Military Review

To beat or not to beat? on Iran ...

1
To beat or not to beat? on Iran ...A question that can not yet be resolved in the United States and Israel


The fact that the United States and / or Israel is about to attack Iran is being interpreted by the world media several years in a row already. After the capture of Iraq by American troops for about three years, the option of repeating the same scenario in Iran was seriously considered, that is, the air-ground operation of the US armed forces against the Islamic Republic and the full occupation of its territory were discussed. However, such plans in Washington were abandoned even during the reign of the administration of George W. Bush. But the possibility of an air-missile strike on Iranian nuclear facilities is still being discussed.

However, before discussing whether this strike will be inflicted or not, and if so, what the result will be, it is advisable to analyze the state of the modern Iranian military organization.

It is unique, because it coexists the armed forces that have survived from the reign of Shah Mohammed Rez Pahlavi, and the Islamic Revolutionary Guards Corps (IRGC), created after the overthrow of the monarchy. Moreover, both the Armed Forces and the IRGC have their own ground forces, Aviation and the fleet.

WEAPONS MUCH BUT OLD

The IRGC performs the functions of the “second army” and the internal forces of the Islamic regime. A certain analogue of this system was perhaps Nazi Germany, where, in addition to the Wehrmacht (armed forces), SS formations and units were formed. In fact, an integral part of the Islamic Revolutionary Guard Corps is the Basij militia of several million people. In addition, the IRGC includes a structure that performs strategic reconnaissance and sabotage functions - special purpose forces “Kods”.

Both the armed forces and the Islamic Revolutionary Guard Corps are subordinate to the spiritual leader of Iran (now Ayatollah Khamenei), and the elected president is only one of the 11 members of the Supreme National Security Council (executive political body).

Today, the equipment of the Iranian Armed Forces is so eclectic that the second such example anywhere on the planet can be found with great difficulty. It includes weapons and military equipment produced in the United States and Great Britain (supplied by the Shah), China and North Korea (obtained during the war with Iraq 1980-1988 and after it), the Soviet Union and Russia (re-exported from Syria, Libya and the DPRK at the time of the Iran-Iraq confrontation or bought in the USSR and the Russian Federation after its termination). These are mostly outdated samples. In addition, the maintenance of many of them (above all, of course, Western models of weapons and military equipment) is difficult due to the lack of spare parts. Since the losses suffered by Iran during the war with Iraq and the current state of military equipment are not precisely known, its number is estimated approximately.

The ground forces, numbering about 700 thousands of people (about half - the army, the same number - the IRGC), include 12 divisions (five infantry, two mechanized, three armored, one airborne, one special purpose) and two brigades (missile and transport) army, as well as about 20 divisions and more 20 brigades of the Revolutionary Guards Corps. The number of subdivisions, units and formations of the IRGC in 1,5-2 is smaller than the army, however, after mobilization in wartime, they are replenished by reservists and acquire a higher status.

There are approximately 1700 troops tanks, 700 infantry fighting vehicles, 600 armored personnel carriers, 2400 artillery pieces (including more than 300 self-propelled guns), 5000 mortars, 900 MLRS and the same number of anti-tank systems, 2000 anti-aircraft guns, 200 helicopters (I recall that this is an approximate estimate).

Speaking about the aviation of the armed forces, we should first of all mention the presence of 25-30 front-line bombers Su-24 and 30-35 MiG-29 fighters (some of them flew from Iraq after the start of "Storm in the Desert" and then were requisitioned by Tehran , others were purchased in Russia), as well as from 25 to 65 American F-14 fighter jets imported back in the 70-s. Interestingly, after the US Navy dismissed these machines (F-14 based on aircraft carriers), Iran remained the only country in the world to operate this type of aircraft.

In addition, there are from 120 to 200 old American F-4 and F-5 fighters and Chinese J-7 (degraded version of the MiG-21), as well as around 90 Soviet Su-20 / 22, Su-25, MiG-23 and French Mirage-F1 (they also flew from Iraq in 1991). Of this remarkable variety, most likely no more than 100 machines have retained their combat capability, but even they do not meet modern requirements (except maybe the Su-25, but their number does not exceed 13 units).

As for transport aircraft, there are about 100, including about ten IL-76 and five Boeing 747.

The air defense forces have 45 English rapids (30 "Rapier" and 15 "Taygerket"), 45 Soviet C-75 and 10 C-200, 150 US-based Advanced Hok (everywhere we are talking about the number of PU) . The Z-29 ZRS remains the world record holder in terms of range and altitude, but it is outdated and has very limited ability to work on low-flying and highly maneuverable targets. The newest Tor systems have a very small firing range (200 km), besides, they are simply too small. C-12 is as old as C-75, and it is completely inconsistent with modern requirements. American and British air defense missile systems also became unsuitable and, moreover, have no spare parts.

The situation would have changed dramatically if Iran had acquired the C-300 ground-to-ground missile system in Russia, but so far this transaction has not been realized and its prospects are foggy.

In the IRGC aviation, there are only training and auxiliary aircraft (more than 100 machines), but they include all Soviet-made, Korean, Chinese and local-made ballistic missiles (two brigades of tactical and tactical missiles each), the exact number of which is unknown.

As part of fleet armed forces - three submarines of project 877 (acquired in Russia in the early 90s), three frigates of the Alvand type of British construction (early 70s), two old (early 60s) American corvettes, 10 French missile boats (purchased during the Shah, recently re-equipped with Chinese anti-ship missiles S-801 and S-802), more than 100 patrol boats, about 30 landing ships and boats, including 14 - on an air cushion. There are two marines.

The IRGC fleet includes three or four ultra-small submarines, 10 rocket boats (RK) of the “Huanfen” type, built in China (similar to the Soviet RK 205 project), and the same number of small RK of the Chinese project, launched in Iran itself, several hundred patrol boats , several landing ships, six divisions of the coastal anti-ship missiles C-802, one brigade of marines.

In the conditions of a close shallow-water Persian Gulf, the low-noise submarines of the 877 project, as well as the ultra-small submarines that Tehran creates with the help of the DPRK, can be quite effective. The high potential of such weapons in the coastal waters of the North Korean sailors clearly demonstrated quite recently - apparently, the SMPL sank the South Korean corvette “Chong An”. Iranian frigates and corvettes do not represent a serious combat force, but numerous boats are capable of creating problems for the enemy. The country has launched large-scale construction of small-sized speedboats and the production of small-scale anti-ship missiles (ASM) "Nasr-1" (a copy of the Chinese C-704 for small RK). Because of their speed and small size, these boats are almost invulnerable, while either they are armed with anti-ship missiles or the MLRS.

Iran is actively trying to develop its own military equipment, which officials in Tehran regularly make loud and boastful statements about. But almost all of these statements are bluffs: the Iranian military industrial complex deals only with “variations on the theme” of foreign models at its disposal. For example, the “newest” fighter “Saega” was created on the basis of the American F-5, which appeared in the USA at the beginning of the 60's. The Jamaran ship commissioned in February of this year was loudly called the “missile destroyer”. In fact, it has a displacement of 1420 tons, armed with an Italian-made 76-millimeter cannon and two paired installations of Chinese C-802 anti-ship missiles. The ship was created on the basis of the aforementioned frigates of the "Alvand" type. These destroyers have a displacement of at least 5 thousand tons and an order of magnitude more powerful weapons. The tank now being produced in Iran, Zulfikar, is a copy of the T-72, and this is by no means improved. In general, Iran is repeating the Chinese way of copying foreign samples and creating their own by synthesizing Russian-Soviet and Western technologies. Only in China is the scientific and technological level much higher than that of Iran.

ROCKET-NUCLEAR FACTOR

Of course, the greatest interest is the question of the prospects for Tehran’s nuclear-missile program, because it is precisely this that can cause a blow to Iran. The problem, however, is that almost all the information about it is a mixture of Western and Israeli speculations and Iranian bluffs. To get the truth out of this is extremely difficult. It is only necessary to understand: both Western and Israeli speculations and the Iranian bluff work in one direction - an extreme overstatement of the real possibilities of the Islamic Republic, which in themselves are very small.


It is no longer a secret that Iran is developing the line of the Soviet missile P-17, so beloved by the Asian countries, better known under its western name Scud. From it, the Iranian Shahab-3 “grew up” with a range of 1,3-1,5 thousand km. In addition, Tehran acquired Dongfeng 11 (400 km) and Dongfeng 15 (900 km) missiles in China. Apparently, he is trying to construct tactical missiles based on anti-aircraft missiles of the obsolete Soviet ZRS systems (C-75 and C-200) (they will not hit the modern aircraft, but they may well be on ground targets). It is reported on the development of the rocket "Segil" with a range of up to 2 thousand. Km.

There are also a lot of unguided rockets (Zelzal, Nazit, Shahin), their flight range is from 40 to 150 km. Accuracy of missiles (even guided) is extremely low.

The likelihood of Tehran creating long-range missiles and especially nuclear warheads (CU) to them on their own is negligible. The key question is: what kind of foreign assistance does Iran receive (from China and the DPRK)? There is no answer to it. In any case, even if friends from the East help Iran, he himself will have to establish mass production of missiles and warheads. And before that, it is imperative to check them.

Apparently, it is the fact of testing (especially multiple) long-range missiles in Iran that will be the reason for striking the country. And if nuclear tests take place there, doubts will disappear. First of all, from Israel, which today considers Tehran to be the main threat to its existence. Full support for Tel Aviv, strange as it sounds, will be received from most Arab countries (Saudi Arabia and other monarchies of the Persian Gulf, Egypt, Jordan), for which Iran is also the main opponent.

As for the United States, a lot depends on who will be the head of the country at the time of X. After all, the plot with the Iranian nuclear missile program lasts a long time and can continue for a long time, going beyond Obama’s presidential term. However, nuclear tests in Iran, even for the current American president with all his pacifism, can become a “red line”. And since in the 2013 year, Obama will be replaced by an incomparably harder person with a probability close to 100%, he will certainly give the go-ahead to the anti-Iranian operation. Especially if Israel and the Arabs want to strike, in Washington (even under Obama) they can decide that since the process cannot be stopped, it must be headed.

The United States will be able to destroy the facilities of the Iranian nuclear complex and other enterprises of the military-industrial complex and the armed forces with the help of massive strikes of naval and air-based cruise missiles - this method of waging war by the Americans has been well established for a long time. Of course, a couple of dozen SLCMs are able to bring down the "Torah", yet the remaining air defense weapons are simply ineffective.

The problem is different: were all the enterprises to be destroyed managed to be identified? It is likely that part of Iran’s military and industrial facilities are hidden underground, including in mountain caves and tunnels. They are very difficult to detect and hit. However, for the destruction of such objects in the United States are actively developed super heavy bombs weighing more than 13 tons, breaking through concrete or rocks with a thickness of more than 30 meters. B-2 and B-52 strategic bombers are capable of carrying these bombs. Invisible B-2 will be able to penetrate Iran’s airspace completely freely in any situation, but to ensure B-52 air strikes, the Americans will have to completely suppress the entire air defense of the country, including old air defense systems and fighter aircraft. Then you will not manage with “Tomahawks” alone, it will be necessary to activate manned aircraft. But in any case, there will be no fundamental problems for the United States: Iran has too little MiG-29 and the training level of Iranian pilots is incomparable with that of the United States. An air-missile strike on the country will be very costly for the United States from a financial point of view, but they are no stranger to this. Most likely it will be possible to do without losses in aircraft and, accordingly, in people. The US Navy will also successfully deal with Iranian submarines and boats. But the Iranian fleet is unlikely to seriously damage at least one enemy ship. So the most important thing for Americans is to identify all the goals, the rest is literally a “technical matter”.

Israel has no cruise missiles, no “super-bombs”, or strategic bombers. There are only about 400 F-15 and F-16 fighters of various modifications and the highest level of pilot training. However, they will be faced with an extremely difficult task, given the significant number of targets and their spatial variation over the territory of Iran, a large distance to them and the above-mentioned problem of identifying and hitting targets hidden underground. It will be necessary to allocate significant forces to suppress Iran’s air defenses and to strike objects, especially given the fact that, due to the large distance, the combat load of the strike aircraft will have to be limited. Most likely at least 100 aircraft will take part in such a strike.

If C-300 appears in Iran, Israel will need to use almost all the country's air forces to strike. And to do without loss, for sure, will not succeed. But even one or two Israeli pilots in Iranian captivity shown on Tehran TV are a political catastrophe for Tel Aviv, regardless of the results of the attack. However, Israel has the Jericho ballistic missiles capable of reaching Iran. Apparently, there are also cruise missiles with the launch of the submarine. With their help, the Israelis can suppress a significant part of the Iranian air defense, greatly facilitating the lives of pilots.

It should be borne in mind that in the event of a strike on Iran (whether it be American or Israeli), American troops in Iraq and Afghanistan, who are not ready to wage a classic war against a huge regular army, even if they are armed with outdated equipment, become targets for retaliation. The Yankees are conducting anti-guerrilla wars there, so they have few tanks (in Afghanistan, none at all) and anti-tank weapons, they are very bad with air defense. In addition, Iranians are guaranteed to be supported by a significant part of Iraqi Shiites, who are now completely loyal to the American presence in this country. Because of this, in the first stage, the Americans may suffer very significant losses in the battle with the Iranians and Iraqi Shiites. Then, of course, the Americans "take their own", primarily due to air superiority. But great losses, the breakdown of stabilization in Iraq, the further deterioration of the situation in Afghanistan are completely not in the interests of Washington, no matter who is in the White House.

In addition, Tehran will try to completely cut off oil imports through the Strait of Hormuz, its submarines and boats can be used not so much against the US fleet as against tankers, then the effect can be much greater. In addition, the Iranians will flood the strait (and much of the Persian Gulf) with mines. All this will lead to a rapid increase in oil prices.

That is why the Americans will try in every way to avoid a military solution to the Iranian issue and keep Israel from it. Although the success of the military option is almost guaranteed, but the price can be very high - not so much during the strike itself, but because of a possible Iranian response. Therefore, if Iran does not cross the line (does not conduct nuclear tests), the probability of war is very small.

But whether Iran will cross the line is extremely difficult to say. The presence of nuclear weapons would transfer them to a completely new level in world politics and would greatly increase the weight in the Islamic world. In addition, the presence of a nuclear arsenal is a serious guarantee against outside aggression. On the other hand, one should not consider the leaders of Iran as paranoid: they are quite pragmatic people and understand perfectly well that they will not be allowed to create this very arsenal.

However, as already mentioned, without assistance, Iran will not create any arsenal in any case. And since now sanctions have been imposed against him, for which China has also voted, the question, at first glance, seems to be generally closed. Although there is still the DPRK, which itself is under sanctions. Therefore, the continuation of cooperation with Tehran will not be a problem for it. Moreover, it may well conduct both missile and nuclear tests on its territory for Iran itself. And then Tehran will be able to put its neighbors before the fact. True, in all circumstances - this is not the case of the near future. In addition, without a full-fledged air defense, the value of the nuclear missile arsenal is significantly reduced. Therefore, it will be very difficult for Iran to manage without C-300 or HQ-9. So we are waiting for the development of the plot.
Author:
Originator:
http://www.vpk-news.ru" rel="nofollow">http://www.vpk-news.ru
1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Gordeich
    Gordeich 20 August 2013 14: 13
    0
    They still decide to beat or not to beat.

Бить или не бить? по Ирану...

Бить или не бить? по Ирану...Вопрос, который пока не могут решить в США и Израиле

О том, что Соединенные Штаты и/или Израиль готовы вот-вот атаковать Иран, мировые СМИ толкуют уже который год подряд. После захвата американскими войсками Ирака на протяжении примерно трех лет всерьез рассматривался вариант повторения того же сценария в Иране, то есть речь шла о воздушно-наземной операции вооруженных сил США против Исламской Республики и полной оккупации ее территории. Впрочем, от подобных планов в Вашингтоне отказались еще при правлении администрации Джорджа Буша-младшего. Но вот о возможности авиационно-ракетного удара по иранским ядерным объектам говорится до сих пор.

Однако прежде чем рассуждать о том, будет нанесен этот удар или нет, и если да, то каковым окажется его результат, целесообразно проанализировать состояние современной военной организации Ирана.


Она уникальна, ибо в ней сосуществуют вооруженные силы, сохранившиеся со времен властвования шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, и Корпус стражей исламской революции (КСИР), созданный после свержения монархии. Причем и ВС, и КСИР имеют свои сухопутные войска, авиацию и флот.

ОРУЖИЯ МНОГО, НО СТАРОГО

КСИР выполняет функции и «второй армии», и внутренних войск исламского режима. Неким аналогом данной системы обладала разве что нацистская Германия, где помимо вермахта (вооруженных сил) были сформированы соединения и части СС. Фактически неотъемлемой составляющей Корпуса стражей исламской революции является народное ополчение «Басидж» численностью несколько миллионов человек. Кроме того, в КСИР входит структура, выполняющая стратегические разведывательно-диверсионные функции - силы специального назначения «Кодс».

Как вооруженные силы, так и Корпус стражей исламской революции подчиняются духовному лидеру Ирана (сейчас это аятолла Хаменеи), а избранный президент - лишь один из 11 членов Высшего совета национальной безопасности (исполнительный политический орган).

Ныне оснащение иранских ВС носит настолько эклектичный характер, что второй такой же пример где-либо на планете удастся отыскать с превеликим трудом. Оно включает оружие и боевую технику, произведенную в США и Великобритании (поставлены при шахе), Китае и Северной Корее (получены в период войны с Ираком 1980-1988 годов и после нее), Советском Союзе и России (реэкспортированы из Сирии, Ливии и КНДР в пору ирано-иракского противоборства или куплены в СССР и РФ после его окончания). В основном это устаревшие образцы. Вдобавок обслуживание многих из них (прежде всего, конечно, западных образцов ВВТ) затруднено из-за отсутствия запчастей. Поскольку точно неизвестны потери, понесенные Ираном во время войны с Ираком, и нынешнее состояние боевой техники, ее количество оценивается приблизительно.

В состав наземных сил, насчитывающих около 700 тысяч человек (примерно половина - армия, столько же - КСИР), входят 12 дивизий (пять пехотных, две механизированные, три бронетанковые, одна воздушно-десантная, одна специального назначения) и две бригады (ракетная и транспортная) армии, а также около 20 дивизий и более 20 бригад Корпуса стражей исламской революции. Численность подразделений, частей и соединений КСИР в 1,5-2 раза меньше армейских, однако после мобилизации в военное время они пополняются резервистами и обретают более высокий статус.

В войсках имеется примерно 1700 танков, 700 БМП, 600 БТР, 2400 артиллерийских орудий (в том числе более 300 САУ), 5000 минометов, 900 РСЗО и такое же количество ПТРК, 2000 зенитных орудий, 200 вертолетов (напомню, что это приблизительная оценка).

Говоря об авиации вооруженных сил, прежде всего следует отметить наличие в ней 25-30 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 30-35 истребителей МиГ-29 (одни из них перелетели из Ирака после начала операции «Буря в пустыне», а затем были реквизированы Тегераном, другие закуплены в России), а также от 25 до 65 американских истребителей F-14, импортированных еще в 70-е годы. Интересно, что после того как ВМС США списали эти машины (F-14 базировались на авианосцы), Иран остался единственной в мире страной, в которой эксплуатируются самолеты данного типа.

Кроме того, есть от 120 до 200 старых американских истребителей F-4 и F-5 и китайских J-7 (ухудшенный вариант МиГ-21), а также около 90 советских Су-20/22, Су-25, МиГ-23 и французских «Мираж-F1» (они тоже перелетели из Ирака в 1991 году). Из этого замечательного разнообразия скорее всего не более 100 машин сохранили боеспособность, но и они современным требованиям не отвечают (за исключением, может быть, Су-25, но их число не превышает 13 единиц).

Что касается транспортных самолетов, то их около 100, в том числе примерно десять Ил-76 и пять «Боинг-747».

Войска ПВО располагают 45 английскими ЗРК (30 «Рапира» и 15 «Тайгеркэт»), 45 советскими С-75 и 10 С-200, 150 американскими комплексами «Усовершенствованный Хок» (везде речь идет о количестве ПУ) и 29 российскими «Торами». ЗРС С-200 остается рекордсменом мира по дальности и высоте поражения, однако она устарела и у нее крайне ограниченные возможности работы по низколетящим и высокоманевренным целям. У новейших ЗРК «Тор» очень маленькая дальность стрельбы (12 км), к тому же их просто слишком мало. С-75 стара, как и С-200, и совершенно не соответствует современным требованиям. Американские и английские ЗРК также стали непригодными и к тому же не имеют запчастей.

Ситуация кардинально изменилась бы, если бы Иран приобрел в России ЗРС С-300, но пока данная сделка, как известно, не осуществлена и перспективы ее туманны.

В авиации КСИР имеются только учебные и вспомогательные самолеты (более 100 машин), зато в них входят все баллистические ракеты советского, корейского, китайского и местного производства (по две бригады оперативно-тактических и тактических ракет), точное количество которых неизвестно.

В составе флота вооруженных сил - три подлодки проекта 877 (приобретены в России в начале 90-х), три фрегата типа «Алванд» британской постройки (начала 70-х), два старых (начала 60-х) американских корвета, 10 французских ракетных катеров (закуплены при шахе, недавно перевооружены китайскими ПКР С-801 и С-802), более 100 сторожевых катеров, около 30 десантных кораблей и катеров, в том числе 14 - на воздушной подушке. Имеются две бригады морской пехоты.

Флот КСИР включает три или четыре сверхмалые ПЛ, 10 ракетных катеров (РК) типа «Хуанфен», построенных в Китае (аналог советских РК проекта 205), и столько же малых РК китайского проекта, спущенных на воду в самом Иране, несколько сотен сторожевых катеров, несколько десантных кораблей, шесть дивизионов береговых ПКР С-802, одну бригаду морской пехоты.

В условиях тесного мелководного Персидского залива достаточно эффективными могут быть малошумные субмарины проекта 877, а также сверхмалые подлодки, которые Тегеран создает с помощью КНДР. Высокий потенциал подобного оружия в прибрежных водах северокорейские моряки наглядно продемонстрировали совсем недавно - по-видимому, именно СМПЛ потопила южнокорейский корвет «Чхон Ан». Иранские фрегаты и корветы серьезной боевой силы не представляют, а вот многочисленные катера способны создать проблемы противнику. В стране налажены строительство в больших количествах малоразмерных скоростных катеров и производство малогабаритных противокорабельных ракет (ПКР) «Наср-1» (копия китайской С-704 для малых РК). Из-за скорости и небольших размеров эти катера почти неуязвимы, при этом вооружены либо ПКР, либо РСЗО.

Иран активно пытается разрабатывать собственную боевую технику, о чем официальные лица в Тегеране регулярно делают громкие и хвастливые заявления. Но почти все эти утверждения являются блефом: иранский ВПК занимается лишь «вариациями на тему» имеющихся в его распоряжении иностранных образцов. Например, «новейший» истребитель «Саега» создан на базе американского F-5, появившегося в США в начале 60-х. Введенный в строй ВМС в феврале этого года корабль «Джамаран» громко назван «ракетным эсминцем». На самом деле он имеет водоизмещение 1420 тонн, вооружен 76-миллиметровой пушкой итальянского производства и двумя спаренными установками китайских ПКР С-802. Корабль создан на основе вышеупомянутых фрегатов типа «Алванд». Настоящие эсминцы имеют водоизмещение не менее 5 тысяч тонн и на порядок более мощное вооружение. Выпускающийся сейчас в Иране танк «Зульфикар» является копией Т-72, причем отнюдь не улучшенной. В целом Иран повторяет китайский способ копирования иностранных образцов и создания собственных путем синтеза российско-советских и западных технологий. Только у Китая научный и технологический уровень гораздо выше, чем у Ирана.

Бить или не бить? по Ирану...РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ ФАКТОР

Конечно, наибольший интерес вызывает вопрос о перспективах ракетно-ядерной программы Тегерана, ведь именно она может стать причиной удара по Ирану. Проблема, однако, в том, что почти вся информация о ней - смесь западных и израильских спекуляций и иранского блефа. Выловить из этого правду крайне сложно. Надо только понимать: как западные и израильские спекуляции, так и иранский блеф работают в одну сторону - чрезвычайного завышения реальных возможностей Исламской Республики, которые сами по себе очень невелики.


Уже не секрет, что Иран развивает линию столь полюбившейся азиатскими странами советской ракеты Р-17, более известной под ее западным названием «Скад». Из нее «выросла» иранская «Шахаб-3» с дальностью полета 1,3-1,5 тыс. км. Кроме того, Тегеран приобрел в Китае ракеты «Дунфэн-11» (400 км) и «Дунфэн-15» (900 км). По-видимому, он пытается конструировать тактические ракеты на базе зенитных ракет устаревших советских ЗРС С-75 и С-200 (по современным самолетам они все равно не попадут, а по наземным целям - вполне могут). Сообщается о разработках ракеты «Седжиль» с дальностью полета до 2 тыс. км.

Имеется также множество неуправляемых ракет («Зелзал», «Назит», «Шахин»), дальность их полета составляет от 40 до 150 км. Точность ракет (даже управляемых) крайне низкая.

Вероятность создания Тегераном ракет большой дальности и тем более ядерных боевых частей (БЧ) к ним своими силами ничтожно мала. Ключевой вопрос здесь: какую иностранную помощь получает Иран (от Китая и КНДР)? Ответа на него нет. В любом случае даже если друзья с Востока помогут Ирану, ему самому придется налаживать массовое производство ракет и БЧ. А перед этим в обязательном порядке потребуется их проверить.

По-видимому, именно факт проведения в Иране испытаний (тем более многократных) ракет большой дальности и станет причиной для удара по стране. А если там вдруг пройдут ядерные испытания, сомнения развеются. В первую очередь у Израиля, который сегодня считает Тегеран главной угрозой своему существованию. Полную поддержку Тель-Авив, как ни странно это прозвучит, получит от большинства арабских стран (Саудовской Аравии и других монархий Персидского залива, Египта, Иордании), для которых Иран - тоже главный противник.

Что касается США, то многое зависит от того, кто будет главой страны на момент часа Х. Ведь сюжет с иранской ракетно-ядерной программой длится давно и может продолжаться еще долго, выходя за рамки президентского срока Обамы. Впрочем, ядерные испытания в Иране даже для нынешнего американского президента при всем его пацифизме могут стать «красной чертой». А поскольку в 2013 году Обаму с вероятностью, близкой к 100%, сменит кто-нибудь несравненно более жесткий, то он уж наверняка даст добро на проведение антииранской операции. Тем более если удара захотят Израиль и арабы, в Вашингтоне (даже при Обаме) могут решить, что раз процесс нельзя остановить, его нужно возглавить.

США смогут уничтожить объекты иранского ядерного комплекса и других предприятий ВПК и ВС с помощью массированных ударов крылатыми ракетами морского и воздушного базирования - данный способ ведения войны американцами давно и хорошо отработан. Конечно, пару десятков КРМБ способны сбить «Торы», все же остальные средства ПВО просто неэффективны.

Проблема в другом: все ли предприятия, подлежащие уничтожению, удалось выявить? Вполне вероятно, что часть военных и промышленных объектов Ирана спрятана под землей, в том числе в горных пещерах и тоннелях. Их очень сложно обнаружить и поразить. Однако для уничтожения таких объектов в США активно разрабатываются сверхтяжелые авиабомбы массой более 13 тонн, пробивающие бетон или горные породы толщиной более 30 метров. Нести эти бомбы способны стратегические бомбардировщики В-2 и В-52. «Невидимки» В-2 смогут вполне свободно проникать в воздушное пространство Ирана в любой ситуации, а вот для обеспечения налетов В-52 американцам придется полностью подавить всю ПВО страны, включая старые ЗРС и истребительную авиацию. Тогда уже одними «Томагавками» не обойдешься, возникнет необходимость задействовать пилотируемую авиацию. Но в любом случае принципиальных проблем у США не будет: МиГ-29 у Ирана слишком мало да и уровень подготовки иранских пилотов несопоставим с американским. Авиационно-ракетный удар по стране окажется для Соединенных Штатов весьма затратным с финансовой точки зрения, но к этому им не привыкать. Скорее всего удастся обойтись без потерь в самолетах и соответственно в людях. ВМС США также успешно справятся с иранскими подлодками и катерами. А вот флот ИРИ вряд ли сможет серьезно повредить хотя бы один корабль противника. Так что самое главное для американцев - выявить все цели, остальное - буквально «дело техники».

У Израиля нет ни крылатых ракет, ни «супербомб», ни стратегических бомбардировщиков. Есть только около 400 истребителей F-15 и F-16 различных модификаций и высочайший уровень подготовки пилотов. Впрочем, и задачу перед ними поставят исключительно сложную, учитывая значительное количество целей и их пространственный разброс по территории Ирана, большое расстояние до них и вышеупомянутую проблему выявления и поражения целей, скрытых под землей. Понадобится выделение значительных сил и на подавление ПВО Ирана, и на удары по объектам, особенно учитывая тот факт, что из-за большого расстояния боевую нагрузку ударных самолетов придется ограничить. Скорее всего в таком ударе примут участие не менее 100 самолетов.

Если же в Иране появится С-300, Израилю будет необходимо задействовать для удара чуть ли не все ВВС страны. И обойтись без потерь, наверняка, не удастся. А ведь даже один-два израильских летчика в иранском плену, показанных по тегеранскому ТВ, - это политическая катастрофа для Тель-Авива, причем независимо от результатов удара. Впрочем, у Израиля есть баллистические ракеты «Иерихон», способные достать до Ирана. Видимо, имеются также крылатые ракеты с запуском с ПЛ. С их помощью израильтяне могут подавить значительную часть иранской ПВО, сильно облегчив жизнь летчикам.

Надо иметь в виду, что в случае нанесения по Ирану удара (неважно - американского или израильского) мишенями для ответного удара становятся американские войска в Ираке и Афганистане, которые не готовы к ведению классической войны против огромной регулярной армии, пусть и вооруженной устаревшей техникой. Янки ведут там противопартизанские войны, поэтому у них мало танков (в Афганистане вообще ни одного) и противотанковых средств, совсем плохо с ПВО. Вдобавок иранцев гарантированно поддержит значительная часть иракских шиитов, которые сейчас вполне лояльны к американскому присутствию в этой стране. Из-за этого на первом этапе американцы могут понести в бою с иранцами и иракскими шиитами весьма значительные потери. Потом, конечно, американцы «возьмут свое», в первую очередь за счет превосходства в воздухе. Но большие потери, срыв стабилизации в Ираке, дальнейшее ухудшение положения в Афганистане - совершенно не в интересах Вашингтона, кто бы ни находился в Белом доме.

Кроме того, Тегеран попытается полностью перекрыть импорт нефти через Ормузский пролив, его подлодки и катера могут использоваться не столько против американского флота, сколько против танкеров, тогда эффект может оказаться гораздо большим. Кроме того, иранцы завалят пролив (и значительную часть Персидского залива) минами. Все это приведет к стремительному росту цен на нефть.

Именно поэтому американцы всячески постараются избежать военного решения иранского вопроса и удержать от него Израиль. Хотя успех военного варианта практически гарантирован, но цена может быть очень высокой - не столько в ходе самого удара, сколько из-за возможного иранского ответа. Поэтому если Иран не перейдет черту (не проведет ядерные испытания), вероятность войны весьма невелика.

А вот перейдет ли черту Иран - сказать крайне сложно. Наличие ядерного оружия перевело бы его на совершенно новый уровень в мировой политике и чрезвычайно повысило бы вес в исламском мире. Кроме того, наличие ядерного арсенала - серьезная гарантия от агрессии извне. С другой стороны, не надо считать лидеров Ирана параноиками: они вполне прагматичные люди и прекрасно понимают, что создать этот самый арсенал им не дадут.

Впрочем, как уже было сказано, без посторонней помощи Иран никакой арсенал в любом случае не создаст. А поскольку теперь против него введены санкции, за которые проголосовал и Китай, вопрос, на первый взгляд, представляется вообще закрытым. Хотя есть еще КНДР, которая и сама находится под санкциями. Поэтому продолжение сотрудничества с Тегераном для нее проблемой не станет. Более того, она вполне может на своей территории провести и ракетные, и ядерные испытания за сам Иран. И тогда Тегеран сможет поставить своих соседей перед фактом. Правда, при всех обстоятельствах - это дело не ближайшего будущего. Кроме того, без полноценной ПВО значение ракетно-ядерного арсенала значительно снижается. Поэтому без С-300 или HQ-9 Ирану обойтись будет очень сложно. Так что ждем развития сюжета.
Автор: Александр ХРАМЧИХИН, заместитель директора Института политического и военного анализа
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Гордеич 20 августа 2013 14:13
    До сих пор решают-бить или не бить.
    Гордеич

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня