Сокрушающий льды!

Россия владеет самым мощным ледокольным флотом в мире: у нас есть 4 атомных ледокола, один контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Это вам не комар чихнул!
Задачи этой мощной флотилии действительно стратегические: ледоколы поддерживают стабильную работу Северного морского пути, а также обеспечивают доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу. Они возят норильскую руду, архангельский лес, северный завоз и отработанное ядерное топливо.

Свои ледокольный флот есть у США, Канады, Финляндии и Швеции. Но ни одна страна в мире не располагает такими возможностями работы во льдах, как наша. Мы убедились в этом, побывав в сердце российского атомного флота – на базе ФГУП "Росатомфлот" и ледоколе "50 лет Победы".

Сокрушающий льды!



Базу "Росатомфлота" видно издалека: на фоне сопок словно выстроился арктический "конвой" из ледоколов, который защищает авианосец "Адмирал Кузнецов". Ну, здесь он с "гуманитарной миссией" - встал почистить перышки перед летней работой в Средиземном море.

Сокрушающий льды!


Первым делом нас пригласил к себе в кабинет Мустафа Кашка - первый заместитель Генерального директора и главный инженер, и рассказал, каким будет ледокол будущего и что должен уметь его капитан.

Сокрушающий льды!


"Атомный ледокольный флот пережил три этапа развития, - рассказывает он, - Первый этап – это ледокол "Ленин". Второй этап начался в 70-х годах со спуском ледоколов "Арктика", "Сибирь" и "Россия". Потом были два мелкосидящих ледокола. Мы считаем их "мелкосидящими" потому, что просто у больших 75 000 лошадиных сил, а у них 50 000.
Они были построены для речной проводки судов, прежде всего, для Енисея. Этот этап связан с развитием Норильского промышленного региона". Третий этап, который наступил, связан с развитием углеводородной энергетики.

Сейчас подписаны три контракта на строительство трех атомных ледоколов, которые строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и это будут ледоколы нового поколения", - уточнил Кашка.

Сокрушающий льды!


Активное освоение Севморпути иногда связывают с глобальным потеплением и таянием льдов. Но главный инженер не совсем согласен с этим: "Цикличность таяния льдов была всегда. Моряки-ледокольщики четко знают: если, к примеру, в западном секторе обстановка суровая, то на востоке будет получше, и наоборот. Двухлетнее колебание подтаивания льдов существовало всегда".

Сокрушающий льды!


Освоение Арктики на самом деле прежде всего связано с совершенствованием технологий.
Давайте вспомним: если раньше нам самолет сбрасывал тубусы с картами на лед, то теперь спутниковые электронные карты позволяют посчитать каждого моржа на лежанке. Изменились технологии касательно знания льда, его воздействия на корпуса судов. "Нам, ледокольщикам, важно, какой канал за тобой остается, чтобы заднеидущее судно не билось об осколки. Ведь ледокол давит массой".

Разумеется, Мустафа Кашка прав: одних только видов льдов существует несколько десятков: морской, губчатый, глетчерный, ледяные поля, сморози и даже ледяное сало!

Сокрушающий льды!


Почему на ледоколы ставится атомная установка? Любопытно, что кроме подводных лодок изначально рассматривалась также два варианта установки ядерной установки – на китобойных базах (тогда промысел был разрешен) и на судах. В итоге остановились на судах. Атомная установка необходима там, где нужна длительная автономность.

"Мой личный рекорд - год автономного пребывания в море. Мы вышли в море на ледоколе "Арктика" 3 мая 1999 года и впервые зашли в порт 4 мая 2000 года, было две смены экипажа. Там, где нужна мощность более 30 000 лошадей, и где требуется автономность, атомная энергетика наиболее эффективна".
К примеру, для судна мощностью 75 000 л.с., оснащенного дизелем, понадобилось бы 350 – 400 тонн органического топлива в сутки. То есть в месяц сжигался бы хороший танкер. Но, в любом случае, цифры тут – не главное.

Сокрушающий льды!


Атомный флот не может быть источником дохода. Это чисто инфраструктурный проект. Он дает новые возможности для развития. А Севморпуть – это национальная транспортная магистраль.

Сокрушающий льды!


Что же требуется от капитана в первую очередь и кто достоин ходить и командовать атомным гигантом, вспарывающим лед?
Раньше в характеристике моряков была отметка: "Морские качества: хорошие". Оценивалось все, в том числе и работа в замкнутом коллективе, но основные требование – воля и умение работать с людьми.

Сокрушающий льды!


На борту ледокола "50 лет Победы" нас встречает Дмитрий Викторович Лобусов, настоящий капитан, атомный морской волк и, как оказалось, наш коллега по живому журналу - dmitry_v_ch_l.

Сокрушающий льды!


Он показывает нам все судно - от капитанского мостика до его атомного сердца.

Сокрушающий льды!


"50 лет Победы" - крупнейший в мире атомный ледокол (проект 10521) и гордость России. Заложен был под именем "Урал" 4 октября 1989 года на Балтийском заводе в Ленинграде, а вот в эксплуатацию введен только в 2007 году. Тогда попросту не хватило денег на строительство...

Сокрушающий льды!


Сокрушающий льды!


1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Российский флаг был поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки - Мурманск.

Сокрушающий льды!


30 июля 2013 года на судно участвовало в сотой экспедиции к Северному полюсу. 85 раз верхушку планеты посещали российские ледоколы, 15 раз — иностранные.
Всего на Северном полюсе было 118 судов. И "50 лет Победы" - в их числе.

Сокрушающий льды!


Этот ледокол класса "Арктика" не просто красавец, а еще и силач: его мощность – 75 000 лошадиных сил, а водоизмещение 25168 тонн.
Длина 159,6 метров, ширина 30 метров, высота надводного борта 17,2 метра, а средняя осадка равна 11 метрам.

Сокрушающий льды!


Как и самолеты, корабли также имеют свои регистрационные номера, по которым их можно отслеживать на морском "флайтрадаре".
Официальный позывной ледокола "50 лет Победы": Uniform Golf Yankee Uniform.

Сокрушающий льды!


Для тех, кто не знаком с фонетическим алфавитом:

Сокрушающий льды!


Поскольку судно постоянно маневрирует во льдах, на вахте всегда стоят 3 человека: вахтенный матрос, вахтенный помощник и старший помощник капитана. На ледоколе их три, в то время как на всем флоте старпом у капитана может быть только один.
Мы были за несколько дней до выхода ледокола в море, поэтому пока здесь пусто.

Сокрушающий льды!


Рубка снаружи.

Сокрушающий льды!


Машинный телеграф — устройство для передачи из ходовой рубки судна в машинное отделение команд изменения режима работы двигателей.
Рукоятки управляют частотой вращения винтов, каждая имеет 41 положение - 20 вперед, 20 назад и стоп.
Перевод винтов из "Полный вперед" до "Полный назад" (реверсирование) занимает всего 11 секунд.

Сокрушающий льды!


Олег пробует штурвал на месте рулевого матроса - ледокол управляется довольно легко.

Сокрушающий льды!


Обратите внимание на карниз для шторки вокруг места вахтенного помощника, где он делает записи в журнал.
Когда ледокол идет в ночи, свет на мостике не включают, чтобы было видно, что происходит снаружи. Поэтому рабочее пространство отгораживается шторкой, чтобы свет лампы не мешал.

Сокрушающий льды!


Сокрушающий льды!


Радиорубка.

Сокрушающий льды!


Сокрушающий льды!


Расчетная толщина льда, которую позволяет преодолевать мощность в 75 тысяч лошадей - 2,8 метра, то есть он перетирает в крошку даже многолетний паковый лед. На ледоколе применена ложкообразная форма носовой оконечности, которая позволяет разбивать лед так, чтобы он не мешал проводимым судам: ледокол как бы наваливается или "наплывает" на лед и попросту его ломает.

Сокрушающий льды!


Толщина борта у ледокола самая толстая среди ледоколов класса "Арктика" - 5 сантиметров (у других на полсантиметра меньше).
Его киль частично покрыт слоем нержавеющей стали, чтобы уменьшить коррозию и трение.

Голубым обозначены балластные отсеки, куда можно закачать воду, и быстро перекачивать её кормы на нос и обратно. Это необходимо, если ледокол застрянет во льдах. Тогда перекачиванием балласта судно "раскачивают" как застрявший в бревне топор, и оно освобождается из ледяных оков.
Схема крупнее по клику.

Сокрушающий льды!


Зал управления атомными реакторами - небольшая АЭС.
Сами реакторы снимать было нельзя, но выглядят они почти так же, как на "Ленине".

Сокрушающий льды!


Атомный ледокол можно со всей серьёзностью назвать пароходом! Потому что работает он на пару.
Атомный реактор нагревает «грязную» воду, та через теплообменник передаёт тепло «чистой» воде, она превращается в перегретый пар, который крутит турбины. Турбины крутят генераторы, которые вырабатывают электричество. И оно, помимо прочего, идёт на электродвигатели, которые крутят гребные винты. На судне стоят два атомных реактора, общая мощность силовой установки: 75 000 л.с.

Сокрушающий льды!


А еще этот ледокол способен рубить лед винтами. Если пройти никак не получается, то ледокол разворачивается кормой и попросту рубит лед, как свежую морковку. "Возвращаясь обратно по каналу, можно видеть льды, отфрезерованные как half pipe. Для всего транспортного флота соприкосновение винта со льдом запредельно, а мы это делаем", - рассказывает капитан.

Вот, например, одна лопасть винта с человеком для масштаба.
А в белом цилиндре большая надувная лодка и запас средств выживания на несколько дней.

Сокрушающий льды!


Мощность и возможности тоже впечатляют: "По 50-сантиметровому льду мы будем идти как по чистой воде", - говорит Дмитрий Лобусов.
К судну иногда подходят медведи. Однажды "50 лет Победы" простояло во льдах 40 минут, ожидая, пока непуганый медведь искупается в подтаявшем озерце и уйдет с пути.

Якорь.

Сокрушающий льды!


Помимо основной задачи по проводке караванов в арктических морях, он еще и возит туристов на Северный полюс, посещая заповедный архипелаг "Земля Франца-Иосифа".

Сокрушающий льды!


В круизе на борту для туристов работает ресторан, спортивный зал, сауна, бассейн, библиотека и музыкальный салон. Есть система спутникового телевидения.

Сокрушающий льды!


Один из примеров меню на неделю.

Сокрушающий льды!


Бар находится под мостиком этажом ниже и свободное время туристы обычно проводят здесь.

Сокрушающий льды!


Палуба с каютами.

Сокрушающий льды!


Сокрушающий льды!


Аварийные дыхательные устройства разложены по всему кораблю на всякий пожарный случай.

Сокрушающий льды!


Одна из кают, здесь можно жить как одному, так и двоим пассажирам, но тогда кому-то придется спать на диванчике.

Сокрушающий льды!


Путешествие на северный полюс доступно всем желающим, но стоит немалых денег: на сегодня около 30 тысяч $.
В цену входит проживание, питание, развлечения (кроме напитков в баре).

Сокрушающий льды!


Лестницы между этажами.

Сокрушающий льды!


Конференц-зал, где однажды президент проводил совещание.

Сокрушающий льды!


Музыкальные салон, в котором также проходят лекции.

Сокрушающий льды!


Вода для бассейна берётся прямо из океана и её можно подогреть до нужной температуры.

Сокрушающий льды!


Спортзал.

Сокрушающий льды!


Тренажерка.

Сокрушающий льды!


Попариться.

Сокрушающий льды!


У судна есть экологический отсек, специально оборудованный для утилизации отходов.

Сокрушающий льды!


Также на ледоколе имеется опреснительная станция, благодаря чему судно совершенно не зависит от запасов пресной воды.

Сокрушающий льды!


Каждый день можно производить до 120 кубометров дистиллированной чистой воды. Половина идёт на технические нужды, половина искусственно готовится до питьевой (путём подмешивания состава минеральных солей и т.д.). Таким образом, на судне никто не ограничивает пассажиров в потреблении воды.

Сокрушающий льды!


Турбины, каждая из которых вращает одновременно три генератора, вырабатывающих переменный ток.
За ними выше находятся выпрямители тока.

Сокрушающий льды!


И все это гудит и грохочет...

Сокрушающий льды!


Внизу находится вал гребного винта, который крутит огромный электродвигатель. Всё это расположено ниже ватерлинии.

Сокрушающий льды!


На ледоколе есть своя ремонтная мастерская с полным набором металлообрабатывающих станков, столяркой и т.д.
Однажды мастера смогли выточить небольшую деталь для сломавшегося вертолета, сэкономив тем самым несколько недель.

Сокрушающий льды!


(:

Сокрушающий льды!


Своя прачечная.

Сокрушающий льды!


Гладильное отделение.

Сокрушающий льды!


Есть также химическая лаборатория, предназначенная для контроля водного режима, питьевой воды, анализа проб, контроля топлива и масел и т.п.Атомный

Сокрушающий льды!


Рабочий кабинет, в который ребята пристроили серп и молот со старого ледокола "Россия".

Сокрушающий льды!


Гальюн атомоходный классический.

Сокрушающий льды!


Глядя на этого черно-красного стального гиганта, сложно поверить, что первый ледокол был деревянным: судно "City Ice Boat №1" было построено в 1837 году для чистки льда в гавани Филадельфии. Затем был российский буксирный пароход "Пайлот", легендарный первый арктический "Ермак" и другие герои покорители-льдов.

Сокрушающий льды!


Всего за с 1959 по 1991 год в Советском Союзе было построено восемь атомных ледоколов и один атомный лихтеровоз. С 1991 года и по настоящее время в России были построены еще два атомных ледокола: "Ямал" (1993 г.) и "50 лет Победы" (2007 г.) Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс. тонн, ледопроходимость — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

Сокрушающий льды!


Посетить "50 лет Победы" в порту почти невозможно. Экскурсий не проводится. Но бывают «дни открытых дверей» в Атомфлоте, нужно подать коллективную заявку и мониторить их сайт и соцсети.

Спасибо "Росатомфлоту" за предоставленную возможность увидеть всё своими глазами, а капитану отдельное спасибо за прекрасную экскурсию!
Автор: Марина Лысцева
Первоисточник: http://fotografersha.livejournal.com/798384.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. qwert 26 мая 2016 06:55
    Вот оно наследие Великого Советского Союза!!! А почему оно до сих пор живо? Потому, что на северном шелфе есть нефть. И эта нефть того кого надо. Поэтому и Северный военный флот на особом положениии. Так, что здесь тоже интересы отдельных лиц порой могут оказать большее влияние, чем интересы страны
  2. A1L9E4K9S 26 мая 2016 07:06
    Ну,что сказать,прекрасный корабль! Умеем когда захотим.
  3. godofwar6699 26 мая 2016 07:10
    Вашингтон вряд ли обратится к Москве с предложением о сотрудничестве по строительству необходимых ему ледоколов, несмотря на уникальный опыт РФ в этой области, рассказал РИА Новости заместитель руководителя экономической секции посольства России в США Григорий Засыпкин.



    "Очень сомневаюсь, что они будут обращаться к нам за помощью в плане технологий. Это вопрос политический. Тем более что есть другие страны, тоже с хорошим опытом. Конечно, у России уникальный опыт. Никто не может сравниться с нами в технологическом плане строительства ледоколов. Но атомный американцы строить не собираются, как я понимаю. Что касается обычных ледоколов, ну, может быть, сами смогут. Могут привлечь. Финны, шведы, по-моему, неплохо строят", — рассказал он в кулуарах форума Doing Business with BRICS в Вашингтоне.
    Президент США Барак Обама предложил построить новый ледокол США, первоначальное финансирование составит 150 миллионов долларов на завершение проектирования.

    В проекте бюджета на 2017 год, который Обама внес в конгресс, выделено 150 миллионов долларов на завершение проектирования ледокола с тем, чтобы начать строительство к 2020 году. В сообщении Белого дома говорится, что новый тяжелый ледокол позволит обеспечить круглогодичный доступ к Арктическому региону для береговой охраны США.

    В распоряжении США есть только два ледокола — тяжелый Polar Star, заложенный в 1976 году, и средний Cutter Healy, заложенный в 2000 году. Американские военные и представители администрации регулярно заявляют конгрессу, что Россия и Китай активизировали освоение Арктики, в связи с чем США рискуют оказаться в положении догоняющей страны.

    Россия обладает уникальным опытом в части строительства ледоколов. На стапеле "А" "Балтийского завода— Судостроение" заложен первый российский серийный атомный ледокол проекта 22220 (ЛК-60Я). Головное судно этой серии должно быть сдано заказчику в конце 2017 года. Головной атомоход "Арктика", перехватит у "50 лет Победы" звание самого большого и мощного ледокола в мире.
  4. Владимирец 26 мая 2016 07:33
    Отличный фотоматериал, смотрел, открыв рот, спасибо. good
    1. ФАНТОМ-АС 26 мая 2016 12:21
      Цитата: Владимирец
      Отличный фотоматериал, смотрел, открыв рот, спасибо.

      есть ещё вот такой материал от авто путешественников! good




  5. Авенич 26 мая 2016 07:53
    Такое ощущение, что на 7-м фото у ледокола Арктика изрядно разворочена корма.
    1. Гончар 26 мая 2016 09:02
      Корма именно такой формы, с выемкой под нос другого корабля, для работы тандемом или выталкивания другим ледоколом.
    2. Mik13 26 мая 2016 09:40
      Это тот самый "ласточкин хвост"
      При проводке каравана если мощности ледокола не хватает, ведомое судно носом опирается в эту выемку и помогает ломать лед.

      ЕМНИП, советское изобретение. Больше никто не использует.
      1. Авенич 26 мая 2016 10:23
        Как говориться, "век живи век учись". Не знал о таком, спасибо за разъяснения.
      2. Игорь В 26 мая 2016 13:11
        Это привет тем либерастам, утверждающим, что Запад нам не даст технологии. Да мы как-то и сами справляемся. smile
      3. Кот Гришка 26 мая 2016 19:07
        Это называется взять на усы
    3. Комментарий был удален.
  6. dsm100 26 мая 2016 08:17
    Вот это махина. Сказать что впечатляет это значит не сказать ни чего. Настоящий исполин для покорения морских просторов.
  7. code54 26 мая 2016 09:02
    Впечатляет!!! Винтами лед рубить, не слышал о таком вообще! good
    А еще, может кто-нибудь подсказать что за блюдо "Котлета реди" на 19 августа, Среда, в меню?
  8. Andreitas 26 мая 2016 09:48
    Спасибо за статью. Всегда интересовали ледоколы. В детстве помню даже модель ледокола склеил.
  9. kardan 26 мая 2016 10:08
    Спасибо за статью, прочел на одном дыхании!! good
  10. Андрей ВОВ 26 мая 2016 10:33
    Замечательная статья..супер корабль!!!Эх,вернуться бы в молодые годы пошел бы учиться на капитана атромфлота)))))) smile
  11. Игорь В 26 мая 2016 11:49
    "Не снимают о них сериалов, ведь они не в формате каналов. И не пишет о них интернет, их совсем, вроде как бы и нет..."
    Спасибо авторам за статью! Без подобных статей уже трудно поверить, что есть у нас уникальная техника и уникальные люди, ей управляющие.
  12. макс702 26 мая 2016 13:03
    Техника впечатляет Со всем что касается этих вопросов у нас полный порядок! Но вот когда встает вопрос быта то как то сразу и денег нет и надобности особой..Вот фото гальюна.. Я понимаю что все делалось давным давно .. но.. черт побери сегодня не 40е годы хх века , а 2016й! Проблемно сделать косметику стоящую копейки( на фоне расходов на эксплуатацию ледокола) зато вид будет на все сто! Да и удобства для людей больше. Это очень важно , и тем более совсем не дорого!
  13. Alexey RA 26 мая 2016 13:11
    Кхм... а на шестом фото (АЛЕД "Россия", вид с носа) - это, часом, не МР-123 торчит? Серая РЛС, над буквами "С" в названии. wink
  14. exo 26 мая 2016 18:05
    Классный фотообзор! В своё время,пытался попасть на ледоколы,обслуживать вертолёты.Не получилось.Зато,храню как реликвию письмо с ледокола "Сибирь".Одни штампы,чего стоят:Доставлено вертолетом;Атомный ледокол "Сибирь"
    exo
  15. exo 26 мая 2016 18:37
    Вот,так это выглядит :)
    exo
    1. Кот Гришка 26 мая 2016 19:15
      Я сам лично ставил такие штемпели и отправлял домой! С "Сибири" в 1987 году. Эх,молодость! Ув.автор на корабле (судне) этажей не бывает, а есть палубы! Но это к слову. А за репортаж спасибо!
  16. redhate 26 мая 2016 21:18
    Спасибо, родной мурманск
  17. Donlomakin 26 мая 2016 23:20
    Благодарю автора Марину Лысцеву! Прочитал и просмотрел фотографии на одном дыхании! Побольше бы таких статей!
  18. ivanovbg 27 мая 2016 00:50
    Отличный репортаж. Прокататься на ледоколе по Арктике, это моя детская мечта и один день я непременно сделаю это.
  19. DOMINO 27 мая 2016 12:36
    Эх, поностальгтровал winked Срочную службу проходил, охраняли эту базу-РТП и ледоколы. Неужели прошло больше 10 лет? recourse Помню, как в первый раз нас молодых привезли на базу, где мы в натуре увидели авианосец Кузнецов и ледоколы - масштабы потрясли! А потом за два года примелькалось всё, стало рутиной. Спасибо за флэшбэк!)) и фотки...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня