Вечный транспортник

Вечный транспортник


На прошлой неделе, в пятницу, авиационная общественность довольно скромно отметила очередной юбилей: 45 лет назад, 25 марта 1971 года, в Москве с Центрального аэродрома им. Фрунзе экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем СССР Эдуардом Кузнецовым выполнил первый полет на тяжелом военно-транспортном самолете Ил-76.

Три года назад — 25 марта 2013 года — был подписан договор между ОАО «ОАК-ТС» и ЗАО «Авиастар-СП» на поставку 39 самолетов модернизированного проекта Ил-76МД-90А в рамках исполнения государственного контракта от 4 октября 2012 года.


Сегодня, когда первый серийный борт Ил-76МД-90А уже поставлен в войска и началась его эксплуатация, «пришло время потолковать о многих вещах»: об истории, о целесообразности и перспективах возрождения самолета, созданного без малого полвека назад.

45 лет в небе


Самолет, изначально создававшийся под требования воздушно-десантных войск, предназначался для транспортировки и десантирования личного состава и военной техники. Для своего времени это была современная машина, отвечавшая требованиям заказчика. Впервые отечественный военно-транспортный самолет оснащался турбореактивными двигателями, кроме того, имел полностью герметичную грузовую кабину и мог использоваться на грунтовых площадках.

Наряду с основным транспортно-десантным назначением, Ил-76 стал платформой для создания широкой номенклатуры специальных версий, таких как топливозаправщик, постановщик помех, ДРЛОиУ и так далее. Начиная с конца 70-х годов, Ил-76 в версиях Т/ТД поступает на службу в гражданскую авиацию. К 90-м годам ХХ века военные и гражданские варианты основного самолета советской ВТА эксплуатировались по всему миру.

Вечный транспортник

Первый полет Ил-76 25 марта 1971 года
Фото: Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина

Ужесточение международных требований по шумам и эмиссии (выбросу вредных веществ в атмосферу) привело к тому, что к началу 2000-х гражданские эксплуатанты самолета разработки конца 60-х годов задумались о возможных путях модернизации существующего парка и заказе новых самолетов данного типа. Проблемы экономичности, шумов и эмиссии традиционно мало волнуют военных, однако ВТА была заинтересована в повышении грузоподъемности и эффективной дальности Ил-76МД.

Авиационная промышленность и Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина встали перед дилеммой: модернизировать существующие самолеты либо возродить производство самолета заново. Выбор был сделан во вполне советском стиле: если дают деньги, надо делать и то, и то.

ТД


Гражданские эксплуатанты Ил-76ТД, совершающие коммерческие рейсы в Европу, США и Японию, были поставлены перед фактом, что к середине двухтысячных годов самолеты, не удовлетворяющие требованиям ИКАО по шумам и эмиссии, перестанут пускать в эти страны.

В отличие от военных, коммерческим пользователям государство предлагало самим решать проблемы дальнейшего использования Ил-76. Программа ремоторизации на модернизированные двигатели Д-30КП-2 могла стать выходом для небольших компаний, но так и не была реализована.

Понимая, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, крупнейший оператор тяжелых транспортных самолетов на постсоветском пространстве группа компаний «Волга-Днепр» приступила к реализации собственной программы модернизации самолета Ил-76ТД. Уже в 2002 году «Волга-Днепр» делает заказ на «Пермском моторном заводе» на поставку комплекта двигателей ПС-90 для первого самолета. А через год покупает у ОАО «Ил» конструкторскую документацию на проект модернизации. По сути, вся разработка и реализация программы модернизации самолетов Ил-76 была проведена силами компании «Волга-Днепр» при формальном участии Ильюшина.

Итогом этой работы стал запуск в производство модернизированного самолета Ил-76ТД-90ВД с новыми двигателями ПС-90А-76, новой авионикой и новым пилотажно-навигационным комплексом «Купол-III-76М-ВД».

За четыре года частная компания, финансируя проект из собственных и заемных средств, прошла путь от выработки технического лица нового самолета до ввода в строй первого серийного экземпляра. Сейчас авиакомпания «Волга-Днепр» располагает пятью самолетами данного типа и успешно их эксплуатирует.

Вечный транспортник

Ил-76ТД-90ВД авиакомпании «Волга-Днепр»
Фото: «ОАК-Транспортные самолеты»

В данном случае ставка «Волги-Днепр» на производство самолета с нуля, а не на ремонт и модернизацию существующих самолетов, полностью себя оправдала. Купить самолеты по 50 миллионов долларов никто, кроме авиакомпании «Волга-Днепр» и азербайджанской компании Silk Way Airlines, позволить себе не смог. Таким образом, реализовав проект постройки пяти модернизированных самолетов Ил-76ТД-90ВД, авиакомпания «Волга-Днепр» получила доминирующее положение на рынке перевозки негабаритных грузов на европейских направлениях и в США.

Единственный известный проект модернизации гражданской версии с ремоторизацией на двигатели ПС-90А-76 был выполнен в 2015 году заводом ТАПОиЧ по заказу российской авиакомпании «Шар инк ЛТД» и получил регистрационный номер RA-76384. В настоящее время самолет эксплуатируется в Экваториальной Гвинее под флагом авиакомпании Ceiba Cargo.

МД


Один из наиболее повторяемых тезисов сторонников возобновления производства Ил-76 звучит так: нельзя до бесконечности продлевать ресурс, самолеты не вечные. Действительно, ресурс любого самолета — величина конечная. В настоящее время в эксплуатации ВВС РФ находятся около 90 единиц Ил-76 в стандартной модификации МД, не считая воздушных танкеров Ил-78 и платформ для спецверсий. Назначенный производителем ресурс Ил-76МД составляет 30 000 часов. Налет строевых бортов, массовое производство которых пришлось на 80-е годы ХХ века, колеблется от 2500 до 3500 часов, то есть выработка ресурса на сегодняшний день составляет 10-15 процентов.

Вечный транспортник

Два основных спецварианта Ил-76: заправщик Ил-78 и «летающий радар» А-50
Фото: «ОАК-Транспортные самолеты»

Удивлять такие цифры не должны: ВТА — это не гражданская авиация, где месячный налет воздушного судна, как правило, с лихвой перекрывает годовой налет военно-транспортных самолетов. Сейчас средний налет Ил-76 — это 15 часов в месяц, таким образом, годовой налет не достигает и 200 часов.

Своевременное техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) позволяют поддерживать самолеты в состоянии летной годности неограниченное количество времени. Наглядным примером являются американские стратегические бомбардировщики B-52, последний из которых сошел со стапелей в начале 60-х годов. Указанные самолеты ВВС США планируют эксплуатировать до 40-х годов XXI века.

Реалистичный подход отечественных военных эксплуатантов к бюджету в начале 2000-х годов заставлял искать возможности модернизации существующего парка Ил-76. В 2002 году Министерство обороны РФ объявило о начале программы модернизации Ил-76 путем установки двигателей ПС-90А-76.

В декабре 2005 года в небо поднялся самолет Ил-76МД-90, прошедший модернизацию на авиазаводе ВАСО. Переделке подвергся серийный самолет Ил-76МД, произведенный на заводе ТАПОиЧ в Ташкенте в 1991 году. В результате модернизации самолет получил двигатели и авионику, аналогичные гражданскому проекту Ил-76ТД-90ВД. Стоимость модернизации составила примерно 14 миллионов долларов, из которых 12 миллионов пришлось на четыре двигателя ПС-90А-76.

В 2006 году ВВС РФ обозначили потребность в 12 самолетах Ил-76МД-90 до 2010 года. Однако модернизированный Ил-76МД-90 так и остался единственным в своем роде — больше ни одного борта ВВС не получили.

В 2011 году появляется новый проект модернизации самолетов типа Ил-76М и Ил-76МД, разработанный в «Ильюшине» по техническому заданию ВВС (ОКР «Кузнецк»). 29 февраля 2016 года первый модернизированный по данному проекту самолет, получивший индекс Ил-76МД-М, поднялся в воздух. 11 лет напряженной работы между первым полетом Ил-76МД-90 и первым полетом Ил-76МД-М не прошли даром: при сопоставимой цене модернизации в 13-14 миллионов долларов самолет лишился современных двигателей ПС-90-76А, зато приобрел современное пилотажно-навигационное оборудование.

Примерно в то же время, в 2002 году, НПО «Сатурн» в инициативном порядке разработало проект глубокой модернизации серийно производящегося на предприятии двигателя Д-30КП-2 для самолетов Ил-76. В 2005 году был построен первый опытный двигатель, получивший наименование Д-30КП «Бурлак».

Техническим заданием на модернизацию Д-30КП ставилась цель повышения тяги двигателя с 12 000 до 13 000 кгс. Одним из главных достоинств двигателя, наряду с унификацией с серийными Д-30КУ/КП, была возможность ремоторизации на него строевых Ил-76 силами местных технических служб без переделки пилонов и изменения конструкции планера. Причем модернизация Д-30КП не потребовала бы производства новых двигателей — достаточно было проводить капитальный ремонт существующих с одновременной модернизацией до версии Д-30КП «Бурлак». На тот момент ВВС РФ проявляли крайнюю заинтересованность в реализации этого проекта. Кроме того, программу Д-30КП «Бурлак» поддерживали коммерческие операторы Ил-76ТД, которые не могли себе позволить заказывать новые самолеты типа Ил-76ТД-90ВД/SW. Однако проект Д-30КП-2 остановился на этапе летных испытаний и не получил дальнейшей поддержки государства.

Заключение

Юбилейный год первого полета Ил-76 Объединенная авиационная корпорация и Авиационный комплекс Ильюшина традиционно отметили громкими заявлениями, переносом сроков, отставками и перспективными планами.

Вечный транспортник

Ил-76МД-90А на летно-испытательной станции завода «Авиастар»
Фото: Сергей Александров / «Коммерсантъ»

3 марта генеральный директор «Ильюшина» Сергей Вельможкин заявил, что в 2016 году поставок Ил-76МД-90А не планируется, зато в 2017 году «поставка будет увеличена до трех машин». Это достаточно интересное заявление, учитывая, что контрактом предусматривается поставка шести самолетов в 2017-м, а к 2020 году по контракту с министерством обороны должны быть поставлены все 39 единиц.

24 марта генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов объявил о планах создания Ил-76ТД-90А — гражданской модификации военно-транспортного самолета. «Будет произведено достаточное количество», — подчеркнул генеральный конструктор. Остается открытым вопрос о потенциальных заказчиках машины, учитывая крайне узкий рынок специальных грузовых перевозок, а также сроки поставок гражданских машин, при том, что исполнение государственного контракта явно откладывается.

В этот же день последовало заявление советника генерального директора компании по науке Генриха Новожилова: «Мы сегодня запустили двигатель в Ил-76МД-90А, который дает нам запас по тяге и позволит сделать новую модификацию — Ил-76МФ». По всей видимости, имеется ввиду перспектива запуска в производство самолета с удлиненной грузовой кабиной Ил-76МФ, который производился на Ташкентском заводе ТАПОиЧ и поставлялся в Иорданию.

Собственно, запас по тяге двигатели ПС-90 давали этому самолету еще в 1995 году, когда он совершил первый полет, однако, учитывая снижение веса крыла, а следовательно и всего самолета на 2,5 тонны за счет применения длинномерных панелей крыла, вполне возможно, что данная модификация может понравиться военным и получит второе дыхание.

Вечный транспортник
Ил-76МФ авиакомпании Jordan
International Air Cargo
Кадр: Laurent Auer / Youtube

22 марта стало известно, что генеральный директор самолетостроительного завода «Авиастар-СП» Сергей Дементьев предположительно в апреле покинет свой пост. «Это часть комплекса мер по улучшению управляемости корпорации. Передача полномочий предусматривает прекращение действующих договоров с частью генеральных директоров "дочек". До вступления решений в силу конкретные кадровые изменения комментировать считаем преждевременным», — пояснили в пресс-службе ОАК.

Однако ульяновский новостной портал 73online.ru сообщил, что, по его сведениям, Сергей Дементьев уволен за неудовлетворительные показатели работы: «За последние несколько лет в модернизацию "Авиастара" было вложено несколько миллиардов рублей. Однако производительность труда на предприятии не повысилась. Более того, не были сокращены издержки — то, что в первую очередь требовали от Дементьева. Получалось, что цеха модернизированы, оборудование новое, а работали здесь по-старому и со старой выработкой. Ничего не менялось. На это гендиректору "Авиастара" указывали постоянно».

Рассматривая текущую программу возрождения производства военно-транспортного самолета Ил-76, нельзя не отметить некоторые положительные моменты: самолеты так или иначе производятся, новое оборудование для переоснащения завода закупается, смежники загружены, бюджеты осваиваются. И самое главное — вопрос о создании и производстве военно-транспортного самолета нового поколения (Ил-106/ПАК ТА) вполне оправданно откладывается в далекое будущее, что, безусловно, снимает лишнюю головную боль с профильного КБ.
Автор: Владимир Моисеев
Первоисточник: http://lenta.ru/articles/2016/03/30/snova76/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Zoldat_A 3 апреля 2016 06:03
    Родной, как второй отец. Пришёл 76-й, значит, пора домой... Всем видом внушал всегда доверие и уверенность. А движки поют - ни с чем не спутаешь - симфония....
    1. Serg 122 3 апреля 2016 10:55
      нельзя не отметить некоторые положительные моменты: ........ бюджеты осваиваются

      Как сказал Президент, во время последнего посещения Крыма (на стройке моста): нужно не выделенные деньги "осваивать", а работу работать!. Бесит меня это словосочетание: бюджеты осваиваются. Тем более когда результат от этого равен нулю... hi
  2. Старый очень 3 апреля 2016 06:25
    В Ульяновске соскучились по настоящей работе - ребятки с АВИАСТАРА,помнится,говорили : Дайте заказы,а уж мы...

    Привет волжанам, и Так Держать!
  3. a.s.zzz888 3 апреля 2016 06:59
    76 - это трудяга из трудяг! Даже не подвергается подсчету, сколько он народа и грузов перетаскал!!!!!
    Памятник ему надо ставить! Как минимум - бронзовый! good
    1. кеп 3 апреля 2016 15:50
      Цитата: a.s.zzz888
      76 - это трудяга из трудяг! Даже не подвергается подсчету, сколько он народа и грузов перетаскал!!!!!
      Памятник ему надо ставить! Как минимум - бронзовый! good


      Первый раз в жизни увидел ночью на разгрузке.ПРОСТО ШОК.
      Такое производство похоронить,приравнял-бы к измене Родины.
      Будут производить значит есть еще государевы люди.
      Дай Бог им здоровья и сил.
      1. Удав КАА 3 апреля 2016 20:11
        Цитата: кеп
        Первый раз в жизни увидел ночью...

        Я тоже в 1987 году впервые в жизни ночью увидел старушку Европу из штурманской кабины Ил-76МД, когда возвращался из Анголы.
        Тогда-то и родилось знаменитое: Европа так плотно заселена, что яблоку некуда упасть, не то что атомной бомбе!
        А самолет понравился. Кабина герметичная, мыльницы (кресла для десантников)удобные. Правда резали бока. Вполне комфортно даже 100г приняли на грудь, чтобы скоротать время. В общем впечатление осталось хорошее.
        Машина надежная. Модернизировать и пусть дальше Родину защищает!
  4. Pvi1206 3 апреля 2016 09:31
    Как в басне Крылова о лебеде, раке и щуке.
    Пожелания благие, а результат будет неизвестно когда...
    Нет хозяина в стране.
    Разговаривал с работником Авиастара в Ульяновске. Ситуация на заводе совсем не такая благостная как сообщают СМИ...
    1. ametist415 3 апреля 2016 11:37
      Только единицы понимают, что авиаотрасль еле выживает. Сколько Boeing самолётов делает и сколько Россия, какое время затрачивает Boeing на строительство одного самолёта?
      ИЛ 96 можно считать похоронен. Также сколько иностранных комплектующих мы используем? Судя по коментам большинство о таких вопросах не задумывается, только эмоции бесполезного восторга что мы США порвём на полоски.
      1. кеп 3 апреля 2016 15:54
        Цитата: ametist415
        Только единицы понимают, что авиаотрасль еле выживает. Сколько Boeing самолётов делает и сколько Россия, какое время затрачивает Boeing на строительство одного самолёта?
        ИЛ 96 можно считать похоронен. Также сколько иностранных комплектующих мы используем? Судя по коментам большинство о таких вопросах не задумывается, только эмоции бесполезного восторга что мы США порвём на полоски.


        Вот я даже рад таким коментам.Только прочитав критику понимаешь где неправ.Спасибо что Вы есть.
        Как говорят в армии-виноват исправлюсь.
        Для наших предателей Колымский край вполне себе территория.На всех хватит.
        Золота стране нужно много.Рабочих рук не хватает.
        золотозолото
        золото

        Работать надо.Значит будут работать.Или будем?
  5. samoletil18 3 апреля 2016 09:40
    Прискорбно, что программу по модернизации Д-30КП2 свернули. Столько машин с расхдованием ресурса до 15%, что сделало бы их более конкурентоспособными, а это снова деньги, в т.ч. и от коммерческих перевозок грузов за бугром.Хотя, в верхах свои расклады, особенно, когда нефть к 100$ приближается, что там за мелочи, меньше миллиарда баксов!
  6. TIT 3 апреля 2016 09:42
    это 15 часов в месяц


    это звучало бы смешно и в лихие 90 , а уж сейчас и подавно ,
    TIT
  7. Fil743 3 апреля 2016 09:54
    Отличная статья! Но хотелось бы немного поправить автора. Кроме огромного назначенного (до списания) ресурса выработанного в среднем на 15% есть такой ресурсный показатель как назначенный календарный срок службы. Для Ил-76 он определен на сегодняшний день в 40 лет. И здесь ситуация не столь радужная: выработка достигает 60-70%, т.е. еще лет 10-15 останется летать. Работы по увеличению НСС в КБ "Ил" ведутся и вроде должен выйти новый ресурсный бюллетень где НСС будет увеличен до 45 лет, но на эту работу нужны деньги и немалые, несмотря на то, что и разработчик бюллетеня и разработчик самого самолета одно и то же лицо. Так что пока на уровне слухов и надежд.
  8. andrewkor 3 апреля 2016 10:19
    ИЛ-76МФ это задел на 22 век КБ "Ильюшин".
  9. MahsusNazar 3 апреля 2016 11:40
    Работал на ТАПОиЧ, "поднимал" первую машину МФ. Задел там действительно колоссальный, надо делать машину - она того стоит.
  10. 16112014nk 3 апреля 2016 14:07
    Цитата: Serg 122
    Бесит меня это словосочетание: бюджеты осваиваются.

    Ну так у нас с незапамятных времён и по сей день - "Один с сошкой - семеро с ложкой!" Ии все семеро - эффективные менеджеры! Которые работают по системе РОЗ - распил, откат, занос! negative
    1. Cap.Morgan 3 апреля 2016 16:59
      Цитата: 16112014nk
      Цитата: Serg 122
      Бесит меня это словосочетание: бюджеты осваиваются.

      Ну так у нас с незапамятных времён и по сей день - "Один с сошкой - семеро с ложкой!" Ии все семеро - эффективные менеджеры! Которые работают по системе РОЗ - распил, откат, занос! negative

      Ну это не всегда.
      Неосвоенный бюджет - значит ничего не сделано
  11. Горный стрелок 3 апреля 2016 20:40
    А ПД-14 не планируют на него ставить? По параметрам и тяге - самое то! Ну не имеем мы достаточно информации, чтобы судить - что хорошо, что плохо, а что ещё "не созрело". Самолёт отличный, ресурс для модернизации - очень большой. Разрушить авиапром было легко. Возрождать трудно. Но необходимо, без этого будем "в хвосте плестись".
  12. Сарма 5 апреля 2016 06:01
    Ил-76 - отличная машина,лучшая в Мире,в своем классе.
  13. akims 6 апреля 2016 21:03
    Знакомый налетал более 1500 часов на Ил-76. Выйду на пенсию, напишу книгу о его приключениях! Фантастика!. Но я ему верю. Летал на Советских, Российских, Украинских и Азербайджанских авиалиниях.
    Люди садились с пустыми баками, в них стреляли,в самолет попадала молния...
    Гвозди бы делать из этих людей!
  14. HELIX 18 июня 2016 16:18
    Хорошая статья спасибо! А самолет-легенда при жизни-это факт!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня