Начальник дороги жизни

Начальник дороги жизни


В 2003 году в соответствии с распоряжением администрации Санкт-Петербурга на фасаде дома № 4 по Манежной площади была установлена мемориальная доска с таким текстом: «В этом доме с 1943 по 1960 год жил один из организаторов Ладожской ледовой трассы «Дорога жизни» Василий Георгиевич Монахов».

Военинженер 1 ранга Василий Георгиевич Монахов окончил Академию Генерального штаба Красной Армии имени К.Е. Ворошилова 28 июля 1941 года. Из-за нехватки командных кадров в условиях начавшейся войны 103 первокурсника были выпущены досрочно.
Василий Монахов родился в 1902 году. В 19 лет поступил на службу в РККА. Участвовал в Гражданской войне и в советско-финляндской, за что был награждён орденом Красной Звезды. Именно полковнику Монахову было суждено стать первым начальником военно-автомобильной дороги № 101 – знаменитой «Дороги жизни».


Вот строки из наградного листа от 17 июня 1943 года, в котором Василия Монахова представляют к ордену Красного Знамени:
«Полковник Монахов возглавляет автотранспортную и дорожную службу фронта с начала Отечественной войны, работая в начале войны начальником Автодорожного отдела фронта, а позднее – с организацией во фронте Управления автотранспортной и дорожной службы – начальником этого управления. Всё новое дорожное строительство, эксплуатация дорог фронта в течение всей войны осуществлялись под непосредственным руководством и при прямом участии полковника Монахова. К числу таких работ относится в первую очередь строительство ледовой трассы через Ладожское озеро в зиму 1941 – 1942 года и 1942 -1943 года, строительство фронтовой дороги летом 1942 года, строительство переправ через р. Неву в 1942 и 1943 годах, строительство дорог в 67-й армии в период подготовки к прорыву блокады г. Ленинграда и во время самой операции и целый ряд других работ…»

Конечно, одна из высочайших заслуг полковника Василия Монахова – строительство Ладожской ледовой трассы. Вот как об этом рассказывает Валентин Ковальчук в своей книге «Ленинград и Большая земля»:
«С наступлением ледостава на Ладожском озере и прекращением водных перевозок Ленинград оказался в особенно трудном положении. Теперь связь Ленинграда со страной могла поддерживаться только самолётами. Однако, как уже отмечалось, решить проблему снабжения города с помощью авиации было невозможно.

В этих условиях единственный выход из положения состоял в строительстве зимней дороги по льду Ладожского озера. В этом и только в этом было спасение Ленинграда. Задача была чрезвычайно сложной, со множеством непредвиденных трудностей, ибо ничего подобного по своим масштабам в истории ещё не было. Гитлеровцы были уверены, что из этого предприятия ничего не выйдет, и в разбрасывавшихся ими листовках, злорадствуя, писали, что «по льду Ладожского озера невозможно снабжать миллионное население и армию». Но то, что казалось невозможным для фашистов, было осуществлено советскими людьми. Ледовая дорога была построена, и это имело решающее, жизненное значение для жителей Ленинграда и его героических защитников.
Подготовку к строительству ледовой дороги через Ладожское озеро Военный совет Ленинградского фронта решил начать уже в октябре 1941 г., когда через озеро ещё продолжались водные перевозки.

Руководство постройкой ледовой дороги, как отмечалось, было поручено Б.В. Якубовскому… Общее руководство постройкой ледяной дороги было возложено на начальника Автодорожного отдела военного инженера 1 ранга В.Г. Монахова.
Во второй половине дня 19 ноября, когда материалы ледовой разведки отряда Л.Н. Соколова были обработаны и систематизированы, Ф.Н. Лагунов, В.Г. Монахов и Б.В. Якубовский были вызваны к А.А. Жданову… Вечером того же дня был подписан приказ о создании ледовой дороги.

То, что фашисты считали невозможным, было осуществлено советскими людьми

Начальник дороги жизни


Приказ войскам Ленинградского фронта № 00172, называвшийся «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро», был подписан командующим войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенантом М.С. Хозиным, членом Военного совета фронта А.А. Ждановым и за начальника штаба фронта генерал-майором А.В. Гвоздковым».

Этим приказом, говорится далее в исследовании В.М. Ковальчука, на начальника тыла фронта генерала Ф.Н. Лагунова и комиссара тыла бригадного комиссара Н.И. Жмакина возлагалась организация автотракторной дороги через Ладожское озеро по трассе мыс Осиновец – о-ва Зеленцы с разветвлением на село Кобона и на село Лаврово с грузооборотом в оба конца 4000 тонн в сутки с поручением строительства дороги начальнику Автодорожного отдела Управления тыла фронта военному инженеру 1 ранга В.Г. Монахову. В подчинение Монахову выделялись 88-й отдельный мостостроительный батальон, 165-й строительный батальон и 14-й батальон обслуживания станций снабжения. Силами 64-го дорожно-эксплуатационного полка дорожно-комендантской службы на трассе создавались питательно-обогревательные пункты через каждые 7 км, перевалочные базы в Осиновце, на станциях Ваганово и Ладожское озеро, в сёлах Кобона, Лаврово. В районе Осиновца к 22 ноября для автотракторных перевозок было сосредоточено 60 тракторов, 120 автомашин и 150 саней.
Первые рейсы по ледовой дороге совершили автомобили 389-го отдельного автотранспортного батальона 17-й отдельной автотранспортной бригады. Уже вечером 21 ноября на восточный берег озера отправилась специально сформированная разведывательная колонна под командованием начальника штаба батальона старшего лейтенанта Е.А. Бирюковича. В колонне было десять автомашин ГАЗ-АА. Кроме командования батальона, её провожали командир 17-й ОАТБр Д.А. Биберган и начальник ледовой дороги В.Г. Монахов… В полночь по телефону поступил доклад, что первая колонна в количестве 10 автомашин прибыла в село Кобона.

За многочисленные заслуги полковнику Василию Монахову 17 января 1944 года было присвоено звание генерал-майора. Он был награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова II степени, Отечественной войны I степени и Красной Звезды, а также многочисленными медалями.
С сентября 1946 года генерал-майор Василий Георгиевич Монахов, кандидат военных наук, доцент, возглавлял кафедру дорожной службы в Военно-транспортной академии. Не стало человека, руководившего ледовой дорогой, благодаря которой город-герой выстоял, выжил, в 1960 году.
Память о нём жива.
Автор: Александр Колотило
Первоисточник: http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-55-35/item/29708-nachalnik-dorogi-zhizni


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. bionik 30 июля 2016 06:26
    "Дорога жизни" .
  2. Reptiloid 30 июля 2016 08:36
    Большое спасибо за статью.
    Вот о каких людях надо рассказать! !!!!!!
    Вот какие доски устанавливать!!!!!!
  3. Д.Дэн 30 июля 2016 10:50
    Лучше бы сему воину мемориал ставили а не менштейну Маннергейму...
  4. Горный стрелок 30 июля 2016 15:40
    Доска мемориальная - есть. И память о нем - есть. Удивительная судьба, и дорога эта, которой не должно было быть. Статистику почитаешь - ну посто удивительно, как в этих условиях можно было СТОЛЬКО привезти-вывезти. Да и с топливом и энергией тоже - нетривиальные решения в кратчайшие сроки.
  5. okroshka79 30 июля 2016 18:02
    Спасибо за очень интересную статью. Но очень уж скупо и мало написано! Хотелось бы от знающих специалистов цикл статей на эту тему. Трассировка, инженерные решения, охрана и оборона, обеспечение и поддержание в рабочем состоянии, наиболее интересные события на Дороге жизни и т.п.
  6. Pancho 30 июля 2016 21:57
    С детства читал о таких подвигах и как-то так вышло,что воспринималось все вроде как само собой разумеющееся.И только в зрелом возрасте до меня дошло какие это были подвиги и какие люди их совершали,"титаны"-не побоюсь этого слова.
  7. nnz226 27 сентября 2016 17:53
    Такую службу, как на "Дороге жизни", только русские могут выдержать. Смотришь хронику, и понимаешь, что мы действительно - НАРОД - ПОБЕДИТЕЛЬ!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня