ЧОПам могут предоставить право задержания граждан

87


После проведенной реформы МВД, оказалось, что сокращение личного состава на 20% привело к тяжелейшей ситуации в осуществлении мер по раскрытию и предупреждению преступлений, профилактике правонарушений на улицах российских городов и населенных пунктов.

Государственная политика, направленная на еще дополнительное сокращение численного состава полиции, приведет, в дальнейшем, к ситуации на просторах российских глубинок, когда на 200 км будет только один участковый.

Для исправления положения депутаты Государственной Думы вышли с предложением привлечь к борьбе с терроризмом и для наведения порядка в общественных местах многочисленные частные охранные предприятия. "Частники" не возражают подключиться к борьбе с правонарушениями, но при условии законодательного закрепления за ними дополнительных прав. По информации МВД в России зарегистрировано более 20 тыс. охранных организаций, общий штат которых составляет около 1 млн. сотрудников. Из них приблизительно 100 тыс. являются бывшими сотрудниками МВД. Частные охранные организации, как правило, имеют лучшее оснащение, как в вооружении, так и специальной техникой.

На разных уровнях проводились совещания по вопросу привлечения частных организаций к частичному выполнению функций государственных правоохранительных структур. И эти обсуждения больше походили на торги, чем на попытку конструктивно решить сложнейшую проблему, касающуюся обеспечения безопасности граждан страны. Частные охранные предприятия готовы всеми своими людскими и техническими ресурсами оказать помощь государственным структурам по наведению порядка и контролю за ситуацией во всех местах массового скопления людей от западных до восточных рубежей России. Но в ответ требуют законодательно закрепить за ними часть полномочий, которыми обладают государственные военизированные структуры. Пока речь идет о праве проверки автомобилей и о досмотре граждан случае угрозы теракта. Но никто не может поручиться за то, что вскоре "добровольные помощники" не потребуют предоставить им право вести оперативно-розыскную работу и т.д.

В то время, когда практически отсутствует контроль общественности за деятельностью государственных правоохранительных органов, предоставление подобных прав частным охранным предприятиям может привести к неконтролируемому ущемлению прав граждан.

По мнению ряда аналитиков возможен и такой вариант, когда местные власти будут творить беззакония руками сотрудников ЧОПов.

МВД согласно передать ЧОПам функции по досмотру граждан и задержанию нарушителей, но право это будет ограничено: досмотр и задержание только на объектах из заранее утвержденного перечня. Также Министерство внутренних дел РФ готово передать в собственность ЧОПам оружие, которое одновременно находится на балансе МВД и ЧОПа, но при условии сохранении жесткого контроля полиции над оружейными комнатами "вооруженных частников".

В настоящее время охранники торговых точек не имеют права осматривать сумки посетителей, но часто, пользуясь правовой безграмотностью граждан, нарушают закон. Сотрудники ЧОПов имеют достаточно технических средств и возможностей контролировать посетителей и задержать подозреваемого в воровстве до прибытия полицейского наряда, не осматривая его вещи. И, тем не менее, руководство ЧОПов настаивает на предоставление им права осмотра. И если досмотр, являясь процессуальным действием, проходит при понятых, то при осмотре вещей посетителя охранниками нет уверенности в соблюдении ими прав гражданина в объеме, гарантированном Конституцией РФ. А главное, вся доказательная база о проведении осмотра в виде записей видиокамер, может быть сотрудниками ЧОПов уничтожена. Действительно, охранники могут задерживать предполагаемого преступника не более трех часов. Были случаи, когда наряд полиции не приезжал вовремя, но это обстоятельство не дает право сотрудникам частного охранного предприятия нарушать закон - в этом случае у них есть возможность отвезти самостоятельно задержанного в ближайшее отделение полиции в течении установленного законодательством срока.

Каждый гражданин страны обязан подчиняться представителям власти, но частный охранник не является таковым. Поэтому, выполняя свои обязанности охранник вполне может получить отпор со стороны гражданина, действия которого могут быть признаны судом, как мера защиты своей чести и достоинства.

Да и как найти эту хрупкую грань между защитой имущества юридического лица и оскорблением или посягательством на жизнь человека. Многие юристы считают, что изменение законодательства, в сторону предоставления больших прав ЧОПам, может привести к ситуации, когда охранники превратятся в головорезов на службе у своих хозяев.

Это опасение касаются и таких структур, которые планируется привлечь к охране правопорядка в общественных местах, как дружинники и казаки. Поскольку и в этом случае законодательно не урегулированы вопросы прав и обязанностей этих общественных структур, не исключены злоупотребления и всякие сложные коллизии.

Надо сказать, что в советские времена дружинники не имели права самостоятельно задерживать граждан. В их обязанность входило только помочь сотруднику правоохранительных органов пресечь правонарушение.

Аналитики говорят, что если сейчас пойти на создание законных вооруженных формирований из частных охранных служб или казачества, то в стране появятся хорошо вооруженные и организованные отряды, действия которых не будут находится в системе правового регулирования, подобной МВД. В связи с этим, опасно передавать права власти в частные руки, особенно те, которые связаны с силовыми функциями государства.

Использованы материалы:
http://www.vz.ru/society/2013/3/14/624431.print.html
http://lika-michailova.livejournal.com/516917.html
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.