Как американцы уничтожили иранский лайнер

18
Как американцы уничтожили иранский лайнер

Крейсер USS Vincennes (CG-49). Фото с сайта wikimedia.org

У этой трагедии, как и у многих других похожих, есть две версии развития событий, два заключения и два финала истории. Симпатизирующие США «общечеловеки», разумеется, считают во всем виноватых самих иранцев, а противная сторона – родственники погибших - до сих пор проклинают американских моряков, считая их причастными к военному преступлению.
Что же случилось утром 3 июля 1988 года в Персидском заливе?



Иранский лайнер Airbus A300B2 авиакомпании Iran Air (рейс IR655) вылетел из аэропорта Бендер-Аббас и взял курс на Дубай. Так как расстояние было относительно небольшим, то лайнер должен был подняться на высоту всего 4300 метров. Но уже через семь минут после взлета, в 10:54 по тегеранскому времени, пролетев около 75 километров, он был сбит над Персидским заливом зенитной ракетой американского крейсера «Винсеннес».

Погибли 16 членов экипажа и 274 пассажира, 65 из которых были дети. Всего 290 человек, среди которых были не только иранцы, но и граждане Пакистана, ОАЭ, Индии и Югославии.

А вот дальше и начались расхождения в оценках произошедшего. Американцы утверждали, что крейсер выпустил ракету, находясь «на границе» иранских территориальных вод. Более того, крейсер «оборонялся», а пассажирский лайнер был идентифицирован как иранский истребитель F-14 из-за «технической ошибки».

Версия иранской стороны выглядела иначе – американский крейсер вторгся в территориальные воды Ирана, где и уничтожил иранский «эрбас». Более того, самолет летел в специальном воздушном коридоре, которыми пользовались только гражданские воздушные суда, и американцы должны были это знать.

Американские «отмазки» про технические ошибки выглядят несостоятельными вот по какой причине. Корабль у американцев был не абы какой, а новейший крейсер, оснащенный сверхсовременной системой «Иджис». Той самой, модифицированная версия которой сейчас используется на американских эсминцах класса «Арли Бёрк» и на базах противоракетной обороны в Румынии и Польше.

То есть крейсер «Винсеннес» был не калошей времен Первой мировой войны с экипажем, ориентирующимся по звездам, а одним из самых современных на тот момент кораблей не только в американском флоте, но и в мире. Его информационно-управляющая система «Иджис» вообще не имела на тот момент аналогов. И вот эта-то хваленая система приняла огромный пассажирский лайнер за относительно небольшой истребитель.

Причем лайнер набирал высоту, а не пикировал на крейсер, да ещё и летел с включенными транспондерами. То ли система «Иджис» является распиаренным барахлом, то ли обслуживают её недоумки, но так или иначе командир крейсера У. Роджерс принял решение сбить самолет. Что и произошло в 10:54.


Уилл Роджерс. Фото с сайта wikimedia.org

Расследование по этому инциденту началось сразу же, но… было засекречено до 1993 года. То есть целых пять лет его итоги были доступны весьма узкому кругу людей.

Тем не менее, практически сразу же всплыли интересные подробности. Крейсер запрашивал иранский лайнер десять раз – семь раз по военному каналу и три раза по гражданскому. Зачем надо было запрашивать самолет с включенным транспондером – непонятно. Да ещё по военному каналу. Американцы попытались опять неловко выкрутиться, сообщив, что у них на крейсере – вот незадача, - оказывается, не было оборудования, способного вести переговоры с гражданскими самолетами. Система «Иджис» ценой в сотни миллионов долларов есть, а паршивого передатчика за сотню баксов не нашлось. Вот и пришлось в профилактических целях пульнуть ракетой из иранских территориальных вод по иранскому взлетающему лайнеру, приняв его за пикирующий на крейсер истребитель. Американцы же не виноваты, что лайнер не отвечал?

Иранцы, в свою очередь не понимают, как пилоты лайнера, со всем включенным и исправно работающим оборудованием, позволяющим без проблем идентифицировать гражданскую принадлежность самолета, могли бы ответить на запросы крейсера по военному каналу? Они уверены, что сверхсовременная аппаратура крейсера без проблем позволила ему опознать гражданский лайнер, летящий к тому же в международном воздушном коридоре, однако американцы сознательно его уничтожили.

Но американцы себя виноватыми не считают. И капитан У. Роджерс, на совести которого 290 загубленных жизней, тоже ни в чем не виноват. Это умная железка «Иджис» выдала ему информацию о том, что крейсер атакуют, он и отдал соответствующий приказ. В чем его вина? Более того, его действия были признаны правильными, и за победу над иранским пассажирским самолетом он вскоре был награжден орденом «Легион почета».

Иранцы очень долго пытались добиваться справедливости в международных судах, подавали иски, но, как того и следовало ожидать, добились лишь выплат компенсаций родственникам погибших. Но не извинений. Более того, вскоре президент Д. Буш-старший вообще заявил: «Я никогда не буду извиняться за США, несмотря ни на какие факты».

Вот у кого надо поучиться нашим властям! Которые то папочку по Катыни на блюдечке с каемочкой «партнерам» поднесут, за что те возненавидят нас ещё больше, то черные ящики южнокорейского «Боинга», сбитого над Сахалином в 1983 году передадут с расшаркиваниями. А вот американские президенты прямым текстом посылают всех недовольных по известному адресу. И «общечеловеки» не оскорбляются до глубины души подобными хамскими заявлениями, а наоборот, восторженно рукоплещут и называют США великой страной.

Из всей этой истории можно сделать вот какие выводы. Если 29 лет назад, ещё при наличии второго центра силы в лице СССР, США уже вели себя, как беспардонные и беспринципные «хозяева Вселенной», то чего можно ожидать от них сейчас? Когда им давно никто слова поперек сказать не может. Ясно, что ничего хорошего.

Если раньше они, не сильно задумываясь, стреляли по пассажирским самолетам, то теперь, похоже, так же не задумываясь снесут любую страну, если та им вдруг не понравится.

Ещё больше вопросов вызывает хваленая американская техника. Распиаренная система «Иджис» не смогла отличить лайнер от истребителя, причем, как показало расследование, она неправильно определила его скорость и высоту. А ведь эти системы не только плавают по всему миру, будучи штатным оснащением эсминцев класса «Арли Бёрк», но и стоят на дежурстве в Румынии. И сложно сказать, как они себя поведут при возникновении нештатной ситуации. Да и персонал, обслуживающий американскую технику, вызывает массу вопросов. Это в голливудском кино американские военные действуют как единый слаженный механизм, а что будет, если человеческий фактор наложится на технический сбой? Ведь 3 июля 1988 года как раз это и имело место быть.

И, наконец, последнее. Американцы никогда свои ошибки признавать не будут. А уж военные преступления и подавно. Поэтому не стоит ждать от них «цивилизованного» диалога. К США надо относиться так же, как к поджидающему вас в подворотне гопнику с бейсбольной битой. Поэтому прежде чем туда заходить, неплохо бы обзавестись дубиной потяжелее. А лучше – оглоблей.

Именно так и делал Советский Союз, и именно поэтому с ним считались. Во всех остальных случаях американцы будут разговаривать, как ковбои в вестернах – сначала стрелять с обеих рук, а потом думать. Может, они даже и заплатят потом какие-то деньги, как это произошло в 1996 году, когда были улажены все компенсационные вопросы с родственниками жертв рейса IR655. Вот только 290 человек с того света никакими компенсациями вернуть невозможно…
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    9 июля 2017 07:47
    Но американцы себя виноватыми не считают
    ..А когда они считали себя виноватыми..
    1. +1
      9 июля 2017 11:10
      Про это лайнер вообще не знал.
      Цитата: parusnik
      Но американцы себя виноватыми не считают
      ..А когда они считали себя виноватыми..

      их ошибки имеют давнюю историю.
  2. +3
    9 июля 2017 07:47
    крейсер «оборонялся», а пассажирский лайнер был идентифицирован как иранский истребитель

    Это то же, как самому стать с ПЗРК в конце ВВП гражданского аэродрома и сбивать лайнеры на том основании, что они пытаются тебя атаковать. А ведь лайнеры просто влетают, а тебе самому надо находиться в любой другой точке, а не там...
    Американцы-смешны в своих отмазках. Плохо то, что никто не потребовал призвать к ответу США за это преступление, кроме Ирана.
  3. +6
    9 июля 2017 09:25
    Помню карикатуру в "Time" в то время на командира крейсера "Висконсин": На картинке был изображен сам крейсер, ощетинившийся пушками и ракетами, по морю вокруг крейсера плавают обломки, чемоданы и тела пассажиров сбитого иранского лайнера и по небу летит, отчаянно дымя единственным поршневым мотором самолет типа биплан-"кукурузник". На мостике крейсера командир корабля в окружении офицеров и матросов с сигаретой в зубах наблюдает за его полетом и цедит сквозь зубы: "Еще один F-14-тый....."
  4. +11
    9 июля 2017 09:34
    Как любил повторять нам препод по "Тактике и Стратегии": "Для нас, американский солдат может быть хорошим, только когда он - мёртвый"! Прошло 30 лет, а эти слова стали ещё актуальнее на сегодняшний момент. yes
  5. +5
    9 июля 2017 10:41
    Правильно . мы почему то только всегда извиняемся. доказываем . что мы не виноваты. А им просто наплевать и всё и делают , они что хотят.Мы все боимся дать повод. Не понимая того . что если кто то захочет повод найдет всегда. И блин никакой ГААГи по сбитому лайнеру .
  6. +5
    9 июля 2017 12:20
    Автор в угоду моменту выхватил факт для изобличения звериногот оскала американского империализма. На самом деле проблема гораздо глубже. Ведь за всю историю гражданской авиации около двух десятков самолетов были сбиты ракетами или иным способом взорваны в воздухе. И происходило это не только по ошибке, но и преднамеренно, для достижения определенных политических целей. При этом я говорю не о террористах, а о государствах.
    И в большинстве случаев преступления против гражданских самолетов оставались практически безнаказанными. Многие страны отделывались незначительными материальными выплатами семьям погибших, не утруждая себя официальными извинениями, а некоторые так и не признали свою вину.
    Только против Ливии после теракта над Локерби в 1988 году были введены серьезные санкции ООН и США.
    Так что проблем тут несколько. С одной стороны технические, так как мир все больше и больше насыщается различными системами вооружений и вопрос уже давно стоит о том, как обезопасить людей от этих самых вооружений. Как подготовить людей, обслуживающих эти системы так, чтобы в условиях непрерывных военно-политических противостояний не дрогнула рука на "гашетке"?
    С другой стороны вопрос морально-этический, когда даже руководители государств сознательно идут на убийство невинных людей для достижения политических целей.
    Начало в мрачном перечне смертельных инцидентов с гражданскими самолетами, как ни странно, положили не "записные милитаристы", а маленькая Болгария 27 июля 1955 года.
    Вылетев из Вены, израильский самолет Lockheed L-049 Constellation отклонился от курса на пути к Стамбулу и залетел в воздушное пространство Болгарии. Болгарские «МиГи» вели его вплоть до самой границы с Грецией, где и сбили, не дав нарушителю покинуть небо страны. Болгарская сторона пыталась скрыть факт расстрела самолёта, но впоследствии была вынуждена принести официальные извинения Израилю, признав, что пилоты истребителей приняли "слишком поспешное решение". Обоих лётчиков понизили в званиях, однако не судили, поскольку генерал болгарских ВВС Величко Георгиев заявил, что они лишь выполняли его приказ. Международный суд в Гааге отклонил иск Израиля: в то время Болгария не входила в его юрисдикцию. Через восемь лет после катастрофы болгарские власти согласились выплатить компенсацию, однако сумма была незначительной — $195 тыс. родственникам всех 58 погибших.
    По поводу технических ошибок. Возможно, что пионером был СССР, хотя стопроцентной информации нет.
    30 июня 1962 года российский лайнер Ту-104 авиакомпании "Аэрофлот", летевший рейсом 902 из Хабаровска в Москву, через Омск, взорвался в небе над Красноярском. Находившиеся на борту 76 пассажиров и восемь членов экипажа погибли.
    Причиной инцидента был назван пожар или другое происшествие в пассажирской кабине. Однако позднее стало известно, что одна из частей ПВО, дислоцировавшаяся в районе Маганска, проводила учебные пуски зенитных ракет. При этом, одна из ракет, потеряв свою цель, перенацелилась на гражданский самолет и поразила его в левый борт.
    И у событий, происшедших 3 июля 1988 года, есть своя предыстория. Все ведь произошло не вдруг.
    В 1979 году в Иране был свергнут лояльный США режима шаха Пехлеви, и вместо него была образована Исламская Республика Иран под руководством аятоллы Хомейни.
    Режим Хомейни был одинаково враждебно настроен как США, так и к СССР.
    Соединенные Штаты стали искать в регион эффективный противовес Ирану. В качестве него был выбран соседний Ирак во главе с Саддамом Хусейном.
    Четверть века спустя американцы отправят Хусейна на виселицу, однако в начале 1980-х годов США не просто рассматривали главу Ирака как союзника, но и активно снабжали его вооружением, которое было использовано для вторжения в Иран.
    Ирано-иракский конфликт растянулся на многие годы. К 1988 году Иран стал использовать против врага так называемую «танкерную войну» — ВМС Исламской Республики атаковали танкеры с нефтью в Персидском заливе, стремясь лишить Ирак возможности зарабатывать «нефтяные деньги» на дальнейшие боевые действия.
    Однако нарушение поставок нефти с Ближнего Востока напрямую грозило экономическими проблемами США. В связи с этим для охраны танкеров в Персидском заливе были направлены корабли ВМС США.
    17 апреля 1987 года американский фрегат «Старк» в Персидском заливе угодил под обстрел под атаку самолета «Мираж»… ВВС Ирака. В результате «дружеского огня» погибли 37 американских моряков, а корабль получил тяжелые повреждения. Саддам Хусейн принес официальные извинения за атаку и выплатил 400 миллионов долларов компенсации.
    На американских же кораблях были введены новые правила, позволявшие обстрел потенциально опасных воздушных целей. Курок взвели.
    Так что с оглоблей тут проблем не решить. Оглоблей ракету, летящую в самолет, на котором может оказаться любой читающий эту статью, не собъешь.
    1. +2
      9 июля 2017 23:05
      Вы забыли сообщить о сбитых ВСУ гражданских лайнерах России и Малайзии, и это только за 25 лет существования Украины.
      1. +3
        9 июля 2017 23:24
        Я ничего не забыл. Это просто желание дать Вам возможность отметится комментарием.
  7. +1
    9 июля 2017 14:05
    Виновник один - Иран. Разве они не знают, что нельзя в собственные территориальные воды никого пускать, особенно обнаглевших американцев? Или нечем было выдворить или испугались? Чтобы избежать кошмара и войны на своей территории, нужно драться за свою территорию, как корейцы или вьетнамцы. Сербы зассали - их вкатали, на органы пилили, да по европейским клиникам почки развозили.
    1. +3
      9 июля 2017 17:51
      Слабое знание истории данного противостояния не позволяет вам сделать верные выводы.
  8. +2
    9 июля 2017 17:45
    Дико извиняюсь а автор в курсе что такое транспондер.
    1. 0
      9 июля 2017 21:22
      А что Вас смутило?
    2. +1
      9 июля 2017 22:55
      Самолетный ответчик дальности- многократно увеличивает дальность обнаружения самолета, сообщает код борта, высоту, курс, остаток топлива и т. д зависит от поколения
  9. +3
    9 июля 2017 19:26
    За такой уровень "аналитики" надо расстреливать. Снежками, с дистанции 100 метров и до смерти
  10. 0
    9 июля 2017 19:46
    Потому что нечего их военщине по всему миру шастать! Сидели бы в пределах границ своего государства и горя людям по миру было бы намного меньше! А то вечно куда не залезут, везде бед натворят!
    Вот что их корабль делал у берегов Ирана? Так то Америка тут совсем не рядом!
    1. +2
      9 июля 2017 20:00
      Цитата: Ретвизан 8
      Вот что их корабль делал у берегов Ирана?

      Так может сперва узнаете, ЧТО делал корабль США у берегов Ирана, а потом уже будем ругаться на чем свет стоит?:)))))
  11. 0
    14 июля 2017 22:07
    Был свидетелем тех событий, находясь на БС в персидском заливе - несколько раз встречались в море и с "виновниками торжества" ... демократии?! Да разве масштабы этого преступления сопоставимы с "зеркальной" ситуацией 1986 года в Ливии? (кстати и там "повезло" как раз?).