Торпеда МГТ-1

В пятидесятых годах прошлого века в нашей стране стартовала разработка нескольких новых подводных лодок, которым предстояло нести ракетное вооружение различных типов. Такие субмарины должны были иметь ряд характерных черт и оснащаться соответствующим оборудованием. Одним из любопытных отличий от других подлодок должны были стать торпедные аппараты уменьшенного калибра. Ввиду невозможности установки большого количества аппаратов калибра 53 см было решено дополнять их 400-мм системами. Как следствие, возникла необходимость разработки подобной торпеды. Первой отечественной малогабаритной 400-мм торпедой стало изделие МГТ-1.

Теоретические расчеты показывали, что значительное уменьшение габаритов торпеды в сравнении с существующим оружием в целом не помешает ей успешно решать поставленные задачи. Кроме того, уже было освоено производство систем самонаведения, которые позволяли дополнительно повысить эффективность применения торпед. Таким образом, перспективная подлодка вполне могла применять для самообороны самонаводящиеся торпеды калибра 40 см. Тем не менее, подобное оружие до определенного времени не существовало и его следовало разработать.

Проект создания первой отечественной малогабаритной торпеды стартовал в конце пятидесятых годов в НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»). Главным конструктором назначили Л.Н. Акатова. Проект получил условное обозначение «Изделие 239». Целью проекта было создание перспективной электрической самонаводящейся торпеды минимально возможных габаритов, предназначенной для использования с новыми 40-см торпедными аппаратами. Ввиду отсутствия значительных наработок в этой области авторам проекта пришлось создавать большую часть агрегатов с нуля. Как следствие, новая торпеда оказалась достаточно прогрессивной с точки зрения конструкции, однако это негативно сказалось на некоторых аспектах испытаний и эксплуатации.


Торпеда МГТ-1
Торпеда МГТ-1. Фото Militaryrussia.ru


Ввиду отсутствия определенного опыта, который появился позднее, корпус «Изделия 239» выполнили по традиционной схеме. Это был цилиндрический агрегат с полусферическим головным обтекателем и конической сужающейся хвостовой частью. Сзади на корпусе предусматривались четыре пера-стабилизатора, на которых крепились рули. В хвостовом торце корпуса выводились два соосных вала гребных винтов. Интересной особенностью корпуса новой торпеды стали примененные материалы. Для облегчения конструкции с сохранением требуемой прочности корпус выполнили из алюминиево-магниевых сплавов. В дальнейшем подобные материалы нашли широкое применение в торпедостроении.

Компоновка «Изделия 239» была традиционной для самонаводящихся торпед с электрической силовой установкой. В головной части корпуса предусматривалось зарядное отделение с крупным объемом под размещение гидроакустической системы наведения. Позади заряда помещалось аккумуляторное отделение, а корма корпуса отдавалась под системы управления, рулевые машинки и двигатель. За счет плотной компоновки агрегатов и их компактных размеров все необходимые приборы удалось поместить в корпус диаметром 400 мм и длиной 4,5 м. Масса «Изделия 239» составляла 750 кг (по другим данным, 510 кг).

В головной части корпуса, под легким обтекателем, поместили антенны гидроакустической системы наведения. «Изделие 239» стало одной из первых советских торпед с комбинированной активно-пассивной системой наведения. По имеющимся данным, пассивная часть аппаратуры была построена на основе агрегатов торпед серии САЭТ и основывалась на немецких наработках по изделию G7es. Такая система наведения имела антенну с четырьмя вертикальными приемниками, при помощи которых должна была определять направление на цель по азимуту.

Кроме того, в состав аппаратуры управления была включена новая активная система наведения, разработанная под руководством Б.В. Киселева. Это устройство должно было излучать сигналы и принимать отраженные колебания, тем самым находя цель. За счет применения двух систем поиска цели разных типов предлагалось повысить вероятность обнаружения корабля противника и, как следствие, увеличить шансы его поражения. Поскольку перспективная торпеда должна была применяться против надводных кораблей, системы наведения должны были искать цели только в одной плоскости, что в определенной мере упрощало их конструкцию.

Торпеда «Изделие 239» получила боевое отделение с 80 кг взрывчатого вещества. В верхней части корпуса предусматривалась горловина для установки неконтактного взрывателя, реагировавшего на магнитное поле корабля-цели. По другим данным, применялся акустический датчик цели. Это устройство было создано под руководством Л.С. Ерохина. Помимо основного неконтактного взрывателя предусматривался самоликвидатор, призванный подрывать торпеду в случае выработки заряда батарей после промаха.

В рамках проекта также было разработано практическое зарядное отделение, предназначенное для использования в учениях. От полноценного боевого оно отличалось отсутствием заряда взрывчатого вещества и наличием некоторых других приборов, а также соответствующим балластом. Интересной особенностью практического «Изделия 239» было наличие т.н. ракетного прибора. Двигаясь к учебной цели, практическая торпеда должна была отстреливать сигнальные ракеты, позволявшие отслеживать ее перемещения. Для упрощения поиска практической торпеды после стрельбы также предлагались световой сигнал и механический генератор шума или «стукач».

Торпеда МГТ-1
Торпеда в иной окраске. Фото Militaryrussia.ru


Центральную часть корпуса выделили под установку серебряно-цинковой аккумуляторной батареи «Изделие 518-1У». Это была одноразовая батарея, не имевшая возможности перезарядки. Срок хранения батареи был доведен до 8 лет, чему способствовало размещение электролита отдельно от катода и анода. Эта жидкость должна была храниться в отдельной ампулированной емкости и подаваться в аккумуляторы только в момент выстрела. Для вытеснения электролита из ампулы применялся сжатый воздух, закачанный в титановый резервуар. После подачи электролита батарея могла выдавать требуемые напряжение и мощность.

В корме «Изделия 239» поместили электрический двигатель постоянного тока типа ДП-11М, построенный по традиционной для торпед биротативной схеме. В его конструкции предусматривались вращающиеся ротор и статор, связанные с двумя гребными валами. Это позволяло вывести из конструкции силовой установки редуктор, дифференциал или иное дополнительное оборудование, приводящее к усложнению и утяжелению торпеды, а также негативно влияющее на скрытность движения.

Проект «239» отличался большой новизной и широким применением новых идей. В этом контексте не стала исключением и система управления, в состав которой внедрили несколько новых нестандартных приборов. Под руководством главного конструктора В.В. Селезнева в НИИ-40 был создан новый комплекс электромеханических и гидравлических приборов управления. Были предложены прибор курса с пневматическим запуском и электрическим поддержанием работы, креновыравнивающий прибор маятникового типа, а также автомат глубины с блоками гидростата и маневрирования, который заранее устанавливался на определенную глубину хода. Данные с этих приборов, а также с систем наведения обрабатывались электромеханической автоматикой и преобразовывались в команды для электрогидравлических рулевых машинок. Таким образом, торпеда могла двигаться как по прямой траектории до обнаружения цели, так и маневрировать при подходе к ней.

Использованный двигатель мог разгонять сравнительно легкую торпеду до скоростей порядка 28-32 узла, что было связано с его мощностью и производимым при работе шумом, мешающим системам самонаведения. Из-за малых габаритов корпуса аккумуляторная батарея торпеды не отличалась большой емкостью, что сказалось на максимальной дальности хода – до 6 км. Автомат глубины мог выдерживать изделие на расстоянии до 10 м от поверхности. Кроме того, он обеспечивал вывод торпеды на заданную глубину как при стрельбе с поверхности, так и при погружении.

Проектные работы были завершены в 1960 году, после чего были изготовлены несколько опытных образцов, использовавшихся в испытаниях. Первые проверки «Изделия 239» велись на имеющихся пристрелочных станциях. Кроме того, последние испытания проводились на новейших подводных лодках, которые в ближайшем будущем должны были освоить новое оружие для самообороны.

Торпеда МГТ-1
АПЛ К-45 проекта 659 - первый носитель МГТ-1. Фото Rvvdku-vi.ru


В ноябре 1960 года на государственные испытания вышла атомная подлодка К-45 – головной корабль проекта 659. До середины лета следующего года субмарина, предназначавшаяся для Тихоокеанского флота, проходила различные проверки. Среди прочего, в 1961 году флот и промышленность провели испытания новой торпеды калибра 400 мм. По имеющимся данным, в ходе испытаний новая торпеда столкнулась с массой проблем, а также показала некоторые недостатки своей конструкции.

Ход испытаний «Изделия 239» на подлодке К-45, проводившийся на Тихоокеанском флоте, красочно описан в мемуарах конструктора Р.А. Гусева «Такова торпедная жизнь». В силу различных недоработок проблемы проявлялись как на берегу, так и после загрузки на подлодку-носитель. К примеру, перед погрузкой на лодку торпеду требовалось проверить на герметичность. Опытное изделие заполнили воздухом и поместили в специальный бассейн. После этого испытатели смогли наблюдать, как из всех стыков, отверстий и лючков в виде массы пузырьков выходит воздух. Оказалось, что торпеда не без проблем перенесла дальнюю дорогу до тихоокеанских баз. Попытки герметизировать изделие так же были связаны с определенными проблемами. У специалистов не оказалось набора необходимых ключей, а инструмент для других торпед не в полной мере подходил для обслуживания «Изделия 239». Тем не менее, при помощи имеющихся инструментов и смекалки испытателям удалось привести торпеду в требуемое состояние.

Вскоре опытную торпеду отправили на К-45, где начался новый этап проверок. Через несколько дней вновь проявились недостатки конструкции. Во время т.н. протаскивания через торпедный аппарат изделие заклинило. Оно застряло в районе пускового блока и активного куркового зацепа. Чтобы извлечь торпеду, понадобилось разобрать несколько устройств торпедного аппарата. Только после этого появилась возможность изучить предпосылки к такой неполадке. В ходе проверки агрегатов торпеды и аппарата было установлено, что разные типы оружия имеют разный угол стопорения курка, что может приводить к некоторым проблемам. Кроме того, выяснилось, что во время сборки опытного «Изделия 239» некий рационализатор заменил латунный курок титановым. Таким образом, титановый курок вошел во взаимодействие с титановым зацепом, что привело к полному заклиниванию и остановке торпеды внутри аппарата. Вскоре эти недостатки были устранены, но на эти работы понадобилось время.

После на Дальний Восток доставили две практические торпеды для опытных стрельб. Оба запуска оказались неудачными: акустики в течение нескольких секунд регистрировали шум винтов, после чего торпеды пропадали. Возникло несколько версий, касающихся причин такого поведения новых торпед, но подтвердить или опровергнуть их было нельзя ввиду потери опытных изделий. После длительных споров было решено провести два контрольных выстрела. Один следовало делать на малой глубине и при максимальной скорости субмарины-носителя, второй – на большой глубине и малой скорости. Такой подход позволял установить причины предыдущих аварий, а также выяснить, из-за чего выстрелы заканчиваются провалом: из-за торпеды или по вине торпедных аппаратов. В дальнейшем два контрольных выстрела себя оправдали и позволили собрать нужную информацию.

По результатам испытаний 1960 года торпеда «Изделие 239» была принята на вооружение ВМФ СССР. Соответствующий приказ вышел в 1961-м. Оружие получило официальное обозначение МТГ-1. Серийное производство торпед поручили заводу «Дагдизель» (г. Каспийск). Новой торпедой вооружались подлодки различных типов, оснащавшиеся 400-мм торпедными аппаратами. Так, в ходе испытаний платформой для отработки использовалась АПЛ проекта 659, а в дальнейшем МТГ-1 была введена в номенклатуру вооружений других субмарин. Это были лодки проектов 658 и 658М, 670А, 675 и ранних вариантов проекта 667. Последним проектом, предусматривавшим самооборону при помощи 400-мм торпед, был 667БДР «Кальмар». Несколько подлодок этого типа до сих пор несут службу.

Подводные лодки разных проектов отличались конфигурацией торпедных аппаратов. К примеру, АПЛ проекта 659 имели четыре носовых аппарата калибра 533 мм (боекомплект 4 торпеды – по одной на аппарат), а также оснащались двумя носовыми и двумя кормовыми 400-мм аппаратами. При этом лодка несла до 18 малогабаритных торпед. Субмарины «Кальмар», в свою очередь, имели только носовые торпедные аппараты: четыре калибра 533 мм и два калибра 400 мм. Также интерес представляет конфигурация торпедных аппаратов, предусмотренная в проекте 675. Подобные лодки несли четыре носовых 53-см аппарата и два кормовых 40-см с боекомплектом 16 и 4 торпеды соответственно.

Торпеда МГТ-1
Подлодка проекта 667БДР "Кальмар". Фото Dic.academic.ru


Несмотря на сравнительно широкое распространение и большое число носителей, торпеды МГТ-1 до определенного времени были большой проблемой для подводников и конструкторов. Часть недостатков конструкции удалось выявить только после принятия изделия на вооружения. Все это требовало дополнительных работ, новых испытаний и т.д. Кроме того, доводка после начала эксплуатации негативно сказывалась на боевых возможностях подводных лодок, несущих боевое дежурство.

Тем не менее, все усилия не пропали впустую. Результатом работ стало полное выполнение требований заказчика и обеспечение высокой надежности как отдельных узлов, так и всей торпеды в целом. Благодаря этому флот получил современное оружие с достаточно высокими характеристиками, пригодное для решения основой задачи – самообороны подлодок при встрече с противолодочными кораблями противника.

Одновременно с этим торпедостроители получили ценный опыт, связанный с конструированием нового оружия для подводного флота. Были определены основные требования к перспективному оружию, которые позволяли достичь высоких характеристик. Так, было установлено, что кормовые торпедные аппараты не обеспечивают должную эффективность торпедной атаки при движении на большой скорости. Кроме того, для стрельбы на больших скоростях требовалась торпеда соответствующей конструкции с прочным корпусом правильных обводов. Аналогичные требования следовало предъявлять и к торпедам, предназначенным для стрельбы с больших глубин. Также для применения с глубины следовало сокращать количество лючков, технологических отверстий и других потенциальных причин течи. Наконец, следовало значительно обновить состав бортовой аппаратуры торпед, поскольку некоторые «традиционные» приборы уже устарели и не соответствовали требованиям времени.

Целью проекта «Изделие 239» / МГТ-1 было создание первой отечественной торпеды нового класса. Как всегда бывает с новыми разработками, проект столкнулся с некоторыми проблемами, которые проявлялись и во время испытаний, и после начала эксплуатации флотом. Тем не менее, продолжительная доводка изделия привела к требуемым результатам и позволила дать новым субмаринам эффективное оружие для самообороны. По разным данным, торпеды МГТ-1 состояли на вооружении до начала восьмидесятых годов, после чего были заменены более новым оружием с повышенными характеристиками.

Проект МГТ-1 позволил вооружить подлодки новыми торпедами, а также получить важный опыт для создания нового подобного оружия. Однако через несколько десятилетий все эти знания потеряли свою ценность. Некоторое время назад было принято решение использовать на подлодках только 533-мм торпедные аппараты. Все новые субмарины получают исключительно такое вооружение, а системы иных калибров имеются только на сравнительно старых кораблях. Таким образом, новые малогабаритные торпеды, развивающие концепцию изделия МГТ-1, более не разрабатываются, хотя эксплуатация имеющихся систем продолжается.


По материалам:
http://deepstorm.ru/
http://rusunderwater.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-466.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. mina 28 марта 2016 09:38
    Мусье аффффтор! Не можешь ср.ть - не мучай ж.пу!
    По тексту чушь практически в каждом абзаце!
    Приведенные фото - не МГТ-1 а СЭТ-40 (с которой перепутаны в тексте "фентези" по МГТ-1)

    И еще - "милитарираша" - помойка (во всяком случае в части морских вооружений)!
  2. zampolit 28 марта 2016 10:13
    По-моему, СЭТ-40 изображена на фото. У МГТ-1 неконтактный взрыватель находился в "хвосте", как у немецкого прародителя, а у СЭТ-40 уже в боевом отделении, "на носу".
    МГТ-1 еще использовалась в противолодочной мине ПМТ-1 и экспортном варианте ПМК.
    И именно на MR отличия МГТ-1 от СЭТ-40 подробно обсуждали в теме про СЭТ-40.
    1. mina 28 марта 2016 10:54
      Цитата: zampolit
      У МГТ-1 неконтактный взрыватель находился в "хвосте", как у немецкого прародителя

      в носу, "смотрит" "вверх" (т.к. там ПАССИВНЫЙ НВА, а на СЭТ-40 активно-пассивный и "круговой")

      в мине была СЭТ-40УЛ
  3. mina 28 марта 2016 12:02
    самое значительное визуальное отличие МГТ-1 от СЭТ-40 - металлический (а не резиновый) обтекатель ССН
  4. Mavric 28 марта 2016 13:46
    В статье и МГТ и МТГ...
  5. zampolit 29 марта 2016 20:36
    Как специалиста, попрошу помочь опознать, что же это, МГТ-1 или СЭТ-40?
  6. zampolit 29 марта 2016 20:39
    Отдельно хвостовая часть. Ну и номер, если поможет, выдавлен 238 6306.
    1. mina 29 марта 2016 21:39
      Цитата: zampolit
      Ну и номер, если поможет, выдавлен 238

      так там же и написано ;)
      изд.238 - СЭТ-53М (т.к. 6000е однозначно в М попадают - "нововведения" вводились не "разом" а постепенно, поэтому четко разницу между СЭТ-53 и СЭТ-53М провести нельзя, так что на фото - с батареей ЗЭТ-3 (3 блока по 90 элементов), из числа последних серий, шли на БФ)
  7. zampolit 30 марта 2016 07:34
    Спасибо! Логично. :-) Тогда должна быть СЭТ-53МЭ, коль она была в СФРЮ.
    Но что у неё с "хвостом"? В В.Пышме у СЭТ-53 (не М, впрочем), совсем другой на вид - винты с широкими лопастями и лопастей, вроде, по четыре. А у этой - с двумя узкими лопастями и кольца нет. Особенности "М"?
  8. mina 30 марта 2016 15:43
    Цитата: zampolit
    А у этой - с двумя узкими лопастями

    СЭТ-53 как раз имела 2хлопастные винты

    что в Екате - буду, посмотрю

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня