Последний Авианосец

141


…стоит ли браться за корабли, которые вступят в строй очень не скоро и будут безумно дорогими?

- мнение президента Ф. Д. Рузвельта о строительстве крупных авианосцев

45 000-тонный корабль будет неоправданно большим и неуправляемым

- адмирал Честер Нимиц, главнокомандующий Тихоокеанским флотом США в годы Второй мировой

Если бы адмирал Нимиц узнал, что в наши дни его имя носит чудовищный проект атомного супер-авианосца водоизмещением 100 000 тонн, - боюсь, он бы высказал своё мнение в гораздо более грубой форме. Современный «Честер У. Нимиц» - морская аномалия, удивительный «плавающий город», прикидывающийся грозным оружием.

Настоящее оружие всегда создается для решения какой-либо конкретной задачи и должно оправдывать свое существование. Но фокус в том, никакого оправдания для постройки авианосца типа «Нимиц» не было!
Официальные версии: «проецирование силы», «защита морских коммуникаций», «контроль Ормузского пролива» - годятся только для младшей группы детского сада. Беспристрастная статистика военных конфликтов за последние 70 лет свидетельствует: невозможно «проецировать силу», если никакой силы нет – атомные авианосцы слишком слабы, чтобы повлиять на ход даже маленькой локальной войны.

Стирая в порошок Ирак, Ливию или Югославию, США используют более смертоносные приёмы, чем несколько несчастных «Нимицев» с двумя сотнями палубных машин, чьи боевые характеристики, как правило, ниже, чем у самолетов наземного базирования.
Остальные задачи атомных авианосцев, связанные с «контролем морских коммуникаций», в наши дни успешно дублируются более простыми, дешевыми и эффективными средствами – прогресс в авиации не стоит на месте.

Когда истребитель-бомбардировщик способен за одну ночь, без промежуточных посадок, перелететь из Великобритании в Саудовскую Аравию – стрелой промчаться над Ла-Маншем и Западной Европой, в один миг перемахнуть Средиземное море, оставить под крылом Израиль, Иорданию, пустыню Большой Нефуд, чтобы, наконец, приземлиться под стенами Священной Мекки – в таких условиях начисто отпадает необходимость в «плавучих аэродромах».

Особенно, если жизненный цикл «плавучего аэродрома» оценивается в 40 млрд. долларов! (стоимость постройки и эксплуатации авианосца на протяжении 50 лет, без учета стоимости его авиакрыла. Самолеты, авиатопливо, боеприпасы, летчики и техники – это отдельный интересный зачет). А гигантизм и чрезвычайная сложность конструкции привела к неизбежному результату – 30 из 50 лет своей жизни «Нимицы» проводят в доке.

Вышеописанный случай – реальное перебазирование эскадрилий F-111 и F-15E на передовые авиабазы в Аравийской пустыне (зима 1991 года). Машины летели в полном боевом «обвесе» с тоннами бомб, ракет класса «воздух-воздух», ПТБ, прицельно-навигационными контейнерами и станциями постановки помех – ВВС США в очередной раз отрабатывали дальние боевые вылеты.

Авиабаза "Шейх Иса", Бахрейн. Пока авианосцы ржавеют у причалов в Норфолке и Сан-Диего, "Хорнеты" и "Праулеры" несут службу на передовой авиабазе в 300 км от побережья Ирана. Вопрос:зачем в таком случае нужен корабль за 40 млрд. долл?

Задача упрощается при наличии у США 865 военных баз на всех континентах Земли – это без учета аэродромов союзников и потенциально возможных вариантов, с размещением авиатехники на территории третьи стран. Зачем куда-то гнать 100 000-тонную громадину, расходовать её драгоценный ресурс, сжигать тепловыделяющие урановые сборки и платить зарплату 3000 морякам, если в ЛЮБОМ регионе Земли можно найти дюжину первоклассных аэродромов с многокилометровой бетонной ВПП и удобной инфраструктурой.

Просто, быстро, дешево, эффективно. Безопасно (аварийность палубной авиации – это отдельный, глубокий разговор). А главное – МОЩНО. Одна-две тысячи боевых самолетов сметут на своем пути любого противника. Атомный супер-авианосец «Нимиц» с шестью десятками палубных машин здесь близко не валялся - силы просто несопоставимы.

Зачем же Америке понадобились 10 бесполезных авианосцев? В чем заключен смысл существования «Нимицев»? Кто финансирует заведомо проигрышный проект? На мой взгляд, объяснение только одно:

Счетчик Госдолга США на углу Вест 44-й Стрит и 6-й Авеню, Нью-Йорк

Атомный авианосец? Ерунда! В неоплаченный кредит можно построить звездолет.

Последний авианосец «Мидуэй»

Адмирал Честер Нимиц, отрицая необходимость строительства крупных авианосцев, прежде в сего имел в виду «Мидуэй» - самый крупный авианосный корабль Второй мировой войны. Увы, даже 45 000 тонн полного водоизмещения «Мидуэя» казались адмиралу избыточной роскошью – он ратовал за продолжение строительства 35 000-тонных «Эссексов».
Сомнения адмирала понятны – он боялся «перейти Рубикон», нарушить ту грань, которая отделяет нормальный боевой корабль от бестолковой «вундервафли». Существует логический предел, после которого прогрессирующий рост размеров и сложности конструкции корабля уже не компенсируется увеличением его боевой мощи. Эффективность системы падает ниже плинтуса. В результате супер-корабль ржавеет в базе: морякам проще сгнобить его на якоре, чем где-либо использовать.

Дальнейшие события показали, что 45 000-тонный «Мидуэй» как раз и был тем пределом, переступать который не следовало. Оптимальные размеры и стоимость, при внушительном боевом потенциале.

Авианосец «Мидуэй» не успел принять участие в боевых действиях – он вступил в строй через неделю после окончания войны – 10 сентября 1945 года. Его систершип, авианосец «Франклин Д. Рузвельт», был достроен к октябрю того же года. Последний корабль серии, авианосец «Корал Си», вошел в состав ВМС США в 1947 году. Еще три авианосца этого типа были разобраны на стапеле в связи с окончанием Второй мировой.

Ключевое отличие старого «Мидуэя» от современных «Нимицев» и «Фордов»: авианосец-ветеран создавался под вполне конкретные задачи!

1943 год, закладка авианосца «Мидуэй» на верфи Ньюпорт-Ньюс... Еще свежи воспоминания о воздушных боях над Коралловым морем и атоллом Мидуэй, палубная авиация купалась в лучах своей славы. Боевой радиус поршневых истребителей не превышал 1000 километров, что неизбежно требовало наличия в составе ВМС некоторого количества авианосных кораблей. Даже самые смелые фантасты не догадывались о скором наступлении эры реактивной авиации, а дозаправка в воздухе казалась диковинной воздушной акробатикой. Мало кто подозревал о возможном существовании ядерного оружия, а что такое «межконтинентальная баллистическая ракета» знали лишь специалисты команды фон Брауна (по крайней мере, мечтали).
Последний Авианосец

С этой позиции, предназначение «Мидуэя» было вполне очевидно: быстрый и мощный корабль поведет в бой эскадры ВМС США; 130 самолетов его авиакрыла надежно прикроют соединение в открытом море, а при необходимости – уничтожат любого, кто рискнет приблизиться к эскадре. Набеговые операции на вражеский берег, прикрытие конвоев, жестокие морские бои с равным по силе противником…

Испытав на собственной шкуре, значение фразы «боевые повреждения», американцы сразу сделали соответствующие выводы. Три бронепалубы: полетная, толщиной 87 мм, ангарная и 3-я палубы – толщиной по 51 мм стали. Масса горизонтальной брони достигала 5700 тонн!
Памятуя о гибели авианосца «Глориес» в артиллерийском бою с немецкими линкорами, американцы снабдили «Мидуэй» вертикальным бронепоясом – 19 сантиметров сплошного металла! Имелась боевая рубка, защищенная 165 мм бронеплитами, все важные кабели заключались в трубопроводы с толстыми, 102-миллиметровыми, стенками.

Оборонительное вооружение (первоначальный вариант):
- 18 зениток калибра 127 мм;
- 20 «счетверенных» автоматов «Бофорс» калибра 40 мм,
- 28 автоматических зениток «Эрликон» калибра 20 мм.

Авианосец "Корал Си" до модернизации

Максимальный ход – 33 узла (≈60 км/ч!). Полный запас топлива (10 000 тонн нефти) обеспечивал дальность плавания 20 000 миль на крейсерской скорости 15 уз. – в теории, «Мидуэй» мог без дозаправки обойти весь Земной шар.

Стандартное водоизмещение корабля – 47 000 тонн (проект). Под конец службы полное водоизмещение «Мидуэя» возросло до 60-70 тысяч тонн.

Серьезный корабль для серьезных задач. Никто не посмеет смеяться над авианосцем «Мидуэей» и называть его «средством для войны с папуасами»!

Реальность оказалась обескураживающей: серьезной войны на море больше не предвиделось, а для ударных операций по наземным целям авианосец оказался слишком слаб – в результате, ни один из «Мидуэев» не принял участия в Корейской войне (где всё, как обычно, решила авиация сухопутного базирования).

К середине 50-х годов стало ясно, что век поршневой авиации подошел к концу, увеличение размеров, масс и посадочных скоростей реактивных самолетов потребовали дополнительных мер для обеспечения эффективной работы палубного авиакрыла – «Мидуэи» прошли глобальную модернизацию с установкой угловой полетной палубы, новых самолетоподъемников, аэрофинишеров, паровых катапульт; был снят тяжелый бронепояс, подверглась обновлению «радиоэлектронная начинка» кораблей, один за другим исчезали стволы зенитной артиллерии – в век ракетного оружия, пятидюймовые зенитки казались устаревшим атавизмом – к началу 70-х «Мидуэй» оказался полностью лишен оборонительного оружия, ПВО неплохо обеспечивали палубные перехватчики, к тому же авианосец всегда шел в плотном кольце крейсеров эскорта.

К слову, «Мидуэй» подвергался многочисленным модернизациям в течении всего срока службы: в 1980-е годы для улучшения остойчивости кораблю приварили с каждого борта 183–метровые були; примерно в это же время «Мидуэй» оснастили современными системами самообороны: двумя ЗРК «СиСпэрроу» и двумя зенитными автоматами «Фаланкс».

Несмотря на все перипетия в судьбе авианосцев «Мидуэй», их отличало одно важное качество – они были относительно просты, а следовательно дешевы (насколько дешев может быть авианосец).
«Мидуэй» был 1,5 раза меньше «Нимица» - следовательно, ему требовались силовая установка гораздо меньшей мощности; на борту отсутствовали ядерные реакторы, имелось всего две паровые катапульты (на «Нимице» - 4), три самолетоподъемника (на «Нимице» -4), численность экипажа не превышала 4 тыс. человек (против более чем 5,5 тыс. у «Нимица»). Эти обстоятельства должны были сказаться на стоимости эксплуатации «Мидуэя» самым положительным образом.

При этом, авианосец «Мидуэй» успешно выполнял задачи наравне с новейшими «Нимицами», «Китти Хоками» и «Форрестолами»!
На палубе «Мидуэя», как и на палубах атомных авианосцев базировались «Фантомы», самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 «Хоукай», самолеты РЭБ EA-6B «Праулер», транспортные самолеты и вертолеты. В 80-е годы появились современные истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет». Единственное отличие было в количестве авиатехники: количество «Хорнетов» на борту «Мидуэя» редко превышало 30-35 единиц.

Впрочем, разница в количестве самолетов не имела никакого значения: «Мидуэй» и «Нимиц» были одинаково слабы для выполнения ударных функций. В то же время, для выполнения первейших задач палубной авиации: контроля воздушного пространства и обеспечению ПВО эскадры в открытых морских районах не требуется одновременно поднимать в воздух полсотни самолетов – достаточно одного-двух боевых воздушных патрулей (самолет ДРЛО + его эскорт из пары истребителей) и дежурной четверки истребителей на палубе. Ветхий «Мидуэй» справлялся с этой задачей не менее успешно, чем супер-авианосец «Нимиц».

Последний боевой поход «Мидуэя» состоялся зимой 1991 года – корабль принял участие в операции «Буря в пустыне» (в тот раз авиакрылья шести авианосцев выполнили целых … 17% боевых вылетов – остальные 83% боевых задач, как обычно, решила авиация сухопутного базирования).
В 1992 году авианосец был исключен из состава ВМС США, а спустя 12 лет корабль был пришвартован у пирса в Сан Диего (Калифорния) с целью превращения в военно-морской музей.

Небольшая экскурсия на USS Midway (CV-41)










Корабельный карцер. Теперь это, конечно, смешно



На надстройке видны 8 силуэтов сбитых МиГ-17 и МиГ-19. В отличие от авиакрыльев современных "Нимицев", палубному авиакрылу "Мидуэя" удалось поучаствовать в жарких воздушных схватках в небе Вьетнама.









Оптическая система посадки - система фонарей с малым углом раствора луча. Выйдя на посадочную глиссаду, пилот определял положение самолёта по наблюдаемому им цвету огней





141 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.