фото 106.



ПВД и флюгарка



Дело сделано...



Вид спереди



Общий вид



Крыло и элероны



Хвостовое оперение



А это наша букашка рядом с полосой....



Крышка бака.



Общий вид сзади



Крупнее



АИ-25



Фото 122.



Фото 123.



Фото 124.



Фото 125.



А что это за выступ?



Основная стойка



Максим Сергеевич и Борис Игоревич отогреваются в салоне самолета



Один из создателей самолета: Алексей Моченков,он и моим самолетам приложил руку.



Фото 131.



Борис Игоревич все время в работе...



ФЛА на моем борту



На машине реклама Пропмоторс. Когда то все люди в Мячково и эта команда были единым целым.



А пока заправляют наш самолет.



Фото 136.



Максим Миронов тоже весь в заботах,СР-10 это его детище....



А по полосе в это же время спокойно,ничего не боясь,гуляют мамы с колясками... Поразительный народ!!!



Я тоже забрался немного погреться.



Прибывает вертолет с важными лицами.



Среди них заместитель командующего ВКС.



Посадили у торца,чтобы далеко не бегать...



Фото 151.



Анатолий Николаевич встречает высоких гостей



Летчики-испытатели на одной стороне и ... на другой стороне!



Посчитали,все правильно,всего 4 человека на борту:-)))



Фото 6.



заместитель командующего ВВС решил слетать



Экипаж готов



Фото 12.



Фото 13.



Внешнее питание для запуска



Фото 17.



Взлет и сразу крутой набор высоты



И тут же бочка



Ветер,холодно....



Фото 27.



Вид снизу



Ну не было у меня большого объектива с собой,каюсь,надо всегда таскать,но сил нет:-)))



Ловим силуэт на солнышке сквозь тучки



Фото 53.



Фото 54.



Фото 55.



Фото 56.



Фото 57.



Максим Сергеевич не выходит из самолета,инструкции раздает через форточку.



Выглянуло солнышко,все сразу стало веселее. Повторяю фотосессию,но с солнцем:-)))



Фото 62.



Фото 63.



Фото 64.



Фото 66.



Фото 67.



Фото 68.



Фото 69.



Глуши мотор он говорит....



На свежий воздух



Фото 74.



Юрий Михайлович



Фото 77.



Фото 80.


А самолет порулил в ангар. Его еще ждет много работы....
Первоисточник: http://igor113.livejournal.com/678191.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. vladimirZ 13 марта 2016 06:29
    Вот это прекрасная учебная машина летчиков СР-10, достойная замена Л-39!!!
    Дешевая, однодвигательная, экономичная, простая в эксплуатации, что ещё нужно для военных летных училищ и ДОСААФ.
    ЯК-130, так активно рекламируемый, как учебный самолет, а ещё после него поршневой ЯК-152, как самолет первоначального обучения летчиков, это разбазаривание военного бюджета, а не учебная массовая "парта" летчиков России.
    Молодцы конструкторы, инженеры, рабочие создавшие этот самолет для России, так нужный для замены выходящих, из эксплуатации по ресурсу, чехословацких Л-39!
    1. bober1982 13 марта 2016 09:18
      на поршневых ЯК-ах в военных училищах не летали,и не летают.И не Л-39,а Л-29 идёт замена.
      Никто военный бюджет не разбазаривает (Як-130)
      1. vladimirZ 13 марта 2016 10:48
        ... на поршневых ЯК-ах в военных училищах не летали,и не летают.
        - bober1982

        Вы, вероятно, не в курсе, но совсем недавно на ВО была статья с презентацией поршневого самолета ЯК-152, как будущего учебного самолета ВВС (ВКС) России.
        В интернете много написано по этому поводу, например, статья "Минобороны объявило конкурс на создание учебного самолета Як-152" на сайте http://www.sdelanounas.ru/blogs/48015/
        где пишут черным по белому:
        Рособоронпоставка объявила открытый конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы под шифром «Птичка-ВВС» по созданию легкого учебно-тренировочного самолета Як-152 для нужд Минобороны РФ. Соответствующий документ размещен на официальном портале госзакупок, сообщает ИТАР-ТАСС.
        ...
        Cамолет первоначальной подготовки Як-152 входит в учебно-тренировочный комплекс Як-130 и предназначен для решения задач первоначального обучения и профессионального отбора на ранней стадии подготовки летчиков.

        Т.е. вместо одного дешевого однодвигательного экономичного реактивного учебного самолета МО будет создавать 2, дополняющих друг друга.
        И где здесь логика и государственный расчет?
        И ещё где Вы взяли, что в летных училищах не эксплуатировался Л-39? Посмотрите для интереса, если не знаете.
        1. bober1982 13 марта 2016 12:14
          Летные училища все разогнали,и вполне достаточно Як-130- хорошо проверенная,надежная и удачная машина,которую можно использовать и в качестве легкого штурмовика.
          У нас в России возможно делать самолеты только на государственном уровне.
          Те,кто пытается сделать на частном уровне- только вызывает уважение,больше добавить нечего.
          1. vladimirZ 13 марта 2016 12:33
            Летные училища все разогнали,и вполне достаточно Як-130- хорошо проверенная,надежная и удачная машина
            - bober1982

            Як-130 очень сложная машина для обучения курсантов, неэкономичная и дорогая, что косвенно и признало МО, объявив конкурс на более простую "учебную летную парту".
            Если Вы не согласны с моим мнением инженера по эксплуатации самолетов и двигателей, то, вероятно, доводы МО о необходимости более простой "летной парты" для Вас будут более убедительны?
            Кстати, в советское время никаких учебных поршневых или турбовинтовых самолетов первичной подготовки и отбора летчиков, не было. Было обучение Л-29 (Л-39) и затем боевой самолет будущей специализации.
            А теперь видите ли понадобилась винтовая, с ограниченными скоростями, машина для обучения летчиков. Смысл?
            1. bober1982 13 марта 2016 13:30
              Сколько будет существовать МО- столько будут существовать и доводы МО о необходимости более простой лётной парты.Як-130- что есть,и по всей видимости больше и не предвидится.Дорого всё.
    2. glasha3032 14 марта 2016 04:01
      Именно СР-10 и есть разбазаривание военного бюджета . Уже есть установленная концепция УТС на основе ЯК-152 и ЯК-130 и зачем её ломать из-за ОДНОДВИГАТЕЛЬНОГО ( а конкурс в своё время ставил концепцию именно ДВУХДВИГАТЕЛЬНОГО самолёта ( МиГ- АТ -второй претендент на конкурсе ,именно из-за этого и не прошёл в финал ! )). Возвращаться в прошлое из-за того ,что какие -то любители авиации сделали пусть и хороший самолёт ,но опоздавший по времени -нонсенс .
  2. Reklastik 13 марта 2016 06:56
    Цитата: vladimirZ
    ЯК-130, так активно рекламируемый, как учебный самолет, а ещё после него поршневой ЯК-152, как самолет первоначального обучения летчиков, это разбазаривание военного бюджета, а не учебная массовая "парта" летчиков России.


    Почему разбазаривание бюджета?
    1. vladimirZ 13 марта 2016 08:08
      Почему разбазаривание бюджета?
      - Reklastik

      Потому что массовым учебным самолетом дорогой двухдвигательный, неэкономичный, сложный в эксплуатации ЯК-130 быть не может. Как учебно-боевой самолет боевого применения, он может годится, но не в таких количествах.
      Ну, а поршневой учебный самолет ЯК-152 в эпоху массовой реактивной авиации, это вообще архаизм в подготовке военных летчиков, шаг назад в обучении военных летчиков, после реактивных Л-39.
      Как учебная, спортивная машина ЯК-152, в небольших количествах в ДОСААФ, он может и сгодится, но не как учебный самолет военных летчиков, где обучение на нем летчиков будет удлинять процесс обучения пилотов.
      Но а сколько бюджетных денег уйдет на закупку массовых дорогих учебных самолетов ЯК-130 или на не нужных поршневых ЯК-152, а затем на их эксплуатацию, только Богу известно.
      С точки зрения распила военного бюджета, ненужного занятия производственных мощностей авиазаводов под массовые учебные самолеты ЯК-130 и ЯК-152 годятся, но не для пользы дела авиации России.
      1. PSih2097 13 марта 2016 10:55
        Как по мне, то СР-10 - это начальная ступень пилотирования, як-130 - вторая ступень, т.е. самолет для обучения пилотов боевому пилотированию, третья ступень - уже боевые самолеты (хотя думаю это дороговато выйдет).
      2. glasha3032 14 марта 2016 04:14
        Ну наверное отцы-командиры ,а так-же НИИ лучше Вас знают .КАКИЕ ИМЕННО самолёты нужны для обучения пилотов . Як-130 был принят не с бухты-барахты ,его облик разрабатывался не один год и не однмм КБ ,были и различные институты подключены . Что касается экономичности - Россия нефтедобывающая страна и сколько надо для обучения пилотов бензина ,столько и будет выделено. Технически - сложен - да сейчас все самолёты технически сложны ,на У-2 сейчас не обучают .
  3. Valkh 13 марта 2016 07:58
    Цитата: Reklastik
    Цитата: vladimirZ
    ЯК-130, так активно рекламируемый, как учебный самолет, а ещё после него поршневой ЯК-152, как самолет первоначального обучения летчиков, это разбазаривание военного бюджета, а не учебная массовая "парта" летчиков России.


    Почему разбазаривание бюджета?

    Самолёт делают на частные деньги! Чей бюджет разбазаривают?!?
    1. vladimirZ 13 марта 2016 08:16
      Самолёт делают на частные деньги! Чей бюджет разбазаривают?!?
      - Valkh (2)

      Российский бюджет, выделенный Минобороны, на закупки у ОПК военной техники.
      Или Вы думаете, что Армия вооружается на чьи-то частные деньги? Нет на бюджетные деньги, за счет урезания денег на социально значимые отрасли здравоохранения, образования, и прочие, нужные для народа.
  4. НЕЗНАКОМЫЙ 13 марта 2016 08:00
    Кто знает, может исторический фоторепортаж(потом в документальных фильмах о истории российской авиации будут кадры вставлять), ВКС ищет более дешевый учебный самолёт.
  5. afrikanez 13 марта 2016 09:28
    Дай бог, что бы этот самолет прошел все испытания и попал в серию. good
  6. Горный стрелок 13 марта 2016 10:16
    Какой маленький! Прямо спарка Миг 15. Ну, и движок один, и вообще - очень симпатичный самолётик.
  7. pist 13 марта 2016 10:41
    Автор прав - предстоит ещё много работы, чтобы эта машина стала школьной партой для наших будущих пилотов.
    Машина с компоновкой обратной стреловидности крыла и одним двигателем вызывает сразу массу вопросов о пригодности её для обучения курсантов. Но машина красивая, и хочется пожелать ей удачных полётов, а людям, которые над ней работают, чтобы она оправдала их надежды.
  8. Pvi1206 13 марта 2016 11:26
    Очень информативный фоторепортаж!
    Лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать...
  9. Razvedka_Boem 13 марта 2016 11:48
    Давно не было самолетов с обратной стреловидностью крыла. Хороший дизайн. А красивый самолет обычно хорошо летает.
  10. АлмаАта 13 марта 2016 14:21
    Спасибо за фотографии...Самалет действительно интересный оч.компактный и широкий
  11. Ilya77 13 марта 2016 17:03
    Интересно, Як-152 и Як-130 полный цикл обеспечивают обучения, экономия, а тут пытаются пропихнуть еще самолет, мутно как то. А самый прикол - АИ-25 на Мотор Сиче делали, где его сейчас брать будут.
  12. Patriot5000 13 марта 2016 21:54
    вроде замена АИ-25 - это наш АЛ-55
    но производства нет пока. только в Индии и для Индии
  13. Kenneth 14 марта 2016 00:07
    Нахрен он нужен. Что за мода совковая делать миллион типов самолетов для одной задачи. Типа слишком богатые. Як-130 есть и баста
  14. Patriot5000 14 марта 2016 01:31
    Легкого нет. Как и вертушки. На робинсах летаем.
  15. Argon 14 марта 2016 03:50
    Вообще задумка не плохая,но на фото,я лично вижу только зачаток УТСа(причем не самого удачного).Тут главное понять,что авиация,в целом как раз та сфера где,-"излишняя простота хуже воровства"-,Кто на"Дельфинах"-"Альбатросах"учил меня поймет.В целом же реалии таковы,что от"рабочей пары"УТСов нам не уйти,исходя из необходимости иметь сверхзвуковую"парту".
  16. Nitarius 14 марта 2016 06:17
    Удачи ребятам! ъ
  17. vnedra 14 марта 2016 20:20
    очень интересная разработка, обратная стреловидность... что-то с этого будет.
Картина дня