Китай: пути сотрудничества

26


КНР – единственное государство из пятерки стран-участников Совета безопасности ООН, обладателей ядерного оружия, которое не предоставляет никакой информации о своей ядерной программе и перспективах ее развития.

Однако военный и экономический потенциал Китая и его роль в международной политике, а также влияние на возможности разоружения и нераспространения ЯО намного больше, чем у других стран мира, за исключением России и США.

Необходимо отметить, что и Российская Федерация, и Америка публикуют информацию об общем количестве ядерного вооружения и его характеристиках, ограничиваясь только теми его видами, которые обозначены в рамках договора о СНВ. Китай же, вместе с Великобританией и Францией, не является участником этих договоренностей. Тем не менее и Англия, и Франция, будучи открытыми демократическими странами, предоставляют детальную информацию о своих ядерных программах. Такая открытость продиктована, в частности, и гарантиями защиты этих государств как членов НАТО со стороны США.

В 2010 году Америка обнародовала дополнительные данные о резервных американских ядерных вооружениях, включая динамику исторического развития численности ядерного оружия за период 1945-2010 годов.

В то же время необходимо отметить, что в России и США, так же, как и в Англии и Франции, публикуется большое количество неофициальных аналитических и фактических данных по ЯО: предоставляется детальная его характеристика, общее количество, виды и типы вооружений, а также технические спецификации, включая историческое развитие и перспективы на будущее.

Пакистан, Индия и Китай, напротив, всю информацию по ядерному вооружению дают в самых общих чертах, не предоставляя никаких фактических данных. А Израиль вообще отрицает наличие в стране подобного вида оружия, однако в то же время не препятствует опубликованию оценок экспертов по данному вопросу, по всей видимости, используя их как стратегию негласного ядерного сдерживания.

Китайская Народно-Демократическая Республика вместо официальной фактической информации вообще выдает большое количество тезисов и доктринальных заявлений, в которых говорится о том, что Китай следует принципам мирного урегулирования конфликтов, придерживается стратегии ненападения, а также неприменения ЯО против любой из неядерных стран.

В последнее время в Китае публикуется большое количество аналитической информации о стабильности ядерных сил, а также возможности участия в переговорах о ядерном разоружении. С этой целью Китайская Республика обязана обеспечить должное экономическое, политическое и венное развитие, равное США и России, и тем самым не допустить доминирования этих государств в процессе проведения переговоров.

Для достижения подобного баланса Вашингтон предлагает признать суверенитет Китая над Тибетом, Тайванем и Синьцзяном, отказываясь от дальнейшего контроля над этими вопросами. Также на рассмотрение предложен принцип «стратегического доверия», который предполагает предоставление ядерных гарантий, признание взаимной уязвимости стран-союзников, а также обеспечение сокращения ядерного вооружения путем ликвидации боеприпасов. Эти пункты касаются и России. В ответ на это правительство Китая выдвигает требования укрепления доверия и отказа России и США от первоочередного применения ядерного оружия.

Официально правительство Китая обосновывает содержание данных о ядерном оружии в полной секретности тем, что количество такого вооружения очень малочисленно и не может конкурировать с другими государствами «пятерки». Поэтому для поддержания стратегии ядерного сдерживания Китай заинтересован в такой неопределенности данных. Не следует забывать и тот факт, что КНР – единственное государство, которое на официальном уровне не имеет прав на применение ядерного оружия первым, причем никаких исключительных случаев не предусмотрено. Вероятно, для подтверждения этого обязательства китайские власти сделали заявление о том, что в мирное время ядерные боеголовки хранятся отдельно от ракет.

Считается общепринятым, что государство, взявшее на себя подобное обязательство, опирается на наличие средств для ответного удара. Однако в настоящее время китайские ядерные силы, впрочем, как и вся система, настолько малоэффективны, что возможность ответного ядерного удара приравнивается к нулю. Поэтому заявление КНР модно считать военно-политической пропагандой, которая не отражает реальной ситуации. Зде, скорее, просматривается возможность нанесения упреждающего ядерного удара в случае возникновения угрозы.

Первые испытания ядерного оружия были проведены в Китае в 1964 году. Международные специалисты говорят о том, что в стране имеется около 24 тонн обогащенного урана, а также до 4,8 тонны плутония в боеприпасах ядерных оружейных материалов.

Недавно эта информация была обновлена. Таким образом, говорится о том, что на данный момент Китай имеет на вооружении 17 устаревших жидкостных баллистических ракет «Дунфан-3А», 17 баллистических межконтинентальных стационарных ракет «Дунфан-4», 20 ракет «Дунфан-5А». Более новое поколение ядерного оружия представлено примерно 30 «Дунфан-31» и «Дунфан-31А», а также 60 твердотопливными мобильными баллистическими ракетами «Дунфан-21». Прогнозируется также, что на 2015 год количество «Дунфан-31А» достигнет 100 единиц. Также на вооружении Республики имеется примерно 6-10 твердотопливных межконтинентальных ракет «Дунфан-41» с разделяющейся боеголовкой для грунтовых и железнодорожных мобильных установок.

Что касается над- и подводного ядерного вооружения, то до настоящего момента китайское правительство периодически использовало ракетно-атомную подлодку экспериментального типа «Ксиа» с 12 пусковыми установками типа «Джуланг-1». На стадии строительства находятся и несколько подлодок «Джин» с 12 ракетами «Джуланг-2» каждая.

Авиационная ядерная составляющая представлена бомбардировщиками «Хонг-6» (это устаревшие машины, копии Ту-16 разработки 50-х годов).

Несмотря на то, что официальный Пекин отрицает наличие и использование тактико-оперативных ядерных вооружений, в Китае находятся в развернутом состоянии около 100 комплексов типа «Дунфан-15», «Дунфан-15А», а также «Дунфан-11» и «Дунфан-11А». Кроме того, Китай использует и наземные крылатые ракеты «Дунфан-10», общее количество которых составляет около 500 единиц. Однако большая их часть не имеет ядерных боеголовок и используется для ударов по истребителям Америки и Японии с противоракетной обороной «Иджис». Периодически на вооружение поступают и воздушные крылатые ракеты для бомбардировщиков «Хонг-6».

А ударная авиация, способная нести авиабомбы, кроме бомбардировщиков «Киан-5» представлена и новыми самолетами, аналогами российских Су-30 и Су-35.

Таким образом, ядерный потенциал Китая оценивается в 240 боеголовок, что автоматически делает его третьим ядерным государством в мире после Штатов и России.

Нет сомнений в том, что Китай, благодаря своему технико-экономическому потенциалу, способен на быстрое наращивание ядерного вооружения, которое за 10-15 лет может сравняться с силами РФ и США. Существует также возможность того, что все данные зарубежных экспертов ошибочны и ядерные силы Республики намного выше. Ведь не зря периодически в прессе появляется информация о строительстве в Китае больших тоннелей протяженностью до 5 тысяч километров. Такие тоннели слишком велики для хранения тех ядерных боеголовок, которые официально существуют в стране. К тому же строительство тоннелей ведется силами артиллерийского корпуса, который несет ответственность за стратегическое наземное вооружение.

Поэтому разведуправления Минобороны США выдвигают предположения, что подобные сооружения предназначены для хранения скрытых резервов ядерных боеголовок и запасных ракет.

В силу таких заявлений становится понятной размытость официальной информации о ядерном вооружении Китая. Правительство страны таким образом хочет скрыть не «малочисленность», а, наоборот, избыточность ядерных боезапасов.

Подобная ситуация заставляет принимать во внимание Китай при всех дальнейших обсуждениях американо-российских соглашений по сокращению ядерного потенциала после подписания нового договора ядерного сдерживания.

Надежды обучить Китай российско-американским переговорным стратегиям и методам не представляются возможными. Ведь правительство Республики имеет достаточный опыт по части стратегической стабильности и намерено формировать собственную стратегическую доктрину, продвигая ее на любых переговорах.

В данный момент Китай обеспокоен развитием американских средств ВТО: крылатых ракет и космических систем разведки, связи и навигации. Еще один повод для беспокойства – экспериментальное тестирование космического самолета Х-37В, а также запуск системы «Минотавр Лайт IV».

Интересным является и тот факт, что Китай, как и Россия, подозревает США в возможности использования таких систем против этих государств. Таким образом, единственно возможный конфликт, который рассматривает правительство Республики, – это вооруженное столкновение с Америкой из-за попыток решить тайваньскую проблему силовыми методами.

Относительно же морских стратегических сил, то китайское правительство всерьез озабочено возможностью Штатов отразить удары подводных ракет из прибрежных вод при помощи системы ПРО в Калифорнии и на Аляске, а также на кораблях США и Японии. В случае выхода в открытый океан данные системы оказались бы беспомощными для обнаружения китайских ракет. Для этого потребовалось бы наращивание сил путем добавления космических и морских систем сопровождения и обнаружения. Америка способна создать такие системы, если и дальше будет преследовать цель ядерного сдерживания Китая.

Поэтому официальная позиция Поднебесной заключается в том, что государства, обладающие большим ядерным потенциалом, должны в ближайшем будущем сократить свои арсеналы. Подобного рода заявления говорят о том, что Китай на данном этапе не готов вести переговоры об ограничении ядерного вооружения.

Несмотря на все заявления, Китай можно постепенно вовлечь в переговоры о разоружении. Достичь этого не так уж и трудно: США и Россия должны признать факт своей уязвимости для теоретического ответного удара и дать обязательства не пытаться ослабить потенциал Республики с помощью различного рода наступательных средств и оборонительных систем.

Таким образом, подключение Китая к переговорам по ядерному разоружению – это в первую очередь внесение корректив в военную политику России и США.

Кроме достижения консенсуса в ядерных переговорах, России следует рассматривать Китай и как возможного экономического и политического партнера, даже несмотря на то, что РФ интересует Поднебесную только в той мере, в какой может быть полезной. То есть в случае создания благоприятной обстановки китайский бизнес придет в Россию, пусть российские интересы будут учтены только в случае их совпадения с китайскими.

Китай встал на путь рыночного развития, не имея своего производства, однако сумел увеличить рост валового продукта в 30 раз, а оборот внешней торговли увеличился в 135 раз. Даже в условиях кризиса Китай сумел обеспечить прирост ВВП на 9,2 процента, в то время как в России он упал на 7,2 процента.
На сегодня Китайская Республика – это вторая по уровню экономического развития страна мира, хотя по таким показателям, как сборка электроники, выплавка стали и добыча угля, Китай давно на первом месте.

В планах китайского правительства – вывести государство на первое место по экономическим и политическим показателям. И это вполне осуществимо. Ведь с 2005 года Китай стал мировым лидером по количеству резервов золота и валюты. В годы кризиса он активно скупал золото, сокращал долларовую часть резервов и таким образом увеличил свой золотовалютный резерв до 3 триллионов долларов, обогнав Японию и Россию. Внешний долг Поднебесной в 10 раз меньше его резерва.

В силу того что в мире стали звучать заявления о необходимости международных расчетов золотом, Китай объявил о чеканке золотого юаня.
Кроме того, что Китай активно развивается сам, он следит за развитием своих соседей. В Республике регулярно проводятся исследования экономического развития РФ. Китайцы со знанием дела подходят к возможному развитию экономических отношений, но только с выгодой для своей страны. Ведь если раньше Россия и Китай сотрудничали на правах партнеров, то сейчас российское государство превратилось только в поставщика сырья. Яркий тому пример – правительство РФ планирует проложить трубу до Китая, однако согласовать приемлемую для себя цену на газ не в состоянии.

Еще одним, не менее важным вопросом остается и возможность привлечения китайского капитала. До недавнего времени российские власти ориентировались исключительно на отечественный капитал, что привело к практически полному износу оборудования. Более целесообразным, по мнению экспертов, было бы продать часть предприятий китайцам на условиях полной модернизации.

Ко всему вышесказанному необходимо добавить также, что Китай является одним из лидеров по экспорту капитала, оставив позади такие страны, как Канада и Великобритания. Поэтому важно привлекать Республику участвовать на льготных условиях в развитии российской инфраструктуры: строительстве жилья и дорог, обустройстве социальной области.

Кроме того, необходимо заключить двустороннее соглашение о возможности подготовки кадров разных специальностей, а также привлечения китайцев для работы в России. Однако для этого необходимо создать условия для обеспечения безопасности их пребывания на российской территории.

Строить отношения с Китаем необходимо на принципах сотрудничества, а не соперничества, а сумбурные, хаотичные движения превратить в выгодные для себя условия.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 декабря 2011 08:29
    Что часто про Китай, они молодцы, идут своей дорогой и не на кого не равняются, а весь мир уже глядит в их сторону.
    1. Anatoly
      0
      18 декабря 2011 09:11
      Именно поэтому,надо проводить, очень тонкую политику,чтобы и им слабину не давать,но и не с позици силы разговаривать. Китай,сильно изменися..
      1. +2
        18 декабря 2011 10:59
        Кто будет вести эту политику? Те кто продались за "чечевичную похлёбку"?
        1. Anatoly
          0
          18 декабря 2011 20:40
          Больше пока некому..... belay
    2. +2
      18 декабря 2011 10:22
      Цитата: Denis
      , идут своей дорогой и не на кого не равняются,


      Они свою дорогу устилают копировальной бумагой, причем как я лично понял информация о строительстве в Китае больших тоннелей протяженностью до 5 тысяч километров, мне представляется не складскими помещениями, а реализацией проекта мобильного подземного базирования МБР, и опять копия, нечто подобное проектировали штаты для ракет МХ но проект не реализовали по причине дороговизны, которая Китай не смущает
      1. 0
        18 декабря 2011 14:46
        Vadivak,еще бы у них зеленой американской бумаги побольше чем у америкосов wink да и бесплатной раб силы пофига.
  2. snek
    +2
    18 декабря 2011 10:29
    "Для достижения подобного баланса Вашингтон предлагает признать суверенитет Китая над Тибетом, Тайванем и Синьцзяном, отказываясь от дальнейшего контроля над этими вопросами".
    Остается только надеяться, что Штаты на деле не решаться отдавать Тайвань. Его мирный переход в состав Китая это прибавка в 8-9% к его ВВП плюс современные технологии и высококласные специалисты. Плюс начнется новый поиску куда бы расшириться - и это для нас совсем не хорошо.
    1. Zynaps
      +1
      18 декабря 2011 21:47
      а что китайцам делать на русском Севере? США и Канада еле-еле осваивают собственные северные территории. у них в тех местах, где СССР построил крупный город Норильск, построены максимум вахтовые посёлки для лесорубов, газовщиков и нефтяников. а то ещё некоторые дети до сих пор удивляются, как это могучий СССР столько лет и тяжело строил БАМ. можно подумать, у теплолюбивых китайцев получится лучше осваивать Сибирь.

      если подумать, китайцы всё могут получить от нынешнего россиянского режима без всякой войны. за резаную бумагу и ширпотреб. дальневосточники уже доказали, что готовы поступиться чем угодно только ради того, чтобы им никто не мешал делать гешефты на подержанных праворульных японских тачках. сами же позволяем тем же китайцам и корейцам хищнические промыслы на своей территории, не говоря уже о вывозе русских баб в рабство. замечу - без всякой войны.
      1. 0
        18 декабря 2011 22:30
        да в Сибири нужна тёплая обувь. в сандалях не походишь. дык ещё и работать нужно когда на улице минус.
      2. snek
        0
        19 декабря 2011 00:47
        А я и не говорю про войну - она с нами слишком рискованная даже для Китая (ибо ядерное оружие). Но засчет подкупа местных властей и умелой инофрмационной политики может быть, например, такой расклад: Дальневосточный регион заявляет, что ему с остальной Россией не попути и отделяется. Тут же для поддержания независимости молодого государства ему предлагает военную помощь Китай.
        1. Zynaps
          +2
          19 декабря 2011 02:05
          отделение ДВ - утопия. дальневосточники не будут горбатиться на производстве за сто баксов и плошку риса. а китайцам не нужны дармоеды, к тому же пенсионная система у них - только для избранных. Китаю выгоднее поддерживать нынешний статус-кво. когда сибирские ништяки идут по цене бус.
          1. 0
            19 декабря 2011 10:34
            полностью согласен. не там врага ищем. Китай всё купит.
        2. 0
          19 декабря 2011 10:33
          у Китая есть свои болевые точки, и их не сколько не меньше наших. Китаем правят мудрые люди у них преемственность власти, случайные не одыкваты туда не попадают. бездельники им в стране не нужны. а дальний восток СЕЙЧАС в основном бездельники и барыги.
  3. dred
    -3
    18 декабря 2011 10:30
    Да надо бы договорится с ними.
    1. -1
      18 декабря 2011 11:20
      dred,
      "ПожалуЙста, не убивайтЬе менЬя! - Я всЬё отдам!" - в таком ключе, по ходу?!!
  4. bels
    0
    18 декабря 2011 11:15
    Надо дружить с Китаем, хотя бы против НАТО!
    1. -1
      18 декабря 2011 11:23
      НАТО и Китай заодно! Они духовные братья... да и материальные!
      Как можно дружить с бесом? - Его надо изгнать... (можно укротить, если есть духовная сила).
      1. -2
        18 декабря 2011 18:44
        Дружить надо совсеми,но не забывая своего интереса
      2. Алексей Приказчиков
        -1
        18 декабря 2011 19:33
        Кто то сравнил сегодняшнюю Россию с войном одиночкой против которого тьма врагов. Может это и плохо но я считаю нам надо быть самим по себе и не заводить друзей и врагов, нам союзники не нужны мы одновременно и против нато и против китая сможем воевать в случае чего
        1. 0
          18 декабря 2011 19:42
          когда много недругов, это в какой то степени плюс, все смотрят на твои руки видят там ключ на 32, и не решаются напасть первыми. головой понимают, что череп раскрою тока одному, но не кому не хочется, что бы этот череп был именно его.
  5. +1
    18 декабря 2011 11:23
    А Китай не так прост как казался раньше. Мелкие и хитрые , а за спиной вон что имеют.
  6. ТИПОК
    +1
    18 декабря 2011 11:47
    Да... Китай серьёзно подрос, а мы наоборот растеряли свой потенциал...
    С нынешним правительством, я считаю что у нас нету даже шанцев к ним приблизиться...
  7. +2
    18 декабря 2011 12:46
    Кроме того, необходимо заключить двустороннее соглашение о возможности подготовки кадров разных специальностей, а также привлечения китайцев для работы в России. Однако для этого необходимо создать условия для обеспечения безопасности их пребывания на российской территории.

    Так они уже давно работают и причем не легально и причем борзеют на глазах у всех.Вы,что там в правительстве совсем уже ох...ли?Зачем нам китайцы,у нас гастарбайтеров больше,чем русских.Для русских работу дайте и нормально ее оплачивайте и у нас экономика будет идти поступательно вверх. angry
  8. +2
    18 декабря 2011 15:45
    с немцами уже договорились один раз........хватит!
    Китай реальная угроза и нехрен сидеть как страусы и думать что пронесет ..если и пронесет то по полной..........
    готовится надо.........возможно потом и первыми ударить
  9. +3
    18 декабря 2011 18:23
    понимаю боязнь людей, всегда опасаешься человека который больше тебя. но это не значит, что он сильнее. так и Китай. в Китае стока проблем, что ему только не хватает войны с Россией. всё что нужно Китаю это ресурсы, но их всегда дешевле купить, чем воевать из за них. по поводу демографии, да в Китае много народа, но это стареющая нация, как например и Япония. ещё я не могу понять зачем Китайцам нападать на Россию, рядом есть 10 миллионный Казахстан, не обладающий яд. оружием с огромной территорией битком набитой полезными ископаемыми. ещё Киргизия Таджикистан. зачем задираться к неясному типу, у которого может есь финка в рукаве, лучше отнимем конфетку у детишек, заигравшихся в суверенитет.
    1. Anatoly
      0
      18 декабря 2011 20:42
      Очень верное замечание. Наготове надо быть всегда,но и маниакальный синдром,в себе не развивать.
  10. 0
    18 декабря 2011 18:41
    Договор в сфере вооружений невозможен изза уровня недоверия между сторонами причём взаимного, переговоры же они вести будут но только ради переговоров.
    Ставка на обновление основных фондов за счёт собственных средств неоправдалась изза неумения контролировать эти средства, их тупо вывели из россии и отнюдь не иностранцы (им тут очень немного принадлежит), но тем не менее прогресс есть и его надо развивать только собственный капитал залог независимой игры в державность. Иностранные инвестиции должны привлекаться лишь при преобладании своих
  11. Legioner
    0
    20 декабря 2011 01:24
    Я, думаю, что отделение дальнего востока от РФ будет по "косовскому" сценарию и при участии как состороны Китая (в основном), так и при участии Японии и "обеих" Корей.
    Сербы тоже в своё время невидели ничего страшного в албанцах, результат этого недальновиденья МЫ ЗНАЕМ ВСЕ !!!
    P.S: Нация китая стареет что приведёт его к демографическим и экономико - политическим сложностям.
    На мой взгляд для китая складывается уникальная ситуация, когда ряд держав граничещих с этим государством слабы, их военная и экономическая, а также демографическая ситуация ухудшается или просто несопастовима с Китаем. В этих условиях есть шанс "и немаленький" провести как интервенцию или акупацию чать территорий близжайших соседий.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»