Возвращение в базу

Возвращение в базу


Одна из главных проблем флота 1990-х годов — деградация инфраструктуры базирования. Вместе с «точками» флот терял менее заметные, но не менее важные вещи — включая систему ремонта и обслуживания кораблей. C восстановлением флота ее предстоит разворачивать на новом уровне и в новом облике.

До завода и обратно



Обвальное сокращение военных расходов в 1990-е годы среди прочего повлекло за собой падение промышленности, которая сжималась, сокращая затраты. Первыми жертвами этого сжатия становились внешние подразделения — в том числе те, что отвечали за ремонт кораблей и судов в пунктах базирования. Это, в свою очередь, резко сокращало уже боевые возможности ВМФ — выход агрегатов из строя надолго лишал соединение рабочей «единицы», отправлявшейся на завод.

Отчасти эта проблема не осознавалась или просто скрывалась за сокращением активности ВМФ — если наплаванность даже самых «ходовых» кораблей флота не превышает 40-50 суток в год, поломки относительно редки. Скудно отпускавшиеся лимиты шли в основном на поддержание текущей жизнедеятельности, а ремонт нередко обеспечивался «каннибализацией» выведенных в резерв кораблей в пользу их «ходовых» одноклассников. К 2000-м активность флота за пределами территориальных вод России упала практически до нуля.

С возобновлением активности ВМФ в середине 2000-х, когда участились выходы кораблей в дальнюю морскую и океанскую зону, участились и поломки. А промышленность, свернувшая соответствующую инфраструктуру, уже не могла оперативно отыграть обратно — имеющиеся ресурсы, от кадровых до финансовых, не позволяли справиться даже с основными текущими задачами. Сроки ремонта затягивались — ушедший на завод корабль рисковал не вернуться обратно вообще.

Восстанавливать систему ремонта и обслуживания кораблей в пунктах базирования пришлось уже на новой основе. Эта работа была возложена на «Новик», с 2008 года занимавшуюся ремонтом паротурбинных энергетических установок. В 2009 году приступили к созданию технической базы на Северном флоте, наиболее активном в то время. Затем последовали Тихоокеанский и Балтийский: базы были развернуты во Владивостоке и Вилючинске, Калининграде на Балтике. В 2013-м начались поиски решения проблемы Черноморского флота, главная база которого, Севастополь, находилась еще в украинском в тот момент Крыму.

Возвращение в базу

БДК «Ямал» в проливе Босфор
Фото: Murad Sezer / Reuters

Черноморский флот был тогда самым проблемным — уже действовал, постепенно набирая обороты, «сирийский экспресс» с десантными кораблями всех четырех флотов России. Растущая интенсивность походов требовала все более тщательного обслуживания. Представительство ПГ «Новик», открытое на Украине в 2013-м, после присоединения Крыма превратилось в Черноморскую промышленно-техническую базу. На нее сразу же легла нагрузка по ремонту и обслуживанию заходящих в Севастополь кораблей других флотов России, выполняющих задачи в Средиземноморье.

Заказчиками выступали как сам ВМФ, так и заводы — «Звездочка», «Янтарь» и другие, не имевшие возможности выполнять работы на Черном море.

База из контейнера


Ключевая особенность новых промышленно-технических баз — мобильность. «Мы не привязаны к заводским мощностям. Мы можем отправить рабочую группу, способную решить большую часть задач, которые могут, в теории, возникнуть при текущем ремонте и поддержании готовности корабля в базе», — отметил генеральный директор «Новика» Алексей Лященко. И добавил, что в Крыму новой технической базе пришлось обслуживать не только корабли флота. Работы по поддержанию готовности и текущему ремонту выполнялись, в частности, для систем ПВО, включая переброшенные в Крым С-300, береговых ракетных комплексов и других наземных объектов. При этом выстраивалась промышленная кооперация с соответствующими производителями, в том числе с «НПО машиностроения», «Алмаз-Антеем» и другими предприятиями.

Технология новых ремонтных баз основывается на формировании в пунктах базирования флота мобильных групп из 20-40 футовых морских контейнеров с оборудованием, компонуемых в зависимости от решаемых задач. При необходимости эта технология обеспечивает флот техническим обслуживанием не только в пунктах базирования, но и при развертывании в океане. Ремонт и сервисное обслуживание кораблей осуществляется в ходе боевой службы, не нужно терять время на возвращение при поломках — все исправляется на месте мощностями мобильной базы.

Для этого годятся практически любые вспомогательные единицы ВМФ и мобилизованные суда торгового флота. Во многом данный подход представляет собой развитие британского, примененного во время Фолклендской войны, когда Royal Fleet Auxillary — вспомогательные силы флота, обеспечили мобильное базирование, обслуживание и экстренный ремонт боевых кораблей, исправление как технических поломок, так и боевых повреждений, за несколько тысяч миль от ближайшей базы. Мобильные базы на вспомогательных судах были и у императорского японского флота во Второй мировой войне.

Подобный опыт имелся и у ВМФ СССР на боевой службе в Средиземноморье. Современное промышленное оборудование и модульный принцип упрощают ремонт и обслуживание, в разы увеличивая объем решаемых задач. Технологией интересуются и другие игроки — в частности, ВМС Индии в настоящее время разворачивают систему баз в Индийском океане, что требует обеспечения готовности кораблей на боевой службе, чем раньше индийскому флоту заниматься не приходилось.

Возвращение в базу

Ми-26 ВВС РФ в Арктике
Фото: пресс-служба Северного флота ВМФ РФ

Другим потенциальным театром, перспективным с точки зрения развертывания подобной инфраструктуры, может стать Арктика — интенсивность действий флота в регионе возрастает, а ледовая обстановка, несмотря на ее смягчение в последние полтора десятка лет, по-прежнему вызывает немало поломок. Воссоздание инфраструктуры базирования по Северному морскому пути подразумевает в том числе и развертывание ремонтных мощностей, однако об этом пока ничего не сообщалось.

Ключевая проблема — недостаточное, по словам источников «Ленты.ру», финансирование в отрасли работ по ремонту и обслуживанию вооружения и военной техники, малые объемы запасных частей и ремонтных комплектов к уже закупленной технике. Основные средства направляются на производство и поставки новых систем вооружения, что создает опасный перекос, грозящий понижением исправности современной техники спустя несколько лет, когда пройдут первые гарантийные сроки.
Автор: Илья Крамник
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/06/07/fleetrepair2/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. Гардамир 11 июня 2016 07:08
    По русски "возвращение НА базу".
    1. pft,fkb 12 июня 2016 20:28
      Цитата: Гардамир
      По русски "возвращение НА базу".


      Русские моряки говорят "в базу". На базу спешит игрок в бейсбол...
    2. Комментарий был удален.
  2. avg-mgn 11 июня 2016 07:51
    Не может не радовать восстановление инфраструктуры, развитие производств ВПК. Техника обновляется стремительно и нельзя ни как допустить отставания в создании рем-баз способных обслужить то ее разнообразие, и мне кажется, что правильно идти по пути максимальной унификации узлов и агрегатов (безусловно, там где возможно), с целью снижения затрат на содержание и ремонт.
  3. Царь,простоЦарь 11 июня 2016 08:36
    Какой ужас. Ремонт кораблей в "пунктах базирования" будет вестись с помощью оборудования в 20-40-футовиках... Еще и на опыт Фолклендов ссылаются (82 г.). ЧТО можно поставить в контейнер? Мелкий ремонт катеров, может быть, но кораблей...!

    Может тогда легче "Камчатку" построить, и пусть ходит между "пунктами базирования" выполняя профилактику. Всё равно списочного состава кот наплакал, успеет.
  4. Верден 11 июня 2016 10:20
    Ключевая особенность новых промышленно-технических баз — мобильность. «Мы не привязаны к заводским мощностям. Мы можем отправить рабочую группу, способную решить большую часть задач, которые могут, в теории, возникнуть при текущем ремонте и поддержании готовности корабля в базе»,
    Чушь собачья. Чтобы автору такой идеи всю жизнь ездить на автомобиле, отремонтированнм в подобной мастерской. Ремонт корабля - не домашние поделки. Не похож он на ремонт машины в гараже. Он невозможен силами гастарбайтеров. Он невозможен без высокоточных токарных, сверлильных, фрезерных станков. А эти станки требуют в свою очередь точной установки на специальные фундаменты. Для регламентного ремонта мастерские должны быть оборудованы прямо в местах стоянок, чтобы вернувшийся из похода корабль мог сразу приступить к ремонту. Оно понятно, что это обойдётся в копеечку. Но простой большого корабля обходится ещё дороже.
  5. severyanin 11 июня 2016 11:45
    Статья - реклама ПГ "Новик". Ключевой "посыл" - мало "бабла", надобно больше, больше, а мы вам за это "на коленке" будем корабли ремонтировать! wassat
    Знаком я с этой конторой, она в качестве котрагента на ркр "Устинов" работает, кое-что из систем ремонтирует...
  6. Денис-Скиф 11 июня 2016 15:52
    внатуре на ёу
  7. pft,fkb 12 июня 2016 20:35
    Любая серьезная ВМБ помимо гидротехнических сооружений и прочих бытовых построек обязана иметь береговую ИНФРАСТРУКТУРУ. Это, в том числе, судоремонтные мощности, позволяющие провести текущий ремонт кораблей, регламентные работы, без перехода на СРЗ. Без ее наличия, даже стоянка корабля проблематична. Угробили в свое время корабли первого ранга...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня