Самый дорогой бой

Самый дорогой бой


Главные события Первой мировой войны происходили на суше — в том числе потому, что Великобритания и Германия, построившие мощнейшие линейные флоты, долгое время не решались помериться силами в генеральном бою. Не были они готовы к этому и 31 мая 1916 года — обе стороны рассчитывали поймать оппонента в ловушку.

У кого больше?



Почти 20-летняя «морская гонка» между Германией и Великобританией сделала основных участников обладателями крупнейших в мире линейных флотов, но если для Великобритании морское могущество было привычным, то для Германии оно было новым состоянием. Первая мировая война должна была выявить победителя гонки, однако при том что конфликт быстро стал масштабным, покрыв Европу линиями фронта от Северного моря до швейцарской границы и от Балтийского моря до Румынии, столь же быстро стало понятно, что на море бросаться в атаку «с шашкой наголо» не готова ни одна из сторон.

Растущее превосходство англичан во многом предопределяло тактику обеих сторон в Северном море. Германский Флот открытого моря искал счастья в набеговых операциях линейных крейсеров против британского побережья и судоходства в Северном море, рассчитывая на выход из базы части сил противника, которую можно будет заманить в ловушку и уничтожить, тем самым скорректировав неблагоприятное соотношение сил. В том случае, если часть оказалась бы слишком сильной, немцы должны были отойти. Англичане, в свою очередь, надеялись однажды выманить из базы весь Флот открытого моря (или, во всяком случае, его значительную часть), чтобы, уничтожив противника, радикально решить вопрос о господстве на море.

Весьма ценным опытом для немцев стало столкновение у Доггер-банки в январе 1915 года. Британский 343-миллиметровый снаряд вывел из строя обе кормовые башни линейного крейсера «Зейдлиц» с четырьмя 280-миллиметровыми орудиями. Пожар перекинулся на погреба боезапаса, однако взрыва не произошло, и корабль вернулся домой, потеряв погибшими 159 человек из 1068 экипажа. По итогам работы комиссии, расследовавшей причины произошедшего, в конструкцию систем подачи боезапаса к орудиям главного калибра на германских линкорах и линейных крейсерах были внесены изменения: шахты снарядного и порохового элеваторов снабдили автоматически закрывающимися дверями, а подачу пороховых зарядов начали осуществлять в огнестойкой укупорке из меди, резины и кожи. Исключить пожары полностью эти меры не могли, но вероятность взрыва или выгорания погребов боезапаса снизилась многократно.

Королевский флот, избежавший попадания в башни и системы подачи боезапаса, подобного опыта не получил — и это серьезно сказалось на ходе предстоящего генерального сражения, о котором ни одна из сторон в январе 1915 года еще не подозревала.

Не ссорьтесь с дешифровщиками


Очередная операция немецкого Флота открытого моря, намеченная на 17-18 мая 1916 года, не предусматривала сражения с главными силами противника. Немцы готовились к очередной набеговой операции линейных крейсеров на побережье северо-восточной Англии, надеясь вытянуть в море часть сил британского Гранд-флита, выманив противника на свои главные силы. На случай выхода из баз главных сил противника немцы планировали разведку дирижаблями, которые позволили бы вовремя уйти, если противник выведет в море превосходящие силы.

Кроме того, у побережья Британии была развернута завеса подводных лодок. Начать операцию в срок, однако, не удалось: ремонтники лишь 22 мая 1916 года закончили работы на уже знакомом нам «Зейдлице», который в конце апреля получил очередные повреждения, подорвавшись на мине. Начинать операцию без одного из лучших линейных крейсеров с отличным экипажем командовавший Флотом открытого моря адмирал Рейнгард Шеер не хотел. Окончательно «Зейдлиц» был готов к выходу 28 мая, но к этому времени испортилась погода, и использовать дирижабли стало невозможно.

К выходу в море, однако, было все уже готово, а подлодки, развернутые на позиции заранее, 1 июня должны были отправиться домой из-за исчерпания запасов, и Шеер просто решил изменить рисунок операции. Теперь план предусматривал выход линейных крейсеров к проливу Скагеррак для нарушения коммерческого судоходства. Конечной целью оставалось то же самое выманивание противника, однако изменение географического положения позволяло англичанам подойти только с запада, и разведку на этом направлении предполагалось осуществлять силами эсминцев и легких крейсеров.

Англичане, в свою очередь, планировали собственную операцию по выманиванию немцев в сражение: две крейсерские эскадры должны были пройти проливами Скагеррак и Каттегат, дойти до пролива Зунд и вернуться обратно, заставив линейные крейсера немцев клюнуть на приманку. Захлопнуть ловушку для Франца Хиппера должны были главные силы Гранд-флита.

В итоге к концу мая 1916 года в готовности «к бою и походу» находились главные силы флотов с обеих сторон. Из 32 наличных британских дредноутов в готовности находились 28 кораблей: вступивший в строй 25 мая «Ройял Соверен» еще не достиг боевой готовности, а «Куин Элизабет», «Эмперор оф Индиа» и родоначальник класса, со вводом которого в строй десятью годами ранее гонка вышла на финишную прямую, — Корабль Его Величества «Дредноут» — находились в ремонте. В ремонте находился и линейный крейсер «Австралия». Из списка главных сил немцев исключались линкоры «Кёниг Альберт», находившийся в ремонте из-за проблем с силовой установкой, и новейший «Байерн», вошедший в строй двумя месяцами ранее и проходивший боевую подготовку на Балтике.

Готовясь к операции, немцы принимали меры маскировки — режим радиомолчания не вводился, чтобы притихший эфир не выдал факта подготовки, но ряд позывных менял хозяев. Так, позывной DK, принадлежавший флагманскому кораблю Шеера, линкору «Фридрих дер Гроссе», передавался береговой радиостанции. Кроме того, сообщения получали второй уровень шифрования, что осложняло их чтение даже несмотря на то, что англичане знали основной немецкий шифр.

Подготовку немцев британцы, однако, заметили, а факт передачи позывных немецкого флагманского корабля береговой станции был еще раньше зафиксирован «40-й комнатой», но вскрыть выход в море «Фридриха дер Гроссе» и главных сил флота англичане не смогли: натянутые отношения между криптографами «40-й комнаты» и оперативным отделом Адмиралтейства привели к тому, что на запрос о местонахождении позывного DK дешифровщики ответили «DK находится в Яде» (бухта Яде, на берегу которой расположен город и военно-морская база Вильгельмсхафен), не уточняя принадлежности самого позывного.

Фигуры на доске

Утром 31 мая 1916 года англичане полагали, что им придется иметь дело с авангардом Хохзеефлотте — 1-й и 2-й разведывательными группами под общим командованием начальника разведывательных сил контр-адмирала Франца Хиппера. О том, что в море вышли и главные силы под общим командованием Шеера, они пока не догадывались.

Самый дорогой бой

Джон Рашуорт Джеллико

Общий расклад выглядел следующим образом: адмирал сэр Джон Рашуорт Джеллико, командовавший Гранд-флитом, имел под своим началом три боевые эскадры (по порядку строя 2-я, 4-я и 1-я), включавшие шесть дивизий линейных кораблей — в общей сложности 24 единицы, включая не входивший в состав ни одного из соединений флагманский линкор «Айрон Дюк». Главные надежды, однако, возлагались на пятую боевую эскадру контр-адмирала Хью Эван-Томаса. Она включала всего четыре корабля, в отличие от первых четырех соединений, но это были новейшие быстроходные линкоры типа «Куин Элизабет», отлично забронированные, вооруженные 381-миллиметровой артиллерией главного калибра и развивавшие полный ход в 24 узла, что на три узла превышало максимальную скорость колонны главных сил. На них возлагалась особая задача: за счет высокой скорости они должны были сопровождать более быстроходные линейные крейсеры Дэвида Битти, обеспечивая ему подавляющее огневое превосходство над немецким авангардом Франца Хиппера, а заодно страхуя слабозащищенные линейные крейсеры на случай внезапного появления главных сил немцев. При встрече главных сил они должны были играть роль «быстроходного крыла» Гранд-флита, обеспечивая охват «головы» неприятельского строя.

Самый дорогой бой

«Великолепные кошки»: линейные крейсеры «Лайон», «Принцесс Ройял» и «Нью Зиланд»
Изображение: britishbattles.com


Основу построения британского авангарда под командованием Битти, помимо приданой ему 5-й боевой эскадры, составляли 1-я и 2-я эскадры линейных крейсеров в составе пяти кораблей. Сам Битти по прежнему держал флаг на линейном крейсере «Лайон», формально, как и «Айрон Дюк», не входившем в состав ни одного соединения. Третья эскадра линейных крейсеров контр-адмирала Хораса Худа в составе еще трех кораблей была придана Гранд-флиту и должна была перейти под начало Битти после встречи с противником.

В общей сложности в бой шли 42 тяжелых корабля Королевского Флота, сопровождаемые 109 крейсерами, эсминцами и вспомогательными кораблями. Огневая мощь главных сил составляла 272 орудия: 48 381-миллиметровых, 10 356-миллиметровых, 110 343-миллиметровых и 104 305-миллиметровых. Вес бортового залпа британских кораблей составлял 150,76 тонны.

Самый дорогой бой

Линейный корабль «Бархэм»
Изображение: nrscotland.gov.uk

Главные силы Хохзеефлотте выглядели куда скромнее: боевая линия состояла из двух эскадр (3-й и 1-й), включавших четыре дивизии линейных кораблей и, так же как у британцев, не входивший формально в состав ни одного из соединений флагманский корабль «Фридрих дер Гроссе». Авангард Франца Хиппера, состоящий из двух разведывательных групп, насчитывал пять линейных и пять легких крейсеров.

Кроме того, в последние сутки перед выходом Рейнгард Шеер приказал включить в состав Флота открытого моря 2-ю эскадру линейных кораблей, состоявшую из шести броненосцев-додредноутов, чтобы отчасти скомпенсировать превосходство англичан в тяжелых орудиях. Оборотной стороной была низкая скорость хода и малая защищенность устаревших линкоров, которые скорее стесняли действия главных сил флота. В общей сложности немцы выставили в бой 27 тяжелых кораблей, вооруженных 200 орудиями — 128 305-миллиметровых и 72 280-миллиметровых. Вес германского бортового залпа составлял 60,88 тонны. В сопровождении легких сил шли 11 легких крейсеров и 61 эсминец. Общее соотношение по числу вымпелов составляло 151 против 99 в пользу британцев.

Свои козыри, впрочем, были и у немцев: их линкоры, за исключением устаревших кораблей второй эскадры, были лучше защищены, чем английские «одноклассники», имели более рациональное деление на водонепроницаемые отсеки, а экипажи немцев отличались отменной артиллерийской подготовкой.

Битва авангардов


Так же, как и англичане, немцы «проспали» выход главных сил противника: подводные лодки заметили одну из эскадр линейных крейсеров и восемь линкоров, но в штабе Шеера в условиях дефицита времени и недостатка информации по-прежнему считали, что в море находится лишь часть британских сил. После полудня 31 мая немецкая 1-я разведывательная группа двигалась курсом 347° на скорости 16 узлов. Легкие крейсеры 2-й разведгруппы образовали дугу на расстоянии 8 миль от флагманского линейного крейсера «Лютцов». Британский авангард в это время шел противолодочным зигзагом генеральным курсом 86° и средней скоростью в 18 узлов. В 14:00 англичане повернули на север и пошли на сближение с главными силами Гранд-флита. Расстояние между крайними кораблями поисковых групп составляло 16 морских миль. В хорошую погоду этого было бы достаточно для обнаружения противника по дымам.

Погода по-прежнему оставалась плохой, и противники легко могли не заметить друг друга, если бы не датский пароход N J Fjord, оказавшийся между ними. Немецкий легкий крейсер «Эльбинг» первым заметил нейтральное судно, на досмотр были отправлены два эсминца. Когда остановившийся пароход стравливал пар, это заметили на британском легком крейсере «Галатея».

Бой начался в 14:28 с перестрелки легких сил разведывательных соединений. Главные силы авангардов в это время маневрировали, стремясь занять лучшую позицию, при этом обе стороны ошибались, то неверно интерпретируя сигналы, то не получая их вовсе. Так, переданный в 14:32 флажный сигнал Битти о повороте на противника курсом на юго-запад, не был замечен 5-й боевой эскадрой, которая продолжала идти на север еще восемь минут, повернув только после сигнала прожектором.

Самый дорогой бой

Франц фон Хиппер

На борту «Лютцова» сначала решили, что перед ними главные силы противника, неверно прочитав сообщение с «Эльбинга», и немецкие линейные крейсера повернули на запад. Затем, удостоверившись, что обнаружены только легкие крейсера англичан, командующий немецким авангардом повернул на север. Обстановку с обеих сторон в этот момент лучше всего иллюстрирует фраза Хиппера, сказанная им в минуту очередного затишья: «Готов биться об заклад, что когда-нибудь ученые крысы из военно-морской академии будут ломать голову, пытаясь понять: что мы думали? А ничего мы не думали. Думать было некогда».

Линейные крейсеры обнаружили друг друга почти одновременно — между 15:20 и 15:24, а в 15:48, после очередной серии взаимных маневров, немцы открыли огонь с дистанции 8,4 морских мили. Обе боевые линии двигались в направлении на юг-юго-восток постепенно сходящимися курсами, что дало название этой фазе боя — «Бег на юг». Несмотря на численное превосходство англичан — шесть линейных крейсеров (1-я и 2-я эскадры плюс «Лайон») и существенное превосходство в весе залпа — немцы первыми добились видимого результата: в 16:03, после двух подряд залпов линейного крейсера «Фон дер Танн», накрывших британский «Индефатигебл», он, потеряв управление, выкатился из строя и спустя несколько секунд взорвался. Вместе с кораблем погибли 1017 матросов и офицеров. Спасти удалось двоих.

Такая же судьба едва не постигла флагманский «Лайон», получивший три 305-миллиметровых снаряда с «Лютцова». Один из этих снарядов пробил броню башни «Q» главного калибра, вызвав пожар, в результате которого погибли все 106 человек расчета башни. От взрыва корабль спас погибший на своем посту командир башни, майор королевской морской пехоты Фрэнсис Харви. Смертельно раненый артиллерист успел отдать приказ закрыть двери погреба и затопить его. Серьезные повреждения получил также «Тайгер»: получив девять 280-миллиметровых снарядов с «Мольтке», он лишился двух из четырех башен главного калибра.

Самый дорогой бой

Линейный корабль «Фридрих дер Гроссе»
Изображение: National Maritime Museum, Greenwich, London

После гибели «Индефатигебла» противники на короткое время разошлись, но вскоре на помощь Битти подошла отставшая сначала 5-я боевая эскадра, и британцы возобновили сражение, имея теперь весомый козырь в виде сверхмощных 381-миллиметровых орудий и тяжелой брони новейших линейных кораблей. Период между 16:10 и 16:30 был весьма тяжелым для немцев: шедший концевым «Фон дер Танн», первенец линейных крейсеров Хохзеефлотте, подвергался обстрелу одновременно двух линкоров с 381-миллиметровыми орудиями — «Малайи» и «Уорспайта» и с линейного крейсера «Нью-Зиланд». Еще два линкора — «Бархэм» и «Вэлиент» совместно с линейным крейсером «Тайгер» обстреливали «Мольтке». Несмотря на устрашающие характеристики будущих «звезд» Второй мировой, подключение 5-й боевой эскадры большого успеха англичанам не принесло: умелое маневрирование двух концевых линейных крейсеров Хиппера и плохая видимость спасли их от фатальных последствий. Вместе с тем британцам удалось выбить две из четырех орудийных башен «Фон дер Танна». Однако немцы вновь добились решительного успеха: между 16:21 и 16:26 «Зейдлиц», а затем «Дерфлингер» провели серию попаданий в «Куин Мэри». Корабль последовал за «Индефатигеблом»: взрыв погребов боезапаса уничтожил линейный крейсер, на борту которого погибли 1266 человек экипажа, в том числе 57 офицеров; 20 человек удалось спасти эсминцам эскорта.

Битти, стоя на мостике «Лайона», прокомментировал гибель «Куин Мэри»: «Четфилд! Что-то не то сегодня происходит с нашими чертовыми линейными крейсерами, вам так не кажется?» — обратился он к командиру своего флагманского корабля.

В это же время в бой с обеих сторон вступили эсминцы, получившие приказ о торпедной атаке кораблей противника, однако ни немцы, ни англичане успеха в этом начинании не добились, потеряв по одному эсминцу с каждой стороны. Тяжелые корабли, своевременно сманеврировав, уклонились от торпед. В следующей атаке, однако, одна из торпед англичан поразила «Зейдлиц», что привело к затоплению его носовых отсеков, однако водонепроницаемые переборки выдержали, и первое время немецкий корабль продолжал держать строй, сохраняя ход 19 узлов.

В это время к месту боя подошли главные силы Флота открытого моря, и соотношение сил изменилось в пользу немцев. В 16:40 линейные крейсеры англичан легли на обратный курс, при этом флажный приказ снова был не замечен 5-й боевой эскадрой, которая еще почти 15 минут продолжала перестрелку с кораблями Хиппера и уворачивалась от торпед. В 16:54 на кораблях Эван-Томаса заметили приближающиеся главные силы немцев, и 5-я эскадра отвернула на север, вслед за понесшими потери линейными крейсерами Битти. «Бег на юг» завершился.

Бой главных сил


«Бег на юг» сменился «бегом на север», промежуточной фазой сражения продолжительностью в 1 час 20 минут, в которой немецкие главные силы и авангард, объединившись, преследовали линейные крейсера Битти и 5-ю боевую эскадру. В это время стороны не понесли потерь в больших кораблях, а попадания были относительно редки: условия видимости оставляли желать лучшего. В 17:30 к англичанам присоединилась 3-я эскадра линейных крейсеров Хораса Худа, поднявшего свой флаг на «Инвинсибле». Ухудшавшаяся видимость мешала оценить обстановку, и между 17:40 и 18:15 обе стороны практически не представляли своего взаимного расположения.

К 18:15 англичане начали формирование боевого порядка главных сил, перестроившихся в линию из 24 дредноутов. Линейные крейсера Битти, число которых с присоединением эскадры Худа возросло с четырех уцелевших в первой фазе боя до семи, и 5-я боевая эскадра заняли место впереди колонны главных сил. К этому моменту Рейнгард Шеер понял, что имеет дело с Гранд-флитом в полном составе, и начинает разворот, пытаясь выйти из боя в западном направлении. Этот маневр завершится к 18:40. Если бы немцы продолжили следовать прежним курсом на северо-восток, это привело бы к охвату головы колонны и постепенному выбиванию немецких кораблей сосредоточенным огнем значительно более мощного противника.

Перестроение англичан также завершилось к 18:40, но уже в 18:20 артиллерийская дуэль возобновилась — и первыми участниками вновь оказались линейные крейсеры. В этот момент англичане добились успеха: между 18:20 и 18:37, получив несколько результативных попаданий, из строя вышел флагманский корабль Хиппера — линейный крейсер «Лютцов». Сгустившиеся тучи благоприятствовали англичанам, находившимся на затемненной стороне горизонта.

В 18:30 тучи внезапно разошлись, и солнце осветило линейный крейсер «Инвинсибл». Три залпа «Лютцова» дали одно попадание, поразившее башню главного калибра, и третий за день линейный крейсер Королевского флота исчез в облаке взрыва. Вместе с ним погибли 1026 человек во главе с адмиралом Худом. Из воды удалось поднять только шесть человек. Корпус корабля разломился пополам, носовая и кормовая часть крейсера какое-то время возвышались над водой, уперевшись в дно — глубины в этом месте были небольшими. За 10 минут до того огонь германских линкоров отправил на дно «Дифенс» — британский броненосный крейсер с 234-миллиметровой артиллерией главного и 190-миллиметровой — вспомогательного калибра, пытавшийся добить понесший тяжелые повреждения и обездвиженный немецкий легкий крейсер «Висбаден». Разделив судьбу своих линейных собратьев, «Дифенс» взорвался. Тяжелые повреждения получил и еще один броненосный крейсер — «Уорриор», который затонет по пути домой.

Самый дорогой бой

Разломившийся корпус «Инвинсибла»
Изображение: Bournemouth University

Попадания получили и другие корабли: повреждения от огня британских линкоров понесли «Кениг», «Зейдлиц», «Дерфлингер», линкоры «Маркграф» и «Гроссер Курфюрст». Контр-адмирал Хиппер покинул уходящий в сторону базы поврежденный «Лютцов» и перешел со своим штабом на «Мольтке».

Окопная война в море


После 18:40 противники почти потеряли друг друга из виду, при этом Джеллико, сосредоточивший наконец все свои силы, не рисковал броситься в погоню, предполагая, что немцы поставили мины на мелководье восточной части Северного моря. Британский флот разворачивается на юг в надежде отрезать уходящего на запад противника от баз. После битвы это решение Джеллико будут жестко критиковать, фактически повесив на командующего всех собак за упущенную возможность нагнать и расстрелять главные силы противника. Особенно будет усердствовать Битти, который после боя с тяжелыми потерями окончательно укрепился в роли героя, каким предстал перед публикой уже после Доггер-банки.

Однако немецкий командующий принимает труднообъяснимое решение: в 18:55 вновь разворачивается на восток, фактически следуя в середину британской колонны. Джеллико выпадает второй шанс: в 19:10-19:12 британские линкоры вновь увидели цель и открыли огонь по германским линейным крейсерам. В этот период наиболее тяжелые повреждения получает «Дерфлингер», потерявший две башни из четырех и десятки человек убитыми — но без взрывов, благодаря усовершенствованиям, внесенным после боя у Доггер-банки.

В 19:18 Шеер, поняв свою ошибку, решает отходить, при этом линейные крейсеры, пострадавшие сильнее всего, — «Фон дер Танн» потерял выведенными из строя все четыре башни главного калибра, но остался в строю, чтобы отвлекать на себя огонь противника — прикрывали отход всего флота. От серьезных потерь немцев спасла атака эсминцев — уклоняясь от торпед, британские линкоры отходили, увеличивая дистанцию. Выходя из атаки, эсминцы ставили дымовую завесу, и к 19:31 противники вновь потеряли друг друга из виду.

Самый дорогой бой

«Фридрих дер Гроссе» ведет огонь
Изображение: britishbattles.com

Преследовать немцев отправился Битти, в 19:45 давший направление на противника, однако противоречивые сигналы командующего линейными крейсерами и командира 2-й эскадры легких крейсеров коммодора Гуденафа сбили штаб Джеллико с толку: во-первых, на карте появлялись два разных направления на противника, во-вторых — в сгустившейся тьме не было ясно, где именно находится Битти, как и немцы, исчезнувший со своими кораблями в облаках, тумане и лохмотьях дымовой завесы. С этого момента бой вступает в стадию доигрывания, а весь день начинает напоминать стычки того же периода на сухопутных фронтах: малые результаты, оплачиваемые совершенно несоразмерными потерями.

Поздним вечером контакт восстанавливался еще несколько раз, однако полной картиной не располагал никто. В 20:40 немецкие главные силы были замечены в последний раз, но Джеллико не решился их преследовать: в 21:07 заходило солнце, после чего должна была наступить безлунная ночь. В такую погоду поиск противника в районе предполагаемых минных заграждений и возможных действий подлодок становился авантюрой. Уже после полуночи внезапно выйти на главные силы немцев удалось броненосному крейсеру «Блэк Принс», он был тут же расстрелян с минимальной дистанции дредноутом «Тюринген» и погиб со всем экипажем.

Главная работа в этот период выпала на легкие силы — эсминцы с обеих сторон начали поиск противника, надеясь выйти в торпедную атаку. Успех в большей степени благоприятствовал англичанам, сумевшим в два часа ночи торпедировать старый линкор додредноутного типа «Поммерн». В течение ночи главные силы противника, как стало ясно позднее, несколько раз оказывались на небольшом расстоянии друг от друга, но видимость не позволяла достичь результатов. К утру Шеер принял решение возвращаться: тяжелые повреждения кораблей 1-й разведывательной группы и расход боезапаса на линкорах не позволяли надеяться на возобновление боя.

Джеллико, напротив, надеялся попытать счастья вновь, но обнаружить противника уже не смог. В 3:30 1 июня немецкий флот втянулся в протраленный фарватер в минном заграждении у Хорнс-рифа. «Лютцов», с полностью затопленным носом, потерял возможность двигаться и был добит своими эсминцами, предварительно снявшими с борта линейного крейсера более 1250 человек экипажа. «Зейдлиц», несмотря на тяжелейшие повреждения, сумел добраться до базы, по пути дважды сев на мель. К четырем часам утра Джеллико получил радиограмму, где на основании работы «комнаты 40» ему сообщали зафиксированные координаты главных сил немцев близ Хорнс-рифа на 2:30. С этого момента прошло, однако, уже полтора часа, и Джеллико оставалось лишь констатировать возвращение противника на базу.

Крупнейшая в истории морская битва, в которой противники еще видели друг друга, завершилась тягостным недоумением, которое обе стороны поспешили развеять заявлениями о своей победе. Немцы напирали на большие потери противника: британцы потеряли три линейных крейсера против одного, а всего — шесть кораблей первого ранга (три линейных крейсера и три броненосных против одного линейного крейсера и одного старого линкора-додредноута). Итого англичане потеряли 14 кораблей общим водоизмещением 111 980 тонн и 5672 человека. Потери немцев составили 11 кораблей водоизмещением 62 233 тонны и 2115 человек из их экипажей. Общие потери в людях составили 6945 человек у англичан против 3058 — у немцев.

Англичане обосновывали свою победу неспособностью немцев прорвать блокаду, при этом вернувшиеся в базы корабли немецкого флота находились в худшем состоянии и требовали долгого ремонта, а соотношение судостроительных программ и мощностей было явно не в пользу Второго рейха. Обеим сторонам предстоял долгий и тягостный разбор полетов: британцам стало очевидно, что их гигантские вложения во флот не принесли отдачи в виде решительной победы; для немцев Хохзеефлотте, неспособный прорвать блокаду и оспорить британское господство на море, становился обузой, отвлекающей ресурсы от фронтов сухопутной войны.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/05/30/battle/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 37
  1. УВБ 5 июня 2016 06:28
    обе стороны поспешили развеять заявлениями о своей победе.
    британцы потеряли три линейных крейсера против одного, а всего — шесть кораблей первого ранга (три линейных крейсера и три броненосных против одного линейного крейсера и одного старого линкора-додредноута).
    Однозначно само сражение немцы выиграли, особенно учитывая более чем двукратное превосходство британцев. Другое дело, что пользы от этой победы небыло.
    1. сайгон 5 июня 2016 07:28
      Да с чего бы ? Какая победа чудом , просто чудом избежали поражения . Германские линкоры были избиты крепко , на следующий день после возвращения в базы Бриты могли вывести в море ой как много больше линейных кораблей .А что мог послать в море Шеер? 18 линкоров , 4 линейных крейсера и 9 легких крейсеров против 31дредноута , 7 линейных крейсеров и 20 легких . К тому же линкоры эскадры Муаве все таки броненосцы как их не называй сути это не меняет .
    2. Александр72 5 июня 2016 07:43
      само сражение немцы выиграли

      Ну это как посмотреть - потери у британцев да были выше - они потеряли 14 кораблей против 11 германских, если по классам: то бритты потеряли при Ютланде 3 линейных и 3 броненосных крейсера, а также 8 эсминцев против немецких 1 линейного крейсера, 1 броненосца ("Поммерна" который британские источники с завидным постоянством записывают в линейные корабли, неявно подразумевая дредноутного типа - надо же как-то потери нивелировать!), 4 легких крейсера и 5 эсминцев. Но при этом ни германский флот, ни Гранд-флит своих задач не выполнили: немцам не удалось подловить и уничтожить быстроходную часть британского флота (те же ЛКР и быстроходные ЛК типа "Куин Элизабет" в т.ч.), британцам не удалось загнать Хохзеефлотте в ловушку, отрезав его от возможности сбежать в свои базы (хотя это как раз таки Джеллико и удалось) и уничтожить его (а вот с этим вышла промашка). В результате "решительное срежение" двух крупнейших в мире флотов ничего не решило. Британцы по прежнему владели Северным морем и немецкому флоту оставалось только совершать диверсионные вылазки с целью обстрела прибрежных городов Англии. Приведу показатель состояния флотов на следующий день после Ютландского сражения:
      В распоряжении Джеллико на 2 июня 1916 г. имелись: 31 линейный корабль-дредноут и сверхдредноут, 7 линейных крейсеров, 20 легких крейсеров (это не считая устаревших кораблей и всякой мелочи), у Шеера их было соответственно: 18, 4 и 9. Ну так кто победил-то? Я считаю, что это решительный бой, ровным счетом ничего не решивший. в итоге проиграли обе стороны. Да, британцы в этом бою понесли более серьезные потери чем немцы (хотя при этом у них было гораздо больше возможностей эти потери восполнить), но это было лишь обидным щелчком по носу по репутации британского флота, не более того. А вот немцы после Ютланда так и не решились вывести свои корабли на очередной бой с Гранд Флитом, а в 1917 году вообще загнали Хохзеефлотте на Балтику, чтобы отквитаться на русском Балтийском флоте, захватив острова Моонзундского архипелага и прорвавшись в Рижский залив в ходе операции под говорящим названием "Альбион".
      Да кстати, заявив о своей победе в Ютландском сражении, Шеер доложил, что утоплены 1 линкор типа "Куин Элизабет", 3 линейных крейсера, 4 броненосных крейсера, 2 легких крейсера и 13 эсминцев, т.е. значительно переоценил свой успех. Джеллико не отставал от своего оппонента, заявив об уничтожении 2 дредноутов и 1 броненосца точно (и еще 1 дредноут или ЛКР вероятно) 4 легких крейсера точно (1 вероятно), 6 эсминцев точно (и 8 вероятно), а также о 1 потопленной субмарине.
      1. сайгон 5 июня 2016 08:06
        Вот это правильнее проиграли оба .
      2. anodonta 5 июня 2016 18:24
        Цитата: Александр72
        бритты потеряли при Ютланде 3 линейных и 3 броненосных крейсера, а также 8 эсминцев против немецких 1 линейного крейсера, 1 броненосца ("Поммерна" который британские источники с завидным постоянством записывают в линейные корабли, неявно подразумевая дредноутного типа - надо же как-то потери нивелировать!), 4 легких крейсера и 5 эсминцев.

        Самый главный парадокс того боя, что по потерям "сверхдредноутов" то сражение свелось "к ничьей" 1("Куин Мэри"):1("Лютцов"). В отечественной историографии бытует стойкое мнение, что, якобы, британские корабли были забронированы намного хуже германских. Однако, Её Величество Статистика, хотя она, конечно, Дама несколько лживая, но, всё таки не такая капризная, как Её Благородие Госпожа Удача! Вот последнюю, вы, никогда, за попу не ухватите, если только она сама вам этого не позволит! laughing А вот её Величество Статистику можно и пощупать за энное место! yes laughing Итак, что же мы "пощупываем"? smile А то что "великолепные кошки" Фишера, вовсе не так уж и плохо "держали удар", как нам пыжаться представить некоторые! "Тигр" и "Лев" получили по 17(!) попаданий, "Принцесс Ройял" - 13! Да, "Королеве Марии" не повезло, НО(!) тоже самое можно и про "Лютцова" сказать. Большего пока излагать не буду, потому что с нетерпением жду статьи(даже целый цикл статей) Дениса Брига! И тогда будет, уже большой материал, который будет, действительно интересно по-обсуждать? Удачи, Тебе, Денис! И за Твой успех! drinks
        1. Цитата: anodonta
          Удачи, Тебе, Денис! И за Твой успех!

          Присоединяюсь:))) Подождем статей Дениса. Предчувствую, будет интересно, там и обсудим.
    3. Nubia2 5 июня 2016 09:42
      Цитата: УВБ
      Однозначно само сражение немцы выиграли

      Однозначно само сражение немцы проиграли. Потому для них и пользы от него не было.
      ...
      А вообще - вопрос о поебедителе в Ютланде - один из самых дискуссионных.
      Германофилы всегда будут уповать на большие потери англичан и не будут замечать никаких других аспектов.
    4. Kenneth 5 июня 2016 11:36
      Сражение выиграли бриты. Причем выиграли настолько явно и для противника что немцы и не помышляли о реванше. А что потеряли больше. Так и СССР потерял в войне куда больше Германии.
      1. Русский ватник 8 июня 2016 02:05
        Да уж... выиграли... Потерять несколько линкоров при таком перевесе в артиллерии, это пять....
  2. тлауикол 5 июня 2016 06:42
    Рекомендую книгу : "Великий час океанов. Дредноуты" - и сражение и события эпохи до и после него описаны поминутно и отлично иллюстрированы. Больше и точнее информации я не встречал нигде
    1. УВБ 5 июня 2016 07:04
      Цитата: тлауикол
      Больше и точнее информации я не встречал нигде

      Вот книга, в которой очень детально и со схемами всё описано:
      1. тлауикол 5 июня 2016 07:34
        в "дредноутах" и точные схемы есть и прочий интересный материал от строительства и боевой подготовки до послевоенного раздела . редкая книга
    2. Nubia2 5 июня 2016 09:42
      Хорошая серия, хорошая книга.
  3. kvs207 5 июня 2016 07:18
    Цитата: тлауикол
    Рекомендую книгу : "Великий час океанов. Дредноуты"

    Не менее ценная, в плане информации, книга Харпера - Ютландский бой. Фактический материал хорош, а вот с иллюстрациями не густо.
    По моему мнению, всё-таки, ничья. Ни та, ни другая стороны не выполнили свои задачи, но немцы, показали, что у них прекрасные корабли и превосходные артиллеристы. У англичан же, оказалось, что линейные крейсеры нужно лучше защищать.
  4. cth;fyn 5 июня 2016 07:28
    Когда взрывается танк это шокирует всех кто это видит, даже того кто стрелял, а что же испытывает человек когда видит взлетающий на воздух дредноут?
    1. Майнер 5 июня 2016 12:10
      Это не секрет, ибо старший артиллеристский офицер "Дерфлингера", товарищ Хаазе описал сей момент.
  5. gabonskijfront 5 июня 2016 10:34
    Про Ютландский бой первый раз прочитал в лет 10 и сразу влюбился в дредноуты.Наверно это самые романтичные корабли всех времён,воевали они мало, но как оружие устрашения были совершенны,что то вроде атомной бомбы.В Ютландском бою белею за немцев,их флот показал лучшую слаженность ,что стоит двухкратное повторение манёвра, "все вдруг" на 180*, под огнём противника и в надвигающейся темноте, да и отстрелялись немцы лучше чем хвалёные артиллеристы "Гранд-флинта",вся стратегия англичан была заточена на повторение манёвра адмирала Того при Цусиме,"охват головы",они даже под это создали специальные корабли,- 5-я эскадра быстроходных линейных кораблей Эвана Томаса, которая должна была непосредственно охватывать голову противника.Но оказалось, что шаблоны не действуют, если перед тобой подготовленный и творческий противник.Немцы в условиях чудовищного преимущества англичан, победили тактически по всем параметрам.
    1. Nubia2 5 июня 2016 16:24
      Цитата: gabonskijfront
      Немцы в условиях чудовищного преимущества англичан, победили тактически по всем параметрам

      Это по каким?
      Забавно они победили, бежав от противника.
    2. goose 7 июня 2016 10:51
      Немцы проиграли в технологии, чудовищный разрыв в артиллерии они не успели компенсировать - Байерн еще готовился, тогда как Бритты уже имели целую эскадру сверхдредноутов. В итоге корабли немцев были так избиты, что отремонтировать всё это заняло слишком много времени для одной войны. В бою их спасла более совершенная оптика, которая компенсировала отсутствие артиллерийского столика англичан. Но при затягивании сражения англичане начинали брать верх за счет лучшей организации артиллерийского огня эскадры. ОДнако, в коротких стычках у немцев было преимущество, и они его использовали на полную. Поражает подготовка немцев нижних чинов - просто блеск.
  6. ignoto 5 июня 2016 11:36
    Шаблоны не действуют ?
    А с чего им действовать ?

    Японцы в Цусиме применили снаряды, которые в других сражениях не использовали ( повреждения русских кораблей в Желтом море тому пример ), то есть экспериментальные.

    Это был серьезный риск. Но и противник оказался подготовленным. Скорость выбрали удобную для японцев- скорость артиллерийского щита на учениях. Курс не меняли, чтобы наводку им не сбивать. Снаряды испортили. ( Об эффективности "легковесных" ,"плохих" ,но не испорченных отечественных снарядов можно судить по повреждениях японских кораблей в Желтом море). Правда не все и на не всех кораблях. Наверно, поэтому, корабли Небогатова с нормальными снарядами, призовыми артиллеристами, так стремились отстать от основных сил. И это им удалось. Правда, досталось крейсерам Камимуры. Но это издержки.

    А в Ютландском сражении, видимо, предварительной договоренности не было. Поэтому, тактическим промахам англичан не помогло даже значительное преимущество в артиллерии.
    Массы снарядов линейных кораблей англичан : 871 кг ( 381мм ), 635кг/ 567кг ( 343мм ) и 385 кг ( 305мм ). У немцев : 405 кг ( 305мм ) и 300 кг ( 280мм ).
    1. verboo 5 июня 2016 19:18
      Цитата: ignoto
      Японцы в Цусиме применили снаряды, которые в других сражениях не использовали ( повреждения русских кораблей в Желтом море тому пример ), то есть экспериментальные.

      Это кто вам такое сказал? Они хотя бы не с ядерной боеголовкой были?
      Цитата: ignoto
      Наверно, поэтому, корабли Небогатова с нормальными снарядами, призовыми артиллеристами, так стремились отстать от основных сил

      М-да. Напомнить "бой Ушакова"?
      Цитата: ignoto
      Правда, досталось крейсерам Камимуры.

      А сам Камимура почему не в курсе?
    2. Комментарий был удален.
  7. Верден 5 июня 2016 11:50
    Что там ни говори, а Ютландский бой со всей очевидностью продемонстрировал недостаточность бронирования линейных крейсеров в условиях эскадренного боя. Особенно у английских, броня которых пробиваласт в том числе и снарядам колибра 280 мм. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что по своему задуманному назначению линейные крейсера е использовала ни одна из сторон. Все эти "Crossin the T", "охват противника с флангов" так и остались лишь в головах теоретиков, обосновывавших постройку линейных крейсеров. Не соответствовало теории и применение миноносцев, которые по замыслу должны были, прикрываясь дымовыми завесами, проводить атаки не только в конечнй, но и в начальной фазе боя, расстраивая порядки противнника и отвлекая огонь на себя, давая возможность главным силам провести атаку. Создаётся впечатление, что теоретики, обосновывавшие строительство кораблей различных типов и разрабатывающие тактику и стратегию морских сил, и те, кто в результате командовал флотами - это разные люди.
    1. anodonta 5 июня 2016 19:25
      Цитата: Верден
      Что там ни говори, а Ютландский бой со всей очевидностью продемонстрировал недостаточность бронирования линейных крейсеров в условиях эскадренного боя

      fool Я верю в Дениса Брига, и я уверен, что Денис в своём цикле статей классно всё распишет. А что касается вашего комментария, извините, что ставлю вам минус, но, повторяюсь, я верю в Дениса, и, когда, вы, его статью прочитаете, вы поймёте в чём вы ошибаетесь!
  8. Майнер 5 июня 2016 12:15
    Массы снарядов линейных кораблей англичан :
    871 кг. (381 мм),
    635/567 кг. (343 мм)
    385 кг. (305 мм).

    У немцев :
    405 кг. (305 мм)
    300 кг. (280 мм).


    И несмотря на это, вкупе в подавляющим численным преимуществом, англы всё же умудрились вчистую проиграть этот бой "по очкам"?

    Мда...
  9. дядя Мурзик 5 июня 2016 13:16
    статье плюс!"пиррова победа англичан" laughing
    1. anodonta 5 июня 2016 19:51
      А "дяде Мурзику" минус! laughing Новосибирский волк всегда сильнее омского шакала! yes am
  10. Алексей 1972 5 июня 2016 14:36
    Отличная статья!
    Жаль только 3.14зжена с Ленты.
    Админы задумайтесь!
    4 года назад я сюда приходил читать комменты.
    Было много интересных и компетентных участников форума.
    Вот статья индикатор. Админы, судя по количеству комментариев у вас 10-20 адекватных читателей.
    И все! Остальные тупые подпукинцы.
    Куда вы разогнали остальных? Еще 2-3 года назад в этой теме кипели бы обсуждения.
    Позор вам админы. Угробить такой сайт! Не понимаю.
    п.с.
    По бою, Немцы, как боксер выигравший по очкам.
    Может нокаута и не было, но!!!
    При в 2,5 раза большем весе бортового залпа 150 тонн у англичан против 60 у немцев и двух кратном превосходстве в численности англичан над немцами, германцы показали более высокую выучку и слаженность.
    ИМХО немцы однозначно победили по очкам.
    1. Nubia2 5 июня 2016 19:24
      Цитата: Алексей 1972
      По бою, Немцы, как боксер выигравший по очкам.
      Может нокаута и не было, но!!!

      Вот только боксер этот предпочел бежать с ринга.
      Цитата: Алексей 1972
      ИМХО немцы однозначно победили по очкам.

      с вашей "логикой" они и Великую Отечественную у нас выиграли.
      Но, хвала богам - мир увидел красное знамя над рейхстагом, а не парад немцев по Москве.
      1. Алексей 1972 5 июня 2016 21:24
        Цитата: Nubia2
        Вот только боксер этот предпочел бежать с ринга.

        Немцы были лучше англичан.
        Точность немцев была 3,4%, англичан 2,2% если не ошибаюсь.
        Эта точность и вылилась в более высокие потери англичан.
        http://www.e-reading.club/bookreader.php/133750/Puzyrevskiii_-_Boevye_povrezhden
        iya_i_gibel%27_korableii_v_Yutlandskom_boyu.pdf
        1. Nubia2 6 июня 2016 08:13
          Цитата: Алексей 1972
          Точность немцев была 3,4%, англичан 2,2% если не ошибаюсь

          Даже эти цифры вполне сравнимы. И не позволяют говорить о том, что кто-то лучше, а кто-то хуже.
          Да и с процентами все обстоит не так просто как вы пытаетесь показать.
          Часть из них вообще не относится к столкновениям линейных сил.
          Так что и в части попаданий ситуация вполне сравнимая.
          Цитата: Алексей 1972
          Эта точность и вылилась в более высокие потери англичан.

          Уж не она точно причина потерь. У них была масса и вполне других факторов. Куда более весомых.
    2. goose 7 июня 2016 10:56
      Цитата: Алексей 1972
      ИМХО немцы однозначно победили по очкам.

      Вы - дилетант, почитайте, как шло сражение, и что за проблемы были у непотонувших немцев после него. Немцам тупо повезло, да еще дисциплина была лучше.
  11. frekenbok 5 июня 2016 15:32
    мое личное мнение так немцы всеж победили в этом бою . вопрос к тем кто считает что проиграли : как вы считаете немцы побеждая должны были просто перетопить всех и вся?(а хватило бы снарядов?). много и сильно поврежденных кораблей после боя это хуже чем много потопленных кораблей (причем почти со всей командой) просто было много бестолочи и путаницы а немцы при чудовищном не равенстве сил выжали максим из этой ситуации
    1. Nubia2 5 июня 2016 16:39
      Цитата: frekenbok
      много и сильно поврежденных кораблей после боя это хуже чем много потопленных кораблей

      вы очень точно описали состояние немецкого флота после сражения.
      да, в бою англичане потеряли больше.
      но, и к началу боя у них было превосходство в силах.
      И это превосходство после битвы не пошатнулось.
      тем более, что состояние большей части английских кораблей было несравнимо лучше, чем состояние немцев.
      Как писал лорд Хэнки:"На утро Джеллико обнаружил, что безраздельно владеет Северным морем, где не осталось и следа неприятеля."
  12. kuz363 5 июня 2016 16:49
    Вот кто настоящие морские державы, а не Россия, как себя привыкла называть. В больших современных морских сражениях она и не участвовала. Как США, Япония, Германия, Англия. И даже Италия с Францией.
    1. frekenbok 5 июня 2016 17:32
      ????????????????????? а главное в тему wink
    2. goose 7 июня 2016 10:58
      Цитата: kuz363
      Вот кто настоящие морские державы, а не Россия

      Причем здесь Россия?
      В каких великих битвах участвовали Италия и Франция?
  13. frekenbok 5 июня 2016 17:00
    да превосходство в железе так и осталось. ни кто и не оспаривает сие но.. а в умах и душах английских моряков???? ток честно... а лорды могут писать что угодно, чем они и занимались. немцы и до сражения не особо следили в северном море ( надводной частью флота) и на следующий день ни кто и не собирался начинать новую битву. немцы были лучше бронированы и это сработало. выдержав бой с силами всего британского флота флот приполз домой ,да именно приполз.но корабли сохранили жизни экипажей.(замете хорошо обученных зкипажей) а железо починили. другой вопрос как все это использовали фрицы? да ни как . флот в итоге сдали и затопили .
    1. Nubia2 5 июня 2016 19:21
      Цитата: frekenbok
      а в умах и душах английских моряков?

      что за бред?
      Цитата: frekenbok
      на следующий день ни кто и не собирался начинать новую битву

      потому, что уже нечем было. да они и до когца войны старались больше на глаза крупным силам англичан не показываться.
      Цитата: frekenbok
      немцы были лучше бронированы и это сработало

      не уж-то англичане немцев пробить не могли?)))
      Цитата: frekenbok
      выдержав бой с силами всего британского флота

      не выдержав. оттого и бежали.
      Цитата: frekenbok
      но корабли сохранили жизни экипажей

      англичане то же..и дальше что?
      Цитата: frekenbok
      а железо починили

      и оно в большей части простояло в базах. разве что на балтику сходили...для поднятия боевого духа
      1. frekenbok 5 июня 2016 20:23
        да что вы все бежали да бежали . по вашему они должны были до последней шлюпки на плаву биться да?а тонув грозить кулаком англам так что ли? пробивали они немцев успокойтесь. но факт остается фактом при тяжелых повреждениях немцы до базы добирались а не взлетали на воздух . линейные крейсера англичан особенно сохраняли жизнь морякам прям массово я б сказал тысячами.
        1. Nubia2 6 июня 2016 08:15
          Цитата: frekenbok
          по вашему они должны были до последней шлюпки на плаву биться да?

          покажите где я написал подобную глупость? точно - нигде.
          Цитата: frekenbok
          пробивали они немцев успокойтесь.

          никто не нервничает.
          Цитата: frekenbok
          но факт остается фактом при тяжелых повреждениях немцы до базы добирались а не взлетали на воздух

          и что? это позволяет говорить об их победе?))
  14. albert 5 июня 2016 22:33
    Немцы в Ютландском сражении, как французы при Бородино- вроде бы победили, но в тоже время и проиграли.
  15. kindral1976 20 июля 2016 20:32
    Молодцы немцы! Накатили этим заносчивым бритам. Победителя в этой битве нет. А вот задуматься и правда было о чём.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня