Новинки украинской бронетехники: «техничка» и медицинская машина

88
Боевые действия рядом с Луганском и Донецком все больше походят на войны последних десятилетий в странах Азии и Африки. Не располагая развитой оборонной промышленностью, обе стороны конфликта вынуждены обходиться имеющимися вооружениями и техникой. Несмотря на это, они предпринимают различные попытки строить бронетехнику на основе имеющихся машин. На прошлой неделе сразу два предприятия города Николаев представили свои новые бронемашины, предназначенные для вооруженных сил и силовых структур Украины. Получилось так, что одна из показанных машин сразу стала предметом шуток, а вторую можно счесть в достаточной мере хорошей и перспективной разработкой. Тем не менее, оба этих проекта, вероятно, не дойдут до стадии широкомасштабного серийного строительства техники.

«Техничка» на базе УАЗ-3303

18 июля Николаевский тепловозоремонтный завод передал пограничным войскам Украины два блиндированных автомобиля УАЗ-3303. Сообщается, что две новые машины будут эксплуатироваться луганскими пограничниками. Ранее погранвойска передали заводу два легких грузовика, которые требовалось оснастить бронезащитой. Директор предприятия Вячеслав Симченко во время передачи техники рассказал, что все работы по созданию бронеавтомобилей продолжались всего неделю. В связи с этим сотрудникам завода пришлось работать сверхурочно, однако они успели. Все работы по доработке машин предприятие провело за свой счет.

Как сообщает интернет-издание «НикВести», за неделю рабочие Николаевского тепловозоремонтного завода провели ремонт представленных машин, заменив неработающие агрегаты, установили бронирование, а также смонтировали в кузове защищенную установку для оружия. Примечательно, что проект импровизированного броневика на базе УАЗ-3303 создавался в тесном сотрудничестве с пограничниками. Как рассказал заместитель начальника Луганского погранотряда подполковник Александр Заволока, он говорил инженерам, что нужно пограничникам, а те предлагали способы реализации идей.








фото с сайта http://nikvesti.com


Основой для двух новых броневиков стали легкие грузовики повышенной проходимости УАЗ-3303 – дальнейшее развитие машины УАЗ-452Д, известной в народе как «Головастик». Эти машины с колесной формулой 4х4 оснащаются двигателями мощностью 98 или 117 л.с. (в зависимости от модификации) и способны перевозить до 1225 кг груза. Грузовики УАЗ-3303 позиционируются производителем как сравнительно легкое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов в городских условиях и по бездорожью. По имеющимся данным, представленные на модернизацию и доработку грузовики до недавнего времени выполняли именно подобные функции.

Ввиду ограниченных сроков и скромных возможностей инженеры Николаевского тепловозоремонтного завода пошли по пути использования небольшого количества новых комплектующих и установки дополнительного навесного бронирования. Так, грузовики сохранили кабину без каких-либо серьезных доработок. Для обеспечения защиты экипажа от стрелкового оружия лоб и борта кабины были закрыты оригинальным бронированием. В качестве защиты лобовой проекции используется «броня» интересной конструкции. Она состоит из большого количества прутков стальной арматуры, сваренных между собой.

Нижняя лобовая часть кабины прикрыта крупным «модулем» бронирования на основе арматуры, в котором проделаны несколько отверстий. Четыре отверстия выполнены напротив световых приборов, а в центральной части предусмотрена решетка для вентиляции радиатора. Нижняя часть бронирования, установленного поверх лобового стекла, выполнена неподвижной. Сверху к ней на петлях крепятся два «бронещитка» со сравнительно крупными смотровыми щелями. Вне боевой обстановки экипаж может опустить эти элементы бронирования для обеспечения приемлемого обзора. Как видно на имеющихся фотографиях, лобовое бронирование машин установлено на металлической конструкции, закрепленной на раме машины. Нижняя часть лобовой брони прикреплена к раме за нижний край, верхняя крепится при помощи Г-образных конструкций, установленных за кабиной.

Вместо остекления двери кабины получили «модули арматурного бронирования». На внешней стороне дверей установлены металлические рамки, на которых наварены прутки арматуры. Для наблюдения в средней части этой брони предусмотрено прямоугольное отверстие, прикрытое сеткой. Однако куда больший интерес представляет бронирование нижней части двери. Вероятно, из-за отсутствия других материалов, а также из-за ограничений по весу, на нижней части дверей установлены блоки сложного профиля, в которых без труда угадывается металлическое покрытие для аэродромов. Похожим образом защищены передние колеса: под дверными проемами закреплены еще два куска аэродромного покрытия.

На опубликованных фотографиях с производства видно, что блиндированные грузовики получили новые кузова. Вместо деревянных бортовых кузовов с опорами под тент переоборудованные УАЗ-3303 получили металлическую конструкцию, представляющую собой каркас с листовой обшивкой. На бортах кузова на петлях закреплены длинные секции аэродромного покрытия, призванные защищать задние колеса, бензобак и элементы ходовой части. Третий элемент, выполненный из металлического покрытия, закреплен на передней стенке металлического кузова и, по-видимому, должен защищать кабину от обстрела сзади.

Бронированные УАЗ-3303 смогут нести стрелковое вооружение, возможно даже крупнокалиберное. Для его установки в кузове доработанных грузовиков размещен четырехугольный в плане броневой щит с рабочим местом стрелка. Щит собран из трех сравнительно толстых металлических листов и установлен на вращающемся основании. В лобовом листе щита имеется амбразура и система для установки оружия. В бортовых листах проделаны смотровые щели. Для удобства работы стрелка у щита установлено сиденье, закрепленное на металлическом листе. Возможно, последний выполняет функции бронеспинки. Использование сиденья позволяет предполагать, что щит оснащен какими-либо приводами для поворота.

Выполненные Николаевским тепловозоремонтным заводом броневики на базе УАЗ-3303 представляют определенный интерес. Однако этот интерес связан не с их боевыми качествами, а с примененными техническими решениями, появившимися в условиях дефицита времени, материалов и опыта в деле создания бронетехники. В результате первым результатом публикации информации об этих броневиках стали многочисленные однообразные обидные шутки в адрес машин и авторов проекта. Любители военной техники не преминули «пройтись» по конструкции техники, ее защите и вооружению.

Действительно, николаевские броневики выглядят, по меньшей мере, странно и вряд ли могут считаться эффективным средством ведения войны. Грузоподъемность базового грузовика УАЗ-3303 незначительно превышает 1,2 тонны, а установленное бронирование, похоже, едва вписалось в этот лимит, что может сказаться на ходовых качествах машины. При этом использованное бронирование вызывает серьезные сомнения. Следует признать, сравнительно толстые листы щита (вероятно, около 10-12 мм) действительно могут защитить пулеметчика от стрелкового оружия противника. Однако вряд ли такая броня сможет защитить стрелка от бронебойных пуль или крупнокалиберных систем. Специфическая конструкция башни, не защищающей стрелка с боков, только увеличивает риски.

Отдельно следует остановиться на бронировании кабины водителя. «Арматурная» броня выглядит интересно и действительно может защитить машину и экипаж от стрелкового оружия. Однако ее реальные характеристики мог бы показать только обстрел с использованием различного оружия и патронов. Даже если такая защита способна выдержать автоматные пули, то обстрел с применением бронебойных боеприпасов или крупнокалиберных систем не оставит ей никаких шансов. Тем не менее, какая-либо реальная информация о возможностях сваренных друг с другом прутков арматуры отсутствует, поскольку подобная импровизированная защита никем ранее не испытывалась.

Что касается кусков аэродромного покрытия, достаточно широко использованных в конструкции новых броневиков, то целесообразность их применения вызывает серьезные сомнения. Подобные изделия изначально не предназначены для защиты от пуль стрелкового оружия, а их жесткость, необходимая для применения по прямому назначению, обусловлена сложным профилем. Поэтому нижняя половина дверей кабины и ходовая часть машин оказывается наиболее подверженной повреждениям.

Два грузовика УАЗ-3303 с установленным на них бронированием были переданы Луганскому отряду погранвойск Украины. Утверждалось, что уже 19 июля эта техника отправилась на базу пограничников и вскоре должна принять участие в т.н. антитеррористической операции. Сообщения о боевом применении этих машин пока не поступали. Вероятно, уже первый бой с их участием покажет, насколько эффективными были использованные оригинальные способы бронирования. При этом можно предположить, что боевая эффективность николаевских броневиков вряд ли будет высокой. Несмотря на большое количество импровизированной брони, они остаются гражданскими машинами с установленным на них вооружением, что соответствующим образом должно сказаться на их возможностях.

Кроме того, новые броневики украинских погранвойск можно отнести к классу т.н. техничек, получивших широкое распространение в ходе локальных войн последних десятилетий. Подобные боевые машины сравнительно просты в изготовлении и эксплуатации, однако их эффективность на поле боя по понятным причинам оставляет желать лучшего. Доработанные в Николаеве УАЗ-3303 являются типичными техничками, и поэтому не следует ждать от них выдающихся результатов. Кроме того, нельзя исключать, что производство подобных броневиков ограничится двумя машинами.

Медицинская машина на базе БТР-70

Примерно месяц назад Николаевский бронетанковый завод представил т.н. передвижной блокпост «Миколаєвець» – машину БРДМ-2, лишившуюся большого количества узлов и агрегатов. Эта разработка вызвала специфическую реакцию общественности и стала объектом множества обидных шуток. Теперь предприятие готово передать вооруженным силам более серьезную и нужную технику: бронированную медицинскую машину «Святий Миколай» («Святой Николай»). Пока существует только один образец этой машины, построенный Николаевским бронетанковым заводом в инициативном порядке и за свой счет.

Основой для «Святого Николая» стал бронетранспортер БТР-70 советского производства. В связи с этим авторы блога BMPD высказали предположение о «происхождении» новой машины. Они напоминают, что ранее николаевское предприятие предлагало проект медицинской бронемашины БММ «Ковчег», выполненный на основе БТР-70. Вполне возможно, что прототип «Ковчега», построенный несколько лет назад, получил новое имя и был вновь представлен военным и общественности. Действительно, машина «Святой Николай» очень похожа на ранее демонстрировавшийся прототип БММ «Ковчег».

Машина «Святий Миколай» представляет собой бронетранспортер БТР-70 с серьезными доработками корпуса. Для размещения раненых вместо базовой крыши десантного отделения была установлена сравнительно высокая конструкция, сваренная из бронелистов. На лобовом листе этой надстройки имеются четыре люка, на крыше предусмотрены еще два. При переделке бронетранспортер получил новую двустворчатую бортовую дверь наподобие используемой на более новых БТР-80, расположенную на правом борту корпуса. На левом борту остался стандартный для БТР-70 люк в нижнем листе.

Новинки украинской бронетехники: «техничка» и медицинская машина









Фото с сайта http://www.niknews.mk.ua


Внутри бронекорпуса имеются несколько сидений и крепления для установки носилок. Как сообщает интернет-издание «Николаевские новости», бронированная медицинская машина «Святий Миколай» может перевозить до 11 легкораненых (сидя) или шесть тяжелораненых (лежа) и трех способных сидеть. В третьей конфигурации обеспечивается перевозка четырех раненых на носилках, трех сидящих и нескольких человек обслуживающего персонала. Помимо мест для размещения раненых машина оснащена рядом специального оборудования. По словам директора Николаевского бронетанкового завода Александра Швеца, при необходимости в машине можно даже проводить операции.

Согласно опубликованным данным, медицинская бронемашина «Святой Николай» может выпускаться в двух основных вариантах, отличающихся друг от друга типом используемого двигателя и стоимостью. Машина с бензиновым двигателем обойдется заказчику примерно в один миллион гривен, с дизельным – почти в 2 миллиона. Комплектация обоих вариантов аналогична, а разница в цене обусловлена только используемой силовой установкой. «Происхождение» проекта новой медицинской машины (использование в качестве основы бронетранспортера БТР-70) позволяет предположить, что медицинская машина стоимостью 1 млн гривен сохраняет базовую силовую установку на основе двух бензиновых двигателей ЗМЗ-4905 мощностью по 120 л.с.

Специалисты завода-изготовителя утверждают, что бронированная медицинская машина «Святий Миколай» по своим характеристикам и возможностям превосходит все лучшие мировые аналоги, а также является сравнительно недорогой. Преимуществом машины названо сохранение характеристик на уровне базового бронетранспортера при передвижении по суше и по воде.

По данным «Николаевских новостей», завод способен строить до десяти машин нового типа в месяц. В настоящее время идет обсуждение возможных закупок подобной техники для нужд вооруженных сил. Что касается первого прототипа, то он в ближайшее время может быть отправлен в зону «антитеррористической операции». Отправке машины в войска поспособствуют власти Николаевской области, о чем рассказал губернатор Николай Романчук.

В отличие от предыдущей разработки Николаевского бронетанкового завода, недавно представленная бронированная медицинская машина «Святий Миколай» является действительно важной и нужной войскам техникой. В ходе «антитеррористической операции» вооруженные силы и национальная гвардия постоянно несут потери. Каждый день большое количество бойцов получает ранения и должны получать помощь. Для эвакуации раненых с поля боя в настоящее время применяется различная техника, имеющаяся у украинских военных и силовиков, однако она не приспособлена к выполнению подобных задач. Машина «Святой Николай», в свою очередь, изначально создавалась в качестве бронированного средства эвакуации и оказания помощи раненым. Появление подобных машин могло бы оказать заметное влияние на потери войск и Нацгвардии.

Первый «Святий Миколай» должен отправиться в войска в самое ближайшее время. Однако есть основания предполагать, что эта машина не сможет оказать серьезное влияние на медицинские аспекты т.н. антитеррористической операции. Бои идут в нескольких районах двух непризнанных республик, из-за чего для эвакуации раненых требуется большое количество техники. Одна машина точно не справится с такой задачей, и поэтому будет лишь помогать имеющимся автомобилям и бронетранспортерам. Следует отметить, завод обещает выпускать до 10 медицинских машин в месяц, однако такие темпы строительства вряд ли можно считать реальными. Для начала серийного производства техники требуется заказ министерства обороны или министерства внутренних дел, а также оплата работ. Ввиду сложной экономической ситуации военные или силовики, скорее всего, не смогут найти деньги на новую медицинскую технику. Кроме того, для развертывания производство нужно время, а обстановка в районах боевых действий постоянно меняется.

Таким образом, проект действительно важной и необходимой войскам техники в ближайшем будущем столкнется с проблемами экономического характера и не сможет привести к какому-либо заметному результату. Как результат, задействованным в «антитеррористической операции» подразделениям придется и дальше использовать для эвакуации раненых технику, не приспособленную для этого.


По материалам сайтов:
http://nikvesti.com/
http://niknews.mk.ua/
http://bmpd.livejournal.com/
http://uaz.ru/
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.