Странная дружба: нужна ли нам Средняя Азия и что с ней делать?

357
Странная дружба: нужна ли нам Средняя Азия и что с ней делать?


Кажется, отношения России со среднеазиатскими республиками зашли в тупик. Хотя дружба с Москвой и выгодна странам Средней Азии, те позволяют себе проявлять откровенную русофобию, а также нарушать взятые на себя обязательства. Прежде всего, это касается Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, чрезвычайно от нас зависимых. Отчего же они кусают руку дающего? И почему мы не предпринимаем ответные меры?

Юг против Севера

Говоря о наших взаимоотношениях с республиками юга, надо понимать, что речь идет о национальной проблеме. Еще в 70-е и 80-е годы зарубежные демографы, изучая своего врага – Советский Союз – пришли к выводу, что к 2050 году уроженцы юга составят свыше половины населения СССР. Ожидаемый в 90-е естественный спад рождаемости «северян» был усугублен невиданной экономической и социальной катастрофой – развалом Советского Союза. В итоге демографический переход превратился в масштабный демографический кризис, охвативший северные страны СНГ.

Между тем, рождаемость на юге сильно возросла после Великой Отечественной войны в связи со скачком в развитии медицины и усовершенствованием социальной инфраструктуры. Высокая рождаемость в сочетании с низкой смертностью сохраняются и по состоянию на сегодняшний день: все-таки даже постсоветская медицина лучше, чем дореволюционная антисанитария.

Дисбаланс в распределении населения делает неизбежным переселение южан на север. Тем более национальные экономики среднеазиатских республик находятся в ужасном состоянии, и никто не хочет вкладывать в них инвестиции. Риски потерять деньги очень велики, особенно с учетом двух последовательных переворотов в Киргизии и последних событий в Афганистане. Рабочих мест нет, перспектив развития – тоже. И хотя Россия не предлагает мигрантам лучшие условия, все равно мифы о золотой Москве прочно закрепились в сознании жителей стран ближнего зарубежья.

В настоящее время на территории России находится больше 11 миллионов иностранцев, причем только 720 тысяч из них имеют вид на жительство, а 1,8 миллиона – разрешение на работу. За последние 4 года поток мигрантов возрос на 37%, достигнув исторического максимума.

Чтобы защититься от неконтролируемого нашествия южан, северу, то есть России, следовало бы оградиться от Средней Азии путем введения визового режима. Правда, в таком случае мы не сможем договориться о создании Таможенного союза и реинтеграции постсоветских республик. Как быть?

Восток – дело тонкое

Введение визового режима в отношении среднеазиатских республик поставило бы точку в реинтеграционных процессах, происходящих сейчас в азиатских странах СНГ. К сожалению, Россия, чтобы сохранить Таджикистан, Узбекистан и Киргизию в зоне своего влияния, вынуждена выбирать из двух зол. Отказавшись от среднеазиатских республик, мы автоматически передаем их США и Китаю. Но если мы не введем визовый режим, в Россию продолжат прибывать нелегалы.

В долговременной перспективе мы обязаны сохранить с государствами Средней Азии отличные отношения, какую бы хулу восточные лидеры не возлагали на Россию. Жители среднеазиатских республик связаны с нами культурно и экономически. Мы жили в одной стране на протяжении нескольких столетий, которые нельзя просто так вычеркнуть из памяти. И хотя сейчас нам не отвечают взаимностью, мы обязаны сохранить текущую политику по отношению к странам Юга, иначе там утвердится Китай.

Поднебесная давно начала тихую военно-экономическую экспансию в Средней Азии. В рамках этой экспансии были урегулированы территориальные споры с Киргизией, Казахстаном и Таджикистаном и к западным границам КНР были стянуты китайские войска. В частности, летом нынешнего года приходили неподтвержденные сообщения о том, что вооруженные силы КНР вступили на территорию Таджикистана и взяли под свой контроль часть Горно-Бадахшанской автономной области.

Но Россия не может действовать до такой степени напрямую. В 2010 году во время кризиса в Киргизии мы не использовали силу потому, что могли быть втянуты в грандиозную военную авантюру. Собственно, провокаторы того и добивались, пытаясь сделать Россию непосредственной участницей конфликта. Тогда у Кремля хватило сдержанности для того, чтобы не совершить трагическую ошибку.

С учетом того, что любое прямое вмешательство в политику среднеазиатских республик воспринимается как повод для провокации, нам нужно влиять на политическую ситуацию в странах Юга косвенным путем, в том числе предоставив жителям этих государств ряд привилегий. Главное – делать упор на связях России с другими странами-участницами СНГ, а также предотвратить развитие исламизма – вредной идеологии, которая выхолащивает мозги молодежи и отдаляет молодое поколение не только от российской культуры, но и от светского государства вообще, делает их враждебными существующей в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане модели власти.

Наши рычаги влияния в Средней Азии

Хотя сейчас судьба Таможенного союза зависит от решений, принятых президентом Украины Виктором Януковичем, оставлять среднеазиатские республики без должного внимания нельзя. Нам желательно, но не обязательно включать в состав союза республики Юга. Дружить с Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном стоит хотя бы потому, что они открывают для нас путь в Индию и на Ближний Восток, а одновременно могут стать барьером на пути Китая к Каспийскому морю. Таким образом, мы одним выстрелом убиваем двух зайцев: расстраиваем реализацию Поднебесной проекта «Шелковый путь», а также получаем кратчайшую дорогу к портам южных морей.

Если же мы дорожим нынешним благополучием, то, конечно, надо отказаться от идеи сотрудничества со странами Средней Азии, тем самым прекратив движение на юг. Тогда Китай сможет не только включить в свою сферу влияния среднеазиатские республики, но и достигнет Европы, в том числе превратит Украину в одно из конечных звеньев «Нового шелкового пути». К югу от нас появится барьер из враждебно настроенных государств, готовых заступиться за Поднебесную.

Что же получается, русским надо терпеть унижения со стороны периферийных народов для того, чтобы утвердиться на окраинах своего же разрушенного государства? К сожалению, как отмечено выше, напрямую воздействовать на правящие элиты среднеазиатских республик не получится. Таким образом, нам нужно искать косвенные методы.

Наилучшим инструментом воздействия на Таджикистан, Узбекистан и Киргизию будет введение ограничений для мигрантов вплоть до угрозы закрытия границ. Это должно подействовать: правительства среднеазиатских республик и сами хотели бы избавиться от массы голодного населения, неспособного найти себе работу на родине. Двадцатилетние разгоряченные парни вполне могут стать пушечным мясом для очередного переворота, а южным правителям этого ой как не хочется. Не проще ли сливать излишки революционно настроенной молодежи куда-нибудь за границу?

Кроме того, экономика стран Средней Азии необычайно зависима от заработков трудовых мигрантов. У нас в руках – мощнейший рычаг: усилив борьбу с нелегальной миграцией, нам под силу обрушить экономики сразу нескольких республик. На Востоке это понимают, но, привыкнув к нашей доброте, не верят, что такое мощное оружие может быть пущено в ход. Надо напомнить южанам, что они от нас зависимы, и никакой Китай им не поможет: дотации со стороны КНР не решают проблему перенаселенности. Если мы закроем свои границы, десятки тысяч мигрантов никуда больше не смогут отправиться. В Поднебесной и своей рабочей силы хватает, а путь в Европу и США слишком длинный, да и дорожные расходы невероятно велики.

Увы, но потребность куда-то девать излишки населения пока удерживает среднеазиатские республики в нашей сфере влияния сильнее, чем культурные или экономические связи. Чтобы исправить ситуацию, от нас требуется проводить активную инвестиционную политику, привязав к себе Восток и при помощи капиталов. У нас достаточно сил для переориентации экономик Таджикистана, Узбекистана и Киргизии на российский рынок. И пока мы этого не сделаем, до тех пор юг будет представляться нам враждебным, но сильно от нас же зависимым уголком Азии. В противном случае мы отдадим Восток Китаю и США, которые с радостью примут столь щедрый подарок и используют его против нас же самих.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

357 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»