Бессмертный подвиг крейсера "Варяг"

71
Бессмертный подвиг крейсера "Варяг"


10 мая 1899 года на верфи "Крамп и сыновья” в Филадельфии состоялась официальная церемония закладки бронепалубного крейсера 1 ранга для русского флота. Корабль являлся во многом экспериментальным – кроме новых котлов Никлосса, его конструкция содержала большое количество инноваций. Трижды забастовка рабочих на заводе срывала планы Русского Адмиралтейства, наконец 31 октября 1899 года «Варяг» был торжественно спущен на воду. Заиграл оркестр, 570 русских моряков из команды нового крейсера грянули: "Ура!”, на мгновение заглушив даже оркестровые трубы. Американские инженеры, узнав, что крестить корабль будут по русскому обычаю –– пожали плечами и открыли бутылку шампанского. Ту самую, которую, по американской традиции, следовало разбить о корпус корабля. Глава русской комиссии Э.Н. Щенснович сообщил своему начальству: "Спуск прошел благополучно. Деформаций корпуса не обнаружено, водоизмещение совпало с расчетным”. Знал ли кто-нибудь из присутствующих, что он находится не только при спуске корабля, но и при рождении легенды русского флота?
Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг крейсера «Варяг» был выбором между позором и честью.

8 февраля 1904 года в 4 часа дня русская канонерская лодка «Кореец» была обстреляна японской эскадрой при выходе из порта Чемульпо: японцы выпустили 3 торпеды, русские ответили стрельбой из 37 мм револьверной пушки. Не став дальше ввязываться в бой, «Кореец» поспешно отошел назад на рейд Чемульпо.

День закончился без происшествий. На крейсере «Варяг» военный совет всю ночь решал, как поступить в данной ситуации. То, что война с Японией неизбежна, понимали все. Чемульпо блокирован японской эскадрой. Многие офицеры высказывались за то, чтобы под покровом ночи выйти из порта и прорваться с боем к своим базам в Манчжурии. В темноте маленькая русская эскадра имела бы значительное преимущество, чем при дневном сражении. Но Всеволод Федорович Руднев, командир «Варяга» не принял ни одного из предложений, ожидая более благополучного развития событий.
Увы, утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского — Talbot, французского — Pascal, итальянского —Elba и американского — Vicksburg получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией, и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности. Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром крейсера Pascal. В 9 часов 30 минут утра 9 февраля на борту HMS Talbot капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы Варяг к полудню вышел из порта, в противном случае, в четыре часа японские корабли дадут бой прямо на рейде.

В 11:20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встретили проходящую русскую эскадру звуками оркестра. Нашим морякам предстояло с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя, русские проигнорировали сигнал. В 11:45 японцы открыли огонь…

За 50 минут неравного боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, из них 425 крупнокалиберных (правда, согласно японским источникам, попаданий в японские корабли было не отмечено). Слабо верится этим данным, ведь за несколько месяцев до трагических событий Чемульпо, «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры, где из 145 выстрелов трижды поразил цель. В конце-концов, точность стрельбы японцев тоже была просто смехотворна – 6 крейсеров добились за час всего 11 попаданий в "Варяг"!

На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в страшное зрелище. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец". Получив критические повреждения, «Варяг» описал широкую циркуляцию в фарватере Чемульпо и был вынужден через час вновь вернуться на рейд.


Легендарный крейсер после боя


«…Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне, - вспоминал потом командир французского крейсера, ставший свидетелем невиданного сражения, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…»
Несмотря на столь эмоциональное описание француза, положение крейсера отнюдь не было столь безнадежным. Уцелевшие матросы самоотверженно тушили очаги пожаров, аварийные команды заводили пластырь под крупную пробоину в подводной части левого борта. Из 570 человек команды было убито 30 матросов и 1 офицер. Канонерская лодка «Кореец» потерь среди личного состава не имела.


Эскадренный броненосец "Орел" после Цусимского сражения


Для сравнения в Цусимском бою из 900 человек команды эскадренного броненосеца «Александр III» не спасся никто, а из 850 человек команды эскадренного броненосца «Бородино» был спасен только 1 матрос. Несмотря на это, в кругах любителей военной истории сохраняется уважение к этим кораблям. «Александр III» в течение нескольких часов вел под яростным огнем всю эскадру, умело маневрируя и периодически сбивая японцам прицел. Теперь уже никто не скажет, кто грамотно управлял броненосцем в последние минуты – командир ли, или кто-либо из офицеров. Но русские моряки до конца выполнили свой долг – получив критические повреждения в подводной части корпуса, пылающий броненосец перевернулся на полном ходу, так и не спустив флага. Из экипажа не спасся ни один человек. Спустя пару часов его подвиг повторил эскадренный броненосец «Бородино». Дальше русскую эскадру вел «Орел». Тот самый героический эскадренный броненосец, получивший 150 попаданий, но частично сохранивший боеспособность до самого конца Цусимского сражения. Вот такая неожиданная ремарка получилась. Светлая память героям.

Тем не менее, положение «Варяга», получившего попадания 11 японскими снарядами, оставалось серьезным. На крейсере было повреждено управление. К тому же, серьезно пострадала артиллерия, из 12 шестидюймовых орудий уцелело только семь.
В. Руднев на паровом французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва русского крейсера возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 час. 50 мин. Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем всего экипажа, судовых документов и корабельной кассы на иностранные корабли. Офицеры уничтожали ценное оборудование, разбивали уцелевшие приборы, манометры, разбирали замки пушек, выбросывая детали за борт. Наконец, были открыты кингстоны, и в шесть часов вечера «Варяг» лег на дно на левый борт.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль". Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся рамещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона. Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача. Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций."


Экипаж канонерской лодки "Кореец" взорвал свой корабль


Командир канонерской лодки «Кореец», капитан II ранга Г.П. Беляев, оказался более решительным человеком: несмотря на все предостережения англичан, он взорвал канонерскую лодку, оставив японцам на память лишь груду металлолома.

Несмотря на бессмертный подвиг экипажа "Варяга", Всеволоду Федоровичу Рудневу все-таки следовало не возвращаться в порт, а затопить крейсер в фарватере. Такое решение значительно осложнило бы японцам использование порта, и сделало невозможным подъем крейсера. Самое главное – уже никто бы не смог сказать, что «Варяг» ретировался с поля боя. Ведь сейчас многие «демократические» источники пытаются превратить подвиг русских моряков в фарс, т.к. якобы крейсер погиб не в бою.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и введен в состав Японского Императорского флота под именем «Соя», но в 1916 году Российская Империя выкупила легендарный крейсер.

Напоследок хочу напомнить всем «демократам» и «искателям правды», что после заключения перемирия японское правительство нашло возможным наградить капитана Руднева за подвиг "Варяга". Сам капитан не хотел принимать награду от противной стороны, но Государь лично попросил его сделать это. В 1907 году Всеволод Федорович Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.


Мостик крейсера "Варяг"





Карта боя у Чемульпо из вахтенного журнала "Варяга"
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

71 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Георг Шеп
    +1
    13 марта 2012 08:59
    Слава Русскому Военно-Морскому Флоту! Моряки "Варяга" не посрамили Земли Русской!
  2. schta
    -2
    13 марта 2012 09:56
    А куда ему было деваться? Две с половиной сотни моряков остались живы благодаря отходу.
    1. Трамвайный хам
      -9
      13 марта 2012 10:16
      В живых осталось 540 из 570 человек экипажа "Варяга".
      Фишка в том, что корабль не погиб в бою, как например эскадра Крейдока, которую любят сравнивать с "Варягом". Хотите быть героями - сражайтесь до конца.
      Более того, "Варяг" даже не погиб, а был подарен японцам.
      1. +4
        13 марта 2012 10:33
        Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!!!
      2. Харон
        0
        13 марта 2012 10:58
        Цитата: Трамвайный хам
        Более того, "Варяг" даже не погиб, а был подарен японцам.


        Свежо. Сам придумал?
        1. Трамвайный хам
          -3
          13 марта 2012 12:22
          Нет, мнение адмирала Галлера
          Крейсер был затоплен на глубине нескольких метров и в 1905 году вошел в состав японского флота под именем Соя
          "Варяг" был подарен Японии.
          1. +1
            13 марта 2012 12:28
            А надо было Рудневу взять машину времени, слетать в будущее и увидеть, что наши проиграют русско-японскую войну, и Варяг будут поднимать японцы.
            1. Трамвайный хам
              -2
              13 марта 2012 12:52
              Это самая глупая версия, которую я когда-либо слышал.

              Всегда во все времена техника и ценности уничтожались, во избежание захвата противником. Что будут потом - неважно. Тем более "кореец" сделал все правильно
              1. 0
                13 марта 2012 12:58
                Интересно где же его там целиком затопить можно!? под носом японской эскадры только если
                1. Трамвайный хам
                  -1
                  13 марта 2012 13:06
                  Его можно было взорвать, как канонерскую лодку "Кореец"

                  Цитата: urzul
                  под носом японской эскадры только если

                  А чем не вариант?
                  1. -2
                    13 марта 2012 15:47
                    Погодите , расступитесь, мы здесь кораблик затопим и уйдет, не побеспокоим? ну и ладненько. ТАК ЧТО ЛИ?
              2. +1
                13 марта 2012 13:07
                Цитата: Трамвайный хам
                Это самая глупая версия, которую я когда-либо слышал.

                Она и будет казаться Вам глупой, до тех пор пока Вы не дадите себе труда поразмыслить над ней как следует.
                1. Трамвайный хам
                  -1
                  13 марта 2012 13:26
                  laughing
                  Андрей, это прописная истина. Как отличить черную кошку от белой? Очень просто. Глазами.

                  Всегда во все времена имущество, техника, ценности уничтожались при угрозе захвата. За такие шутки про машину времени полагался трибунал. Всегда и везде.
                  1. +1
                    13 марта 2012 13:53
                    Цитата: Трамвайный хам
                    Всегда во все времена имущество, техника, ценности уничтожались при угрозе захвата.

                    Да бросьте. И не во все и не всегда. И речь не обязательно шла о тотальном разрушении - достаточно было сделать так, чтобы противник не смог воспользоваться имуществом во время конфликта. Нашим артиллеристам обязательно нужно было снять прицелы с орудий. Немецким танкистам - ЕМНИП вывести из строя ходовую. Никто не топил "Потемкина" - просто подорвали ему машины. Все это в теории ремонтопригодно, и никто за это под трибунал не пошел
                    1. Трамвайный хам
                      +2
                      13 марта 2012 14:52
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      И речь не обязательно шла о тотальном разрушении - достаточно было сделать так, чтобы противник не смог воспользоваться имуществом во время конфликта.


                      Ничего подобного не было сделано. Крейсер был настолько выведен из строя, что уже через год вошел в состав японского флота. В это время Русско-Японская война еще продолжалась!
                      1. +2
                        13 марта 2012 15:27
                        Крейсер был затоплен 27 января 1904 года. Японцы ввели его в строй 22 августа 1905 года - т.е. через год и 8 месяцев после затопления и в предпоследний день войны
                  2. СеняЯ
                    -2
                    13 марта 2012 13:59
                    Я стобой согласен и более того думаю что варяг надо было сразу взорвать и невкакой бой неввязываться ...зачем напрасно убивать людей когда шансов нет никаких? Ради подвига и чести???
                    1. Трамвайный хам
                      -1
                      13 марта 2012 14:55
                      Цитата: СеняЯ
                      зачем напрасно убивать людей когда шансов нет никаких


                      Чтобы офицерам не попасть под трибунал.
                      На это и был расчет: крейсер описал циркуляцию перед японской эскадрой, получил в левый борт несколько снарядов и спокойно своим ходом вернулся на прежнее место. Затем неспешно была проведена эвакуация - успели снять даже судовую кассу.
                      Фотографии "Орла" и "Варяга" говорят лучше любых слов, кто из них участвовал в жестоком бою.
                      1. Харон
                        0
                        13 марта 2012 15:00
                        Каждый видит то, что доступно его пониманию. Кесарю-кесарево, Хаму - хамово. (Харону-хароново).
                      2. +1
                        13 марта 2012 19:59
                        А в чем Вы Харон видите конкретно его подвиг .бились до последней возможности ??? им удалось проравться? нанесли ощутимый ущерб врагу ?
                      3. Харон
                        +1
                        13 марта 2012 23:08
                        Как минимум не струсили, не уронили чести Российского флота и подали пример другим. Не все могут сказать о себе то же самое.
                        Бились до последней возможности. Прекратили только тогда, когда возможность сражаться была исчерпана. Но не потому, что были сильно повреждены, а потому что вышли из строя орудия.
                        Прорваться бы они не смогли никогда, равно как и потопить Асаму. Это технически невозможно.
                        А каое было бы Ваше решение на месте Руднева? Любопытно.
                      4. -1
                        14 марта 2012 00:46
                        гдеж там возможность исчерпана?????? орудия целы ход был.....
                        Не знаю я не герой..............но и руднев тоже.
                      5. Трамвайный хам
                        -1
                        14 марта 2012 12:15
                        Цитата: Харон
                        Прорваться бы они не смогли никогда, равно как и потопить Асаму/ Это технически невозможно..


                        Ничем не обоснованное утверждение. В истории есть множество примеров обратного. Хотя и "Варяги" иногда случались.
                      6. +1
                        13 марта 2012 15:27
                        Количество погибших говорит лучше
                      7. 0
                        13 марта 2012 19:58
                        Да есть знаменитая фотка Варяга после боя целехенький совершенно.....(команда струсила) их под трибунал надо было а не в герои., политическое решение
                      8. +2
                        14 марта 2012 09:35
                        Если Вы чего-то не знаете - так идите учите матчасть, а не глумитесь над погибшими. Варяг получал повреждения в основном ЛЕВЫМ бортом, а фото, которое Вы видели - это фото ПРАВОГО борта. Если бы Вас интересовала тема, могли бы взглянуть на ПРАВЫЙ борт Орла после Цусимы - целехонек (хотя левый борт - руины)
                        Вот кстати, фото "неповрежденного" Варяга
            2. -1
              13 марта 2012 19:55
              Рудневу надо было командовать кораблем нормально а не топиь его
          2. Харон
            +2
            13 марта 2012 14:53
            А ну, если Галлер, тогда конечно.

            Только вот Вам аналогичная ситуация:

            Судьба германских кораблей, находившихся в Скапа Флоу

            Линейные крейсера
            Seydlitz Затонул 13.50 Поднят Ноябрь 1929
            Moltke Затонул 13.10 Поднят Июнь1927
            Von der Tann Затонул 14.15 Поднят Декабрь 1930
            Derflinger Затонул 14.45 Поднят Август 1939
            Hindenburg Затонул 17.00 Поднят Июль1930

            Линкоры
            Kaiser Затонул 13. 15 Поднят Март 1929
            Prinzregent Luitpold Затонул 13.15 Поднят Март 1929
            Kaiserin Затонул 14.00 Поднят Май 1936
            Koenig Albert Затонул 12.54 Поднят Июль 1935
            Friedrich der Grosse Затонул 12.16 Поднят 1937
            Koenig Затонул 14.00 He поднят
            Grosser Kurfurst Затонул 13.30 Поднят Апрель 1933
            Kronprinz Wihelm Затонул 13.15 Не поднят
            Markgraf Затонул 16.45 Не поднят
            Baden Выведен на мель Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1921
            Bayern Затонул 14.30 Поднят Сентябрь 1933

            Легкие крейсера
            Bremse Затонул 14.30 Поднят Ноябрь 1929
            Brummer Затонул 13.05 Не поднят
            Dresden Затонул 13.50 Не поднят
            Coln Затонул 13.50 Не поднят
            Karlsruhe Затонул 15.50 Не поднят
            Nurnberg Выведен на мель Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1922
            Emden Выведен на мель Передан Франции, разобран 1926
            Frankfurt Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921

            Эсминцы
            S-32 Затонул Поднят Июнь 1925
            S-36 Затонул Поднят Апрель 1925
            G-38 Затонул Поднят Сентябрь 1924
            G-39 Затонул Поднят Июль 1925
            G-40 Затонул Поднят Июль 1925
            V-43 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
            V-44 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
            V-45 Затонул Поднят 1922
            V-46 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1924
            S-49 Затонул Поднят Декабрь 1924
            S-50 Затонул Поднят Октябрь 1924
            S-51 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
            S-52 Затонул Поднят Октябрь 1924
            S-53 Затонул Поднят Август 1924
            S-54 Затонул Поднят Сентябрь 1921
            S-55 Затонул Поднят Август 1924
            S-56 Затонул Поднят Июнь 1925
            S-60 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
            S-65 Затонул Поднят Май 1922
            V-70 Затонул Поднят Август 1924
            V-73 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
            V-78 Затонул Поднят Сентябрь 1925
            V-80 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
            V-81 Выведен на мель Затонул по пути на разборку
            V-82 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
            V-83 Затонул Поднят 1923
            G-86 Затонул Поднят Июль 1925
            G-89 Затонул Поднят Декабрь 1922
            G-91 Затонул Поднят Сентябрь 1924
            G-92 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
            G-101 Затонул Поднят Апрель 1926
            G-102 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
            G-103 Затонул Поднят Сентябрь 1925
            G-104 Затонул Поднят Апрель 1926
            В-109 Затонул Поднят Март 1926
            В-110 Затонул Поднят Декабрь 1925
            В-111 Затонул Поднят Март 1926
            В-112 Затонул Поднят Февраль 1926
            V-125 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
            V-126 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1925
            V-127 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
            V-128 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
            V-129 Затонул Поднят Август 1925
            S-131 Затонул Поднят Август 1924
            S-132 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
            S-136 Затонул Поднят Апрель 1925
            S-137 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
            S-138 Затонул Поднят Май 1925
            Н-145 Затонул Поднят Март 1925
            V-100 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1921

            Вот это подарок, так подарок. А ведь могли затопить в Северном море.

            ЗЫ. Мне известно, кто такой адмирал Галлер.
          3. 0
            13 марта 2012 19:55
            Согласен подняли его очень быстро
            больше думали как самим спастись
      3. vostok-47
        0
        13 марта 2012 14:51
        В 1916 году крейсер «Соя», а точнее "Варяг" (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток.
      4. 0
        13 марта 2012 19:54
        Согласен его подвиг сомнителен...........сами варяговцы были сильно удивлены когда из них сделали героев......допустили высадку транспортов большинство орудий было цело ..раз сунулись получив незначительные повреждения утопили корабль свой
      5. +3
        13 марта 2012 21:19
        Господин Трамвайный хам, Советую вам впредь глубже вникать в тему чтобы не городить подобную чуш.
        На момент выхода из боя Варяг полностью исчерпал боевые возможности и вариантов было 2: либо тупо погубить всех без ущерба для врага, либо вернуться на рейд и попробовать найти другой выход. Крейсер имел наростающий крен, с трудом управлялся, артилерия небоеспособна в виду повреждений и убыли экипажа. То что автор забыл про раненых, не значит что их не было. Доведу до вас интересный факт: каждый матрос на корабле имеет свою специальность. В случае с Варягом, к примеру, артилеристов в строю практически не осталось.
        А сама статья на 3 с минусом, стиль карявый, куча ляпов. О подвиге так писать нельзя!
        1. 0
          13 марта 2012 23:39
          Цитата: Dmitriy69
          На момент выхода из боя Варяг полностью исчерпал боевые возможности

          12:47/13:22 “Варяг” пересек границу международных вод, прекратив при этом огонь. Расстояние в 4 мили от о. Иодолми было пройдено за 17 минут. Относительная скорость около 15 узлов. Учитывая силу, теперь уже встречного течения, а так же то обстоятельство, что разгоняться пришлось практически с нуля, собственная скорость “Варяга” была около 18 узлов! (сравним с 6 узлами, когда он “шел на прорыв”). НИКОЛАЙ ЧОРНОВИЛ Обзор боя у Чемульпо
      6. -1
        14 марта 2012 00:29
        Полностью согласен. " Пошли на прорыв" на 6 узлах!!! После нескольких попаданий поджали хвост и ломонулись на 18 узлах на рейд. Там открыли кингстоны и разбежались как крысы. " Тяжело повреждённый" крейсер с открытыми кингстонами около 6 часов оставался на плаву. Если бы японцы зашли на рейд в 4 часа дня, как было заявлено в ультиматуме, Варяг достался бы им перевязанный подарочной ленточкой.
        А так пришлось поднимать с мелководья.
  3. Mesniy
    0
    13 марта 2012 10:01
    варяг - имя не счастливое,первый под японским флагом ходил больше чем под русским,а когда японцы подарили назад - потонул.
    авианосец варяг - теперь китайский флаг носит...
  4. Kibb
    +1
    13 марта 2012 10:52
    Не стану участвовать в очередной дискусси про "Варяг" - все уже написано переписано, оговорено и обсосано до косточек, кто хочет найдет. Да собственно все и так видно на приведенных фотографиях "Орла" и "Варяга".
    Другой вопрос что крайние мнения тоже неуместны
    Цитата: neri73-r
    Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!!!
  5. +11
    13 марта 2012 10:58
    Несмотря на то, что формально автор придерживается официальной версии и вроде как не пытается умалить героизм экипажей Варяга и Корейца статья и провокационная и безграмотная одновременно.
    Многие офицеры высказывались за то, чтобы под покровом ночи выйти из порта и прорваться с боем к своим базам в Манчжурии. В темноте маленькая русская эскадра имела бы значительное преимущество, чем при дневном сражении.

    В темноте Уриу достаточно было поставить пару миноносцев к месту окончания фарватера (по которому должен был идти Варяг) - и Варяг бы никуда не ушел. Вести ночью крейсер по известному врагу маршруту когда у противника 8 миноносцев - безумие.
    За 50 минут неравного боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, из них 425 крупнокалиберных (правда, согласно японским источникам, попаданий в японские корабли было не отмечено). Слабо верится этим данным, ведь за несколько месяцев до трагических событий Чемульпо, «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры, где из 145 выстрелов трижды поразил цель. В конце-концов, точность стрельбы японцев тоже была просто смехотворна – 6 крейсеров добились за час всего 11 попаданий в "Варяг"!

    Что ни слово - то шедевр. Попасть 3 раза из 145 - это в высше степени посредственный результат. Неудивительно, что на учениях Варяг получил оценку "удовлетворительно" Но вот в чем дело этот результат "Варяг" показал ДО того, как Руднев принял командование. Именно Руднев принял немедленные меры по подъему боеспособности крейсера, с его приходом учения стали проводиться постоянно и огрехи боевой подготовки быстро выправлялись... А что случилось в бою?
    Во первых нужно помнить, что прямо перед русско-японской вышел дембель у наших старослужащих, так что практически прямо перед выходом в Чемульпо Варяг покинуло НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ опытных комендоров. На их место встали новички. Еще нужно помнить, что единственный относительно опытный дальнометрист (граф Нирод) погиб в первые же минуты боя вместе с дальномерным постом.
    Точность попаданий японцев была не так, чтобы смехотворна. Судя по всему ВСЕ 11 попавших в Варяг снарядов прилетели с "Асамы". С прочих крейсеров по Варягу не попал никто. Дело в том, что что японцы собирали лучших наводчиков со всего флота на свои броненосцы и броненосные крейсера, а на бронепалубных оставались "на тебе Боже, что нам негоже" - новички и неумехи. Так что японские новички стреляли ничуть не лучше новичков Варяга.
    Но здесь следует признать и правоту автора статьи - дело в том, что японцы всегда были мастерами скрытия своих потерь. Так что на 100% утверждать, что Варяг никуда не попал на том основании, что так пишут японцы - ни в коем случае нельзя.
    Японская картечь сыпалась дождем,

    ??? Какая картечь на крейсерах?!!! Автор Чемульпо и Бородино перепутал, что ли?
    Д
    альше русскую эскадру вел «Орел». Тот самый героический эскадренный броненосец, получивший 150 попаданий, но частично сохранивший боеспособность до самого конца Цусимского сражения. Вот такая неожиданная ремарка получилась.

    Отвратительная ремарка получилась. Да, и Суворов и Александр и Бородино погибли практически со всем экипажем. Но их гибель имела смысл - пока они вели эскадру, японские корабли вынуждены были концентрировать огонь на них, а не следующих за ними кораблях. Тем самым ценою своей гибели броненосцы пытались проложить дорогу другим. Сам погибай, а товарищей выручай, и тут уж действительно - вечная слава !. Но кому должен был прокладывать дорогу Варяг?
    При всем при этом на Варяге, получившем 11 попаданий потери экипажа составили — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения.
    А на "получившем 150 попаданий" (реально - пожалуй, вдвое ниже) "Орле" погибло 25 человек и ранено 98. Правда, у Варяга экипаж составлял 570 человек, так что не считая даже легкораненных крейсер менее чем за час потерял 21,4% своего экипажа, в то время как Орел имел экипаж порядка 800 человек, так что его потери за всю Цусиму составили только 15,3%.
    Так что не надо сравнивать бронепалубный крейсер с палубными орудиями с броненосцем, у которого орудия размещены в бронебашнях.
    Напоследок хочу напомнить всем «демократам» и «искателям правды», что после заключению перемирия японское правительство нашло возможным наградить капитана Руднева за подвиг "Варяга".

    Это, безусловно, так. Можно еще вспомнить о музее, посвященном Варягу. Дело в том, что с точки зрения японцев Варяг действовал в лучших традициях бусидо. Сражаться против эскадры. Уйти непобежденным. И на глазах у сильного числом противника презрительно сделать сеппуку.
    Самураи прониклись.
    1. Kibb
      0
      13 марта 2012 11:51
      Все подробно и правильно, просто лень это все расписывать в сотый раз
      Дополнил бы еще, что и японцы и русские только втягивались в войну. Отсюда куча ошибок и с той и с другой стороноы, но они(ошибки) не начались, и не закончились "Варягом"
      1. +1
        13 марта 2012 12:11
        Цитата: Kibb
        Все подробно и правильно, просто лень это все расписывать в сотый раз

        Это да, уж сколько копий было сломано...
    2. -1
      13 марта 2012 20:03
      Вы Все правильно написали Андрей из Челябинска.но героическогов поведение экипажа я не вижу ни чего.....это был их долг.......с которым они плохо справились
  6. 0
    13 марта 2012 11:14
    Небольшая поправочка, "Варяг" был заложен не в 1899, а в 1898 году. А то получается слишком быстро построили.
  7. 755962
    +1
    13 марта 2012 11:41
    И на столетья,
    Останутся строфы:


    «Всех обнимаю.
    Люблю и молюсь».


    Флагов соцветья
    Русской Голгофы:

    Сигнал –
    «Погибаю,
    Но не сдаюсь!»
  8. TIT
    -3
    13 марта 2012 12:10
    Цитата: Андрей из Челябинска
    ??? Какая картечь на крейсерах?!!! Автор Чемульпо и Бородино перепутал, что ли?


    у японцев основные снаряды были снаряжены так называемой "Шимозой" и мели в основном осколочно фугасный эффект и привадили к пожарам ,имели большой эфект против кораблей старой постройки с отрытыми орудийными расчётами ,что в данном контексте потверждается фотографией "ОРЛА"
    1. +3
      13 марта 2012 12:26
      Цитата: TIT
      у японцев основные снаряды были снаряжены так называемой "Шимозой"

      Картечь это либо просто крупные пули, засыпанные в ствол орудия поверх заряда, либо мешок такой пульи, либо цилиндрический контейнер из картона(металла) содержащий все те же пули. Выстрел картечью во всем подобен выстрелу из обычного дробовика. И предназначена картечь для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 метров.
      Потом появилась шрапнель - это уже граната, содержащая в себе либо те же самые пули и заряд пороха. Если на примере, то картечь - это выстрел из дробовика а шрапнель - это выстрел лимонкой, которая летит в сторону неприятеля, а когда прилетает - взрывается, поражая противника осколками.
      Ни тем ни другим по Варягу не стреляли. По Варягу стреляли обычными фугасными снарядами, которые, конечно, имели и осколочное действие, но назвать их картечью или шрапнелью в корне неверно
      К тому же японские снаряды заряжались не только и не столько шимохой - собственно говоря знаменитые тонкостенные снаряды массово применялись только в Цусиме, до этого применялись и английские лиддитные снаряды (та же пикриновая кислота что и шимоза, но английской выделки и с меньшим содержанием ВВ в снаряде) да и черный порох тоже.
    2. +2
      20 мая 2014 16:23
      Цитата: TIT
      у японцев основные снаряды были снаряжены так называемой "Шимозой"
      Меня просто умиляет, когда некоторые авторы многозначительно упоминают товарное название одного из самых распространенных ВВ того времени - пикриновой кислоты. При этом фраза "так называемой" и вообще претендует на что-то непонятное.
  9. TIT
    0
    13 марта 2012 12:43
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Картечь

    ну как мне кажется в статье имелись ввиду как раз осколки ,ну а в остальном соглашусь.

    и как завершение
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Цитата: KibbВсе подробно и правильно, просто лень это все расписывать в сотый разЭто да, уж сколько копий было сломано...
  10. TIT
    -1
    13 марта 2012 14:16
    Цитата: СеняЯ
    Я стобой согласен и более того думаю что варяг надо было сразу взорвать и невкакой бой неввязываться ...зачем напрасно убивать людей когда шансов нет никаких? Ради подвига и чести???


    ну да и на 2-й тихоокеанской сразу белый флаг поднять чо зря железо коробить ( так чтоли понять)


    фото палубы Орла










    1. Трамвайный хам
      -1
      13 марта 2012 14:56
      Цитата: TIT
      ну да и на 2-й тихоокеанской сразу белый флаг поднять чо зря железо коробить ( так чтоли понять)


      Так и сделали корабли адмирала Небогатова, а так же эскадренный миноносец Бедовый, который вообще повреждений не имел. На борту Бедового был штаб 2й тихоокеанской эскадры. Офицеры грамотно рассудили, что лучше сдаться Японии, чем возвращаться в Россию. Воевать и погибнуть в бою вообще не вариант - жить очень хочется.
      1. 0
        13 марта 2012 15:21
        А они сдались японцам или были интернированы?
        1. Kibb
          +1
          13 марта 2012 16:05
          Сдались они. Сдались. да и интернирование как бы чести никому не делает- мы войну закончили, а там трава не расти, нам и в Циндао не плохо...Варяг то не здался, поэтому все попытки вменить Рудневу чуть ли не военное преступление безрезультатны
        2. Трамвайный хам
          -1
          13 марта 2012 16:07
          Именно сдались на милость победителя
          1. Kibb
            0
            13 марта 2012 16:22
            Трамвайный хам -"А как быть с эскадрой Небогатова, "Орлом", и самый шик, "Бедовым"?"
            Причем же здесь "Варяг"?
  11. alesinelnikov
    +1
    13 марта 2012 14:51
    Слава русского оружия и воинская честь - это Берлин 45го, а не Париж 40го и еще Петром первым был написан морской устав в котором русским кораблям как и морякакм предписывалось ни под каким предлогом флаг не спускать и в плен не сдаваться! И этот устав исполняется по сей день. И еще японцы люди чести и награду врагу за сдачу бы не дали ни когда, значит дали за подвиг!
    1. Трамвайный хам
      -2
      13 марта 2012 16:09
      А как быть с эскадрой Небогатова, "Орлом", и самый шик, "Бедовым"?
  12. Трамвайный хам
    -3
    13 марта 2012 15:03
    Смешно, когда моряки бьют себя в грудь и вопят ОДИН против ЧЕТЫРНАДЦАТИ...а вам слабо?

    Нет, не слабо. Факт остается фактом: "Варяг" не погиб в бою с 14 кораблями, а спокойно вернулся на рейд, где после эвакуации людей и судовой кассы, был затоплен через 6 часов после боя.

    Напоминает "подвиг" мелкого пацана, кинувшего булыжником в окно поезда и тут же спрятавшегося в кустах. А че, безопасно
    И плевать что в вагоне 100 граждан, способных оттрепать ему все волосы, он всеравно для них неуязвим.
    1. +3
      13 марта 2012 15:35
      Цитата: Трамвайный хам
      Напоминает "подвиг" мелкого пацана,

      А то, что при численности палубной команды в 150 человек Варяг потерял 31 убитыми и 85 раненными не считая 106 контуженных и легко раненных - это как? А на броненосце "Орел", избитом в Цусиме погибло 25 и ранено 98 человек?
      1. Трамвайный хам
        -1
        13 марта 2012 16:14
        В данном комменте речь шла не о потерях, а о некорректной формулировке "Варяг вышел против один против превосходящих сил врага". Как вышел - так и убежал.

        Про потери я уже сказал - крейсер мог продолжить бой и погибнуть, но предпочел бежать назад. Орел в конце-концов остался на плаву и вообще пример не к месту. А вот 3 другие ЭБР погибли со всем экипажем из 800...900 чел. И контузии моряков "Варяга" выглядят жалкими отговорками.
        1. +2
          13 марта 2012 16:21
          Цитата: Трамвайный хам
          В данном комменте речь шла не о потерях, а о некорректной формулировке "Варяг вышел против один против превосходящих сил врага".

          И вышел и воевал. В чем проблема? В том, что не погиб? А зачем ему гибнуть со всем экипажем? Для броненосцев в Цусиме это имело смысл, для Варяга - нет.
          Варяг возвращался с пожаром, с перебитым управлением, имея поступление воды внутрь корпуса и увеличивающимся креном
          Цитата: Трамвайный хам
          И контузии моряков "Варяга" выглядят жалкими отговорками.

          Простите, Вы сюда так, потроллить заскочили? На корабле погибло и тяжело ранено больше, чем на любом непогибшем в бою корабле второй и третьей тихоокеанской эскадры в Цусиме (кроме Орла). Больше чем на германских линейных крейсерах, избитых в хлам в Ютланде. А для Вас это отговорки?
    2. Kibb
      +1
      13 марта 2012 19:37
      Цитата: Трамвайный хам
      Смешно, когда моряки бьют себя в грудь и вопят ОДИН против ЧЕТЫРНАДЦАТИ...а вам слабо?

      А вам слабо? Если честно вы мне напоминаете Ю.Мухина, только наоборот- тот всех учит как надо, а вы как НЕ НУЖНО ПОСТУПАТЬ, хотя ни в одном бою не он не вы небыли.
      Цитата: Трамвайный хам
      Факт остается фактом: "Варяг" не погиб в бою с 14 кораблями, а спокойно вернулся на рейд, где после эвакуации людей и судовой кассы, был затоплен через 6 часов после боя

      НИКТО, НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ, что "Варяг погиб в бою" с 14ю"вымпелами". Он Вышел на Бой, хотя одной Асамы хватало для того чтобы о нем и не вспомнили(Врядли вам приходит в голову ,что они очень разные Варяг -Асама) как редко вспоминают о последнем"бое" Жемчуга
  13. dark-silver
    0
    13 марта 2012 15:06
    честь и слава ВАРЯГУ а также автору статьи потомучьто на таких людях Русь держится приятно читать и приятно знать что ешё помнят свою историю люди и вообще военное обозрение глоток свежего воздуха среди лжи и другово гвна в инете drinks
    1. Трамвайный хам
      -1
      13 марта 2012 16:10
      О, вы из спивающегося кружка патриотов? laughing
  14. 0
    13 марта 2012 16:13
    Цитата: Трамвайный хам
    Смешно, когда моряки бьют себя в грудь и вопят ОДИН против ЧЕТЫРНАДЦАТИ...а вам слабо?

    Нет, не слабо. Факт остается фактом: "Варяг" не погиб в бою с 14 кораблями, а спокойно вернулся на рейд, где после эвакуации людей и судовой кассы, был затоплен через 6 часов после боя.

    Напоминает "подвиг" мелкого пацана, кинувшего булыжником в окно поезда и тут же спрятавшегося в кустах. А че, безопасно
    И плевать что в вагоне 100 граждан, способных оттрепать ему все волосы, он всеравно для них неуязвим.


    ну так че ж не потопили его сразу?целая эскадра крейсеров стреляла издалека.только про нейтральные воды итп не надо-японцы в чемульпо десант высадили.

    Цитата: Андрей из Челябинска
    Что ни слово - то шедевр. Попасть 3 раза из 145 - это в высше степени посредственный результат


    насколько я помню 3% попаданий-хороший результат того времени.3 снаряда из 100. здесь пониже,но и дальномер на Варяге разбило.так что вас так задело?
    1. Трамвайный хам
      -1
      13 марта 2012 16:22
      Цитата: Andy
      ну так че ж не потопили его сразу?

      Крейсер сбежал с поля боя уже через час ( в реальности - еще быстрее).


      Цитата: Andy
      целая эскадра крейсеров стреляла издалека

      Стрелял только "Асама"


      Цитата: Andy
      насколько я помню 3% попаданий-хороший результат того времени.

      Это очень хреновый результат в полигонных условиях. 3 из 145
      1. Kibb
        +1
        13 марта 2012 16:42
        Цитата: Трамвайный хам
        Крейсер сбежал с поля боя уже через час ( в реальности - еще быстрее).

        Вышел из боя это не сбежал-По вашему он должен был нарезать круги перед японцами пока они не научатся стрелять
        Цитата: Трамвайный хам
        Стрелял только "Асама"
        Стреляли все- попадал скорее всего только Асама
        Цитата: Трамвайный хам
        Это очень хреновый результат в полигонных условиях. 3 из 145

        Для полигона да, но япы стреляли не лутше
  15. +2
    13 марта 2012 16:55
    Цитата: Трамвайный хам
    Крейсер сбежал с поля боя уже через час ( в реальности - еще быстрее).


    а за час подойти не могли?скорость яп. крейсеров от 19 уз (чиода) до 21,5 (асама). у Варяга 23 (к тому ж он на фарватере где не разогнаться).не вяжется как-то.поинтересуйтесь дальностью боя и посчитайте сколько времени нужно было б что сблизиться.
    --------
    "Несмотря на бессмертный подвиг экипажа "Варяга", Всеволоду Федоровичу Рудневу все-таки следовало не возвращаться в порт, а затопить крейсер в фарватере."
    ---
    жжешь,автор! а раненых как спасать или топить с кораблем?шлюпки моментально приходили в негодность.а потом "Варяга" топили так чтоб японцы НЕ УСПЕЛИ подняться на его палубу.

    прикинул по максимуму- 152мм кане стреляла на 11 км.средняя скорость яп.крейсеров 20 уз- 37 км/ч.то есть за час могли трижды если не на абордаж с тараном,то хотя б на пистолетный выстрел подойти. забоялись одного крейсера?
  16. +2
    13 марта 2012 20:50
    25 февраля 1904 года немецкий журнал “Югенд” опубликовал стихотворение “Памяти “Варяга” известного немецкого поэта и драматурга Рудольфа Грейца. В России стихотворение было перепечатано журналом “Море и жизнь”. Большой успех пришел к песне после появления в “Новом журнале иностранной литературы, искусства и науки” №4 за 1904 год русского перевода, сделанного Еленой Михайловной Студенской. В несколько измененном виде он стал песней. Ее называли “Варяг” или “Гибель “Варяга”. Именно эта песня начинается словами: “Наверх, о товарищи, все по местам! Последний парад наступает…”.

    Существует предположение, что авторство мелодии песни принадлежит музыканту 12-го гренадерского Астраханского полка А. Турищеву, принимавшему участие в торжественной встрече героев “Варяга” и “Корейца” в Санкт-Петербурге в апреле 1904 г.

    Одна из первых публикаций песни “Варяг” появилась в сборнике Н. Красовского “Варяг”. Военные боевые песни русско-японской войны”, изданном в Москве в 1906 году.

    “ВАРЯГ”

    Наверх вы, товарищи,
    все по местам!
    Последний парад наступает…
    Врагу не сдается наш гордый “Варяг”,
    Пощады никто не желает.

    Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
    Наверх якоря поднимают,
    Готовьтеся к бою, орудия в ряд,
    На солнце зловеще сверкают.

    И с пристани верной
    мы в битву пойдем,
    Навстречу грядущей нам смерти.
    За родину в море открытом умрем,
    Где ждут желтолицые черти.

    Свистит и гремит,
    и грохочет кругом
    Гром пушек, шипенье снарядов.
    И стал наш бесстрашный “Варяг”
    Подобен кромешному аду.

    В предсмертных мученьях
    трепещут тела,
    Гром пушек, дым и стенанья,
    И судно охвачено морем огня,
    Настала минута прощанья.

    Прощайте, товарищи, с Богом, ура!
    Кипящее море под нами.
    Не думали мы еще с вами вчера,
    Что нынче умрем под волнами.

    Не скажет ни камень, ни крест,
    где легли
    Во славу мы русского флота.
    Лишь волны морские
    прославят вовек
    Геройскую гибель “Варяга”.

    И какую же совесть надо иметь нам нынешним, что бы плясать на их костях, а хам трамвайный???
    1. 0
      13 марта 2012 21:18
      А он (Трамвайный хам) наверное из среды "новой молодежи", которые отрицают всё, что почиталось на протяжении поколений.
  17. +1
    13 марта 2012 21:10
    Комментарии к статье оказались более насыщенными, чем сама статья.
    Хочу обратиться к персонажу Трамвайный хам - я так понял вы последних статеек начитались на вроде "100 великих мифов", где конкретно пишут про бой "Варяга" - Руднев - трус и некомпетентный капитан, русский экипаж - сборище алкашей и дебоширов и вообще все они трусы и вышли в бой для показухи, чтобы побыстрей сбежать?
    Вы утверждаете, что "Варяг" вышел из боя чуть ли не сразу как получил первые попадания снарядов. А мне было бы очень интересно посмотреть, долго ли Вы смогли бы находиться под огнем вражеской артиллерии на открытой палубе возле пушек, которые не имели даже символической защиты?
    Русские шли не на битву, а на прорыв, чего они сделать не смогли. Возможно, если бы крейсер шел бы без тихоходного "Корейца", то "Варяг" имел бы шанс проскочить мимо японских кораблей. Но с другой стороны 203 мм орудия "Корейца" не давали подойти на более близкое расстояние японским крейсерам, в результате чего бой велся в основном между "Варягом" и "Асамой" с его дальнобойной артиллерией. Руднев вернулся в порт, поняв тщетность не столько прорыва, сколько уйти в дальнейшем от погони от японской эскадры. А бросить "Кореец" - это было бы верхом предательства и подлости.
    1. Kibb
      +1
      13 марта 2012 21:51
      Цитата: Prometey
      А мне было бы очень интересно посмотреть, долго ли Вы смогли бы находиться под огнем вражеской артиллерии на открытой палубе возле пушек, которые не имели даже символической защиты?

      Это потмоу что обращают внимание на символическое количество 14, хотя одна Асама
      Цитата: Andy
      могли трижды если не на абордаж с тараном,то хотя б на пистолетный выстрел подойти. забоялись одного крейсера?

      ЗЫ И напоследок, насчет 23уз Варяга- во первых скорее всего он больше 17 не давал, а во вторых на этом форватере это и не важно, это не прорыв Аскольда
      ЗЫ Руднев и его команда исполнили свой воинский долг, жаль что несмотря на множество таких примеров война сложилась так , что японцы использовали наши ошибки а не наоборот. И не только в этой войне...
      Светлая память ПАВШИМ
  18. 0
    13 марта 2012 21:49
    вот тут все описано...
    http://abakus.narod.ru/chem/5.html
    Больше сказать нечего...
    1. +1
      14 марта 2012 09:42
      Цитата: PSih2097
      вот тут все описано...

      на 1000 раз опровергли уже. Один только ник назову
      Don Kis
      Цитата: PSih2097
      Больше сказать нечего...
  19. +1
    13 марта 2012 22:10
    Ему надо было рвать когти из Чемульпо (сняв команду с Корейца) во владик или в порт артур, а он вместо этого затеял "погибаю, но не сдаюсь", а ведь Макаров мог бы уцелеть и стратегия была б другая... (более обдуманная...) ИМХО
    1. Kibb
      +1
      13 марта 2012 22:29
      "Рвать" он мог бы если бы реально давал 23 узл, и проявил бы инциативу т.е рванул бы без прямого указаяния сверху, чему русские(да и не только они)офицеры были давно не приучены- результатом стало бы то что Руднев стал бы просто "нарушителем приказа", "дезертиром" из за которого японцы заняли Чемульпо- как вам такой вариант развития событий?
  20. +5
    13 марта 2012 22:14
    "Варяг" совершенно был непригоден для эскадренного боя броненосных кораблей, т.к. не имел бортовой брони и защиты орудий (предназначался для дальней разведки и действий на торговых путях). В случае встречи с броненосными кораблями он должен был уклоняться от боя. Но в Чемульпо он попал в ловушку, кроме того, не мог бросить "Корейца", бессильного против современных японских кораблей, и транспорт "Сунгари". Установленные на крейсере котлы Никлосса, обеспечившие ему на испытаниях прекрасный ход в 23 уз., оказались очень ненадежными в эксплуатации, уже с 1902 г. "Варяг" мог дать только кратковременно 20 уз., а уверенно - не более 14 уз.
    В процессе боя с броненосным "Асама" выпустил 425 снарядов кал. 152 мм, снарядами других калибров можно пренебречь (для БрКр). Японцы, как всегда, скрыли свои потери, но после боя "Асама" и "Нанива" ушли на докование для исправлений (взрывы на "Асаме" наблюдались), а на берег ими было свезено 30 убитых и много раненых, предположительно около сотни.
    Критичные повреждения "Варяга" начались с первых попаданий: разрушение дальномерной станции № 1 и гибель офицера-дальномерщика и др. дальномерщиков станции, позднее была уничтожена и ДМС № 2. Стрелять на дистанции свыше 20 кб без дальномерной оптики малоэффективно. Выведены из строя 5 орудий 152 мм и 7 76 мм. Японцы уже тогда применяли фугасные снаряды с чувствительными взрывателями Идзюина, позволявшими снарядам взрываться при ударе о воду и осыпать незащищенную орудийную прислугу градом осколков (хотя "шимозы" - японского мелинита - в их снарядах еще не было). Самое плохое было перебитие рулевых приводов (в трубе), управлять рулем из румпельного отделения крайне сложно, поэтому крейсер практически перешел на управление машинами и стал плохо слушаться руля. Самым опасным стало получение большой подводной пробоины в левом борту, вода стала подходить к топкам, крейсер стал крениться на левый борт. И это не считая многочисленных, порой очень опасных пожаров. И дело не в общем количестве убитых и раненых, а в том, что крейсер практически потерял свои боевые качества ("огонь и маневр") и не мог уже нанести урон противнику, становясь для него расстрельной мишенью. Шлюпки все были как решето. В таком случае топиться на фарватере - значит просто потопить своих раненых, а живых отдать в плен, причем команду "Корейца" - в полном составе. С лишением эффективного оружия надо уводить людей и спасать их от плена, а раненых - от смерти, что и было сделано Рудневым. Единственно что, по возвращении в Чемульпо "Варяга" тоже надо было взрывать, не обращая внимания на протесты.
    А по количеству убитых и раненых в бою у сторон цифры примерно равные.
    Что касается полигонной точности стрельбы "Варягом", то 3 попадания из 145 - это 2,1 % попадание, что для тех времен результат обычный. В Ютландском сражении примерно такой результат - 2,2 % показали англичане.
    1. 0
      13 марта 2012 22:40
      Все верно пишите. Единственно, хотелось узнать мнение специалистов насчет ВВ в снарядах. Почти везде пишут про великолепные японские фугасные снаряды с взрывчаткой из шимозы и про отвратительные русские пироксилиновые снаряды. Однако если более критически подходить к этой информации, то не все так великолепно было у японцев.
      В нашем флоте прекрасно знали про новые виды ВВ. Но от меленита на флоте отказались по техническим причинам. Шимоза как взрывчатое вещество очень мощное, но не отличавшееся стабильностью. Известны были случаи самоподрыва снарядов уже в дуле орудий. Одно из таких несчастий произошло с "Микасой" (жаль, что не при Цусиме) и, возможно, с "Касугой".
      Пироксилин же уступая шимозе в мощности, был более надежен, поэтому и остановились на нем. Русские бронебойные снаряды были не так плохи - но при стрельбе на средних и малых дистанциях, что показал бой 1 Тихоокеанской эскадры адмирала Витгефта. При увеличении дальности стрельбы бронепробиваемость снарядов резко снижалась именно из-за слабости ВВ. Поэтому при Цусиме Того, учел опыт боя с эскадрой Витгефта и навязал бой русским кораблям именно на дальней дистанции, а Рождественский пошел у него на поводу.
      1. 0
        14 марта 2012 00:02
        [
        Цитата: Prometey
        Единственно, хотелось узнать мнение специалистов насчет ВВ в снарядах. Почти везде пишут про великолепные японские фугасные снаряды с взрывчаткой из шимозы и про отвратительные русские пироксилиновые снаряды. Однако если более критически подходить к этой информации, то не все так великолепно было у японцев



        Тут важен процент флегматизации пироксилина водой-----а во второй эскадре он был около 30% то есть 30 % взрывчатки в российском снаряды была Н2О ---а в большинстве вообще не взрывалась.

        А у японцев были хреновые бронебойные снаряды,есть мнения что стреляй они стандартными бронебойными типа английских-немецких разгром был бы более полный.
        Цитата: Prometey
        При увеличении дальности стрельбы бронепробиваемость снарядов резко снижалась именно из-за слабости ВВ

        А это в корне неправильно,заряд ВВ не имеет отношения к бронепробиваемости бронебойного снаряда.Она снижалась из за потери кинетической энергии,что особо не влияло на фугасные снаряды японцев.
        Цитата: Prometey
        а Рождественский пошел у него на поводу.

        А он и не мог иначе,эскадренная скорость японцев была больше,его ошибка(рожественского)обьеденение новых броненосцев и более тихоходных.
    2. Kibb
      0
      13 марта 2012 23:53
      Своими словами никак? Хоть приводите откуда цитируете
  21. панцер
    0
    13 марта 2012 22:27
    Трамвайный хам,

    О, вы из спивающегося кружка патриотов?
    Патриот-это какое-то ругательство или оскорбление?Иметь своё мнение,отличное от других,честно и красиво защищать свою точку зрения,не скатываясь к пошлым оскорблениям дано не каждому.Зато каждый трамвайный хам может плюнуть в того,кто уже не может потребовать сатисфакции.
    1. Трамвайный хам
      -1
      14 марта 2012 12:24
      Ключевое слово - спивающегося drinks drinks drinks
      darik-silver, которому предназначался коммнт, не патриот. Он клоун с "путинкой"
  22. 0
    14 марта 2012 01:53
    Если бы у нас все были такие герои как на варяге.мы б не одной войны не выиграли.
    по факту расстреляли куча снарядов в море при минимальных повреждениях вернулись.....и утопили свой крейсер.
  23. +8
    14 марта 2012 01:58
    Цитата: панцер
    великолепные японские фугасные снаряды с взрывчаткой из шимозы и про отвратительные русские пироксилиновые снаряды

    "Великолепие" и "отвратительность" снарядов - это маргинальные высказывания (дурно пахнущие). Дело в разных подходах к использованию артиллерии и подготовке артиллеристов.
    В русском броненосном флоте сделали ставку на бронебойные снаряды с ВВ пироксилином, которые прекрасно поражали броневую защиту кораблей противника с дистанции 15 - 20 кб, и об этом знали японцы. Соответственно в эти снаряды устанавливались взрыватели (Бринка) с замедленным срабатыванием, чтобы взрыв произошел после пробития броневой защиты. Однако, малый заряд ВВ (в 305 мм бронебойных снарядах - всего 4,3 кг) требовал точности попадания в жизненно важные места корабля противника, что также можно было сделать только на ближней дистанции. Кроме того, как покажет боевая практика, не все из этих снарядов будут взрываться.
    Японцы сделали ставку на стрельбу в диапазоне 30 - 60 кб, когда уже бронепробиваемость русских снарядов резко падала, а попадания становились скорее случайными, и на применение фугасных снарядов, снаряженных мелинитом (лиддитом), практически не терявших свой мощный разрушительный эффект и бризантные свойства, хотя и не пробивавшие главный броневой пояс. Такие снаряды (305 мм снаряд имел 36,6 кг ВВ) представляли серьезную опасность для русских броненосцев, имевших недостаточную площадь вертикального бронирования, лишая их боеспособности, хотя и не угрожая непосредственной гибелью. В русских же фугасных 305-мм снарядах заряд был 6 кг, что не представляло опасности для хорошо бронированных японских броненосцев.
    Но слишком большая дистанция также не устраивала японцев (учитывая большой угол возвышения русских 254-мм орудий - до 20 град.), поэтому для них оптимальной была дальность артбоя на пределе досягаемости орудий среднего калибра (порядка 45 - 50 кб), на которых русские орудия СК 152 мм из-за несовершенства станков не могли долго вести огонь на больших углах возвышения против более прочных и надежных орудий Армстронга. При наличии отлично оттренированных артиллеристов и превосходстве в эскадренной скорости адм. Того смог реализовывать свои замыслы, и без особого риска наносить русским кораблям повреждения, исправление которых при крайне слабой ремонтной базы на ДВ было делом долгим, трудным, иногда невозможным. Во всех сражениях японцы постоянно придерживались выбранной тактики, не подпуская за счет преимущества в скорости русские корабли на дистанцию эффективного действия их бронебойных снарядов.
    После 1-го боя у Порт-Артура они постоянно повышали чувствительность взрывателей и мощность ВВ снарядов. Их снаряды стали взрываться при ударе о воду, вызывая черный столб дыма, облегчающий пристрелку, и осыпая палубы, мостики, все броневые щели громадным количеством осколков. При попадании в корабль - мощнейший взрыв с зажигающим (напалмовым) эффектом и сильным газовыделением.
    Правда, при этом японцы шли на очень большой риск. Мелинит как ВВ крайне нестабилен, взрывчатка должна быть хорошо изолирована (в японских пехотных гранатах в каждой вручную ВВ тщательно завертывалось в фольгу), а чувствительные взрыватели в любой момент могли сработать на своем корабле. Но в Цусиме им удивительно повезло: "сработали" свои снаряды в одной башне на "Касуге" - разорвались 3 орудия одной башни 203 мм, 95 убитых и раненых, снаряд 305 мм на ЭБр "Фудзи" в кормовой башне, 8 убитых, 22 раненых, корабль чудом избежал гибели, разрыв 305-мм орудия на ЭБр "Сикисима", 13 убитых, 22 раненых ("цветочки").
    "Ягодка" сработала уже после Цусимы, 12.09.1905 г., когда взорвался кормовой погреб "Микасы", корабль погиб, с ним погибли 250 и ранено 340 чел.
    Поэтому никто после этого во всех ВМС и не подумал переходить на мелинитовые снаряды, а было выработано и принято на вооружение гораздо более безопасное новое ВВ - тротил.
    А эскадренные сражения были проиграны русским флотом в первую очередь из-за архаичных методов управления и отсутствия грамотного боевого маневрирования, и только во вторую очередь - по военно-техническим причинам.
    1. 0
      14 марта 2012 10:30
      Русско-японская война была эталоном военного невезения для русских. Во время Цусимского сражения в японский флагман "Микасу" прилетело несколько 305 мм снарядов - одно из них было весьма ощутимо, когда снаряд, пробив броневой пояс взорвался внутри, пожар начинался рядом с пороховыми погребами. Однако другой снаряд, по счастливой случайности, пробив борт, направил поток забортной воды, которая облегчила тушение пожара. Насколько верна информация не могу точно знать - данные взяты из военно-морской энциклопедии.
      1. Трамвайный хам
        -2
        14 марта 2012 12:25
        Цитата: Prometey
        эталоном военного невезения для русских


        Эталон военного везения для русских - соотношение сил 3:1 в свою пользу. Только тогда есть шанс на успех

        П.С. Редкие исключения как "Меркурий" лишь подтверждают общее правило
        1. Eugene
          +1
          14 марта 2012 12:36
          ну-ну
          Скажите это Ушакову.

          Сражение у Фидониси - победа России при 2х кратном превосходстве турок в есе бортового залпа

          Керченское сражение - турок несколько больше, победа России. Еще привести?
          1. Трамвайный хам
            0
            14 марта 2012 13:17
            Да, пожалуйста приведите примеры из ХХ века.
            Все-таки за последние 100 лет на флоте произошли такие изменения, каких не было со времен папирусных лодок

            Ушаков, конечно, хорошо, но обратных пример больше на порядок
            1. Eugene
              0
              14 марта 2012 17:32
              Ну например оборона Рижского Залива в 15ом году. Немцы имели превосходство в огневой мощи, но задачу в стратегическом плане не выполнили.
              Одиночные вылазки подводников в ВОВ.

              Но вообще я с вами в некоторой степени соглашусь.
              С момента затопления нашего парусного флота в Севастополе нам не везло.

              Сначала общая нехватка кораблей + некоторые огрничения результата войны, потом Цусима (слабая подготовка экипажей+ снабжение+ командование+корабли не очень).Затем почти полное уничтожение флота в первую мировую/гражданскую, как-то худо бедно что-то начали делать перед ВОВ (заложили мощные линкоры + создали лучшую 408 мм корабельную пушку в мире). Война... Потом при Кузнецове попытка создания Большого флота. Развал Союза... вот как-то так.Так,что в среднем раз в 30 лет нашему флоту наступает большой песец. А флот один самых затратных и сложных родов войск.
              Без нормальных боевых кораблей и достаточного опыта воевать непросто.
              1. +3
                14 марта 2012 18:20
                Тем не менее - "Новик" надрал задницу двум немецким миноносцам, "страшшшный" Гебен бегал от древних броненосцев и от боя один на один с Императрицей, бой в желтом море выигран "по очкам" при равных силах (японцы отступили), Аскольд, кстати, там же гоняет тряпкой броненосные крейсера японцев. Олег и Аврора в Цусиме последовательно передрались наверное со всеми бронепалубниками Уриу - но задачу выполнили и к транспортам своим никого не пропустили. В ВОВ не забудьте действия катерников - там тоже немало всего было.
                так что есть что вспомнить и в 20 веке
                1. 0
                  14 марта 2012 19:56
                  После атаки К-21 под командованием Лунина "Тирпиц" жало больше из фиордов не показывал. А ведь когда он выполз атаковать PQ-17 обоср....ся не кто иной как первый лорд адмиралтейства аглицкого некто Дадли Паунд
                2. Eugene
                  0
                  14 марта 2012 23:11
                  Бой в желтом море мы проиграли отступив, но при этом японская эскадра получила бОльшие повреждения.

                  Новик потом встретившись с крейсером сам погиб. Согласитесь миноносцы того времени в составе 2х штук не самый опасный противник для крейсера.

                  1. +1
                    14 марта 2012 23:46
                    Цитата: Eugene
                    Новик потом встретившись с крейсером сам погиб.

                    имеется ввиду не крейсер Новик, а эсминец Новик, действовавший в первую мировую
  24. +2
    14 марта 2012 13:29
    Хам "с сотоварищи"- он и есть хам! трамвайный ли, офисный ли, или на скамеечке у сквера...
    Его бы на место Рудневых (их ведь на корабле было двое - капитан и корабельный священник). На выбор, на место командира в рубку для руководства боем или на палубы корабля, для воодушевления матросов!
    А потом и впечатления у хама будут!
  25. +4
    14 марта 2012 20:32
    Цитата: Prometey
    Русско-японская война была эталоном военного невезения для русских. Во время Цусимского сражения в японский флагман "Микасу" прилетело несколько 305 мм снарядов - одно из них было весьма ощутимо, когда снаряд, пробив броневой пояс взорвался внутри, пожар начинался рядом с пороховыми погребами. Однако другой снаряд, по счастливой случайности, пробив борт, направил поток забортной воды, которая облегчила тушение пожара.

    Первый раз "Микаса" был тяжело поврежден в бою 28.07.1904 г. (в Желтом море): убито 32 и ранено 80 чел., вышла из строя большая часть артиллерии. Но у японцев совсем рядом отлично оборудованные ремонтные базы, и в Сасебо "Микасе" заменили часть броневых плит и стволов орудий. В Цусимском бою японский флагкорабль получил 10 попаданий 305-мм и 22 152-мм снарядами (убито и ранено 113 чел.). Скорее всего, большинство русских снарядов не взорвались, иначе "Микаса" был бы выведен из боя и в лучшем случае занимался только борьбой за свою живучесть. Выяснить в то время причину отказа не представлялось возможным, но в 1906 г., когда подавляли Свеаборгский мятеж и обстреливали крепость орудиями ГК броненосца "Слава", после взятия крепости увидели на земле развороченные невзорвавшиеся снаряды, а "Слава" в свое время получала боекомплект вместе с другими ЭБР эскадры Рожественского, но в строй к нему не успела. Тогда и раскопали, что, опасаясь самовзрыва пироксилина при долгом нахождении кораблей в жарких тропических широтах (опыта ведь не было) решили повысить его влажность и довести ее до 30%, ожидая, что она со временем понизится до приемлимой для детонации от взрывателя. Расчет оказался неверным, влажный пироксилин взрываться не стал.
    В Цусимском сражении в японские корабли русских снарядов крупного калибра (8" – 12") попало не меньше, чем в русские, но только порядка 30% из них взрывались, а взорвавшиеся не причиняли большого вреда из-за малого заряда ВВ. В тоже время в русские корабли попало огромное количество фугасных снарядов среднего калибра (6 "), что явилось результатом выдерживания японскими силами выгодной позиции.
  26. +4
    14 марта 2012 21:09
    Цитата: Трамвайный хам
    Все-таки за последние 100 лет на флоте произошли такие изменения, каких не было со времен папирусных лодок

    Последние 100 лет не относятся к рассматриваемому нами периоду. А вот Рожественскому, его адмиралам и командирам ЭБр было бы неплохо вспомнить маневренную тактику русского парусного флота, особенно адмирала Д.Н.Сенявина в Афонском сражении (у эскадры Сенявина, кстати, огневой мощи было в 1,5 раза меньше, чем у противника). Перенял все лучшее из этой тактики адм. С.О.Макаров, создав свой труд "Рассуждения по вопросам морской тактики", опубликованный в 1897 г. Она была настольной книгой у адм. Х.Того, он ее замусолил до дыр, заставляя без конца своих офицеров составлять и разыгрывать планы боев с рекомендациями от Макарова. В конечном итоге Того применил в Цусимском сражении сенявинский тактический прием - "охват головы", у японцев он получил название "поставить палочку над Т". Если бы Рожественский в сражении применил бы приемы тактики русского парусного флота, ход сражения можно было бы изменить.
    Можно ли было выиграть русской эскадре в Цусимском сражении? Ответ однозначный – нет. Но вот не проиграть и выполнить свою задачу по прорыву во Владивосток эскадра могла, используя все свои оборонительные возможности (броня и маневр). Надо было лишить главного козыря японцев – сосредоточенной эскадренной стрельбы. А этого можно было достичь только благодаря активному маневрированию эскадрой. И этого адмирал Того более всего опасался.
    Замечу, что вышеуказанная книга С.О.Макарова была даже у офицеров чилийского флота! Но вот у офицеров русского флота ее не было и в их среде она не распространялась и не внедрялась.
  27. +4
    14 марта 2012 22:55
    Цитата: Трамвайный хам
    Да, пожалуйста приведите примеры из ХХ века.

    Проведение боев и сражений на море зависит от сил на театре, их соотношения и выбранной соответствующей тактики, исходя из этого. В начале 1-й мировой войны русский флот на Балтике значительно уступал германскому флоту, силы которого в любой момент могли быть быстро переведены из баз Северного моря на Балтику через только что построенный Кильский канал. И тогда создавалась бы опаснейшая угроза непосредственно столице империи - Петрограду. Соответственно Балтфлот избрал оборонительную стратегию в Финском заливе, быстро создав Центральную минно-артиллерийскую позицию, с великолепно продуманной оборонительной тактикой. Это было новое в военно-морском искусстве. Впервые в истории морской бой предлагался как действия разнородных сил флота: НК, ПЛ и береговой артиллерии (с 1916 г. - и авиации) при опоре на масштабные минные заграждения. Инициатором широкого использования разнородных сил флота был адм. Эссен. Германский флот за всю войну так и не решился прорывать ЦМАП в лобовую, ограничиваясь рейдами небольших отрядов крейсеров по ее границам. Уже осенью 1914 г. адм. Эссен понял, что немцы на прорыв не решаются, и берет инициативу в свои руки - переводит флот от оборонительной тактики к наступательной с помощью активнных минных постановок. В октябре 1914 г. - феврале 1915 г. БФ успешно проводит в южной части Балтийского моря активные морские минно-заградительные операции по минированию подступов к портам Мемелю, Данцигу, Пиллау. Это явилось полной неожиданностью для германского командования, нарушило морские сообщения противника и стеснило действия его флота. Даже по признанию немцев, эти операции по своему замыслу, организации и искусству выполнения в условиях полной секретности не имели себе равных в войну. На русских минах в 1914 г. погиб флагман германских морских сил на Балтике Крбр «Фридрих-Карл», Тщ, 8 пароходов, подорвались 2 Кр. Капитаны судов, перевозящих стратегическое сырье, отказывались выходить в море.
    На Черноморском театре в бою у м. Сарыч 5 ноября 1914 г. русская эскадра, состоявшая из очень устаревших ЛК-додредноутов, столкнувшись с новейшими германскими кораблями КрЛн "Гебен" и Крл "Бреслау", нанесла «Гебену» чувствительный урон попаданием с головного ЛК-додредноута «Евстафия», который с дистанции 60 кб залпом накрыл крейсер. Получив 14 попаданий (115 убитых и 58 раненых), «Гебен», охваченный дымом и пламенем, вынужден был выйти из боя, воспользовавшись большой скоростью. Продолжение боя было бы очень опасным для него, т.к. три русских додредноута имели отработанную систему централизованной стрельбы по одной цели, мешала туманная дымка, из которой уже начали выходить 2-й и 3-й русские ЛК. КрЛн встал в ремонт на 2 недели. Бой, длившийся 14 минут, показал высокую степень боевой подготовки русского флота.
    К успеху черноморских моряков следует отнести и скрытную минно-заградительную операцию, проведенную ночью в октябре 1914 г. отрядом минных заградителей, всего в 3 милях от побережья Босфора. На минах этого заграждения подорвался Крлн «Гебен». Получив две огромные пробоины, он на 3 месяца вышел из строя.
    С введением в строй в 1915 г. двух русских дредноутов "Гебен" каждый раз уклонялся от боестолкновения с ними, так и не выполнив боевую задачу по деблокаде сырьевого (угольного) района Зонгулдак, откуда Стамбул должен был получать топливо.
    Пока ограничимся только этим - 1914 годом. А 1915 г. на Балтике - вообще отдельная история.
  28. USSRNAVY
    +1
    8 декабря 2012 14:14
    Немного не моя тема, но почитав ряд статей, особенно в "Морской кампании", сложилось окончательное мнение.
    С детства считал, а мне 53 года, что экипаж Варяга не совершил никакого подвига, а действовал в соответствии с уставом и приказами. Т.е. за Руднева давно всё решили, как и в каких случаях поступать.
    Некоторые должны понять, что было начало войны и нужны были герои для воспитания, подражания. Это неизбежно при любом строе, любой политике государства и особенно при ведении войн. Банально, скучно, но факт. Это и подвига Варяга касается.
    Руднев всю ночь перед боем смотрел, как японци с транспортов десант на берег высаживают. Боялся стрелять, ждал распоряжения наместника. Вот это считаю настоящей ТРУСОСТЬЮ! Т.е. он своего начальства боялся больше, чем японцев!
    Варяг и был поставлен в Чемульпо для предотвращения высадки японцев. Так какого хрена Руднев не стрелял. Я не понимаю. Тем более японци скорее всего ночной бой не начали бы. Или не успели бы до разгрома транспортов.
    Руднев задачу свою не выполнил. Корабль и людей погубил бездарно, хоть и героически.
    Адмирала Рожественского судили вобще непонятно за что, а Руднев и не пытался сделать то, что обязан. Почему не судили? Странно всё это. Вернее просто политика.
  29. 0
    9 февраля 2024 02:09
    А почему бы не опираться на факты? Вот, например, сколько комплектов снарядов 152 мм было снято японцами при подъёме Варяга? Причём, подъём громко сказано - крейсер торчал над водой на 4 метра. Так вот количество снарядов было подсчитано, и занесено в документ - 2355 снарядов. Сделав несложные вычисления получим цифру 33 выстрела сделали за час 12 орудий. Примерно один выстрел в 20 минут. Ничего не настораживает? Но даже, если и так, то эффективность стрельбы по отчёту Руднева запредельная, учитывая, что пробить японские корабли другие калибры попросту не могли. Ведь, как уже здесь приводились данные учебных стрельб Варяга - три выстрела из 145 выстрелов, и то калибры 75 и 47. Почему такая низкая эффективность? Дело в том, что в проект позабыли вставить системы наведения и подготовки стрельбы. Их дозаказали уже на этапе строительства, времени на проектирование особо не было, и фирма производитель предложила приспособить недостающие части от другого проекта. В частности, на устройстве дальномерного узла, и на элементах наведения орудий различалась сетка цены делений, что не было фатально, но требовало пересчёта по дополнительным таблицам. Это увеличивало промежуток времени после выдачи целеуказания и подготовкой стрельбы до состояния готовности к выстрелу. В целом стрельба при относительном движении была бессмысленна. Из-за этого, записав задание на устранение, крейсер был временно! укомплектован одним дальномерным постом из положенных четырёх. Также отсутствовали необходимые для стрельбы снарядами с замедлением устройства разрешения выстрела из-за чего угловой промежуток допуска превышал ТЗ на порядок и больше, то есть более, чем в десять раз. Поэтому данные из отчёта японского адмирала об отсутствии повреждений от попаданий не выглядят сомнительными. Второй вопрос максимальная скорость хода. По завОдским испытаниям 24,5 узла, по сдаточным 23,5. Но это при установленных по проекту двух четырехлопастных винтах с поворотными лопастями диаметром 4,4 м. Из-за перегрева узлов упорных подшипников дейдвудов обоих валов была произведена замена на два трехлопастных винта с неподвижными лопастями и стандартным шагом диаметром 5,6 м. Что фигурирует в японском отчёте о подъёме судна. Пропульсивные характеристики получившиеся после замены позволяли фактически реализовать только 13000 л.с. Дальнейшее увеличении мощности и оборотов до максимума не сопровождалось увеличением скорости. Таким образом фактическая максимальная скорость крейсера была определена, как 14 узлов. В связи с этим по линии морского командования было издано распоряжение переводившее судно из разведывательного использования в стационар для охраны прибрежных объектов. Так крейсер и попал в Чемульпо. Дослужившийся в дальнейшем до конца второй мировой войны крейсер Асама имел долговременную скорость около 20 узлов и четыре 203 мм орудия. Всё это говорит только о том, что Варяг не был потоплен специально. Причину я не знаю, но факт есть факт. Учитывая, что японцы затрофеили береговую базу снабжения, и корабль набитый дипломатической документацией, рискну предположить, что это сговор. Успех японской разведки. Николай 2 подписал капитуляцию в пользу страны, фактически уже не имевшей средств для производства боеприпасов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»