Гибель Катаров (часть 2)

22
Армию возглавил граф Симон де Монфор, уже участвовавший в четвертом крестовом походе в 1204 году. Граф Тулузский тоже предусмотрительно принял в нем участие, что обеспечило его землям иммунитет со стороны войск крестоносцев. Впрочем, он не привел к ним своей дружины и верховодил крестоносцами на территориях своих вассалов, всячески избегая прямого участия в боевых действиях. Наконец, войска достигли феода Транкавеля, и тому – молодому виконту, и племяннику графа Тулузского пришлось поневоле возглавить сопротивление захватчиков с севера, пусть даже они и выступали под знаменем креста, а сам он являлся примерным католиком. То есть своих вассалов сюзерену следовало защищать любой ценой, иначе он рисковал своей рыцарской честью. Вот как обрисовал его положение провансальский поэт Гийом де Тюдель, в 1210 году сложивший песню об альбигойском крестовом походе:

«И днем, и ночью думает виконт
О том, как защитить края родные,
Нет рыцаря отважнее его.
Племянник графа, сын его сестры,
Католик он примерный – это могут
Вам подтвердить священники, которым
Он предоставил бескорыстно кров.
Но в юности заботился виконт
О тех, кому он был тогда сеньором,
И кто ему доверился, а он
Казался им достойным компаньоном.
Одним грешили верные вассалы –
Еретиков неявным поощреньем».

Гибель Катаров (часть 2)

Вот они «божьи воины» с севера, пришедшие грабить и уничтожать богатую культуру благословенного юга Франции! Такими их увидели режиссер и костюмер советского детектива «Ларец Марии Медичи».

Когда пришла армия крестоносцев, то первым у них на пути оказался город Безье, который отказался выдать своих еретиков и был захвачен в результате неожиданного нападения. Ворота крепости были атакованы находившейся в армии рыцарской челядью, которая устроила в городе самую настоящую резню, в результате которой 22 июля 1209 года погибло едва ли не все население города. Папский легат аббат Арнольд Амальрик в своем послании папе обо всем этом написал так: «…в то время как бароны совещались о том, к каким уловкам прибегнуть, чтобы вывести из города католиков, слуги и другие люди низкого звания, а некоторые даже без оружия, напали на город, не ожидая приказов вождей… крича «К оружию, к оружию!» они пересекли ров, перелезли через стены, и Безье был взят. Они не пощадили никого, всех предали мечу, почти 20 000 человек, причем не оказали пощады ни сану, ни возрасту, ни полу. После этой резни город был разграблен и сожжен. Так чудным образом осуществилась Божья кара…». Известие о страшной участи Безье быстро распространились, и впоследствии множество укреплений катаров сдались без всякого сопротивления. Кстати, именно тогда, как считают, и была произнесена всем известная фраза – «Убивайте всех, Бог узнает своих!», которую, предположительно, Арнольд Амальрик сам же и произнес.

Затем наступила очередь крепости Каркассон, считавшейся неприступной, к которой крестоносцы подошли 28 июля, то есть в самую летнюю жару. Уже на третий день осады они захватили первое предместье и отрезали горожанам выход к реке. Затем они атаковали второе предместье, которое было защищено значительно лучше, и вынуждены были отступить. При этом они активно использовали различные требюше, и непрерывно забрасывали город камнями и разной тухлятиной, а их землекопы, под градом камней и поленьев, рыли под стену подкоп.

На следующий день, рано утром 8 августа, стена на месте подкопа рухнула, и крестоносцы приблизились к древней крепостной стене, возведенной еще во времена римского владычества и укрепленной затем графом Транкавелем. Гийом де Тюдель затем напишет об этих днях:

«Сражаются бесстрашные бойцы,
Врага их стрелы метко поражают,
И в каждом стане – множество смертей».

По его словам, если бы не столько пришельцев со всего края, никогда не была бы взята так быстро эта крепость, в которой были и высокие башни, и прочные зубчатые стены. Но в городе не было воды, в то время стояла изнуряющая жара, от чего начались эпидемии, а мясо животных, которое не успели засолить, начало гнить, кругом стало полно мух, и жителей осажденного города охватил ужас. Однако и крестоносцы, справедливо опасаясь пожара в городе, решили начать переговоры. Возможно, что, поверив данному им слову, граф Транкавель согласился явиться в стан крестоносцев для переговоров, и там был коварно захвачен ими в плен. Это случилось 15 августа 1209 года. После этого город капитулировал, а его жители вынуждены были бежать из Каркассона «в одних рубашках и штанах», ничего не взяв с собой. Транкавель же погиб в камере одной из башен своего же замка 10 ноября. Не исключено, что он просто заболел и умер, потому что условия содержания узников в ту пору были просто отвратительными.


Изгнание катаров из Каркассона в 1209 г. Им повезло, что, раздев их догола, крестоносцы их все же не убили! «Большая хроника Франции», около 1415 г. Британская библиотека.

Совет крестоносцев передал графу Симону де Монфору Каркассон и все феоды Транкавеля, которые еще предстояло завоевать. Гийом де Тюдель сообщает, что граф де Монфор не знал, что делать, поскольку большинство сеньоров не хотели продолжать крестовый поход, чтобы умереть во вражеском краю при осаде соседних замков, где скрывались самые упрямые из местных сеньоров. Похоже, что крестоносцы не считали слишком праведным делом убивать больше христиан, чем еретиков. У них не было ни малейшего желания завладевать землями окситанских рыцарей, и поэтому они не собирались продлевать сорокодневный поход, за участие в котором всем крестоносцам было обещано отпущение грехов, хотя, безусловно, возможностью пограбить богатый Лангедок они были очень и очень довольны!


Глава крестоносцев Симон де Монфор. Таким он показан в советском кинофильме «Ларец Марии Медичи». Сам по себе фильм снят хорошо. Но… ну зачем на него надели шлем с забралом, ведь дело-то происходит в 1217 году!

Впрочем, и после 1209 года война на юге Франции продолжалась не один год, а шла, то затухая, то вновь разгораясь, в течение нескольких десятилетий. Например, в 1215 году крестоносцы захватили Тулузу, также переданную Симону де Монфору, но в 1217 году граф Раймон VII отвоевал ее обратно. Сам же Симон де Монфор начал новую осаду города спустя год и был убит камнем из камнемета, которым, по преданию, управляли женщины города. Причем Гийом де Тюдель написал о его смерти так:

«Пока печалился Симон и с братом говорил,
Тулузцы мощный камнемет, что плотник смастерил,
Установили на стене, дабы вести обстрел,
И камень, описав дугу, над лугом пролетел,
Туда попав и угодив, куда сам Бог велел.
Кремень, ударив прямо в шлем, Симона с ног свалил,
На части челюсти разнес и череп раскроил,
Тот камень стукнул графа так, что граф весь почернел
И тотчас рыцарю сему досталась смерть в удел...
Вот так жестокий граф Монфор, что кровожаден был,
Как нехристь, камнем был убит и дух свой испустил».
(Перевод Б. Карпова)

Однако и дальше поход следовал за походом, только теперь руководить ими взялись уже короли Франции, сумевшие сообразить, какой лакомый кусок представляют собой земли Южной Франции. Но только лишь в 1244 году – и то, только лишь спустя девять месяцев после начала осады, пала последняя твердыня катаров – замок Монсегюр, а в 1255 году – последний оплот их открытого сопротивления – замок Керибюс в горах Корбьер. Соответственно, во всех взятых крестоносцами городах и замках катары либо насильственно возвращались в лоно католической церкви, либо, в том случае если они отказывались это сделать или же делали, но не проходили испытания убийством живого существа, например, собаки, их сжигали на кострах. Последние катары Лангедока прятались в пещерах вплоть до 1330 года, когда их убежище было открыто. Инквизитор Жак Фурнье, вступивший на папский престол спустя пять лет под именем Бенедикта XII, приказал замуровать их там заживо. Последние катары нашли себе убежище в горах Италии. Однако в 1412 году их там также выследили, и все они были убиты.


Замок Керибюс в горах Корбьер. Глядя на это сооружение, словно составляющее одно целое со скалой, хорошо сохранившееся даже сегодня, кажется вообще непонятным, как можно захватить такое укрепление. Но… вот как-то захватили.

Несмотря ни на что, некоторые из них все-таки сумели спастись, после чего они поселились на Балканах, и, в частности, в Боснии. Причем их секта сохранилась здесь до середины XV века и прихода турецких завоевателей. Последним было все равно, каких догматов придерживаются их христианские подданные, лишь бы те не затевали смуту. В этой спокойной обстановке секта катаров умерла сама собой. Многие ее члены добровольно перешли в ислам. Так что среди боснийцев-мусульман, участников недавней Балканской войны, были также потомки катаров – тех самых людей, которым задолго до Реформации едва не удалось перестроить католическую церковь на совершенно новых началах.


Донжон замка Керибюс и вход в него.

Да, нечего сказать, хорошие дела творились в ту эпоху именем Господа. И остается только удивляться душевной стойкости людей того далекого времени, которые даже после всех этих ужасов находили в себе силы и мужество придерживаться той веры, которую они считали единственно правильной, в первую очередь, за присущий ей гуманизм!

Кстати, интересно отметить, что по распоряжению церковных властей кающиеся катары должны были носить на своей одежде жёлтый латинский крест, так что они в какой-то тоже степени становились «крестоносцами» …

(Продолжение следует)
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    25 марта 2016 07:55
    Статья интересная, спасибо Вячеслав Олегович. Хотелось бы увидеть здесь статью про захват крестоносцами в 1098 г. города Маaрpу (Маарат-ан-Нуман), сопровождавший при этом их жестокий голод и каннибализм в войске крестоносцев.
    1. +1
      25 марта 2016 13:30
      Какой Вы... мне бы самому хотелось об этом прочитать! Ну, да хорошо, что подсказали. Попробую поискать, по сусекам помести, по амбарам поскрести...
  2. +4
    25 марта 2016 07:58
    Лангедок..действительно цветущим краем был..по сравнению с другими регионами Франции..Осталась пыль..Если я не ошибаюсь, этот крестовый поход в Лангедок был не единственным, а один из первых ..кающиеся катары должны были носить на своей одежде жёлтый латинский крест..Очень примечательный факт..Спасибо,Вячеслав!
  3. +1
    25 марта 2016 08:38
    В данный войне выбор господа очевиден. А еще католики просто лучше воевали.
    1. xan
      +5
      25 марта 2016 12:21
      Цитата: Kenneth
      В данный войне выбор господа очевиден. А еще католики просто лучше воевали.

      Правда на стороне больших батальонов (Наполеон)
      1. 0
        25 марта 2016 12:45
        Не работает. В битве при Мюре при подавляющем превосходстве противника католики распотрошили их как тузик грелку. Де Монфор был крутым воякой.
        1. +2
          25 марта 2016 15:16
          Я не понимаю этих форумчан. За что минус-то. Тут есть скрытые катары ? Все я написал как и было Де Монфор отметелил оппонентов при их подавляющем превосходстве, доказав что пехота - полное когда есть рыцари, а рыцарям лучше перед боем не нажираться заранее, празднуя победу.
        2. 0
          25 марта 2016 15:16
          Я не понимаю этих форумчан. За что минус-то. Тут есть скрытые катары ? Все я написал как и было Де Монфор отметелил оппонентов при их подавляющем превосходстве, доказав что пехота - полное когда есть рыцари, а рыцарям лучше перед боем не нажираться заранее, празднуя победу.
          1. +2
            25 марта 2016 20:47
            А еще Педро Арагонский был убит в самом начале боя.
          2. 0
            30 марта 2016 12:29
            Спустя 200 лет швейцарская пехота доказала, что дисциплина и строй круче каких-то там рыцарей. Собственно английские лучники в 100летнюю войну тоже это доказывали
  4. +2
    25 марта 2016 08:49
    То, что катарская ересь возникла в цветущих южных провинциях, не делает её гуманистической и плодотворной.
  5. +2
    25 марта 2016 08:57
    Молодцы французы,сохранили свою историю очень точно и сведениями по годам.России этого не дали сделать.
  6. +3
    25 марта 2016 09:05
    Думаю, в данной ситуации стоит посмотреть на происходившее в том числе и с точки зрения экономических различий воюющих территорий. Собственно и появление "ереси" стоит рассматривать как попытку обосновать право на обособление от остальной территории.

    Просто, как в одном из комментариев написано, католики лучше воевали, вот и стал очевиден выбор господа.
  7. +1
    25 марта 2016 10:44
    Спасибо, Вячеслав!С удовольствием читаю на тему о которой раньше не задумывался,о которой моя информация близка к нулю.Вместе с тем статьи ,по тематике которых знания у меня есть,всегда добавляют что-то новое.Было в Сети объявление о продаже Вашей книги на тему PR.Когда собрался её приобрести,оказалось,что она букинистическая и пропала.Про PR все статьи читает также моя мама.
    С уважением.
    1. +1
      25 марта 2016 13:33
      Рад был бы Вам ее прислать, но... сапожник без сапог! По-моему даже самому не осталось. Английских книжек - по одной. Рынок! Спрос рождает предложение, а оно ограничено.
  8. +2
    25 марта 2016 10:49
    Умалчивается в статье о том, кто стал основателем и вдохновителем альбигойской ереси, а так же кому принадлежали торговля и финансовые потоки региона. Не раскрыта, судя по образованности автора,- умышленно, истинная причина тех походов. Ведь дело там совсем не в богатстве региона. Как инквизиция спасла Испанию, так и эти походы на некоторое время спасли Францию.
    P.S. Можно обвинять, как это делается в школьных учебниках, католиков в слепом фанатизме, да, были перегибы на местах так сказать, как у Сталина, но инквизиция и внутриевропейские крестовые походы имели своей целью не просто борьбу за "чистоту" католицызма, а за сохранение власти монархов и Ватикана и, как не странно за традиционные ценности и порядок. Раскол и устранение папской власти был оттянут на несколько столетий, до Лютера...
    1. xan
      +1
      25 марта 2016 12:52
      Цитата: Velizariy
      P.S. Можно обвинять, как это делается в школьных учебниках, католиков в слепом фанатизме, да, были перегибы на местах так сказать, как у Сталина, но инквизиция и внутриевропейские крестовые походы имели своей целью не просто борьбу за "чистоту" католицызма, а за сохранение власти монархов и Ватикана и, как не странно за традиционные ценности и порядок. Раскол и устранение папской власти был оттянут на несколько столетий, до Лютера...

      И в результате страны с сохранением католицизма быстро сдали свои глобальные позиции протестантам и странам с нефанатичным католицизмом. Испания сдала свои позиции фактически за сто лет, имея кучу земли, много населения и благоприятный климат. Инквизиция Испании - это пример того, когда репрессии с пользы государства на начальном периоде переходят во вред государству в долгосрочном периоде, и фактически являются способом сохранить влияние в обществе репрессивного аппарата. Испанская инквизиция разрушила свою страну - единственную супердержаву Средневековья.
  9. xan
    +2
    25 марта 2016 12:37
    Нравится то, что относительно хорошо сохраняются древние строения. Все таки климат, а точнее отрицательные температуры и вода сильно разрушает, а их отсутствие сохраняет. Почему в наших теплых краях нет столько древних строений, как на юге Европы? Видимо причина не только в густонаселенности, а и в силе противоречий в наших местах - одно дело когда с одной стороны де Монфор, а с другой де Транквиль, и другое дело, когда с одной стороны Юрий Долгорукий, а с другой Субедей-Багатур.
    1. +1
      25 марта 2016 13:16
      Цитата: xan
      другое дело, когда с одной стороны Юрий Долгорукий, а с другой Субедей-Багатур.


      Что за вброс?
      Какие такие особенные противоречия между ними?
      Учитывая что второй родился через 19 лет после смерти первого?!!!

      Цитата: xan
      а точнее отрицательные температуры


      Не сами отрицательные температуры, а все-таки быстрый перепад от плюсовых температур к минусовым. Вода в трещинках ночью замерзает, лед расширяется и разламывает камень.
      Именно поэтому в России и других странах вводится весенняя "просушка дорог" - ограничивают проезд грузового транспорта чтобы урона для дорожного покрытия был меньше. И фуру 20-тонну загружают только на 10 тн. Т.е. вместо одной машины тот же груз везут 2.

      И да, дерево меньше подвержено разрущительному действию таких перепадов - и потому на протяжении все истории России, экспортный материал - лес.
      1. +2
        25 марта 2016 13:43
        Ключевский не зря писал о "каменном Западе" и "деревянной Руси". Оружие было одинаковое, жили примерно одинаково. Но пожары и нашествия первым делом губили книги! А там "в камнях" они сохранялись. У нас крестьянин не жалел свою избу! Сам топор за пояс и в болото! Какие кочевники его там найдут? Недаром только в 1292 году монголы на Руси, заведя остроухих собак, о чем есть в летописи, "изведоша людей по лесам и болотам". А до того, с 1237-ого они там успешно прятались от ворогов! А там больше сохранилось росписей, книг... духовности и, кстати, именно потому духовность, книжность, были столь ценимы на Руси. Ценится все, что в дефиците! А там было с этим меньше проблем, но действовал другой принцип: что имеем не храним! Именно так "библия Мациевского" и попала к иранскому шаху!
  10. +1
    25 марта 2016 23:03
    Ну Вячеслав традиционно постарался на славу ! Статья однозначно плюсовая !

    В этой спокойной обстановке секта катаров умерла сама собой. Многие ее члены добровольно перешли в ислам. Так что среди боснийцев-мусульман, участников недавней Балканской войны, были также потомки катаров – тех самых людей, которым задолго до Реформации едва не удалось перестроить католическую церковь на совершенно новых началах.
    Не знал. Так становится ещё более понятна смертельная ненависть между такими этнически близкими, но религиозно такими разными народами, как сербы, босницы и хорваты.

    Цитата: Мэнгел Олыс
    Хотелось бы увидеть здесь статью про захват крестоносцами в 1098 г. города Маaрpу (Маарат-ан-Нуман), сопровождавший при этом их жестокий голод и каннибализм в войске крестоносцев.
    Уважаемый Мэнгел, Вы хотите спровоцировать религиозную вражду на ВО ? Просто если будут посты о том, какие были мерзкие крестоносцы, то мне придётся выкладывать инфу о том, что творили мусульмане с христианами на Ближнем Востоке (и вплоть до наших дней между прочим, посмотрите, что творится в Сирии и Ираке).

    И просто так, для Вашего просвещения. Единственный зафиксированный там случай каннибализма принадлежит по сути бомжам, сопровождавшим армию крестоносцев. Почитайте что такое было "банда короля Тафура".
  11. +1
    26 марта 2016 01:03
    Черезвычайно интересно. Читаю с большим удовольствием! Спасибо большое автору!
  12. +1
    4 апреля 2016 10:17
    Еще лет 15 назад впервые подробно прочитал о Каркассоне и других сохранившихся знаменитых замках Европы и загорелся там побывать. И 5 лет назад, будучи в Испании, смог смотаться на машине посмотреть и пощупать древние камни Каркассона. Правда, там много восстановлено, древнего - немного, но все равно, это что-то. Умеют за границей в "жирных" странах сохранять свою историю. Надеюсь, и у нас так будет, интерес по крайней мере прогрессирует, еще бы деньжат. Считаю, что любителям истории следует посетить три средневековых сооружения - Каркассон, Сен-Мишель и Карнавон. Пока удалось побывать только в первом...