Как делают вертолёты

Казанский вертолетный завод — уникальное предприятие, это один из крупнейших производителей вертолетной техники в мире. Вертолеты, построенные на этом предприятии летают более чем в 100 странах мира. В прошлом году заводу исполнилось 75 лет, сегодня на предприятии осуществляется полный цикл создания вертолетов от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, обучения персонала и проведения ремонта.
Я расскажу и покажу вам, как делают современные вертолеты.



2. Сейчас на Казанском вертолетном заводе выпускают вертолеты Ми-8 и его модернизированную версию Ми-17, вертолеты «Ансат», осваивается серийное производство вертолета Ми-38.

Начнем осмотр со сборки Ми-8, одного из самых распространенных вертолетов в мире.



3. Сборка осуществляется на стапелях, представляющих собой закрепленные на каркасе пластины. Стапели могут отличаться не только в зависимости от типов, но и от модификаций вертолетов.



4. Со стороны стапели похожи на скелеты китов.



5. Интересно, что история Казанского вертолетного завода началась в Ленинграде, именно там был создан ленинградский авиационный завод. Позднее его эвакуировали в Казань. Здесь выпускались распространенные бипланы По-2. За годы войны их было выпущено около 10,5 тысяч. К концу войны в день с завода вылетало более 10 новых самолетов каждый день. После войны пришлось срочно осваивать производство неавиационной техники, в 1947-1951 годах с завода вышло более 9000 самоходных комбайнов.



6. В 1951 году на КВЗ началось производство вертолетов Ми-1. Для СССР это было первое серийное производство вертолетной техники. Затем на заводе освоили производство Ми-4, Ми-14 и уже упомянутые выше Ми-8, Ми-17 и «Ансат».



7. Культура производства очень высокая. Постоянно расширяется и обновляется производственная база, ведется техническое перевооружение и модернизация. Большое внимание уделяется обучению и повышению квалификации сотрудников. Сейчас на заводе работают 7000 человек.



8. Социальная политика на предприятии направлена на привлечение новых кадров и удержание действующих сотрудников. Льготные путевки и социальная ипотека — часть социальной политики.
Заботятся и о хлебе насущном, мне довелось пообедать в заводской столовой. Цены очень удивили.



9. Сфотографировал меню, на мой взгляд очень хорошие цены и ассортимент. Комплексный обед обойдется дешевле ста рублей.



10. Вернемся на производство.



11. Из готовых панелей собирают корпус вертолета. Параллельно собирают несколько бортов разных модификаций.



12. Одно из ключевых различий — с круглыми окнами транспортные версии, с квадратными —пассажирские.



13. Обратите внимание, что если суда собираются при помощи сварки, то здесь по-прежнему основные соединения выполняются на заклепках.



14. К корпусам пристыковывается хвостовая балка.



15. По мере продвижения по цеху вертолеты приобретают все более законченные черты.



16.



17. Основные модификации М-8, выпускаемые на Казанском вертолетном заводе в настоящее время:
Ми-8МТВ-1 (Ми-17-1В) — многоцелевая модификация, на основе которой выпускаются вертолеты различного назначения, например, летающий госпиталь.
Ми-172 — пассажирская модификация, предназначенная для перевозки пассажиров.
Ми-8МТВ-5 (Ми-17-В5) — транспортная модификация, предназначенная для транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске.



18. Транспортная версия.



19. Еще один транспортник.



20. После сборки вертолет отправляется в мойку, а затем под покраску.



21. Для покраски используются специальные камеры.



22. Чтобы краска не попала куда не нужно, эти элементы закрывают пленкой. О том, как происходит покраска авиационной техники, я писал в репортаже «Как красят самолеты».



23. Кроме фюзеляжей некоторые детали красят отдельно.



24. Свежепокрашенный вертолет.



25. Один из основных заказчиков вертолетной техники — армия.



26.



27. Готовый вертолет в сборе.



28.



29. Посмотрим на готовую продукцию. Здесь уже знакомые нам Ми-8/17, а на переднем плане разработка Казанского вертолетнго завода — небольшой вертолет «Ансат».



30. «Ансат» по-татарски означает «простой». Это лёгкий двухдвигательный газотурбинный многоцелевой вертолёт на 7—9 мест.



31. «Ансат» может использоваться в разных вариантах: пассажирском, санитарно-спасательном, медицинском и так далее. Первые заказы на медицинскую версию вертолета поступили от Министерства Здравоохранения Республики Татарстан.



32. Мне понравились VIP-варианты. Выглядит очень по-европейски.



33. Ми-17-В5 в готовом варианте.



34. И какой же производственный репортаж без кошек? Чтим традиции.



35. Из цеха отправляемся на заводской аэродром. Здесь ведется облет вертолетов.



36. Ми-8 в очень красивой ливрее.



37. Стоимость вертолета Ми-8 начинается от 15 миллионов долларов и зависит от требований заказчика.



38. При покупке можно выбрать цвет. Мне нравится такой, но по требованию его покрасят так, как угодно заказчику.



39. Пока вертолет на земле, можно посмотреть на него поближе.



40. Красавец!



41. Нам повезло, это VIP-модификация.



42. Приборная доска выглядит аскетично.



43. Самое интересное в салоне.



44. Кожаные кресла.



45. Небольшая кухня.



46. Кухня полностью укомплектована. Заправляйся и лети!



47. Чашки - блюдца, все на месте.



48. Дополнительные места в салоне.



49. Санузел.



50. Тем временем в небе кружит «Ансат».



51. Вертолет мне тоже понравился. Выглядит современно. Стоит от 5 миллионов долларов.



52.



53. Внутри выглядит примерно так.



54. Напоследок мы «полетали» на тренажере в учебном центре завода.



55. Поездка на завод получилась очень насыщенной и познавательной.



56. Хочу поблагодарить сотрудников Казанского вертолетного завода за хороший прием и подробный рассказа и пожелать успешной работы.



Также благодарю специалистов министерства промышленности и торговли Татарстана, а также организаторов Нефорума, благодаря которым состоялась эта поездка.
Первоисточник: http://zhzhitel.livejournal.com/393528.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. V.ic 30 июня 2016 06:57
    20. После сборки вертолет отправляется в мойку, а затем под покраску.

    Это не мойка, а дождевальная камера, где выявляются протечки, после чего производится дополнительное нанесение герметика в местах протекания.
    1. Павел1 30 июня 2016 07:27
      вот эта надпись "осторожно свч" она для кого,на земле что ли радар включают,для чего? Или в небе местных небожителей предупреждают?
      1. ССИ 30 июня 2016 08:34
        Цитата: Павел1
        вот эта надпись "осторожно свч" она для кого,на земле что ли радар включают,для чего?

        Под радиопрозрачным кожухом, радар: метео, ТКАС, .... При наземных проверках техники предупреждают об опасной зоне... На самолетах "гражданах" то же самое, просто не пишут на обтекателях, на самолетах это выше расположено.
  2. CONTROL 30 июня 2016 07:24
    Часть оборудования - из того, что на снимках - мы монтировали (ну, я...); причём начинали в те годы, когда в стране был как бы местами слегка кое-где...как бы вроде - кризис!(затраты были приличные...)...А может, и не было его - кризиса...а нам только казалось? (Кстати, то же касается и других предприятий сходных отраслей промышленности.)
    В общем, укрепление "оборонки" начиналось тогда и в те годы, когда ни в СМИ, ни в НАТе ни в ООНе - ни сном, ни духом!
  3. Владимирец 30 июня 2016 07:35
    Репортаж просто шикарный. good

    "Комплексный обед обойдется дешевле ста рублей."

    На сто рублей свадьбу можно сыграть. smile
    1. code54 30 июня 2016 11:21
      !!! good Скромненькую на двоих точно!
  4. инженер74 30 июня 2016 09:22
    Ми-8 наше всё!!! wink
    Не зря "золотой" Ми-8 в Люберцах поставили!
  5. Сочи 30 июня 2016 09:30
    Зрелищно, красиво, впечатляет. Умеем делать мировую продукцию. Я вроде не приделах... но горжусь.
  6. Dazdranagon 30 июня 2016 10:40
    13. Обратите внимание, что если суда собираются при помощи сварки, то здесь по-прежнему основные соединения выполняются на заклепках. - вообще-то с детского садика известно, что сварные соединения не терпят вибрирующих нагрузок... hi
    1. ССИ 30 июня 2016 10:50
      Цитата: Dazdranagon
      что сварные соединения не терпят вибрирующих нагрузок...

      А ряд заклепок останавливает рост трещин...
  7. Папандопуло 30 июня 2016 10:41
    Первые три фотографии представляют какой-то интерес, цена "европейского" вертолета в долларах, с терминами беда, котейки испуганные, перепосту неуд.
    1. Папандопуло 30 июня 2016 12:58
      ну ладно, ладно... хотябы азу по ТАТАРСКИ, а цены не в местной валюте которую ввел Шеймиев, или ее уже как и его отменили?
      1. Котяра Жирный 1 июля 2016 20:22
        Любезный! Вам не нравится азу по татарски, вертолёт Ми-8, цены в их столовой? Что конкретно Вам не ндравится? Коты заводские? Или Вы как мистер Смолет из того мультфильма?
  8. code54 30 июня 2016 11:24
    На второй фотке в цеху Что за ребра-пластины серые под потолком? Подскажите!?
  9. sub307 30 июня 2016 11:42
    Отличная экскурсия! Автору спасибо.
  10. ivanovbg 30 июня 2016 12:17
    Оличная статия, спасибо автору. ВИП-вертолет у России получился лучше, чем вертолеты Эрбас. Только не знаю, разрашает ли Европа доступ российских вертолетов на свой рынок и дает ли им летать в европейское воздушное пространство?
  11. gladcu2 30 июня 2016 16:55
    Интересно.

    По статье замечу два следующих вопроса.

    Уровень производства.

    Хороший. Современный. Правда абсолютно ничего нового. То что видно это то что должно было быть ещё лет 20 назад. Я бывал на нескольких похожих предприятиях. Кстати видел русские делегации, которые осматривали производство и как видно не зря.

    Второй аспект.

    Социальная защита. Да, при капитализме человек идет на предприятие работать и получает социальную защиту. Именно так надо рассматривать устройство на работу при капитализме. И ни в коем случае не путать с Советским социализмом. Там социальную защиту создавало государство. При капитализме - корпорации.

    И это должно быть нормой в морали современного человека, руководителя предприятия, государственного чиновника.

    Ещё раз повторю. Не на работу просто, а на работу за социальную защиту. Что означает, что если вам денег не хватает на жизнь, это либо вас обворовывает директор предприятия, по необходимости либо по низкому уровню профессионализма.

    Таким образом приходим к выводу допускать уровень своей оплаты за однотипную работу ниже чем у вашего сотрудника это стыдно и аморально.

    Ну для школьников, которым сказали что капитализм это наше все. Корпорации вас защищают от капитализма. Внутри корпораций чистый социализм. А в больших, корпораций типа "Боинг" так там внутренний коммунизм, плановые без денежные взаимоотношения на уровне отделений предприятия. Деньги даются только для тех кто должен взаимодействовать в капиталистической среде.

    Надеюсь понятно.
    1. dionis 3 июля 2016 22:45
      Вы серьёзно? А можно поподробней.
  12. Котяра Жирный 1 июля 2016 20:26
    Прекрасный репортаж! Спасибо автору! Традиционная чистота в цехах, порадовали цены в столовой ну и коты... Рад за коллег из Казани!
Картина дня