Зарубежный авианосный опыт для отечественного флота
Первый момент, на который стоит обратить внимание, касается тактики применения. Уже несколько десятков лет американские авианосцы действуют исключительно в составе так называемых авианосных ударных групп (АУГ). По нормативам одна АУГ имеет в своем составе один или два авианосца; до десяти кораблей охранения – фрегаты, эсминцы, крейсера и даже многоцелевые подводные лодки; суда обеспечения – танкеры с топливом, буксиры, спасательные суда и т.д. Благодаря такому строению, АУГ имеет достаточные показатели мобильности и ударной мощи. Как результат, одно появление такого соединения в каком-либо районе может повлиять на обстановку в нем. Не нужно даже наносить удары, группа приходит только для демонстрации силы.
На днях наш «Адмирал Кузнецов» вернулся домой из похода в Средиземное море. Группа кораблей, возглавляемая им, имела более скромный состав, чем принято у американских военных моряков. Помимо авианесущего крейсера, наша группа состояла из большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», сторожевиков «Ярослав Мудрый» и «Ладный», а также полдесятка вспомогательных судов. Примерно в два раза меньше, чем в стандартной АУГ США. В случае военного конфликта с участием отечественной группы, нашим морякам придется гораздо сложнее, чем американским, хотя бы потому, что прикрытие кораблей от вражеских средств уничтожения придется осуществлять меньшими силами. При самом плохом развитии событий наша корабельная группа понесет большие потери, чем стандартная американская АУГ. Невеселые перспективы.
Второе отличие «Кузнецова» от американских авианосцев касается авиационного вооружения. Для начала обратим внимание на его количественные показатели. По проекту наш авианесущий крейсер может одновременно обеспечивать боевую работу полусотни летательных аппаратов. Фактически, одновременно на нем находится меньше самолетов и вертолетов, примерно на 10-15 бортов. На американских авианосцах типа «Нимитц» – их с некоторой натяжкой можно назвать ровесниками «Кузнецова» – по штату могут базироваться и использоваться 64 самолета и вертолета, но при необходимости их количество может быть увеличено до девяноста. В то же время, на американских кораблях не всегда можно видеть даже штатные 64 самолета в боеготовом состоянии: одни на ремонте в собственных ангарах авианосца, другие пришлось оставить на берегу. Снова даже в мысленном эксперименте наш корабль выглядит скромнее и слабее.
Интересна ситуация с качеством авиационных групп. На все тех же «Нимитцах» по штату должно одновременно находиться не менее четырех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (сокращенно ДРЛО) типа Grumman E-2C Hawkeye. На «Кузнецове», в свою очередь, функции ДРЛО выполняют два вертолета Ка-31. Сложно сравнивать, какой именно класс летательных аппаратов более подходит для подобных задач, но свой выбор в Штатах и СССР в свое время сделали. Похожая обстановка и на «фронте» радиоэлектронной борьбы. Почти все отечественные самолеты имеют в составе своего оборудования аппаратуру РЭБ. А у американцев для этого существуют специализированные палубные самолеты, например, Grumman EA-6 Prowler, коих положено четыре единицы на каждый авианосец. Опять же, возникает вопрос, что лучше. Тем не менее, специальный самолет, призванный «воевать» на радиочастотах еще ни одной армии мира не вредил. В очередной раз противостояние самолетов и вертолетов проявляется на почве противолодочной работы.
До недавнего времени эту задачу в американском флоте выполняли самолеты Lockheed S-3 Viking. На «Адмирале Кузнецове» для этих целей имеются вертолеты Ка-27 в противолодочном варианте. Снова можно долго спорить о плюсах и минусах самолетов и вертолетов в борьбе с подлодками противника, но время рассудило по-своему: Ка-27 продолжает оставаться на вооружении, а с «Викингами» летчики начали прощаться еще в 2009 году.
Наконец, российские вертолеты и американские самолеты «сталкиваются» на транспортных задачах. Грузоперевозки на отечественном авианесущем крейсере доверены многоцелевым Ка-27, на американских «Нимитцах» – специальному самолету Grumman C-2 Greyhound. Зато в области истребителей и штурмовиков на российском и американских кораблях наблюдается своеобразный паритет. У нас эти функции возложены на самолеты Су-33 и Су-25УТГ, у американцев – на F/A-18. В количественном плане перевес на стороне американцев. Стоит сказать, что некоторые «эксперты», сравнивая состав авиационного вооружения «Кузнецова» и «Нимитцов», делают серьезную ошибку: в качестве ответа американским самолетам ДРЛО они ищут аналогичные же самолеты, ответом на S-3 видят исключительно самолет с подобными функциями и т.д. Тот факт, что многие задачи могут выполнять и самолеты, и вертолеты, в расчет почему-то не берется. Вот и получается в результате с виду обоснованное мнение из разряда «все пропало, а то и вовсе его не было».
Примечательный момент сравнения касается силовой установки российского и американских авианосцев. Как известно, на «Адмирале Кузнецове» она котлотурбинного типа. В свою очередь, последний неатомный авианосец США (USS John F. Kennedy CV-67) был выведен из состава флота почти пять лет назад, и с тех пор все американские авианесущие корабли имеют исключительно атомные реакторы. В СССР, а потом и в России даже до создания готового проекта атомного авианосца дело не дошло.
В государственной программе вооружений (ГПВ), рассчитанной до 2020 года, пока нет статьи расходов на новый авианосец. Тем не менее, прошлой осенью появилась любопытная новость, которую можно трактовать весьма широким образом. Напомним, тогда президент «Объединенной судостроительной корпорации» Р. Троценко заявил о намерении его организации и Минобороны в 2017 году решить вопрос строительства нового авианесущего корабля. Также он добавил, что уже идут изыскания на предмет облика нового авианосца. Понятно, что сегодня ожидать подробностей проекта не стоит – они вряд ли появятся раньше указанного президентом ОСК срока. Остается только ждать и пытаться угадать, каким станет новый российский авианосец. Очень хочется надеяться, что наши конструкторы и ответственные лица из министерства обороны примут во внимание весь американский опыт, определятся со своими желаниями и возможностями промышленности и в итоге совместными усилиями создадут такой корабль, который с полным правом можно будет называть полноценным авианосцем мирового уровня.
Информация