Так какие, собственно, претензии к Януковичу?

108
Так какие, собственно, претензии к Януковичу?Не раз приходилось писать, что любые нарушения Конституции – чем бы они ни обосновывались, под каким бы соусом ни подавались – в итоге вылезут боком как Украине в целом, так и непосредственно тем, кто поступает вразрез с Основным Законом.

«2000» на эту тему много писали и во время «оранжевого» переворота-2004, и когда назначались неконституционные перевыборы ВР 2007-го, и в 2010-м, когда нелегитимным путем ревизовалась политреформа и возвращалась Конституция 1996 г. (см. «2000», «Бело-синяя» революция», «Янукович -- нелегитимный президент?», «Чистота процедуры или «закон что дышло...»).

Всякое антиконституционное действо плодит беззаконие, создает прецеденты, закладывает почву для рецидивов: если этим (сегодняшним) нарушителям можно – то почему другим нельзя?

Сегодня нарушили «из благих побуждений», завтра -- «потому что очень надо»… Можно не сомневаться: и послезавтра тоже кто-нибудь нарушит – не эти (нарушающие сегодня), так другие, берущие с них пример. В обстоятельствах более чем вольного обращения с Основным Законом, исходя из принципа политической целесообразности, никто не скажет -- когда, с какого часа какого числа, Украина начнет жить в строгом соответствии с Конституцией и законами? Да никогда! Завтра опять найдется «уважительная причина», чтобы растоптать Основной Закон.

21 февраля Президент Украины Виктор Янукович подписал с тремя лидерами оппозиции (Яценюком, Кличко и Тягнибоком) «Угоду про врегулювання кризи в Україні». Соглашение скрепили своими подписями и европейские посредники – гаранты его исполнения: главы МИД Германии, Польши и Франции.

В первом пункте документ предусматривал: «Протягом 48 годин після підписання цієї угоди буде прийнято, підписано і оприлюднено спеціальний закон, який відновить дію Конституції України 2004 року зі змінами, внесеними до цього часу».

Были и другие пункты, например: «Влада й опозиція утримаються від застосування силових заходів… Обидві сторони докладатимуть серйозні зусилля для нормалізації життя в містах і селах шляхом звільнення адміністративних та громадських будівель й розблокування вулиць, скверів і площ».

По большому счету у Януковича были основания сразу же обвинить оппозицию в невыполнении соглашения. Ибо протестующие не только не прекратили силовые акции, штурмы административных зданий, но на майдане прямым текстом было заявлено, что исполнять записанное никто не собирается, что президент должен уйти немедленно (в противном случае – «переход в вооруженное наступление»), а оппозиционеры (в частности, Кличко) еще и извинились перед собравшимися за данное соглашение: оплошали, мол…

Т. е. к вечеру 21 февраля документ – подписанный при европейском посредничестве – был превращен майданом и его лидерами в ничего не стоящую бумагу. (Это, к слову, касается и вопроса – кто ранее нарушал договоренности, достигавшиеся в ходе переговоров между властью и оппозицией?)

21 февраля наглядно засвидетельствовало, какая сторона совершенно недоговороспособна (и это в условиях, когда соглашения парафировали высокопоставленные чиновники из стран ЕС – что говорить о ситуациях, когда договаривались без европейских посредников!).

И тем не менее вечером 21 февраля в Верховной Раде голосуют за тот самый «специальный закон» о возобновлении действия Конституции 2004 г. Выступавший перед этим Арсений Яценюк с трибуны ВР особо подчеркивал, что «действующий президент избирался по Конституции 2004 года, но КС незаконно отменил отдельные положения украинской Конституции», и что в результате принятия закона Верховная Рада «получит полномочия на назначение правительства, всех членов Кабмина, влияние на правоохранительную, судебную и другие ветви власти».

Резонно. Президент «избирался по Конституции 2004 года» -- его возвращали в рамки тех полномочий, которые ему делегировали избиратели на выборах 2010-го. Но депутаты-то нынешней ВР избирались на парламентских выборах 2012-го уже в условиях действия Конституции 1996 г. Не делегировали им избиратели указанные Яценюком «полномочия на назначение правительства, всех членов Кабмина, влияние на правоохранительную, судебную и другие ветви власти»!

Почему же столь принципиальные демократы – Яценюк со товарищи -- не потребовали объявить перевыборы Верховной Рады, уже по Конституции 2004-го? После которых депутаты – получив от народа мандат на реализацию более широких полномочий – и принялись бы за то самое «назначение правительства, всех членов Кабмина, влияние на правоохранительную, судебную и другие ветви власти».

Но нет -- в законе было прописано, что действующая Верховная Рада работает до октября 2017 г. Досрочных выборов парламента не предусматривалось.

Когда президент перебирает на себя полномочия, не делегированные ему народом, -- это плохо, это достаточное основание протестовать, штурмовать административные здания и т. д. и т. п. Когда то же самое делает Верховная Рада -- никто не закатывает глаза, не заламывает руки, не заходится в истерике, «как можно без народного мандата?!», это «нормально».

Майдан, к слову, воспринял такой антидемократичный (основываясь на логике самих же евромайдановцев) акт с полным одобрением.

Ладно. Не выполнила оппозиция своих обязательств по отказу от применения силы, по освобождению захваченных административных зданий. Приняли «специальный закон», нацеленный на возврат Конституции 2004-го. Но дальше-то закон должен подписать президент! Только тогда закон станет законом!

Согласно условиям «Угоди про врегулювання кризи в Україні» у Виктора Януковича на это было 48 часов, т. е. до вечера 23 февраля. А согласно Конституции – и того больше: «Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его или возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения. В случае если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и может быть подписан и официально оглашен» (ч. 2 ст. 94 действовавшей на тот момент Конституции 1996 г). 15 дней!

Виктор Янукович имел полное конституционное право размышлять 15 дней. Да, это было бы нарушением «Угоди про врегулювання кризи в Україні» (а разве оппозиционеры сами не нарушили это соглашение?), но соответствовало бы Конституции.

Впрочем, оппозиция не стала ждать ни 15 дней, ни 48 часов. Не прошло и 24 часов, как ВР, в которой уже верховодили представители оппозиционных фракций (благо снаружи парламента их поддерживали «мирные протестующие» -- с битами и автоматами), ввела в действие Конституцию 2004 г. без подписи президента, своим постановлением.

Как пояснил Яценюк, такое решение необходимо «в связи с тем, что Президент Украины не выполнил взятую на себя ответственность в соглашении и не подписал закон о возобновлении Конституции 2004 г».
Ну, во-первых, на тот момент не вышел срок, в течение которого Янукович должен (согласно «Угоді про врегулювання кризи в Україні») был бы подписать данный закон. А во-вторых, – и это главное -- правовое поле государства определяется не политическими документами вроде «Угоди про врегулювання кризи в Україні» (нарушенной, к слову, и самими оппозиционерами), а прежде всего Конституцией. И вот по Конституции. закон без подписи президента – не закон!

Спрашивается: чем действия ВР 22 февраля 2014-го лучше действий Конституционного Суда в 2010 г.? С точки зрения уважения к Основному Закону -- ничем! КС не имел права своим решением переписывать Основной Закон (с образца 2004-го в редакцию 1996-го). Но и Верховная Рада не полномочна переписывать Конституцию (в обратном порядке – с образца 1996-го на вариант 2004-го) своим постановлением. В обоих случаях – выход за рамки полномочий и грубое нарушение процедуры изменения Конституции.

Перед тем Верховная Рада «отличилась» в принятии еще одного революционного во всех отношениях документа -- Постановления о самоустранении президента Украины от исполнения конституционных полномочий. Вот его полный текст:

«Учитывая, что Президент Украины Виктор Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий, что представляет угрозу для управляемости государством, территориальной цельности и суверенитета Украины, массового нарушения прав и свобод граждан, исходя из обстоятельств крайней необходимости Верховная Рада Украины, выражая суверенную волю украинского народа постановляет:

1. Установить, что Президент Украины Виктор Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий и не выполняет своих обязанностей.

2. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины назначить внеочередные выборы Президента Украины на 25 мая 2014 года.

3. Постановление вступает в силу с момента его принятия».

Сказать, что это бред, – ничего не сказать.

Как, оказывается, просто отстранить Президента Украины – объявить его «самоустранившимся». Кстати, а что это – «самоустранение» президента? Кто определяет – «самоустранился» он от осуществления конституционных полномочий или нет? По какой процедуре это происходит и где она выписана? Где вообще определено подобное понятие – «самоустранение президента от осуществления конституционных полномочий»? Нигде!

Согласно ч. 5 ст. 103 Конституции «в случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины выборы Президента Украины проводятся в период девяноста дней со дня прекращения полномочий».
Т. е. внеочередные выборы президента могут быть назначены не иначе, как в случае досрочного прекращения его полномочий.

Но в Конституции отсутствует такая норма -- отстранение президента от власти или назначение внеочередных выборов президента в виду его (действующего президента) «самоустранения».

Ч. 2 ст. 108 Конституции (а она звучит одинаково в Основном Законе и 1996-го, и 2004-го) содержит исчерпывающий перечень причин, по которым полномочия президента прекращаются досрочно: «в случае: 1) отставки; 2) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; 3) смещения с поста в порядке импичмента; 4) смерти».

Есть ли в Конституции «самоустранился от осуществления конституционных полномочий»? Ответ очевиден: нет.

Иными словами, Верховная Рада неконституционно отстранила президента и назначила неконституционные президентские выборы на 25 мая 2014 г.

Легитимность такого президента кто угодно и когда угодно сможет поставить под сомнение, в т. ч. и нынешние ближайшие соратники.

Напомню случай из недавней истории. В 2007-м Юлия Тимошенко подбивала Виктора Ющенко к неконституционному разгону парламента и назначению внеочередных выборов ВР. А в 2008-м уже собиралась отстранять самого Ющенко от власти по процедуре импичмента, вменив ему в вину упомянутые «разгонные» указы.

В подготовленном юристами БЮТ списке преступлений Ющенко значились его акты о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады V созыва: «Издание таких актов было безусловным свидетельством намерения Ющенко В. А. неконституционным путем прекратить деятельность высшего представительного органа, которым является Верховная Рада, что привело к тяжким последствиям в экономической, политической и социальной сферах, поскольку с апреля по сентябрь 2007 года была прекращена деятельность как Рады, так и народных депутатов».

А сами действия Ющенко, позволившие БЮТ реализовать план роспуска парламента V созыва, по мнению авторов представления, содержали признаки преступления, предусмотренного ст. 344 Уголовного кодекса («незаконное влияние на народных депутатов с целью препятствования выполнению служебных обязанностей лицом с использованием своего служебного положения») (см. «Коммерсантъ Украина», №234 (819), 24.12.2008).

Если завтра демократы переругаются (а с ними это случалось всегда, как только доходило до раздела властных кресел) – начнут вспоминать, кто, что и как нарушал сегодня.

Кстати, президентские выборы назначены на 25 мая -- это только первый тур. Если понадобится второй (а скорее всего, так и будет) – это уже 8 июня. Добавьте 10 дней, которые отводятся на установление результатов. Но полномочия действующего Центризбиркома заканчиваются 1 июня. Подводить итоги выборов и объявлять фамилию президента будет нелегитимный ЦИК?.. Ну да в свете «легитимности» самих выборов это будет уже не столь большой проблемой.

Верховная Рада, «демократизированная» майданом, блеснула и другими «законотворческими» художествами. Например, нового спикера ВР уполномочили «координировать работу правительства». Даже неконституционно возвращенный Основной Закон 2004-го не наделяет главу ВР подобными полномочиями. С конституционной точки зрения сие есть узурпация власти. Интересующимся предлагаю перечитать вердикт Конституционного Суда от 5 октября 2005 г. («Справа про здійснення влади народом»): «Гарантією недопущення узурпації державної влади є, зокрема... положення, згідно з яким органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України (частина друга статті 19)»…

Впрочем, кому это сейчас интересно. Тем более не станут «заморачиваться» такими «пустяками» оппозиционеры. Это ж не автократа Януковича наделили неконституционными полномочиями, а демократа Турчинова.

Конституция 2004-го не наделяет парламент правом назначать руководство СБУ и Минобороны даже в виде неких «уполномоченных по контролю». Не беда: «президент у нас самоустранился от выполнения своих обязанностей, поэтому от имени парламента мы назначаем уполномоченным по контролю за деятельностью СБУ Валентина Наливайченко», -- объявил 22 февраля А. Турчинов. Вовремя перешедшего «на сторону народа» В. Заману отправили «уполномоченным ВР» в Минобороны, а «свободовца» О. Мохницкого – в ГПУ.

Вернули мандаты ряду бывших депутатов -- постановлением ВР, минуя «ненужные» судебные процедуры: Сергею Власенко, Павлу Балоге и Александру Домбровскому. Интересно, куда теперь девать депутатов, пришедших на их место? Скажем, согласно решению ЦИК от 18 марта 2013-го на замену С. Власенко пришел Роман Стаднийчук. Принял депутатскую присягу. Как его теперь «попросить» из Рады и по какой процедуре? Она, кстати, для таких случаев попросту отсутствует. Будет в Верховной Раде больше депутатов, чем это предусмотрено Конституцией? В нынешних обстоятельствах такое вполне возможно.

Кстати, в свое время одновременно с Сергеем Власенко депутатского мандата был лишен и Андрей Веревский, причем по той же причине – из-за совместительства. Но Веревскому мандат никто возвращать не стал. Может, потому, что входил во фракцию Партии регионов, на которую «торжество справедливости» не распространяется?

Ну и, конечно, нельзя не сказать о «процедуре» освобождения Юлии Тимошенко. 21 февраля вроде бы попытались идти правовым путем. Был принят закон об изменении статей УК, по которым осуждена экс-премьер. Далее закон должен был подписать президент. Следующий шаг – решение суда. И только тогда – на свободу. Вечером 21 февраля и защитник Тимошенко Сергей Власенко так считал, прокомментировав закон «о декриминализации»: «Теперь Юлия Тимошенко должна быть освобождена решением суда».

Но зачем ждать решения суда? Можно же проще – постановлением ВР! И 22 февраля соратники Юлии Владимировны решили не усложнять дело – сподобили постановление Верховной Рады «О выполнении международных обязательств Украины относительно освобождения Юлии Тимошенко».

Еще 21 февраля оппозиционеры не знали, что есть, оказывается, некие «международные обязательства Украины относительно освобождения Юлии Тимошенко». А в ночь с 21-го на 22-е – осенило.

Само собой, не было никаких ни «международных обязательств Украины» насчет освобождения Тимошенко, ни правовых оснований для означенного постановления ВР…

Осенью 2010-го, когда «регионалы» повторяли антиконституционные действия Ющенко, ранее ими самими критиковавшиеся, я предлагал: «Может, им следует извиниться перед Виктором Андреевичем и вывесить лозунг: «Ющенко, ты был прав!»?» («Бело-синяя» революция»). Не пора ли и нынешним законодателям прямо сейчас начать извиняться перед Виктором Януковичем и членами его команды? Ведь только за несколько дней они столько наворочали по части нарушения норм Конституции, что смогли превзойти предшественников.

И почему молчит майдан, почему не выступает против новых узурпаторов?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

108 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»