«Золотой» российский подводный флот



Наличие у нашей страны ядерного оружия, которое может быть доставлено скрытно подводными лодками в любую часть планеты, не предотвратит экономические и социальные катаклизмы в России, однако обеспечивает возможность решения своей собственной судьбы без силового вмешательства извне.


В настоящее время подводный флот России имеет в своём составе 19 дизельных подводных лодок (из них 3 в ремонте) и 43 атомных (АПЛ), из них 10 находятся в ремонте, 7 – в резерве. Средний возраст подводных лодок составляет 20 лет. Следовательно, большая часть из них была спроектирована и построена еще в советское время.

Восстановление мощи российского подводного флота возможно исключительно через гособоронзаказ. В Северодвинске подписаны семь государственных контрактов на строительство кораблей для ВМФ России на общую сумму 280 млрд руб. Большая часть из этих выделенных бюджетных средств предназначена для строительства субмарин: многоцелевых АПЛ и РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения).

Принято решение о постройке четырех АПЛ (проект 885М). Стоимость данного контракта составляет 164 млрд руб. (т.е. в среднем 41 млрд руб. за одну лодку). В рамках выполнения этих обязательств Северное машиностроительное предприятие должно построить и передать военным морякам головную субмарину (ей присвоено имя «Казань»). Для выпуска этой модернизированной лодки морское бюро «Малахит» подготовит документацию по доработке проекта 885. Кстати, субмарина, построенная по немодернизированному проекту, вышла в море на испытания в сентябре этого года, поэтому в настоящее время неизвестны результаты ее тестирования.

Одно из соглашений, подписанных в Северодвинске, относится к разработке новой модификации РПКСН типа «Борей» (проект 955А). На осуществление этих работ предусмотрены затраты в размере 39 млрд руб. Планируется, что проектные работы выполнит конструкторское бюро «Рубин».

Также заключен контракт с центром судостроения «Звездочка» (г. Северодвинск) на проведение среднего ремонта атомного ракетоносца «Новомосковск». Этот подводный крейсер год назад спущен на воду после ремонтных работ. В настоящее время требуется проведение достроечных работ. Ракетоносец был введен в эксплуатацию в 1990 году и находится на ремонте с 2006 года (длина корабля 167 м, ширина 12 м, глубина погружения 400 м, экипаж 140 чел., скорость 24 узла, вооружен баллистическими ракетами).

Заключенными контрактами предусмотрена достройка спасательного судна (11 млрд руб.) и модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» (около 4 млрд руб.).

Если принять к сведению информацию из открытых источников, модернизация действующих боевых кораблей сводится к комплектации их исключительно деталями, узлами и системами российского производства и к некоторому наращиванию боевого потенциала (например увеличение пусковых установок с 16 до 20).

Конечно, переход на оснащение кораблей продукцией российских предприятий позволит не зависеть от зарубежных поставок комплектующих. Но в это же время закупаются военные корабли типа "Мистраль", которые не могут быть оснащены техническими средствами производства российских изготовителей. Также за рубежом приобретаются бронемашины, снайперское оружие, автомашины, судовые и авиационные двигатели, электроника и средства связи. И это не считая уже имеющееся вооружение в российской армии и других силовых структурах, большая часть которого выпущена зарубежными производителями.

По заключению начальника Генштаба ВС России, закупки военной техники зарубежного производства будут продолжаться в случае отсутствия приемлемых по цене аналогов этого вооружения российского производства. С его слов, как показала практика, вооружение российского производства дороже аналогов, предлагаемых производителями дальнего и ближнего зарубежья.

Но вернемся к модернизации кораблей ВМФ России. Ни один эксперт не скажет, по какому прейскуранту оценены работы по усовершенствованию боевых единиц. Например, в настоящее время отсутствует опыт эксплуатации подлодки проекта 885 (она находится в опытной эксплуатации). Проведение ее модификации в настоящее время может привести к возникновению дополнительных недостатков, что автоматически приведет к увеличению затрат бюджета.

Много вопросов вызывает контракт на модернизацию проекта «Борей» стоимостью 39 млрд руб. Если учесть, что данный проект уже трижды проходил доработку, то, естественно, возникает вопрос - на какие дополнительные работы потребовалась такая астрономическая сумма. Для сравнения: на модернизацию атомного крейсера запланировано 4 млрд руб., а на постройку нового корабля проекта 885М потребуется 47 млрд руб.

Из этого можно сделать однозначный вывод о преждевременности принятия решения по финансированию работ модернизации кораблей ВМФ России в том виде, которое закреплено заключенными контрактами.

При изучении заключенных в Северодвинске контрактов по объемам работ и их стоимости напрашивается вывод о том, что огромная сумма по контрактам выделена не столько для модернизации и ремонта кораблей, сколько передана «Рубину» и «Малахиту» для обеспечения их существования: выплаты зарплаты сотрудникам, поддержания функционирования всех объектов инфраструктуры, включая социальные объекты. Для бюджета поддержка функционирования этих нерентабельных судостроительных компаний в том виде, который имеется в настоящее время, является неподъемной ношей. К сведению, за последние 20 лет этими организациями был реализован только один проект подводной лодки (проект 636). Остальные разработанные этими организациями проекты не имеют спроса как на внутреннем российском рынке вооружений, так и не востребованы основными зарубежными потребителями российских подводных лодок – Китаем, Индией.

Из всего вышесказанного напрашивается следующий вывод: предприятия ОПК, которые являются государственными предприятиями, требуют незамедлительного проведения антикризисного оздоровления, включающего следующие действия:
- осуществление полного аудита всех предприятий ОПК;
- реформирование всей структуры предприятий;
- модернизация производственных мощностей;
- укрепление материально-технической базы предприятий;
- повышение производительности труда на предприятиях ОПК;
- выполнение полного комплекса организационных и технических мероприятий, способствующих выпуску конкурентной на внутреннем и внешнем рынке продукции ОПК;
- избавление от социальной нагрузки – передача всех социальных объектов на баланс местной власти (детских садов, школ, санаториев, домов отдыха, жилых домов и т.д.);
- заключение долгосрочных договоров с зарубежными партнерами на проектирование, строительство, ремонт и модификацию надводных и подводных кораблей;
- проведение серьезной работы по обучению кадрового состава предприятий;
- налаживание устойчивого сотрудничества с российскими предприятиями, выпускающими технику высокого качества;
- внедрение новых методов, современных разработок при проектировании и применение новейших материалов при производстве работ.

Только после проведения реформирования и реструктуризации предприятий ОПК появится возможность оснащения российских силовых структур новейшим вооружением по приемлемым ценам. А до тех пор все финансирование предприятий ОПК, проводимое в рамках госзаказа, будет неэффективным, высокозатратным, а главное, не приведет к желаемому повышению обороноспособности нашего государства.
Автор:
Валерий Бовал
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти