Фашистский джихад

Фашистский джихад


80 лет назад, ночью 17-18 июля 1936 года началась кровавая гражданская война в Испании. «Но пасаран!», Герника, интербригады, Пассионария, легион «Кондор», советские военспецы — яркие моменты конфликта достаточно хорошо известны. Но мало кто помнит, что решающую роль в победах Франко сыграли мусульмане — марокканские части испанской армии, упорно проводившие джихад против безбожной республиканской власти. Чего они добивались? Насколько оправданной была их репутация убийц и насильников? Почему республиканцы не смогли перетянуть их на свою сторону? «Лента.ру» рассказывает об «исламском следе» той гражданской войны.

Начался конфликт с путча генералов против республики, к власти в которой после выборов 1936 года пришли левые силы. Первые два дня мятежа показали, что ультраправым генералам и их союзникам не удалось закрепиться в крупных городах Испании — республиканцы удержали более 70 процентов территории страны. Ситуацию спас только захват Севильи: на итальянских и немецких самолетах Франко смог перебросить на континент Африканскую армию, создав себе плацдарм на полуострове. Именно «туземные» подразделения, укомплектованные в испанской части Марокко, стали ударными частями фашистов — они отбили у республики Толедо и Овьедо, они шли в авангарде изначально победоносного похода на Мадрид.


Конечно, мусульманские подразделения сражались не только в испанской армии (можно вспомнить, например, французских зуавов). Но только испанцы использовали мусульман-иностранцев в сражениях со своими соотечественниками. Ирония истории заключалась еще и в том, что националисты считали свой мятеж «крестовым походом» против коммунизма, но воевали за них потомки изгнанных из Испании во время настоящих крестовых походов (Реконкисты) мавры.

Блицкриг с ножами

Регуларес (Fuerzas Regulares Indígenas — регулярные туземные силы) были набраны среди мусульман испанской части северного Марокко. Они отличились в сражениях с берберскими племенами в ходе Рифской войны (в 1920-х). Офицерский состав комплектовался из испанцев.

Пять полков регуларес (около 13 тысяч человек) перебросили из Африки в ходе первой военно-десантной операции такого масштаба в истории. Этим военные инновации «мавров» не исчерпываются: их движение на Мадрид в колоннах на грузовиках стало предтечей блицкрига (моторизированной переброски атакующей пехоты). Наконец, марокканцы одними из первых применили «коктейль Молотова» — против мощных советских танков Т-26, поступивших на вооружение республиканцев.

Фашистский джихад

Марокканские части готовятся к переброске в Испанию на борту немецкого транспортника

Статистика подтверждает высокие боевые качества мусульманских частей (как в начале войны, так и в более поздний период, когда их распределили по новым дивизиям все более боеспособной армии испанских призывников — для поднятия морального духа и передачи опыта). Например, из 85 частей, награжденных «Военной медалью» (за храбрость) в 1936-1939 годах, 35 (40 процентов) были укомплектованы маврами — хотя последние составляли всего десять процентов общей численности армии.

Количество убитых и раненых среди мусульманских частей было выше, чем среди других подразделений. Итальянские легионеры потеряли примерно пять процентов бойцов, фалангисты — около десяти, а мавры — до 15 до 27, по разным подсчетам. Больше пострадали только интербригадовцы: число убитых и раненых в их частях доходило до 33 процентов.

О причинах высокой смертности среди мусульман дает представление рассказ американского журналиста Джона Уитакера, присутствовавшего при боях за пригороды Мадрида. «Взвод из 50 мавров окружает здание, подавляет огонь защитников с первого этажа и врывается внутрь. Второй этаж они зачищают с помощью пистолетов-пулеметов и ручных гранат. Мавры спокойны, немногословны, профессиональны. Этаж за этажом они зачищают здание. Есть только одна проблема — когда работа закончена, в живых из мавров никого не остается».

Братство соплеменников

Впрочем, главным оружием мусульман считалась их устрашающая репутация садистов, убийц и насильников. Традиционный испанский образ мавра (жестокого разбойника, разоряющего христианские княжества) только усиливал страх перед ними. В битве при Хараме (1937) марокканцы вырезали роту французских интербригадовцев. Пошли слухи, что их еще и кастрировали, однако при осмотре трупов никаких следов надругательства не обнаружили. Изнасилования тоже известны главным образом по леденящим душу анекдотам, и исследователи конца ХХ века не смогли выяснить, насколько частыми на самом деле были такие происшествия.

На поле боя противника устрашал другой образ регуларес — хитрых и жестоких воинов. Например, в битве за Хараму они якобы вырезали несколько десятков часовых по одному, а целую роту британцев захватили в плен, запев «Интернационал» у ее окопа. Однако даже при минимуме критичности сложно предположить, что неграмотные кочевники-мусульмане, даже по-испански говорившие с трудом, могли убедительно пропеть «Интернационал» — скорее всего, такими историями республиканские войска прикрывали собственное ротозейство.

Что не вызывает сомнений (в отличие от подвигов с ножами) — так это высокий боевой дух мусульман. Несмотря на огромные потери, дезертиров среди регуларес было меньше, чем в других частях армии мятежников. Этому способствовала комплектация частей по системе десяток (ашра). В каждое отделение записывали членов только одной племенной группы, что предотвращало конфликты и облегчало коммуникацию (не говоря о сплоченности и желании мстить за погибших соплеменников).

Еще более важную роль в укреплении дисциплины играли офицеры-испанцы. Далеко не все командиры могли адекватно выполнять свои обязанности в мусульманской части — от них требовалась не только личная храбрость и готовность погибнуть в бою, но и умение находить общий язык с подчиненными. Поэтому лучше всего мавры сражались под началом офицеров, с которыми они «сработались» еще в колониальных операциях 1920-х годов, и жаловались на незнакомых им командиров.

Джихад на службе католиков

Однако важнейшей особенностью — и проблемой! — регуларес была их мусульманская религия. Франко и его генералы были готовы на все, чтобы не оскорбить чувства верующих марокканцев. Так, однажды Франко осматривал военный госпиталь, в одной из палат которого разместили раненых мавров — и распорядился убрать со стен палаты распятия. В 1938 году власти Тетуана в ультимативной форме потребовали выдавать мусульманским солдатам особую бумагу для писем домой, так как обычная была украшена христианской символикой, и родственники солдат могли заподозрить, что их обращают в католицизм.

Эти меры особенно пикантно смотрятся в свете того, что мятежные военные исповедовали идеологию клерикального фашизма (fascismo frailuno — монахофашизма, по выражению одного испанского социолога). Даже намека на католическую пропаганду в одном из писем было достаточно, чтобы вызвать бурю недовольства в МВД. Священнослужителей скоро перестали пускать в мусульманские палаты военных госпиталей, а в 1938 году сам Франко официально запретил обращать мавров в христианство — так как это могло повредить особой мавританской психике!

Фашистский джихад

Мусульманские войска около Навальканеро (октябрь 1936 года)

После такого уже не удивляют отдельные участки на кладбищах и прописанные в штате каждого госпиталя должности имама, мударриса (учителя и юрисконсульта), катиба (писца, ответственного за переписку неграмотных с родными) и мунадифа (для обмывания трупов). Флот выделил отдельный корабль и военное судно сопровождения для хаджа (паломничества в Мекку).

Франкистская пропаганда изображала республику «безбожной», нацеленной на разрушение любой религии — не только католичества, но и ислама. Нельзя сказать, чтобы это было ложью: в ходе идущих в Арагоне и Каталонии социальных революций рабочие и крестьяне активно сражались с церковью, обладавшей в Испании огромной властью и богатством. Даже в России в гражданскую войну не было столько случаев «адресного» насилия против церкви (сожженных храмов, зарезанных священников, изнасилованных монахинь).

Неизвестно, насколько близко к сердцу марокканцы принимали лозунги «войны за веру». В интервью с ветеранами, которые ученые провели уже в 2000-е годы, выяснилось, что в бой они шли с криками «Аллах акбар!» и были уверены, что осуществляют священный для мусульманина джихад. Однако, подчеркивают марокканские историки, даже если солдаты были не особо верующими и скептически воспринимали фашистский проект Франко, они не могли не замечать, что политическая обстановка в испанской части Марокко была более либеральной, чем в самой Испании.

Коммунисты-ксенофобы

Не меньшую роль в верности и стойкости регуларес сыграли ошибки республиканцев — они относились к маврам откровенно расистски и ксенофобски и даже не пытались переманить их на свою сторону. Более того, солдаты республики в принципе отказывались принимать пленных марокканцев, ожидая какой-нибудь подлости. Ясно, что принцип «пленных не брать» не добавлял мусульманам симпатии к противнику.

Фашистский джихад

Солдат регуларес около Гибралтара

Даже к сражавшимся в интербригадах арабам (главным образом коммунистам из Туниса, Сирии и Палестины) испанцы относились с презрением и подозрением. Ситуация немного изменилась лишь благодаря иностранным коммунистам. В 1936 году Коминтерн делегировал Наджати Сидки — палестинского подпольщика (учился в Москве и Ташкенте, был знаком со Сталиным, Зиновьевым и Бухариным) — для сочинения листовок на арабском и другой пропаганды среди мавров. С мегафоном в руке он призывал мусульман Франко переходить на сторону республики. Но все эти робкие попытки были обречены из-за непрекращающихся расстрелов пленных марокканцев. Более того, сама Пассионария (лидер коммунистов Долорес Ибаррури) выступила против любых союзов с «ордами мавров, гадкими дикарями, насилующими наших жен и дочерей». Сидки от такого отношения впал в депрессию и уехал из Испании уже в конце 1936 года.

Доблесть, стойкость и военные успехи регуларес интересны не только с точки зрения военной истории. Их роль в гражданской войне демонстрирует реальную опасность ксенофобии. Франко и его генералы, при всей «реакционности» их идеологии, оказались очень гибкими и прогрессивными в своем отношении к маврам. Выражая уважение к правам меньшинств и чужой культуре, они действовали фактически по стандартам западных армий ХХI века, тогда как революционные республиканцы, при декларируемом желании спасти угнетенных всего мира, остались в плену расистских предрассудков.
Автор: Артем Космарский
Первоисточник: https://lenta.ru/articles/2016/07/18/moors/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. Aleksander 23 июля 2016 08:05
    Интересная деталь войны, конечно, но не мусульмане были причиной поражения республиканцев, а помощь Германии, Италии и благосклонность других стран Запада
  2. parusnik 23 июля 2016 08:43
    С джихадом конечно , автор переборщил..Но марокканские дивизии,на тот момент были одни из боеспособных и дисциплинированных и самое главное не поддавались республиканской пропаганде.Они сыграли значительную роль в уничтожении Испанской Республики..На них то и сделал ставку Франко..
  3. Бифитер 23 июля 2016 09:17
    Любят у нас слово фашизм лепить к месту и не к месту.
    Корнет 12-го Гусарского Ахтырского полка, ветеран Гражданской войны, юношей воевавший у Слащева, прямой потомок героя Отечественной 1812 года, генерала-партизана Н.Д. Кудашева, князь Николай Кудашев посвятил этой войне и славной победе замечательные строки:



    «Ответный удар»

    Нам скажут: чужая победа,

    Чужого похмелья угар.

    Неправда! Нам близок в Толедо

    Отбивший врага Альказар.

    Мы первыми подняли знамя

    И первыми вынули меч.

    Изгнания годы за нами

    И горькая слава предтеч.

    Начало - в кубанских станицах,

    В Толедо - преддверье конца...

    Всех верных зовут причаститься

    Отчизне отдавших сердца.

    Понятными нам письменами

    Чеканится белая быль -

    Готовность идти за вождями

    На плаху и ранний костыль.

    Как белой идеи победа,

    Как первый ответный удар,

    Да здравствует наше Толедо!

    Да здравствует наш Альказар!»

    (1936)
    1. V.ic 23 июля 2016 15:50
      Цитата: Бифитер
      замечательные строки:

      Пробелы между строками убирать не умеете?
  4. Бифитер 23 июля 2016 09:24
    Хочется заметить автору что республиканцы в Испании в предшествующие годы развели совершенно дикий бардак. Бесконечные забастовки, убийства журналистов и чиновников, драки между вооруженными отрядами принадлежащими разным партиям...Анархисты и троцкисты- вот две самые многочисленные партии Испании.

    Марксистская агитация среди мавров, вот зачем нам это было надо?
    1. Rastas 23 июля 2016 17:07
      Что вы понимаете под словом бардак? Если понимать под ним деградацию страны, то бардак начался еще в начале 18 века со времен войн за Испанское наследство, а к началу 20 века бардак привел Испанию в захолустье Европы. На самом деле победившая левая коалиция предлагала вполне целостную программу переустройства общества и экономики, но шанса у них не было.
  5. василий50 23 июля 2016 09:38
    Спасибо автору за статью, и за то что не *побоялся* столь *скользкой* темы. Мне кажется что поражение республиканцев было в том что троцкисты и анархисты не имея программы развития стремились любыми способами захватить ВЛАСТЬ. Всё остальное для них было вторичным. Поэтому они не стеснялись выяснять отношения между собой с помощью оружия, а уж ко всем остальным относились как к законной жертве. Испанские коммунисты в своей массе были троцкистами, отсюда и *рррэволюционные* высказывания и *заскоки*. Ведь выступать гораздо легче чем строить или налаживать производство. Троцкисты стремились захватить ВЛАСТЬ любой ценой без программы будущего развития Испании.
  6. Rastas 23 июля 2016 11:31
    На самом деле принцип "пленных мавров не брать" пошел уже после учиненных марроканцами зверств против раненых и местных жителей (на которые франкисты закрывали глаза). Взятые в плен марокканцы через некоторое время смогли без риска для жизни передвигаться по улицам. Очень сильное влияние оказали на марроканцев их духовные лидеры, для которых победа республиканцев могла обернуться реквизицией имущества и потерей власти над народом, поэтому они призывали идти на службу к франкистам, забыв при этом, что это были оккупанты их земли. И именно в боях под Мадридом у моста Мансанарес впервые отличился будущий герой Сталинграда, а тогда старший лейтенант и инструктор по пулеметному делу Александр Родимцев, отразивший атаку марроканцев, пытавшихся захватить мост.
  7. Игорь К-град 3 августа 2016 10:19
    "Впрочем, главным оружием мусульман считалась их устрашающая репутация садистов, убийц и насильников. Традиционный испанский образ мавра (жестокого разбойника, разоряющего христианские княжества) только усиливал страх перед ними. В битве при Хараме (1937) марокканцы вырезали роту французских интербригадовцев. Пошли слухи, что их еще и кастрировали, однако при осмотре трупов никаких следов надругательства не обнаружили. Изнасилования тоже известны главным образом по леденящим душу анекдотам, и исследователи конца ХХ века не смогли выяснить, насколько частыми на самом деле были такие происшествия."

    Ну логика автора понятна: снова республиканцы всё напридумывали и типа все зверства гражданской войны сотворены республиканцами, а благородные франкистские кабальерос (в том числе марокканцы) типа вели себя "исключительно достойно". Снова подверстали преступления анархиствующих уголовников из ФАИ в неразберихе первых месяцев войны к Народному фронту в целом и к КПИ в частности.
    А может всё же прекратите передергивать в духе сегодняшней антикоммунистической моды? Потому что и франкистский террор был значительно более кровавый, чем республиканский, и марокканцы зверски насиловали испанских женщин - родственниц республиканцев, как только появлялась такая возможность, и католических священников убивали не только анархисты, но и франкисты (например в Стране Басков). Кстати о священниках. О причинах разборок с католической церковью довольно подробно написал участник тех событий будущий французский министр Андре Мальро в своём знаменитом романе "Надежда". Надо бы знать классику.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня