Угрозы для израильских самолетов над Ираном

265


Иранские военные руководители испытали значительное облегчение, когда в результате недавних выборов на пост президента вместо Махмуда Ахмадинежада был избран "умеренный" Хасан Роухани. Роухани известен как превосходный переговорщик и как тот, с кем можно нормально общаться. Ахмадинежад не обладал никаким из этих качеств, и его постоянные и истерические угрозы в адрес Израиля делали вероятность возникновения войны с Израилем все более реальной. Ситуация ещё более усугублялась с растущей угрозой создания Ираном ядерного оружия. Ахмадинежад также любил хвастать о том, как хорошо подготовлен Иран, чтобы задать жару Израилю, когда тот вздумает вступить в бой с Ираном. Иранские же военные лидеры при этом ежились от страха, потому что они знали, что военная мощь, которой хвастается Ахмадинежад в значительной степени является иллюзией. Постоянный поток хвастливых пресс-релизов выпускаемый иранскими военными имел цель поднятия местного морального духа, а не для описания некого реального улучшения иранских военных возможностей. Израильтяне осознавали это, впрочем, как и сам Ахмадинежад, однако многочисленные угрозы в сторону Израиля вызвали уже израильские ответные угрозы. Проблема состояла в том, что Израиль располагает гораздо большими возможностями атаковать Иран, чем Иран себя защитить.

Израиль, в отличие от Ирана, располагает огромными запасами топлива, боеприпасов и других расходных материалов необходимых для ведения военных действий (в течение 30 дней). Несмотря на то что Иран добывает много нефти, он не обладает нефтеперерабатывающими заводами, способными производить авиационное топливо в достаточных количествах. Иран располагает небольшим количеством умных бомб и ракет, и это совсем не сравнимо с тем, что находится в распоряжении Израиля.

Израиль может выставить против Ирана более 500 самолетов (в основном, F-15 и F-16) в день (по несколько вылетов в день). Это в дополнение к более чем в два раза большему количеству средств поражения с меньшим радиусом действия. Израиль располагает более чем 25 000 умных бомб и ракет (не считая меньших ракет таких как Hellfire). В течение нескольких дней израильские военно-воздушные силы способны уничтожить то немногое, чем располагает Иран в качестве своих основных систем вооружения (бронетехника, самолеты, военные корабли, оружие и научно-производственные объекты). Хуже того, ранние заявления об иранской военной мощи не только будут разоблачены как ложные, но и реальная военная мощь будет значительно уменьшена израильтянами. Разумеется, что иранские военные лидеры не желают, чтобы это произошло, хотя некоторые авторитеты религиозной диктатуры правящей Ираном усмотрели положительный момент в таком развитии событий. По их мнению, израильское нападение могло бы сплотить всех иранцев против в общем нелюбимого правительства.

Иранская проблема заключается в том, что три десятилетия санкций сделали невозможной замену устаревшего и изношенного оборудования или даже поддержание старых систем в нормальном состоянии. Таким образом, лучшая система защиты против израильской атаки (системы ПВО и истребительная авиация) в значительной степени отсутствует. В распоряжении Ирана имеется древняя и, вероятно, неэффективная система против израильских средств подавления ПВО.

Так, например, Иран сталкивается с растущими проблемами поддержания в летном состоянии своих F-5 эпохи 1970-х годов. Те немногие самолеты, которые до сих пор имеют высокую аварийность и низкую боеготовность из-за проблем в обслуживании (в том числе из-за нехватки запасных частей). Запчасти для американских самолетов по-прежнему используемых Ираном очень трудно найти. Иран отчасти решает эту проблему. Тем не менее, иранские ВВС в значительной степени являются показухой. Они располагают множеством самолетов, которые по большей части входят в состав ВВС лишь номинально и не способные из-за своего возраста и отсутствия запасных частей. Те же, которые способны летать, скорее всего, станут хорошими мишенями для израильских истребителей.


Иранские ВВС все еще пытаются восстановиться от последствий исламской революции 1979-го года (которая привела к эмбарго на поставки запасных частей и новых самолетов). Несмотря на это, многие иранские военные самолеты остаются летными, но только на короткие промежутки времени. Основная причина этого заключается в обширных операциях по контрабанде запасных частей. Два из своих самолетов, американские F-4D и F-5E Тигр, все ещё широко используются во всем мире. Кое-кто кое-где располагает запчастями для этих самолетов и Иран может их купить. В распоряжении Ирана находятся еще около 40 таких самолетов, менее половины из них являются боеготовными.

Другое дело с самым дорогим военным самолетом Ирана, американским F-14 Tomcat. Иран был единственным экспортным клиентом этого самолета. Некоторые F-14 были оставались способными летать, несмотря на слухи о саботаже американских техников ракет AIM-54 Phoenix когда те покидали Иран. Чтобы продемонстрировать это, Иран осуществил пролет 25-и F-14 над Тегераном в 1985-ом году. На сегодняшний день Иран располагает около 20-и F-14, менее чем половина из них боеспособны.

Иран пытается купить новые иностранные самолеты. В 1990-х годах, с окончанием холодной войны и распадом Советского Союза они стремились покупать их у России. Несмотря на низкие цены, сочетание западного давления (не продавать самолеты) и иранские финансовые проблемы, было получено не так много самолетов. Одной непредвиденной возможностью стала война в Персидском заливе в 1991-ом году. Многие иракские самолеты (большинство из них советского производства) бежали в Иран, чтобы избежать американского удара. Иранцы так их и не вернули. Так Иран оказался с 60-ю МиГ-29. Также были 18 Су-24, усиленные за счет покупки дополнительных в России. Запасные части могут быть приобретены и на черном рынке, но МиГ-29 является крайне сложным в обслуживании самолетом, даже при наличии всех необходимых запасных частей.



В настоящее время Иран располагает около двумя стами истребителей и истребителей-бомбардировщиков, но лишь половина из них может быть введена в бой и обычно только по одному вылету в день. Хроническая нехватка запасных частей ограничивает количество времени которое самолеты могут провести в воздухе. Это означает, что пилотам не хватает достаточных летных навыков. Плохое обслуживание и неподготовленные пилоты приводят к большему числу авиапроишествий.

Иран также плохо подготовлен, когда дело доходит до наземных ПВО. Ирану удалось сохранить в рабочем состоянии некоторое количество американских зенитных ракетных систем Hawk, закупленных в 1970-х годах. Однако на сегодняшний день они мало на что способны, и израильтяне знают все о этих Hawk. Иран имеет ограниченный доступ к закупкам новых систем в России и Китае и в общем-то плохо подготовлен к отражению израильской атаки.
265 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.