США создают новую ракету против кораблей

197

Пока другие научные коллективы обещают переобещать обещанные обещания, специалисты “Локхид-Мартин” создали лучшую в мире противокорабельную ракету.

Без лишней шумихи и фантазий о не имеющем аналогов оружии. Янки делают свою систему, не обращая внимание на гонки за сверхзвуком и другие экстремальные режимы. Они сосредоточены на главном. Их цель — создание универсальной ракеты с возможностью корабельного и авиационного базирования. Несмотря на отсутствие громких заявлений в прессе, они, похоже, сумели добиться определенных результатов.

Краткая хронология испытаний:

3 июля 2013 г. — начало бросковых тестов. Проверка выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера в УВП.

27 августа 2013 г. — первый запуск LRASM с борта бомбардировщика B-1B.

17 сентября 2013 г. — первый “горячий” пуск из ячейки Mk.41

12 ноября 2013 г. — запущенная с бомбардировщика ракета поразила движущийся корабль. Передача полетного задания на борт LRASM производилась уже после её отделения от носителя.

4 февраля 2015 года — в ходе очередного тестового пуска ракета продемонстрировала свои способности к полету на сверхмалых высотах с автоматическим огибанием препятствий.

Запланированные сроки принятия на вооружение:
Вариант для ВВС — 2018 год.
Вариант для ВМС — 2019 год.



Что же такое LRASM? И почему так опасна эта ракета? Об этом пойдет речь в данной статье.

Предыстория

В первом десятилетии ХХI века флот “вероятного противника” попал в западню, которую расставил себе сам. В связи с отсутствием адекватного морского соперника из арсенала крейсеров и эсминцев были изъяты противокорабельные ракеты BGM-109B TASM. Модификация КР “Томагавк”, оснащенная радиолокационной головкой самонаведения от известной ПКР “Гарпун”.

В настоящее время арсенал противокорабельных средств ВМС США ограничен малогабаритным “Гарпуном” (стартовая масса ~ 700 кг, дальность пуска 100...200 км, боевая часть 225 кг). Ввиду конструктивных особенностей, эта ракета не может запускаться из УВП шахтного типа. Ей требуется специальная наклонная ПУ, которая не только занимает лишнее место, но и увеличивает ЭПР корабля. Современные эсминцы вступают в строй уже без неё.

США создают новую ракету против кораблей

Иджис-эсминец полностью лишен противокорабельного оружия!


До недавнего времени американцев не смущал факт отсутствия на кораблях противокорабельных ракет. Ведь “Гарпун” может запускаться с любого самолета морской авиации стран НАТО. Авиация — основная ударная сила и “страховой полис” для военно-морского флота.

Все изменилось с появлением новой концепции применения ВМС. От малочисленных и неповоротливых АУГ — к компактным и вездесущим корабельным ударным группам (КУГ) из подлодок и ракетных эсминцев. Боевые группы, созданные для постоянного присутствия в стратегически важных районах океана и ведения боевых действий в прибрежной зоне, в условиях сильного противодействия со стороны противника. Зачастую — без всякой возможности их прикрытия силами дружественной авиации.

На помощь с воздуха надеяться не приходится. Окрестные воды кишат вражескими кораблями.

“Верните ракеты”! Корабли должны уметь вести бой с надводным противником.

Сложилась парадоксальная ситуация. 84 ракетных крейсера и эсминца, оснащенных пусковыми установками шахтного типа. Восемь тысяч ячеек. И ни одной противокорабельной ракеты, способной запускаться из УВП.

В 2009 году ВМС США инициировали программу по созданию дальнобойной “стелс” ПКР, получившей обозначение LRASM.

Получив задание, специалисты “Локхид-Мартин” прикинули габариты пусковой ячейки Mk.41 и пришли к интересному выводу. Размеров корабельной УВП достаточно для хранения и запуска крылатой ракеты JASSM. Оставалось “всего лишь” дооснастить КР радиолокационной ГСН и добавить стартовый ускоритель от ракетоторпеды АСРОК.


Выход LRASM из шахты корабельной УВП


Необычный подход позволил сократить сроки разработки и уменьшить расходы на создание нового боеприпаса. В то время, как “авиационное прошлое” автоматически обеспечило LRASM возможность воздушного базирования.

LRASM построена на базе “дальнобойной” модификации AGM-158 JASSM-Extended Range. Эта тактическая крылатая ракета имеет стартовую массу около 1 тонны и дальность полета 930 км. Для противокорабельной LRASM даются более скоромные значения. По данным разработчиков, заявленная дальность пуска новой ПКР составляет “свыше 370 км”.

Чем же опасно это оружие?

Отечественные боевые корабли несут всего по 8 (в лучшем случае 16...20) единиц противокорабельного оружия, в то время как перспективная американская LRASM может входить в боекомплект любого крейсера или эсминца, в любом количестве! Эсминцы ВМС США имеют по 90 пусковых ячеек. Загрузив в УВП несколько десятков LRASM, они будут способны в одиночку уничтожить флот любой страны мира.

Массовые и вездесущие, они создают угрозу на всех направлениях одновременно. Сотни возможных носителей. Ожидание атаки в любую минуту, со всех румбов, в любой ситуации.

С технической стороны LRASM обладает рядом серьезных преимуществ:

По дальности пуска с ней смогут сравниться только сверхтяжелые “Граниты” и “Вулканы”.

Масса боевой части (450 кг). Это в 1,5...2 раза больше, чем у любой современной ракеты!

Технология “стелс”, меньшая заметность ПКР для средств обнаружения противника.

Комбинированная система обнаружения в составе бортового радиолокатора и тепловизора. Для повышения выживаемости LRASM оборудована детектором радарного излучения. Благодаря наличию двухсторонней системы связи, появилась возможность коррекции полетного задания уже после того как ракета отделится от носителя. Выход в район предполагаемого нахождения цели обеспечивается инерциальной системой навигации, с возможностью определения местоположения по данным GPS.

Созданная в эпоху айфонов ракета будет достаточно умна, что превратит LRASM в еще более грозное оружие. Помимо базовых навыков по поиску противника (полет “змейкой” или “по спирали”), новая ПКР обладает развитыми способностями по идентификации целей. В её памяти хранятся цифровые “портреты” сотен кораблей и судов. Запрограммированная на уничтожение крейсера или авианосца, LRASM будет способна опознать данный объект среди других кораблей ордера и нанести по нему удар.

О возможности обмена информацией между летящими ракетами с задачей распределения целей говорить пока рано. Подобные системы, как и пресловутый “искусственный интеллект”, пока лишь атрибут научной фантастики.

Воздушное базирование. Носителями LRASM должны выступить легкие палубные “Хорнеты” и сверхзвуковые бомбардировщики B-1B. В перспективе противокорабельный боеприпас будет включен в состав вооружения F-35.



С учетом того, что LRASM является модифицированной JASSM, это позволит, при необходимости, использовать ПКР, как обычную крылатую ракету для поражения наземных целей.

Унификация. Массовость. Быть всегда и везде. Вот девиз этой “малышки”.

Упоминание про низкую стоимость LRASM звучало бы слишком наивно. Любое современное высокоточное оружие стоит безумных средств. Впрочем, и тут LRASM выгодно отличается от многотонных “Ониксов” и “Брамосов”.

LRASM является дозвуковой ракетой. Такова неизбежная плата за массовость и возможность её применения истребителями тактической авиации.

Сомнения в эффективности дозвуковых ракет по большей части необъективны. Даже при стрельбе на максимальную дальность, подлетное время LRASM не превысит 30 минут. За указанные полчаса корабль противника никуда не уйдет.

Отбиться от стаи дозвуковых ракет будет ничуть не легче, чем от сверхзвукового “Брамоса”. Как показала практика, даже в наши дни, дозвуковые низколетящие ПКР продолжают оставаться чрезвычайно трудными целями.

Особенно, если ракета отличается малыми габаритами и построена с учетом требований технологии “стелс”.


Неудачный перехват мишени крейсером “Чанселорсвилл” (2013 г.). Маловысотный дрон пролетел сквозь систему ПВО и протаранил надстройку. Несмотря на комичность ситуации, стоит признать, что там, где не справился “Иджис”, другой корабль имел бы еще меньше шансов. Отсутствие подобных инцидентов на флотах др. государств объясняется банальным отсутствием испытаний по перехвату низколетящих ракет. Ввиду дороговизны мишеней и предсказуемости результатов

Эпилог

Шедевр? Несомненно. Янки идут по пути наименьших технических рисков, попутно выжимая максимум там, где есть возможность добиться результатов, не выходя за рамки существующей конструкции: дальность полета ракеты, боевая часть, электроника.

Вопреки мнению о том, как американские оборонные концерны занимаются “распилами бюджета”, история LRASM демонстрирует совершенно противоположную картину. Оригинальные технические решения и дюжая смекалка позволили инженерам “Локхид Мартин” за короткие сроки создать простую и массовую ракету на основе уже существующих образцов ракетного оружия.

197 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.