Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде

Модернизированные в Нижнем Новгороде истребители защитят российские интересы на севере

В современной российской армии истребитель-перехватчик МиГ-31 не просто востребован, а является ключевым элементом современной системы противовоздушной обороны страны. В связи с обострением борьбы за ресурсы Арктики и меняющейся международной обстановки появилась необходимость усиления северных рубежей России.

Однако, несмотря на заинтересованность Минобороны России, возобновить производство МиГ-31 оказалось весьма сложно: слишком велики временные и финансовые затраты, разрушена производственная цепочка, существовавшая с советских времен. Поэтому перед Нижегородским авиастроительным заводом "Сокол", как единственным производителем этих самолетов, и была поставлена задача: выполнить качественный капремонт и провести работы по их модернизации.


Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Самолет, поступивший на капремонт и модернизацию, разбирается буквально до винтика.

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Специалисты НАЗ "Сокол" проводят его дефектацию, ремонтируют, красят, устанавливают новые покупные комплектующие изделия, собирают заново и перевозят на заводской аэродром, откуда он после испытаний вновь возвращается в строй. При этом боевые возможности самолетов увеличиваются существенно, главным образом, за счет установки нового вооружения.

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


МиГ-31 – перехватчик дальнего действия, который создавался для защиты воздушных рубежей в районах с ограниченным радиолокационным полем. Он способен работать автономно, а также перекрывать фронт на расстоянии до 1000 км группой из четырех самолетов, взаимодействующих друг с другом. Эти задачи, кроме него, на сегодняшний день не выполняет ни один другой самолет.

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Рассказывает Владимир Кирасиров, первый заместитель технического директора НАЗ «Сокол», курирующий тему модернизации МиГ-31:
"Со спецификой ремонтных работ мы впервые столкнулись в 90-е годы, когда делали первый комплексный бюллетень на МиГ-31 в связи с новой системой вооружения. Тогда были доработаны около четырех десятков машин. На них мы частично выполняли и ремонтные работы – устраняли видимые глазом трещины и вмятины."

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


"Ко времени подписания первого контракта с Минобороны на модернизацию МиГ-31, такое направление деятельности, как серийный капремонт, мы освоили. Первые МиГ-31 для модернизации пришли на завод в 2007 году. ОКРовские работы по ним велись под руководством специалистов инженерного центра корпорации "МиГ", а затем, когда самолет пошел в серию, заводские специалисты разработали технические условия, конструкторскую и эксплуатационную документацию.
При этом НАЗ "Сокол" является основным разработчиком документации для выполнения ремонтного производства, и все авиаремонтные заводы, задействованные в выполнении контракта по МиГ-31, используют нашу документацию, адаптированную под себя".

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


"Когда мы начинали этим заниматься в 2013 году, только наименований "невоспроизводимых" изделий, систем у нас насчитывалось порядка 41 позиции. Причем в этот перечень входили, например, такие изделия, как комплекс навигации КН-25, который сам включает более 40 блоков. Сейчас таких изделий осталось где-то 7-8. При этом по подавляющему большинству из них у нас действует дорожная карта, так что постепенно мы решаем и эту задачу."

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


"В рамках программы по импортозамещению меняются комплектующие украинского производства. Этот перечень не велик, в этом году мы сможем их заместить. Так что на текущий момент в числе ПКИ нероссийского производства остается только несколько позиций комплектующих из Казахстана".

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


"Органическое стекло, из которого изготавливались раньше фонари, больше не выпускается, а срок их службы уже истек. Стекло разрушается, желтеет, из-за чего серьезно ухудшается видимость, и оно уже не обладает своими первоначальными свойствами. Сегодня мы устанавливаем новые фонари из силикатного триплекса.
Это настоящее стекло, оно дороже, но зато прочнее и обладает лучшими свойствами по сравнению с органическим стеклом. Такие стекла раньше ставились только на космические корабли. Теперь, после их установки на самолет, МиГ-31 вновь способен летать на любой скорости, заложенной при проектировании".

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


МиГ-31 сегодня является одним из уникальных примеров самолетов-долгожителей. За более чем 35 лет службы он не только не утратил свой боевой потенциал, но и нарастил его путем глубокой модернизации. Созданный ОКБ им. А. И. Микояна еще в начале 1970-х годов прошлого века, он до сих пор обеспечивает российской авиации паритет в арктических широтах.

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде


Всего НАЗ «Сокол» выпустил более 450 перехватчиков МиГ-31, из которых около 350 до сих стоят на вооружении ВКС России.

Модернизация МиГ-31 в Нижнем Новгороде
Автор: Марина Лысцева
Первоисточник: http://fotografersha.livejournal.com/787576.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 67
  1. Хагакурэ 27 апреля 2016 06:00
    Плакаты и агиточки еще советские ...
    1. cth;fyn 27 апреля 2016 06:38
      И звезды не стираются при зачистке краски)))
      1. Wild_Grey_Wolf 27 апреля 2016 09:13
        Позитивный фоторепортаж. Огромная благодарность.Как будто прикоснулся к частичке гениальной научной мысли . . . Советского периода.
        1. crazyrom 27 апреля 2016 15:37
          Где-то я читал что Миг-31 может разгоняться и до 3500 и чуть ли не до 4000км/ч, но не выдерживало стекло. После такого теста пилота пришлось вырезать пилой, стекло сплавилось. Интересно, с новым силикатным стеклом - может и максимально разрешённую скорость повысят?
          1. ё-моё 27 апреля 2016 17:52
            Не совсем так. После разгона и полёта на макс. скорости приходилось (на МиГ-25) очень осторожно, согласно схеме снижать скорость, во избежание излишне быстрого остывания остекления фонаря из-за возможного появления термотрещин. Особенно страдал именно "козырёк" фонаря. Аэродром Балхаш, ВВС САВО, Казахская ССР, 1985-1993 гг.
            1. казак 471 27 апреля 2016 21:20
              а я стрелял с площадки балхаш 9 зрк с 200 вега в 1980 году .я был командир стартового взвода. стрельба была по ракете мишени рм 5б
      2. qwert 27 апреля 2016 14:43
        Цитата: cth;fyn
        И звезды не стираются при зачистке краски)))

        Дык, советский самолет, не хочет с ними расстоваться
      3. demchuk.ig 27 апреля 2016 17:36
        Цитата: cth;fyn
        И звезды не стираются при зачистке краски))

        Мы ведь не Украина,чтоб звёзды стирать,вот и не хотят стираться!
    2. svp67 27 апреля 2016 09:32
      Цитата: Хагакурэ
      Плакаты и агиточки еще советские ...

      Мало того, там и Ильич в зале стоит и это как то мешает работать? Или на тех плакатах что то не верно написано?
    3. qwert 27 апреля 2016 14:43
      Цитата: Хагакурэ
      Плакаты и агиточки еще советские ...

      А с ними и качество советское, то что на два порядка выше российского
    4. solovald 28 апреля 2016 06:03
      Ностальжи... "Знак качества", надписи СССР. Отрадно, что рядом с убеленными сединами мастерами наблюдается молодая поросль... есть, есть преемственность... так что, держись супостат. am
    5. вася 28 апреля 2016 13:30
      Цитата: Хагакурэ
      Плакаты и агиточки еще советские ...

      Как и люди.
      На фото молодёжи не видно
  2. плоХОЙ 27 апреля 2016 06:22
    Цитата: Хагакурэ
    Плакаты и агиточки еще советские ...
    ..мне лично это душу греет good ностальгия.. crying
    1. Xpyct89 27 апреля 2016 07:45
      И Ленин там за всем приглядывает)
  3. ProtectRusOrDie 27 апреля 2016 06:29
    Цитата: плоХОЙ
    Цитата: Хагакурэ
    Плакаты и агиточки еще советские ...
    ..мне лично это душу греет good ностальгия.. crying

    Лично у меня эти плакаты сегодня - ассоциируются с чем-то слегка наивным и добрым (как фильмы со Смирновым, Никулиным и многими другими Советскими артистами)

    Щемящие такие чувства....
    1. demchuk.ig 27 апреля 2016 17:39
      Цитата: ProtectRusOrDie
      Лично у меня эти плакаты сегодня - ассоциируются с чем-то слегка наивным и добрым (как фильмы со Смирновым, Никулиным и многими другими Советскими артистами)

      Только технику выпускали очень серьёзную и не для всех добрую!
  4. dfg 27 апреля 2016 06:32
    Советские агитматериалы работе не помеха , а вот сокращение невоспроизводимых позиций с 41 до 7-8 это результат
    dfg
  5. lwxx 27 апреля 2016 06:34
    Радует , что ставят новые фонари. Самолет красавец, столько лет и в строю!
    1. Слесарь 27 апреля 2016 07:54
      Цитата: lwxx
      Радует , что ставят новые фонари.

      Вроде как раз фонари ограничивали ему максимальную скорость,сейчас наверное наверстают ! good
      1. grey smeet 27 апреля 2016 10:58
        Когда садятся на заводской аэродром, можно разглядеть летчика... А взлетев выделывает разные штуки, порой работу бросаю минут на 10, что бы глянуть на авиа шоу. Мощь поражает, красивая птица!
      2. qwert 27 апреля 2016 14:47
        Неа. Фонари держали до 3200 ксм/ч. на МиГ-25-ых.
    2. qwert 27 апреля 2016 14:46
      Цитата: lwxx
      Радует , что ставят новые фонари. Самолет красавец, столько лет и в строю!

      Цитата: dfg
      Советские агитматериалы работе не помеха , а вот сокращение невоспроизводимых позиций с 41 до 7-8 это результат

      А насчет оргстекла для фонарей. Рагозин заявил. что технология его утерена. Вот так. Никто не знает и не помнит, как его делали. Дожили. Теперь ставим дорогущие триплексы. Хорошо, что нашли замену, но ведь дорогущая. Одно дело для штучных Буранов, другое для истребителей.
  6. mark1 27 апреля 2016 06:36
    Хороший репортаж, информация по фонарям интересная. А с количеством на вооружении наверное немного промахнулись - не 350 а к сожалению всего 120 из 250 находящихся на хранении.
  7. Дмитрий Потапов 27 апреля 2016 06:45
    МИГ-31 еще даст всем про.......я!
    1. Berg Berg 27 апреля 2016 12:06
      надо писать давал и будет продолжать давать по мордасам ! С повышенным качеством !
  8. cth;fyn 27 апреля 2016 06:51
    Интересно, а если такой самолет сделать на основе гипертрофированного планера т-50, как изменятся его характеристики с приобретением стелс планера?
    1. V.ic 27 апреля 2016 07:16
      Цитата: cth;fyn
      гипертрофированного планера

      "Значение слова Гипертрофированный по Ожегову:
      Гипертрофированный - Подвергшийся гипертрофии; чрезмерно преувеличенный".
      Вот это не следует делать. Геометрические размеры определяют ТТХ ЛА.
      Цитата: cth;fyn
      как изменятся его характеристики с приобретением стелс планера?

      В худшую сторону естественно.
      МиГ-31 это развитие МиГ-25. Когда америкосы начали разбирать угнанный Биленко в Японию самолёт, то для них самым большим сюрпризом оказался, что МиГ-25 был сделан из стали. А почему из стали? Догадайтесь с трёх раз...
      1. Забво 27 апреля 2016 08:08
        Цитата: V.ic
        А почему из стали? Догадайтесь с трёх раз...

        а если его сделать из углепластика....интересно что будет...
        1. Тибидох 27 апреля 2016 10:47
          Цитата: Забво
          Цитата: V.ic
          А почему из стали? Догадайтесь с трёх раз...

          а если его сделать из углепластика....интересно что будет...

          Что на МиГ-25, что на МиГ-31, сталь применялось по трем причинам.
          1. Фюзеляж - силовой элемент планера МиГ-31. В процессе полета сильно нагревается.
          2. Управление на МиГ-31 механическое (не ЭДСУ). Поэтому тяги и "спрятаны" в середине стального фюзеляжа.
          3. Компоновка МиГ-31 совсем не интегральная. Это Су-35 и Т-50 "зализаны". Вот там полимер в планере присутствует. Вы посмотрите как элементы планера сочленяются с фюзеляжем на МиГ-31, разве полимер такое позволит сделать?!
          hi
        2. alex_tec 27 апреля 2016 14:07
          сгорит к чертям в плотных слоях атмосферы
      2. cth;fyn 27 апреля 2016 08:16
        Прочность, пластичность, теплопроводность?
        А я думал можно его как су 34 сделать, тот же тоже имеет планер от су 27, только больше.
        1. ROMANO 27 апреля 2016 10:32
          Цитата: 31rus2
          Уважаемые,видимо ставка сделана на Т-50,поэтому не стали возобновлять производство


          Скорее, производственную цепочку слишком непросто восстановить, найти специалистов-производственников (оцените возраст рабочих на фото), да и самих планеров осталось ещё не так уж и мало.

          Касаемо же Т-50, то он концептуально слишком сильно отличается от МиГа, и полноценно заменить его, увы, не сможет. Только дополнить, что, впрочем, вполне разумно.
    2. Alex_T 27 апреля 2016 08:11
      МИГ-31 это в первую очередь перехватчик с мощной РЛС для активного самостоятельного поиска целей в районах, где где по климатическим условиям, нет наземных станций наблюдения. Нет никакого смысла делать из него невидимку если собственный радар будет светить как прожектор в ночи.
  9. inkass_98 27 апреля 2016 07:32
    А "МиГи" попроще в Краснодаре ремонтируют, на 275 АРЗ. МиГ-21,23,29, а так же Су-27 всех модификаций. Ну и заодно Л-39 пытаются реанимировать. Так что зря иностранные владельцы этих машин к небратьям обращаются, результат уже все видели.
  10. Alex_59 27 апреля 2016 07:40
    Хорошо что НАЗ жив. Радует что в стране победившего манагерства живы сложные наукоемкие производства. Фотографии хорошие - в цехах светло и чисто. Радует и то что ремонт настолько глубокий - фактически создание нового борта.
  11. zyablik.olga 27 апреля 2016 08:19
    С удовольствием прочитала стать, но все благоприятное впечатление было смазано этой фразой:
    Всего НАЗ «Сокол» выпустил более 450 перехватчиков МиГ-31, из которых около 350 до сих стоят на вооружении ВКС России.
    Обманывать-то так зачем? no
    1. Alex_59 27 апреля 2016 08:47
      Цитата: zyablik.olga
      Обманывать-то так зачем?

      Журналисты же. Они не обманывают, они просто не вдаются в детали - списали цифру с викепедии.

      На 01.01.2009 г. в строевых частях числилось 184 самолета МиГ-31 всех модификаций.
      Сколько на хранении - нет данных.
      1. Bongo 27 апреля 2016 09:25
        Цитата: Alex_59
        Журналисты же. Они не обманывают, они просто не вдаются в детали - списали цифру с викепедии.

        На 01.01.2009 г. в строевых частях числилось 184 самолета МиГ-31 всех модификаций.
        Сколько на хранении - нет данных.


        Алексей, добрый день!
        С 2009 года это количество уменьшилось до 150 единиц. Как мне представляется не все из них в лётном состоянии. По крайней мере в Елизово количество летающих МиГ-31 сильно сократилось.
        1. Alex_59 27 апреля 2016 09:51
          Цитата: Bongo
          С 2009 года это количество уменьшилось до 150 единиц. Как мне представляется не все из них в лётном состоянии. По крайней мере в Елизово количество летающих МиГ-31 сильно сократилось.

          Да, конечно сократилось, новых-то не делают. Но у нас в Перми заметен рост числа свежепокрашенных бортов после капремонта. Вроде как еще и с модернизацией. Летают постоянно, периодически с гастролерами, но подробности раскрывать не стоит. smile
          1. Alex_59 27 апреля 2016 10:03
            Кстати про фонари. Зацените как это выглядит в реальности:
            http://russianplanes.net/id167684

            На ближнем плане 24-й со старым остеклением, за ним с новым. Потом еще один со старым, и самый дальний с новым. Об этом как раз в статье говорится, про старые пожелтевшие фонари и замену их новыми.
            1. леликас 27 апреля 2016 11:28
              Цитата: Alex_59
              про старые пожелтевшие фонари и замену их новыми.

              Я думал это специально , типа фильтр от солнца .... :(
        2. Alex_59 27 апреля 2016 10:13
          Цитата: Bongo
          Как мне представляется не все из них в лётном состоянии. По крайней мере в Елизово количество летающих МиГ-31 сильно сократилось.

          У нас в Перми примерно 24-26 бортов. Из них постоянно летают примерно 16-18. Это видно по регулярно появляющимся фотографиям споттеров. Т.е. это самолеты гарантировано исправные и боеготовые - 70% от штатной численности. Состояние остальных установить сложно - возможно на консервации, может регламенты не проведены, ждут очереди.
          Соответственно, если предположить что в других частях ситуация с парком МиГ-31 не хуже, то на крыле у нас 105 МиГ-31 из 150. Но я думаю те что постоянно не летают, но имеются в частях, можно достаточно быстро оживить. В отличае от тех что в Ржевке - это уже скорее металлолом.
        3. АВП 518 27 апреля 2016 17:00
          Цитата: Bongo
          Елизово количество летающих МиГ-31 сильно сократилось.

          Сереж привет. За 4 года будут отремонтированы и модернизированы 110 самолетов. Кроме "Сокола" в этом участвует 514 завод во Ржеве.Там кстати 70 самолетов на хранении и 40 в Липецке. Так что по цифрам сходится.
    2. uskrabut 27 апреля 2016 09:27
      так они вводят в заблуждение предполагаемого противника
      1. Bongo 27 апреля 2016 09:35
        Цитата: uskrabut
        так они вводят в заблуждение предполагаемого противника

        Да ладно, для "потенциальных партнёров" - это не секрет. Например на Дальнем востоке три действующих аэродрома где базируются истребители. Можно тупо их все со спутника пересчитать.
  12. 31rus2 27 апреля 2016 08:21
    Уважаемые,видимо ставка сделана на Т-50,поэтому не стали возобновлять производство
  13. кудесник 27 апреля 2016 08:30
    хорошая статья и фото! Довелось посмотреть на кап.ремонт СУ25, увидел и подумал: из этого конструктора невозможно ничего собрать! А нет, собрали и улетел своим ходом. winked
  14. dmitrii.safonov.dm 27 апреля 2016 08:30
    Цитата: Забво
    Цитата: V.ic
    А почему из стали? Догадайтесь с трёх раз...

    а если его сделать из углепластика....интересно что будет...

    Скорее всего сгорит!!! При таких скоростях, перегрузках, высотного полета-углепластик отдыхает! А из стали-дешевли титана.
  15. uskrabut 27 апреля 2016 09:19
    Самолет шикарный. Производство нельзя восстановить скорее всего из-за потери смежников по комплектующим после развала Союза. Хорошо хоть на модернизацию решились, полетают ещё птички.
  16. Gennady85 27 апреля 2016 10:03
    А почему из стали? Догадайтесь с трёх раз...
    Почему?? what
    1. дудинец 27 апреля 2016 10:24
      на тех скоростях, на каких летает этот самолёт дюраль плавится. я слыхал, что запрещается трогать в полёте изнутри фонарь, во избежание ожогов.
  17. abc_alex 27 апреля 2016 12:01
    Цитата: uskrabut
    Самолет шикарный. Производство нельзя восстановить скорее всего из-за потери смежников по комплектующим после развала Союза. Хорошо хоть на модернизацию решились, полетают ещё птички.


    Самое главное препятствие -- двигатели. Кто-нибудь слышал о производстве новых Д-30Ф6? Прочие комплектующие восстановить всё-таки проще, чем эти уникальные моторы.

    Цитата: Gennady85
    А почему из стали? Догадайтесь с трёх раз...
    Почему?? what


    Цена. На его скоростях при нагревании алюминиевые сплавы меняют механические свойства. Альтернатива -- титан. Но тогда самолёт получался золотым. Он же не маленький, поздоровее Су-27 будет.
    1. Касым 27 апреля 2016 18:55
      Кто-то писал (ВАФ по-моему), что двигателей в резерве около 1000 единиц оставили. Так что хватит на МиГ-31. hi
      Дюралюминий (конструкция) не выдерживает скорость более 2,5М; поэтому МиГ-31 титаново-стальной.
  18. Kenneth 27 апреля 2016 12:56
    А чего они так часто бьются.
    1. dvina71 27 апреля 2016 20:26
      Цитата: Kenneth
      А чего они так часто бьются.

      Не так уж и часто. Кроме возможных технических причин есть еще одна. Они очень сложны в управлении на малых скоростях. Плата за высокую максимальную.
      Самый сложный элемент взлет-посадка. Мой знакомый,летал на 25х,говрит что после недельного отпуска надо снова получать допуск к полетам и под контролем готового пилота совершить несколько полетов,для восстановления навыка.
  19. Falcon5555 27 апреля 2016 15:05
    На последнем фото они никак третьего человека собрались взять в экипаж. Он сидит за кабиной верхом на фюзеляже с какой-то шваброй. Неужели он так и полетит, верхом и со шваброй. laughing
  20. AlexA 27 апреля 2016 15:48
    [quote=abc_alex]Самое главное препятствие -- двигатели. Кто-нибудь слышал о производстве новых Д-30Ф6?[[quote=abc_alex]
    За новые - не скажу. Но производство их у нас в Перми сохранено.
    По крайней мере, ремонт делать в состоянии.
  21. parafoiler 27 апреля 2016 18:18
    Третий снимок снизу-МиГ-29уб... Никак не 31-й...
  22. parafoiler 27 апреля 2016 18:20
    Миг-31, что для пилотов, что для технарей, самолёт-сказка.
  23. jurikberlin 27 апреля 2016 18:20
    отличный репортаж!очень радует то,что довольно много молодых работников.
  24. Glagol1 27 апреля 2016 19:28
    Автору, конечно, спасибо, молодец!
  25. CRASH. 27 апреля 2016 20:27
    Ни чего себе модернизация! Один "скилет", ну дай бог ему еще 20 лет стоять на страже границ!
  26. гордый 27 апреля 2016 22:49
    Великолепный репортаж! Особенно порадовала Советская весьма ухоженная символика , а главное памятник в цеху В И Ленину который находится в прекрасном состоянии, при этом он никому совершенно не мешает работать! Марина Вы Молодчага!
  27. кедр 28 апреля 2016 16:38
    Есть ещё порох в пороховницах!
    Побольше бы таких статей с разных оборонных предприятий, где восстанавливают былое и создают новое могущество наших ВС.
  28. Михаил Матюгин 28 апреля 2016 22:35
    Миг-31 не просто так иногда называют "Король воздуха". Действительно.
    Кстати, я не знаю что то его аналогов из самолётов стран НАТО, может кто подскажет ? или у них нет сопоставимого класса машин ?
  29. kondrat13 1 мая 2016 02:57
    Звезды эти пепсикольные бесят. Надо все-таки вернуть красные звезды.
  30. masiya 1 мая 2016 17:44
    Отличный самолет, отличный завод, -"молодежи не видно" - так вы зарплаты на "СОКОЛЕ" посмотрите, за такие деньги молодеш не пойдет, лучше торговать менегерами станет...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня