Советская система ценностей: похоронить или использовать?

176
Все дальше мы уходим от того момента, который связан с распадом Советского Союза. Как ни крути, но для большинства людей, родившихся до обозначенного момента, распад большой единой страны на отдельные независимые государства, многие из которых вдруг ощутили неожиданную неприязнь к своим некогда братским и по духу, и по статусу соседям, стал настоящей трагедией.

По разные стороны границ оказались представители одних семей, часто бывшие соседи в одночасье превращались в главных и непримиримых врагов, готовых из-за сиюминутных заблуждений схватиться за оружие и пойти на масштабное кровопролитие.

Однако нужно признать, было в нашей некогда единой стране и немало тех людей, которые сами ратовали за продолжение истории лишь в рамках 15 полностью независимых друг от друга республик. А потому и распад Советского Союза стал для них большой победой, многие называли её даже личной. Причем в большинстве случаев эта победа воспринималась, главным образом, как победа над политической системой, которая нередко позволяла себе перемалывать людей и пыталась перестроить системы их взглядов под удобную для себя форму.

Как и любое масштабное историческое событие, больше напоминающее сверхмощную геополитическую тектонику, распад Союза вызвал появление двух противоборствующих (по крайней мере, на идеологическом фронте) лагерей. Представители первого видели после развала единой страны в будущем лишь сумрак и хаос, а представители другого считали, что вот теперь-то и начинается большой путь к неограниченной свободе и разрушению десятилетиями формировавшихся стереотипов.

За более чем два десятилетия с момента прекращения существования Советского Союза в нашей стране, как и в других бывших Советских Республиках, успело сформироваться целое поколение, не представляющее, что же означает такое понятие как «жизнь в Союзе». Это поколение с точки зрения поколения старшего не смогло приобрести нацеленности на нравственные ориентиры. Исторический излом, как считают многие современные социологи, самым негативным образом повлиял на систему передачи от старшего поколения поколению младшему нравственных маяков и единой системы ценностей. При этом даже если старшее поколение старалось нравственные ориентиры обозначить, то поколение молодое, мягко говоря, не спешило, к этим ориентирам стремиться. Причина была банальной: молодое поколение заявляло, что если «старики», используя свою систему ценностей как базис движения вперед, достигли лишь развала государства, то так ли хороша была эта система?

Вопрос действительно, сложный и, лежит он явно в философском поле. Однако именно ответ на него позволит понять, есть ли смысл для молодого поколения использовать те нравственные пункты, которые в свое время применялись для воспитания молодой поросли советского образца.

В связи с попытками ответить на этот вопрос многие заявляют, что советская нравственная шкала должна быть полностью отметена, как пережиток прошлого и как одна и причин того, что народ не смог удержаться в рамках единого социального поля. В то же время противники этой идеи идут по не менее радикальной линии, говоря о том, что советская ценностная база в нравственной ее составляющей должна быть полностью возрождена, и на ее основе нужно воспитывать современную молодежь.

Однако при всём уважении к этим диаметрально противоположным точкам зрения, стоит сказать, что обе они фактически лишены шансов на воплощение. Причин тому много.

Сама советская нравственная система – это вещь уникальная. Ее основной задачей было воспитание, как было принято говорить, человека и гражданина, стоящего на страже идеи, к воплощению которой каждый из граждан и должен был стремиться. Хорошо ли это или плохо – вопрос уже не совсем корректный. Но дело в том, что сегодня целиком и полностью возвращаться к советской системе нравственного воспитания нельзя хотя бы, потому что та идея, о которой шла речь, приказала долго жить (ну или, скажем для политкорректности, взяла паузу), а новая пока так и не появилась. Однако и говорить о тотальном уничтожении советских наработок в плане воспитания молодого поколения тоже нельзя. Ведь нельзя же на 100% отказаться от того, что в течение долгих лет способствовало формированию далеко не пафосного, а самого что ни на есть настоящего, без «ура»-приставок, о которых стало модно говорить сегодня в определённых кругах, патриотизма.

В девяностые годы, как это ни печально, начала работать именно та система, которая была нацелена на искоренение всех нравственных ориентиров, доставшихся по наследству от большой страны. Чуть ли ни правилом дурного тона считалось, если человек старался использовать ту систему ценностей, к которой он некогда привык. Бацилла разрушения старалась проникнуть в учебные заведения. Молодому поколению пытались доказать, что его счастье в отказе от «ретронравственности» и в приближении к идеалам западной культуры. И страна, надо признать, быстро стала играть по новым предложенным правилам. Точнее, играть без правил…Общество, которое долгое время жило в определенных, достаточно жестких рамках, стало активно прислушиваться к советам о необходимости личного раскрепощения, сексуальной революции, стремлении к обогащению.

Однако уже через несколько лет большинство российских граждан поняли, что это путь, который может завести в никуда. Появились первые достаточно робкие возгласы о том, что пора и из «старой» системы ценностей вернуть позитивный инструментарий воспитания молодого поколения, пока наша страна окончательно ни превратиться в весьма посредственную ксерокопию заштатного государства Запада.

Побеждающий от Калининграда до Курил капитализм пока так и не смог помочь сформировать новые нравственные ориентиры, которых хоть сколько-нибудь отвечали бы развитию той самой развитой личности, о какой так любят писать в педагогических трудах. Это лишний раз доказывает, что радикальный отказ от того, что в свое время приносило свои позитивные плоды, как и попытка в полной мере перенести систему ценностей ушедшей эпохи на день сегодняшний – ошибки, которые наше общество еще в силе исправить. И найти рациональное зерно для построения новой системы ориентиров – вещь не такая уж сложная, как может показаться.

Одним из вариантов может стать разработка образовательного стандарта, который учитывает новые требования к молодому гражданину, но в то же время, опирается на разработки советской педагогической системы. Пока, к сожалению, новые образовательные стандарты – это попытки радикальной операции без наркоза, когда пациент каждым своим пером ощущает, как скальпель хирурга режет его плоть…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

176 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»