РПКСН «Дельфин» останутся на вооружении – срок эксплуатации подлодок увеличат на 10 лет

32
Северодвинское предприятие «Звездочка» произведет восстановление техготовности стратегических подлодок проекта 667БДРМ. Производство работ пройдет в несколько этапов. После завершения работ срок службы РПКСН «Дельфин» увеличится на 10 лет – с 25 до 35 лет. Как сообщалось ранее, подводные лодки данного проекта должны были снять с вооружения – в 2015 году выходит срок службы первых из них. Теперь же, благодаря начинающимся работам по восстановлению техготовности, они еще послужат отечеству до 2025 года. В данное время подлодки серии «Дельфин» перевооружаются – на них будут установлены баллистические ракеты «Лайнер» (Р-29РМУ2.1). Ракеты являются модификацией ракет «Синева» (Р-29РМУ2). Новые ракеты могут увеличить срок эксплуатации «Дельфинов» как минимум до 2030 года.

РПКСН «Дельфин» останутся на вооружении – срок эксплуатации подлодок увеличат на 10 лет


24 марта со стапелей док-камеры судоремонтного завода «Звездочка» сошла самая первая подводная лодка серии «Дельфин» - К-51 «Верхотурье». Она стала первой подлодкой, которая прошла восстановительные работы техготовности. На заводе подлодка «Верхотурье» находится с декабря 2010 года. Специалисты завода провели капитальный ремонт корпуса, внутренних систем, механизмов и агрегатов. Так же произведен комплекс работ по восстановлению оборудования атомных реакторов. РПКСН «Верхотурье» будет возращена в состав ВМФ к концу этого года.

На сегодня военно-морской флот имеет в своем составе 6 подводных кораблей данного проекта. Все подлодки уже прошли программы модернизаций и среднего ремонта. Модернизация последней лодки завершилась в конце 2010 года. У РПКСН «Новомосковск» понизили уровень шумности, повысили живучесть, обеспечили ядерную безопасность. Улучшили оборудование для обнаружения подводных кораблей противника.



Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 667БДРМ «Дельфин»
Проект «Дельфин» завершил серию подводных кораблей серии 667 – РПКСН второго поколения. Он представляет собой переходную модель подлодок со II поколения на III поколение. Как и предыдущие подлодки серии 667 – «Дельфин» разработан конструкторским бюро «Рубин», который возглавлял С.Ковалев. Работы по проектированию 667БДРМ начинаются согласно постановлению Совета министров СССР от 10.09.1975 года. Первоначально подводные корабли были вооружены баллистическими ракетами Р-29РМ – последними отечественными жидкостными БРПЛ. Дальность применения более 8.3 тысячи километров.

Конструкция новых кораблей является продолжением развития серии 667. РПКСН получают увеличенные ограждения пусковых шахт баллистических ракет. Увеличили длину оконечностей корпуса, вследствие чего возрос диаметр корпуса. При разработке «Дельфинов» старались уменьшить присущие предыдущим кораблям недостатки – шумность подлодки и помехи, мешающие бортовой гидроакустике. Это привело к тому, что лодки стали иметь гидроакустическую заметность, сравнимую с ПЛАРБ «Огайо», относящейся к 3-му поколению американских подлодок.



В качестве энергетической установки РПКСН «Дельфин» используют 2 водо-водяных реактора и 2 паровых турбины типа ОК-700А. Реакторы имеют мощность 90 мВт каждый. Кроме них, на подлодках установили 2 турбогенератора ТГ-3000, 2 дизельных генератора ДГ-460 и 2 электродвигателя с суммарной мощностью 550 л.с. Для обеспечения малошумности хода «Дельфины» получают гребные винты с усовершенствованными характеристиками гидроакустики. Для выравнивания потоков воды, создаваемых винтами, на легком корпусе установили гидродинамическое спецустройство. Повысили общую комфортабельность подлодки – оборудовали спортивный зал, солярии, сауну. Регенерация воздуха происходит за счет электролиза воды и поглощением углекислого газа твердыми поглотителями. Для централизации управления подводные корабли проекта 667БДРМ получили БИУС «Омнибус-БРДМ». Гидроакустика – комплекс «Скат-БРДМ», не уступавший в свое время лучшим мировым аналогам. Для снижения гидроакустических помех впервые применяют в Советском Союзе стеклопластик для обтекателя антенны. Дополнительная буксируемая гидроакустическая антенна в походном положении убрана в корпус лодки. Точное применение БРПЛ обеспечивал комплекс навигации «Шлюз». Для точного определения местонахождения подлодка раз в 2-е суток всплывала на перископную глубину и с помощью астрокоррекции проводились расчеты. Для осуществления связи РПКСН оснащались комплексами «Молния-Н», дополнительно имелись 2 буйковые всплывающие антенны, предназначенные для осуществления радиосвязи на больших глубинах.

Кроме БРПЛ, на борту подлодок установлены ТРК, состоящие из 4 ТА 533-мм калибра. Они позволяют использовать широкий набор торпед, ракето-торпед и имитаторов подводных лодок. Работы по строительству начинаются в 1981 году в Северодвинске. Данные субмарины составляют морскую основу ядерного щита Российской Федерации. Все лодки проекта, кроме одной, состоят на вооружении Северного флота. Место базирования подлодок – бухта Ягельная.



Построенные РПКСН проекта «Дельфин»:
- заводской номер 379 – К-51 «Верхотурье», заложена в феврале 1981 года, вошла в состав ВМФ в декабре 1984 года. На данный момент проходит восстановительные работы по продлению техготовности;
- заводской номер 380 – К-84 «Екатеринбург», заложена в феврале 1982 года, вошла в состав ВМФ в декабре 1985 года;
- заводской номер 381 – К-64(1999 год – БС-64), заложена в декабре 1982 года, вошла в состав ВМФ в декабре 1986 года. Субмарина стоит на приколе;
- заводской номер 382 –К-114 «Тула», заложена в феврале 1984 года, вошла в состав ВМФ в октябре 1987 года;
- заводской номер 383 – К-117 «Брянск», заложена в апреле 1985 года, вошла в состав ВМФ в сентябре 1988 года;
- заводской номер 384 – К-18 «Карелия», заложена в феврале 1986 года, вошла в состав ВМФ в октябре 1989 года;
- заводской номер 385 – К-407 «Новомосковск», заложена в феврале 1987 года, вошла в состав ВМФ в ноябре 1990 года.

Основные характеристики:
- НАТОвская классификация Delta IV;
- экипаж корабля 135 человек;
- автономность 90 суток;
- водоизмещение над/под – 11.7/18.2 тысяч тонн;
- длина 167 метров;
- ширина 11.7 метров;
- осадка 8.8 метра;
- комплекс космической связи «Цунами-БМ»;
- ПУ зенитно-ракетного комплекса «Стрела»;
- скорость хода над/под – 14/24 узла;
- глубина погружения раб/макс – 320/650 метров;
- будущее вооружение - 16 БРПЛ «Лайнер» или «Синева»;
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sarus
    +8
    28 марта 2012 08:14
    АЛП очень сдерживащий фактор.
    Радует то что наши власти поняли что срок службы нельзя бесконенчо продлять и будут вводить новые подлодки...
    Подводный флот ведь и сдерживает всякие демократические выпады...
    1. Sergh
      +3
      28 марта 2012 09:08
      Много читал про Синеву, любые, всякие-якие, адекватные характеристики, но одно не могу сказать. В Сибири живу, был на Тихом, на Чёрном, на Балтике, во Владике, Карсакове (Сах), но ни разу в глаза не видел подводну лодку, прошу простить, судьба в минус, что-ли. Я этому инженерному (бывший) порадоксу просто горд.
      Всем +
      1. +2
        29 марта 2012 02:44
        так может всё таки не все госсекреты продали?
      2. 0
        29 марта 2012 16:49
        Специально для Сергея. Когда были в С-Петербурге довелось увидеть парочку

        И вот 2-ая (правда это уже музей)
      3. +1
        29 марта 2012 16:51
        Специально для Сергея. Когда были в С-Петербурге довелось увидеть парочку
      4. recitatorus
        0
        30 марта 2012 17:57
        Я к сожалению тоже не лицезрел,зато повезло видеть стартующую с Ьайконура ракету!!! Думаю зрелище сопостовимо!
    2. +2
      28 марта 2012 11:45
      в том числе благодаря РПКСН, мы до сих пор не получили демократическим НАТО по сусалам!
      1. Marat
        +5
        28 марта 2012 19:01
        совершенно верно Гражданскии! Благодаря РВСН вкл подлодки мы до сих пор живы и не "бомбимы" - не только Россия - но и Белоруссия и Казахстан

        Никакого Евразийского СОюза нам не дали бы создавать не будь ракетно-ядерного щита - оставшегося от СССР

        То есть СССР даже погибая оставил своим осколкам защиту и возможность объединения и возрождения
    3. vaf
      vaf
      +3
      28 марта 2012 12:35
      Цитата: Sarus
      Подводный флот ведь и сдерживает всякие демократические выпады...


      Хороший корабль, пусть ходит и выполняет задачи, пока смена не подошла!
      Успехов подводникам и 7 футов под килем!!! drinks
      1. +4
        28 марта 2012 14:43
        ээээ какие 7 футов 3-4 км норма не пугай подводников laughing
        1. 755962
          +3
          28 марта 2012 16:13
          Пока ходят "Дельфины",смотришь и "Бореи" подтянутся .
  2. +3
    28 марта 2012 08:43
    "А теперь Горбатый, я сказал Горбатый" laughing
    БР тоже хорошие, как и корабль, хотя "горб" немного уменьшает гидравлические хар-ки.
    1. Eugene
      +4
      28 марта 2012 08:55
      Не гидравлические, а гидродинамические.
      Утверждают, что на скорости, на которой ведется патрулирование этот горб не вносит существенного воздействия.
      1. +2
        28 марта 2012 21:58
        Спасибо за поправку yes
  3. CC-18a
    +2
    28 марта 2012 09:51
    Насколько я знаю "дельфины" получат не синеву, а лайнер Р-29РМУ2.1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Р-29РМУ2.1.
    Лайнер это продолжение Синевы но всё же уже другая ракета.

    В октябре 2011 года испытания ракеты были признаны завершившимися успешно и ракета была допущена к серийному производству и эксплуатации и рекомендована к принятию на вооружение. Планируется принятие ракетного комплекса «Лайнер» на вооружение Северным флотом[9].

    Главком ВМФ России Владимир Высоцкий сообщил, что в перспективе все стратегические АПЛ (БДРМ «Дельфин» и БДР «Кальмар») будут перевооружены на модернизированные баллистические ракеты «Лайнер». Благодаря перевооружению на «Лайнер» существование северо-западной группировки подлодок «Дельфин» можно будет продлить до 2025—2030 года.[10].

    В феврале 2012 года главком ВМФ В. Высоцкий заявил, что «Лайнер» на вооружение принимать не надо, поскольку «это существующая ракета, которая проходит модернизацию». По его словам, первыми модернизированную ракету получили стратегические подводные лодки, находящиеся на боевом дежурстве в Мировом океане, однако в перспективе на «Лайнер» будут перевооружены все корабли проектов 667БДРМ «Дельфин» и 667БДР «Кальмар».


    От себя добавлю:
    Развёрнуто производство Баллистических ракет подводных лодок а) Булава б) Лайнер, одновременно.
    1. +3
      28 марта 2012 14:43
      еще хочу добавить
      ЕМНИП Булава и лайнер унифицированы по головам.
  4. MURANO
    +3
    28 марта 2012 10:37
    Третья картинка (вид с кормы)-БДР.
    Спортзала нет.
    Глубина-320/400.
    1. 0
      3 апреля 2012 03:46
      Ну еще бы Вам не отличить данные проекты))) Имеется ввиду внешне по шпигатам в ЛК, вернее в надстройке. У БДРМ-ов идет длинной сплошной (ну почти) по длине ракетной палубы шпигат.
  5. +3
    28 марта 2012 13:12
    Да, читаешь, аж ностальгия за душу берет. По лодке в год!!! Понимаю, корабли стали сложнее, но ведь и наука-техника не стоит на месте. Нам сейчас такие темпы, а то сроки постройки, как резиновые.
    1. +4
      28 марта 2012 18:13
      все будет..главное потихоньку выходим из полного тупика 90-х..
      по идее по 4 "Борея" на флот должно хватить..пока они строятся - БДРМы и будут фактором сдерживания
    2. -1
      29 марта 2012 10:34
      Подлодка очень дорогая штука. В советское время ее по стоимости сравнивали с постройкой одного города на 100 тыс. жителей. Но лодки строили, хотя и людям жилось не так уж и сладко. Потом. к сожалению, повелись на "разводы" американцев по СОИ и ГПС. Еще афган и Чернобыль добавили расходов. "Внатяг" стали жить. Ну и завершил все горбатый со своими подельниками.
      Сегодня нужно действовать осмотрительнее. Лучше "просекать" обстановку. Поскольку и сейчас не до жиру, к тому же коррупция "помогает", да и пятая колонна сильна пока. В общем - нужно не мало мудрости и искусства. что бы балансировать в этом мире, не зарываться и не тратить впустую силы и средства. Шесть Дельфинов пока еще хороший "сдерживатель". Вот -вот подойдут и "Бореи". Будем жить!
  6. +1
    28 марта 2012 19:28
    Понимаю,что скажу несовременно, но Лайнер(Синева) вызывают большее доверие, чем Булава, хотя трепетно следил за испытаниями. Уж очень победно рапортовали об успехах на фоне длительных проблем... Да и характеристики у Булавы как-то не очень, а ссылка на короткий разгон и простоту эксплуатации не убеждают. Но дай Бог хоть какое-то улучшение в подводном флоте!
    И вопрос к информированным: а зоны патрулирования, кроме Охотского моря и подледного в Арктике (а оно есть реально?) какие-то еще на сегодня есть? Атлантика (хоть какая-нибудь) и Тихий океан (лучше-бы на Юге)?
    1. PN
      +1
      28 марта 2012 20:14
      Где то читал информацию, что в этом году должны вернуться на полномасштабное боевое патрулирование, какое было во времена СССР. Хотя может и сейчас ходят, да кто ж об этом скажет... bully
    2. +2
      29 марта 2012 10:44
      Жидкостные ракеты для подлодки сложнее в эксплуатации (даже не обслуживаемые) и опаснее. Да и дороже. Что касается сравнительных характеристик (дальность-вес заброса) - их вполне хватает. Они даже с запасом . Длина разгонного участка стр. ракеты в условиях современных ПРО - один из важнейших показателей. А эксплуатационная простота позволяет существенно сократить экипаж, размеры лодки - а значит сделать ее живучей и более дешевой.
      У нас еще со времен СССР долгое время не умели делать хорошие ТРД для стратегических ракет. И в этом мы сильно отставали от американцев. Видимо сейчас есть серьезные подвижки - раз Булаву все-таки принимают.
      Что до зон - не переживай. Я читал, что и в Средиземном дежурят, и в Атлантику ходят. Когда были события в Югославии бывший "Курск"был в районе американской АУГ и технически мог ее уничтожить. И никто ее не засек. Капитан "Курска" за этот рейд Героя России получил. А у юсовских адмиралов, как все позже открылось, проблемы были по службе. Говорят, и погоны слетали.
  7. MURANO
    +2
    28 марта 2012 20:48
    Цитата: alex86
    кроме Охотского моря и подледного в Арктике (а оно есть реально?) какие-то еще на сегодня есть?

    Есть.
    Цитата: alex86
    Атлантика (хоть какая-нибудь)

    Зачем?Чтоб все усложнить? smile
    Цитата: PN
    что в этом году должны вернуться на полномасштабное боевое патрулирование,

    Оно,в принципе,и не заканчивалось.
    1. +1
      28 марта 2012 22:10
      Надеюсь, лаконичность имеет объективные основания, поскольку радует.
  8. +2
    29 марта 2012 01:33
    Нет лучшего подарочка,чем РПКСН у берегов США.
    1. Eugene
      +2
      29 марта 2012 14:38
      Ага чтоб проще топить было.
      Нафиг он у Берегов если дальность до 8000км?!
      1. +1
        29 марта 2012 21:42
        1.Что-бы подлетное время было не полчаса, а минут 7-10
        2.Что-бы траектория шла с юга, откуда меньше ждут
        1. Eugene
          +1
          29 марта 2012 22:12
          1) У МБР такого класса есть ограничение минимальной дальности пуска - 5000 км примерно.
          2) Юг менее защищен это да, но залп с западного побережья Чили не укладывается в мое понятие "у берегов США".
      2. +2
        29 марта 2012 22:20
        ВРЕМЯ НА ПЕРЕХВАТ НЕ ОСТАЕТСЯ!!!
        1. Eugene
          +1
          30 марта 2012 00:18
          да не будет там 7-10 минут!!!будет ну 25 минут. У амеров все-равно большая часть ЯО не в шахтах на подлодках, поэтому ответ в любом случае будет.
          1. +1
            31 марта 2012 22:22
            Т.е., когда СССР в ответ на Першинги в Европе выдвигал РПКСН(ПЛАРБ) к берегам США (условно к берегам, как я понимаю, просто сильно ближе, чем Арктика и Охотское море) для уменьшения подлетного времени (приближение к подлетному времени Першингов), то это был блеф? Что-то не вяжется... Ну и целями нашими всегда были города, а не шахты (если стоять на позиции ответного удара, то это верно)
  9. MURANO
    0
    1 апреля 2012 20:32
    СССР никогда специально не выдвигал РПКСН к берегам США.Наоборот-стремился районы патрулирования отодвинуть ближе к своим берегам.Но оружие не позволяло.И с появлением 667Б это произошло.