Рейтинг 10 наиболее значимых поставочных программ и экспортных контрактов России по итогам 2011 года в сегменте ВМТ

Рейтинг 10 наиболее значимых поставочных программ и экспортных контрактов России по итогам 2011 года в сегменте ВМТ

В рейтинг 10-и наиболее значимых событий в сегменте экспорта военно-морской техники России по итогам 2011 года ЦАМТО включил два контракта (причем один из них еще находится в стадии обсуждения) и 8 поставочных программ (по ранее заключенным соглашениям).

Первое место в рейтинге ЦАМТО по итогам 2011 года занимает передача ВМС Индии в аренду на 10 лет АПЛ К-152 «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б». В то же время, первое место этой программы пока выдано авансом (в случае передачи АПЛ заказчику до конца декабря 2011 года).

Последующие места в рейтинге занимают следующие программы.


2. Контракт с ВМС Вьетнама на поставку второй пары фрегатов проекта 11661Э «Гепард 3.9».

3. Реализация контракта с ВМС Вьетнама на поставку первой пары фрегатов проекта 11661Э «Гепард 3.9».

4. Завершение контракта с Сирией поставку ПБРК «Бастион-П».

5. Завершение контракта с Вьетнамом на поставку ПБРК «Бастион-П».

6. Реализация программы с Туркменией по поставке ракетных катеров класса «Молния».

7. Выбор корвета проекта 20382 «Тигр» победителем тендера ВМС Алжира.

8, Реализация программы с Вьетнамом по поставке патрульных катеров проекта 10412 «Светляк».

9. Передача ВМС Алжира двух сторожевых кораблей проектов 1234Э и 1159Т после проведения капитального ремонта и модернизации.

10. Реализация программы с Вьетнамом по поставке комплектующих для лицензионной сборки ракетных катеров типа «Молния» (эта программа внесена по причине заключения крупного контракта субподряда с Украиной на поставку судовых двигателей).



1. Передача ВМС Индии в аренду на 10 лет АПЛ К-152 «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б»

По результатам заседания госкомиссии, которое состоялось конце августа - начале сентября 2011 года, было принято решение о передаче ВМС Индии в лизинг АПЛ К-152 «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б» в конце 2011 года.

Совещание прошло в Комсомольске-на-Амуре с участием представителей «Рособоронэкспорта» и предприятий ОПК.

АПЛ будет передана в аренду ВМС Индии сроком на 10 лет. Стоимость контракта составляет 650 млн дол.

Вместе с тем, нет полной уверенности в том, что АПЛ будет передана до 31 декабря 2011 года. Крайним сроком передачи называется первый квартал 2012 года.

В начале ноября 2008 года во время ходовых испытаний «Нерпы» произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения, в результате чего в отсеки начал поступать фреон. Погибли 20 человек. На восстановление АПЛ «Нерпа» были выделены 1,9 млрд руб. Повторные испытания АПЛ начались в июле 2009 года.

В сентябре 2009 года АПЛ «Нерпа» завершила третий этап ходовых испытаний, а 28 декабря 2009 года была передана ВМФ России.

В 2010-2011 гг. на АПЛ отрабатывал задачи индийский экипаж вместе с российскими инструкторами.

2. Контракт с ВМС Вьетнама на поставку второй пары фрегатов проекта 11661Э «Гепард 3.9»

Опцион на поставку Вьетнаму двух фрегатов проекта «Гепард 3.9» переведен в твердый контракт, сообщило в начале декабря 2011 года агентство «Интерфакс-АВН» со ссылкой на заместителя директора по ВЭД ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им.А.М.Горького» Сергея Руденко.

В части вооружения двух новых фрегатов основой акцент будет сделан на возможности проведения противолодочных операций.

Как сообщал ЦАМТО ранее, вьетнамская сторона уже достаточно давно высказывала намерение приобрести еще два аналогичных корабля, причем тогда речь шла об их лицензионном строительстве во Вьетнаме.

Детальных параметров заключенного контракта на текущий момент не имеется. Центр АСТ со ссылкой на свои источники отмечает, что строительство будет осуществляться на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького».

3. Реализация контракта с ВМС Вьетнама на поставку первой пары фрегатов проекта 11661Э «Гепард 3.9»

Поставка первой пары фрегатов является самым крупным проектом России с Вьетнамом в сегменте БНК ОК.

Второй фрегат проекта 11661Э «Гепард-3.9» в конце августа был официально включен в состав ВМС Вьетнама. Церемония состоялась на военно-морской базе Камрань.

Фрегат имеет улучшенные характеристики по мореходности, маневренности, динамичности, управляемости и дальности плавания. С учетом пожеланий заказчика, высказанных после прибытия во Вьетнам первого фрегата, был проведен ряд доработок по улучшению внутреннего интерьера корабля. По оценке специалистов, второй фрегат стал еще более удобен в обслуживании и эксплуатации.

Ранее, в начале марта этого года на военно-морской базе Камрань состоялось торжественное поднятие государственного флага Вьетнама на первом фрегате проекта «Гепард-3.9». Кораблю присвоено имя первого императора Вьетнама «Динь Тянь Хоанг». Второй фрегат получил название «Ли Тхай То», также в честь императора Вьетнама.

Контракт с ВМС Вьетнама на строительство двух фрегатов проекта «Гепард-3.9» разработки Зеленодольского ПКБ был заключен Зеленодольским заводом имени А.М.Горького в декабре 2006 года. Фрегаты были заложены в 2007 году по условиям подписанного «Рособоронэкспортом» и правительством Вьетнама в 2006 году контракта.

По имеющимся данным, стоимость контракта составила 350 млн дол.

4. Завершение контракта с Сирией поставку ПБРК «Бастион-П»

Россия поставила Сирии ПБРК «Бастион-П» в рамках заключенного в 2007 году контракта, сообщил в начале декабря агентству «Интерфакс-АВН» информированный военно-дипломатический источник в Москве.

В то же время, источник отметил, что контракт по поставке ПБРК «Бастион» еще не выполнен полностью, поскольку «требуется время для завершения обучения сирийского персонала эксплуатации комплексов», - отмечает агентство.

По словам источника, речь идет «как минимум» о двух комплектах ПБРК «Бастион» с боекомплектом по 36 ПКР «Яхонт» в каждом. Общий объем контракта на два комплекта ПБРК оценивается, по неофициальным данным, в 300 млн дол.

Центр АСТ со ссылкой на источники в ОПК РФ уточняет, что первый комплект ПБРК «Бастион» был поставлен Сирии в конце августа 2010 года, второй – в июне 2011 года.

5. Завершение контракта с Вьетнамом на поставку ПБРК «Бастион-П»

«Рособоронэкспорт» в середине октября 2011 года поставил Вьетнаму второй ПБРК К-300П «Бастион-П» в рамках контракта, подписанного в 2005 году.

Вьетнам стал первым заказчиком «Бастиона», подписав в 2005 году контракт на поставку двух комплектов ПБРК.

Как сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к Минфину, Вьетнам ведет переговоры с российской стороной о заключении контракта на закупку нескольких дополнительных ПБРК «Бастион».

По информации «Джейнс дифенс уикли», переговоры о заключении нового контракта ведутся в рамках выделения Россией государственного кредита, а поставка комплексов может быть выполнена в 2013-2014 гг.

6. Реализация программы с Туркменией по поставке ракетных катеров класса «Молния»

ВМС Туркменистана получили два ракетных катера проекта 12418 «Молния», построенных на ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», сообщило агентство АРМС-ТАСС.

По данным ЦАМТО, контракт ориентировочной стоимостью 200 млн дол на поставку ВМС Туркменистана двух ракетных катеров «Молния» был заключен в 2008 году. Поставки планировалось реализовать в 2011 году. Как уточняет АРМС-ТАСС, первый катер по этому заказу был поставлен в июне, а второй – в октябре этого года.

В июне 20011 года президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко заявил, что «ОСК выиграла тендер на поставку трех ракетных катеров типа «Молния» в одну из стран СНГ». Предположительно, этой страной является Туркменистан (ориентировочный срок поставки – 2013-2014 гг.). То есть программа с Туркменией по поставке катеров «Молния» будет продолжена.

7. Выбор корвета проекта 20382 «Тигр» победителем тендера ВМС Алжира

Корвет проекта 20382 «Тигр» (экспортный вариант корвета проекта 20380 «Стерегущий») победил в тендере ВМС Алжира. Планируемый к подписанию контракт предусматривает поставку ВМС Алжира двух корветов этого проекта.

Об этом на салоне «МВМС-2011» заявил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко.

На текущий момент данных о продвижении переговорного процесса по заключению финального контракта не имеется.

8. Реализация программы с Вьетнамом по поставке патрульных катеров проекта 10412 «Светляк»

На ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург) 22 апреля состоялся спуск на воду скоростного патрульного катера проекта 10412 «Светляк», строящегося для ВМС Вьетнама. Катер был выведен из плавдока и ошвартован у причальной стенки завода, где будет проходить его дальнейшая достройка.

По данным ЦАМТО, этот катер является четвертым по счету, строящимся на фирме «Алмаз» для ВМС Вьетнама. О дате его передачи заказчику не сообщается.

В 2009 году сообщалось, что заказ на строительство двух патрульных катеров «Светляк» для ВМС Вьетнама получил также судоремонтный завод «Восточная верфь» (Владивосток).

В марте 2010 года СМИ сообщали о том, что Вьетнам согласился купить у России еще один катер проекта 10412 «Светляк».

9. Передача ВМС Алжира двух сторожевых кораблей проектов 1234Э и 1159Т после проведения капитального ремонта и модернизации

На «Северной верфи» в феврале состоялась церемония передачи ВМС Алжира двух сторожевых кораблей проектов 1234Э и 1159Т после проведения капитального ремонта и модернизации.

Акт приема-передачи подписали руководители «Северной верфи», «Рособоронэкспорта» и представители ВМС Алжира.

На модернизированные корабли установлены современные комплексы радиолокации, радиосвязи, гидроакустический комплекс и ударный комплекс ракетного оружия.

В ходе ремонта было заменено около 80% систем кораблей, срок эксплуатации продлен на 10 лет.

По данным ЦАМТО, контракт на модернизацию ракетного катера ВМС Алжира проекта 1234Э и патрульного катера проекта 1159Т был заключен в 2007 году. На выполнение заказа потребовалось около трех лет.

На «Северной верфи» продолжается ремонт и модернизация второй пары кораблей проектов 1234Э и 1159Т, контракт на модернизацию которых быль подписан в 2008 году. Их передача заказчику запланирована на конец 2011 – начало 2012 гг.

Всего в составе ВМС Алжира имеется по три корабля этих проектов, которые были поставлены в 1980-1985 гг.

Ведутся переговоры по модернизации еще двух кораблей проектов 1159Т и 1234Э.

10. Реализация программы с Вьетнамом по поставке комплектующих для лицензионной сборки ракетных катеров типа «Молния»

ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» подписал субконтракт с ГП «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря-Машпроект» (Украина) на поставку корабельных силовых установок для четырех ракетных катеров проекта 1241.8 «Молния», которые будут построены для ВМС Вьетнама.

Согласно контракту, ГП «НПКГ «Зоря-Машпроект» обеспечит в течение 2011-2013 гг. поставку газотурбинных агрегатов М-15 для четырех ракетных катеров «Молния», которые будут построены с участием и при техническом надзоре ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» на верфи во Вьетнаме.

Поставка первой силовой установки заказчику намечена на декабрь текущего года.

По данным агентства АРМС-ТАСС, контракт с Вьетнамом на поставку комплектующих для шести катеров был заключен в 2010 году. Опцион предусматривает строительство еще четырех катеров проекта 12418.

По данным ЦАМТО, в 1990-х гг. во Вьетнам было поставлено 4 катера проекта 1241РЭ «Молния» с ракетным комплексом «Термит». В 1993 году Вьетнам купил лицензию на строительства ракетных катеров проекта 1241.8 «Молния» с ракетным комплексом «Уран». Поставка технической, нормативной и технологической документации для строительства этих кораблей началась в 2005 году. С 2006 года начался процесс подготовки к производству. Согласно контракту, подписанному в 2003 году, два катера проекта 1241.8 «Молния» с ракетным комплексом «Уран» планировалось построить в России и 10 катеров по российской лицензии во Вьетнаме. Первый ракетный катер «Молния» проекта 1241.8 с ракетным ударным комплексом «Уран-Э» был передан Вьетнаму в 2007 году, второй – в 2008 году. В 2010 году с закладкой первого катера на верфи в Хошимине, началась реализация лицензионной части этого контракта на строительство 10 катеров, рассчитанное на период до 2016 года.


Наиболее крупные текущие программы

Программа модернизации ДЭПЛ проекта 877ЭКМ для ВМС Индии

Россия продолжает реализацию программы по модернизации ДЭПЛ проекта 877ЭКМ ВМС Индии. В июле 2009 года был подписан рабочий протокол о размещении в «Центре судоремонта «Звездочка» для ремонта и модернизации ДЭПЛ ВМС Индии «Синдуракшак» проекта 877ЭКМ. Контракт был подписан июне 2010 года. Стоимость модернизации оценивается в 80 млн дол. Передача лодки заказчику запланирована на вторую половину 2012 года.

Предприятие также продолжает работы по обеспечению ремонта и модернизации подлодки «Синдукирти» в месте ее базирования - порту Висакхапатнам на верфи «Хиндустан шипъярд лтд». Завершить средний ремонт и модернизацию ДЭПЛ «Синдукирти» планируется в 2011 году.

В сентябре 2009 года «Центр судоремонта «Звездочка» был назначен головным исполнителем работ по перевооружению четырех ДЭПЛ ВМС Индии. Согласно контракту, заключенному «Рособоронэкспортом» с ВМС Индии, на четырех ДЭПЛ проекта 877ЭКМ будет проведена модернизация систем вооружения с установкой ракетного комплекса «Клаб-С». Новый ракетный комплекс получат ДЭПЛ «Синдуратна», «Синдурадж», «Синдхушастра» и «Синдувир». Выполняться модернизация ДЭПЛ будет на индийских верфях. Работы рассчитаны на пять лет.

Программа строительства трех фрегатов проекта 1135.6, ремонт и модернизация авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии

Поставка трех фрегатов проекта 1135.6 для ВМС Индии отложена на срок от 12 до 14 месяцев, сообщило в конце августа этого года агентство «Пресс Траст оф Индиа» со ссылкой на отчет министра обороны страны А.К.Энтони правительству страны.

В отчете также указано, что передача авианосца «Викрамадитья» ожидается в декабре 2012 года.

Как уточнил А.К.Энтони, «Рособоронэкспорт» поставил в известность Минобороны Индии, что поставка головного корабля отложена на 12 месяцев, второго корабля – на 11 месяцев и третьего – на 14 месяцев. Первоначальный график предусматривал передачу кораблей в апреле 2011 года, октябре 2011 года и апреле 2012 года.

Сроки передачи авианосца «Викрамадитья» были перенесены из-за необходимости проведения дополнительных работ.

Программа строительства ДЭПЛ проекта 636 «Кило» для ВМС Вьетнама

В конце 2009 года Россия и Вьетнам подписали контракт на поставку шести ДЭПЛ проекта 636 «Кило» стоимостью около 1,8 млрд дол. Церемония закладки первой из шести ДЭПЛ проекта 636 «Кило», заказанных ВМС Вьетнама, состоялась на «Адмиралтейских верфях» 26 августа 2010 года.

По имеющимся данным, ДЭПЛ проекта 636 для ВМС Вьетнама будут оснащаться ракетным комплексом «Клаб-С».

Спустя три месяца после подписания контракта, стороны начали переговоры о строительстве пункта базирования ДЭПЛ и соответствующей инфраструктуры. Финансовые параметры этой программы эксперты оценивают в сумму, сопоставимую или даже большую, чем стоимость самих ДЭПЛ.

Вьетнам рассчитывает получить от России кредит под строительство не только пункта базирования подводных лодок, но и на закупку кораблей различных типов (в том числе спасательных, судов обеспечения) и самолетов морской авиации.

Следует отметить, что подводные силы и морская авиация будут новыми структурами в составе ВС Вьетнама.


Перспективные программы

Тендер Минобороны Индии на закупку 6 НАПЛ

«Рособоронэкспорт» предложил подводную лодку «Амур-1650» на тендер Минобороны Индии по закупке и лицензионному производству шести НАПЛ.

Проектант неатомной подводной лодки «Амур-1650» - ОАО «Центральное конструкторское бюро «Рубин» (Санкт-Петербург) - уже представил Индии проект, доработанный под требования заказчика.

Планы ВМС Венесуэлы по закупке НАПЛ

Командование ВМС Венесуэлы в ноябре этого года предложило руководству страны активизировать переговоры по закупке новых подводных лодок. Поводом для данного решения стало обнаружение в территориальных водах страны неизвестной АПЛ. Инцидент произошел 7 ноября в районе острова Орчилла.

«Стратегический план строительства ВМС Венесуэлы на 2000-2010 гг.» предусматривал закупку новых ДЭПЛ. В 2005 году была озвучена информация о намерении приобрести в течение 15 лет 9 подводных лодок, оснащенных воздухонезависимой силовой установкой и способных выполнять пуск тактических ракет из подводного положения.

В рамках данного проекта ВМС Венесуэлы провели оценку возможностей НАПЛ U-214 (Германия), «Амур-1650» (Россия) и «Скорпен» (Франция). Однако, с учетом позиции США, закупка европейских подлодок стала невозможна, и с 2007 года Венесуэла вела переговоры по приобретении ДЭПЛ с российской стороной.

В частности, как сообщалось ранее, Венесуэла обсуждала возможность закупки пяти подводных лодок проекта 636 и четырех проекта 677E «Амур-1650». Однако затем переговоры были приостановлены.

На текущий момент, по оценке ЦАМТО, речь может идти о закупке 3 ДЭПЛ проекта 636 «Кило».


Упущенные возможности в 2011 году

Тендер ВМС Индонезии на закупку НАПЛ

В 2009 году МО Индонезии направило приглашения для участия в тендере на поставку ДЭПЛ компаниям из Франции, Германии, России и Республики Корея, однако программа была аннулирована из-за отсутствия средств на ее реализацию. Решение о выборе победителя было перенесено на 2011 год.

На протяжении длительного времени сообщалось, что основными кандидатами на поставку рассматривались Россия и Республика Корея, однако в финале конкурса борьба развернулась между двумя компаниями, осуществляющими лицензионное строительство спроектированных в Германии ДЭПЛ «Тип-209».

Соперником «Дэу шипбилдинг энд мэрин инжиниринг» на завершающем этапе в индонезийском тендере выступил консорциум турецких и немецких компаний, также предложивший поставку ДЭПЛ «Тип-209».

Россия реализует еще ряд крупных текущих программ, в том числе субподрядных по поставке корабельного оборудования и вооружения. Полный вариант статьи будет опубликован в журнале «Мировая торговля оружием» № 12.
Первоисточник: http://www.armstrade.org


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. dred 24 декабря 2011 10:09
    да наши посторались за год респект и уважуха.
    dred
    1. APASUS 24 декабря 2011 14:48
      Цитата: dred
      да наши посторались за год респект и уважуха.

      Респект и уважуха????
      Первые пять пунктов рейтинга должны занимать новости о заказе и передаче ВМФ АПЛ,Корветов ,Сторожевиков,Ракетных катеров и Авианосцев.
      А потом и респект..................и все остальное!!!
      1. snek 24 декабря 2011 16:39
        Статья рассказывает об ЭКСПОРТНЫХ успехах нашей военной кораблестроительной индустрии. Достижения может быть и не самые впечатляющие, но за счет иностранных контрактов поддерживается сама индустрия, платятся зарплаты рабочим, закупается новое оборудование (я надеюсь) - все это тот потенциал, кторый важен и для строительства собственного флота.
        snek
      2. urzul 26 декабря 2011 09:06
        Насчет авианосцев вы погорячились, их в мире то всего 21 штука, они не каждый год строяться
  2. shmack 24 декабря 2011 11:50
    Да, урожайный год...
    shmack
  3. snek 24 декабря 2011 12:19
    НАПЛ - неатомная подводная лодка - вроде раньше их дизельными называли...
    snek
    1. Zerkalo 24 декабря 2011 13:50
      Я тоже об этом подмал, но ,видимо, это что-то другое, потмоу как выше написано сокращение ДЭПЛ.
    2. Maroder 25 декабря 2011 12:32
      Цитата: snek
      НАПЛ - неатомная подводная лодка - вроде раньше их дизельными называли

      это типа чтобы их отличать. НАПЛ пракически бесшумная и малозаметная.
      основнпя цель подкрасться и уничножить наземные обьекты. так сказать литеральная война. Если Венесуэла купит такую лодку и она будет курсировать недалеко от США. У пиндосов уже спокойного сна не будет.
      Они будут кричать во сне и писаться.
      Maroder
  4. Zerkalo 24 декабря 2011 13:49
    основные заказчики - Вьетнам, Алжир и Венесуэла... Да и сколько мы тендеров проиграли и отменили. Вспомнить хотя бы Грецию, контракт с которой сорвался из-за самодурства одного человека. А ведь каждая поставка подразумевает и техобеспечение, а это деньги, едва ли не большие, чем те, которые тратятся на закупку техники...
  5. Maroder 25 декабря 2011 12:53
    Натовцы свое оружие продают с "закладками". В нужный момент для нато, оно перестает действовать. Нормальные страны покурают Российское, а идиoты покупают натовское.
    Maroder
  6. Gorinich 15 апреля 2013 16:36
    А где торговля технологиями с Китаем? Или уже все, что могли продали?
  7. Gonoriy 28 декабря 2014 17:35
    Впечатляет.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня