«Лайнер» для стратегической экономии

12
Осенью прошлого года в средствах массовой информации прошла новость об успешном завершении испытаний новой стратегической ракеты для подводных лодок Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Однако на фоне очередного витка споров о ракете «Булава» успех «Лайнера» в некоторой мере затерялся. А ведь Р-29РМУ2.1 не просто успешно прошла испытания, но и была рекомендована к принятию на вооружение.

«Лайнер» для стратегической экономии


«Лайнер», если можно так выразиться, появился внезапно. Впервые о нем рассказали широкой общественности после того, как 20 мая 2011 года подлодка «Екатеринбург» произвела пуск новой ракеты. «Лайнер» успешно поразил условные цели на камчатском полигоне «Кура». Второй экземпляр Р-29РМУ2.1 отправился в полет с лодки «Тула» и тоже в учебном порядке уничтожил заданные цели на Камчатке. После этого представители министерства обороны и ГРЦ им. Макеева заявили об успешном завершении испытаний, а сама ракета была рекомендована к принятию на вооружение.

Здесь может возникнуть справедливый вопрос: два пуска и все, испытания завершены? Почему так мало? Тех же «Булав» было запущено в несколько раз больше. Дело в том, что ракета Р-30 «Булава» создавалась с нуля, а «Лайнер» – модернизация имеющейся ракеты Р-29РМУ2 «Синева», корни которой, в свою очередь, уходят в начало 80-х, когда была создана ракета Р-29РМ. Такое «генеалогическое древо» Р-29РМУ2.1 имеет весьма прагматичные и даже местами грустные причины. Исходная Р-29РМ была запущена в серию еще в 1986 году, но через десять лет из-за сложной экономической ситуации в стране и новых взглядов на стратегические подлодки их производство было свернуто. Вскоре после прекращения изготовления Р-29РМ пришлось начинать работы по созданию новой модификации этой ракеты. Причины просты: у имеющихся Р-39 почти истек срок хранения, а создание ракеты Р-39УТТХ «Барк» шло очень тяжело (в итоге оно так и не дало результатов – проект был закрыт в пользу Р-30 «Булава»). Нужно было чем-то закрывать «дыру» в стратегических вооружениях, ведь и имеющиеся Р-29РМ рано или поздно пришлось бы списать по старости.

К середине 2000-х начались испытания новой модификации Р-29РМ под названием Р-29РМУ2 «Синева». От оригинальной ракеты ее отличали немного другие размеры, обновленная электроника и, как следствие, большие возможности по преодолению противоракетной обороны противника. Кроме того, удалось улучшить точность наведения боевых блоков. В июле 2007 года «Синева» была принята на вооружение. Тем не менее, новая ракета уже не в полной мере отвечала требованиям к подобному оружию, и уже в 2009-м в ГРЦ им. Макеева начали работу над обновлением «Синевы». Проект Р-29РМУ2.1 «Лайнер» подразумевал создание максимально унифицированной с «Синевой» ракеты, отвечающей современным и перспективным требованиям в сферах полезной нагрузки и преодоления ПРО. Фактически, «Лайнер» – это «Синева» с новой головной частью. Именно благодаря такому подходу к модернизации появилась возможность проверить новую ракету всего двумя запусками.

Надо заметить, головная часть «Лайнера» не так уж и сильно отличается от «головы» Р-29РМУ2. Почти все их различия вызваны тем фактом, что «Лайнер» может нести разные варианты нагрузки – от десяти боевых блоков малой мощности до четырех средней. При этом во всех конфигурациях забрасываемого веса имеется несколько блоков средств преодоления ПРО: системы РЭБ и ложные цели. Как утверждают представители ГРЦ им. Макеева, все ракеты семейства Р-29 предназначены для использования на подлодках проекта 667БДРМ «Дельфин». Для того, чтобы лодка могла использовать новую ракету, конструктивных изменений не требуется – все переоборудование заключается в установке комплекса управления «Арбат-У2.1».

Основная цель, которую преследовали при создании «Лайнера» заключается в обеспечении лодок проекта 667БДРМ современным вооружением. Эти подлодки останутся в строю, как минимум, до 2020 года и некоторую часть этого срока они будут составлять основную массу подводных кораблей, несущих стратегические ракеты. Соответственно, когда в строй войдет достаточное количество АПЛ, вооруженных ракетами Р-30 «Булава», «Дельфины» можно будет либо обновлять, насколько это возможно, либо постепенно выводить из состава флота. Само собой, для того, чтобы «заткнуть» период в несколько лет, создание совершенно новой ракеты было бы чересчур дорогой и сложной затеей. Кстати, о финансовой стороне дела. Переделка «Синевы» в «Лайнер» обойдется военным в 40-60 млн. рублей, в зависимости от состояния ракеты. Также ходят слухи, что в Государственном ракетном центре имеют соображения на предмет переоборудования в «Лайнер» старых Р-29РМ, но эта информация не выглядит достаточно правдоподобной. Во-первых, Р-29РМ и Р-29РМУ2 имеют немало серьезных конструктивных отличий, а во-вторых, срок службы даже самых новых Р-29РМ подходит к концу и перерабатывать их до состояния «РМУ2.1» просто нецелесообразно.

Как видим, очень скоро на вооружение российского ВМФ поступит новая ракета, которая при сносных финансовых затратах сможет обеспечить безопасность страны. Пока что она будет делать это только до 2020 года, но есть мнение, что подводные лодки проекта 667БДРМ, регулярно проходя ремонт и обновление различной аппаратуры, смогут оставаться в строю и в середине двадцатых, если не дальше. К тому времени оборонно-промышленный комплекс страны должен будет дать флоту достаточное количество новых подлодок проекта 955 «Борей», а в перспективе и новую ракету, превосходящую как «Синеву» и «Лайнер», так и «Булаву».
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. grizzlir
    +1
    16 февраля 2012 08:39
    Вчера уже эту тему обсуждали.Мне теперь совсем не понятен вопрос с Булавой,зачем нужна ракета,которая по своим ТТХ уступает тому же Лайнеру.Боеголовки на обоих ракетах как следует из материалов открытой печати имеют одинаковую способность к преодалению ПВО противника.Булава имеет меньшую полезную нагрузку,меньшую дальность полёта.Дальность полёта очень важная деталь для таких ракет,в условиях противолодочного противодействия приблизиться к берегу противника очень не простая задача.
    1. 0
      16 февраля 2012 09:08
      Твёрдотопливная ракета быстрее "проходит" активный участок (разгон с работающими двигателями), меньше вероятность поражения ракеты американской системой "Стандарт САМ-3", размещённой на большом количестве американских надводных кораблей. Недостаток, как Вы заметили - необходимость приблизить к "вероятному союзнику" районы боевого патрулирования и районы пуска (в ходе "особого периода").
      1. grizzlir
        +1
        16 февраля 2012 09:31
        Прочитал несколько материалов по этой теме.Выводы:
        Твердотопливные ракеты более безопасны в эксплуатации быстрее приводятся в состояние боевой готовности,это конечно большой плюс.Но быстый разгон на активном участке полёта ,сводит преимущества на нет,тем,что твердотопливная ракета имеет как меньшую дальность,так и невозможность пуска близко от берега противника .Получается что ПЛАРБ должны находится в определённой зоне,а эту зону гораздо проще контролировать противолодочными средствами.Можно много говорить о достоинствах и недостатках,я обратил внимание на этот вывод экспертов:
        Между тем, другие специалисты, в том числе и имеющие отношение к российским стратегическим ядерным силам, отмечают, что ракета "Булава", созданная на базе "Тополя" в институте Соломонова, не является полноценной альтернативой жидкостным ракетам.
        Во-первых, как уже говорилось, из-за слишком малого забрасываемого веса, а во-вторых, в ее морском варианте – из-за довольно большого количества неудачных пусков.
        Поэтому по сумме плюсов и минусов, скорее всего российское руководство будет продолжать оснащать ядерные силы и жидкостными, и твердотопливными ракетами
        1. +2
          16 февраля 2012 10:01
          Надоело повторять изжеванную истину: сравнивать МБР только по забрасываему весу и дальности-глубочайший идиётизм, профанские корни которого ведут в дебри тяжелейшего бр...да.
          Эффективность РК является комплексным свойством и характеризуется многими показателями, одним из которых является размер зоны возможного расположения группы целей. Оценим его на примере "Лайнера".
          На ракетах семейства Р-29РМ третья ступень и ступень разведения объединены. Баки у ДУ-3 и у ДУ ступени разведения — общие и можно варьировать дальность полета по отношению к параметрам разведения ББ, т.е. при увеличении дальности уменьшается зона разведения ББ, при этом стоит заметить, чтобы развести 6 ББ на, скажем, три цели большой энергетики не требуется и подобрать подходящие цели особого труда не составляет. Развести же 10 ББ на 5 целей гораздо сложнее, что опять же не дает возможность гибко сформировать полетные задания с учетом оптимального расхода ББ на цель (с учетом того, что дальность резко падает).Также прошу заметить, что возможность и оперативность перенацеливания ракет является одной из важных состовляющих эффективности РК.
          Но это так, в качестве наглядного примера. По отстальным составляющим эффективности РК и "Лайнер" и тем более "Синева" также значительно уступает "Булаве".
          1. grizzlir
            -1
            16 февраля 2012 10:23
            По информации ,Лайнер будет иметь от 4 до 10 боеголовок,это к вопросу разведения.А по вопросу перенацеливания,вы действиттельно считаете что в случае возникновения глобального ядерного конфликта после запуска МБР,сможет возникнуть вопрос перенацеливания?
            1. +1
              16 февраля 2012 11:36
              "По информации ,Лайнер будет иметь от 4 до 10 боеголовок,это к вопросу разведения."Ну и что Вы этим хотели сказать? Я в курсе, если что.
              Это не я так считаю, а в МО, выдающее ТЗ. Вообще переприцелевание характеризует число целей, по которым в течении опр. времени может быть произведен пуск. Очевидно, что номенкулатура этих целей может быть весьма обширна и существенно меняться в угрожаемый период, например для амеров это актуально по отношению к ПГРК.
      2. 0
        29 июня 2018 09:09
        Траектория прохода активного / разгонного участка не зависит от топлива. Это управление и программирование.
  2. Dimitr77
    0
    16 февраля 2012 09:41
    Я рад, что создали такую ракету как лайнер, согласен, зачем тогда так заморачивались с булавой и выкидывали на нее доводку столь значимые средства? Может это был очередной распил бабла?
    1. Evgen2509
      0
      16 февраля 2012 14:01
      Про Синеву слышал говорят "ракета без лодки" - Дельфин, а тем более Кальмар морально устаревают. Единственная замена - борей, а в негоЛайнер не влезет))). Так же повлиял и производитель ракет - дело не только в виде топлива, а в том что производят их разные, "конкурирующие", в т.ч., организации...
    2. 755962
      +2
      16 февраля 2012 18:28
      Цитата: Dimitr77
      зачем тогда так заморачивались с булавой

      МБР "Булава" полностью разработана и изготовлена на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса, а также максимально унифицирована с наземным ракетным комплексом стратегического назначения "Тополь-М".
  3. grizzlir
    +3
    16 февраля 2012 14:48
    Цитата: Evgen2509
    Про Синеву слышал говорят "ракета без лодки

    Какого года информация,хватит вам читать старые газеты.Р-29РМУ2 "Синева", является в настоящее время основным вооружением большинства российских стратегических АПЛ.Эксплуатацию лодок класса ДЕЛЬФИН решили продлить до 2020го года.При своевременном ремонте лодку можно эксплуатировать несколько десятков лет. Поэтому 2020-й год — далеко не предел для 667-го проекта
  4. 0
    29 июня 2018 09:19
    На мой взгляд развивать проекты твёрдотопливных ракет надо. Плюсы озвучены выше (более безопасны и меньше времени на подготовку к старту). Больше плюсов нет, остальное всё доступно и жидкотопливным.
    Но по энергоэффективности, очевидно, что жидкотопливные впереди (даже весь космос на них).
    Поэтому и жидкотопливные модернизировать и развивать так же необходимо. И пока БУЛАВА сырая - надо
    делать основные ставки на ЛАЙНЕР, однозначно.