Military Review

Torpedo MGT-1

5
In the fifties of the last century, our country launched the development of several new submarines, which were to carry various types of missile weapons. Such submarines had to have a number of characteristics and be equipped with appropriate equipment. One of the curious differences from other submarines should have become torpedo tubes of reduced caliber. Due to the impossibility of installing a large number of 53 caliber devices, it was decided to supplement them with 400-mm systems. As a result, it became necessary to develop such a torpedo. The first domestic compact 400-mm torpedo was the product MGT-1.


Theoretical calculations showed that a significant decrease in the dimensions of the torpedo in comparison with the existing weapons In general, it will not prevent her from successfully solving her tasks. In addition, the production of homing systems was already mastered, which made it possible to further increase the effectiveness of the use of torpedoes. Thus, a promising submarine could easily use self-guided torpedoes of the caliber 40, see self-defense. However, such a weapon did not exist until a certain time and should be developed.

The project to create the first Russian compact torpedo started in the late fifties at the Scientific Research Institute-400 (now the Central Research Institute Gidropribor). Chief Designer appointed L.N. Akatova. The project received the symbol "239 product". The aim of the project was to create a promising electric homing torpedo of the smallest possible dimensions, intended for use with new 40-cm torpedo tubes. Due to the lack of significant developments in this area, the authors of the project had to create most of the units from scratch. As a result, the new torpedo turned out to be quite progressive in terms of design, but this had a negative impact on some aspects of testing and operation.

Torpedo MGT-1
Torpedo MGT-1. Photo Militaryrussia.ru


Due to the lack of a certain experience, which appeared later, the body of the "Products 239" was performed according to the traditional scheme. It was a cylindrical unit with a hemispherical head fairing and a tapered tapered tail. Behind on the body were four stabilizer feathers, on which the steering wheels were mounted. At the tail end of the hull, two coaxial propeller shafts were removed. An interesting feature of the hull of the new torpedo was the materials used. To facilitate the design while maintaining the required strength, the casing was made of aluminum-magnesium alloys. In the future, such materials are widely used in torpedo building.

The layout of the 239 Product was traditional for self-guided torpedoes with an electrical propulsion system. In the head part of the hull a charging compartment with a large volume was planned for placement of a hydroacoustic guidance system. Behind the charge was placed the battery compartment, and the hull feed was given under the control systems, steering cars and the engine. Due to the dense layout of the units and their compact dimensions, all the necessary devices could be placed in a housing with a diameter of 400 mm and a length of 4,5 m. The weight of the “239 Products” was 750 kg (according to other data, 510 kg).

In the head of the case, under a light fairing, placed antenna hydroacoustic guidance system. "The product 239" was one of the first Soviet torpedoes with a combination of active and passive guidance system. According to available data, the passive part of the equipment was built on the basis of the SAET torpedoes aggregates and was based on German developments on the G7es product. Such a guidance system had an antenna with four vertical receivers, with the help of which it had to determine the direction to the target in azimuth.

In addition, a new active guidance system, developed under the direction of B.V. Kiseleva. This device was supposed to emit signals and receive reflected oscillations, thereby finding a target. Due to the use of two search systems for different types of targets, it was proposed to increase the probability of detecting an enemy ship and, consequently, increase the chances of hitting it. Since the promising torpedo was supposed to be used against surface ships, guidance systems had to search for targets only in one plane, which to some extent simplified their design.

The torpedo "Product 239" received a fighting compartment with 80 kg of explosive. In the upper part of the hull, a throat was provided for installing a proximity fuse that reacted to the magnetic field of the target ship. According to other sources, an acoustic target sensor was used. This device was created under the direction of LS. Erokhin. In addition to the main proximity fuze, a self-liquidator was envisaged, designed to undermine the torpedo in the event of a battery charge after a slip.

The project also developed a practical charging unit for use in exercises. It differed from a full-fledged combat by the absence of an explosive charge and the presence of some other devices, as well as the corresponding ballast. An interesting feature of the practical “239 Product” was the presence of a so-called. rocket device. Moving toward the training target, the practical torpedo was supposed to shoot off signal flares, which made it possible to track its movements. To simplify the search for practical torpedoes after firing, a light signal and a mechanical noise generator or “snitch” were also proposed.


Torpedo in a different color. Photo Militaryrussia.ru


The central part of the case was allocated for the installation of a silver-zinc rechargeable battery "Item 518-1U". It was a disposable battery that did not have the ability to recharge. The storage life of the battery was brought to 8 years, helped by placing the electrolyte separately from the cathode and the anode. This liquid should be stored in a separate ampoule tank and fed into the batteries only at the moment of the shot. Compressed air pumped into a titanium tank was used to displace electrolyte from the ampoule. After supplying the electrolyte, the battery could produce the required voltage and power.

In the stern "Products 239" placed a DC electric motor type DP-11М, built according to the traditional for torpedoes bi-reactive scheme. Its design provided for a rotating rotor and stator connected to two propeller shafts. This made it possible to remove the reducer, differential or other additional equipment from the design of the power plant, which leads to complication and weighting of the torpedoes, as well as negatively affecting the secrecy of movement.

The 239 project was notable for its great novelty and widespread use of new ideas. In this context, the control system, in the composition of which they introduced several new non-standard devices, was no exception. Under the leadership of the chief designer V.V. Seleznev at NII-40 created a new set of electromechanical and hydraulic control devices. A heading device with pneumatic start and electrical maintenance, a pendulum type leveling device, as well as a depth gauge with hydrostatic and maneuvering blocks, which were previously installed at a certain depth of the course, were proposed. The data from these devices, as well as from the guidance systems, were processed by electromechanical automatics and transformed into commands for electro-hydraulic steering gears. Thus, the torpedo could move both in a straight trajectory before the target was detected, and to maneuver when approaching it.

The engine used could accelerate a comparatively light torpedo at speeds of the order of the 28-32 node, which was related to its power and the noise produced during operation that interfered with the homing systems. Because of the small dimensions of the hull, the torpedo's battery did not differ in high capacity, which affected the maximum range of the course - up to 6 km. The depth machine could withstand the product at a distance of up to 10 m from the surface. In addition, he provided the output of a torpedo to a predetermined depth both when firing from the surface and when diving.

The design work was completed in the 1960 year, after which several prototypes were used that were used in the tests. The first checks of the “239 Products” were carried out at the existing sighting stations. In addition, the latest tests were carried out on the latest submarines, which in the near future were to master new weapons for self-defense.


The 45 K-659 submarine of the 1 project is the first MGT-XNUMX carrier. Photo Rvvdku-vi.ru


In November 1960, the K-45 nuclear submarine, the lead ship of project 659, entered the state tests. Until mid-summer of next year, the submarine intended for the Pacific fleetpassed various checks. Among other things, in 1961, the fleet and industry tested a new 400 mm caliber torpedo. According to reports, during the tests, the new torpedo faced a lot of problems, and also showed some of the shortcomings of its design.

The test run of the 239 Product on the K-45 submarine, conducted in the Pacific Fleet, is colorfully described in the memoirs of designer R.А. Gusev "This is the torpedo life." Due to various flaws, problems were manifested both on the shore and after loading onto the submarine carrier. For example, before loading onto a boat, the torpedo needed to be checked for tightness. An experimental product was filled with air and placed in a special pool. After this, the testers were able to observe how air was released from all the joints, holes and hatches in the form of a mass of bubbles. It turned out that the torpedo not without problems moved the long road to the Pacific bases. Attempts to seal the product were also associated with certain problems. The specialists did not have the required set of keys, and the tool for other torpedoes was not fully suitable for servicing the 239 Product. Nevertheless, with the help of available tools and ingenuity, testers managed to bring the torpedo into the desired state.

Soon, an experienced torpedo was sent to the K-45, where a new phase of inspections began. A few days later, design flaws reappeared. During the so-called pulling through the torpedo tube, the product is jammed. It is stuck in the area of ​​the starting block and the active hammer hook. To extract the torpedo, it was necessary to disassemble several devices of the torpedo tube. Only after that it became possible to study the prerequisites for such a malfunction. During the inspection of the units of the torpedo and the apparatus, it was found that different types of weapons have a different stop angle of the trigger, which can lead to some problems. In addition, it turned out that during the assembly of the experienced "239 Product", a certain rationalizer replaced the brass trigger with a titanium trigger. Thus, the titanium trigger entered into interaction with the titanium hook, which led to the complete jamming and stopping of the torpedo inside the apparatus. Soon these shortcomings were eliminated, but this work took time.

After that two practical torpedoes were delivered to the Far East for experienced firing. Both launches were unsuccessful: the acoustics for several seconds recorded the noise of the screws, after which the torpedoes disappeared. There were several versions concerning the reasons for such behavior of new torpedoes, but it was impossible to confirm or deny them because of the loss of experimental products. After lengthy disputes, it was decided to hold two control shots. One should be done at a shallow depth and at the maximum speed of the submarine carrier, the second at a great depth and low speed. Such an approach made it possible to establish the causes of previous accidents, as well as find out why shots end in failure: because of a torpedo or because of torpedo tubes. In the future, two control shots justified themselves and allowed to gather the necessary information.

According to the results of testing 1960, the torpedo "Product 239" was adopted by the Soviet Navy. The corresponding order was issued in 1961. The weapon received the official designation MTG-1. The serial production of torpedoes was entrusted to the Dagdizel plant (Kaspiysk). New torpedo armed submarines of various types, equipped with 400-mm torpedo tubes. Thus, during testing, the submarine of the 659 project was used for testing, and later MTG-1 was introduced into the range of weapons of other submarines. These were boats of the 658 and 658М, 670А, 675 and early versions of the 667 project. The last project that involved self-defense with 400-mm torpedoes was the Kalmar 667BDR. Several submarines of this type still serve.

Submarines of different projects differed in the configuration of torpedo tubes. For example, the submarines of the 659 project had four 533 caliber mm nasal vehicles (torpedoes 4 ammunition - one per vehicle), and were also equipped with two nose and two fodder 400-mm vehicles. At the same time the boat carried to 18 small torpedoes. The Kalmar submarines, in turn, had only nose torpedo tubes: four 533 mm caliber and two 400 mm caliber. Also of interest is the configuration of torpedo tubes, provided for in the 675 project. Such boats carried four bow 53-cm apparatus and two stern 40-cm with 16 ammunition and 4 torpedoes, respectively.


Submarine project 667BDR "Kalmar". Photo Dic.academic.ru


Despite the relatively wide distribution and a large number of carriers, MGT-1 torpedoes until a certain time were a big problem for submariners and designers. Part of the design flaws was revealed only after the product was adopted for service. All this required additional work, new tests, etc. In addition, the refinement after the start of operation had a negative impact on the combat capabilities of submarines carrying combat duty.

However, all efforts were not wasted. The work resulted in full compliance with customer requirements and ensuring high reliability of both individual units and the entire torpedo as a whole. Due to this, the fleet received a modern weapon with sufficiently high characteristics, suitable for solving the basis of the task - the self-defense of submarines when meeting with enemy anti-submarine ships.

At the same time, torpedo builders gained valuable experience in constructing new weapons for the submarine fleet. Were identified the basic requirements for advanced weapons, which allowed to achieve high performance. Thus, it was found that fodder torpedo tubes do not ensure the proper effectiveness of a torpedo attack when moving at high speed. In addition, for firing at high speeds, a torpedo of appropriate design with a solid hull of correct lines was required. Similar requirements should be placed on torpedoes intended for firing from great depths. Also for use with depth it was necessary to reduce the number of hatches, technological holes and other potential causes of leakage. Finally, it was necessary to significantly update the composition of the onboard equipment of the torpedoes, since some of the “traditional” devices were already outdated and did not meet the requirements of the time.

The goal of the 239 / MGT-1 project was to create the first domestic torpedo of a new class. As is always the case with new developments, the project encountered some problems that were manifested both during the tests and after the start of operation by the fleet. Nevertheless, the long-term refinement of the product led to the desired results and allowed the new submarines to provide effective weapons for self-defense. According to various sources, the torpedoes of the MGT-1 were in service until the early eighties, after which they were replaced by newer weapons with enhanced characteristics.

The MGT-1 project allowed the submarines to be armed with new torpedoes, as well as gaining important experience for the creation of new such weapons. However, after a few decades, all this knowledge has lost its value. Some time ago it was decided to use only 533-mm torpedo tubes on submarines. All new submarines receive only such weapons, and systems of other calibers are available only on relatively old ships. Thus, new small-sized torpedoes, developing the product concept of MGT-1, are no longer being developed, although the operation of existing systems continues.


Based on:
http://deepstorm.ru/
http://rusunderwater.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-466.html
Shirokorad A.B. Weapons of the domestic fleet. 1945-2000. - Minsk: “Harvest”, 2001
Gusev R.A. Such is the torpedo life. - S.-PB.: Willow, 2003
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. mine
    mine 28 March 2016 09: 38
    -1
    Monsieur afffftor! You can’t cf. - don’t torture the train!
    The text is nonsense in almost every paragraph!
    The above photos are not MGT-1, but SET-40 (with which they are confused in the text "fantasy" on MGT-1)

    And yet - "militarirash" - a dump (at least in terms of naval weapons)!
  2. zampolit
    zampolit 28 March 2016 10: 13
    +2
    In my opinion, SET-40 is shown in the photo. In MGT-1, the proximity fuse was in the "tail", like in the German progenitor, and in SET-40, it was already in the fighting compartment, "on the nose."
    MGT-1 was still used in the anti-submarine mine PMT-1 and the export version of the PMK.
    And it was on MR that the differences between MGT-1 and SET-40 were discussed in detail in the topic about SET-40.
    1. mine
      mine 28 March 2016 10: 54
      -1
      Quote: zampolit
      MGT-1 had a proximity fuse in the "tail", like the German progenitor

      in the nose, "looks" "up" (because there is PASSIVE NVA, and on SET-40 it is active-passive and "circular")

      in the mine was SET-40UL
  3. mine
    mine 28 March 2016 12: 02
    +1
    the most significant visual difference between MGT-1 and SET-40 is the metal (rather than rubber) fairing CCN
  4. Mavric
    Mavric 28 March 2016 13: 46
    0
    In the article and MGT and MTG ...
  5. zampolit
    zampolit 29 March 2016 20: 36
    +1
    As a specialist, I’ll ask you to help identify what it is, MGT-1 or SET-40?
  6. zampolit
    zampolit 29 March 2016 20: 39
    0
    Separately tail section. Well, the number, if it helps, squeezed out 238 6306.
    1. mine
      mine 29 March 2016 21: 39
      -1
      Quote: zampolit
      Well, the number, if it helps, squeezed out 238

      so it is written there;)
      ed. 238 - SET-53M (since 6000s definitely fall into M - "innovations" were not introduced "at once" but gradually, therefore, it is impossible to clearly distinguish between SET-53 and SET-53M, so in the photo - with a battery ZET-3 (3 block by 90 elements), from the last series, went to the BF)
  7. zampolit
    zampolit 30 March 2016 07: 34
    +1
    Thank! Is logical. :-) Then there should be a SET-53ME, since it was in the SFRY.
    But what about her "tail"? In V. Pyshma, the SET-53 (not M, however) has a completely different look - propellers with wide blades and blades, like, four each. And this one has two narrow blades and no ring. Features "M"?
  8. mine
    mine 30 March 2016 15: 43
    0
    Quote: zampolit
    And this one has two narrow blades

    SET-53 just had 2 blade screws

    what's in Ekat - I’ll look

Торпеда МГТ-1

В пятидесятых годах прошлого века в нашей стране стартовала разработка нескольких новых подводных лодок, которым предстояло нести ракетное вооружение различных типов. Такие субмарины должны были иметь ряд характерных черт и оснащаться соответствующим оборудованием. Одним из любопытных отличий от других подлодок должны были стать торпедные аппараты уменьшенного калибра. Ввиду невозможности установки большого количества аппаратов калибра 53 см было решено дополнять их 400-мм системами. Как следствие, возникла необходимость разработки подобной торпеды. Первой отечественной малогабаритной 400-мм торпедой стало изделие МГТ-1.

Теоретические расчеты показывали, что значительное уменьшение габаритов торпеды в сравнении с существующим оружием в целом не помешает ей успешно решать поставленные задачи. Кроме того, уже было освоено производство систем самонаведения, которые позволяли дополнительно повысить эффективность применения торпед. Таким образом, перспективная подлодка вполне могла применять для самообороны самонаводящиеся торпеды калибра 40 см. Тем не менее, подобное оружие до определенного времени не существовало и его следовало разработать.

Проект создания первой отечественной малогабаритной торпеды стартовал в конце пятидесятых годов в НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»). Главным конструктором назначили Л.Н. Акатова. Проект получил условное обозначение «Изделие 239». Целью проекта было создание перспективной электрической самонаводящейся торпеды минимально возможных габаритов, предназначенной для использования с новыми 40-см торпедными аппаратами. Ввиду отсутствия значительных наработок в этой области авторам проекта пришлось создавать большую часть агрегатов с нуля. Как следствие, новая торпеда оказалась достаточно прогрессивной с точки зрения конструкции, однако это негативно сказалось на некоторых аспектах испытаний и эксплуатации.


Торпеда МГТ-1
Торпеда МГТ-1. Фото Militaryrussia.ru


Ввиду отсутствия определенного опыта, который появился позднее, корпус «Изделия 239» выполнили по традиционной схеме. Это был цилиндрический агрегат с полусферическим головным обтекателем и конической сужающейся хвостовой частью. Сзади на корпусе предусматривались четыре пера-стабилизатора, на которых крепились рули. В хвостовом торце корпуса выводились два соосных вала гребных винтов. Интересной особенностью корпуса новой торпеды стали примененные материалы. Для облегчения конструкции с сохранением требуемой прочности корпус выполнили из алюминиево-магниевых сплавов. В дальнейшем подобные материалы нашли широкое применение в торпедостроении.

Компоновка «Изделия 239» была традиционной для самонаводящихся торпед с электрической силовой установкой. В головной части корпуса предусматривалось зарядное отделение с крупным объемом под размещение гидроакустической системы наведения. Позади заряда помещалось аккумуляторное отделение, а корма корпуса отдавалась под системы управления, рулевые машинки и двигатель. За счет плотной компоновки агрегатов и их компактных размеров все необходимые приборы удалось поместить в корпус диаметром 400 мм и длиной 4,5 м. Масса «Изделия 239» составляла 750 кг (по другим данным, 510 кг).

В головной части корпуса, под легким обтекателем, поместили антенны гидроакустической системы наведения. «Изделие 239» стало одной из первых советских торпед с комбинированной активно-пассивной системой наведения. По имеющимся данным, пассивная часть аппаратуры была построена на основе агрегатов торпед серии САЭТ и основывалась на немецких наработках по изделию G7es. Такая система наведения имела антенну с четырьмя вертикальными приемниками, при помощи которых должна была определять направление на цель по азимуту.

Кроме того, в состав аппаратуры управления была включена новая активная система наведения, разработанная под руководством Б.В. Киселева. Это устройство должно было излучать сигналы и принимать отраженные колебания, тем самым находя цель. За счет применения двух систем поиска цели разных типов предлагалось повысить вероятность обнаружения корабля противника и, как следствие, увеличить шансы его поражения. Поскольку перспективная торпеда должна была применяться против надводных кораблей, системы наведения должны были искать цели только в одной плоскости, что в определенной мере упрощало их конструкцию.

Торпеда «Изделие 239» получила боевое отделение с 80 кг взрывчатого вещества. В верхней части корпуса предусматривалась горловина для установки неконтактного взрывателя, реагировавшего на магнитное поле корабля-цели. По другим данным, применялся акустический датчик цели. Это устройство было создано под руководством Л.С. Ерохина. Помимо основного неконтактного взрывателя предусматривался самоликвидатор, призванный подрывать торпеду в случае выработки заряда батарей после промаха.

В рамках проекта также было разработано практическое зарядное отделение, предназначенное для использования в учениях. От полноценного боевого оно отличалось отсутствием заряда взрывчатого вещества и наличием некоторых других приборов, а также соответствующим балластом. Интересной особенностью практического «Изделия 239» было наличие т.н. ракетного прибора. Двигаясь к учебной цели, практическая торпеда должна была отстреливать сигнальные ракеты, позволявшие отслеживать ее перемещения. Для упрощения поиска практической торпеды после стрельбы также предлагались световой сигнал и механический генератор шума или «стукач».

Торпеда МГТ-1
Торпеда в иной окраске. Фото Militaryrussia.ru


Центральную часть корпуса выделили под установку серебряно-цинковой аккумуляторной батареи «Изделие 518-1У». Это была одноразовая батарея, не имевшая возможности перезарядки. Срок хранения батареи был доведен до 8 лет, чему способствовало размещение электролита отдельно от катода и анода. Эта жидкость должна была храниться в отдельной ампулированной емкости и подаваться в аккумуляторы только в момент выстрела. Для вытеснения электролита из ампулы применялся сжатый воздух, закачанный в титановый резервуар. После подачи электролита батарея могла выдавать требуемые напряжение и мощность.

В корме «Изделия 239» поместили электрический двигатель постоянного тока типа ДП-11М, построенный по традиционной для торпед биротативной схеме. В его конструкции предусматривались вращающиеся ротор и статор, связанные с двумя гребными валами. Это позволяло вывести из конструкции силовой установки редуктор, дифференциал или иное дополнительное оборудование, приводящее к усложнению и утяжелению торпеды, а также негативно влияющее на скрытность движения.

Проект «239» отличался большой новизной и широким применением новых идей. В этом контексте не стала исключением и система управления, в состав которой внедрили несколько новых нестандартных приборов. Под руководством главного конструктора В.В. Селезнева в НИИ-40 был создан новый комплекс электромеханических и гидравлических приборов управления. Были предложены прибор курса с пневматическим запуском и электрическим поддержанием работы, креновыравнивающий прибор маятникового типа, а также автомат глубины с блоками гидростата и маневрирования, который заранее устанавливался на определенную глубину хода. Данные с этих приборов, а также с систем наведения обрабатывались электромеханической автоматикой и преобразовывались в команды для электрогидравлических рулевых машинок. Таким образом, торпеда могла двигаться как по прямой траектории до обнаружения цели, так и маневрировать при подходе к ней.

Использованный двигатель мог разгонять сравнительно легкую торпеду до скоростей порядка 28-32 узла, что было связано с его мощностью и производимым при работе шумом, мешающим системам самонаведения. Из-за малых габаритов корпуса аккумуляторная батарея торпеды не отличалась большой емкостью, что сказалось на максимальной дальности хода – до 6 км. Автомат глубины мог выдерживать изделие на расстоянии до 10 м от поверхности. Кроме того, он обеспечивал вывод торпеды на заданную глубину как при стрельбе с поверхности, так и при погружении.

Проектные работы были завершены в 1960 году, после чего были изготовлены несколько опытных образцов, использовавшихся в испытаниях. Первые проверки «Изделия 239» велись на имеющихся пристрелочных станциях. Кроме того, последние испытания проводились на новейших подводных лодках, которые в ближайшем будущем должны были освоить новое оружие для самообороны.

Торпеда МГТ-1
АПЛ К-45 проекта 659 - первый носитель МГТ-1. Фото Rvvdku-vi.ru


В ноябре 1960 года на государственные испытания вышла атомная подлодка К-45 – головной корабль проекта 659. До середины лета следующего года субмарина, предназначавшаяся для Тихоокеанского флота, проходила различные проверки. Среди прочего, в 1961 году флот и промышленность провели испытания новой торпеды калибра 400 мм. По имеющимся данным, в ходе испытаний новая торпеда столкнулась с массой проблем, а также показала некоторые недостатки своей конструкции.

Ход испытаний «Изделия 239» на подлодке К-45, проводившийся на Тихоокеанском флоте, красочно описан в мемуарах конструктора Р.А. Гусева «Такова торпедная жизнь». В силу различных недоработок проблемы проявлялись как на берегу, так и после загрузки на подлодку-носитель. К примеру, перед погрузкой на лодку торпеду требовалось проверить на герметичность. Опытное изделие заполнили воздухом и поместили в специальный бассейн. После этого испытатели смогли наблюдать, как из всех стыков, отверстий и лючков в виде массы пузырьков выходит воздух. Оказалось, что торпеда не без проблем перенесла дальнюю дорогу до тихоокеанских баз. Попытки герметизировать изделие так же были связаны с определенными проблемами. У специалистов не оказалось набора необходимых ключей, а инструмент для других торпед не в полной мере подходил для обслуживания «Изделия 239». Тем не менее, при помощи имеющихся инструментов и смекалки испытателям удалось привести торпеду в требуемое состояние.

Вскоре опытную торпеду отправили на К-45, где начался новый этап проверок. Через несколько дней вновь проявились недостатки конструкции. Во время т.н. протаскивания через торпедный аппарат изделие заклинило. Оно застряло в районе пускового блока и активного куркового зацепа. Чтобы извлечь торпеду, понадобилось разобрать несколько устройств торпедного аппарата. Только после этого появилась возможность изучить предпосылки к такой неполадке. В ходе проверки агрегатов торпеды и аппарата было установлено, что разные типы оружия имеют разный угол стопорения курка, что может приводить к некоторым проблемам. Кроме того, выяснилось, что во время сборки опытного «Изделия 239» некий рационализатор заменил латунный курок титановым. Таким образом, титановый курок вошел во взаимодействие с титановым зацепом, что привело к полному заклиниванию и остановке торпеды внутри аппарата. Вскоре эти недостатки были устранены, но на эти работы понадобилось время.

После на Дальний Восток доставили две практические торпеды для опытных стрельб. Оба запуска оказались неудачными: акустики в течение нескольких секунд регистрировали шум винтов, после чего торпеды пропадали. Возникло несколько версий, касающихся причин такого поведения новых торпед, но подтвердить или опровергнуть их было нельзя ввиду потери опытных изделий. После длительных споров было решено провести два контрольных выстрела. Один следовало делать на малой глубине и при максимальной скорости субмарины-носителя, второй – на большой глубине и малой скорости. Такой подход позволял установить причины предыдущих аварий, а также выяснить, из-за чего выстрелы заканчиваются провалом: из-за торпеды или по вине торпедных аппаратов. В дальнейшем два контрольных выстрела себя оправдали и позволили собрать нужную информацию.

По результатам испытаний 1960 года торпеда «Изделие 239» была принята на вооружение ВМФ СССР. Соответствующий приказ вышел в 1961-м. Оружие получило официальное обозначение МТГ-1. Серийное производство торпед поручили заводу «Дагдизель» (г. Каспийск). Новой торпедой вооружались подлодки различных типов, оснащавшиеся 400-мм торпедными аппаратами. Так, в ходе испытаний платформой для отработки использовалась АПЛ проекта 659, а в дальнейшем МТГ-1 была введена в номенклатуру вооружений других субмарин. Это были лодки проектов 658 и 658М, 670А, 675 и ранних вариантов проекта 667. Последним проектом, предусматривавшим самооборону при помощи 400-мм торпед, был 667БДР «Кальмар». Несколько подлодок этого типа до сих пор несут службу.

Подводные лодки разных проектов отличались конфигурацией торпедных аппаратов. К примеру, АПЛ проекта 659 имели четыре носовых аппарата калибра 533 мм (боекомплект 4 торпеды – по одной на аппарат), а также оснащались двумя носовыми и двумя кормовыми 400-мм аппаратами. При этом лодка несла до 18 малогабаритных торпед. Субмарины «Кальмар», в свою очередь, имели только носовые торпедные аппараты: четыре калибра 533 мм и два калибра 400 мм. Также интерес представляет конфигурация торпедных аппаратов, предусмотренная в проекте 675. Подобные лодки несли четыре носовых 53-см аппарата и два кормовых 40-см с боекомплектом 16 и 4 торпеды соответственно.

Торпеда МГТ-1
Подлодка проекта 667БДР "Кальмар". Фото Dic.academic.ru


Несмотря на сравнительно широкое распространение и большое число носителей, торпеды МГТ-1 до определенного времени были большой проблемой для подводников и конструкторов. Часть недостатков конструкции удалось выявить только после принятия изделия на вооружения. Все это требовало дополнительных работ, новых испытаний и т.д. Кроме того, доводка после начала эксплуатации негативно сказывалась на боевых возможностях подводных лодок, несущих боевое дежурство.

Тем не менее, все усилия не пропали впустую. Результатом работ стало полное выполнение требований заказчика и обеспечение высокой надежности как отдельных узлов, так и всей торпеды в целом. Благодаря этому флот получил современное оружие с достаточно высокими характеристиками, пригодное для решения основой задачи – самообороны подлодок при встрече с противолодочными кораблями противника.

Одновременно с этим торпедостроители получили ценный опыт, связанный с конструированием нового оружия для подводного флота. Были определены основные требования к перспективному оружию, которые позволяли достичь высоких характеристик. Так, было установлено, что кормовые торпедные аппараты не обеспечивают должную эффективность торпедной атаки при движении на большой скорости. Кроме того, для стрельбы на больших скоростях требовалась торпеда соответствующей конструкции с прочным корпусом правильных обводов. Аналогичные требования следовало предъявлять и к торпедам, предназначенным для стрельбы с больших глубин. Также для применения с глубины следовало сокращать количество лючков, технологических отверстий и других потенциальных причин течи. Наконец, следовало значительно обновить состав бортовой аппаратуры торпед, поскольку некоторые «традиционные» приборы уже устарели и не соответствовали требованиям времени.

Целью проекта «Изделие 239» / МГТ-1 было создание первой отечественной торпеды нового класса. Как всегда бывает с новыми разработками, проект столкнулся с некоторыми проблемами, которые проявлялись и во время испытаний, и после начала эксплуатации флотом. Тем не менее, продолжительная доводка изделия привела к требуемым результатам и позволила дать новым субмаринам эффективное оружие для самообороны. По разным данным, торпеды МГТ-1 состояли на вооружении до начала восьмидесятых годов, после чего были заменены более новым оружием с повышенными характеристиками.

Проект МГТ-1 позволил вооружить подлодки новыми торпедами, а также получить важный опыт для создания нового подобного оружия. Однако через несколько десятилетий все эти знания потеряли свою ценность. Некоторое время назад было принято решение использовать на подлодках только 533-мм торпедные аппараты. Все новые субмарины получают исключительно такое вооружение, а системы иных калибров имеются только на сравнительно старых кораблях. Таким образом, новые малогабаритные торпеды, развивающие концепцию изделия МГТ-1, более не разрабатываются, хотя эксплуатация имеющихся систем продолжается.


По материалам:
http://deepstorm.ru/
http://rusunderwater.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-466.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. mina 28 марта 2016 09:38
    Мусье аффффтор! Не можешь ср.ть - не мучай ж.пу!
    По тексту чушь практически в каждом абзаце!
    Приведенные фото - не МГТ-1 а СЭТ-40 (с которой перепутаны в тексте "фентези" по МГТ-1)

    И еще - "милитарираша" - помойка (во всяком случае в части морских вооружений)!
  2. zampolit 28 марта 2016 10:13
    По-моему, СЭТ-40 изображена на фото. У МГТ-1 неконтактный взрыватель находился в "хвосте", как у немецкого прародителя, а у СЭТ-40 уже в боевом отделении, "на носу".
    МГТ-1 еще использовалась в противолодочной мине ПМТ-1 и экспортном варианте ПМК.
    И именно на MR отличия МГТ-1 от СЭТ-40 подробно обсуждали в теме про СЭТ-40.
    1. mina 28 марта 2016 10:54
      Цитата: zampolit
      У МГТ-1 неконтактный взрыватель находился в "хвосте", как у немецкого прародителя

      в носу, "смотрит" "вверх" (т.к. там ПАССИВНЫЙ НВА, а на СЭТ-40 активно-пассивный и "круговой")

      в мине была СЭТ-40УЛ
  3. mina 28 марта 2016 12:02
    самое значительное визуальное отличие МГТ-1 от СЭТ-40 - металлический (а не резиновый) обтекатель ССН
  4. Mavric 28 марта 2016 13:46
    В статье и МГТ и МТГ...
  5. zampolit 29 марта 2016 20:36
    Как специалиста, попрошу помочь опознать, что же это, МГТ-1 или СЭТ-40?
  6. zampolit 29 марта 2016 20:39
    Отдельно хвостовая часть. Ну и номер, если поможет, выдавлен 238 6306.
    1. mina 29 марта 2016 21:39
      Цитата: zampolit
      Ну и номер, если поможет, выдавлен 238

      так там же и написано ;)
      изд.238 - СЭТ-53М (т.к. 6000е однозначно в М попадают - "нововведения" вводились не "разом" а постепенно, поэтому четко разницу между СЭТ-53 и СЭТ-53М провести нельзя, так что на фото - с батареей ЗЭТ-3 (3 блока по 90 элементов), из числа последних серий, шли на БФ)
  7. zampolit 30 марта 2016 07:34
    Спасибо! Логично. :-) Тогда должна быть СЭТ-53МЭ, коль она была в СФРЮ.
    Но что у неё с "хвостом"? В В.Пышме у СЭТ-53 (не М, впрочем), совсем другой на вид - винты с широкими лопастями и лопастей, вроде, по четыре. А у этой - с двумя узкими лопастями и кольца нет. Особенности "М"?
  8. mina 30 марта 2016 15:43
    Цитата: zampolit
    А у этой - с двумя узкими лопастями

    СЭТ-53 как раз имела 2хлопастные винты

    что в Екате - буду, посмотрю

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня