Сказки новой России: сказ о том, как добрый царь Центральный банк державы национализировал, а злые бояре ему мешали

180
Вот уже более десяти лет ходит сказка о попытке В. В. Путина национализировать ЦБ РФ. Версий этой сказки множество — от осторожных гипотез до откровенного бреда, но все они сходятся в одном: продажная Дума не дала этого сделать.

Гражданам, верящим в эту сказку, почему-то не приходит в голову, что Центральный банк Российской Федерации — это именно Центральный банк именно Российской Федерации, также как правительство Российской Федерации — это именно правительство именно Российской Федерации, а Министерство обороны РФ — это именно Министерство обороны именно РФ.

Впрочем, то, что таким гражданам не приходит в голову очевидное, вполне объяснимо: без конспирологии скучно, Штаты особо не поругаешь, а если начинаешь задумываться о причинах реально существующих проблем, то приходишь к выводу, что виноваты в них отнюдь не ФРС и Госдеп, так что гораздо приятней верить в несуществующего врага, нежели разбираться в причинах происходящего, рискуя при этом разрушить систему собственных верований.

Однако особое умиление вызывают любители сказок, отличающиеся парадоксальной "логикой" и жаждущие побед: по их мнению, недавнее наделение американского агента, коим они считают ЦБ, функциями мегарегулятора и полномочиями Федеральной службы по финансовым рынкам, — это победа, так как именно расширение полномочий американского агента и передача ему всех рычагов влияния в финансовой сфере страны должны привести к избавлению от кабалы доллара. По их мнению, этому также должно поспособствовать назначение на пост главы ЦБ подконтрольного либерала Набиуллиной. Хотя чем Набиуллина более подконтрольна, нежели, например, Игнатьев, три раза безальтернативно назначавшийся на пост главы ЦБ до нее, они объяснить не могут — так же как не могут объяснить, что именно в их понимании означает национализация ЦБ.

Между тем НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — это передача в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам, то есть, применительно к разбираемой нами теме, это замена в ряде нормативных актов части текста, утверждающего, что ЦБ является частной собственностью, на текст, утверждающий, что ЦБ является собственностью государственной.

По понятным причинам вышеозначенное сделать не представляется возможным: в законе о ЦБ и Конституции уже утверждается, что ЦБ РФ — это Центральный банк Российской Федерации, что его уставной капитал и имущество являются федеральной собственностью, а это в свою очередь означает, что учредителем ЦБ РФ является Российская Федерация. Как следствие — ни о какой национализации ЦБ не может быть и речи в силу того, что ЦБ РФ является государственным учреждением.

Но несмотря на всю глупость сказок о национализации ЦБ, эти сказки продолжают жить и множиться.

Впервые о попытке национализации В. В. Путиным ЦБ РФ заговорили падкие на сенсации журналисты в 2000-м году.

В частности, «Коммерсант» в номере 190 от 11.10.2000 г. писал:

«Вокруг нового закона о ЦБ страсти кипят давно. Но до недавнего времени президент в них не вмешивался. В конце сентября Владимир Путин внес свои поправки — спустя, кстати, полтора месяца после того, как официальный срок их внесения истек; банковскому комитету Думы пришлось специально его продлевать, иначе их нельзя было бы легализовать. Смысл президентских поправок — национализация ЦБ».

И всё, казалось бы, хорошо, вот только законопроекта с текстом поправок, говорящем о национализации ЦБ, никто найти не может, а действия банковского комитета по легализации поправок, о которых рассказал «Коммерсант», не вяжутся с последующими действиями Думы по воспрепятствованию проведению этих поправок.

Но сказка — на то и сказка, и спустя 13 лет после ее появления уже тысячи любителей сказок, подогреваемые верой в непогрешимость депутата Федорова, являющегося главным разносчиком сказок о национализации, радостно утверждают, что попытки национализации были (правда, они при этом путаются в показаниях — разброс дат неудачной попытки национализации ЦБ варьируется от 1998-го до 2004-го года, а количество попыток — от одной до двух).

Так что же — может, и правда, сказки не врут, может была-таки попытка национализации ЦБ РФ?

Ответ однозначный — нет.

Безусловно, каждая сказка имеет в основе своей какой-либо реальный факт, но вот интерпретация этого факта не имеет к реальности никакого отношения — потому сказка и является сказкой.

Для того, чтобы понять, что было на самом деле, достаточно найти в сети паспорт проекта Федерального закона №99113823-2 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (являющегося прообразом действующего 86-ФЗ) и историю его принятия, выделяя лишь то, что хотя бы отдаленно имеет отношение к национализации.

Итак: после кризиса 98-го года часть собак решили повесить на ЦБ, в связи с чем постановлением ГД №3804-II от 19.03.1999 г. была создана рабочая группа по разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о ЦБ РФ».

В создаваемом законопроекте в частности предполагалось уточнить статус ЦБ, а также режим собственности имущества и уставного капитала (не национализация, но все же…)

01.12.1999 г. готовый законопроект был внесен в ГД.

Так как все нормативные акты, так или иначе затрагивающие ЦБ, в соответствии с законом направляются в ЦБ для ознакомления, этот случай также не стал исключением, следствием чего явилось письмо ЦБ №01-31/1249 от 27.03.2000 г., в котором, в частности, говорилось:

«Пункт 2 статьи 1 представленного проекта предусматривает новую редакцию статьи 2 Федерального закона, устанавливающую, что полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, Банк России осуществляет от имени Российской Федерации. Принятие предлагаемой редакции статьи 2 Федерального закона представляется нецелесообразным, так как использование термина «от имени Российской Федерации» фактически отождествляет операции Банка России, а также его участие в капиталах кредитных организаций, с операциями Российской Федерации. Считаем, что в условиях неурегулированности проблем внешнего долга Российской Федерации указанная формулировка может быть использована для привлечения Банка России к ответственности по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, предусмотренная проектом возможность изъятия и обременение обязательствами имущества Банка России в случаях, предусмотренных Федеральным законом, является необоснованной, поскольку норма о запрете такого изъятия и обременения без согласия Банка России является правовой гарантией соблюдения конституционной нормы об осуществлении денежной эмиссии исключительно Банком России».


Заключение правительства на данный проект №1529п-П13 от 15.05.2000 г. было аналогично заключению ЦБ, и тому есть веские причины: стоит вспомнить о попытках Запада арестовать имущество РФ (например, самолеты), прикинуть, если существует возможность изъятия имущества ЦБ, то почему не «денежного станка», и крепко подумать, что, видимо, это злые бояре-депутаты в итоге и сделали (хочу также напомнить, что Госбанк СССР не отвечал по долгам СССР, а СССР — по долгам Госбанка, и это неспроста).

И наконец, самое интересное — заключение президента: письмо №Пр-1873 от 21.09.2000 г. (то есть те самые поправки, целью которых, по заявлению «Коммерсанта», является национализация ЦБ):

»Как таковой государственно-правовой статус Банка России ни в Конституции Российской Федерации, ни в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее именуется — Федеральный закон) не определен. Целесообразно в предлагаемой редакции части первой статьи 1 Федерального закона (пункт 1 статьи 1 проекта) предусмотреть, что Банк России является Федеральным органом государственной власти, независимым в своей деятельности от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий».

Как видим, национализацией пока не пахнет — речь об уточнении статуса ЦБ, а предложения президента, как видно из части 2-й статьи 1-й действующего 86-ФЗ, были частично приняты.

Далее:

«В части второй статьи 1 Федерального закона (пункт 1 статьи 1 проекта) предусмотрено, что Банк России является юридическим лицом и имеет печать со своим наименованием. В силу требования Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть создано в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Федеральным законом, а в наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно-правовую форму. Необходимо определить и гражданско-правовой статус Банка России, то есть его организационно-правовую форму как субъекта гражданского права — юридического лица.

В связи с изложенным часть вторую статьи 1 Федерального закона предлагается изложить в следующей редакции:

«Банк России является Федеральным государственным учреждением, обладающим правами юридического лица. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, содержащим указание на его организационно-правовую форму».


И опять речь об уточнении статуса ЦБ, а не о его национализации, хотя данное предложение депутатами было отвергнуто.

Далее — в том же духе, при этом ни о ответственности по обязательствам РФ со стороны ЦБ, ни о передаче эмиссионной функции под контроль правительства или президента, ни о зависимости от кого-либо в части осуществления ЦБ своих функций и полномочий в предложениях президента нет ни слова — речь идет именно об уточнении статуса ЦБ, о незначительном перераспределении функций, об усилении контроля финансовой деятельности и совета директоров (чтобы меньше воровали), но только не о национализации. И это неудивительно: нельзя национализировать то, что и так по факту изначально является государственным.

P. S. Желающим более подробно ознакомиться с документами по якобы «национализации» ЦБ РФ рекомендую на ресурсе «КонсультантПлюс» закинуть в «поиск»: «Паспорт проекта Федерального закона №99113823-2 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» — там всё есть.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

180 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»