«Золотой» российский подводный флот

«Золотой» российский подводный флот


Наличие у нашей страны ядерного оружия, которое может быть доставлено скрытно подводными лодками в любую часть планеты, не предотвратит экономические и социальные катаклизмы в России, однако обеспечивает возможность решения своей собственной судьбы без силового вмешательства извне.

В настоящее время подводный флот России имеет в своём составе 19 дизельных подводных лодок (из них 3 в ремонте) и 43 атомных (АПЛ), из них 10 находятся в ремонте, 7 – в резерве. Средний возраст подводных лодок составляет 20 лет. Следовательно, большая часть из них была спроектирована и построена еще в советское время.


Восстановление мощи российского подводного флота возможно исключительно через гособоронзаказ. В Северодвинске подписаны семь государственных контрактов на строительство кораблей для ВМФ России на общую сумму 280 млрд руб. Большая часть из этих выделенных бюджетных средств предназначена для строительства субмарин: многоцелевых АПЛ и РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения).

Принято решение о постройке четырех АПЛ (проект 885М). Стоимость данного контракта составляет 164 млрд руб. (т.е. в среднем 41 млрд руб. за одну лодку). В рамках выполнения этих обязательств Северное машиностроительное предприятие должно построить и передать военным морякам головную субмарину (ей присвоено имя «Казань»). Для выпуска этой модернизированной лодки морское бюро «Малахит» подготовит документацию по доработке проекта 885. Кстати, субмарина, построенная по немодернизированному проекту, вышла в море на испытания в сентябре этого года, поэтому в настоящее время неизвестны результаты ее тестирования.

Одно из соглашений, подписанных в Северодвинске, относится к разработке новой модификации РПКСН типа «Борей» (проект 955А). На осуществление этих работ предусмотрены затраты в размере 39 млрд руб. Планируется, что проектные работы выполнит конструкторское бюро «Рубин».

Также заключен контракт с центром судостроения «Звездочка» (г. Северодвинск) на проведение среднего ремонта атомного ракетоносца «Новомосковск». Этот подводный крейсер год назад спущен на воду после ремонтных работ. В настоящее время требуется проведение достроечных работ. Ракетоносец был введен в эксплуатацию в 1990 году и находится на ремонте с 2006 года (длина корабля 167 м, ширина 12 м, глубина погружения 400 м, экипаж 140 чел., скорость 24 узла, вооружен баллистическими ракетами).

Заключенными контрактами предусмотрена достройка спасательного судна (11 млрд руб.) и модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» (около 4 млрд руб.).

Если принять к сведению информацию из открытых источников, модернизация действующих боевых кораблей сводится к комплектации их исключительно деталями, узлами и системами российского производства и к некоторому наращиванию боевого потенциала (например увеличение пусковых установок с 16 до 20).

Конечно, переход на оснащение кораблей продукцией российских предприятий позволит не зависеть от зарубежных поставок комплектующих. Но в это же время закупаются военные корабли типа "Мистраль", которые не могут быть оснащены техническими средствами производства российских изготовителей. Также за рубежом приобретаются бронемашины, снайперское оружие, автомашины, судовые и авиационные двигатели, электроника и средства связи. И это не считая уже имеющееся вооружение в российской армии и других силовых структурах, большая часть которого выпущена зарубежными производителями.

По заключению начальника Генштаба ВС России, закупки военной техники зарубежного производства будут продолжаться в случае отсутствия приемлемых по цене аналогов этого вооружения российского производства. С его слов, как показала практика, вооружение российского производства дороже аналогов, предлагаемых производителями дальнего и ближнего зарубежья.

Но вернемся к модернизации кораблей ВМФ России. Ни один эксперт не скажет, по какому прейскуранту оценены работы по усовершенствованию боевых единиц. Например, в настоящее время отсутствует опыт эксплуатации подлодки проекта 885 (она находится в опытной эксплуатации). Проведение ее модификации в настоящее время может привести к возникновению дополнительных недостатков, что автоматически приведет к увеличению затрат бюджета.

Много вопросов вызывает контракт на модернизацию проекта «Борей» стоимостью 39 млрд руб. Если учесть, что данный проект уже трижды проходил доработку, то, естественно, возникает вопрос - на какие дополнительные работы потребовалась такая астрономическая сумма. Для сравнения: на модернизацию атомного крейсера запланировано 4 млрд руб., а на постройку нового корабля проекта 885М потребуется 47 млрд руб.

Из этого можно сделать однозначный вывод о преждевременности принятия решения по финансированию работ модернизации кораблей ВМФ России в том виде, которое закреплено заключенными контрактами.

При изучении заключенных в Северодвинске контрактов по объемам работ и их стоимости напрашивается вывод о том, что огромная сумма по контрактам выделена не столько для модернизации и ремонта кораблей, сколько передана «Рубину» и «Малахиту» для обеспечения их существования: выплаты зарплаты сотрудникам, поддержания функционирования всех объектов инфраструктуры, включая социальные объекты. Для бюджета поддержка функционирования этих нерентабельных судостроительных компаний в том виде, который имеется в настоящее время, является неподъемной ношей. К сведению, за последние 20 лет этими организациями был реализован только один проект подводной лодки (проект 636). Остальные разработанные этими организациями проекты не имеют спроса как на внутреннем российском рынке вооружений, так и не востребованы основными зарубежными потребителями российских подводных лодок – Китаем, Индией.

Из всего вышесказанного напрашивается следующий вывод: предприятия ОПК, которые являются государственными предприятиями, требуют незамедлительного проведения антикризисного оздоровления, включающего следующие действия:
- осуществление полного аудита всех предприятий ОПК;
- реформирование всей структуры предприятий;
- модернизация производственных мощностей;
- укрепление материально-технической базы предприятий;
- повышение производительности труда на предприятиях ОПК;
- выполнение полного комплекса организационных и технических мероприятий, способствующих выпуску конкурентной на внутреннем и внешнем рынке продукции ОПК;
- избавление от социальной нагрузки – передача всех социальных объектов на баланс местной власти (детских садов, школ, санаториев, домов отдыха, жилых домов и т.д.);
- заключение долгосрочных договоров с зарубежными партнерами на проектирование, строительство, ремонт и модификацию надводных и подводных кораблей;
- проведение серьезной работы по обучению кадрового состава предприятий;
- налаживание устойчивого сотрудничества с российскими предприятиями, выпускающими технику высокого качества;
- внедрение новых методов, современных разработок при проектировании и применение новейших материалов при производстве работ.

Только после проведения реформирования и реструктуризации предприятий ОПК появится возможность оснащения российских силовых структур новейшим вооружением по приемлемым ценам. А до тех пор все финансирование предприятий ОПК, проводимое в рамках госзаказа, будет неэффективным, высокозатратным, а главное, не приведет к желаемому повышению обороноспособности нашего государства.
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. esaul 13 декабря 2011 08:12
    Вроде всё правильно сказал господин Валерий Бовал, но, как в анекдоте - осадок какой-то остался... Попробую покопаться в "осадке". Сразу обратила на себя dнимание фраза, что нам не избежать экономических и социальных катаклизмов. Где-то это уже звучало, особенно в западных СМИ. Затем последовали настораживающие факты о безоглядном предпочтении западных образов импорта перед отечественным вооружением. Явно не сказал, но - намекнул очень зримо - молодец! Как будто нигде не было новостей о усиленном перевооружении отечественным ! А в целом - статья смахивает на выкрик с места, как надо строить государственную политику. Может, всё же доверим это людям, которых на это уполномочили? ВАДИВАК, просьба - Бовал - насколько компетентен в области поднимаемых им вопросов? Заранее, благодарю.
    1. Krilion 14 декабря 2011 05:50
      с чем имено в статье вы не согласны? ...если изложенная информация вляется достоверной, то задуматься есть над чем...34 ярда на модернизацию лодки, уже трижды проходившей доработку, при стоимости нового изделия в 47 ярдов - согласитесь, вызывает некоторые вопросы...наверно всё таки проще построить новую...а если эту сумму направить на закупку для армии средств связи, средств индивидуальной защиты,обмундирование, БПЛА и на разработку новых моделей стрелкового оружия - эффект может потрясти воображение...34 ярда, это очень, очень существенная сумма...фактически речь в статье идёт о разумном расходовании имеющихся средств и приводится перечень мероприятий, необходмых для этих целей..готов подписаться под каждым пунктом...
      1. rexby63 15 декабря 2011 18:46
        Наверное все-таки модернизация проекта, а не лодки. Член с пальцем попутал, специалист
  2. vadimus 13 декабря 2011 08:30
    Было же столько производственных мощностей! Восстанавливать давно пора. Да и кадры новые нужны
    vadimus
    1. Vadivak 13 декабря 2011 10:23
      Золотой» российский подводный флот

      Флот никогда не был дешевым, даже деревянный. Флот символ могущества страны. Его можно иметь и представлять себя во всем мире, а можно не иметь и сидеть на попе ровно глядя на чужое величие
    2. rexby63 13 декабря 2011 21:58
      Да, восстанавливать пора, да, кадры новые нужны. Средний возраст профессионального рабочего ( не шиномонтаж, не охранник, ни манагер, ни бухгалтер, а именно ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ) далеко за пятьдесят (http://www.b-time.spb.ru/article.php?a=310). То есть еще лет пять и мы останемся без рабочего класса с одними охранниками, шиномонтажниками, манагерами. Принято обвинять в этом Путина, но может уже хватит искать в его глазах соринки. Бревна в собственных очах упорно не замечаем. Удобная, черт возьми, позиция. Совсем по Губерману: "За то, что еврейка стреляла в вождя, за то, что она промахнулась" Так и мы с Путиным., хотя во всех основных бедах страны виноват среднестатистический житель страны. Перечислить?
      1) коррупция - , не секрет, что коррупция появилась не с приходом Путина к власти, но в "царствие оно" расцвела пышным цветом. Позвольте спросить, кого из вас чиновник силовыми методами принуждал к взятке. Ответ - немногих, остальные , давали, в добровольном порядке, так как считали, что так "быстрее и надежнее". Кто виноват - Путин или Иван Иванович Иванов?
      2) наша молодежь целиком и полностью "отравлена" кока-колой и жвачкой. Не мы ли сами советуем чаду, что поступать надо в экономическо-юридический вуз, в армию идти не стоит, страна у нас "проклятый совок". Кто виноват - Путин или Иван Иванович Иванов?
      И давайте хотя бы бросим взгляд назад, на нашу историю . России не особо везло на харизматичных лидеров, раз-два в столетие не больше, но она все-таки стала мировой державой, и во многом благодаря своему народу, труженику и подвижнику ( не надо начинать песню про спившееся быдло, спились те, кому на роду написано). Вывод - может надо на время прекратить бесконечные дискуссии в инете и на митингах, а встать к станку. Там уже никого не стоит...
      1. Krilion 14 декабря 2011 05:57
        rexby63, не несите ахинею...даже если пьяный борька развалил армию и ВПК, наш всеми любимый вождь Путин после него у власти находится уже 12(!) лет в условиях огромных цен на нефть...этот человек сначала 2 года был премьер -министром при ЕБН, затем 8 лет президентом России, затем 4 года премьером при медведе и сейчас собирается ещё на 10 лет рулить страной....и все проблемы, которые вы перечисляете, расцвели пышным цветом именно при его мудром руководстве...так в чьих же глазах искать соринки, как не в его?..но это уже соверешнно другая тема для разговора...
        1. AleksUkr 14 декабря 2011 11:00
          Собирается рулить не 10 а 12.Читаем Конституцию. Но не в этом дело, сколько будет править.А сколько положительного для страны принесет его правление.Пока, судя по его заявлениям, ничего нового его правление не принесет. Да, в первые годы его правления сделано для страны много. Но нам необходимо двигаться вперед.Путин 4 года возглавляет правительство в котором задействованы успешные менеджеры, а не специалисты. Народ недоволен.Но с него, как с гуся вода.Он продолжает гнуть свою линию. Они ему нравятся. Прошли выборы.Все знают, как считали.Но он опять на коне.Партия, в которой он является лидером, но не членом, опять получила большинство. Грызлов уже заявляет, что все будет по-старому.Ибо их большинство.Опять будет, что Дума не место для дискуссий.Путин метит на президента. Он не подумал о престиже страны, когда лидер отказывается от власти в пользу другого. Я не могу что-то припомнить, чтобы такое произошло на западе.Но мы идем своим путем. И он станет президентом.Ибо мы такие, считаем что лучше нет людей. Думать надо.
        2. rexby63 15 декабря 2011 08:21
          Ну-ну. Рождаемость упала
          . Вдруг, как чертики из табакерки появились продажный чиновник и вороватый гаишник. Чадо Ваше стало юристом-экономистом, вэб-дизайнером(бездельником вообщем). И все это за 12 лет? Нет голубок. Перед этим Вам в СССР на кухне Радио Свободы ваши жиденькие мозги промывало, а Вы слюни пускали, его слушая. Потом камарилья дерьмократов заполняло в Вашей пустой головенке вакуум своими бреднями. Затем 10 полного беспредела при котором Вы и такие как Вы, боялись даже на улицу выходить. Затем "путинский беспредел". Место у Вас в голове еще видать осталось и Вам принялись втюхивать иностранные друзья, какой Путин вор и бандит.У меня всегда возникал вопрос, почему такие , как Вы за границей друзей находите среди разного отребья. Ведь к Маккейну даже американцы относятся с недоверием. Вобщем вывод один - думайте своей головой, хотя о чем я?
  3. Anatoly 13 декабря 2011 08:44
    Тонкая статья. Но смысла я мало уловил.
    Начали - за здравие,кончили - за упокой.
    Anatoly
    1. PSih2097 13 декабря 2011 09:00
      Наверное смысл в этом:
      Но вернемся к модернизации кораблей ВМФ России. Ни один эксперт не скажет, по какому прейскуранту оценены работы по усовершенствованию боевых единиц. Например, в настоящее время отсутствует опыт эксплуатации подлодки проекта 885 (она находится в опытной эксплуатации). Проведение ее модификации в настоящее время может привести к возникновению дополнительных недостатков, что автоматически приведет к увеличению затрат бюджета.

      Много вопросов вызывает контракт на модернизацию проекта «Борей» стоимостью 39 млрд. руб. Если учесть, что данный проект уже трижды проходил доработку, то естественно, возникает вопрос - на какие дополнительные работы потребовалась такая астрономическая сумма. Для сравнения: на модернизацию атомного крейсера запланировано 4 млрд. руб., а на постройку нового корабля проекта 885М потребуется 47 млрд. руб.

      вопрос думаю состоит в том, что там модернизируется и откуда берутся такие суммы...
  4. Андрей из Челябинска 13 декабря 2011 08:55
    Рыдаю в три ручья. Ну это ж надо!
    "При изучении, заключенных в Северодвинске контрактов по объемам работ и их стоимости, напрашивается вывод о том, что огромная сумма по контрактам выделена не столько для модернизации и ремонта кораблей, сколько передана «Рубину» и «Малахиту» для обеспечения их существования:"
    Читаем ВНИМАТЕЛЬНО - на строительство 4 АПЛ пр 885М выделено аж 164 млрд руб! Что это значит? Что АПЛ стоит в среднем 41 млрд руб или 1,37 млрд. долл. На самом же деле выделено еще меньше - потому что АПЛ строятся несколько лет, а за это время инфляция скушает значимую часть указанных сумм. Если, например, считать, что деньги будут выделяться равными долями на протяжении 4 лет при инфляции в 7% и с выделением средств под конец каждого года, то стоимость АПЛ в текущих ценах составит всего-то 34,7 млрд руб или 1,16 млрд долл.
    А теперь берем американский аналог "Ясеня" - "Си Вулф". Так вот, стоимость "Си Вулфа" (фактическая) - 4,3 млрд.долл. А на самом деле - сейчас даже больше, потому что Си Вулфы были закончены постройкой в далеком 2004 г а с тех пор цены инфляция "подъела" и доллар тоже. Т.е. 4,3 млрд долл "американки" стоили в 2004 г, в сегодняшних ценах - было бы дороже.
    Иными словами - наше насквозь рыночное МО хочет получить АПЛ на уровне лучших мировых образцов, но при этом заплатить за него в три-четыре раза меньше, чем другие!
    Да, у американцев и бюджеты раздуты, и зарплаты не наши, все так. Но трехкратной разницы в цене это все таки не объясняет.
    "Для бюджета поддержка функционирования этих нерентабельных судостроительных компаний в том виде, который имеется в настоящее время, является неподъемной ношей."
    Ага. Поэтому нужно убить собственные предприятия, строящие АПЛ за 1,4 млрд долл штука и перейти на импортные, ценой 4,3 млрд долл штука.
    автор, выпей йаду и убей себя ап стену
    1. PSih2097 13 декабря 2011 09:02
      Поэтому нужно убить собственные предприятия, строящие АПЛ за 1,4 млрд долл штука и перейти на импортные, ценой 4,3 млрд долл штука.

      Кто ж их продаст.
      Ведь если посмотреть на ситуацию с борями, головная лодка недавно спущена на воду, еще не полностью отстрелялась булавами, вдруг появляется сумма на модернизацию 955 проекта в 39 ккк рублей, что они там собираются модернизировать и на каких лодках.
      1. Андрей из Челябинска 13 декабря 2011 09:05
        Это была горькая ирония
      2. urzul 13 декабря 2011 10:00
        Скорее не модернизаци я, а изменения в проекте связи с выявленными недостатками
  5. обыватель 13 декабря 2011 09:11
    "...- реформирование всей структуры предприятий;
    - модернизация производственных мощностей;
    - укрепление материально-технической базы предприятий;
    - повышение производительности труда на предприятиях ОПК;
    - выполнение полного комплекса организационных и технических мероприятий, способствующих выпуску конкурентной на внутреннем и внешнем рынке продукции ОПК;
    - избавление от социальной нагрузки – передача всей социалки на баланс местной власти (детских садов, школ, санаториев, домов отдыха, жилых домов и т.д.);
    - проведение серьезной работы по обучению кадрового состава предприятий;
    - внедрение новых методов, современных разработок при проектировании и применение новейших материалов при производстве работ."
    Вот на это и нужны весьма не маленькие средства. Разрушать- быстро и дешево, а востанавливать- долго и дорого.
  6. PSih2097 13 декабря 2011 10:00
    К сведению – за последние 20 лет этими организациями был реализован только один проект подводной лодки (проект 636).

    Интересно, а они что, должны были за свой счет строить? Это ж не КБ, где в инициативном порядке можно разработать проект корабля... например этого:


    Как итог из всей стать можно вывести только следующее:
    депреватизация всех предприятий ВПК в пользу государства;
    жесточайший контроль за финансовыми потоками и качеством работы; ужесточение законодательства о коррупции.
    А не то что описано в двух последних абзацах статьи...
    1. svvaulsh 13 декабря 2011 12:47
      Интересный проект. Даже у американцев катапульт всего 4. Жаль что утилизировали, едва начав строить("Ульяновск").
      svvaulsh
      1. PSih2097 13 декабря 2011 14:38
        Это не "ульяновск", это новый проект...
        А вот ульяновск:

  7. badabum 13 декабря 2011 11:03
    Вот такие выкрики из толпы говорящие "куда вы наши денежки тратите" и довели ВПК страны до критического состояния, причём в течении 10 лет только и слышно неэффективно тратятся народные деньги и т.д.

    Провительству давно надо было вкладываться в ВПК,а не покупать долговые обязательства США, с такими деньгами уже перевооружились бы давно и небыло бы может быть того что сейчас происходит в мире.
    badabum
    1. AleksUkr 14 декабря 2011 11:12
      Это работа успешных менеджеров, руководимых нашими руководителями армии и государства. Дождемся ли изменений в вопросах укрепления обороноспособности России? Или запад нас вооружит своими отбросами.
  8. dred 13 декабря 2011 12:27
    А где можно узнать про авианосец тавкр?
    dred
  9. MURANO 13 декабря 2011 12:50
    Цитата: dred
    А где можно узнать про авианосец тавкр?

    ТАВКР-тяжелый авианесущий крейсер.Так у нас все назывались.На схеме и проект указан-1143.7.Это Ульяновск.Прогуглите.
    MURANO
  10. Денис 13 декабря 2011 13:15
    особенно улыбает:
    - заключение долгосрочных договоров с зарубежными партнерами на проектирование, строительство, ремонт и модификацию надводных и подводных кораблей;

    пиндосов попросят или смешней того китайце или индусов?
  11. Андрей из Челябинска 13 декабря 2011 13:21
    Проект, который привел уважаемый псих2097 - это не проект:))) Это - народное творчество, автор просто взял ТАВКР Ульяновск, Нимиц, кого-то еще и нарисовал авианосец своей мечты:))))
    Кстати - и моей тоже, потому что мне рисунок ОЧЕНЬ понравился:)))
    1. PSih2097 13 декабря 2011 14:42
      я просто привел пример, что КБ могут могут бесплатно работать, на энтузиазме... Судостоители тоже могут, но покупать за свой счет материал - увы нет... Тем более, что это эскиз... Другой вариант

      1. Андрей из Челябинска 13 декабря 2011 20:59
        Ай спасибо ! Вот такого варианта у меня не было !
  12. PSih2097 13 декабря 2011 16:47

    Атомный тяжелый авианесущий крейсер пр.11437 «Ульяновск»(модель)

    Многоцелевой палубный истребитель Су-27КМ (позднее С-32), проектировавшийся в ОКБ им. П.О.Сухого для оснащения советских авианосцев проектов 1143.5 ("Кузнецов"), 1143.6 ("Варяг") и атомных 1143.7 (головной - "Ульяновск"). После распада СССР проект Су-27КМ в виде создания боевого истребителя был прекращен из-за свертывания строительства авианосцев и возникших финансовых проблем, а тема была преобразована в научно-исследовательскую работу по изучению "крыла обратной стреловидности" (КОС), в ходе которой экземпляр для статических прочностных испытаний был достроен до экспериментального самолета С.37 "Беркут", ныне известного как Су-47:

  13. nemo778 22 декабря 2011 04:08
    PSih2097 ФОТО!!! КЛАСССС!!! БЕРКУТ!! У МЕНЯ !! В ФОНОВОМ!!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня