Подводный «Варяг»

Подводный «Варяг»


Нынешняя весна ознаменовалась важной для всех, кто чтит память павших воинов, находкой: российские поисковики обнаружили у берегов Эстонии советскую подлодку Щ-408, погибшую в неравном бою с вражескими кораблями 73 года назад. Это событие, интересное, казалось бы, лишь с исторической точки зрения, обернулось скандалом. Власти прибалтийской республики отказались пустить на свою территорию съемочную группу ВГТРК, отправившуюся в Эстонию снимать сюжет о знаменитом подводном «Варяге». «Лента.ру» разбиралась в перипетиях этой истории.

Пали в неравном бою



Подлодка Щ-408 погибла в первом же боевом походе. Но стала легендой. Немецкое военно-морское командование распорядилось наглухо перегородить Финский залив минными полями (этот участок моря даже прозвали «суп с клецками») и подводными сетями, дабы предотвратить прорыв советских подлодок на оперативный простор Балтийского моря. Руководство Балтфлота отправило несколько кораблей проверить: действительно ли эта преграда непреодолима? В их числе оказалась и 408-я «щука».

Она вышла в море в мае 1943-го. Трое суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения в районе острова Вайндло. Подлодку выследили финская авиация и катера-охотники. Принялись утюжить ее глубинными бомбами. Положение складывалось критическое: аккумуляторная батарея разрядилась, воздух заканчивался, из поврежденных топливных цистерн сочилась солярка, демаскируя лодку. Капитан-лейтенант Павел Кузьмин принял решение — всплывать.

Едва подлодка выскочила на поверхность, у двух ее 45-миллиметровых пушек заняли место расчеты и началась неравная дуэль. Судя по сохранившимся свидетельствам, подводники стреляли метко, поразив два катера. По радио на базу ушел призыв — поддержите авиацией. С флотских аэродромов поднялись три авиагруппы, однако не смогли отыскать Щ-408 и помочь ей. Пораженный множеством снарядов, весь в пробоинах корабль, не спуская флага, вновь ушел под воду — уже навечно. Противник, не уверенный в гибели «щуки», двое суток патрулировал это место. Ни один из сорока членов экипажа не выжил, и некому было рассказать о том, какие муки пришлось принять подводникам перед гибелью. 24 мая корабль вычеркнули из списков советского Балтийского флота.

Подвиг моряков не был забыт: в 1961 году одна из улиц Кировского района в Ленинграде получила имя Павла Кузьмина. Неподалеку находится школа, где энтузиасты когда-то оборудовали маленький музей, посвященный подвигу Щ-408. Более 30 лет назад стены этой школы покинули трое друзей-выпускников. Ныне это успешные бизнесмены Максим Пуслис, Владимир Шумилов и заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов. Благодаря им удалось воссоздать музей и обустроить экспозицию с четырьмя основными витринами и тремя интерактивными панелями.

Точное место трагедии было неизвестно. Координаты, указанные в финских и немецких источниках, не соответствовали действительности. По мнению специалистов, это может свидетельствовать о том, что подлодка не погибла сразу после последнего своего погружения, а смогла пройти еще несколько миль. И вот легендарный корабль обнаружили. Это произошло в ходе экспедиции проекта «Корабли Великой Победы», в которой, помимо россиян, участвовали еще и финские водолазы из поисковой команды SubZone.

Подробностями с «Лентой.ру» поделился участник экспедиции Михаил Иванов. «В первый раз наша команда предприняла попытку найти Щ-408 в июле 2015-го, — рассказывает он. — За исходную точку для поиска были взяты координаты из финских архивов. Около 12 часов ушло на сканирование дна гидролокатором. Однако ничего не нашли». Весной 2016 года поисковики продолжили операцию, расширив ее район. По их словам, одним из поворотных моментов для принятия этого решения стала встреча с Молодцовым, Пуслисом и Шумиловым. «Мы поняли, что судьба Щ-408 небезразлична многим, и обнаружение погибшей лодки поставит точку в спорах и домыслах вокруг ее гибели. На этот раз мы объединились с финской командой SubZone, с которой познакомились прошлой осенью. У них хорошее судно, мощный гидролокатор и огромный опыт поиска затонувших кораблей. Мы передали финским коллегам наши наработки, и финны продолжили искать с той точки, где мы остановились», — говорит Иванов.

Подводный «Варяг»

Кадры с поисковой операции
Фото: Иван Боровиков

Подводная могила

Щ-408 обнаружили после шести часов поиска: лодка лежала в двух милях от предполагаемого места гибели. «Первое погружение — всегда эмоциональный момент, особенно если у затонувшего корабля столь интересная история. Самый главный вопрос — это Щ-408 или нет? Ну и, конечно, интересно было увидеть детали боя, который вела лодка перед гибелью. Следы сражения четко читались при осмотре. Оба орудия повернуты в сторону атаковавшего врага, на палубе лежат ящики со снарядами… Самая интересная деталь — пистолет-пулемет ППШ, который, скорее всего, держал в руках командир Кузьмин. Рубка лодки изрешечена снарядами и осколками. По всему видно, что бой был жаркий», — рассказывает Иванов.

По его словам, можно сделать вывод о том, что значительная часть экипажа погибла в бою — в том числе, видимо, и командир. «Оставшиеся в живых подводники, судя по звукам, которые слышали находившиеся на поверхности гидроакустики финских кораблей, еще более двух суток боролись за жизнь. Видимо, ждали нашу авиацию, надеялись, что она разгонит вражеские суда, стоявшие сверху и методично забрасывавшие глубинными бомбами лежащую на дне Щ-408. Теоретически моряки имели возможность покинуть лодку через эвакуационные люки. Мы их осмотрели, как и рубочный люк. Они все задраены и не повреждены. Очевидно, экипаж принял осознанное решение: врагу не сдаваться и лодку не покидать, предпочтя смерть», — полагает собеседник.

Кошки и мышки узкого моря

А как восприняли находку эстонские власти, ведь «щука» лежит в их территориальных водах? «В Эстонии очень бережное отношение к подводному наследию. Все объекты на дне моря занесены в базы данных, и акватория вокруг контролируется береговой охраной, позволяющей погружаться к ним только после получения разрешения. Насколько мне известно, со стороны эстонских властей Щ-408 не будет присвоено каких-то особых статусов, кроме стандартного. Как-то активно они нам не мешали. Нашу работу мы заранее согласовали. Но вместе с тем не смогли получить от них разрешения на установку на лодке памятной таблички. Официально нам сказали, что это требует межведомственных согласований, и взяли длинную паузу, длящуюся до сих пор. Ну и в преддверии мемориальной акции в эфир пошли новости касательно российской телегруппы, которую не пустили в Эстонию. Обстановка накалилась, и мы вынуждены были, дабы не подставлять наших финских коллег, урезать запланированную церемонию — под воду не погружались, а ограничились спуском над местом гибели лодки венка и цветов», — раскрывает подробности Иванов.

Действительно, история находки Щ-408 завершилась скандалом. Съемочную группу ВГТРК, направлявшуюся в эстонский населенный пункт Вызу снимать участников экспедиции, «завернули» на КПП в Нарве и отправили в обратном направлении. «При проверке документов было установлено, что трое граждан РФ желают въехать в Эстонию на основании туристической визы, что не соответствовало настоящей цели их поездки. В связи с этим визы данных лиц были признаны недействительными, и они вернулись обратно в Российскую Федерацию», — заявила пресс-секретарь эстонского Департамента полиции и пограничной охраны Виктория Корпан.

Подводный «Варяг»

Гибель подлодки кистью художника

Изображение: картина И. Родионова «Подвиг экипажа подводной лодки "Щ-408"»
Ситуацию прокомментировал «Ленте.ру» соучредитель Ассоциации правозащитников Прибалтики Сергей Середенко. «Никаких особенных причин, понятных простым людям, для недопущения этой группы журналистов в Эстонию нет. Тут просто общая практика — по возможности не пускать представителей российской прессы в Прибалтику. Несовпадение целей визита с указанными в визе используется как один из поводов в подобных случаях. Но если тебе дают шенгенскую мультивизу, то с ней ты можешь ездить по самым разным поводам! И если, допустим, цель визита меняется, тебе что новую визу оформлять? Что за ерунда! Европейские нормы предусматривают отказ во въезде с визой только при наличии подозрения о преступных намерениях. Но где преступный умысел в данном конкретном случае, в чем он состоит?» — возмущается Середенко. Впрочем, негодование правозащитников никак не сказывается на позиции эстонских властей.

Жизни, отнятые морем

Стоит напомнить, что Щ-408 — далеко не первая находка такого рода за последние годы. Так, относительно малозамеченным осталось обнаружение в прошлом октябре в том же Финском заливе Щ-324, погибшей в ноябре 1941-го со всей командой на минном поле «Апольда». В мае 2014-го близ побережья Калининградской области нашли С-4. Последний раз в эфир ее командир вышел 1 января 1945 года: доложил об уничтожении судна противника. Эта советская подлодка погибла вместе со всеми 48 членами экипажа от глубинных бомб, сброшенных немецким миноносцем. В декабре 2012-го шведские военные обнаружили на дне Балтийского моря С-6, затонувшую в 1941 году со всеми своими 40 членами экипажа после подрыва на немецком минном заграждении «Вартбург».

Подводный «Варяг»

В последние несколько лет в Балтийском море было обнаружено сразу несколько погибших советских подлодок
Фото: town.ural.ru

В июле 2009-го у берегов Швеции отыскали С-2, затонувшую 3 января 1940 года во время войны с Финляндией. Все эти годы экипаж из 50 человек числился пропавшим без вести. Судя по всему, подлодка погибла, подорвавшись на мине. В 1998 году группа шведских аквалангистов-любителей наткнулась вблизи пролива Южный Кваркен в Балтийском море на С-7, потопленную финской субмариной «Весихииси». С этой подлодки несколько моряков смогли спастись и попали в плен к финнам. В 1944-м они вернулись на родину. Среди них был и командир корабля, Герой Советского Союза Сергей Прокофьевич Лисин. Капитану Лисину судьба подарила долгую жизнь: он скончался в Петербурге в 1992 году.
Автор: Владимир Веретенников
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/05/18/lodka/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. казак волгский 21 мая 2016 06:51
    Вечная Слава Героям- Подводникам! Помолчим . Помянем.
  2. Верден 21 мая 2016 09:59
    Вечная память героям. Сражались они отважно. Но иногда поневоле задумаешься об оправданности применения советским флотом на Балтике. Малые глубины и большое количество минных полей и заграждений исключительно усложняли действия подводников. Да, Вильгельм Густлов конечно был потоплен, но и 49 ПЛ было потеряно...
    1. oxotnuk86 21 мая 2016 12:53
      Адекватность потерь всегда сложно оценить. Нас небыло в то время а из будущего судить надо очень аккуратно. Вечная память .
    2. oxotnuk86 21 мая 2016 12:53
      Адекватность потерь всегда сложно оценить. Нас небыло в то время а из будущего судить надо очень аккуратно. Вечная память .
  3. AKuzenka 21 мая 2016 15:16
    Проебалтийские фашисты в своём амплуа. У нас память долгая.
    1. Mavrikiy 21 мая 2016 15:39
      Цитата: oxotnuk86
      Адекватность потерь всегда сложно оценить. Нас небыло в то время а из будущего судить надо очень аккуратно. Вечная память .

      Хрень написал. Стыдно,сударь.
  4. Авиатор_ 21 мая 2016 17:13
    Этих шпрот давно надо поставить на место - например, полностью перенаправить грузопоток через Усть-Лугу, или что-нибудь подобное. Да ещё и сальмонеллу найти в их продуктах, например.
  5. Шульц 21 мая 2016 18:38
    Помянем братья и сестры поименно героев-подводников с Щ-408 - соборно и келейно:
    1. капитан-лейтенант Кузьмин Павел Семенович – командир ПЛ, 1911 года
    2. капитан-лейтенант Круглов Александр Федорович – заместитель по политчасти, 1911 года
    3. старший лейтенант Долголенко Петр Кондратьевич – помощник командир ПЛ, 1914 года
    4. старший лейтенант Орлов Игорь Михайлович – командир БЧ-1, 4, 1917 года
    5. старший лейтенант Белокопытов Геннадий Иванович – командир БЧ-2,3, 1917 года
    6. инженер капитан 3 ранга Курбатов Петр Павлович – командир БЧ-5, 1914 года
    7. лейтенант медицинской службы Борзенко Николай Иванович – старший фельдшер, 1922 года
    8. капитан-лейтенант Муранов Мефодий Иванович – дивизионный связист, 1912 года
    9. краснофлотец Александров Анатолий Дмитриевич – электрик, 1919 года
    10. главный старшина Артамонов Анатолий Михайлович – старшина группы трюмных, 1913 года
    11. старший краснофлотец Брагин Николай Дмитриевич – старший рулевой, 1920 года
    12. старшина 2 статьи Бритвин Василий Николаевич – командир отделения рулевых, 1916 года
    13. старший краснофлотец Воеводин Борис Михайлович – старший электрик, 1919 года
    14. старшина 2 статьи Волкодавов Николай Степанович – командир отделения штурманских электриков, 1919 года
    15. старшина 2 статьи Глазычев Павел Васильевич – командир отделения электриков, 1913 года
    16. старший краснофлотец Гуменюк Василий Афанасьевич – моторист, 1916 года
    17. главный старшина Дряхлов Николай Григорьевич – старшина группы торпедистов, 1912 года
    18. старшина 2 статьи Евстигнеев Василий Петрович – командир отделения торпедистов, 1916 года
    19. старшина 2 статьи Зорин Михаил Петрович – командир отделения мотористов, 1920 года
    20. краснофлотец Иванов Иван Петрович – электрик, 1920 года
    21. краснофлотец Кириллов Николай Васильевич – моторист, 1921 года
    22. мичман Колпаков Николай Андреевич – боцман, 1912 года
    23. старший краснофлотец Кроличенко Иван Корнеевич – командир отделения гидроакустиков, 1920 года
    24. старшина 2 статьи Линьков Николай Романович – командир отделения трюмных, 1920 года
    25. краснофлотец евский (енко) Владимир Григорьевич – радист, 1921 года
    26. краснофлотец Онищенко Алексей Дмитриевич – трюмный, 1920 года
    27. краснофлотец Осташов Василий Васильевич – кок, 1921 года
    28. старший краснофлотец Пилипенко Григорий Захарович – старший торпедист, 1921 года
    29. краснофлотец Покровский Никита Иванович – рулевой, 1921 года
    30. краснофлотец Путешев (Путашев) Николай Сергеевич – рулевой, 1920 года
    31. старшина 2 статьи Ракитский Алексей Карлович – командир отделения комендоров,1920 года
    32. старшина 1 статьи Родионов Петр Артемович – командир отделения электриков, 1920 года
    33. главный старшина Романин Георгий Андреевич – старшина группы мотористов, 1913 года
    34. краснофлотец Рябов Николай Алексеевич – трюмный, 1921 года
    35. старшина 1 статьи Самойленко Константин Максимович – командир отделения СКС, 1918 года
    36. краснофлотец Сапунов Николай Григорьевич – ученик гидроакустика, 1923 года
    37. краснофлотец Смирнов Михаил Николаевич – торпедист, 1920 года
    38. мичман Старостин Михаил Афанасьевич – старшина группы электриков, 1912 года
    39. главный старшина Финогенов Николай Иванович – старшина группы радистов, 1912 года
    40. краснофлотец Фомин Петр Ефимович – строевой, 1920 года
    41. старший краснофлотец Шкатулов Василий Герасимович – старший моторист, 1916 года
  6. Kenneth 5 декабря 2016 14:17
    Вечная память действительным героям, дравшимся до конца. И не будем сравнивать их с Варягом, который получив два снаряда развернулся и драпанул в порт. Если так охота с сравнивать , сравните с Рюриком.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня