ВМФ России получит универсальные корабли для Арктики
4 мая министерство обороны России и судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) подписали соглашение, в соответствии с которым будут построены два новых патрульных корабля. Контракт на строительство подразумевает завершение работ и сдачу кораблей до конца 2020 года. Таким образом, уже в начале следующего десятилетия военно-морской флот получит специальные корабли, предназначенные для работы в северных морях.
Примерно год назад главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков рассказал о планах по развитию арктической корабельной группировки, которые реализуются в настоящее время. Весной 2015 года было принято решение о строительстве универсального судна, способного решать широкий круг задач. Планировалось разработать и построить корабль, имеющий возможность выполнять функции ледокола и буксира, а также способный вести патрулирование и уничтожать различные цели. В ближайшее время планировалось определить облик такого корабля, а после разработать новый проект, в соответствии с которым следовало выполнять строительство.
Уже в конце мая представители флота рассказали о скором завершении проектных работ и планах по строительству новых кораблей. На тот момент планировалось построить два универсальных корабля ледового класса. В ближайшем будущем предполагалось начать строительство перспективных судов, однако сроки его старта до определенного времени не уточнялись. Так же не оглашались технические подробности нового проекта.
На Международном военно-морском салоне МВМС-2015 впервые был показан макет перспективного универсального корабля для Арктики, разработанного Крыловским государственным научным центром. Строительство таких кораблей планировалось развернуть на петербургском заводе «Пелла». Тогда же стали известны некоторые подробности нового проекта, в частности, были опубликованы сведения об оснащении и вооружении универсального корабля.
Несколько дней назад был подписан контракт на строительство двух новых универсальных патрульных кораблей по проекту 23550. Министерство обороны сообщает, что это будут принципиально новые суда, объединяющие в себе несколько функций. Заявлена возможность выполнения поставленных задач в разных регионах, от тропиков до Арктики. В последнем случае корабли смогут преодолевать льды толщиной до 1,5 м. По совокупности характеристик и возможностей, как утверждается, перспективные корабли не имеют зарубежных аналогов.
Из опубликованных сведений о контракте и проекте 23550 следует, что военные заказали строительство кораблей, ранее анонсированных на прошлогодних выставках. При этом, однако, контракт на строительство получил не завод «Пелла», упоминавшийся в качестве потенциального подрядчика, а предприятие «Адмиралтейские верфи». Ранее опубликованная информация, а также изображения перспективного корабля, позволяют определить его основные особенности, а также сделать некоторые выводы.
Корабли проекта 23550 предназначаются для выполнения различных задач в северных широтах, в том числе в акваториях, покрытых льдом. Эта особенность применения оказала значительное влияние на характеристики и облик кораблей. Так, самой заметной особенностью конструкции является характерная форма корпуса, необходимая для преодоления ледовых полей. При этом в конструкции корпуса и надстройки применены некоторые наработки по малозаметности: борт корпуса должен плавно переходить в борт надстройки, а кроме того, предусматривается сокращение количества узлов и агрегатов, выступающих над ровными поверхностями.
За пределами корпуса предлагается монтировать сравнительно крупную надстройку, а также часть вооружения. На баке предусматривается установка артиллерийской системы крупного калибра, позади которой располагается основная надстройка с мостиком и мачтой для радиоэлектронной аппаратуры. В кормовой части надстройки размещается ангар для вертолетов, для которых имеется сравнительно большая взлетная площадка. В одном из вариантов проекта, представленном на прошлогодней выставке, в кормовой части корабля предусматривалась небольшая площадка с пусковыми установками ракет.
Известно, что универсальные патрульные корабли проекта 23550 будут иметь полное водоизмещение на уровне 6800 т. Длина определена в 114 м, ширина 18 м и осадка – 6 м. В экипаж планируется включать 49 человек. Кроме того, имеется возможность взять на борт еще 47 человек.
В центральной части корпуса должна располагаться главная энергетическая установка общей мощностью до 15000 кВт. В качестве основного средства движения корабли получат по две полноповоротные винторулевые колонки мощностью по 6000 кВт каждая. С целью повышения маневренности колонки должны быть дополнены двойным подруливающим устройством тоннельного типа, помещенным в носовой части корпуса. Мощность такой системы должна достигать 500 кВт. К сожалению, точные типы основных элементов энергетической установки пока не назывались.
Корабль будет иметь возможность развивать скорость до 18 узлов, дальность плавания достигнет 6 тыс. морских миль. Конструкция корпуса позволит ему преодолевать льды толщиной до 1,5 м. При постоянном движении толщина преодолеваемого льда не должна превышать 1 м.
Для борьбы с надводными и воздушными целями корабли проекта 23550 должны иметь комплекс артиллерийского и ракетного вооружения. На баке, перед надстройкой, должна монтироваться артиллерийская установка А-190 с орудием калибра 100 мм. Также возможно использование зенитных автоматов существующих типов. На нескольких макетах и изображениях также видно, что в кормовой части корпуса корабля предусматривается установка подъемных устройств для ударного ракетного комплекса. В таком случае корабль может нести две пусковые установки с четырьмя ракетами на каждой. Вероятно использование ракетного комплекса «Калибр» или аналогичной системы. При этом характерный внешний вид агрегатов, изображенных на некоторых рисунках, заставляет вспомнить о комплексе Club-K в контейнерном исполнении.
Решение некоторых задач может быть связано с использованием вертолетов или катеров. Известно, что перспективный корабль действительно может нести дополнительную легкую технику. Авиационная группа патрульного корабля состоит из одного вертолета Ка-27 или подобного ему. Для транспортировки вертолета и необходимых для него средств предусмотрен ангар в кормовой части надстройки. При помощи вертолета возможно увеличение дальности обнаружения различных объектов. Кроме того, вертолет может осуществлять ледовую разведку, перевозить грузы и людей, а также применяться в иных целях.
По бортам от ангара для вертолета в надстройке располагаются лацпорты, предназначенные для хранения катеров и спасательных плотов. Также под вертолетной палубой имеются два крупных ангара, в которых патрульный корабль должен перевозить катера с вооружением. По имеющимся данным, размеры ангаров позволяют кораблю проекта 23550 перевозить два скоростных катера проекта 03160 «Раптор». Последние при водоизмещении до 23 т способны нести пулеметное вооружение различных типов и перевозить 20 десантников. Важнейшей особенностью катеров «Раптор» является возможность движения со скоростью 48 узлов, что позволяет ему быстро доставлять десант к месту проведения операции или догонять другие суда.
Универсальные корабли нового проекта, среди прочего, должны будут выполнять задачи, свойственные буксирам. Для этого, согласно имеющимся данным, они будут получать буксирные устройства с тяговым усилием не менее 80 тс. Кроме того, предложено использование двух подъемных кранов грузоподъемностью до 28 т каждый.
За счет установки разнообразного оборудования и вооружения перспективные патрульные корабли смогут решать широкий круг задач боевого, транспортного и т.д. характера. Артиллерийское и ракетное вооружение позволит атаковать надводные или береговые цели, а также защищаться от нападения с воздуха. Такие возможности обеспечат патрулирование указанных акваторий и сопровождение различных судов, в том числе с их защитой от возможных угроз.
Наличие скоростных катеров и вертолета позволяют патрульному кораблю выполнять задержание нарушителей и все необходимые последующие процедуры. С учетом характеристик авиационной техники и катеров проекта 03160 можно предположить, что нарушителю будет крайне трудно скрыться от преследования.
Используя корпус соответствующей конструкции и работая в качестве ледоколов, корабли проекта 23550 смогут выполнять проводку караванов через льды. Буксирное оборудование и подъемные краны позволят патрульным кораблям участвовать в спасательных операциях, буксировать поврежденные суда и помогать другим судам иными способами. Также полетная палуба может использоваться для размещения тех или иных грузов в стандартных контейнерах.
В рамках проекта 23550 впервые в отечественной и мировой практике был разработан корабль, изначально предназначенный для решения широкого круга разнообразных задач, свойственных судам других классов. Таким образом, российские судостроители осуществили технический прорыв в своей отрасли, а также оказали важную помощь военно-морскому флоту в деле формирования корабельной группировки для Арктики. Появление универсальных кораблей позволит в определенной мере упростить создание группировки за счет объединения нескольких функций в одном корабле и отсутствия необходимости строительства нескольких судов разного назначения.
В соответствии с условиями подписанного контракта, судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» должен будет построить, испытать и передать заказчику два новых корабля до конца 2020 года. Сведения о возможном продолжении строительства кораблей проекта 23550 пока отсутствуют.
По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://rg.ru/
https://defendingrussia.ru/
http://nevskii-bastion.ru/
Информация