АэроКомпозит в Ульяновске

При разработке перспективного отечественного среднемагистрального лайнера МС-21 Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») сделала выбор в пользу создания совершенного аэродинамического крыла из полимерных композиционных материалов (ПКМ). К его разработке и созданию в 2008 году приступила компания «АэроКомпозит», ставшая первым Центром компетенций ПАО «ОАК» в сфере инновационных разработок и производства элементов конструкций воздушных судов из ПКМ. Ульяновская производственная площадка стала первым заводом в мире, где используется инфузионная технология при изготовлении силовых длинномерных элементов консоли крыла самолета.

АэроКомпозит в Ульяновске


Для описания процесса в двух словах воспользуюсь выдержкой из статьи «Самолет МС-21 поставят на черное крыло» журнала «Умное производство».


Принципиальное отличие метода вакуумной инфузии от традиционной автоклавной технологии — он предполагает работу с сухим материалом. Сухой материал — шестимиллиметровая лента из углеволокна с тонким клеевым покрытием для фиксации. В помещении «чистая комната» на участке автоматической выкладки робот наносит на оснастку по всей длине конструкции слои лент под разными углами. Внедрение роботизированных установок на заводе «АэроКомпозит-Ульяновск» позволяет значительно увеличить производительность. Сначала выполняется так называемая позитивная (выкладочная) оснастка, а на следующем участке деталь ждет негативная оснастка — для инфузии.

Далее деталь перемещается на другой участок, где происходит позиционирование стрингеров, их установка на панель кессона крыла — завершающий этап формирования преформы. Затем на преформу устанавливается вакуумный мешок, подключаются каналы для дальнейшего вакуумирования и подачи связующего. В специальном термоинфузионном центре связующее под давлением подается в заготовку. Именно здесь происходит процесс формования будущей композитной конструкции. На выходе композитный элемент представляет из себя монолит 18 метров в длину. При этом на всех участках обеспечен пооперационный контроль. На первых операциях — визуальный с применением ручных приборов, а когда деталь «испеклась», проводится предварительный неразрушающий контроль, после чего конструкция подается на участок механообработки. После механической обработки проводится финальный контроль при помощи роботизированной установки неразрушающего контроля, которая осуществляет сканирование элемента конструкции.

Если вы хотите немного прочитать про теорию и практику композитных материалов, то вам сюда — О материальном в авиации.

Фотографировать производство на этом заводе было очень сложно — очень много снимать было нельзя. Производство очень высокотехнологично и содержит много тонкостей процесса. По сути — это острие авиационной науки в современной истории. Но, вот что получилось. Часть фотографий предоставлена пресс-службой предприятия.

1. Предприятие развернуло свои мощности в неиспользуемых цехах Авиастара, которые были полностью перестроены для решения задач современного производства.

АэроКомпозит в Ульяновске


2. Участок автоматической выкладки. На переднем плане панель консоли крыла, на заднем — лонжерон.

АэроКомпозит в Ульяновске


3. Выкладка лонжерона крыла шестимиллиметровой углеродной лентой.

АэроКомпозит в Ульяновске


4. Выложенные первые два слоя панели-спутника. Вся работа по подготовке основных и технологических материалов, выкладка углеродной ленты, а также сборка вакуумного мешка, проводится в помещении с контролируемыми параметрами — в так называемой «чистой комнате». Специальная система кондиционирования обеспечивает здесь поддержание заданных нашей технологией параметров температуры и влажности воздуха, атмосферного давления. Здесь недопустимо, чтобы в воздухе витали даже мельчайшие дисперсные частицы. Чистота этого помещения площадью 11 тысяч квадратных метров вполне сопоставима с чистотой больничных операционных.

АэроКомпозит в Ульяновске


5. Визуальный контроль выложенных слоев.

АэроКомпозит в Ульяновске


6. Система перемещения преформ панелей консоли крыла (слева) и система переворота преформ лонжеронов (справа).

АэроКомпозит в Ульяновске


7. Присоски.

АэроКомпозит в Ульяновске


8. Полученная «П»-образная преформа разрезается. Получается два «Г»-образных профиля, которые складываются в «Т»-образный. На фотографии стрингер установлен в проектное положение, зафиксирован в стапеле и в таком виде монтируется на обшивку панели консоли крыла.

АэроКомпозит в Ульяновске


9. Участок выкладки на панель консоли крыла подготовленных стрингеров.

АэроКомпозит в Ульяновске


10. Термоинфузионный центр. Формуется все при небольших температурах. Одновременно можно изготавливать несколько изделий. Совместно с длинномерными элементами «поджариваются» и панели-спутники, так называемая, «уменьшенная копия», которая проходит все этапы изготовления параллельно с основным изделием. Спутник предназначен для того, чтобы провести на нем все испытания по контролю качества основного изделия. Так как спутник изготавливается вкупе с самой деталью, в аналогичных условиях и по абсолютно точным параметрам, он является аналогом этой детали. Затем панель-спутник отправляется в испытательную лабораторию, где из нее нарезают около 600 образцов-свидетелей, каждый из которых проверят «на прочность». Специалисты проведут испытания на разрыв, на сжатие и на сдвиг.

АэроКомпозит в Ульяновске


11. На снимке монолитные элементы после выхода из термоинфузионного центра. Слева — панель консоли крыла. Справа — панель центроплана.

АэроКомпозит в Ульяновске


12. Заместитель начальника композитного производства Павел Дягилев рассказывает об особенностях технологического процесса. Рядом с ним — композитная панель консоли крыла самолета перед механической обработкой. Это длинномерный монолит.

АэроКомпозит в Ульяновске


13. Пятикоординатный фрезерный центр позволяет выполнять механическую обработку как мелких, так и крупногабаритных изделий (18 метров в длину) сложной геометрии.

АэроКомпозит в Ульяновске


14. Верхняя панель консоли крыла и лонжерон на участке проведения неразрушающего контроля.

АэроКомпозит в Ульяновске


15. Ультразвуковое исследование лонжерона крыла.

АэроКомпозит в Ульяновске


16. К сожалению, когда я там был, готовые консоли крыла были уже доставлены на Иркутский авиационный завод, где полным ходом идет сборка первого самолета МС-21. Но сборочный участок и станции впечатляют.

АэроКомпозит в Ульяновске


17. Две панели центроплана на сборочной станции.

АэроКомпозит в Ульяновске


18. Установка компенсаторов нервюр. Они соединяют обшивку с нервюрами и позволяют обеспечить заданную форму профиля поверхности.

АэроКомпозит в Ульяновске


19. На предприятии готовятся к установке стенда для предварительной стыковки консолей крыла лайнера с центропланом.

АэроКомпозит в Ульяновске


20. Рядом собирают предкрылки консоли крыла.

АэроКомпозит в Ульяновске


Друзья, первый полет МС-21 уже почти реальность. Он должен состоятся уже в этом году. Да даже, если в следующем — это будет грандиозное событие в отечественном авиастроении.

Огромное спасибо сотрудникам компании «АэроКомпозит» за помощь в подготовке материала.
Первоисточник: http://russos.livejournal.com/1307364.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. D-Master 16 мая 2016 06:50
    Просто диву даешься на что способна "РАЗОРВАННАЯ В КЛОЧЬЯ ЭКОНОМИКА" belay.
    Примерно месяца два назад читал на Иносми японскую статью о этом предприятии, где японцы с пеной у рта доказывали что русские абсолютно случайно создали такое предприятие и оно не смотря на то, что оно передовое все же не передовое... И был эпилог в котором было высказано несказанное удивление что мы вообще создали такое...
    1. Leto 16 мая 2016 06:59
      Цитата: D-Master
      Просто диву даешься на что способна "РАЗОРВАННАЯ В КЛОЧЬЯ ЭКОНОМИКА" .
      Примерно месяца два назад читал на Иносми японскую статью о этом предприятии, где японцы с пеной у рта доказывали что русские абсолютно случайно создали такое предприятие и оно не смотря на то, что оно передовое все же не передовое... И был эпилог в котором было высказано несказанное удивление что мы вообще создали такое...

      Там ничего отечественного нет, завод купили у "проклятых гейропейцев", оборудование, технологии, материалы. Завод будет работать пока европейские компании осуществляют тех. сопровождение, если они заморозят по какой либо причине партнерство, то завод встанет. Без обновления ПО, без поставки зап частей и материалов работать ничего не будет.
      1. Wild_Grey_Wolf 16 мая 2016 07:39
        Хочется удачи пожелать такому технологичному предприятию. Чтоб техника не застаивалась, Работала усиленно, чтоб наши уже внедрялись Станки наконец. В такие чувствительные для нас СФЕРЫ. Огромная благодарность за такой интересны Фоторепортаж.
  2. ALLxANDr 16 мая 2016 07:06
    Молодцы ребята, в добрый путь!
  3. Игорь39 16 мая 2016 07:42
    А че там с Суперджетом? Сколько уже сотен продали?
  4. НЕКСУС 16 мая 2016 09:26
    Из статьи я понял,что наши умельцы пытаются не то ускорить ,не то удешевить технологию производства деталей из композитов...видимо готовят производство под ПАК ФА,ТУ-160М2 и тд...Если это так,то дело весьма хорошее и своевременное.
    1. Leto 16 мая 2016 10:32
      Цитата: НЕКСУС
      Из статьи я понял,что наши умельцы пытаются не то ускорить ,не то удешевить технологию производства деталей из композитов...

      Не получится. Технология австрийская компании FACC, соответственно никаких изменений в неё они внести не могут, само углеродное волокно производится не у нас (не умеем делать), скорее всего японское (они монополисты в этой отрасли) и поэтому рост доллара негативно отразился на стоимости изготавливаемых деталей.
      Цитата: НЕКСУС
      видимо готовят производство под ПАК ФА,ТУ-160М2

      То же сомнительно, АэроКомпозит выпускает продукцию только для гражданки, иначе попал бы под санкции и тогда все накрылось тазом...не композитным...
      1. НЕКСУС 16 мая 2016 12:00
        Цитата: Leto
        Не получится. Технология австрийская компании FACC, соответственно никаких изменений в неё они внести не могут,

        Это с какого перепугу то?Интересно послушать... laughing
        Цитата: Leto
        само углеродное волокно производится не у нас (не умеем делать),

        О как...то есть мы совсем с "золотыми руками" только из задницы?Вы то сами поняли ,что тут нацарапали? fool
        Цитата: Leto
        скорее всего японское (они монополисты в этой отрасли) и поэтому рост доллара негативно отразился на стоимости изготавливаемых деталей.

        У меня бабушка под окном торгует семечками...прихожу как-то к ней купить стакан этого наркотика.Она мне и говорит-30 рублей стакан.Пришел через неделю,уже 50 рублей.Я ее спросил-Тетя Валя,а чего это так?Она выплюнула очередную семечку и с важным видом изрекла-Барель нефти подорожал,производство стало дороже.Так вот вы мне эту тетю Валю напоминаете. lol
        1. Leto 16 мая 2016 12:24
          Цитата: НЕКСУС
          Это с какого перепугу то?Интересно послушать.

          Что именно вас пугает? Факт приобретения технологии у австрийской компании FACC нанесения пластика на углеродное волокно методом VaRTM? Кстати это передовая технология.
          Цитата: НЕКСУС
          О как...то есть мы совсем с "золотыми руками" только из задницы?Вы то сами поняли ,что тут нацарапали?

          Дело в характеристиках материала. У нашего предел прочности 3800МПа, у японского Toray 5880МПа.
          Цитата: НЕКСУС
          Так вот вы мне эту тетю Валю напоминаете.

          Углеродное волокно не семечки, за рубли не продают.
        2. Тибидох 16 мая 2016 12:38
          Цитата: НЕКСУС
          Она мне и говорит-30 рублей стакан.Пришел через неделю,уже 50 рублей.

          Бросьте Вы эту затею. Купите лучше литр АИ-95. laughing
      2. Тибидох 16 мая 2016 12:35
        Цитата: Leto
        углеродное волокно производится не у нас (не умеем делать)

        Будьте добры, хотелось бы услышать Ваш комментарий относительно применения композитов при создании КОС на Су-47.
        Или тоже "у японцев" wassatпокупали?!
        Цитата: Leto
        Технология австрийская компании FACC

        Да ну? А разве это не совместное предприятие в Татарстане - Аэрокомпозит + FACC AG?
        Между прочим, Эйрбас, Бомбардьер и Эмбрайэр выражают довольно большой интерес к размещению части производства на КАПО. Пройдет время, сольются ссанкции... и тогда размещение заказов на изготовление деталей на КАПО уже не покажется чем-то экзотическим.
        1. Leto 16 мая 2016 12:44
          Цитата: Тибидох
          Будьте добры, хотелось бы услышать Ваш комментарий относительно применения композитов при создании КОС на Су-47.
          Или тоже "у японцев" покупали?!

          Имелось в виду не делаем требуемой прочности. Пардон если кого то ввожу в заблуждение. Японский Toray Т-800 имеет предел прочности 5,8ГПа, в о время как наш Кулон 3,5Гпа, разница существенная. Боинг точно Т-800 использует.
          Цитата: Тибидох
          Да ну? А разве это не совместное предприятие в Татарстане - Аэрокомпозит + FACC AG?

          То что у нас СП не значит, что технология VaRTM наша.
          Цитата: Тибидох
          Между прочим, Эйрбас, Бомбардьер и Эмбрайэр выражают довольно большой интерес к размещению части производства на КАПО.

          У нас сейчас одно из современнейших производств, да и цены видать доступные.
          Цитата: Тибидох
          Пройдет время, сольются ссанкции...

          Санкции вроде как не касаются АэроКомпозит.
          1. Тибидох 16 мая 2016 14:19
            hi Радует, что спор конструктивный. В последнее время это большая редкость.
            Цитата: Leto
            То что у нас СП не значит, что технология VaRTM наша.

            Приведу пример. Китай по лицензии выпускал Су-27. Теперь имеет технологии для производства 4+ поколения, а его WS-10G показывает неплохие результаты по назначенному ресурсу (что, к сожалению, в скором времени лишит возможности наших форумчан смеяться над китайцами, над их неспособностью скопировать АЛ-31Ф).
            Таким образом, СП дает нам не только возможность пропустить сложнейший этап сертификации, но и обучает наших технологов и инженеров, которые в будущем совместят опыт применения композитов (у нас он накапливается с 60-х годов, еще с первых полетов в космос) и могут создать что-нибудь передовое.
            Так что теперь VaRTM наша. bully
            Цитата: Leto
            наш Кулон 3,5Гпа

            Наш Кулон совершенно другого поля ягода. Там относительно низкие требования ко всему - квалификации работников, качеству расходного материала. В общем Вы в чем-то правы, Кулон для "черного крыла" больших самолетов не подходит. Зато он подходит для экранопланов, небольших самолетов... ракет.
            ЗЫ: На счет стоимости не знаю. request
            Цитата: Leto
            Санкции вроде как не касаются АэроКомпозит.

            Санкции не в клозетах, а в головах. Разве европейские заказчики комплектующих могут разместить заказы в то время, как Россия "не выполняет Минские соглашения". Если они сейчас даже захотят попробовать, то хозяин быстро одернет поводок, скажет "Фу, рядом" и... recourse
            Цитата: Leto
            У нас сейчас одно из современнейших производств, да и цены видать доступные.

            Не встречал на китайских форумах, что у них там с вакуумной инжекцией. Возможно в скором времени китайцы захотят создать у себя такое привлекательное СП, что нам совершенно не на руку.
      3. НЕКСУС 16 мая 2016 12:55
        Цитата: Leto
        само углеродное волокно производится не у нас (не умеем делать),


        Значит Тополя,Протоны и Вербы делают на западе для нас? laughing
        1. Leto 16 мая 2016 13:14
          Цитата: НЕКСУС
          Значит Тополя,Протоны и Вербы делают на западе для нас?

          Приношу свои извинения,что не точно выразился. Исправляю:
          Углеродное волокно с высокими прочностными характеристиками у нас не делают.
          1. НЕКСУС 16 мая 2016 13:20
            Цитата: Leto
            Углеродное волокно с высокими прочностными характеристиками у нас не делают.

            О как!

            А это что тогда? laughing
            1. Leto 16 мая 2016 14:20
              Цитата: НЕКСУС
              О как!

              Вы не правильно поняли сюжет. В приложенном вами сюжете говорится о производстве композиционных материалов. Углеродное волокно является лишь частью композиционного материала, в сплаве с пластиком оно образует композит. Касаемо углеродного волокна ген. директор ОАО "Московский машиностроительный экспериментальный завод - Композиционные технологии" Валерий Литвинов на 1:34 сказал:
              Эти технологии в миру очень закрытые. На пример технологией получения хорошего углеродного волокна владеют 2-3 страны мира и купить её невозможно

              Отечественные производители не делают углеродное волокно с прочностью 5,8 ГПа, я уже писал как у Т-800.
              1. НЕКСУС 16 мая 2016 14:33
                Цитата: Leto
                Вы не правильно поняли сюжет.


                Цитата: Leto
                Эти технологии в миру очень закрытые. На пример технологией получения хорошего углеродного волокна владеют 2-3 страны мира и купить её невозможно
                Отечественные производители не делают углеродное волокно с прочностью 5,8 ГПа, я уже писал как у Т-800.


                Я не правильно сюжет понял? Уважаемый,на канале 1+1 эти посты вещайте.
                технологией получения хорошего углеродного волокна владеют 2-3 страны мира и купить её невозможно.
                То есть ,купить невозможно,а в России на производство МБР откуда то берется,равно как и на боевые самолеты? Вопрос-А кто такой смелый в мире,что поставляет нам углеродные волокна для нашего оборонного производства? wassat
                1. Leto 17 мая 2016 07:09
                  Цитата: НЕКСУС
                  То есть ,купить невозможно

                  Невозможно купить ТЕХНОЛОГИЮ производства углеродного волокна, само волокно продается в интернете, то же Т-800 можно купить свободно.
                  Цитата: НЕКСУС
                  а в России на производство МБР откуда то берется,равно как и на боевые самолеты?

                  Возможно используют свое, но на МС-21 покупают за границей.
                  Цитата: НЕКСУС
                  Вопрос-А кто такой смелый в мире,что поставляет нам углеродные волокна для нашего оборонного производства?

                  Заходите в интернет, набираете в любом браузере "Купить углеродное волокно" и читаете объявления, на пример:
                  Пряжа нити волокна углерода T700 T800 Toray
                  Цена: US $ 3000 / Рулон

                  http://ru.made-in-china.com/co_cabonfiber/product_T700-T800-Toray-Carbon-Fiber-F
                  ilament-Yarn_enihgynug.html
  5. СомневаюсьЯ 16 мая 2016 09:50
    Даже не верится, что такое вообще возможно в нашем современном царстве.
    Отвыкли уже от этого, отвыкли.
    А вот если бы еще власть подчистить, недра национализировать, банки и крупные предприятия, какие еще остались.
    Эх. Мечты, мечты...
  6. Mestny 16 мая 2016 17:09
    Цитата: Leto
    углеродное волокно производится не у нас (не умеем делать), скорее всего японское (они монополисты в этой отрасли)

    Например:
    «Завод углеродных и композиционных материалов» (ЗУКМ) расположен в Челябинске. До 2006 года он находился в составе «Челябинского электродного завода», введенного в эксплуатацию в 1982 году. ЗУКМ занимается производством высокомодульных углеродных волокон и углерод – углеродных композиционных материалов, которые используются в военно-промышленном комплексе.

    Еще одно предприятие холдинга - ООО «Композит-Волокно», которое производит полиакрилонитрильное волокно.

    В течение последних полутора лет на заводе «Композит-Волокно» была смонтирована новая линия для получения полиакрилонитрильного волокна. Она способна вырабатывать около 800 тонн полиакрилонитрильных волокон в год. Фактически это единственная линия, введенная в эксплуатацию на постсоветском пространстве за последние двадцать лет. Полиакрилонитрильное волокно, полученное на предприятии «Композит-Волокно», проходит обработку на заводе «Аргон», где были модернизированы две линии по производству углеродного волокна. В модернизацию обоих заводов было вложено более 700 миллионов рублей.
  7. andrewkor 16 мая 2016 18:27
    На Дискавери показывали сюжет об изготовлении секций физюляжа для Боинга777.Наматываются много слоёв композитной нити на барабан,потом в автоклав,потом на ЧПУ где лазером прорезаются отверстия для иллюминаторов и дверей и на окончательную доводку.Вот где масштабы!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня