«Убийцы подводных лодок» изначально были обречены на гибель

«Убийцы подводных лодок»  изначально были обречены на гибель


Холодная война стала причиной того,что страны-антагонисты все время наращивали свой военный потенциал, получая на вооружение все новую и новую технику и оружие. Не остался в стороне и флот.

В 1957 году в США появилась атомная торпедная подводная лодка «Сивулф» с реактором на жидкометаллическом теплоносителе; в 1958—1959 годах — атомные субмарины «Сарго», «Сидрегон», «Скейт» и «Сордфиш», в 1960 г. — «Таллиба» и «Хэлибат», вооруженные новыми гидроакустическими средствами и турбоэлектрическим приводом гребного винта. «Д. Вашингтон» - первый американский атомный подводный ракетоносец - вышел на боевое патрулирование в 1960 году. На его борту находилось 16 баллистических ракет «Поларис». В 1965 году американцы создали малошумную атомную подводную лодку «Джек», а с 1959 по 1967 годы 5 атомных субмарин типа «Д. Вашингтон», 5 — «Этен Аллен» и 31 — «Лафайет». Именно в 50-е годы американцы создали и атомную субмарину, целью которой была охота на советские подлодки. Именно их и начали называть в обиходе «убийцами подводных лодок».


Первая лодка этого класса получила название «Трэшер» и имела бортовой номер SSN-593. Работы над ней начались в 1958 году в Портсмуте, хотя на воде она оказалась только через 2 года. Название лодки символическое: несмотря на то, что дословно «трэшер» — это «молотилка», именно так называют и небольшую акулу, которая охотится на рыб, предварительно оглушив их своим хвостом.

Основным предназначением субмарины стало обнаружение, слежение, уничтожение крупных целей противника. Для этого на ее оснащении имелась мощная гидроакустическая станция, четыре торпедные установки, снаряженные торпедами с ядерными боеголовками и с 50-километровой прицельной дальностью.

Почти год еще ушло на устранение недоделок и испытания. «Трэшер» бороздила воды Атлантики и Карибского моря, проводила стрельбы. Пробовали спровоцировать отказ атомного двигателя для дальнейшей работы на дизель-генераторе (с этим, кстати, ничего не вышло: генератор сломался, и экипаж пришлось эвакуировать). Проверяли и на стойкость к подводным взрывам, забрасывая субмарину глубинными бомбами. Это испытание экипаж и лодка прошли достойно: все полученные повреждения экипаж исправлял прямо по ходу продвижения.

Прекрасно подготовленный экипаж возглавлял капитан-лейтенант Джон Уэсли Харви, который до этого нес службу на легендарном «Наутилусе» – атомной подводной лодке, которая первой в мире покорила Северный полюс.

На свое последнее испытание лодка отправилась весной 1963 года. Ей предстояло показать свои возможности на глубине: несмотря на то, что тогда лодки в основном погружались не больше чем на 100 метров, создатели субмарины-убийцы планировали опуститься на 300-330 метров. Поскольку ничего кроме погружения не предвиделось, «Трэшер» все свое вооружение оставила на берегу. А вместо этого, кроме экипажа, в море вышли и представители штаба, инженеры, строители — всего 129 человек. Подлодку также сопровождал спасательный океанский катер «Скайларк», целью которого было отгонять в сторону попутные и встречные суда, так как один раз уже подлодку, стоящую в порту Канаверал, случайно протаранил буксир. И это был не единичный случай: например, подводную лодку ВМС США “Бергом” протаранил эскадренный миноносец “Норрис”. Лодке, правда, удалось всплыть. В 1955 году при всплытии столкнулись эскадренный миноносец и подводная лодка США “Дайабло”. Эсминец потерял ход и был с большим трудом прибуксирован в базу. В 1958 году эсминец “Сильверстейн” протаранил подводную лодку “Стикблэк”.

Кроме того, «Скайларк» был оснащен спасательной капсулой, правда, рассчитанной всего на 260 метров.

Прибыв на место погружения, в 07.00 «Трэшер» начала спуск под воду. В информации, переданной с субмарины, сообщается, что лодка успешно преодолела 120 метров, потом — 160 метров, потом сообщили о приближении к отметке 330 метров. После сообщения о незначительных трудностях в 09.14 связь пропала. Безуспешно вызывая субмарину, катер услышал характерные звуки, которые один из членов экипажа, ранее служивший на подводной лодке, определил как треск разваливающегося корпуса.

«Убийцы подводных лодок»  изначально были обречены на гибель


Вызванная по тревоге авиация не нашла никаких следов субмарины, если не считать огромного маслянистого пятна на поверхности воды в месте ее погружения. Узнать, что в самом деле произошло на глубине двух с половиной тысяч метров, не было никакой возможности.

Почти через 20 лет после трагедии океанографом Робертом Баллардом был разработан глубоководный аппарат. С его помощью ученый собирался обнаружить следы «Титаника» и обратился за помощью к Военно-морским силам США. Они согласились, но попросили посодействовать и отыскать следы «Трэшера» и «Скорпиона» — подлодки, погибшей в 1968 году. Когда в 1985 году удалось получить снимки затонувшего «Трэшера», стало понятно, что лодку действительно разорвало на куски.

Часть обломков удалось поднять. Эксперты установили, что в системе охлаждения реактора для соединения трубок должна была использоваться серебряная пайка, а использовалась сварка. Поэтому на глубине система не выдержала, что привело к остановке реактора. В результате неуправляемая лодка неуклонно шла ко дну, пока под давлением не разрушился ее корпус.

Позже у испытателей, правда, появились вопросы, на которые американские ВМС так и не удосужились дать ответ. Например, почему испытания проводились именно в месте, где 2,5-километровая глубина заранее, в случае неудачи, похоронила бы экипаж вместе с лодкой, вместо того чтоб погрузиться во впадину, глубина которой не намного бы превышала требуемую, то есть максимум 330-метровую?

По мнению некоторых исследователей, существуют две основные причины гибели судов: недоработки конструкторов и пресловутый человеческий фактор. Например, как объяснить тот факт, что во время пожара 1958 года на 132-метровой глубине на легендарном «Наутилусе» нашлось только 4 противодымные маски, а противопожарных средств не было вообще. Если бы лодка находилась во льдах и не смогла выйти на поверхность, открытие Северного полюса пришлось бы отложить на несколько лет.

Конечно, все недоработки были тщательно исследованы и американцами, и другими мировыми лидерами в области подводного кораблестроения. На сегодняшний день основными причинами аварий являются: в 49% - навигационные проблемы, в 31% - аварии энергетических технических средств, в 16% - взрывы и пожары, в 4% - разные другие причины.

Интересен и такой факт: на 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий, а в американском - около 30. Но вряд ли такая цифра может особо радовать, ведь за любую аварию, может оказаться, придется расплачиваться жизнями людей. Вспомните «Курск»...
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Yurich 22 декабря 2011 10:51
    За КУРСК они ещё ответят!
    angry
    Yurich
  2. patriot464 22 декабря 2011 11:43
    Цитата: Yurich
    За КУРСК они ещё ответят!


    "Курск" утопил Герой Росии Лячин. Когда у тебя на борту аварийная торпеда, не время думать об адмиральстве.

    Американским морякам - мое сочувствие, но не сожаление.
    patriot464
    1. НовоСибирец 22 декабря 2011 14:45
      patriot464, вы подводник?
      Если да - скажите пожалуйста, вы видели французский фильм "Курск - подводная лодка в мутной воде"? Что вы и ваши коллеги думаете по поводу данного фильма? А особенно про идеально-круглое отверстие в правом борту лодки?
      НовоСибирец
    2. oper66 22 декабря 2011 23:19
      тайны диламатических склок-всегда являлись результативно показательно успешными в гибели лучших представителей-военных и как в нашей стране и так и у противной погибали лучшие да нтр и прогессс требовал и получает жерертвы но только дивиденнты получают и будут получать власть придержащие

      тайны диламатических склок-всегда являлись результативно показательно успешными в гибели лучших представителей-военных и как в нашей стране и так и у противной погибали лучшие да нтр и прогессс требовал и получает жертвы но только дивиденнты получают и будут получать власть придержащие да и какая разница кто плачет мать джони или ивана ................
      oper66
  3. Freedom Eagle 23 декабря 2011 03:09
    автор статейки явно не в теме - это видно даже из заголовка.
    Например он не знает, что первой в мире лодкой на Северном Полюсе была "Скейт", именно эта ПЛА всплыла на Полюсе. Справедливости ради надо сказать что "Наутилус" действительно первой прошла через вершину Земли, но она не смогла всплыть из-за очень толстого льда, а вот "Скейту" повезло больше, поэтому официально пальма первенства принадлежит этой лодке.
    Далее сей "писатель" начинает жонглировать цифирью. Он считает все аварии американских субмарин и "забывает" посчитать многие - российских.

    на 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий, а в американском - около 30.


    Не около 20, а не менее 35 аварий и катастроф с 24 лодками. Самая не счастливая из них печально-знаменитая К-19, она-же "Хиросима" - на ней произошло три аварии. Ещё одна неудачница К-429 - тонула два раза. На некоторые другие лодки так-же приходится по две аварии.

    Теперь по коментам:



    Цитата: Yurich
    За КУРСК они ещё ответят!

    Российские адмиралы за "Курск" никогда не ответят.

    Цитата: patriot464
    "Курск" утопил Герой Росии Лячин. Когда у тебя на борту аварийная торпеда, не время думать об адмиральстве.

    Нет ничего проще - списать катастрофу на погибших, если уж не получилось найти "третьи силы".
    Цитата: НовоСибирец
    вы видели французский фильм "Курск - подводная лодка в мутной воде"? Что вы и ваши коллеги думаете по поводу данного фильма? А особенно про идеально-круглое отверстие в правом борту лодки?

    Этот "шедевр" соотвестивует своему названию - мутный фильм от мутного режисёра.
    Freedom Eagle
    1. SWEET_SIXTEEN 27 декабря 2011 23:50
      Военно-Морской Флот СССР потерял больше атомных подводных лодок, чем все страны мира вместе взятые. Всего морячки утопили на БОЕВОМ ДЕЖУРСТВЕ 6 АПЛ:
      К-8
      К-56
      К-429 (утопили дважды!!!)
      К-219
      К-278
      К-141

      Также пo тех. причинaм были потеряны К-27 (на испытаниях), К-159 (при буксировке), К-431 и К-42 (вo время радиационной аварии в б. Чажма), К-122 (сгорела).

      ОБЩИЙ ИТОГ - 11 АПЛ (для примера: ВМС США потеряли только 3 подводные лодки)


      ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РУССКИХ МОРЯКОВ
      1. 13017 11 января 2012 19:29
        а ты сам где служил
        13017
  4. MURANO 23 декабря 2011 03:17
    Цитата: Freedom Eagle
    Этот "шедевр" соотвестивует своему названию - мутный фильм от мутного режисёра.

    Точно.
    О фильме.
    Вранье на вранье. Тошно.Но чем бредовей и фантастичней-тем легче и с радостью в это верят многие.Правда никому не нужна,часто.Нет интриги и повода манипулировать.
    Фразы:
    -ПЛ 21 века smile
    -лучшая ПЛ в мире smile
    -КР Гранит с кассетными боеголовками(!) wassat wink
    -на учениях поднялись самолеты с ЯО(речь не про стратегическую авиацию!) wink
    -"некоторые подводники Курска получили приказ одеть спас.комбинезоны" Да уж..
    -"звук зарядки Шквала" wink
    И Китайцев приплел.
    Раздули Шквал до безобразия.Хотя от него толку-мизер.
    Но самый перл-"ее программное обеспечение предназначено для прицеливания в КОРМОВУЮ ЧАСТЬ ТОРПЕДНОГО ОТСЕКА... wink belay wink
    Ах да,достали еще Граниты с ЯБП. belay wink
    Это фильм не про Курск.Темой Курска манипулируют против России и ее возрастающей мощи.Все очень тенденциозно и шито белыми нитками.

    Кое-что есть здесь.
    хотя к Рязанцеву вопросов много.
    http://novayagazeta.ru/data/2010/089/00.html
    Версию Рязанцева рассматривать полностью нельзя.Его "несет" и сильно.Особенно в других опусах.(Оценка проекта 949А,например)В чем его правда-в описании флотского бардака и формализма.
    MURANO
    1. desava 24 декабря 2011 17:29
      Если я правильно понял из представленной Вами ссылки - причина гибели достаточно банальна. Если в общем - несоответствующая и недостаточная подготовка л/с, несоблюдение требований РБИТС. То есть, как и на печально известном "Комсомольце"?
      1. SWEET_SIXTEEN 27 декабря 2011 23:55
        Причина трагедии "Курска" проста до безобразия - столкновение с грунтом при маневрировании на малой глубине. На это указывают 3 факта.
  5. MURANO 23 декабря 2011 04:07
    Цитата: НовоСибирец
    А особенно про идеально-круглое отверстие в правом борту лодки?

    Это технологическое отверстие проделанное водолазами.
    MURANO
    1. почти дембель 23 декабря 2011 07:36
      Ага,с остатками материала из которого сделана пендосская торпеда.Водолазы наверное американские. fellow
      1. MURANO 23 декабря 2011 10:40
        Остатки торпед только наших.
        Вы настолько не в теме флота,что лучше молчите.
        "Дырка" намного больше в диаметре чем калибр любой торпеды.Плюс сделать такое ровное отверстие торпеда с со своей скоростью не сможет никогда.
        MURANO
        1. lds040580 15 августа 2012 15:49
          прошу прощения,но я тоже не в теме - а торпеда с эффектом суперкавитации (та же пуля) может ? это я к тому что америкосовский фильм про такую торпедку смотрел
          lds040580
  6. SWEET_SIXTEEN 27 декабря 2011 23:48
    Военно-Морской Флот СССР потерял больше атомных подводных лодок, чем все страны мира вместе взятые. Всего морячки утопили на БОЕВОМ ДЕЖУРСТВЕ 6 АПЛ:
    К-8
    К-56
    К-429 (утопили дважды!!!)
    К-219
    К-278
    К-141

    Также пo тех. причинaм были потеряны К-27 (на испытаниях), К-159 (при буксировке), К-431 и К-42 (вo время радиационной аварии в б. Чажма), К-122 (сгорела).

    ОБЩИЙ ИТОГ - 11 АПЛ (для примера: ВМС США потеряли только 3 подводные лодки)


    ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РУССКИХ МОРЯКОВ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня