«За мир без аннексий и контрибуций»

«За мир без аннексий и контрибуций»


«Лента.ру» продолжает цикл публикаций, посвященных революционному прошлому нашей страны. Вместе с российскими историками, политиками и политологами мы вспоминаем ключевые события, фигуры и явления тех лет. Что собой представляла партия социалистов-революционеров до Февральской революции 1917 года? Когда она стала самой влиятельной немарксистской социалистической партией? О том, чем левые эсеры отличались от правых и как террористка Мария Спиридонова стала символом России, «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ Ярослав Леонтьев.

«Лента.ру»: Какое влияние на политический процесс в 1916 году оказали эсеры?


Ярослав Леонтьев: Влияние леворадикальных партий на политический процесс в 1916 году было минимальным. Они практически перестали существовать, но группы эсеров были в Петрограде, на Урале, в Сибири, Туркестане и других местах России. Они довольно активно распространяли Циммервальдский манифест, который признал Первую мировую войну империалистической со стороны всех вовлеченных в нее стран, осудил социалистов, голосовавших за военные бюджеты и участвовавших в правительствах воюющих стран, и призывал «начать борьбу за мир без аннексий и контрибуций».

Многие эсеры, в том числе левого крыла, в это время носили солдатские и офицерские погоны и матросские бескозырки. Среди офицеров и вольноопределяющихся было много вчерашних студентов, народных учителей, врачей, земских статистиков, кооператоров и агрономов — то есть это был типичный эсеровский «электорат». Встречались и отдельные капитаны и подполковники.

Эсеры готовились к выборам в V Госдуму, которые планировались на лето 1917 года, основательно: был создан общий народнический блок, куда входили народники-реформисты, народные социалисты и трудовики, включая Александра Керенского, который в этот момент тоже стоял на циммервальдских позициях, заканчивая радикальными эсерами. Начались агитационные поездки по городам.

В любой партии есть радикалы и консерваторы, правые и левые крылья или фракции. Такое же деление к 1917 году было и в ПСР. Расскажите, чем левые отличались от правых?

Термин «правые эсеры» — это недоразумение, ярлык, который был придуман и введен чекистами и большевистским агитпропом. Все это легко прослеживается по документам.

В партии были крылья умеренные и радикальные, но иногда более радикальными становились не левые, а те, кто по политическим воззрениям были правее. Можно использовать при их определении те термины, которые они сами использовали: максималисты и минималисты.

«За мир без аннексий и контрибуций»

Е.К. Брешко-Брешковская и А.Ф. Керенский. Середина 1920-х годов
Изображение: socialist-revolutionist.ru


В 1906 году после первого съезда ПСР от партии откололась «московская оппозиция» (будущие максималисты), они были сторонниками аграрного террора. Большинство же этот террор не одобряло. Максималисты оформились в самостоятельную организацию — Союз социалистов-революционеров максималистов.

Позже в ходу был термин «эсеры центра», дабы отделить их от организационного обособившихся левых эсеров, и, наоборот, оставшейся в партии немногочисленной группы правых, ориентировавшихся на Николая Авксентьева и Екатерину Брешко-Брешковскую.

А что такое аграрный террор?

Экономический террор: помогать крестьянам запускать «красного петуха», нападать на управляющих и заниматься самозахватом земли, то есть ведение партизанской войны на селе.

Так в чем же было основное различие между левыми эсерами и минималистами?

После откола максималистов некоторое время партия была единой, размежевание началось в годы Первой мировой войны, когда образовались два течения: оборонческое и интернационалистское. Тогда к эсерам-интернационалистам, тем, кто выступал с осуждением войны как империалистической и требовал немедленно выйти из нее, принадлежали как Чернов, главный теоретик партии и будущий председатель Учредительного собрания, так и один из будущих создателей партии Левых эсеров Натансон.

Советская историография ошибочно называет интернационалистами только левых эсеров, но и те, кого они называют правыми тоже были интернационалистами. Были, конечно, и «оборонцы» (они считали, что социалисты должны защищать родину против иноземного империализма), например будущий министр МВД Временного правительства и председатель Уфимской директории Николай Авксентьев. Еще более известным социал-оборонцем был Борис Савинков. Но он в современной терминологии скорее был национал-революционером, нежели эсером, он сам себя предпочитал называть «народоволом».

К ним относился и Илья Бунаков-Фондаминский, между прочим, один из эсеров, причисленный к лику святых Константинопольской православной церковью, в конце жизни он участвовал во французском Сопротивлении и погиб в 1942 году в Освенциме.

Интересно.

Да, эсеры и религия отдельная тема, среди эсеров встречались священники. Вопрос об участии священнослужителей в эсеровском движении мало исследован.

Вместе с тем еще во время Первой русской революции были случаи участия сельских священников в «крестьянских республиках». Из рядов социалистов-революционеров вышли такие известные духовные лица, как мать Мария (Кузьмина-Караваева), также прославленная ныне Константинопольским патриархатом как преподобномученица, и иерей Григорий Аверин, причисленный к лику новомучеников и исповедников российских в 2000 году.

«За мир без аннексий и контрибуций»

Мать Мария (Кузьмина-Караваева)
Изображение: psmb.ru

Кузьмина-Караваева после революции была городским головой в Анапе, а Аверин — председателем Кологривской земской управы. К числу активных левых эсеров в 1917-1918 годах принадлежал офицер и бывший народный учитель Тихон Голынский, в дальнейшем известный деятель Катакомбной церкви (архиепископ Антоний).

Выходит, что, несмотря на то, что пишут в справочниках, до революции 1917 года разделение у эсеров было весьма условное?

Именно так. Мало того, часть эсеров-максималистов вернулись в партийное лоно, после того как политическая полиция разгромила их организацию и казнила их лидеров. Дело в том, что после взрыва дачи Столыпина и громких экспроприаций, которые они совершили, полиция стала считать их самой опасной организацией для самодержавия.

Среди вернувшихся в лоно партии за границей после побега из женской каторжной тюрьмы была легендарная Наташа Климова, бывшая возлюбленная Соколова-«Медведя». Или, например, видный деятель Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч — первое антибольшевистское правительство России, организованное в Самаре — прим. «Ленты.ру») в 1918 году Прокопий Климушкин.

Как левые эсеры относились к террору?

Нормально относились, как и все эсеры. Даже внесли новую струю — так называемый «интернациональный террор», хотели организовать покушения на кайзера Вильгельма, Ллойд Джорджа, Жоржа Клемансо и даже американского президента Вудро Вильсона, то есть лидеров обеих империалистических коалиций.

Спиридонова и Прош Прошьян лично инструктировали Якова Блюмкина перед убийством посла Германии Мирбаха, а Каховская руководила ликвидацией генерал-фельдмаршала Эйхгорна в Киеве. Левые эсеры покушались на Блюмкина, заподозренного ими в сотрудничестве с ЧК, и убили чекистского агента, внедренного в Казанскую организацию. А в 1938 году Мария Спиридонова из Внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке обращалась с заявлением чуть ли не к Николаю Ежову о заброске террористической группы во главе с ней в Германию для покушения на Гитлера. Глядишь, превзошли бы Судоплатова с Кузнецовым.

«За мир без аннексий и контрибуций»

Гершуни и Спиридонова в Акатуе
Изображение: socialist-revolutionist.ru

В наше время практически нет женщин во главе партий. Тогда же одним из лидеров эсеров была Спиридонова. Что это был за человек?

Эсеры наследовали традиции народников и народовольцев, а у тех, как известно после разгрома и ареста основных лидеров «Народной воли», на свободе осталась только один член исполкома Вера Фигнер, которая руководила организацией почти два года. Покушение на Александра II до логического завершения довела, как известно, Софья Перовская, позже повешенная. Поэтому женщина во главе организации в русском революционном движении было делом уже традиционным. Можно еще вспомнить бабушку русской революции — так в 1917 году называли Брешко-Брешковскую. Она после возвращения из сибирской ссылки очень мощно работала на пиар эсеров.

Если говорить о Спиридоновой, то она — символ Первой русской революции, об этом говорили и кадеты, которые предоставили ей адвоката на ее процессе в Тамбове, и Ленин, и Кропоткин. Созданию сакрального образа поспособствовали поэты, например Клюев.

Почему Спиридонова была так популярна? Ведь она, насколько я помню, совершила покушение всего лишь на какого-то советника тамбовского губернатора.

Ее покушение в январе 1906 года на советника губернатора Гавриила Луженовского, который участвовал в подавлении аграрных выступлений во время революции 1905 года и был лидером тамбовских черносотенцев, получило не только общероссийский, но даже мировой резонанс. Она была зверски избита помощниками полицейского пристава и казаками и, возможно, изнасилована. Вскоре с наиболее зверствовавшими полицейским Ждановым и казачьим офицером Аврамовым расправились эсеры.

А кто раскрутил ее дело?


Это был журналист Владимир Попов, он провел расследование этого дела для либеральной газеты «Русь», благодаря этому и вошел в историю. Он писал в газете под псевдонимом В. Владимиров. Он публиковал ее письма к сестрам и матери. К ней на процесс приезжал возглавлявший тогда Союз адвокатов, член ЦК кадетов Николай Тесленко в качестве ее главного защитника, где называл ее «символом поруганной России». Эсеры активно пропагандировали ее поступок и ее преследование.

Кроме того, тогда была традиция, еще с «Народной воли», что когда кто-то шел на теракт, то делалась его фотографическая карточка. Потом их распространяли среди народа в виде почтовых открыток и публиковали в нелегальных и заграничных изданиях. Карточка Спиридоновой распространялась по всей империи, с этим связаны интересные истории. Где ее только не встречали (вместе с другой карточкой популярного в народе лейтенанта Шмидта)!

«За мир без аннексий и контрибуций»

Мария Спиридонова за решеткой тюремной больницы
Фото: РИА Новости

Поэт Николай Клюев свидетельствует о том, что увидел однажды фото Спиридоновой, вставленное в киот в красном углу в некоей крестьянской избе. Тамбовские крестьяне молились за нее в специально поставленной часовне во имя Марии Египетской. Революционерка София Дубнова-Эрлих, дочь историка еврейства Семена Дубнова, в своих мемуарах пишет, что неожиданно для себя увидела на собрании бундовцев в доме у старика Соломона рядом с мезузой и менорой фотографию Спиридоновой. Я уже не говорю, что она была у всех студентов и курсисток в съемных в складчину комнатах в доходных домах. Кроме того, все статьи о ней перепубликовывались социалистической и либеральной печатью на Западе.

Дальше под давлением общественности смертную казнь Спиридоновой заменяют на пожизненную каторгу. Ее этапируют в Бутырку, где к ней присоединяются еще пять женщин-террористок, а затем они едут по этапу в Сибирь. Это была триумфальная поездка, во всех городах, куда этот поезд прибывал, люди устраивали такой прием! Массовые митинги, девушек забрасывали цветами, вывешивались партийные баннеры с лозунгами ПСР. В Красноярске вообще рабочие окружили вагон и предлагали освободить девушек.

Но главное, что произошло на Нерчинской каторге, куда их доставили, — их встреча с создателями ПСР Григорием Гершуни, убийцей министра МВД Плеве Егором Созоновым, убийцей министра народного просвещения Боголепова Петром Карповичем и другими легендарными революционерами. Здесь Спиридонова сблизилась с будущим соратником по созданию партии Левых эсеров Прошьяном.

Партийная и народническая в более широком смысле слова печать продолжала следить за ее судьбой. Не раз ставился вопрос о ее побеге (как это удалось Гершуни и Прошьяну), Вера Фигнер собирала для этого средства, выступая на митингах за границей. Но ничего не вышло.

«За мир без аннексий и контрибуций»

Мария Спиридонова
Изображение: eBay

Про пиар в прессе понятно, про ее смелость и решительность тоже, но были ли у нее другие качества? Была ли она настоящим лидером или теоретиком? Например, историк Городницкий считает, что эсеры были примитивными, заидеологизированными людьми.

Доля правды есть во всем. Городницкий в разные годы писал и говорил разное об эсерах, были у него и определенные восторженные оценки, а здесь, скорее всего, он просто эпатировал публику. Городницкий занимался только Боевой организацией эсеров, а партия в целом состояла из разных людей, разных типажей, с разным образованием.

Были среди них блестящие ученые, цвет отечественной науки, такие как будущий академик-биохимик Бах и его ученик Збарский; знаменитый социолог Питирим Сорокин; создатель и директор Института мерзлотоведения Сумгин; директор Института почвоведения Ростислав Ильин; популяризатор зоологии и природоведения Лункевич; один из лучших русских экономистов Николай Кондратьев; этнограф и главный специалист у эсеров по национальному вопросу Брюллова-Шаскольская; замечательные писатели Михаил Осоргин, Иван Вольнов и Александр Грин; будущий фантаст, специалист по организации заповедников и зоопарков Туров (Борис Фортунатов). Да много кто еще был, юные Осип Мандельштам и Борис Пастернак примыкали к эсерам, а Сергея Есенина подвигла на вступление в ПСР жена Зинаида Райх.

Спиридонова же, конечно, не была теоретиком, но она оказалась литературно одаренным человеком, оставила интересную книгу воспоминаний о царском периоде, каторге, остались и ее пламенные статьи в эсеровской прессе. Она была талантливым агитатором и оратором, стояла в одном ряду с Луначарским, Троцким и Мартовым.

О советском времени она, к сожалению, ничего не успела написать, ее судьба сложилась трагически, ее снова ссылали сначала на три года, потом каждый раз срок продлевался, а затем в годы Большого террора ей дали 25 лет и уже в 1941 году расстреляли. Теоретиками у Левых эсеров были упомянутый Камков, Владимир Трутовский, Исаак Штейнберг, а Спиридоновой было отдано крестьянство, она стояла во главе Крестьянской секции ВЦИК.

В массовом сознании противостояние большевиков и эсеров сформировано советским кинематографом, где эсер представляет собой типаж этакого белого офицера, только в штатском, которой постоянно пьет и готовит диверсии. Но как только погружаешься в документы, видно, что все совсем не так. Расскажите, когда началось сближение эсеров с большевиками?

Оно происходило несколько раз, даже ставился вопрос о создании единой социалистической партии. Одним из приверженцев этой идеи являлся Натансон. Сближение было в 1905 году, во время революции, проводились совместные действия, конференции. В ходе самой революции в боевой штаб по руководству дружинами на Пресне входили как эсеры, так и большевики. Руководили штабом большевик Зиновий Литвин-Седой и эсер Соколов-«Медведь». До сих пор историки спорят, кто был на первой роли, а кто на второй в этом штабе.

В том же Циммервальде заседали вместе: Ленин, Мартов и Чернов с Натансоном. Подлинный блок большевиков и эсеров складывается в июльские дни 1917 года, когда происходят совместные вооруженные демонстрации, которые затем Ленин назовет «репетицией революции». Тут уже и Спиридонова, вернувшаяся из Сибири, пойдет на тактическое сближение и блокирование с большевиками. Наряду с Троцким и мичманом Раскольниковым Временное правительство бросило в «Кресты» Прошьяна.

Если взять народ, крестьян и солдат, то они вообще первое время не различали большевиков и эсеров. «Ты против войны? Против буржуев из Временного правительства? Значит свой», — такой был ход мысли.

Наивный вопрос: что бы сделали левые эсеры в России, будь перевес не на стороне большевиков, а на их стороне?

Ответить на ваш вопрос очень сложно. Там были миллионы обстоятельств и нюансов, бесконечные заговоры, перевороты и контрперевороты. Мне проще сказать, чего не должно было происходить, если бы эсеры оказались в большинстве. Само собой разумеется, не было бы раскрестьянивания, не было бы в таком виде коллективизации с раскулачиванием и спецпереселенцами и так далее. Никто бы не стал бороться с середняками в деревне. Этого не могло быть по определению.

«За мир без аннексий и контрибуций»

Первый ряд: Школьник, Гершуни, Спиридонова, Измайлович, Биценко; второй ряд: Созонов, Фиалка, Сидорчук, Езерская, Карпович
Изображение: Wikipedia.org

Не было бы и борьбы с церковью, хотя эсеры в большинстве своем были атеисты, она была бы просто отделена от государства. Сложно поверить, что они бы организовывали союзы воинствующих безбожников и взрывали бы храмы.

Плюс, конечно, они ратовали за демократический централизм. Не зря чекисты считали, что Кронштадтское восстание подняло на щит левоэсеровские лозунги: «власть Советам, а не партиям», «свободу социалистической печати» и прочие.

Возможно, это была бы попытка реализовать страну крестьянской утопии в хорошем смысле этого слова, вековую мечту Беловодья и Китеж-града, с опорой на кооперацию, которую нам описал Александр Чаянов в книге «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Это была бы другая страна.
Автор: Алексей Сочнев
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/06/11/eser_russia/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 35
  1. parusnik 2 июля 2016 08:27
    Вопрос об участии священнослужителей в эсеровском движении мало исследован...Да действительно так..литературы по этому вопросу мало..Статья понравилась, но не надо так идеализировать эсеров...Чего не было бы..Кто знает..Что было бы..
  2. Aleksander 2 июля 2016 08:59
    Спиридонова- в годы Большого террора ей дали 25 лет и уже в 1941 году расстреляли
    Да, левые эсеры получили сполна, наивно поверив и поддержав большевиков в 17м и начале 18го. И правильно
    1. Rivares 2 июля 2016 13:37
      Цитата: Aleksander
      Да, левые эсеры получили сполна, наивно поверив и поддержав большевиков в 17м и начале 18го

      Насколько я знаю "большевики" редко когда были в большинстве)), потому Ленин и метался пристраиваясь к другим партиям) каждый раз к разным. А эсеры получили то что заслужили.
  3. ПоручикТетеринъ 2 июля 2016 09:08
    Статья интересная. Эсеров действительно не стоит идеализировать--это все же были сторонники революционной идеологии, иными словами идеологии заведомо антигосударственной. Но, по состоянию на 1917 год, из всего спектра левых партий, эсеры выглядели самыми человечными, и, что важнее, много лучше большевиков. Именно по этой причине большевики и решились на захват власти--при честных выборах они получали менее четверти голосов депутатов Учредительного собрания. Победа же эсеров с большой долей вероятности привела бы к созданию в России примерно к 50-м годам нормального социально ориентированного государства, поскольку в таком варианте не было бы ни гражданской войны, ни уничтожения традиционной культуры России, ни разгрома зарождающегося фермерского хозяйства. И Второй мировой, скорее всего, не было бы, поскольку маньяк Гитлер не получил бы такой поддержки на выборах 33-го года, поскольку эсеровская Россия не заключала бы Брестского мира. А если бы нацисты и пришли к власти, то война на два фронта немцам была бы гарантирована--Англия и Франция рассматривали бы Россию как своего союзника и о совместных действиях удалось бы договориться много ранее 1941 года.
    1. tatra 2 июля 2016 09:45
      Как ВСЕГДА ,у вас ,врагов коммунистов ,ничем не обоснованные ,бездоказательные бредни .

      Вы враги коммунистов способны все только разрушать ,уничтожать и грабить свою страну и народ .
      Большевики-это единственные ,кто могли бы спасти Россию в той ситуации .Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»
      "России грозила полная анархия, анархический распад, он был остановлен коммунистической диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился подчиниться. Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался, выдохся. Война докончила процесс разложения... Большевизм, подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая с одной стороны могла докончить разложение старого и с другой стороны организовать новое. Только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктам и реальным соотношениям»
      1. ПоручикТетеринъ 2 июля 2016 10:28
        Уважаемый tatra, позволю себе с вами не согласиться. Ваш тезис о разрушительности антикоммунистических сил является несостоятельным. Коммунизм,в силу своей революционной идеологии, является идеологией поддерживающей примат разрушения над созиданием, поскольку самая идея революции как общественного переворота предполагает разрушение существующего социального порядка с целью его замены. Это подтвержается, в частности, историей коммунистического движения--везде, где коммунисты приходили к власти, они осуществляли это через насилие--Россия, Китай, Корея, Куба, Вьетнам--во всех этих странах, за исключением, пожалуй, Вьетнама, приход к власти коммунистических сил сопровождался гражданской войной.
        Что же до приведенной Вами цитаты Бердяева, то с нею я решительно не согласен, равно как не могу согласиться с самой философией Бердяева после 1917 года. Николай Александрович так и не сумел признать ошибочность своих марксистских убеждений юности, что и оказало влияние на его позндюю философию, которая построена на явно диалектическом фундаменте, что в свою очередь, не дает оснований считать непредвзятым отношение Бердяева к коммунистическим идеям и октябрьскому перевороту 1917 г. в частности. Предвосхищая Ваш вопрос почему я считаю марксизм ошибочным, заранее отвечу, что марксистская теория деления общества на два класса является глубоко политизированной и не учитывает, что в реальности общество делится не на два, а на много большее количество социальных страт, каждая из которых имеет собственные общественные интересы. Тем самым, задача государства в реальности сводится к тому, чтобы не "покончить с эксплуатацией", а достичь консенсуса между интересами данных социальных страт.
        1. tatra 2 июля 2016 10:39
          Да ,враги коммунистов НИКОГДА не допускали коммунистов через выборы до власти в странах мира .
          Да ,враги коммунистов после насильственного захвата коммунистами и их сторонниками власти развязывали гражданские войны ,как это было после Октябрьской революции в Советской России ,как враги коммунистов ,захватившие республики СССР с целью их разграбления ,ограбления и геноцида народов ,опять развяжут Гражданскую войну ,если коммунисты/социалисты ,захватят власть .
          Коммунисты на территории СССР -это масшабн6ое развитие страны и большие социальные блага для народа , враги коммунистов-это масштабная деградация страны и обнищание страны и большинства народа при халявном обогащении врагов коммунистов .
          И клевета на коммунистов-это единственное оправдание для врагов коммунистов захвата ими СССР и их преступлений .
          1. Rivares 2 июля 2016 15:50
            Цитата: tatra
            Да ,враги коммунистов НИКОГДА не допускали коммунистов через выборы до власти в странах мира .

            Может расскажите откуда, как, и на какие деньги появились эти мифические коммунисты?
            И в первую очередь, кому они тогда были выгодны))))
            1. tatra 2 июля 2016 18:01
              Ха ,коммунисты появились оттуда же ,откуда и мифические антикоммунисты .
              Глупый вопрос .
              1. Rivares 2 июля 2016 19:53
                Цитата: tatra
                Ха ,коммунисты появились оттуда же ,откуда и мифические антикоммунисты .
                Глупый вопрос .

                Антикоммунисты не могли возникнуть без коммунистов. Не увиливайте.
                Теория - еврейская.
                Финансирование - еврейское.
                Активные руководители - большинство евреи.
                Выгоду получили - евреи.
        2. Rastas 2 июля 2016 17:59
          А капитализм пришел на смену феодализму не революционным путем? Нидерландская революция, реформация в Германии, Английская революция, Американская революция и война за независимость североамериканских штатов, Великая французская революция, революционные национально-освободительные движения в Италии, Греции и Южной Америке, наконец, "весна народов" 1848-1849. Молодой капитализм прорубал себедорогу таким же способом, потому что те, кто находится у власти, не отдаст ее так просто. Не питайте иллюзий, в мире, где существует власть имущих, расслоение общества по имущественному признаку, никакого консенсуса и согласия быть не может. Об этом еще древние философы говорили. Коммунизм как раз теория не разрушения, а созидания нового общества без эксплуататорских классов. А вот методы могут быть разными. Бернштейн и Каутский в Германии и Плеханов у нас доказывали, что нужно постепенное созревание "пирога социализма". Ленин и Люксембург замечали на это, что такой план постепенного врастания в социализм не получится, ибо капитализм слишком силён, он способен «переваривать» ростки новых отношений. И действительно, в той же революции в Германии 1918, социалисты пошли на согласие с либералами и были выкинуты ими, что привело Германию в кошмар 20-30-х годов. В Греции в годы гражданской войны в 1946 коммунисты достигли соглашения о прекращении сопротивления, после чего большинство из них были уничтожены в собственных домах. Мысль о насильственном свержении капитализма тоже пришла не сразу, а после долгих попыток на протяжении 19 века нести официальную пропаганду, которая подавлялась властями. Другого пути не было, кроме свержения объективно.
    2. AK64 2 июля 2016 10:01
      Но, по состоянию на 1917 год, из всего спектра левых партий, эсеры выглядели самыми человечными, и, что важнее, много лучше большевиков.


      Фашисты они. Фашисты.
      Ср Керенского с Муссолини или Гитлером: совершенно те же замашки.
    3. Нагайбак 2 июля 2016 12:16
      =ПоручикТетеринъ"Победа же эсеров с большой долей вероятности привела бы к созданию в России примерно к 50-м годам нормального социально."
      Да да... да вот только бы да кабы мешают. ))) Эсеры те же революционеры. Не любимых Вами евреев в их партии было не меньше если не больше чем у большевиков.))) Крови на не меньше чем на большевиках.))) Чем же они лучше?))))
      Вся страна была охвачена революционным движение от анархистов-коммунистов до разного рода социалистов. Они все были хороши.))) И все были виноваты в развале страны как и кадеты с октябристами.
      У Деникина в 1 Ледяном походе около 4 тысяч человек было. У Дутова около тысячи если и набралось то и то хорошо. О чем Вы вообще?)))
      Справедливости ради считаю, что Николай 2 больше всех виновен в произошедшем.
      Остальное бы бы бы комментировать смысла не вижу.)))
      1. ПоручикТетеринъ 2 июля 2016 12:37
        Любезнейший, я и не отрицал наличие в обществе образца конца 1917 года революционных настроений, за тех же эсеров готовы были проголосовать около половины депутатов Учредительного собрания. Да, до 1917 года на руках эсеров было немало крови, этого я также не отрицаю. Но речь идет о том, что в случае взятия эсерами власти гражданской войны не было бы--эта партия, в отличие от большевиков не была нацелена на сосредоточение всей власти в своих руках. Как не было бы и "раскулачивания" и прочего поиска "врагов народа". Относительно сослагательного наклонения в тексте моего комментария--я описывал возможный ход истории в случае победы эсеров на выборах--отсюда и частица "бы" в тексте.
        Обвинения же в адрес Николая II лично я считаю бессмысленными--он сделал все, что должен был сделать нормальный правитель государства. Если же пытаться обвинять его в том, что он не знал реального масштаба февральского заговора, то это равноценно обвинению Гая Юлия Цезаря в предательстве Брута и начале гражданской войны в Риме.
        Относительно численности белых армий, то осмелюсь заметить, что к 1919 году на Юге России число белых достигало 300 тысяч человек, а на востоке--500 тысяч, причем, в отличие от красных, без массовых мобилизаций. И воевали в составе белых не только дворяне или офицеры--достаточно вспомнить Ижевский и Воткинский полки--они ходили в атаку под "Марсельезу", но против большевиков.
        И, к слову сказать, лично для меня не имеет значения национальный состав той или иной партии в 1917 году--антисемитизмом я не страдаю и каких-либо предубеждений против евреев не имею.
        1. AK64 2 июля 2016 12:55


          Любезнейший, я и не отрицал наличие в обществе образца конца 1917 года революционных настроений, за тех же эсеров готовы были проголосовать около половины депутатов Учредительного собрания. Да, до 1917 года на руках эсеров было немало крови, этого я также не отрицаю. Но речь идет о том, что в случае взятия эсерами власти гражданской войны не было бы--эта партия, в отличие от большевиков не была нацелена на сосредоточение всей власти в своих руках. Как не было бы и "раскулачивания" и прочего поиска "врагов народа".


          Правда?
          То есть эсер Керенский вовсе не диктатуру устанавливал? И "эсеровский мятеж" жто такая ошибка?

          Ещё раз: сравните Керенского с Муссолини или Гитлером -- ведь один в один калечка. (вплодь да такой смешной детали как свастика на керенках -- и не надо баек что это "случайно так вышло и она=и не это имели в виду")

          Ещё раз: эсеры это по сути фашисты -- это фашисткая партия. И вообразить себе фашистов которые вдруг да решили с кем-то там властью поделиться у меня не получается совершенно.

          ЗЫ: с лета и по октябрь 1917-го у власти находились именно эсеры. Ну и как нарулили? Здорово вышло?
          1. ПоручикТетеринъ 2 июля 2016 13:46
            Насчет характеристики эсеров как фашистской партии я с Вами не согласен. Для фашизма характерен этатизм, милитаризация общества, крайний национализм--на грани шовинизма или же непосредственно шовинизм. Ничего из перечисленного для эсеров не было характерно--они были типичной левой партией. Да, в случае диктатуры эсеры могли изменить позицию на отдаленно схожую с фашистской, но этого не произошло. Что же до власти--и после Корниловского выступления в составе правительства были как эсеры, так и меньшевики вкупе кадетами( конституционными демократами). Эсеры за полгода власти так и не решились устранить из политческого поля другие партии. Большевики через полгода, воспользовавшись покушением на Мирбаха, моментально арестовали левых эсеров. Я не могу оправдывать или поддерживать действия ни большевиков, ни эсеров, но последние все же (насколько это применимо в данной ситуации) выглядят человечнее.
          2. Rastas 2 июля 2016 17:48
            Простите, как эсеров можно относить к фашистам? Фашизм подразумевает под собой передачу власти корпорациям, которые,подминают под себя профсоюзы и выстраивают власть с низших ступеней организации до самого управленческого верха. Муссолини говорил, что фашизм можно заменить понятием корпоративизм.
            1. AK64 2 июля 2016 18:43
              Простите, как эсеров можно относить к фашистам? Фашизм подразумевает под собой передачу власти корпорациям, которые,подминают под себя профсоюзы и выстраивают власть с низших ступеней организации до самого управленческого верха. Муссолини говорил, что фашизм можно заменить понятием корпоративизм.


              Мне кажется, Вы неверно поняли слова муссолини. А он имел ввиду не существующие "межнациональные корпорации", а корпорации, или самоорганизацию, людей в общины. (При этом не суть важно что он говорил не то что думал, ка не важно ито что он думал -- важны именно лозунги)

              Фишизм прежде всего это крайний популизм. (Не всякий популизм обязательно фашизм -- но всякий фашизм обязательно популизм.) Затем это построение довольно таки тоталитарного государства с опорой на этот популизм. Затем это опора на мелкую буржуазию (в российских условиях это крестьянство). А Ваши "корпорации" это сельская община, которую эсеры планировали укреплять.

              Вообще же партия эсеров даже по названию "национал социалисты". Национал-социализм = народный социализм. И у эсеров в точности то же самое: народники, друзья народа, явный аппил к "народности" сирец нации. Общины, колхозы -- это всё их лозунги, эсеровские -- вот это и есть эти самые "корпорации" Муссолини.

              А уж сколько постов и должностей под себя Дуче-Керенский подгрёб.... Он не метил в диктаторы -- он им уже фактически был.

              А "выборы"... А что выборы? Ведь и Гитлера выбрали
              1. Rastas 2 июля 2016 18:50
                Нет, ну сельскую общину те же эсеры планировали организовать в качестве сомауправлющейся организации, пользуясь разработками русских народников, программами Герцена, Бакунина и др., где решения будет принимать коллектив на собраниях ее членов, руководство будет избиремым членами коллектива. При фашизме же власть в организациях получает высшее звено, т.е. руководство, при этом мнение работников не учитывается совсем, трудовые собрания не проводятся, профсоюзы отсутствуют.
                1. AK64 2 июля 2016 22:25
                  Нет, ну сельскую общину те же эсеры планировали организовать в качестве сомауправлющейся организации, пользуясь разработками русских народников, программами Герцена, Бакунина и др., где решения будет принимать коллектив на собраниях ее членов, руководство будет избиремым членами коллектива. При фашизме же власть в организациях получает высшее звено, т.е. руководство, при этом мнение работников не учитывается совсем, трудовые собрания не проводятся, профсоюзы отсутствуют.


                  Какая разница что они "планировали"? Речи Муссолини тоже вполне "планирование". Все они демагоги и популисты.

                  Ещё раз говорю: сравните Керенского и Муссолини и Гитлера --- ведь один-в-один картинка.

                  И у Вас, к слову, неверные, как мне кажется, предвставления о фашизме: в той же Германии элментов социализма было куда больше, чем, скажем, в Англии.
        2. Нагайбак 2 июля 2016 22:16
          Отвечу на эту часть Вашего коммента, так как остальное просто словоблудие уж извините за прямоту.
          Прогнозы они и есть прогнозы, а это дело не благодарное.
          ПоручикТетеринъ"Относительно численности белых армий, то осмелюсь заметить, что к 1919 году на Юге России число белых достигало 300 тысяч человек, а на востоке--500 тысяч, причем, в отличие от красных, без массовых мобилизаций. И воевали в составе белых не только дворяне или офицеры--достаточно вспомнить Ижевский и Воткинский полки--они ходили в атаку под "Марсельезу", но против большевиков."
          Вы привели цифры именно после массовых мобилизаций.))) Ижевский и Воткинские полки были аж на Дальнем востоке сформированы. А до этого они были дивизиями и бригадами. Под марсельезу они ходили в ножевые атаки именно под руководством эсеров.коих в их рядах было предостаточно. Они же и руководили восстанием ижевских рабочих. А я Вам привел цифры за 18-й год именно когда были добровольцы. Так вот в 18 году у Деникина было около 4-х тысяч человек. По сути из 300 тысячного офицерского корпуса его никто не поддержал тогда вот о чем я писал.
          И к слову сказать обычно наши сайтовские белогвардейцы на чем свет клянут евреев и большевиков.))) Видимо Вы белая ворона.))) Но это не плохо.)))
  4. kit_bellew 2 июля 2016 10:16
    Историки, хвостом вас по голове!... © Румата Эсторский.
    Цитата: Автор
    Само собой разумеется, не было бы раскрестьянивания, не было бы в таком виде коллективизации с раскулачиванием и спецпереселенцами и так далее. Никто бы не стал бороться с середняками в деревне. Этого не могло быть по определению... Возможно, это была бы попытка реализовать страну крестьянской утопии в хорошем смысле этого слова, вековую мечту Беловодья и Китеж-града, с опорой на кооперацию

    Все партии хорошие, пока к власти не придут. Если бы вместо большевиков победили эсеры, уверен, там нашлись бы свои якиры и уборевичи. И вообще революция в России затевалась империалистами вовсе не для того, чтобы строить крестьянские утопии. Вспомним из школьного курса термин "огораживание". Вспомним цели, с которыми это огораживание будущий капитал устраивал в собственных странах. Неужели же, уничтожив собственное крестьянство, они стали бы сдувать пылинки с нашего? Смех, да и только...

    Цитата: ПоручикТетеринъ
    Победа же эсеров с большой долей вероятности привела бы к созданию в России примерно к 50-м годам нормального социально ориентированного государства, поскольку в таком варианте не было бы ни гражданской войны, ни уничтожения традиционной культуры России, ни разгрома зарождающегося фермерского хозяйства. И Второй мировой, скорее всего, не было бы, поскольку маньяк Гитлер не получил бы такой поддержки на выборах 33-го года, поскольку эсеровская Россия не заключала бы Брестского мира.

    Победа кого угодно привела бы к компрадорскому капитализму образца наших дней примерно к середине 20-х годов ХХ века, если бы не группа государственников во главе со Сталиным. Только не будем забывать, что в те времена не было бы остатков наследия СССР, которое пока еще позволяет РФ трепыхаться. Не было бы заделов промышленности, образования, медицины - ни черта бы не было. А были бы сплошняком иностранные концессии. Что до Брестского мира, то, если б его не было, Англия и Франция вели бы на Западном фронте что-то типа "странной войны", пока Россия и Германия кушали бы друг друга. Напомню, что Первая мировая именно ради этого и затевалась. Конечно, в реальной истории нас пытались кушать английские и французские экспедиционные корпуса, но все это, с учетом отсутствия сухопутных границ с этими странами, были бы цветочки по сравнению с продолжением войны. Без сепаратного мира нам был бы каюк при любом раскладе: либо нас добивал бы Тройственный союз, который бы в дальнейшем добивала Антанта, либо мы добывали бы Тройственный союз, после чего Антанта добивала бы нас. Они ж и так хотели нас добить, только вот благодаря Брестскому миру Россия еще сохранила достаточно сил, чтобы и внешнего, и внутреннего супостата забороть.
    Про Гражданскую войну. Неужели же вы думаете, что при приходе к власти эсеров не было бы недовольных? Ведь дворянство, как и буржуазию, все равно упразднили бы. И Лондон, как и в реальной истории, все равно проспонсировал бы недовольных.
    Ну а что касается Второй мировой... Западных капиталистов Россия устраивает только в одном виде: слабая, расчлененная на марионеточные княжества, работающая исключительно на вывоз своих природных богатств в страны Запада. Чем бесплатнее, тем лучше. Кто бы не пришел к власти в России, вздумай он строить сильную независимую страну, он получил бы и войну, и внутренние заговоры, как оно и было при Сталине.
    1. tatra 2 июля 2016 10:21
      Вы уж или трусы наденьте ,или крестик снимите . Или Вы вместе с преступной антисоветской бандой будете клеветать на Ленина и большевиков ,устроивших Октябрьскую революцию ,или Вы нормальный честный и здравомыслящий человек .
      1. kit_bellew 2 июля 2016 10:59
        Я не буду сейчас рассусоливать на тему "а был ли Ленин германский агент?", ибо не об этом речь. В ВКП(б), как мы хорошо знаем, единомыслия не было. Почему вы допускаете конструкцию "Ленин и большевики"? С таким же успехом, а главное - с такой же исторической достоверностью - можно сказать "Троцкий и большевики". Но при этом смысл фразы меняется на 180 градусов, не так ли?
        Сейчас достаточно много извлечено на свет архивных документов, раскрывающих деятельность многих и многих региональных деятелей ВКП(б), являвшуюся прямо преступной по отношению к советскому народу, направленную на подрыв доверия к правительству Сталина. Они, функционеры ВКП(б), ответственны, к примеру, за чудовищные преступления (некоторые говорят - перегибы) во время коллективизации. За что потом и были прижаты к ногтю. А конструкции типа "Ленин и большевики", "Сталин и большевики" позволяют нынешним либерастам кричать на каждом углу о кровавом сталинском режиме, о миллионах крестьян, расстрелянных лично Сталиным и о прочей антисоветчине. Так что вы уж, пожалуйста, воздержитесь от обобщений.
  5. AK64 2 июля 2016 11:43
    Господа спорщики, ваш учёный спор, что лучше -- чума или холера -- нелеп по определнию: обе лучше.

    И обе (и чума и холера) были иностранными агентами -- только разных стран.
    1. tatra 2 июля 2016 12:00
      Да ,по-вашей лживой ,клеветнической и откровенно бредовой "исторической правде ", враги коммунистов, немцы и американцы одновременно во время Первой мировой войны решили забацать СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ революцию в России ,чтобы сбросить с шеи народа такую же никчемную паразитическую биомассу ,как вы ,нынешние враги коммунистов ,а после Октябрьской революции моментально передумали ,оккупировали Советскую Россию и стали помогать врагам большевиков-белоказакам ,белогвардейцам ,и другим ,пытаться свергнуть власть большевиков .
  6. libivs 2 июля 2016 12:12
    Цитата: tatra
    Вы уж или трусы наденьте ,или крестик снимите . Или Вы вместе с преступной антисоветской бандой будете клеветать на Ленина и большевиков ,устроивших Октябрьскую революцию ,или Вы нормальный честный и здравомыслящий человек .

    Очередной товарисч безаппеляционно заявляющий,что антикоммунизм = русофобия? Не много ли на себя берете? Неужто есть желание опять поиграть в белых и красных? Если есть, то смотрим на Украину...
    1. tatra 2 июля 2016 12:30
      Да ,вы ВСЕ враги коммунистов на территории СССР что до 1991 года ,что после захвата вами республик СССР ,доказали тем ,что вы делали ,говорили и писали , что вы враги и СССР и советского народа ,и захваченных вами республик СССР и народов в них ,которых вы,как оккупанты ,ограбили и устроили многомиллионный геноцид народов ,и многовековой дореволюционной России ,чью историю ,культуру ,вы "выбросили в помойку ", состряпав вашу русофобско-антисоветскую "историческую правду " с "вечным комплексом жертв ".
      Вы в Гражданскую и Великую Отечественную были за оккупантов Советской России и СССР-интервентов и гитлеровцев ,вместе с ними убили десятки миллионов советских людей .
      1. libivs 2 июля 2016 12:52
        Дорогой товарищ, пардон, гражданин,действительно жутко хочет доказать, что только коммунисты имеют монополию на Россию. Кстати, гражданин классиков марксизма-ленинизма читал? А ведь марксисты первого разлива были самыми настоящими глобалистами, т.е теми с кем мы сейчас сражаемся... В общем разговор можно прекращать, человек фактически призывающий к гражданской войне в современных условиях на идеологической почве есть действительно враг самый настоящий.
        1. Rastas 2 июля 2016 18:27
          Нет, в настоящее время монополию на Россию имеет 1% населения, который доит остальную ее часть, убеждая при этом "денег нет, но вы держитесь". Кто такие глобалисты, и особенно, как вы с ними сражаетесь не очень понятно. И вообще, что вам не нравится в социалистическом учении, тоже не понятно. Таким образом, вам и учение Христа должно не нравится т. к., если его почитать, то он тоже призывал в своих проповедях к равенству и братству, т. е. по сегодняшним российским понятиям был самый настоящий баламут. А по поводу глобализма коммунистов, то тут они следовали по пути капитализма, когда тот приходил к власти. И мировая революция нужна была для банального выживания, ибо одна социалистическая Россия в окружении мощных капиталистических государств, обладающих мировыми ресурсами, была обречена, даже без вторжения извне.
          1. libivs 2 июля 2016 19:40
            Как Вам сказать. В принципе сами по себе социалистические идеи весьма привлекательны и интересны как альтернатива таким поганым, прямо сказать уродливым явлениям как современный глобализм или постсоветская олигархия...Но вот другое дело, как будут они воплощаться в жизнь и не будет ли перекосов. Ну вот нет сейчас того пролетариата о котором писал Маркс и капитал совсем другой. Кардинально изменилась мировая социально-политическая система. Ну невозможно государству в современных условиях планирование в том виде в каком оно было в СССР. Да и так ли нужно было государству определять потребности населения в носках и трусах? Нужен поиск новых подходов и иных творческих решений подобных китайским. К сожалению большинство левых в России, на мой взгляд, смотрят скорее в прошлое нежели чем в будущее. Прям наподобие Бурбонов, которые ничего не забыли и ничему не научились. Ну не секрет, что во всяком случае низовой электорат коммунистов мыслит категориями Гражданской войны: кто не с нами тот против нас, что собственно и продемонстрировал выше мой оппонент.
            1. Rastas 2 июля 2016 21:19
              Перекосы были неизбежны, поскольку Россия была первой страной в мире, которая пошла по пути строительства социалистического государства, заметьте при этом, что без больших предпосылок для этого в стране, потому что капитализм в России еще не установился окончательно, да и сознание рабочего класса вместе с крестьянством, касающееся своих интересов, наодилось на низком уровне по сравнению с европейскими странами. С другой стороны, как Великая французская революция оказала решающее влияние на весь 19 век, так и российская революция 1917-го сыграла такую же роль для 20 века. Европейские капиталистические страны пошли на социальные уступки, европейское рабочее движение стало более решительным, в европейских странах вынуждены были пойти на всеобщее избирательное право, расширение прав женщин, увеличение полномочий профсоюзов. Мир стал другим.
      2. Rivares 2 июля 2016 15:54
        Цитата: tatra
        что вы враги и СССР и советского народа

        "Советский народ" не существует как и Украинский народ.
        Термин Советский народ придумали коммунисты.
        Термин Украинцы ввели Немцы.
        СССР уже не существует.
        1. tatra 2 июля 2016 18:03
          Глупость какая-то . Раз СССР был ,то был и советский народ ,как была и есть Россия ,Германия ,так и был и есть российский и немецкий народы .
          1. Rivares 2 июля 2016 19:49
            Цитата: tatra
            Раз СССР был ,то был и советский народ

            Тогда раз есть украина значит есть и украинский народ....который раньше до этого назывался Русским, и вдруг чудесным образом превратился!
            Напомню, что народ который не помнит своих корней обречен быть навозом для других народов. В том числе и выдуманных древних Укров.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня