Military Review

Battle of Mars-la-Tour

8

The battle of Colombey-Nuilia did not bring victory to either one or the other side, but this battle for the whole day delayed the crossing of the French troops through the Moselle. This forced delay in the course of further hostilities led to dire consequences for the French army. 16 and 18 August 1870 French troops had to endure two new battles imposed on them, one at Mars-la-Tour, the other at Saint-Privat. These battles completed the strategic defeat of the French Rhine Army. Bazin was prevented from retreating to join up with MacMahon at Chalon and shut up with the army at Metz. German 1-I and 2-I armies blocked the French in Metz, and 3-I army, without passing the Vosges, made a march to Paris. In parallel, she moved to Paris and 4-I German army. It was a disaster.


Battle of Mars-la-Tour

After the battle of Colombey-Nuilie 14 in August 1870, the French continued the interrupted retreat, but for the day of August 15, no more than 1 miles from Metz were passed. Only the cavalry was advanced a little further along the two roads to Verdun. From the German 2 Army, the 3 Corps of Konstantin von Alvensleben crossed the Moselle on the undisturbed bridge at the Novean and on the crossings arranged by the pontoon, but had to send its artillery round the Pont-a-Muson. German cavalry collided in the area of ​​Mars-la-Tour with the French cavalry. But when the 24 Prussian squadron gathered here in the afternoon, the French cavalry moved to Vionville.

The French and 16 August did not cope with a performance from Metz. The guards blocked all roads. Only the emperor, guarded by two cavalry brigades, left early in the morning on a safer road through Eten. Since the right wing could not yet speak, the performance was postponed for the afternoon, and the left wing troops already lined up returned to their stands. The slowness of the French army was linked to Bazin's personal interest. The French might well have had time to go to Chalon and avoid failed battles, but Bazin sought to keep his army intact and therefore deliberately hesitated, not wanting to leave the Metz. This allowed the Prussians to block his path and impose bloody battles.

Under the cover of cavalry, Major Kerber, with four batteries, approached Vionville itself, and the French cavalry, caught off guard by its fire, ran back through the infantry bivouacs. However, the French infantry immediately became a gun in good order, and the artillery opened heavy fire. First, the Prussian artillery departed. Fearing that the enemy would be missed, General Alvensleben with the 3 Corps (6 and 5 Divisions) began the battle. He believed that before him only the French rearguard. General Stülpnagel ordered the 10 Brigade to turn around and open fire on the enemy. Started a headlong fight. On the right, the Prussians, gradually moving forward, in a stubborn battle in the conditions of a wooded area, often hand-to-hand, near the 11 o'clock in the morning reached the ledge of the forest Saint Arnu against Flavigny. But the left wing of the Prussians was pushed aside, even artillery was in grave danger. The 52 th regiment had come to the rescue and restored the front, albeit with very serious losses. So, the 1 th battalion lost all officers, the banner passed from hand to hand several times. The brigade commander, General Dering, was also mortally wounded. General Stülpnagel rode off to the front line, encouraging the soldiers. General Schwerin gathered around him the remnants of his troops, who had lost their commanders, and with the help of the detachment of the 10 Corps kept height in Flavigny, from which the French retreated.

11-I brigade around 11 hour. 30 min. took Vionville. From here, the Prussians attacked Flavigny. Flavigny was taken by storm. As a result, Vionville, Flavigny and the northern ledge of the forest of Saint-Arnu formed the strongholds of the Prussian front, turned to the east. This front was almost a mile long. In this case, all the infantry and artillery, located here in one line, were drawn into a fierce battle. Only 2 and 5 cavalry divisions and half of the 6 brigade at Tronville were in the 37 echelon.

The French had very strong positions. Their position was covered from the left flank of Metz, from the right - with strong batteries on the old Roman road and numerous cavalry. The French army could confidently withstand the frontal attack of a strong opponent. Moreover, Bazin could crush the few Germans, who began the battle in isolation from the main forces. In general, the French marshal had to act offensively in order to free himself from the enemy standing directly in front of him and continue the march on Verdun and on to Chalon. From a military point of view, it is difficult to explain why Bazin was inactive. It was obvious that only a part of the German troops, and obviously a small one, could at that time be on the left bank of the Moselle; with the approach of the remaining divisions of the Metz during the day, the French had tremendous superiority of forces. However, Bazin was only concerned about the connection with Metz, and he focused mainly on his left wing only. He sent there all new reinforcements, and threw the entire Guards Corps and part of the 6 Corps against the Onon forest on the left flank, and from which the German troops did not follow the attack at all. Apparently, only political reasons prompted Marshal Bazin to decide to stay with Metz on this day and to refuse to take decisive actions against the enemy.

Battle of Mars-la-Tour


Meanwhile, Prussian troops, slowly but uncontrollably advancing from Flavigny and Vionville, with the most genuine support of their artillery, forced the right wing of the 2 French Corps to retreat to Rezonville. The retreat turned into a rout, and General Bataille and Valaz were killed. To stabilize the front, the French Guards Cuirassier Regiment bravely rushed to the attack. The Prussian infantry literally shot down the French cavalry, and two hussar regiments completed the rout. The Prussians decided to throw the 6 Cavalry Division into the breakthrough. However, the French command had already closed the gap with the fresh Guards Grenadier Division, which had been transferred from the unattached left wing. As a result, the Prussian cavalry, met with powerful rifle and artillery fire, was stopped and retreated.

At this point a decisive turn in the battle could have happened. At 2 one o'clock in the afternoon, General Alvensleben, constantly attacking, introduced the French in delusion regarding the forces of the enemy. But now the movement had stopped, the Prussian battalion forces were exhausted by the four-hour battle, the ammunition was running out. Behind the Prussian battle line there was not a single battalion, not a single battery in reserve. Prussian corps went on the defensive. The French had every chance of success, especially on the right flank, where they had strong artillery along the Roman road. The great power advantage allowed the French to spread more and more to the right, threatening the Prussians with full coverage.

In the center, Marshal Canrober launched a counteroffensive on Vionville. At the disposal of the Germans at this critical moment, there was only a small part of the 5 Cavalry Division. General Bredov led two regiments into battle — the Cuirassiers and Uhlans, each with three squadrons. The cavalry was able to pass through the hollow and rushed at the French. Overcoming artillery fire, the Prussians broke through the first line of infantry and artillery, chopping the cannon's servant. The second line of the French infantry also could not resist, and the French batteries began to retreat. Encouraged by the victory, the Prussian cavalry was fascinated and continued the offensive. As a result, the Prussians were already surrounded by French cavalry. The Prussian brigade did not have a second line, and it was forced to break through the ranks of the French cavalry and infantry without cover. Only half of the people returned to Flavini, where two squadrons were formed. However, this injection of Prussian cavalry stopped the French attack on Flavigny.

Around 3 hours, the 4 French divisions went on the offensive. Prussian infantry and cavalry in the area of ​​the bushes of Tronville must retreat before such superiority of forces. However, it took the French an entire hour to overcome the stubborn resistance of the four Prussian battalions. At this time, the 3 Corps, which had fought alone for 7 hours, received reinforcements. The 10 Corps heard the artillery cannonade in the Vionville region and the Corps Commander General Fochts-Retz personally went to the battlefield and gave the necessary orders to the columns following in their wake. First of all, the artillery that had gone ahead energetically entered the battle.

The artillery fire of the 3 and 10 corps stopped the French offensive. Then the head parts of the 10 corps, with the support of the troops of the 3 corps, pushed back the enemy. In addition, parts of the 8 body began to come up. The 8 squad appeared in the 5 watch at the exit from the forest of Saint-Arnus and immediately attacked the altitude, but a three-fold attempt to capture it failed, because Marshal Bazin also greatly strengthened the position ahead of Rezonville. The French again went on the counteroffensive, but could not resist the well-aimed Prussian artillery fire and retreated. After that, both sides made small attacks several times, but without much success. As a result, the battle on the right flank was reduced to a mutual exchange of fire.

On the left flank, the German troops marched along the main road to Mars-la-Tour to go to the flank or rear of the enemy. In the meantime, the French extended their considerably reinforced right wing to the valley west of Brivilles and concentrated here three cavalry divisions. As a result, when General Wedel moved to the attack on both sides of Tronville who had been burning from the shelling, his team of only five battalions ran into the widely deployed front of the 4 French Corps. While advancing under heavy artillery and mitralese fire, both Westphalian regiments suddenly found themselves in front of a deep gully unnoticed before. Crossing it and rising to the opposite slope, they fell under the destruction fire directed against them from the closest distance and from different sides. Having lost almost all commanders and officers, the remnants of the German battalions fell back into the ravine. Several hundred soldiers were captured. The rest gathered at Tronville around the shot banner, which is held in the hand of the only one left on top, Colonel Krapach. 95 officers and 4 546 soldiers dropped 72 officers and 2 542 soldiers, i.e. more than half.

The French are pursuing the Germans, but they are stopped by a counterattack of squadrons of the 1 and 2 of the Guards Dragoon regiments, which act against the superior forces of the African horse rangers. The Prussians are all cash cavalry units, only around 16 squadrons, which unfold in two lines to the left of Mars-la-Tour. Around 7 hours of the evening there is a clash of large horse masses. Up to 5 thous. Horsemen participated in the melee. The battle ends in favor of the Prussians. General Montague, who was seriously injured, was captured, and General Legrand, hurrying with the dragoons to help his hussars, was killed. The French cavalry is crowded to the crossings through the valley of the creek at Brivilles. The retained forces of the French cavalry division Clerambo is trying to help his own. But the hussars galloping back and mistakes in management lead the advance team into disarray. The division is keen on the general flow and only the French infantry stops their flight. As a result, the German infantry was able to clean up and go to Mars-la-Tour in an organized way. And the French troops on their right wing refused to further attacks. It was the largest cavalry battle of the entire war.

At 7 hours of the evening, the commander of the 2 army ordered to continue the offensive. However, the forces were already exhausted, the ammunition was running out, the horses were 15 hours without feed and under the saddle. Part of the batteries could only move in increments, while the building closest to the left bank of the Moselle (12) was still in general moving from the battlefield. As a result, the 10 body was completely unable to execute this order. Only on the right wing of the artillery with infantry attacked in the area of ​​Rezonville, but there came under heavy gunfire and artillery fire from both sides. Only from the French Guards corps operated from the flank of the 54 guns that advanced to this position. As a result, Prussian batteries had to return to their original positions. Then they tried to attack two brigades of the 6 Cavalry Division. But with the onset of darkness, they could barely discern the target of the attack and came under heavy fire. The cavalry moved back with considerable losses. As a result, the battle stopped around 11 hours of the evening.

Thus, the battle began with a sudden attack by the Prussian cavalry against the French at Vionville. Fearing that the enemy would be missed, General Alvensleben launched an offensive with the 3 Corps. With only one of his corps, he fought until the evening and pushed the enemy back from Flavigny to Rezonville, more than half a mile back. As a result, the Prussians began a battle with 20 thousand soldiers against 150-thousand. french army. At the second stage of the battle, the troops of the exhausted 3 corps went over to the defensive and withstood the French attacks only thanks to the reinforcements arrived. Gradually, units of the 10 and 8 corps arrived (troops of Hanover, Westphalian, Oldenburg, and later Hessians), in total up to 80 thousand soldiers. That is, the French still had about twice as much. However, Prussian troops continued to attack and bravely withstood all the attacks of the French. The Prussian cavalry was especially distinguished in the battles. The Battle of Mars-la-Tour has become one of the last battles in stories Western Europe, when the cavalry played a big role in the battle. It is also worth noting the excellent actions of the Prussian artillery, which allowed to restrain a more numerous enemy. With the support of the troops of the 10 Corps and with the help of the strongest counterattacks of cavalry and skillful artillery operations, Prussian troops survived. Because of the indecisive actions of the French commander-in-chief, Bazin, the French soldiers were unable to use their advantage and were mostly defensive.

The battle lasted with varying success until the evening. At night, Bazin ordered to stop trying to advance to Verdun. The French retreated 11 km back to Metz and stopped at the position of Saint-Privat - Gravelot, where a new battle soon erupted between Prussian and French troops.

The results of the battle remained uncertain. Both sides lost approximately 16 thousand people. But the Prussians managed to stop the retreat of the French army, which ultimately led to its decisive defeat.



To be continued ...
Author:
Articles from this series:
The collapse of the Second Empire

145 years of the Paris Commune
Second empire on the road to disaster
The second empire on the road to disaster. Part of 2
The second empire on the road to disaster. H. 3
The beginning of the Franco-Prussian war. Plans and the state of the French army
The First Defeats of the Second Empire: the Battle of Weisenburg, Werth, and on the Shpichhern Heights
Battle of Colombey - Nuilla
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. qwert
    qwert April 28 2016 07: 20
    0
    Well, the Prussians are the Prussians. The French should forget Napoleon’s ambitions and try not to shine
    1. Chiropractor
      Chiropractor April 28 2016 10: 16
      +2
      The infantry and colonels fought heroically.
      The commander’s personal motives nullified all courage.
      The fish rots from the head.
      1. Morrrow
        Morrrow April 28 2016 19: 54
        0
        The French army in 1871 was bound by the political restrictions of Louis Napoleon: a ban on retreating to Paris. With half the strength, it’s easy to guess what was waiting for the French army.
    2. Morrrow
      Morrrow April 28 2016 19: 49
      0
      Are these the same Prussians who lost the war in 5 in 1806 days?
      1. Cartalon
        Cartalon April 28 2016 20: 22
        0
        No, it's different, 64 years have passed.
        1. Morrrow
          Morrrow April 28 2016 21: 05
          0
          But the Prussians, after all. The same neglect of tactics and, as a result, large losses. However, it is worth giving them their due, they prepared well for the war. Twice numerical superiority, studied, finally, operational art
  2. Robert Nevsky
    Robert Nevsky April 29 2016 20: 58
    +1
    In vain the French fought against us in the Krim war!
    1. Morrrow
      Morrrow April 30 2016 11: 02
      -1
      Why? That war was inevitable. Russia itself has asked for it, as they say.

Битва при Марс-ла-Тур

Битва при Марс-ла-Тур

Сражение у Коломбей-Нуйльи не принесло победы ни одной, ни другой стороне, но этот бой на целые сутки задержал переправу французских войск через Мозель. Эта вынужденная задержка привела в ходе дальнейших боевых действий к тяжелым последствиям для французской армии. 16 и 18 августа 1870 г. французским войскам пришлось выдержать два новых, навязанных им сражения,— одно у Марс-ла-Тура, другое у Сен-Прива. Эти сражения завершили стратегическое поражение французской Рейнской армии. Базен был лишен возможности отступить для соединения с Мак-Магоном в Шалоне и затворился с армией в Меце. Германские 1-я и 2-я армии блокировали французов в Меце, а 3-я армия, беспрепятственно пройдя Вогезы, совершала марш на Париж. Параллельно ей двигалась к Парижу и 4-я германская армия. Это была катастрофа.

Битва при Марс-ла-Тур

После сражения у Коломбей-Нуйльи 14 августа 1870 г., французы продолжали прерванное отступление, но за день 15 августа прошли от Меца не более 1 мили. Только кавалерия была продвинута несколько дальше по двум дорогам на Верден. Из германской 2-й армии 3-й корпус Константина фон Алвенслебена перешел Мозель по неразрушенному мосту у Новеана и по переправам, устроенным понтонерами, но должен был направить свою артиллерию кружным путем через Понт-а-Мусон. Германская кавалерия столкнулась в районе Марс-ла-Тур с французской конницей. Но когда после полудня тут собрались 24 прусских эскадрона, то французская кавалерия отошла к Вионвилю.


Французы и 16 августа не справились с выступлением из Меца. Обозы закупорили все дороги. Только император под охраной двух кавалерийских бригад выехал рано утром по более безопасной дороге через Этен. Так как правое крыло не могло ещё выступить, то выступление было отложено на послеобеденное время, и выстроившиеся уже войска левого крыла вернулись на свои стоянки. Медлительность французской армии была связана с личным интересом Базена. Французы вполне могли успеть уйти к Шалону и избежать провальных сражений, но Базен стремился сохранить свою армию нетронутой и поэтому преднамеренно медлил, не желая покидать Мец. Это и позволило пруссакам преградить ему путь и навязать кровопролитные сражения.

Под прикрытием кавалерии майор Кербер с четырьмя батареями подошел к самому Вионвилю, и французская кавалерия, застигнутая врасплох его огнем, побежала назад через биваки пехоты. Однако французская пехота немедленно стала в ружье в полном порядке, и артиллерия открыла сильный огонь. Сначала прусская артиллерия отошла. Опасаясь упустить противника, генерал Альвенслебен с 3-м корпусом (6-я и 5-я дивизии) начал сражение. Он считал, что перед ним только французский арьергард. Генерал Штюльпнагель приказал 10-й бригаде развернуться и открыть огонь по врагу. Начался упорный встречный бой. Справа пруссаки, постепенно продвигаясь вперед, в упорном бою в условиях лесистой местности, часто врукопашную, около 11 часов утра достигли выступа леса Сент-Арну против Флавиньи. Но левое крыло пруссаков было оттеснено, даже артиллерии угрожала серьезная опасность. Прибывший на помощь 52-й полк восстановил фронт, хотя и с очень серьёзными потерями. Так, 1-й батальон потерял всех офицеров, знамя несколько раз переходило из рук в руки. Командир бригады генерал Деринг также был смертельно ранен. Генерал Штюльпнагель поехал верхом в передовую стрелковую линию, ободряя солдат. Генерал Шверин собрал вокруг себя остатки своих войск, лишившихся начальников, и с помощью отряда 10-го корпуса удержал высоту у Флавиньи, с которой французы отступили.

11-я бригада около 11 час. 30 мин. взяла Вионвиль. Отсюда пруссаки атаковали Флавиньи. Флавиньи было взято штурмом. В результате Вионвиль, Флавиньи и северный выступ леса Сент-Арну составили опорные пункты прусского фронта, повернутого на восток. Этот фронт имел почти милю длины. При этом вся пехота и артиллерия, расположившиеся здесь в одной линии, были втянуты в ожесточенный бой. Во 2-м эшелоне находились только 5-я и 6-я кавалерийские дивизии и половина 37-й бригады у Тронвиля.

Французы имели весьма крепкие позиции. Их позиция была прикрыта с левого фланга Мецем, с правого — сильными батареями на старой римской дороге и многочисленной кавалерией. Французская армия могла уверенно выдержать фронтальную атаку сильного противника. Более того, Базен мог сокрушить малочисленных германцев, которые начали бой в отрыве от главных сил. В целом французский маршал должен был действовать наступательно, чтобы освободиться от противника, стоявшего непосредственно перед ним и продолжить марш на Верден и далее в Шалон. С военной точки зрения трудно объяснить, почему Базен бездействовал. Было очевидно, что только часть германских войск, и очевидно, небольшая, могла находиться в это время на левом берегу Мозеля; с подходом в течение дня остававшихся еще у Меца дивизий французы имели огромное превосходство сил. Однако Базена беспокоила только связь с Мецем и он обращал своё внимание в основном только на своё левое крыло. Он направлял туда всё новые подкрепления, и перебросил на левый фланг весь гвардейский корпус и часть 6-го корпуса против леса Оньон, а откуда атаки германских войск вообще не последовало. Видимо, что только политические причины побудили уже в этот день маршала Базена к решению остаться у Меца и отказаться от решительных действий против противника.

Битва при Марс-ла-Тур


Тем временем прусские войска, медленно, но неудержимо наступавшие от Флавиньи и Вионвиля, при самой действительной поддержке своей артиллерии принудили правое крыло 2-го французского корпуса к отступлению на Резонвиль. Отступление превратилось в бегство, погибли генералы Батайль и Валазе. Для стабилизации фронта французский гвардейский кирасирский полк храбро бросился в атаку. Прусская пехота буквально расстреляла французскую конницу, а разгром довершили два гусарских полка. Пруссаки решили бросить в прорыв 6-ю кавалерийскую дивизию. Однако французское командование уже закрыло брешь свежей гвардейской гренадерской дивизией, которую перебросили с не атакованного левого крыла. В результате прусская кавалерия, встреченная мощным ружейно-артиллерийским огнем, была остановлена и отступила.

В этот момент мог произойти решительный перелом в сражении. В 2 часа дня генерал Альвенслебен, беспрерывно атакуя, ввел французов в заблуждении относительно сил врага. Но теперь движение остановилось, силы прусских батальонов были истощены четырехчасовым боем, боеприпасы были на исходе. Позади прусской боевой линии не было в резерве ни одного батальона, ни одной батареи. Прусский корпус перешёл к обороне. Французы же имели все шансы на успех, особенно на правом фланге, где имели сильную артиллерию у римской дороги. Большое преимущество в силах позволяла французам всё более распространяться вправо, угрожая пруссакам полным охватом.

В центре маршал Канробер перешёл в контрнаступление на Вионвиль. В распоряжении немцев в этот критический момент была лишь небольшая часть 5-й кавалерийской дивизии. Генерал Бредов повёл в бой два полка — кирасирский и уланский, в каждом было по три эскадрона. Конница смогла пройти по лощине и бросилась на французов. Преодолев артиллерийский огонь, пруссаки прорвали первую линию пехоты и артиллерии, порубив орудийную прислугу. Вторая линия французской пехоты также не смогла устоять, и французские батареи начали отступление. Воодушевленная победой прусская конница увлекалась и продолжила наступление. В результате пруссаков окружила уже французская кавалерия. Второй линии у прусской бригады не было и она вынуждена была прорываться через ряды французской конницы и пехоты без прикрытия. Только половина людей вернулась к Флавиньи, где из них было сформировано два эскадрона. Однако этот укол прусской кавалерии остановил французскую атаку на Флавиньи.

Около 3 часов в наступление перешли 4 французские дивизии. Прусская пехота и конница в районе Тронвильских кустов должны отойти перед таким превосходством сил. Однако, французам понадобился целый час, чтобы преодолеть упорное сопротивление четырех прусских батальонов. В это время 3-й корпус, который в течение 7 часов сражался в одиночестве, получил подкрепление. 10-й корпус услышал артиллерийскую канонаду в районе Вионвиля и командир корпуса генерал Фохтс-Рец лично отправился на поле сражения и отдал двигавшимся вслед колоннам необходимые приказания. Прежде всего энергично вступила в бой выехавшая вперед артиллерия.

Огонь артиллерии 3-го и 10-го корпусов остановил французское наступление. Затем головные части 10-го корпуса, при поддержке войск 3-го корпуса, оттеснили противника. Кроме того, начали подходить части 8-го корпуса. Отряд 8-го корпуса появился в 5 часов у выхода из леса Сент-Арну и немедленно атаковал высоту, но троекратная попытка овладеть ею не удалась, так как маршал Базен также значительно усилил позицию впереди Резонвиля. Французы снова перешли в контрнаступление, но не смогли устоять под метким огнем прусской артиллерии и отступили. После этого обе стороны ещё несколько раз предпринимали небольшие атаки, но без особого успеха. В результате бой на правом фланге свёлся к взаимной перестрелке.

На левом фланге германские войска двинулись по большой дороге на Марс-ла-Тур, чтобы выйти во фланг или тыл неприятелю. Тем временем, французы протянули свое значительно усиленное правое крыло до долины западнее Брювиля и сконцентрировали тут три кавалерийские дивизии. В результате, когда генерал Ведель двинулся в атаку по обеим сторонам горевшего от артобстрела Тронвиля, его бригада в составе всего пяти батальонов натолкнулась на широко развернутый фронт 4-го французского корпуса. Наступая под сильным огнем артиллерии и митральез, оба вестфальских полка вдруг очутились перед незамеченным раньше глубоким оврагом. Перейдя его и поднявшись на противоположный скат, они попали под уничтожающий огонь, направленный против них с самого близкого расстояния и с разных сторон. Потеряв почти всех командиров и офицеров, остатки германских батальонов скатились обратно в овраг. Несколько сотен солдат попали в плен. Остальные собрались у Тронвиля вокруг прострелянного знамени, которое держит в руке единственный оставшийся верхом полковник Крапах. Из 95 офицеров и 4 546 солдат выбыло 72 офицеров и 2 542 солдат, т. е. более половины.

Французы преследуют германцев, но их останавливает контратака эскадронов 1-го и 2-го гвардейских драгунских полков, которые действуют против превосходящих сил африканских конных егерей. Пруссаки стягивают все наличные кавалерийские части, всего около 16 эскадронов, которые разворачиваются в двух линиях слева от Марс-ла-Тур. Около 7 часов вечера происходит столкновение крупных конных масс. В рукопашной схватке участвовало до 5 тыс. всадников. Бой завершается в пользу пруссаков. Тяжело раненый генерал Монтэгю попадает в плен, а генерал Легран, спешивший с драгунами на помощь своим гусарам, убит. Французскую кавалерию теснят к переходам через долину ручья у Брювиля. Сохранившая силы французская кавалерийская дивизия Клерамбо пытается помочь своим. Но скачущие назад гусары и ошибки в управлении приводят выдвинувшуюся вперёд бригаду в беспорядок. Дивизия увлекается общим потоком и только французская пехота останавливает бегство. В результате германская пехота смогла привести себя в порядок и организованно отойти к Марс-ла-Тур. А французские войска на своём правом крыле отказались от дальнейших атак. Это был самый крупный кавалерийский бой за всю войну.

В 7 часов вечера командующий 2-й армией отдал приказ о продолжении наступления. Однако силы войск были уже истощены, боеприпасы были на исходе, лошади находились 15 часов без корма и под седлом. Часть батарей могла двигаться лишь шагом, а ближайший на левом берегу Мозеля корпус (12-й) находился еще в целом переходе от поля битвы. В результате 10-й корпус был совершенно не в состоянии выполнить этот приказ. Только на правом крыле часть артиллерии с пехотой атаковала в районе Резонвила, но попала там под сильный ружейный и артиллерийский огонь с двух сторон. От одного лишь французского гвардейского корпуса действовали с фланга 54 орудия, выдвинувшиеся на эту позицию. В итоге прусским батареям пришлось вернуться на исходные позиции. Затем попытались атаковать две бригады 6-й кавалерийской дивизии. Но при наступавшей уже темноте они едва могли различить цель атаки и попали под сильный огонь. Кавалерия отошла назад со значительными потерями. В результате сражение прекратилось около 11 часов вечера.

Таким образом, сражение началось внезапным нападением прусской кавалерии на французов у Вионвиля. Опасаясь упустить неприятеля, генерал Альвенслебен с 3-м корпусом начал наступление. С одним только своим корпусом он вел бой до вечера и оттеснил противника от Флавиньи к Резонвилю, более чем на полмили назад. В результате пруссаки начали сражение с 20 тыс. солдат против 150-тыс. французской армии. На втором этапе сражения войска истощенного 3-го корпуса перешли к обороне и выдержали французские атаки только благодаря прибывшим подкреплениям. Постепенно прибывали части 10-го и 8-го корпусов (войска ганноверцев, вестфальцев, ольденбургцев, а позднее — гессенцев), в общей сложности до 80 тыс. солдат. То есть французов всё равно было примерно в два раза больше. Однако прусские войска продолжали атаковать и мужественно выдержали все атаки французов. Особенно отличилась в боях прусская кавалерия. Битва при Марс-ла-Тур стала одной из последних битв в истории Западной Европы, когда конница сыграла большую роль в сражении. Стоит также отметить отменные действия прусской артиллерии, которая позволила сдерживать более многочисленного противника. При поддержке войск 10-го корпуса и с помощью сильнейших контрударов кавалерии и умелых действий артиллерии прусские войска выстояли. Из-за нерешительных действий французского главнокомандующего Базена, французские солдаты не смогли использовать своё преимущество и в основном оборонялись.

Бой длился с переменным успехом до вечера. Ночью Базен приказал прекратить попытки продвижения на Верден. Французы отступили на 11 км назад к Мецу и остановились на позиции Сен-Прива — Гравелот, где вскоре произошла новая битва между прусскими и французскими войсками.

Результаты сражения остались неопределёнными. Обе стороны потеряли примерно по 16 тыс. человек. Но пруссакам удалось остановить отступление французской армии, что в итоге привело к её решительному поражению.

Битва при Марс-ла-Тур


Продолжение следует…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. qwert 28 апреля 2016 07:20
    Ну, прусаки-это прусаки. Французам стоило забыть амбиции Наполеона и стараться не отсвечивать
    1. Костоправ 28 апреля 2016 10:16
      Пехота и полковники воевали героически.
      Личные мотивы командующего свели на нет всю отвагу.
      Рыба гниет с головы.
      1. Morrrow 28 апреля 2016 19:54
        Французская армия в 1871 была связана политическими ограничениями Луи-Наполеона: запретом отступать на Париж. Имея вдвое меньше сил нетрудно догадаться, что ждало французскую армию.
    2. Morrrow 28 апреля 2016 19:49
      Это те самые пруссаки которые за 5 дней проиграли войну в 1806?
      1. Cartalon 28 апреля 2016 20:22
        Нет это другие, 64 года прошло.
        1. Morrrow 28 апреля 2016 21:05
          Но ведь пруссаки же. Такое же пренебрежение тактикой и как следствие большие потери. Впрочем стоит отдать им должное, к войне они подготовились хорошо. Двукратное численное превосходство, изученное, наконец, оперативное искусство
  2. Робертъ Невский 29 апреля 2016 20:58
    Зря французы воевали против нас в Кримской войне!
    1. Morrrow 30 апреля 2016 11:02
      Почему? Та война была неизбежной. Россия сама напросилась как говорится.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня